• Культура
  • 27 Декабря, 2024

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕМЬЕРА

Юрий КАШТЕЛЮК, 
журналист

В ноябре и декабре Казахский национальный театр оперы и балета имени Абая представил премьерные показы оперы «Хан Султан. Алтын Орда». Крупномасштабная постановка посвящена 800-летию образования Улуса Джучи – обширной территории от Жетысу до Волги, которой правил старший сын Чингисхана – Джучи-хан. Именно в период существования этого государства, по мнению ряда ученых, состоялся этногенез казахского народа. О том, что следует уделить особое внимание теме Золотой Орды, – как позже стали называть Улус Джучи, – говорил в минувшем январе в интервью газете «Казахстанская правда» Глава государства Касым-Жомарт Токаев. Тогда Президент особо отметил, что Улус Джучи занимает значительное место в традиции казахской государственности, потому что прошлое, настоящее и будущее ­Казахстана тесно переплетены с его наследием.
«Важно, чтобы восприятие Золотой Орды в мире было тесно связано с Казахстаном», – подчеркнул в интервью Глава государства.
Опера в КазНТОБ имени Абая, поставленная в год 90-летия ­театра, стала частью процесса творческого осмысления истории ­Золотой Орды.

 

Традиции и современность 

Перед премьерой постановщики оперы и солисты рассказали журналистам о том, как готовился спектакль. Директор КазНТОБ имени Абая Айнур ­Копбасарова пояснила основную идею проекта – создать спектакль, объединяющий богатые традиции старейшего оперного театра страны со сценическими инновациями сегодняшнего дня, включая искусственный интеллект. В то же время – и это главное – требовалось рассказать о богатой истории и культуре тюркского мира, ее истоках.
Именно поэтому к работе над постановкой были приглашены прогрессивно мыслящие творческие личности, которые при этом хорошо знают национальную культуру. 
Автором музыки к исторической драме в двух действиях выступил композитор Хамит Шангалиев. Либретто по мотивам драмы молодого писателя ­Алмаса Нусипа «Хан Сұлтан. Алтын Орда» написал заслуженный деятель искусств Казахстана, стипендиат Президента РК Маралтай Ыбыраев.
Историческими консультантами выступили: автор четырех монографий по истории средневекового Казахстана и более 150 научных и научно-популярных работ (в том числе по истории Улуса Джучи), профессор, кандидат исторических наук Нурлан Атыгаев; руководитель Центра исследования ­Золотой Орды и татарских ханов, главный редактор журнала «Алтын Орда шолуы», автор пяти книг по истории Золотой Орды и более 100 научных статей Ильнур Миргалеев; профессор университета «Мармара», автор более сорока оригинальных и переводных книг, посвященных истории Золотой Орды и ханств, существовавших после нее, турецкий историк Ильяс Кемалоглу. 
Для постановки оперы был приглашен итальянский режиссер Давиде ­Ливерморе, в чьем творческом багаже сотрудничество с выдающимися тенорами Пласидо Доминго, Хосе ­Каррерасом, Лучано Паваротти, итальянской оперной певицей – лирическим сопрано ­Миреллой Френи, одним из грандов мирового дирижерского искусства ­Зубином Метой, классиком мирового кино Андреем Тарковским, другими знаковыми фигурами мирового искусства. 
Постановка, в которой задействовано около 200 человек – оперная и балетная труппа КазНТОБ, – рассчитана на два с половиной часа чистого действия. Сюжет спектакля разворачивается вокруг главной героини – Хан ­Султан. Старшая дочь хорезмшаха ­
Ала ад-Дина Мухаммеда II, родная сестра знаменитого Джалал ад-Дина и третья жена Джучи-хана­, она была одной из правительниц Алтын Орды. О Хан Султан сохранилось немного сведений. Однако материалы, которые дошли до нашего времени, представляют собой бесценное наследие для современных исследователей и деятелей искусства. Именно они послужили основой для сюжета.
В премьерном спектакле партию заглавной героини исполнила Зарина Алтынбаева. Оперная певица, сопрано, известна не только как вокалистка, но и как актриса, способная создавать глубокие драматические образы. Вот и в новой постановке ее героиня предстала личностью, сочетающей сильный характер с лиризмом. Партию Джучи на премьере исполнил баритон Дулат Токанов, один из ведущих солистов КазНТОБ. В его творческом репертуаре значатся оперные арии мировой и казахской классики. В нынешнем спектакле он подтвердил реноме исполнителя, способного решать очень серьезные творческие задачи. Как и З. Алтынбаева, он актерски осмыслил свой образ, показал могущественного правителя, достойного своего отца – Чингисхана. 
В других главных партиях также выступили артисты, с именами которых ассоциируется оперное искусство страны. Так, партию сына Хан Султан, Берке, блестяще исполнил лирический тенор ­Нуржан Бажекенов – артист, который всегда органичен и в классике, и в национальной опере. Так, воплощенный им образ Айдара в опере «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди в нынешней репертуарной постановке КазНТОБ стал событийным. Его ­герой Берке из оперы «Хан Султан. Алтын Орда» так же убедителен, лиричен, как и другие образы солиста. 
В образе духа Чингисхана предстал драматический баритон Талгат Кузембаев. Это также один из ключевых персонажей спектакля: Великий хан Монгольской империи появляется в одном из самых драматических эпизодов – момент смерти Джучи, когда над его телом скорбят сразу три супруги... По режиссерской задумке, Чингисхан возвышается над сценой – он исполняет свою арию на парящем троне, что создает эффект величия основателя империи.

Музыка и краски Степи

Партитура, написанная 43-летним композитором Хамитом Шангалиевым, передает драматизм сюжета, вселяет жизнь в персонажей, раскрывает их сокровенные чувства, создает атмосферу Великой империи и передает звуки степных просторов.
Беседуя с журналистами, композитор признался, что нынешний спектакль стал его первым опытом работы в жанре оперного искусства. Это был заказ, который поступил от директора театра Айнур Копбасаровой. 
– Были поставлены жесткие временные рамки – три месяца. Поэтому для плодотворной работы нужно было сосредоточиться и думать только о партитуре. Пришлось запереться в студии на 120 дней, – рассказал о нюансах творческого процесса композитор.
Как признался Хамит Шангалиев, создание партитуры стало временем творческих исследований, поиска голосов. Для этого нужно было проанализировать наследие – исторические оперы из мирового и казахского наследия. Во время этого сложного творческого процесса композитор искал себя среди классиков – музыка Верди, Доницетти, Вагнера, Брусиловского, Жубанова, Хамиди служила источником вдохновения.
– Во время работы я представлял, как звучали бы голоса героев у этих композиторов. Например, образ Чингисхана у меня ассоциировался с Вагнером, и так далее, – пояснил свой метод Хамит Шангалиев.
По его словам, в процессе работы над партитурой он использовал нейросеть. Это помогло соединить различные музыкальные голоса для написания отдельных партий и объединить их в единой партитуре произведения.
– Композиторы каждой эпохи в своем творчестве использовали все передовое, что было в их времени. Думаю, что, если бы у классиков была нейросеть, они тоже пользовались бы этой возможностью, ведь это помогает автору добиться лучшего результата. Вот и в партитуре оперы «Хан Султан. Алтын Орда» искусственный интеллект стал важным ресурсом, который способствовал плодотворному творческому процессу, – поделился композитор. 
О своей работе над проектом рассказали другие создатели крупномасштабного оперного полотна. Так, автор либретто Маралтай Ыбыраев отметил, что образ Хан Султан интересен благодаря уникальной судьбе своего исторического прототипа: Хан Султан стала значимой фигурой в истории Алтын Орды за счет своего ума, незаурядного характера и политической прозорливости – умению думать наперед.
По словам директора КазНТОБ имени Абая Айнур Копбасаровой, новая постановка создавалась с дальним прицелом. Как ранее отмечала директор, проект сочетает в себе национальные традиции оперного искусства с мировыми музыкальными тенденциями, передовыми сценическими решениями, отличающими театральное искусство сегодняшнего дня. Это, по мнению инициатора проекта, должно способствовать его продвижению не только внутри Казахстана, но и за рубежом – в странах тюркского мира, на Западе.
– Новая постановка создана в жанре классической оперы. При этом мы применяли передовые современные технологии, в том числе видеоконтент, – поделилась директор и добавила, что традиционные формы в совокупности с новаторскими решениями призваны вызвать яркие аудиовизуальные впечатления у публики. 
Историческому сюжетному полотну соответствует масштабность сценографии. Так, посреди сцены зритель видит внушительное дерево. Его корни распространяются за пределы сцены и нависают над оркестровой ямой. Позади этого растительного исполина обустроен экран, на него транслируется изображение – виды древнего Ургенча, степные ландшафты. Этот видео-арт призван создать атмосферу раннего Средневековья на территории Евразийского пространства: зрители наблюдают скачущих всадников, атрибуты ханской ставки, краски степи.
К слову, сценографом постановки выступила известный европейский специалист в области художественной постановки спектаклей, работавшая с театром Ла Скала и оперными коллективами Франции Элеонора Перонетти. В беседе с журналистами она пояснила некоторые художественные задумки.
– Возвышающаяся над сценой тополиная ветвь представляет собой символ жизни, она упрямо тянется вверх, символизируя рост, развитие, эволюцию. Думаю, что эта метафора сможет произвести впечатление, а зрители проведут параллель между растущим деревом и силой жизни – стремлением человеческой цивилизации к движению вперед, – подчеркнула сценограф.
Наряду со сценографом над созданием атмосферы давней эпохи работали директор по свету Стабиле ди Катания, художник по свету театра, а также всемирно ­известный режиссер Гаэтано Ла Мэла. 
Танцы с артистами балетной труппы театра поставила хореограф Асем ­Алтынбекова. 
Говоря о костюмах персонажей этого масштабного, густонаселенного спектакля, надо отметить, что они успешно дополняют общее впечатление художественного богатства исторической постановки. Главным художником по костюмам выступила основатель и ­арт-директор ателье PRIMO STUDIO Айнур Еримбетова, второй художник – Алтын Серикбаева. 
Айнур Еримбетова пояснила, что костюмы исторической постановки сочетают национальный стиль с динамикой современности.

Аншлаги дома и за рубежом

Все творческие идеи участников проекта собрал воедино режиссер ­Давиде Ливерморе. В театральном деле он специалист искушенный – в своей творческой карьере успел поработать и хореографом, и сценаристом, а в качестве режиссера берется за непростые, но творчески интересные задачи. 
На вопрос, удалось ли ему прочувствовать колорит Азии, он ответил иронически:
– Схожий вопрос мне задал журналист в Мадриде во время моей работы над постановкой испанской оперы-сарсуэлы. В ответ на тот вопрос я сказал, что итальянские оперы в разных странах ставят местные режиссеры, так почему же я не могу поставить национальную испанскую оперу…
По его словам, работа в Алматы была для него интересной, способствовала поиску оригинальных творческих идей. Он поблагодарил казахстанскую сторону за приглашение. Также режиссер выразил признательность артистам, которые воплотили его творческие замыслы. В свою очередь, директор КазНТОБ подчеркнула, что вклад итальянского режиссера в проект был ярким и самобытным.
Все три премьеры спектакля собрали в Алматы аншлаги. Постановка как знаковое творческое событие вошла и в гастрольный график коллектива. К слову, уже состоялись первые гастроли с новым спектаклем.
Так, КазНТОБ имени Абая показал оперу «Хан Султан. Алтын Орда» в Турции, в главном Культурном центре имени Ататюрка в Стамбуле. ­Гастрольный показ был приурочен к Дню Независимости РК. По словам организаторов, билеты были распроданы за пять дней.
После премьеры в Турции своими суждениями с журналистами поделилась Зарина Алтынбаева. По ее словам, сюжет оперы близок публике в странах тюркского мира, так как история ­Золотой Орды очень важна для осмысления развития стран и народов Азии, их культуры. В то же время сюжет очень понятен и близок всем, потому что в нем говорится о человеческих чувствах. 

Фото предоставлено 
КазНТОБ имени Абая

 

 

3282 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №9

30 Сентября, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»