- Культура
- 27 Декабря, 2024
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕМЬЕРА
Юрий КАШТЕЛЮК,
журналист
В ноябре и декабре Казахский национальный театр оперы и балета имени Абая представил премьерные показы оперы «Хан Султан. Алтын Орда». Крупномасштабная постановка посвящена 800-летию образования Улуса Джучи – обширной территории от Жетысу до Волги, которой правил старший сын Чингисхана – Джучи-хан. Именно в период существования этого государства, по мнению ряда ученых, состоялся этногенез казахского народа. О том, что следует уделить особое внимание теме Золотой Орды, – как позже стали называть Улус Джучи, – говорил в минувшем январе в интервью газете «Казахстанская правда» Глава государства Касым-Жомарт Токаев. Тогда Президент особо отметил, что Улус Джучи занимает значительное место в традиции казахской государственности, потому что прошлое, настоящее и будущее Казахстана тесно переплетены с его наследием.
«Важно, чтобы восприятие Золотой Орды в мире было тесно связано с Казахстаном», – подчеркнул в интервью Глава государства.
Опера в КазНТОБ имени Абая, поставленная в год 90-летия театра, стала частью процесса творческого осмысления истории Золотой Орды.
Традиции и современность
Перед премьерой постановщики оперы и солисты рассказали журналистам о том, как готовился спектакль. Директор КазНТОБ имени Абая Айнур Копбасарова пояснила основную идею проекта – создать спектакль, объединяющий богатые традиции старейшего оперного театра страны со сценическими инновациями сегодняшнего дня, включая искусственный интеллект. В то же время – и это главное – требовалось рассказать о богатой истории и культуре тюркского мира, ее истоках.
Именно поэтому к работе над постановкой были приглашены прогрессивно мыслящие творческие личности, которые при этом хорошо знают национальную культуру.
Автором музыки к исторической драме в двух действиях выступил композитор Хамит Шангалиев. Либретто по мотивам драмы молодого писателя Алмаса Нусипа «Хан Сұлтан. Алтын Орда» написал заслуженный деятель искусств Казахстана, стипендиат Президента РК Маралтай Ыбыраев.
Историческими консультантами выступили: автор четырех монографий по истории средневекового Казахстана и более 150 научных и научно-популярных работ (в том числе по истории Улуса Джучи), профессор, кандидат исторических наук Нурлан Атыгаев; руководитель Центра исследования Золотой Орды и татарских ханов, главный редактор журнала «Алтын Орда шолуы», автор пяти книг по истории Золотой Орды и более 100 научных статей Ильнур Миргалеев; профессор университета «Мармара», автор более сорока оригинальных и переводных книг, посвященных истории Золотой Орды и ханств, существовавших после нее, турецкий историк Ильяс Кемалоглу.
Для постановки оперы был приглашен итальянский режиссер Давиде Ливерморе, в чьем творческом багаже сотрудничество с выдающимися тенорами Пласидо Доминго, Хосе Каррерасом, Лучано Паваротти, итальянской оперной певицей – лирическим сопрано Миреллой Френи, одним из грандов мирового дирижерского искусства Зубином Метой, классиком мирового кино Андреем Тарковским, другими знаковыми фигурами мирового искусства.
Постановка, в которой задействовано около 200 человек – оперная и балетная труппа КазНТОБ, – рассчитана на два с половиной часа чистого действия. Сюжет спектакля разворачивается вокруг главной героини – Хан Султан. Старшая дочь хорезмшаха
Ала ад-Дина Мухаммеда II, родная сестра знаменитого Джалал ад-Дина и третья жена Джучи-хана, она была одной из правительниц Алтын Орды. О Хан Султан сохранилось немного сведений. Однако материалы, которые дошли до нашего времени, представляют собой бесценное наследие для современных исследователей и деятелей искусства. Именно они послужили основой для сюжета.
В премьерном спектакле партию заглавной героини исполнила Зарина Алтынбаева. Оперная певица, сопрано, известна не только как вокалистка, но и как актриса, способная создавать глубокие драматические образы. Вот и в новой постановке ее героиня предстала личностью, сочетающей сильный характер с лиризмом. Партию Джучи на премьере исполнил баритон Дулат Токанов, один из ведущих солистов КазНТОБ. В его творческом репертуаре значатся оперные арии мировой и казахской классики. В нынешнем спектакле он подтвердил реноме исполнителя, способного решать очень серьезные творческие задачи. Как и З. Алтынбаева, он актерски осмыслил свой образ, показал могущественного правителя, достойного своего отца – Чингисхана.
В других главных партиях также выступили артисты, с именами которых ассоциируется оперное искусство страны. Так, партию сына Хан Султан, Берке, блестяще исполнил лирический тенор Нуржан Бажекенов – артист, который всегда органичен и в классике, и в национальной опере. Так, воплощенный им образ Айдара в опере «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди в нынешней репертуарной постановке КазНТОБ стал событийным. Его герой Берке из оперы «Хан Султан. Алтын Орда» так же убедителен, лиричен, как и другие образы солиста.
В образе духа Чингисхана предстал драматический баритон Талгат Кузембаев. Это также один из ключевых персонажей спектакля: Великий хан Монгольской империи появляется в одном из самых драматических эпизодов – момент смерти Джучи, когда над его телом скорбят сразу три супруги... По режиссерской задумке, Чингисхан возвышается над сценой – он исполняет свою арию на парящем троне, что создает эффект величия основателя империи.
Музыка и краски Степи
Партитура, написанная 43-летним композитором Хамитом Шангалиевым, передает драматизм сюжета, вселяет жизнь в персонажей, раскрывает их сокровенные чувства, создает атмосферу Великой империи и передает звуки степных просторов.
Беседуя с журналистами, композитор признался, что нынешний спектакль стал его первым опытом работы в жанре оперного искусства. Это был заказ, который поступил от директора театра Айнур Копбасаровой.
– Были поставлены жесткие временные рамки – три месяца. Поэтому для плодотворной работы нужно было сосредоточиться и думать только о партитуре. Пришлось запереться в студии на 120 дней, – рассказал о нюансах творческого процесса композитор.
Как признался Хамит Шангалиев, создание партитуры стало временем творческих исследований, поиска голосов. Для этого нужно было проанализировать наследие – исторические оперы из мирового и казахского наследия. Во время этого сложного творческого процесса композитор искал себя среди классиков – музыка Верди, Доницетти, Вагнера, Брусиловского, Жубанова, Хамиди служила источником вдохновения.
– Во время работы я представлял, как звучали бы голоса героев у этих композиторов. Например, образ Чингисхана у меня ассоциировался с Вагнером, и так далее, – пояснил свой метод Хамит Шангалиев.
По его словам, в процессе работы над партитурой он использовал нейросеть. Это помогло соединить различные музыкальные голоса для написания отдельных партий и объединить их в единой партитуре произведения.
– Композиторы каждой эпохи в своем творчестве использовали все передовое, что было в их времени. Думаю, что, если бы у классиков была нейросеть, они тоже пользовались бы этой возможностью, ведь это помогает автору добиться лучшего результата. Вот и в партитуре оперы «Хан Султан. Алтын Орда» искусственный интеллект стал важным ресурсом, который способствовал плодотворному творческому процессу, – поделился композитор.
О своей работе над проектом рассказали другие создатели крупномасштабного оперного полотна. Так, автор либретто Маралтай Ыбыраев отметил, что образ Хан Султан интересен благодаря уникальной судьбе своего исторического прототипа: Хан Султан стала значимой фигурой в истории Алтын Орды за счет своего ума, незаурядного характера и политической прозорливости – умению думать наперед.
По словам директора КазНТОБ имени Абая Айнур Копбасаровой, новая постановка создавалась с дальним прицелом. Как ранее отмечала директор, проект сочетает в себе национальные традиции оперного искусства с мировыми музыкальными тенденциями, передовыми сценическими решениями, отличающими театральное искусство сегодняшнего дня. Это, по мнению инициатора проекта, должно способствовать его продвижению не только внутри Казахстана, но и за рубежом – в странах тюркского мира, на Западе.
– Новая постановка создана в жанре классической оперы. При этом мы применяли передовые современные технологии, в том числе видеоконтент, – поделилась директор и добавила, что традиционные формы в совокупности с новаторскими решениями призваны вызвать яркие аудиовизуальные впечатления у публики.
Историческому сюжетному полотну соответствует масштабность сценографии. Так, посреди сцены зритель видит внушительное дерево. Его корни распространяются за пределы сцены и нависают над оркестровой ямой. Позади этого растительного исполина обустроен экран, на него транслируется изображение – виды древнего Ургенча, степные ландшафты. Этот видео-арт призван создать атмосферу раннего Средневековья на территории Евразийского пространства: зрители наблюдают скачущих всадников, атрибуты ханской ставки, краски степи.
К слову, сценографом постановки выступила известный европейский специалист в области художественной постановки спектаклей, работавшая с театром Ла Скала и оперными коллективами Франции Элеонора Перонетти. В беседе с журналистами она пояснила некоторые художественные задумки.
– Возвышающаяся над сценой тополиная ветвь представляет собой символ жизни, она упрямо тянется вверх, символизируя рост, развитие, эволюцию. Думаю, что эта метафора сможет произвести впечатление, а зрители проведут параллель между растущим деревом и силой жизни – стремлением человеческой цивилизации к движению вперед, – подчеркнула сценограф.
Наряду со сценографом над созданием атмосферы давней эпохи работали директор по свету Стабиле ди Катания, художник по свету театра, а также всемирно известный режиссер Гаэтано Ла Мэла.
Танцы с артистами балетной труппы театра поставила хореограф Асем Алтынбекова.
Говоря о костюмах персонажей этого масштабного, густонаселенного спектакля, надо отметить, что они успешно дополняют общее впечатление художественного богатства исторической постановки. Главным художником по костюмам выступила основатель и арт-директор ателье PRIMO STUDIO Айнур Еримбетова, второй художник – Алтын Серикбаева.
Айнур Еримбетова пояснила, что костюмы исторической постановки сочетают национальный стиль с динамикой современности.
Аншлаги дома и за рубежом
Все творческие идеи участников проекта собрал воедино режиссер Давиде Ливерморе. В театральном деле он специалист искушенный – в своей творческой карьере успел поработать и хореографом, и сценаристом, а в качестве режиссера берется за непростые, но творчески интересные задачи.
На вопрос, удалось ли ему прочувствовать колорит Азии, он ответил иронически:
– Схожий вопрос мне задал журналист в Мадриде во время моей работы над постановкой испанской оперы-сарсуэлы. В ответ на тот вопрос я сказал, что итальянские оперы в разных странах ставят местные режиссеры, так почему же я не могу поставить национальную испанскую оперу…
По его словам, работа в Алматы была для него интересной, способствовала поиску оригинальных творческих идей. Он поблагодарил казахстанскую сторону за приглашение. Также режиссер выразил признательность артистам, которые воплотили его творческие замыслы. В свою очередь, директор КазНТОБ подчеркнула, что вклад итальянского режиссера в проект был ярким и самобытным.
Все три премьеры спектакля собрали в Алматы аншлаги. Постановка как знаковое творческое событие вошла и в гастрольный график коллектива. К слову, уже состоялись первые гастроли с новым спектаклем.
Так, КазНТОБ имени Абая показал оперу «Хан Султан. Алтын Орда» в Турции, в главном Культурном центре имени Ататюрка в Стамбуле. Гастрольный показ был приурочен к Дню Независимости РК. По словам организаторов, билеты были распроданы за пять дней.
После премьеры в Турции своими суждениями с журналистами поделилась Зарина Алтынбаева. По ее словам, сюжет оперы близок публике в странах тюркского мира, так как история Золотой Орды очень важна для осмысления развития стран и народов Азии, их культуры. В то же время сюжет очень понятен и близок всем, потому что в нем говорится о человеческих чувствах.
Фото предоставлено
КазНТОБ имени Абая
3282 раз
показано0
комментарий