- Общество
- 20 Ноября, 2024
Айдар АМРЕБАЕВ: «МЫ НАХОДИМСЯ НА ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПРАВЕДЛИВОГО ГОСУДАРСТВА»
Казахстан стал одной из первых республик Советского Союза, провозгласивших независимость еще в 1990-м году на заре распада СССР. 25 октября мы отмечаем День Республики, который символизирует провозглашение независимости страны. В тот день в 1990-м году была принята декларация о государственном суверенитете Казахской ССР. Истоки формирования нашего суверенного государства, по мнению отечественного политолога, директора Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МНВО РК Айдара Молдашовича Амребаева, берут начало еще с известных Декабрьских событий 1986 года, а Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, принятая 25 октября 1990 года постановлением Верховного Совета КазССР XII созыва, стала отправной точкой нашего независимого развития.
– Важной вехой на пути создания независимого государства, по моему мнению, стал 1986 год, когда впервые на советском пространстве казахская молодежь выразила свое недовольство самовольным решением Кремля, назначившего руководителем республики человека, не имеющего никакого отношения к Казахстану, и более того, проигнорировав интересы всего народа нашей многонациональной республики, – отмечает А. Амребаев. – Массовые протесты в Алматы продемонстрировали неприятие игнорирования интересов национальных республик, их стремления к свободному волеизъявлению, широкому самоуправлению и уважению своих прав. Декабрьские события стали толчком для дальнейших изменений в политической системе не только Казахстана, но и по всему тогдашнему СССР, заложив основы будущей независимости многих народов.
Если обратиться к хронологии событий, то после того, как Геннадий Колбин покинул республику, на главный пост первого секретаря Центрального Комитета Компартии Казахстана был избран Нурсултан Назарбаев, затем демократически всенародно избранный Верховный Совет принял Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР в составе СССР. Однако, уже весной 1991 года в союзном государстве был проведен референдум о сохранении Союза, но процессы дезинтеграции обрели необратимый характер, и даже Августовский путч ГКЧП не сумел остановить процесс суверенизации национальных республик. Мы наблюдали «парад суверенитетов», в авангарде которого стояла, кстати говоря, Российская Федерация. Именно Россия вместе с Украиной и Беларусью стояли у основания распада СССР де-факто в результате Беловежских соглашений. Казахстану и другим республикам Центральной Азии ничего не оставалось, как еще раз зафиксировать свое суверенное право на государственную самостоятельность, что и было закреплено в Казахстане на основе предыдущей Декларации от 25 октября 1990 года принятием 16 декабря 1991 года Конституционного Закона «О государственной независимости Республики Казахстан». Если говорить о восстановлении исторической справедливости, наш народ оказался одним из первых, кто сделал решительные шаги на пути к обретению суверенитета. Достаточно вспомнить, что после декабрьских событий в Казахстане последовали волнения в других республиках Союза, таких как литовский Вильнюс и грузинский Тбилиси, что свидетельствует о том, что это отражало всеобщее стремление народов к свободе и самостоятельности.
Лично для меня 25 октября – знаковая дата начала нашего суверенитета по факту. Считаю, что 16 декабря – День Независимости Республики Казахстан – результат прежде принятой декларации 1990 года, отразившей реальную волю народа к Независимости. День Республики отмечается, как день единства народа на пути к независимому существованию, осознания им своей свободы.
– Некоторые источники утверждают, что Казахская ССР объявила о своем суверенитете, приняв соответствующую декларацию предпоследней из союзных республик…
– Это искажение реальной истории. На самом деле декларация о суверенитете Казахской ССР была принята одной из первых среди советских республик.
– Надо сказать, что формированию нового, самостоятельного государства предшествовал тяжелый период…
– Да, распад Советского Союза и огромной экономической системы характеризовались, конечно, серьезным социально-экономическим, идеологическим кризисами. Народ был в определенном замешательстве и одновременно в состоянии эйфории от внезапно обретенной свободы… Вместе с тем, разрушение хозяйственно-экономических связей плохо сказалось на уровне жизни людей. В стране наблюдался повальный дефицит товаров и безработица. Люди едва выживали… Я в те годы только окончил университет, и трудоустроиться было непросто. Заработная плата была унизительно низкой. Некоторые мои друзья вынужденно покинули профессиональную сферу деятельности и буквально искали средства к существованию на рынках, в торговле… Мы волею судьбы оказались в «эпохе перемен», которую не рекомендовал великий китайский философ. Однако, как известно, любые изменения имеют две стороны. С одной – это время, когда рушатся империи и государства, а с другой – открываются новые горизонты. Именно поэтому в нашей семье с воодушевлением восприняли новость о зарождении суверенной республики, а, следовательно, и о возрождении казахского языка, казахских традиций, обрядов, в целом казахской национальной идентичности. Мне отец тогда говорил о необходимости опоры на собственные силы и знания… Тогда, правда, еще никто даже и не думал о «Справедливом Казахстане», но мечта о новом обществе, о новых отношениях, и новом ответственном государстве вдохновляла многих.
– Процесс строительства нового государства – непростая задача, и в первые годы независимости, как известно, было принято много важных решений…
– Да, вы правы… Политической аналитикой я стал заниматься после преподавания в ВУЗе политологии и философии, а также смежных социально-гуманитарных дисциплин. Имея за плечами богатый опыт работы в казахстанских и международных «мозговых центрах», у меня пришло понимание, что процесс строительства нового государства – это не просто вопрос наличия определенных исторических условий и факторов. Это упорная, каждодневная работа над собой. Условия мы формируем сами.
В Казахстане был осуществлен последовательный путь к суверенитету, который важно оценить в контексте объективной исторической справедливости. Первый Президент Н. Назарбаев внес значительный вклад в этот процесс. В первые годы независимости было принято множество важных решений, которые оказали существенное влияние на дальнейшую судьбу нашего народа.
Возьмем, к примеру, внедрение национальной валюты – тенге, в 1993 году. Выход из рублевой зоны сопровождался достаточно серьезным экономическим кризисом. Тем не менее, мы сумели его преодолеть и создать самую передовую на всем постсоветском пространстве финансово-банковскую систему. Конечно, эта работа осуществлялась под руководством грамотных и продвинутых менеджеров, банкиров. В этом ряду следует особо отметить плеяду наших блестящих финансистов – О. Джандосова, Г. Марченко, А. Сайденова и других, которые «выросли» в крупных менеджеров под руководством Даулета Хамитовича Сембаева. Вокруг Главы государства в тот период сосредоточилась большая группа талантливой молодежи. Тогда же взошла звезда нынешнего Президента Казахстана – Касым-Жомарта Кемелевича Токаева, – талантливого дипломата, внесшего весомый вклад в процесс делимитации и демаркации казахстанско-китайской границы и других важных международных инициатив молодой республики. Значение этого факта сегодня трудно переоценить. Мы видим, как нерешенность вопросов границ может привести к большой беде, на том же примере «украинского кейса», или в постоянных конфликтах на кыргызско-таджикском участке границы…
Одним из очень важных решений первого Президента стало закрытие Семипалатинского ядерного полигона и отказ от боевого ядерного арсенала. Этим шагом Казахстан заслужил доверие мирового сообщества, продемонстрировав миролюбивый характер своей внешней политики. С этого момента у страны открылись широкие возможности для международного сотрудничества и привлечения инвестиций в экономику. Динамичное развитие нефтегазовой отрасли Казахстана связано с именем другого талантливого управленца – Нурлана Балгимбаева и других профессионалов нефтяников, которые сумели заложить основы не только самой отрасли, но и всего финансового благополучия страны. Сегодня благодаря возможностям Национального фонда мы имеем возможность осуществлять целый ряд инфраструктурных проектов по диверсификации национальной экономики, о которых говорит наш Президент Касым-Жомарт Кемелевич Токаев. В частности, мы ставим весьма амбициозную задачу по удвоению ВВП страны к 2029 году.
Историческим решением первого президента стал вопрос переноса столицы в центр государства. Этот процесс стал ключевым для формирования многих современных государств. Например, Турецкая Республика перенесла свою столицу из Стамбула в Анкару, что также способствовало созданию нового мегаполиса и стало драйвером экономического развития. Сегодня Астана радует гостей своими архитектурными изысками и современным обликом. Хотя лично мне ближе наша любимая Алма-Ата (офиц. – Алматы – Ред.) – для меня это название навсегда останется в сердце, напоминая о беззаботном детстве…
Казахстан предпринял значительные шаги по модернизации образовательной системы. Программа «Болашак», инициированная президентом, сыграла ключевую роль в подготовке специалистов, обучая многих нынешних менеджеров и государственных служащих за границей. Это стало основой для формирования нового социального капитала нации, которая стремится к более открытому и конкурентоспособному обществу. А подписание Болонского процесса стало важным шагом в реформе образования, открыв возможности для академической свободы. Сегодня студенты имеют возможность учиться и стажироваться за границей, получая опыт и знания в зарубежных университетах. Это резко контрастирует с советским временем, когда подобные возможности были доступны лишь немногим.
– Вместе с достижениями первого периода независимости нельзя забывать и о проблемах, с которыми сталкивалась страна, и ошибках, которые были допущены …
– Согласен. К сожалению, мы все стали свидетелями того, как игнорировались нормы Конституции и произвольно продлевались сроки президентства в угоду сохранения правления олигополий, вольготно распоряжавшихся народным благосостоянием в личных интересах. Как мы знаем, все это закончилось вопиющими социальными диспропорциями и катаклизмами, среди которых события в Жанаозене в 2011 году и январские события 2022 года…
Конечно, подводить итоги «эпохи Назарбаева» еще рано. Тем более, не бывает достижений без ошибок. Однако, если мы хотим быть цивилизованной нацией, способной по достоинству, объективно оценить свою дальнюю и ближнюю историю, нам необходимо всесторонне и комплексно посмотреть на произошедшее «здесь и теперь». В этом плане красноречив пример Китая. Известно, как китайские коммунисты после трагического периода «культурной революции», унесшей миллионы жизней, оценили период правления Мао Цзэдуна. После жарких внутрипартийных дебатов было принято мнение, что «70% из того, что сделал Мао Цзэдун, было хорошо, а 30% – плохо, и на том закрыли тему», начав строить социализм с китайской спецификой, успешные результаты которого сегодня налицо. Мне кажется, так и мы должны «перешагнуть» эти страницы нашей национальной истории, и идти к свершению новых стратегически важных задач, которых перед Казахстаном стоит немало…
Провозглашенная Президентом Касым-Жомартом Токаевым с первого дня вступления в должность концепция «слышащего государства» создала условия для поступательного движения общества и государства к большей открытости и справедливости. Не случайно программная доктрина нашего Президента называется «Справедливый Казахстан». После трагических январских событий 2022 года мы встали на путь очищения и формирования справедливого общества. В том же году был проведен Общенациональный референдум по изменениям в Конституцию страны, благодаря которым начался целенаправленный переход от суперпрезидентской власти к сбалансированной триаде ее ветвей, выраженной в формуле: «сильный президент – авторитетный парламент – подотчетное правительство», восстановлен Конституционный Суд, отражающий устремления к правовому государству. Была начата работа по возвращению в страну украденных активов. Эта непростая, вызывающая сопротивление олигополий, деятельность, осуществляется во имя восстановления социальной справедливости. Ведь Касым-Жомарт Кемелевич Токаев не случайно инициировал концепцию «слышащего государства», восстанавливающего принципы социального государства и открытого диалога между государством и гражданами. Реформа, проведенная в 2022 году, ограничила полномочия Президента одним семилетним сроком и укрепила Парламент, создавая сбалансированную и эффективную власть, находящуюся на службе общества. Недавние события, такие как референдум по строительству атомной электростанции, демонстрируют стремление государства прислушиваться к мнению общества по ключевым вопросам. Это важный шаг не только к изменению энергетической политики страны, но и самого характера государства, которое становится поистине народным.
– По-вашему, какие ключевые шаги на сегодняшний день предприняты Казахстаном для укрепления своих позиций на международной арене?
– В последние годы Казахстан стремится укрепить свои позиции на международной арене, становясь активным участником целого ряда актуальных для Казахстана международных форматов сотрудничества. Мы активно пытаемся нивелировать негативные последствия для Евразийского экономического союза войны в Украине, формируем диверсифицированную экономическую политику и транспортно-логистическую стратегию, позволяющую нам сохранить устойчивость национальной экономики. Вместе с нашими тюркскими братьями возрождаем единство в форматах СТГ (Союз тюркских государств) и С5 (Центральноазиатская «пятерка»). Активизируем проекты сотрудничества с Китаем. В частности, мы развиваем конструктивные отношения с нашим великим восточным соседом, участвуя в инициативе «Один пояс, один путь», что позволяет модернизировать транспортные коридоры и укреплять нашу роль как логистического хаба Евразии. Несмотря на турбулентные процессы в мире, Казахстан зарекомендовал себя как ответственное и состоятельное государство, пользующееся заслуженным авторитетом в мире. Не случайны участившиеся визиты глав самых передовых стран в нашу республику. Все это реализуется благодаря личному авторитету нашего Президента как опытного дипломата, но также и благодаря реализуемой в повседневной политике большого потенциала развития нашего народа и страны.
Несмотря на вызовы, перед которыми стоит Казахстан, я смотрю в будущее с оптимизмом. Мы находимся на пути формирования справедливого государства, что требует от каждого из нас честности и ответственности в работе.
– Спасибо за беседу!
Диана ЖУРАВЛЁВА
469 раз
показано0
комментарий