- Общество
- 20 Ноября, 2024
КОГДА ВСЕ НА ОДНОГО
Слово «буллинг» закрепилось в Казахстане в 2022 году, когда на государственном уровне стали прорабатываться методики борьбы с этим негативным явлением, рекомендации по его профилактике. В 2024 году была усовершенствована законодательная база, связанная с противодействием буллингу. Так, с 16 июня 2024 года в Республике Казахстан введены в действие поправки в законодательство, устанавливающие ответственность за систематическую травлю. В частности, было уточнено само понятие буллинга. Согласно новому определению, травля (буллинг) ребенка – систематические (два и более раза) действия унизительного характера, преследование и (или) запугивание, в том числе направленные на принуждение к совершению или отказу от совершения какого-либо действия, а равно те же действия, совершенные публично или с использованием массмедиа и (или) сетей телекоммуникаций, и (или) онлайн-платформ (кибербуллинг).
Наказание зависит от последствий, тяжести правонарушения. Оно может быть административным – от штрафа в 10 МРП за буллинг, а также уголовным – до срока в девять лет, если жертву довели до суицида.
О том, как ведется противодействие буллингу, какие методические разработки помогают справляться с этой проблемой и проводить профилактику, журналу «Мысль» рассказала региональный уполномоченный по правам ребенка Карагандинской области Ирина КИСЕЛЕВА.
– Существует ли алгоритм помощи ребенку, подвергшемуся буллингу?
– Есть выработанная последовательность действий, так называемая «лестница». Это государственные рекомендации, позволяющие поэтапно разбираться в ситуации и находить способы решения проблемы. Борьба с проявлениями каждого конкретного случая буллинга – это коллективная работа. После поступления сигнала собирается команда. Наряду с уполномоченным по правам ребенка в нее входят педагоги, инспектор по делам несовершеннолетних. В обязательном порядке привлекается психолог. Все участники этой группы обладают большими наработками, практическим опытом.
Если говорить конкретно об алгоритме, то решение проблемы начинается с учителя. По правилам, узнав о случае буллинга, он ставит в известность администрацию – директора школы. В свою очередь, директор информирует отдел образования, затем информация поступает в управление образования. После чего приказом создается комиссия. Собирая информацию и работая над решением проблемы, уполномоченный по правам ребенка имеет право посетить любую организацию образования вне зависимости от формы собственности – государственную или частную. К слову, у всех уполномоченных налажена хорошая связь со школами и колледжами – это люди, которые имеют опыт работы с детьми, по защите прав детей.
Но вернемся к созданию комиссии. Ее состав варьируется в зависимости от характера ситуации. Комиссия может состоять из двух, трех и более человек. Выезжая на место, мы стараемся разобраться в первопричине проблемы, разговариваем с родителями, учителями, детьми. Бывает, что у родителей нет конкретных фактов буллинга их детей, но они чувствуют, что ситуация не в порядке. В таких случаях мы советуем родителям находиться в тесном контакте с педагогом, который проводит много времени с детьми. Если не получается решить вопрос в классе, то я рекомендую родителям обратиться к директору, настаиваю на том, чтобы они сделали это письменно. После чего, опираясь на разработанную государством документальную базу, комиссия проводит работу. Основному этапу отводится 24 часа. Нужно выслушать обе стороны. По сути, это расследование. Мы обсуждаем ситуацию, узнаем ее первопричину. После прояснения всех обстоятельств комиссия предлагает методы решения конфликта. Очень важно погасить ситуацию в самом начале, чтобы она не разрослась и не достигла критических форм – нанесения ребенку психологической или физической травмы. В разрешении конфликта участвуют и школьники – это необходимая часть процесса. Подчеркну, что дети не должны оставаться в стороне, ведь вопрос касается их. Школьникам важно дать понять, что они должны быть заинтересованы в решении конфликта, что разрешение проблемы повысит их самооценку, позитивно отразится на их репутации в школе. То есть нужно найти механизмы для того, чтобы дети сами захотели справиться с проблемой и сделали из нее выводы. При этом мы, взрослые, не занимаем ни одну из сторон конфликта – это педагогически важный аспект. И, как правило, нам удается решить вопрос.
В такой работе очень важно предотвратить переход ситуации в патовую. Например, дети уже давным-давно помирились, забыли о конфликте, а школьная администрация продолжает выяснения, родители судятся со школой, с другими родителями, и это только вредит детям. Подобные случаи свидетельствуют о том, что школа непрофессионально подошла к решению проблемы.
Поэтому, выступая перед директорами, я всегда говорю о важности обращения к положительным примерам, к опыту медиации, к рекомендациям по профилактике буллинга. Не нужно пренебрегать обучением, стесняться повышать свои знания, так как это в прямом смысле жизненно важно для ребенка, за безопасность которого несут ответственность взрослые.
Необходимо помнить, что школа – это большая институциональная семья, где дети должны себя ощущать в безопасности, поддерживать друг друга, доверять своим педагогам.
Также необходимо, чтобы родители были частью этого коллектива, ведь они самые близкие для ребенка люди. К слову, родители должны беседовать с ребенком, следить за его успеваемостью, интересоваться его увлечениями. Нужно быть внимательным к его поведению. Важно интересоваться, с кем он дружит, с кем общается вне дома и школы, с кем переписывается в чатах и какие ресурсы посещает. Также нужно быть в постоянном контакте с педагогом, сегодня для этого есть все возможности – посредством мессенджеров всегда можно задать вопрос учителю ребенка, проконсультироваться с ним, поделиться проблемой.
– Какова статистика обращений к уполномоченному по правам ребенка, связанным с буллингом, по вашему региону?
– Количество обращений растет. Если два года назад ко мне, как к уполномоченному по правам ребенка в регионе, за год поступило 10 обращений, то сегодня 10 обращений мы получаем за два-три месяца. Обращения поступают и от родителей, и от педагогов, и от самих школьников, но детские обращения – это единичные случаи.
– Если рассмотреть проблему в гендерном ракурсе, то кто чаще становится жертвой буллинга – мальчики или девочки?
– Случаи буллинга выявляются как у девочек, так и у мальчиков, однако у мальчиков все-таки чаще. У девочек и у мальчиков формы проявления буллинга могут быть разными. Например, у девочек возникают социальные формы буллинга – исключение из групп, сплетни, нашептывания, в редких случаях драки, в частности, из-за мальчиков. У мальчиков больше физической агрессии. Из опыта скажу, что у девочек конфликты проходят менее болезненно, с мальчиками сложнее – драки, избиения.
Поэтому, если дети не находят между собой общего языка, ситуация усугубляется, взрослым нужно вмешаться и приложить все усилия для решения проблемы.
– В каком возрасте наиболее вероятен риск буллинга?
– Регистрируются случаи буллинга и в первом, и во втором, и в третьем классе, и в дошкольных учреждениях бывают агрессивные дети. Но основная категория – это подростки от 11 до 16 лет. В этом возрасте формируется социальная идентичность детей, они очень чувствительны к мнению окружающих. Причины подросткового буллинга могут быть самыми разными – одежда, успеваемость в школе, участие или неучастие в тех или иных группах в социальных сетях. В особенности высок риск буллинга в отношении слабых детей, ребят с заниженной самооценкой. Поэтому, повторю, взрослым – родителям и педагогам – нужно очень внимательно следить за развитием ребенка, процессом его интеллектуального взросления. Взрослым важно понимать, что, если ребенка игнорируют, презирают сверстники, это может стать психологической травмой для него.
Объединяет всех буллеров низкий уровень толерантности. В этом есть вина взрослых, так как дети подражают им. Если родители плохо говорят о родственниках, высмеивают соседей, то дети это быстро примечают и начинают вести себя подобным образом по отношению к слабым сверстникам, к тем, кто не может ответить.
Задача взрослых – научить детей терпимости, для этого родители и педагоги должны сами быть достойным примером.
– Как выявить буллинг?
– Если вы видим замкнутость, тревожность, нежелание идти в школу без объяснения причин, снижение успеваемости, отсутствие заинтересованности в учебе, то нужно узнать причину, доверительно поговорить с ребенком и понять ситуацию. У малышей, дошкольников индикаторами становятся слезы ребенка во время сборов в детский сад. Однократный плач может быть связан с настроением, желанием еще поспать, сменой погоды, но если родители каждое утро видят слезы, то это может быть признаком какого-то негатива в дошкольном учреждении.
– Приведите, пожалуйста, пример успешного разрешения ситуации, связанной с буллингом.
– Был случай, когда группа ребят провоцировала двух сверстников на драку, казалось бы, ее было не миновать, но эти школьники проявили стойкость и не поддались провокации, решили конфликт между собой мирным путем. Это произошло потому, что в их семьях всегда говорилось о том, что драка – не метод, что человек в состоянии договориться с другим человеком и все решить цивилизованно. Это пример правильного воспитания в семье, о котором я говорила ранее.
– Случается ли, что даже после положительного решения ситуации, связанной с буллингом, родители переводят ребенка в другую школу?
– Бывало такое, но мы не рекомендуем переводить ребенка. Казалось бы, все очень просто: ушел ребенок – и проблема решилась. Но это не верно. Самый лучший способ – разобраться в ситуации и продемонстрировать ребенку, что он находится под защитой взрослых, что они не допустят повторения ситуации.
– Бывает, что дети бояться сообщать о буллинге родителям или учителям, чтобы не прослыть ябедами. Что бы вы порекомендовали в таких случаях?
– В школах нужно вести профилактику буллинга, важно проводить занятия на сплочение, чтобы дети поддерживали друг друга, чтобы им не хотелось кого-то унизить или обидеть. Также учителя должны объяснять им, что драки, унижения недопустимы, учить толерантности, прививать эмпатию. При этом педагоги и родители должны быть очень внимательными. Им нужно понимать, что дети не всегда хотят сообщать о ситуации. Поэтому, если педагоги или родители заметили что-то неладное, то нужно подключаться, но все необходимо делать профессионально, с привлечением специалистов. Сегодня существует множество программ, которые помогают справиться со сложной ситуацией, решить проблему. Но главное – родителям и учителям важно уделять внимание ребенку, заниматься с ним, развивать его, чтобы он понимал: в современном мире престижно быть цивилизованным, образованным и терпимым человеком.
Юрий КАШТЕЛЮК
472 раз
показано0
комментарий