• Общество
  • 20 Ноября, 2024

НЕЛЬЗЯ ОТКЛАДЫВАТЬ ИЗУЧЕНИЕ БОТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Игорь ПРОХОРОВ, 
научный сотрудник Государственного 
историко-культурного 
музея-заповедника «Ботай», 
кандидат исторических наук

 

Аннотация
В статье рассматриваются некоторые достижения и научные открытия археологов и других специалистов, изучающих Ботайскую культуру. По мнению исследователей, она стала истоком степной цивилизации и началом культурогенеза казахов и многих современных этнических групп Евразии. В степях северного Казахстана впервые на планете в IV тысячелетии до нашей эры была одомашнена лошадь. После нескольких миллионов лет эволюции человечество перешло от пешего общения к конному. Таким образом, закономерности развития материальной и духовной культуры древнего населения Северного Казахстана были определены становлением раннего коневодства. В то же время, Ботай, по мнению современных исследователей, является прямым предком великой кочевой цивилизации.

Түйіндеме
Мақалада Ботай мәдениетін зерттейтін археологтар мен басқа мамандардың жетістіктері мен ғылыми жаңалықтары қарастырылады. Зерттеушілердің пікірінше, бұл дала өркениетінің бастауы және қазақтар мен Еуразияның көптеген қазіргі этностарының мәдени генезисінің бастауы болды. Солтүстік Қазақстан даласында біздің дәуірімізге дейінгі IV мыңжылдықта алғаш рет жылқы қолға үйретілді. Адамзат бірнеше миллион жылдық эволюциядан кейін жаяу қарым – қатынастан-атқа көшті. Осылайша, Солтүстік Қазақстанның ежелгі халқының материалдық және рухани мәдениетінің даму заңдылықтары ерте жылқы шаруашылығының қалыптасуына байланысты болды. Сонымен бірге, Ботай, қазіргі зерттеушілердің пікірінше, көшпенділердің ұлы өркениетінің тікелей атасы.

Abstract
 The article discusses achievements and scientific discoveries of archaeologists and other specialists studying the Botai culture. According to researchers, it was the source of the steppe civilization and the beginning of the cultural genesis of the Kazakhs and many modern ethnic groups of Eurasia. In the steppes of northern Kazakhstan, for the first time on the planet in the IV millennium BC, a horse was domesticated. After several million years of evolution, humanity has moved from walking communication to equestrian communication. Thus, the patterns of development of the material and spiritual culture of the ancient population of northern Kazakhstan were determined by the formation of early horse breeding. At the same time, Botai, in the opinion of modern researchers, is a direct ancestor of the great nomadic civilization.

 

Казахстанские и зарубежные археологи, а также специалисты других научных направлений, сотрудники республиканских музеев-заповедников продолжают изучать Ботайскую культуру и приходят к новым выводам, открытиям.
– Ботай уже признан миром как первый центр одомашнивания лошади, – говорит директор музея-заповедника «Ботай» Куаныш Шакшаков. – ­Обнаруженные на нем артефакты сейчас становятся предметом пристального изучения не только историков, но и генетиков, антропологов, геохимиков, геофизиков, зооархеологов, специалистов в области археологии и почвенной микроморфологии. 
Как он напоминает, в свое время Виктор Зайберт писал, что приручение лошади, использование ее человеком для хозяйственных нужд определило принципиально новую систему коммуникации людей.
Так, известный немецкий философ Карл Ясперс, оценивая историческое значение одомашнивания лошади, отметил: «Это событие привело к тому, что человек оторвался от своей привычной среды, ему дали свободу передвижения, новую, превосходную военную технику».
Одомашнивание лошади способствовало формированию историко-цивилизационного объединения народов, проживающих на территории, которую не случайно назвали Великая Степь. 
 Именно этот момент эволюции дал динамизм качественным изменениям во всех сферах жизни и духовности человека с тех пор, как стали возможны новые формы экономического, социально-политического и культурного развития.
Энеолитическое поселение Ботай находится в 5 км южнее железнодорожного разъезда Ботай, и в 1,5 км от села Никольское, в Айыртауском районе Северо-Казахстанской области. Памятник был обнаружен археологами Северо-Казахстанской археологической экспедиции в 1980 г. в ходе разведочной работы на берегу реки Иман-Бурлук (Зайберт В. Ф., Плешаков А. А., Зданович Г. Б.) с 56-ю зафиксированными четкими очертаниями жилищ. На данный момент геомагнитные исследования показали наличие более 250 жилищных ям и впадин.
– Большая часть жилищ и ям находилась на берегу реки Иман-Бурлук. Однако поселения разрушаются. Паводковые и талые воды, ветровая эрозия с 1980 года уже разрушили более 4 тысяч квадратных метров культурного слоя. Поэтому откладывать археологические раскопки на будущее нельзя.
Итоги последних археологических открытий на Ботае подводит научный сотрудник государственного историко-культурного музея-заповедника ­«Ботай» Марат Макеев.
По его словам, археологический раскоп 2023 года был разбит в центральной части Ботая, рядом с раскопом 2022 года, с целью методического и планомерного изучения памятника. Одной из задач ставилось обнаружение погребений ботайского человека, потому что более ранние раскопы показали наличие останков в жилищных конструкциях. 
Археологические исследования проводились по классической методике исследований. Культурный слой снимался по 5-10 см, затем просеивался с помощью сеточных носилок. Археологические находки фиксировались строго по квадратам и уровням залегания. Затем находки заносились на карту-план раскопа. Мелкие находки, относящиеся к отходному производству (отщепы, сколы, фрагментированные кости), обозначались как скопления. 
– Культурный слой на Ботае начинается сразу с уровня 0-10 см, – продолжает Марат Макеев, то есть с дерна, что говорит о выходе наружу археологического материала. 
На дерновом уровне были найдены первые находки из каменного инвентаря: чаще всего встречались сколы, бифасиальные обломки, отщепы без ретуши и с ретушью. 
В северо-западной части на уровне 30 см археологи нашли прямоугольную кладку из камней естественного происхождения. Изначально предполагалось, что она имеет характер детского погребения, но дальнейшее изучение показало отсутствие каких-либо находок под камнями. 
На верхних слоях каменной кладки было обнаружено большое количество расщепленных костей. Возможно, она использовалась в качестве зоны для приема пищи или раскалывания костей с целью извлечения костного мозга. Большая часть найденных костей расщеплена и обожжена. Также в межжилищном пространстве квадрата были найдены 8 фрагментов керамики. 
На глубине 30-40 см найдено 8 скребков и каменных ножей из яшмокварцита. В северо-восточном квадрате найдены 
3 обломка наконечников стрел, обработанных мелкой отжимной ретушью. В северо-западном углу на межжилищном пространстве квадрата также обнаружены 
3 фрагмента керамики на глубине 10-20 см. 
Определить форму сосуда по фрагментам очень сложно, предполагается, что это осколки нескольких разбитых сосудов, которые выбросили из жилища. 
В ходе археологических раскопок проводились топографические работы, связанные с изменениями топографии, расширением лесного массива, изменением границ поселения Ботай, которое постепенно разрушается в южной береговой части.
Топографическая карта показывает, что энеолитический памятник Ботай расположен между рекой Иман-Бурлук, правым притоком р. Ишим, на южной границе, с лесными околками Кокшетауского национального парка на севере и востоке, и открытым степным пространством на западе. 
По словам Марата Макеева, такое расположение местности позволяло заниматься одновременно коневодством, рыболовством, охотой и собирательством. Природно-климатические условия были схожи с окружающей средой в древности. 
На территории памятника также расположено два невысоких вытянутых естественных холма с максимальным диаметром в 50 м, на поверхности которых визуально фиксируются неизученные жилищные конструкции. 
В центральной части поселения идет грунтовая дорога, которая делится на несколько направлений. Между ними расположен невысокий холм, на котором также фиксируется 12 неизученных жилищных впадин. 
На северном холме также визуально наблюдаются жилищные впадины. В 2021 г. там было реконструировано ботайское жилище открытого типа с загоном для лошадей. 
Мощность культурного слоя здесь достигает 110 см. В очажной зоне были обнаружены мелкие следы от розжига костра в виде мелких фрагментов древесного угля. Слабый уровень толщины зольника дает возможность предполагать, что в жилище очаг разжигали не так часто, и в основном для обеспечения теплом. Очаг расположен ближе к выходу, который был направлен на восток. Чаще всего очертания на глубине 90 см показывают границы жировых отложений, сформировавшихся при резке и готовке мяса в центре жилищной конструкции. 
В квадрате A-I кости животных, преимущественно лошади, были разбросаны сверху на каменном выступе в виде отчетливой буквы «П».
Остеологический материал также встречается в разбросанном виде в квадрате А-III, где также не фиксируется хозяйственной ямы. 
Как отмечает Марат Макеев, наиболее интересным является межжилищное пространство в квадрате В-III, где британскими учеными на глубине залегания культурного слоя в 40 см. были обнаружены три головы лошади, которые не были положены в хозяйственную яму. Они были расположены в ритуальном порядке – один череп лошади лежал внизу, второй – сверху на первом. Третий череп располагался в 30 см от них поперек северной линии бровки. 
Рядом с ритуальным расположением черепов лошади находится очаг диаметром 70 см вытянутой продолговатой формы. Рядом с очагом было обнаружено 8 фрагментов керамики и фрагментированные кости лошади, а также диких животных. 
Вот как характеризуются профессором Эксетерского университета (г. Эксетер, Великобритания) Аланом Оутрамом многолетние казахстано-британские исследования ботайской культуры: 
«Ботай уже длительное время считается ключевым объектом в понимании доместикации лошади и происхождения пастбищных обществ в Центральной Азии. 
Под динамичным руководством ­Виктора Зайберта исследования на Ботае­ включали сотрудничество со многими учеными, в том числе из ­Германии, США, ­Великобритании, России, Франции, ­Дании, Китая и ­Литвы. Многие из вовлеченных специалистов являются лидерами в своих областях и применяют передовые методологии для своей работы в Казахстане. 
В некоторых случаях Ботай был предметом самого первого применения совершенно новых подходов и методов в мире. Памятник вдохновил на значительный уровень исследований и этому способствовал открытый подход Виктора Зайберта к сотрудничеству. Обширное наследие исследований на Ботае заключается не только в его несомненном археологическом значении, но и в связях между разными учеными и в новых подходах, которые этому способствовали. 
Ботай также был центром обучения молодого поколения археологов. Виктор Зайберт подготовил сотни казахстанских студентов; также в работу на ­Ботае были вовлечены зарубежные студенты, магистранты и докторанты». 
Культурологическое значение этого археологического памятника продолжают оценивать и современные казахстанские специалисты. 
Так, магистр истории, заведующая научно-исследовательским отделом истории музейного комплекса «Резиденция Абылай хана», Алия Мамбеталинова на международной научной конференции «Вклад Ботайской культуры в развитие мировой цивилизации» (Ботай, октябрь 2024 г.) отметила, что мы еще не полностью осознали значение Ботайской культуры в формировании сообществ цивилизационного порядка. 
Раскрывая горизонты познания этой культуры, ученые должны рассматривать современное развитие обществ и государств с исторически ретроспективной точки зрения. Междисциплинарный подход позволит рассматривать наследие Ботая не как отдельную энеолитическую археологическую культуру, а как целостный мир – прародитель кочевых и оседлых мировых цивилизаций.
– Поэтому актуальность изучения Ботайской культуры в контексте понимания казахской национальной идентичности не вызывает сомнений, – считает Алия Мамбеталинова. 
В целом, археологические раскопки и исследования, проведенные под руководством Виктора Зайберта, а в последние годы усилиями его учеников и последователей, открыли новую страницу культуры евразийского степного пояса. 
Научные взгляды, выводы, концепции и гипотезы, сформулированные Зайбертом и его отечественными и зарубежными последователями, продолжают привлекать внимание казахстанских и зарубежных ученых в различных научных областях, от историков, антропологов и культурологов до генетиков, археологов и специалистов в области археологии и почвенной микроморфологии.
В 1990-х годах ряд исследователей-зооархеологов – Дэвид Энтони и Доркас Браун (колледж Хартвик, США); Норберт Бенеке и Анжела фон ден Дриш (Германия), Марша Левин (Кембридж, Великобритания) и Сандра Олсен (Музей естественной истории Карнеги, США) – опубликовали обзорные статьи на тему изучения зооархеологической коллекции Ботая в широком контексте дебатов о приручении лошадей.
Кроме традиционных, хорошо известных естественнонаучных методов, ученые, пытаясь установить доказательства практики верховой езды в Ботае, разработали новые палеопатологические методы. Участники экспедиции Д. Энтони и Д. Браун выработали новый способ, предназначенный для определения износа, который может вызвать скос на первом премоляре (зубе), для доказательства верховой езды (использования упряжи, грызла). Рассматривались также возможные патологии, которые могли развиться в позвоночном столбе лошади в результате воздействия ­всадника.
Д. Энтони и Д. Браун поддерживали теорию одомашнивания лошади в период до ботайской культуры с полным всадническим использованием животных.
Первое десятилетие XXI века стало началом новых зооархеологических исследований командой Алана Оутрама – Робина Бендри (Винчестер, Великобритания) и Алексея Каспарова (РАН, Россия). 
Р. Бэндри разработал два новых критерия для определения степени износа, включая изношенность на передней части премоляров, а также костную патологию диастемы. 
Команда исследователей смогла применить это к остеологическим коллекциям на Ботае и обнаружила доказательства обоих типов патологии.
Таким образом, ботайские лошади, вероятно, использовались для верховой езды. Эти направления исследований значительно увеличили ценность зооархеологических доказательств того, что ботайские лошади были одомашнены. 
На основе собранных археологами артефактов удалось приступить к изучению цивилизационного аспекта Ботайской культуры.
Философия, выражающая единство человека и мира, позволяет увидеть ботайского человека и его образ жизни в их целостности, последовательности и причинно-следственных связях. 
В Ботайской культуре люди усваивали знания в животноводстве и других сферах своей жизни, изучали окружающий мир и старались передать информацию последующим поколениям.
Как отмечает Алия Мамбеталиева, в настоящее время становится все более очевидным, что методология ДНК стала серьезным прорывом в области изучения жизни древнего человека. 
Эта наука, посвященная изучению популяций древних людей, позволяет ответить на многие вопросы, касающиеся истории народов, на основе анализа их геномов. 
В то же время важно понимать, что использование генеалогических данных ДНК для понимания образа жизни ботайцев имеет определенные ограничения.
Образ жизни ботайцев невозможно представить и воссоздать без лошади. На территории только 4 из 20 ботайских поселений (Ботайское, Рощинское, Красный Яр I и Васильковка IV) обнаружено более 300 тысяч фрагментов костей лошадей. 
Генетические исследования древних образцов лошадей, найденных в Евразии, оказались очень информативны. 
Геномные исследования лошади Ботая показали, что процесс ее одомашнивания происходил в стационарных условиях, что может указывать на оседлый и сезонный характер образа жизни жителей Ботая. 
Поэтому можно предположить, что Ботайская культура предвосхитила особенности образа жизни, использование ресурсов у кочевых и оседлых народов. 
Исследования, проведенные на датском высокопроизводительном секвенсоре ДНК, подтвердили, что часть ботайских лошадей была предками современных домашних лошадей, а не предками современных лошадей Пржевальского, как считалось ранее. 
При этом родовое сходство костей домашних лошадей, обнаруженных около 4 тысяч лет назад, с ботайскими незначительно (~2,7%). 
Это позволило исследователям сделать вывод, что коневодство существовало в Ботае как отдельная ветвь около пяти с половиной тысяч лет назад. 
Такое открытие в основном объясняет процессы, происходившие в следующем – бронзовом веке, когда началось крупномасштабное расширение человеческой популяции одновременно с кратным увеличением поголовья лошадей. 
Из вышесказанного можно сделать вывод, что одомашнивание привело не только к особому направлению ботайского коневодства, но и дальнейшей адаптации древних жителей северного Казахстана к природным условиям, формированию производительной экономики. 
Междисциплинарные исследования процесса одомашнивания лошадей выявили ключевой компонент образа жизни Ботая – его оседлость. Об этом свидетельствуют и найденные населенные пункты с постоянными загонами для скота и стационарными жилищами.
Таким образом, по мнению современных исследователей, новые археологические материалы, обнаруженные на Ботае, не только дают мощный толчок к изучению хозяйства древнего населения северного Казахстана, но и способствуют пониманию мировоззрения человека эпохи медно-каменного века – энеолита, который сменила эпоха бронзы.
 В степях Евразии производственные формы хозяйства возникли в определенных формах и долго были тесно связаны с присваивающим хозяйством – рыболовством, охотой, собирательством; иначе люди не смогли бы жить в суровом климате.
 С другой стороны, адаптивный динамизм, использование природных ресурсов доказывают обширный экономический и культурный опыт, глобальные знания окружающей среды древним населением казахских степей. 
Все эти достижения материализовались и объективировались в мелком пластическом искусстве, живописи, резьбе по камню, орнаментах и изделиях из костей животных, а также посуде. 
В определенной степени археологические находки, собранные на Ботае, позволяют теперь реконструировать духовность древних людей – самую сложную область познания. 
Мы, современные люди, оцениваем изобразительное искусство наших древних предков с точки зрения передачи ими информации и развития эстетических отношений. 
В свое время великий знаток египетской художественной культуры Хильда Кинк писала: «Изучая древнее искусство, мы должны мысленно перейти от современного мира к древнему. Разнообразная социальная система и образ жизни коренных жителей этих стран затрудняют понимание их искусства. К древнему искусству нужно подходить с разными требованиями, критериями. До сих пор не так много вещей, которые определяют произведения искусства более поздних эпох. В некоторых случаях мы можем предположить, что создатели этих памятников руководствовались определенными идеями или убеждениями, но в других случаях вещи основывались на эстетических потребностях». 
Ярким примером такого подхода к пониманию духовности древних жителей Ботая является строительство погребальных камер в домах, а также использование человеческих черепов и глиняных масок в религиозных целях. 
Виктор Зайберт писал, что эволюционные изменения, произошедшие в степной зоне Евразии в эпоху энеолита, позволили опровергнуть распространенное мнение о том, что до бронзового века на территории Казахстана жили только бродячие рыбаки и охотники.
Международные зооархеологические исследования включают в себя геометрический морфометрический (GMM) анализ эмалевых складок в конских зубах как индикатор происхождения или породы (Хелана Райан (Эксетер, Великобритания), Леонид Чинделевич (Канада), работающие с Аланом Оутрамом). 
Было продемонстрировано, что этот метод эффективен и выявляет различия между некоторыми современными породами лошадей. Выяснилось, что на Ботае большинство лошадей были умерщвлены в процессе массового забоя. Наличие большого количества в древнем навозе следов в виде микроскопической структуры почвы и ее химического состава позволили найти множество доказательств того, что лошадиный навоз присутствовал в культурном слое.
Раскопки, проведенные командой ­Зайберта и Оутрама, подтвердили наличие жилого комплекса с загоном. Четкое присутствие элементов загона является убедительным свидетельством животноводства. 
Также профессор Алан Оутрам с командой исследователей из лаборатории Бристольского университета в 2008 году с помощью биохимического анализа обнаружил следы жирных кислот от кобыльего молока (кумыса) на стенках керамических и глиняных сосудов ботайской культуры, которым более 5000 лет. 
Это свидетельствует о том, что жители Ботая знали рецепт приготовления кумыса. Таким образом, благодаря археологическим исследованиям последних лет в Казахстане установлено, что история доместикации лошади на евразийском континенте уходит далеко в древность – в эпоху медно-каменного века (IV тыс. лет до нашей эры). 
Ученые подтвердили точные данные доместикации лошади на основании датировки костей животных, элементов упряжи и молочных жиров. По словам первооткрывателя Ботайской культуры Виктора Зайберта, ботайцы за две тысячи лет до эпохи бронзы пользовались медными инструментами и предметами. Они были искусными мастерами, медиками, художниками и ювелирами. Трепанация черепа в условиях того времени казалась фантастикой. Некоторые изделия созданы настолько совершенно, что невозможно зачастую представить себе технологии каменного века. Население ботайской культуры впервые создало календарные циклы скотоводов в степи. Зимой они жили в больших поселениях (площадью 20-30 га) и стационарных домах, а весной часть жителей поселков вместе с лошадьми уходили в открытые степи. 
Фактом является рисунок на глиняном горшке, изображающий два колеса и стилизованное изображение лошади между ними. Для временного жилья ботайцами использовалось легкое жилище, сделанное из тала и шкур лошадей, а основой для создания первых юрт была обыкновенная плетеная из тальника корзина.
Нагляден макет перевернутой вверх дном корзины как прообраз ботайского жилища или юрты. Все значительные и малые открытия первых коневодов внедрялись в повседневную практику, закреплялись в процессе традиционного воспитания, передавались из поколения в поколение на протяжении тысячелетий и распространялись по степным и лесостепным просторам Евразии.
Как отмечают современные исследователи, Ботайская культура явилась истоком степной цивилизации и началом культурогенеза казахов и многих современных этносов Евразии. Суть этого открытия в том, что в степях Северного и Центрального Казахстана впервые на планете в IV тыс. до н. э. была одомашнена лошадь. Человечество после нескольких миллионов лет эволюции перешло от пешей коммуникации – к конной. 
Таким образом, закономерности развития материальной и духовной культуры древнего населения северного Казахстана во многом были обусловлены формированием раннего коневодства.
 В то же время Ботай, по мнению исследователей, – прямой предок великой цивилизации кочевников.
Ведь всадники, владеющие особой тактикой и военной технологией, являются кочевниками Великой степи. Территория Казахстана, расположенная между Европой и Азией, стала своеобразным мостом, связывающим различные цивилизации, культуры и народы. 
Поэтому Л. Н. Гумилев утверждал, что пора перестать рассматривать древние народы Сибири и Центральной Азии как соседей только Китая и Ирана. Он призывал сделать практические выводы из неоспоримого положения, что история и культура кочевников развивались самостоятельно.
 Кочевничество, несомненно, было важнейшим фактором, оказавшим существенное влияние на ход исторического развития и судьбу мировой цивилизации в течение длительного исторического периода – до новой эры.      
Кочевники смогли в той или иной степени повлиять на дальнейший ход исторического процесса, особенно на его ранних стадиях, заложив основы многих государств и цивилизаций. 
Несмотря на то, что скотоводы разных регионов находились на значительном расстоянии друг от друга, отличались по расе, языку и религии, но все они представляют одну кочевую скотоводческую цивилизацию. 
Таким образом, понятие «цивилизация» как социокультурная система предполагает единство ее материальной и духовной составляющих. 
Использование этого термина в своем развитии для обозначения своеобразной и самостоятельной общности, способа освоения окружающего мира приводит нас к понятию «кочевая цивилизация». 
Общая цивилизационная основа, материально-экономическая база и система производственных отношений обеспечивали сохранение народов, придерживавшихся традиционного животноводства. 
Однако преемственность кочевых цивилизаций от древних коневодов северного Казахстана – насельников Ботая, по-прежнему, требует комплексного изучения специалистами различных отраслей научного знания.

 

427 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми