- Общество
- 20 Ноября, 2024
К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТЕРМИНА «САК»
Саки – собирательное название кочевых племен Евразии, являвшихся носителями тюрко-санскритской, тюрко-персидской, тюрко-греческой, в некоторой части – и тюрко-тунгусской, тюрко-тибетской и тюрко-семитской билингв. Китайские анналы сэ отмечали и кочевые племена арабов и архаичных тюрков Балкан. В источниках они именовались также сака, саха, сахи, индосаками, шакья, скифами и многими другими наименованиями. Термин «сак» получил распространение и на американском континенте, закрепившись во многих его топонимах. Отмечается он в географических наименованиях Европы и на дальневосточных островах и землях Северной Африки. Этимология термина остается неизвестной, – отмечают источники.
Праформа «ак» восходит в Шумер, к аккадам, изобретшим первую письменность. А словосочетание «зе ак», «се ак» означают «ты просвещенный», «ты благодетель». С древнейших времен термин «сак» отождествлялся с предками тюрков и персов, и в наше время корейцы казахов именуют сакэ. В греческом языке имеет распространение праформа «сак» в слове «коритсаки», что в переводе буквально означает «дочь сака» или «девочка». Закрепилась она в греческих фамилиях Сакис, Капасакалис, характеризуя общее происхождение греков и кочевников тюрков. Вторая фамилия в переводе на тюрко-греческой билингве означает «ловкого сака потомок». «Сэ» в греческом языке представляет предлоги В, К, НА, У и характеризует аккадов (ахейцев) жителями Эллады.
Некоторые ученые в прошлом утверждали, что саки являлись ираноязычными, поскольку они обитали на территории Таджикистана и Ирана. А почему их не считать тогда греками, корейцами, японцами или индейцами? Ведь подтверждающих языковых примеров имеется этому немало. Топонимы Японии и Северной Америки изобилуют корневой основой «сак». Прародиной тюрков является также Тибет, север и северо-восток Индии, поэтому полагаю, что этимологию термина «сак» следует искать в тюркосанскрите, в традициях культуры народов этого региона. Образование индо-сакских государств отмечалось учеными на территории Северной Индии. Следовательно, в языке индусов можно обнаружить следы пребывания саков на этих землях. Саками именовались в этом регионе племена кочевников. «Сасака» у них означает «бокал», «чашка». А у древних саков хорошо известно, какое сакральное значение имела посуда в их культуре.
Каменные изваяния саков с чашей сохранились до наших дней; их устанавливали они своим вождям. Чаша являлась символом изобилия, благосостояния и единения народа. А на юге нашей страны и в Узбекистане и сегодня бытует общественная форма самоуправления с общей посудой – махалля. «Gha-saka» означает объединенные саки, т. е. это родовые общины родственных народов. «Sakhi» означает друг или товарищ; «sakra» – мощный сильный, а дружба – «sakhy». Разве не очевидным является, что санскритское «гха-саха» означает сложившийся этноним қазақ? Лингвистика считает их морфо-грамматически родственными. Эти племена индосаков мигрировали 5-6 тысячелетий назад из Индостана на восток и запад Евразии, и привнесли с собой тюркосанскрит. Общины с общей посудой известны и у древних греков – «lekani». У греков и у тюрков леген, леган и сегодня называют общую большую чашу.
Рассмотрим термин «сак» с позиции социума древнегреческого полиса. Греческие города-полисы представляли собой укрепления, приспособленные для самостоятельной обороны с прилегающей территорией. За пределами полисов население занималось хозяйственной деятельностью – земледелием и скотоводством. За ними закрепилось название «се ак». «Се» – предлог «у» греческого языка. Выражение «се ак» означает «у нас ак», «ты ак». Таким образом, общий этимон «ак» – это народ Месопотамии, прародители аккад, дифференцируясь, расселявшихся во многих регионах Евразии. Население, занимавшееся хозяйственной деятельностью за пределами полиса, безусловно, являлось частью одного народа.
Неуклонный рост численности населения требовал также увеличения размеров площадей для обеспечения его продуктами питания. Если земледельцы к концу рабочего дня возвращались в крепость, то скотоводы в силу специфики деятельности вынуждены были находиться за ее пределами, при своем хозяйстве, постоянно меняя пастбища. С течением времени разрасталось хозяйство скотоводов, вынужденных искать новые пастбища. Так, термин «сак» закрепился за скотоводами-кочевниками, а их стан древние греки называли «койнополи», т. е. общинное поселение; у тюрков и других народов аул, аил. Отсюда следует понимать, что под термином «сак» подразумевается также часть греческого населения, занимавшаяся животноводством, а аккады или ахейцы, саки и гха-сахи Индии являлись родственными народами.
В истории греко-персидских войн Геродот отмечал саков как лучших воинов в морских сражениях. Благодаря их умелым действиям был разбит флот персов при Фермопилах. Пеших кочевников древние греки называли кассио, по имени которых и названо блуждающее созвездие Кассиопея, т. е. саки морские – это кассии пешие. А конных кочевников региона они называли «ca(balo) sak»; из этой урезавшейся формы происходит термин «казак», буквально «сак лошадный». В других значениях «СЕ» и «С» – это предлоги греческого языка «К» и «КО», означающие движение, направление. Они свидетельствуют о миграции народа ак, и подтверждают его обитание среди прагреков.
С появлением письменности саки фигурируют в источниках «СЕ АК». Так, шумерский этноним ак трансформировался в древнегреческие «СЕ АК» и «САК». Словосочетание «СЕ АК» свидетельствует о том, что мигранты Междуречья, сородичи аккад, занимаясь скотоводством, в последующем ассимилировались и вошли в состав греческого и многих других народов. С разложением тюрко-греческой, тюрко-персидской, тюрко-семитской билингв языка саков, происшедшего в результате крупных перемещений народов, смены хозяйственной деятельности до Рождества Христова и в последующем на арене истории появились греки, семиты, персы, тюрки и другие народы.
Первым письменным источником, засвидетельствовавшим саков, считается скала Бехистуна. На ней письменностями трех народов клинописным письмом были отмечены саки, покоренные Ахеменидами и выплачивавшие им дань. Язык двух письмен был расшифрован, а расшифровать язык третьей письменности не нашлось специалистов, но предположительно ученые сошлись во мнениях, что он принадлежал тюркам. Текст надписи скалы Бехистуна отразил саков, живущих у морских побережий – парадрайя; драйя означает «дария», т. е. море. Другие саки отмечены приготавливающими напиток хаому, а третьи – Скунха-саки отмечены «тиграхауда». (В ахеменидских клинописных источниках сообщается о трех группах саков: саки-хаумаварга (изготавлявшие напиток хаому), саки-тиграхауда (носящие остроконечные шапки), саки-парадарайя (которые за морем. – Ред.). Этот термин закрепился в истории по внешнему признаку, головному убору кочевников, и был ошибочно переведен «носящими остроконечные шапки». Такой головной убор был характерен для многих народов; прежние традиции культуры и символы сегодня уже утеряны. Названия саков не являлись их самоназваниями, а отражали сторонний взгляд персов, которых не интересовал язык ни греков, ни тюрков. Последним среди девяти вождей покоренных народов на скале отмечен вождь «Скунха-сак тиграхауда в остроконечной шапке из предгорий Тянь-Шаня».
В такой форме преподносила историография прошлое саков Семиречья. Ни один исследователь ошибочному переводу термина «тиграхауда» значения не придавал, не разъяснялась и грамматическая метаморфоза. Есть зафиксированный документ, значит, он отражает истину, полагали они. Но в истории народов Средней Азии и Казахстана названий ни державы саков Скунха, ни народа с таким именем не было. А тиграхаудами в нарицательном значении именовали жителей долин Семиречья, мигрировавших из Двуречья. Таким образом, очевидным является, что персы заимствовали у греков термин «скин», обозначив его скун, в значении шатер. Но камнетесы после него разделительный знак не отметили, а присовокупили ошибочно «ха» из последующего слова «хасак». Возможно, что проделана такая «описка» переводчиками намеренно.
Первым текст надписи перевел англичанин Г. Роулинсон; с большим риском для жизни он его переписал и открыл ученому миру. Он отмечал, что третий текст относится к языку скифов или туранцев. Результат немецкого ученого Г. Гротефенда, независимо переводившего текст, оказался аналогичным. Интересующий нас текст выглядит следующим образом: «Скунха /сак/ тиграхауда». Вся подоплека заключена в переводе термина «тиграхауда» и расстановке разделительных знаков. Ахемениды завоевали большие земли и в Средней Азии, а народы были обозначены «Скунха / сак». Разделительный знак был проведен с понятием своего времени: перед словом «сак». Страной Сака обозначали различные территории, населенные кочевниками. Подлинные названия народов для Ахеменидов значения не имели, потому что кочевников, как правило, они именовали аками по территориальному признаку. В истории важно было отразить, что вожди пленены, и покоренные саки выплачивали им дань.
А термин «тиграхауда» был переведен историками неверно по высокой шапке вождя саков, носившего остроконечный головной убор. Тюрколог О. Сулейменов разделительный знак провел после слова «Скун» и получилось выражение «Скун / хасак» созвучное имени нашего народа. В переводе это означает «шатровый хасак». Имеет ли термин «хасак» отношение к имени нашего народа, или это случайность? Но разделять ведь следует весь этот короткий текст в соответствии с письменностью того времени. В этом случае определяется этническая принадлежность вождя покоренного Ахеменидами народа. Термин «хасак» возникал и в последующем, в период давления империи Тан на тюрков Семиречья, с образованием блока «Касак». Это реоним, который исчезал в силу слагавшихся исторических обстоятельств и вновь возникал, но уже на другой территории кочевников. Его следует отожествлять с вольным и независимым народом, его войском.
Термин «сак» возник за два тысячелетия до Рождества Христова, он был занесен из Шумера в страну Хеллас в форме «зе ак», а языком греков трансформирован в «сэ ак» и «сак», а затем распространилось название на всех кочевников Евразии. В отличие от них метеки – это ремесленники, в переводе у тюрков ме тек «я родовитый», а илоты земледельцы, «ил от» означает «народ кормящий». Хеллас означает «пришлые асы», т. е. этот народ являлся мигрантом других земель. Асы мигрировали из Асии (Азии). Провинция Халкидии пратюрков именовалась Эллада, «страна отцов». И в этом случае сохранились тюркизмы. «Эл ада» именовалась провинция кочевников пеласгов. И, наконец, этноним греки – это «кир еки», т. е. на языке древних тюрков означает «земля двух» народов: пратюрков и прагреков. Этноним-реоним касак возникал в общинах тюрков на Индостане в форме «гха-сах», а затем уже отразился на скале Бехистуна.
Тюркскую этимологию саков и древнее название Хелласа подтверждает и тюрко-греческая этимология термина «скитх», который образовался из сокращенной формы тюрко-греческого словосочетания «скитхай». Перевод означает «из Скита возвратившийся», т. е. тюрки возвратились из пустыни Египта Скит. Праформа «хай» до сих пор сохраняется в диалектах греческого языка и означает «идти, возвратиться». Фонема Х является субморфой. Эти тюрко-греческие этимологии демонстрируют, что саки, скифы и прагреки являлись носителями языка билингвы тюрков, это был язык народов Балкан и Малой Азии. В результате конвергенции языка двух народов возникла тюрко-греческая билингва. А «тх» в конце термина стала артикулироваться фонемой Ф. Так, из саков образовался термин «скиф».
На примере языка двух древних носителей европейской культуры, греков и латин, можно убедиться, что многие этнонимы происходят из языка тюрков, от которых они на протяжении всей своей истории пытаются отмежеваться. Так и возникала европеистика; этнонимы тюрков науку не интересовали. А европейцы не оставили им даже краешек цивилизации. Рассмотрим вариант текста Бехистуна, предлагаемый с разделительными знаками автора: «Скун / хас / ак» и продолжение «Тигр / ак /ауды». В переводе получается: «шатровый, враждебный ак», далее «из Тигра ак беглый». Текст дважды нарицательно отмечает народ ак, и отражает язык тюрков, кроме слова «скун» – шатер, трансформированного из греческого слова «скин». Этот термин был персами заимствован у греков; для обоих народов их подлинные имена значения не имели. И те, и другие обитали в шатрах. Поэтому в таком виде и оказался засвидетельствованным текст на скале Бехистуна, и он демонстрирует уже этническую принадлежность племени вождя саков.
А обозначенную камнетесами Дария форму «Скунха-сак» полагаю ошибочным отражением имени народа; их именовали семиреченские аборигены прозванием «Тигрдан ак ауды». Следовательно, должно было быть засвидетельствовано «скун / хас / ак», поскольку народ ак обитал во многих регионах Евразии. Формы «ха-сак» и «хас-ак» следует отожествлять с прародителями некоторых казахских племен и родственными им народами. Третий текст, полагают исследователи, является арамейским. «Ар ама» в переводе у тюрков означает «достойная мать», происходит из языка шумер. Следовательно, арамейский и есть язык пратюрков западных земель. Часть Северной Сирии относится к Двуречью, ее населяли некогда пратюрки! Каким образом пратюрки проникли на Ближний Восток? Вместе с турдетанами и их письменностью, которые получили распространение 5 тысячелетий назад! Значит, тюрки со своей письменностью способствовали выходу из энеолита многих народов. Но все это было сокрыто культурологами Европы. А арамейская письменность до сих пор не расшифрована, устоялось мнение, что она принадлежит праевреям. А язык тюрков Запад вовсе не замечает.
Каким же образом выражение языка тюрков «тигр ах ауда» в середине I тысячелетия до н. э. проникло в Персию? Тиграхауды отмечены в надписях из Суз, Накши Рустама, Персеполя, Хамадана. Из истории Аккада известно, что 4400 лет назад аккады или хатты, обладающие письменностью, были вытеснены из Двуречья племенами семитов. У казахов «ак» означает грамотность, образованность человека. Следовательно, беженцы Междуречья поселились в Казахстане, и их именовали «просвещенными беженцами Тигра» или ак. Об этом было хорошо известно в Персии, потому они и увековечены во многих надписях.
К тиграхаудам, «беженцам Тигра акам», восходят многие тюрки; об этом свидетельствует этнонимика с незначительными изменениями в фонологии. «Өзим бен ак» в сокращенной форме означает узбек, «қас ақ» буквально переводится как враждебный ак; «көпше ақ» стержневой ак, кипшак, «қумлы ақ» кумык и др. Некоторая часть племен уйгуров также восходит к тиграхаудам, их оседлые племена и распространили разновидность арамейской письменности, которую именуют «тюрк уйгур тілі». Она и получила распространение до Байкала и Желтого моря.
Где обитали саки тиграхауды? Поход Дария ученые трактуют по-разному, единого мнения не существует. Этот поход состоялся в 519 году до н. э., и текст Бехистунской надписи переведен в следующей форме. «Говорит Дарий царь: затем я с войском отправился против страны саков. Затем саки, которые носят остроконечную шапку, выступили, чтобы дать битву. Когда я прибыл к реке, на ту сторону ее со всем войском перешел. Затем я наголову разбил часть саков, а другую часть захватил в плен. Вождя их по имени Скунха взяли в плен и привели ко мне. Тогда я другого назначил их вождем, как на то было мое желание. Затем страна стала моей». Возникает несколько вопросов.
Первый. Почему Скунха отмечается без разделительного знака, а после него отсутствует «сак»? Скун является прозвищем, которое означает искаженное греческое слово «шатровый». А «сак» вырезали переводчики, потому что получается этноним хасак. Второй. Почему все плененные вожди были казнены, а вождь тиграхаудов помилован? Ответа на этот вопрос нет. Выходит, что он не был пленен, а вождя тиграхаудов спутали с другим амударьинским. Из этого истекает ответ на третий вопрос. Все плененные Дарием вожди изображены с обнаженными головами, т. е. выражают покорность, а Скунха-сак при своем головном уборе. Выходит, что он не был пленен, в Персию доставлен не был, а приговор ему был вынесен заочно. Из этого выходит, что поход на тиграхаудов был осуществлен на амударьинских, а на семиреченских тюрков Дарий поход не совершал. А безымянная река – это Амударья.
Во многих источниках аккады отражались хаттами и хеттами. Это были акхатты (аки просвещенные), которые и привнесли в Семиречье свою письменность. Здесь «ауды» является казахским словом; и сегодня оно означает человека, изгнанного из своих земель – «жер ауды»; казахи подразумевают также человека осужденного, каторжанина. Выражение «ес ауды» означает «рассудок потерявший». Выходит, что более 25 веков назад народ ак, являвшийся предком казахов и других родственных народов, обитал в предгорных долинах Семиречья, которых автохтоны именовали в нарицательном значении «хас», «қас» т. е. враждебными, беженцами Тигра, изгнанными из своих земель.
Об этом свидетельствуют и топонимы Кастек – противник родовитый, Каскелен – враг пришлый, Каспан – недруг верховный. Они растворились среди коренных жителей Семиречья, а в последующем «хас аками» стали именовать всех жителей региона. Таким образом, имя нашего народа было засвидетельствовано в нарицательном значении 25 веков назад и ранее в Древней Греции и Индостане. Это этноним-реоним не единожды исчезавший в разных регионах Азии и вновь возрождавшийся. Следовательно, термин «касак» образовался в Семиречье. С полным основанием следует полагать, что некоторая часть казахских племен восходит в Двуречье, Древнюю Грецию и на Индостан. И это подтверждают генетические исследования: до 20% гаплогруппы южан страны восходят в Малую Азию.
Индоевропеистика полагает, что язык народов Европы восходит в Иран и Индию, т. е. имеет родство с персидским языком и санскритом. Это очевидно, в их лексике содержится и санскрит, и фарсизмы, но язык персов представлял и сегодня представляет тюрко-персидскую билингву. Следовательно, язык тюрков проник в Европу и через тюрко-персоязычных саков. Для греков тюркское баба – это их предок, у римлян также атавус, абавус, ада, ата также являются их предками. Это знаковая терминология для всех народов, заимствоваться у варваров они не могут. Их появление в индоевропеистике ученые не разъясняют. Следовательно, носители высокой культуры, греки и латины имеют родственную близость с тюрками.
Утверждения ученых о том, что язык тюрков не происходит из санскрита, подвергаются сомнению, поскольку в лексике языка тюрков также его содержится немало. Языку тюрков не обязательно происходить из санскрита; он такой же древний и находился в тесном с ним культурном взаимодействии. Тюрко-греческий термин «сак» на санскрите «сакта», и означает имеющий власть, силу, а «сакти» – это сила, мощь. В артикуляции местного населения «сакья», и сыном одного из их правителей являлся Будда. Санскрит племя сакья относит к ариям. Будду изображают, как правило, с глубоким прищуром глаз. Языковое родство является очевидным, но имеют ли генетическое родство племена казахов с гха-сахами Индостана? Этот вопрос остается неизученным до сих пор, он в ожидании политического решения.
Кто и у кого, и в какой период истории заимствовал термин «сак» установить пока невозможно, потому что санскрит и этногенез региона изучены недостаточно, а язык тюрков европейцами не изучался; политическими системами прошлого он был дискриминирован и отделен от санскрита и фарси. Но, приведенные языковые данные демонстрируют, что первенство следует отдать Индостану. В этот регион огромного Тибетского нагорья своим происхождением восходят три сотни языков, носители которых представляют турано-монголоидные, индо-ираноидные, турано-индоидные расовые типы. И санскрит у тюрков, исповедовавших буддизм до XIII века, являлся своей европейской латынью. Эти языковые данные демонстрируют, что тюрки обитали на севере Индостана и именовались гха-сахами, а в литературе – индосаками и индоскифами. Но куда же исчезли саки? Никуда они не исчезали; это экзонаименование и не одного народа, а многих, а собирательный социальный этноним получил свое название от общин народа, носителя билингвы тюркосанскрита.
Доктринёры (фр. Doctrinaires) прошлой системы продолжают утверждать, что кочевое племя народом не является, и якобы государственностью они обладать не могут. А как же саки Индостана образовали несколько государств? Как именовать греческие княжества, состоявшие из кочевых племен? Как называть балканские княжества, состоявшие из небольших племен в то время, когда ни греков, ни русских в природе еще не было? А государственности найманов, кереитов, кипшаков, кимаков, канглов, империю Чингисхана как исключить из нашей истории? Вот чего добивалась европеистика, а политические догматы шли у них на поводу, утверждая двойной стандарт в истории развития народов.
Регион происхождения языка европейцев определен ведущими языковедами Европы, он восходит в Туран. Он демонстрирует первенство аборигенов Казахстана и Сибири в одомашнивании лошадей, овец, оленей; в изобретениях колеса и повозки, в получении меди, бронзы и других сплавов, железа, в мумификациях и предметов материальной культуры кочевников, обнаруженных археологами и названные афанасьевской, андроновской, дандыбаевской, нуринской, атасуйской, синташской (Аркаим), шу-таласской культурой носителей Ойкумены (Икимена). Эти центры древней культуры признаны учеными колыбелью цивилизации.
Среднеазиатской гипотезы происхождения индоевропейских языков придерживались многие ученые; основателем школы языковедов являлся литуанист Август Шлейхер. Научные работы этих ученых развивались на объективности и познаваемости законов языковых изменений и системном характере языкового «организма». Представляемая схема ученых происхождения языка народов Европы, демонстрирует передвижение народов из Приуралья, Казахстана и Сибири. Эта территория пратюрков; следовательно, индоевропеистика впитала в себя и их язык. Схема демонстрирует и миграцию народов на Индостан.
Народа арии никогда не существовало, а появилось это понятие в фольклоре народов Индии как возвышенно-оценочный стилистический оттенок, придававший некоторое торжественное значение, в зависимости от образных определений субъекта. Эта торжественность возникла вовсе не в Индии, а на просторах Турана 20 тысяч лет назад, когда начала образовываться тураноидная раса от смешения европейцев и азиатов. Миграция кочевников происходила в регион северо-запада Индии и Пакистана. Последняя миграция кочевников произошла три тысячелетия назад в Гандахару и Кашмир. Носителей этого региона, Sapta Sindhu (Семиречье), не путать с Жетысу, именовали синдосаками. От названия региона и возник термин «сино», он означает регион Индостана, древних жителей которых именовали и индоскифами. К китайским цинам термин отношение не имеет. В узком смысле регион называется Пенджаб (пять рек).
В языках европейцев термин «арии» возник, как звукоподражание из «ари-рус» и «ари-гунн», в лингвистике это называют ономатопея. Поэтому ученые полагают, что язык аваров содержит сино-тибетизмы, очевидно, полагают это китаицизмы. Считаю это мнение ошибочным, оно должно отождествляться с языком индоскифов Пенджаба и Тибета, региона из которого происходило распространение буддизма; в нем немалую долю представлял язык племен синдосаков Северной Индии. Их и именовали синдотибетцами, а расовыми признаками они обладали индо-ираноидными, турано-монголоидными, которые сохраняются и по нынешнее время. Язык этих племен содержал санскрит и тюркизмы, распространившиеся по Евразии.
Земли Сибири и Казахстана кочевники называли Ойкумена (Икимена), два моих, «Се ари», т. е. ты достойная. Постепенно происходила трансформация «сари ари» – главные и достойные, в Сары Арка. От названия земель кочевников, происходят имена их правителей, из них образовывались и этнонимы – аргиппеи, аримаспы, тохары, салары, афшары, балкары, хазары, в которых присутствует праформа «ар», означающая достоинство и благородство. Звучат эти этнонимы без изменений и сегодня на языках многих народов. Древние кочевники образовывали военные союзы гуннотохаров, индосаков, гунноскифов, балканосаков, в которые входили многие народы.
Подлинные имена кочевников, обосновавшихся в Европе, в анналах не сохранились. Их именовали прозваниями, грецизмами, романизмами, славянизмами, фигурирующими в античных источниках. И только Тит Ливий, подвергавшийся критике противниками, отметил некоторые из них: турдетаны, берберы, багауды, баргузы, сарды, туареги и другие. Их этимологии выше уже приводились. Это были тюркоязычные народы. Более других в истории получил распространение термин «скиф» на языке греков. Происходит от «скин форо» и означает «шатры возводящие», в другой этимологии – «скит хайт», или возвратившиеся из Скита.
Некоторая часть европейцев происходит из Казахстана и Сибири, и в прошлом они являлись кочевниками. Схема демонстрирует миграцию народов из Казахстана и Сибири в три региона – Южную Русь, Малую Азию, а затем на Балканы. Эта гипотеза является общепризнанной, и как на ней видно, миграция происходила в Индию. Из карты явствует, что миграция народов в Европу происходила из Турана, и в этих регионах формировалась тюрко-тохарская билингва. Из Балкан и Малой Азии народы продвигались на Север и в Западную Европу, и пратюрки занесли свой язык до Атлантики. Миграция туранцев на Запад подтверждена исследованиями многих генетических центров, а сама гипотеза признавалась советскими лингвистами и рекомендовалась для изучения в Детской энциклопедии юного филолога.
В лексике народов Евразии сохранилась праформа «пи», указывая на их прошлую кочевую жизнь. Она означает жидкость и связанные с ней предметы, водоемы и их названия. Для древних насельников Евразии наличие водоемов имело первостепенное значение, и эти территории они занимали для ведения скотоводческого хозяйства. Потому и все полководцы придавали наличию водоемов главное значение. Воин средневековья через полчаса после интенсивного взмахивания оружием устанет, боеспособность его снизится, организм обезвожится, и он будет низвержен. А если и выживет, то припадет к первой луже, не обращая внимания на грязь и плавающих насекомых. От насельников Турана и происходят термины «түрк», «тұрақты», символизируя стойкость кочевников. Тюркут означает «түрк благоденствующий», тюргеш – «түрк, воссевший на престол».
У древних кочевников Ойкумены геометрические фигуры имели космографическое значение, являлись символами, сохранившись до нынешнего времени. Кочевники-тюрки прекрасно знали, что земля имеет шарообразную форму, и называли ее «жер шары», что состоит планета из шести континентов. Потому цифра шесть получила распространение в шестиричной системе счета и в различных традициях культуры. Она отмечена в Библии и имела сакральное значение. И даже кухня кочевников связана с этой цифрой: шешли, шашлык, означает из шести ингредиентов; куырдак, мясное жаркое, готовится из шести органов животного. Свое жилище они воздвигали из шести граней. На запад и на юг из Алтая и Казахстана мигрировали кочевники, приручившие лошадь многие тысячи лет назад. Эта цивилизация и производила завоевания новых земель в Евразии. И сегодня не имеет значения, как их именовали сакоскифами, арриерами или индосаками и манхолами, все они являлись пратюрками Азии. К их потомкам и восходят Ганнибалы, Цезарь, Моде, Аттила, Аспарух, Чингисхан, Тимур.
Главный нацист тысячелетия увлекался гипотезой ученых о нордических ариях, снаряжал научные экспедиции в Тибет, на Кавказ, и в качестве эмблемы нацизма установил геометрическую фигуру в виде креста с загнутыми концами. Орнаментальный мотив имел распространение в культуре кочевников, культовых традициях народов Индии, Тибета. Он был обнаружен на керамической посуде древних обитателей Казахстана, возраст которой имеет около 5 тысячелетий. Известно также, что родовой герб Чингисхана представлял свастику.
Этот символ был Гитлером воспринят неслучайно, а в противовес знаку семитов, звезде Давида, представляющей шестиугольник, и звезде Соломона – пятиугольник, почитавшийся большевиками. После разгрома революционного движения в Германии столкнулись национальная программа гонимых семитов и шовинистическая концепция националистов, утверждавшая превосходство немцев, якобы происходящих от ариев Северной Европы. Благодаря своему большинству и политической власти, немецкие шовинисты одержали верх, а Гитлер, используя финансы семитов, вывел Германию из глубокого кризиса, в котором она находилась после Первой мировой войны.
От смешения двух рас европейцев и азиатов, и мутаций, возникавших под воздействием экосистемы, произошли многие современные народы Евразии. И тюрки не являются исключением. Генетическая наука отметила, что 25 веков назад обитатели Семиречья принадлежали к западноевразийскому типу людей; как они именовались учеными не установлено, а их потомками является часть современных племен казахов. Если смешение народов началось в Приуралье, как отмечают другие ученые, то, в первую очередь, оно повлияет на аборигенов Казахстана. А коснулось ли смешение народов Дальнего Востока, тунгусов и шивейцев, предстоит выяснять ученым.
Но в названиях аборигенов Казахстана аргиппеев и аримаспов древнегреческие историки отметили праформу «ар». Она означает «достоинство» человека. Что может являться первичным: достоинство человека «ар», или название народа арии? Не было персонифицированных ариев, а были собирательные народы, в этнонимах которых древние греки обнаружили общеупотребительное слово «ар» – достоинство. Это были аргиппеи, аримаспы потомки, которых в эпоху Чингисхана именовали собирательным именем арриер. В переводе у тюрков означает «достойный воин».
Сегодня в Индии обитает народ ории, ведущий образ жизни цыган. Но представить себе невозможно, чтобы Гитлер преклонялся перед цыганами и аборигенами Казахстана. Следы ариев, легендарных атлантов, якобы предков немцев, выживших после потопа, нацизм искал в Тибете в 1938–1939 годах. Проводились и антропометрические измерения тибетцев, для доказательства их принадлежности к ариям, но материалы экспедиции были засекречены. Был создан документальный фильм, участников экспедиции встречали, как героев, но ничего научного, кроме этнографических данных о жителях региона, картина не представила.
Но их генетических потомков, древних тюрков, нацисты обнаружили на Апеннинах уже в 30-е годы. Нордического типа племена северян обитали в Центральной Азии, их потомков именовали гуннами, эфталитами, белыми гуннами. Они покоряли ираноидных тохаров, терпели от них и поражение, после которого пленники распределялись среди их племен. Тохары, тюркоперсы, в некоторой части восприняли их внешние признаки. Блондинистость гуннов в результате смешения народов и под влиянием экосистемы и мутаций исчезла.
Появился новый расовый антропологический тип гуннотохаров с серыми глазами и рыжими волосами. К этому типу кочевников принадлежали Чингисхан, Тимур и некоторые другие племена тюрков. Следовательно, к собирательным условным ариям принадлежали разные народы Евразии, к которым относили и народы Южной и Центральной Азии. Ученые Европы народы Южной Азии именуют индоиранцами, от которых якобы произошли индоевропейцы, но они составляют самый незначительный пласт у народов Западной Европы, генетические следы их растворились, а тюркский пласт хорошо сохранился.
Монголов, как кочевого этноса, в этот период истории еще не существовало, а ариями следует воспринимать условно кочевников андроновской и афанасьевской культур, следы которых растворились среди тюркоперсов – перемешавшихся гуннотохаров, скифосаков, индосаков. Термин «ария» известен у многих древних народов со времен индуистской литературы в значениях образных определений «благочестивый», «достойный». Эпитет соотносился к разным персонам; в зависимости от поведения и образа жизни, он несет те же значения, что и казахское слово «ар».
О кочевниках тюркоперсах, гуннотохарах, накоплены значительные сведения, но в трудах историков прошлого они представляются вечно кочующими племенами, целью которых являлся захват земель других народов, грабеж скота и имущества. Гуннотохары и являлись скифами восточных земель, их источники именуют и сакоскифами, и индосаками. Язык их потомков и представлял собой наречия ностратического шагатайского языка. Это разные названия одних родственных народов. В источниках они закрепились на языках разных народов, в основном греков и тюрков. Войны и разбой удел различных отколовшихся племен, не ведающих благ цивилизации, отмечали ученые прежних политических систем. В таком контексте объясняли и этническое их происхождение.
Но факты свидетельствуют не только о войнах кочевников друг с другом и оседлыми народами, но и тесных с ними культурных связях. Только благодаря симбиозу с кочевниками Рим оказался долгожителем, а Русь спаслась от натиска Запада. Только благодаря кочевникам образовался Китай. Среди отечественных ученых проблеме номадизма свои монографии посвящал Д. Кшибеков, академик НАН, по первой своей специальности являвшийся историком. Потому и во многих своих философских трудах он обращается к истокам развития человечества, как непрерывно совершенствовавшемуся единому организму. В работе «Кочевое общество: генезис, развитие, упадок» он рассмотрел целостное развитие кочевого общества от вопросов времени и причин возникновения, до особенностей общественно-политических устройств, материальной и духовной культур. Но симбиоз кочевого общества с оседлыми и земледельческими народами для официоза прежней политической системы представлялся крамолой.
В 330–555 годы существовал Нирунский каганат (Жужаньский), по мнению источников. И по названию государственности можно сделать вывод, что ее население представляли нимру. Это экзонаименование, пейоратив или прозвание. Этот народ являлся со смешанными европеоидными и турано-ираноидными признаками, а язык содержал персидские элементы языка тохаров. Язык тюрков с персидскими элементами именовался шагатайским языком. Он имеет распространение и сегодня, приобрел свои диалектные особенности; на нем общаются все тюрки Евразии, но подразделен он на семь языковых групп тюрков. Прозвание нимру возникло в этой тюрко-персидской среде. Ру – тюркское слово, обозначающее род, племя. А «ним» на языке тюрко-тохаров означает «половинчатый». Так уничижительно именовали и родовое имя Чингисхана, потому как глава его являлся внебрачным правителем борежигитов. Следовательно, господствовавшая династия гуннотохаров нарекла племя, находившееся в зависимости от них, прозванием «половинчатое племя» из-за смешанного расового типа.
Прозвища сами по себе не возникают, а именовали ими зачастую покоренные племена и их вождей победители. Так, могли именовать и небольшое ослабленное войнами племя. Выходит, что это племя отличалось и расовыми признаками. Полагаю, что термин «ру» изначально у тюрков появился как внешний расовый признак, потому что обитали в этом регионе кочевники с разными признаками, отличающимися цветом кожи, волос и чертами лица. Сегодня «ру» означает род, племя, а «рух» – дух этого народа, складывающийся из особенностей его культуры, религии, образа жизни и мыслей, социальной обусловленности, духовности. Эти отличительные упоминаемые признаки mentio сегодня именуют ментальностью определенной группы, которая составляет национальную идентичность народа.
Тюркоязычные саки – древнейший народ планеты. Расширяя скотоводческую экономику, они вели постоянную борьбу за приобретение новых пастбищ. Войны, не стихавшие многие века, велись на обширной территории Евразии, и это были также гражданские войны за выживание между родственными народами примитивных форм государственности. Войны были обусловлены возрастающей конкуренцией в экономике кочевников, налетом на соседние племена с целью захвата их имущества, укреплением своей военизированной власти, насильственным присоединением других народов. Последние волны миграции кочевых арийских племен Турана в Центральную Азию, на Дальний Восток, в Индию и Восточную Европу произошли за тысячелетие до Рождества Христова, но их причины для науки остаются неизвестными.
Это были племена палеотюрков, тюркоперсов, индосаков, индоскифов, гуннов, которые взаимодействовали с аборигенами Евразии. В процессе длительного главенствования на новых землях и смешения, они и вырабатывали различные билингвы. У этих народов в языках постепенно фарсизмы начали исчезать в результате их смешения с тюрками. Сохранялись праформы языка тохаров у племен тюрков. Для неспециалиста они незаметны. Следовательно, народы дальневосточных земель с тохарами и индосаками взаимодействовали меньше. В языках тюрков Центральной Азии хорошо сохраняются многочисленные фарсизмы до сих пор, они находятся в обороте и в литературных языках. В своей речи Чингисхан упоминает фарсизмы, которые оказались незамеченными учеными. Они присутствуют в Сокровенном сказании, в лексике монголоязычных народов. Корни Чингисхана восходят к этим народам, а неумолимое время дифференцировало народы и их языки на маньчжурские, монгольские и тюркские группы. Все они принадлежат к алтайской макрогруппе семьи народов.
А на территории нашей страны после миграции в разных направлениях кочевников, условно и собирательно именовавшихся ариями, в раннем средневековье начала вновь происходить концентрация народов, носителей языка восточных наречий тюрков. Это были племена гуннов, в языках которых содержались уже тунгусизмы, вместе с каракитаями появились синоизмы. И тюрко-персидская билингва гуннотохаров Монголии и тохаров Восточного Туркестана, индосаков Индии и Тибета легко растворилась в культурной среде близких по языку местных тюркских племен. Эти народы и привнесли буддизм и санскрит. В Казахстане и Средней Азии они быстро восприняли языки коренного населения, носителей языка тюркских народов. Потому казахи генетически являются потомками этих народов, поэтому нас и отличает толерантность к родственным народам, укрепившаяся в результате природных и климатических особенностей страны, обуславливавших развитие скотоводческой экономики. Она требовала значительных площадей, которые приобретались созданием военных коалиций с родственными народами еще с древнейших времен.
Один из таких союзов возник 4 тысячи лет назад на востоке Азии, в историографии его именовали гуннами. Внешние признаки они имели тураноевропеоидные и тураноиндоидные. Последних в источниках именовали индосаками, индоскифами, миграция которых происходила до Атлантики. Коренными народами Синдабада являются пуштуны и другие племена Афганистана. Большая часть народов Евразии является потомками индосаков этого региона, в том числе далекие предки Чингисхана. Русоволосыми, белолицыми и светлоглазыми, европеоидными, без признаков монголоидности были также племена индосаков. Так, что их и следует полагать потомками условных ариев. Монголоидность возникала в результате мутаций и длительного пребывания в определенных климатических условиях под воздействием экосистемы и биологического смешения. За пару тысячелетий происходило несколько мутаций, и вырисовывался новый антропологический тип человека.
Насельники разных княжеств Синдабада собирательно именовались сакья (шакья), гха-сахи от них и происходят названия многих топонимов Малой Азии, Европы, Дальнего Востока и Америки. К ним восходит и происхождение Будды. Предки китайцев в продолжительное время находились в противостоянии с индосаками Тибета, а в середине ХХ века оккупировали его территорию. Большевики страны советов закрыли на это глаза в интересах своей геополитики в Азии, поэтому термин «сино» начал ошибочно пониматься в значении языка китайцев. Он принадлежит санскриту, так же, как и термин «тар» Синдабада, от которого происходит название татаров Центральной Азии.
Саки и скифы – основная часть
населения Европы
На первый взгляд, кажется, какое могут иметь отношение к Аристотелю саки и скифы?.. Стереотипы о саках и скифах в мировом обществе складывались, как о кочевниках Востока с низким уровнем развития, и в сравнении с европейским обществом они подлежать не могут, утверждают многие ученые. Этот поверхностный взгляд и пропагандировался культурологами. Но многое, чего добилась Европа, основано на достижениях культуры народов Востока. Перечислять их нет необходимости, транспарентность западной культуры народов Востока признана всеми крупными учеными Европы. Не все они занимались скотоводством, но имели процветавшие города, и об этом свидетельствует вся античная эпоха. Саки и скифы жили на Балканах и других землях. Античные историки Геродот, Страбон, Фукидид, Ливий, Тацит отмечали об этих народах в Европе еще с первой половины I тысячелетия до н. э., а отдельные писатели еще со времен египетской цивилизации. А все заключалось в том, что апологеты таких взглядов языком тюрков не владели, именуя их варварами, и многого не знали об их происхождении.
Но более всего объективно о главном их достоинстве отмечали великий римский полководец Гней Помпей и историк Помпей Трог. Вот как они характеризовали тюрков: «Они вели войны, имели сильные государства на протяжении тысячелетий, облагали данью завоеванные народы, но в отличие от Рима, целью скифских войн была слава, а не захват чужих территорий, которых было предостаточно и своих. Их победы обусловлены не хитрым расчетом, предательством или обманом, а прежде всего доблестью». С этой целью они заключали дружественные союзы с сильными противниками своего времени и вели совместные войны. Жили и в городах, смешиваясь с местным населением, получали хорошую оплату, составляли привилегированное сословие и пользовались всеобщим уважением. Их главным занятием являлись войны, и по первому призыву вождей дружественных стран они с охотой шли на противника.
У них были свои наработанные приемы сражений конницы, которая расстраивала фаланги противника, а в бою им просто не было равных. Эти качества ценили их союзники, поэтому и оплату за свой труд командир скифов получал в десятки раз больше, чем воин античности. В античной истории заслуги скифов в войнах приписывали германским племенам, поэтому на земли за Рейном, где обитала основная часть скифских племен, римляне не покушались. В ходе тысячелетнего сотрудничества с европейцами в их культурной среде укоренились множество заимствований из божеств тюрков, как Ватан, Папай, Апи, Туран, Турмс, Минерва, Меркурий, Табиги, Юнона, Геркулес, Диана, они культурологами называются римскими. Современная военная терминология, такие слова, как баталия, бастион, батальон, когорта, рота, бердыш, сабля, кинжал, блокада, центурий, манипула, пехота, парад, ура и многие другие из быта скифов – воевода, царь, князь, король, цензор, – являются заимствованиями, приписанными европейцам. Так незаслуженно исказилась их история.
В греческом языке се и с – это предлоги к и ко, означающие «движение», «направление». Они свидетельствуют о миграции народа с нарицательным названием ак, и подтверждают его обитание среди прагреков. Се является и местоимением ты, как и у тюрков. У тюрков «се ак» означает «ты просвещенный, ты благородный, истинный». Это самоназвание саков, обладателей письменности. Выходит, что архаичные тюрки занесли иероглифическое письмо на Крит, Кипр и Пелопоннес. У греков не существовало звука Е, они его транскрибируют через Э, потому у древних ханьцев в источниках саки вошли в форме СЭ. Так, шумерский этноним ак трансформировался в древнегреческие «се ак» или «сак». Они и являлись аккадами, носителями первой империи тюрков Аккад. Подобным образом сложился термин «кас ак», из него произошел фонологически измененный этноним «казах». Этимология «се ак» означает «ты ак», «со мной ак»; т. е. аки Шумера обитали в Древней Греции. Это мигранты Аккада, авторы клинописной письменности и иероглифического письма. Подтверждается первым слоговым письмом А и Б, обнаруженным на Крите и в Хелласе. Словосочетание «се ак» свидетельствует о том, что мигранты Междуречья, занимаясь земледелием, жили по своим законам – када.
Но саки Балкан отважно воевали с персами и на море в битве с превосходящими силами Ксеркса. Это не совсем кочевники Центральной Азии, которые традиционно сражались только на конях. Их Геродот описывает как носителей просторов Казахстана и владельцев огромных табунов между Сырдарьей и Иртышом, а Дарий, как жителей, населявших морские побережья и близ Амударьи. Персы традиционно враждовали с ними, а Македонский, познав их тактику, стремился с ними не воевать, потому что у них было больше опыта, чем у его командиров. Саки во многом превосходили воинов Македонского, познавших конницу только при Филиппе. В этих сражениях саки нанесли ему ощутимые потери, и он был несколько раз ранен. Больше в битвы с ними полководец не вступал, но пригласил их с собой в поход на Индию. Саки являлись настоящим украшением войска македонцев, в этом походе они не раз спасали их войска от поражения.
На Крите мигранты Шумера жили в поселении Ираклион, который происходит из тюркского словосочетания «ир ак или», в переводе означает «земли аков народа». Они и являются авторами нерасшифрованных письмен А и Б и надписей на Фестском диске. В последующем мигранты ассимилировались, и вошли в состав населения Древней Греции и многих других стран. Саки и скифы не только кочевое население Балкан разного периода их истории, но и ремесленники, и мореходы. Закрепилось имя этого народа Шумера с корневой основой «ак» и «сак» в современных фамилиях греков Сакис, Капасакалис, в переводе означает «сак», «ловкого сака потомок», а Канделаки указывает, что носители этой фамилии аки являлись изготовителями свеч. Кроме того, в фамилиях греков содержится много других тюркизмов: кара, зар и зер, оглу, хаджи, паша. На новогреческом языке девочка – коритсаки, а буквально это дочь сака. Таким образом, эти этимологии подтверждают общие лексико-семасиологические особенности языка шумер, аккадов – пратюрков и современных греков и тюрков. Выходит, что часть предков греков связана с архаичными тюрками – шумерами.
Об этом свидетельствуют этимология терминов «номад», «наварх», «пират» и другие. На тюрко-греческой билингве означает «территории отец», «законный отец». Ном – это греческое слово, означающее и территорию, и закон, а наварх – вождь, правитель морской державы тюрков, руководивший экспедицией и морским сражением. А термин «пират» происходит из тюркского словосочетания «пи ер ата» и означает «морской мужественный отец». Поселившись на Балканах, они образовали свои непрочные государственности, состоявшие из многих племен. Фракия и есть наследница Шумера, а первыми обитателями Балкан являлись архаичные тюркские племена. А в дальнейшем аки или благородные, письменные на языке тюрков, расселились на многих землях Западной Европы и Востока. И Аристотель являлся далеким потомком этих мигрантов из племени парыз, основного племени Фракии.
Полагаю, что не все аки ассимилировались среди греков, а часть обитала в Малой Азии и переместилась на восточные земли, занимаясь своим привычным делом – скотоводством. Это были племена и огузов, от которых происходят турки и туркмены. Термин «огуз» у тюрков означает «стремительные», «быстрые», это характеризует их как всадников. В историографии они закрепились собирательно – массагетами. У них и генетика другая, они принадлежат к гаплогруппе R1b, шумеро-ассирийской. К этой гаплогруппе принадлежат также итальянцы, французы, немцы и 48% кыпшаков. Позже они мигрировали на западные земли. Генетические данные итальянских коров свидетельствуют, что они являются малоазийскими или тюркскими. У современных греков распространение имеют и фамилии с корневой основой «касак» и «сак», эти прозвания возникли еще во времена античности.
После смерти Александра Македонского скотоводческая часть населения Балкан мигрировала на северные земли, а затем в глубины Ойкумены. «Ой» артикулируется в греческом языке фонемой «и». Термин «Икумена» или «икимена» означает у тюрков «двух моих» народов земли – тюрков и греков. Черноморское побережье и Приазовье заселялись ими, об этом свидетельствуют многочисленные топонимы этих земель тюрко-греческого происхождения. Затем их миграция произошла на Запад Прикаспия и далее на Восток. Собирательно они именовались массагетами. Позже другие скотоводы фракийцы, граничавшие на юге с Пелопоннесом на севере с Малой Азией, были вытеснены предками греков в Германию, Францию и другие страны Западной Европы и именовались франками. Потому часть населения Европы происходит от архаичных тюрков. Ученые Запада их именует индоиранскими народами. Немцы не принадлежат к арийским народам, а относятся к ним по ДНК иранцы, славяне, в меньшей мере кочевники-тюрки.
Древнее название Греции – Хеллас, буквально «пришлый ас», но откуда они пришли, остается неизвестным. Изначально Хелласом называли Эпир, где обитали пратюрки; они мигрировали из Малой Азии и свое название получили от тюрков. А самоназвание населения Эпира, происходит из слова «эпиррон» и означает его возникновение под «воздействием» каких-то обстоятельств, которые в источниках именовали молассами. Этноним означал «много асов». Город с наименованием Ас расположен на западе Малой Азии, куда вынужден был удалиться Аристотель, это и есть Ассос. Ас, (аз, аш) – собирательный этноним, который закрепился в топонимике, антропонимике, денежной единице, алфавите.
Термин вообще к имени народа не возводится европейцами, хотя он отмечался античными историками, вошел в литературу, мифы народов. От нарицательного этнонима ас происходит название Азии или Асии, Мидас – это мидийский ас, Атлас – атлетический ас. Этноним пеласг происходит из греческого словосочетания «пелориос ас геотоникос», которое означало «огромный ас соседний», они и дали название горам Атлас. Конечная фонема Г появилась в результате урезания слова «geotonikos», что означает «соседний» и подтверждает, что пеласги не являлись прагреками, а это был самостоятельный народ, нарицательно наименованный прагреками. Они являлись предками фракийцев, фессалийцев, которых было множество племен. Так, прозвание древних тюрков, данное греками, вошло в историографию, как собирательные племена скифов и саков. Некоторые эллинисты полагают пеласгов предками греков; тогда выходит, что тюрки являлись их предками.
Скифов Причерноморья именовали «бори асами», т. е. северными асами, а буквально волкоподобными асами, потому что тотемом у них являлся волк. В волчьи шкуры они облачались во время налетов на земли своих противников. Из тюркского словосочетания «боре ас» происходит греческий антропоним «Борис». В Илиаде Гомера Калхас являлся прорицателем, а его нарицательное имя – «народ ас»; другое название произведения – Илиас означает страна асов. Обитатели Малой Азии пеласги – это пелориос асы, они имели распространение по всей территории Греции, обитали и на Апеннинах. Ассирия – асов сирийских земли; Страбон отмечал асов Семиречья асиано. К асам источники относили одни – уйсунов, другие – тохаров. Асы – один из первых народов Шумера, ас – первая буква во многих письменах. Тюркская этимология означает «обойти, преодолеть, превзойти, быть первым».
Первая буква шумерской письменности означала цифру один и обозначалась вертикальной клинописной палочкой. Этноним ас распространился по всей Евразии, Северной и Центральной Америке, закрепившись во многих топонимах с корневой основой «ас». Но это не является возвеличиванием асов, собирательных разных племен, а реально складывающейся картиной народонаселения; задачу такую мы не ставим перед собой, а стремимся объективно подойти к прошлой истории тюрков на основе языковых данных. Собирательные племена асов дали наименования многим топонимам – Талас, Тектурмас. Аспара, Баласагун в Казахстане, а также Спарта, Астурия, Тирасполь в Европе. Аляска, Даллас, Небраска, Техас, Канзас в Америке; Астак, Асса, Асила, Ассен в Северной Африке.
Историография скифов полагает различными племенами, обитавшими в Северном Причерноморье с VII века до н. э. по III век н. э. Но их история восходит в более древнюю эпоху. Это различные племена также с Балкан, распространившиеся в Малой Азии и Северной Африке до Прибайкалья. Это собирательное название племен, в которое входили свыше двух десятков племен Балкан, занимавшихся ремеслами и скотоводством, а язык общения был различным. Одних только иллирийцев, фессалийцев, фракийцев насчитывалось сотни народов. Этимологию термина «skythai» отмечает БСЭ, она принадлежит языку тюрко-греческой билингвы. Но семантика учеными не приводится. На языке тюрков означает «из Скита возвратившиеся». «Хай» – это урезавшийся греческим языком тюркский термин, означает «перемещение». Слово сохранилось в диалектах греческого языка.
В середине II тысячелетия до н. э. на Кикладах произошло катастрофическое землетрясение, в результате которого часть скифов мигрировала в Египет, в пустыню Скит. Другая часть их удалилась на юг Индостана и острова Индонезии. Через несколько десятилетий они возвратились из Египта на родину в Хеллас. Очевидно, вместе с ними мигрировали и другие народы. В ДНК греков значительное место занимают африканские и тюркские гаплогруппы, а это вовсе неслучайности, произошло смешение разных народов. В результате излюбленного приема грамматиков Эллады – апокопы, усечения группы звуков с целью уничтожения языка варваров, формировалась лексика греческого языка в разные периоды их развития.
Термин «скиф» является сложным словом, происходящим из слов «скит» и «хайт». Второе слово подвергнулось апокопе – усечению, но была сохранена начальная фонема Х тюркского слова «хайт», «қайту», «қайттық», распространенного и у прагреков. Образовавшийся термин «скитх» означает «возвратившиеся», «вернувшиеся из Скита». Слово «хайт» принадлежит языку тюрков и греков, а «Скит» – пустыня в Египте, из которой возвратились мигранты после катастрофы на Кикладах. Фонема Х в языке тюрков означает глагол возвратиться – «хайту». В православии термин «скит» означает поселения расколовшихся христиан. Таким образом, наименования сак и скиф изначально появились в Хелласе, а затем они получили распространение в других регионах.
К этому ряду относится происхождение термина «аскет», оно буквально означает «ас ушедший». В казахском языке целый корпус терминов с корневой основой ас: астау, асар, асхана, астана, происхождение их связано с асами. И даже приветствие «ас саламалейкум» характеризовало предков арабов, как асов. Эти слова привнесены в страну массагетами, собирательно именовавшихся тюрков Балкан. Этимология «ме асса гетим» означает «я потихоньку ушел» у огузов, это кочевые племена, ушедшие из Балкан на просторы Азии. Волны миграции массагетов продолжались длительное время, последнее их переселение за Каспийское море продолжилось после смерти Македонского.
Индоевропеистика считает этимологию термина «скиф» не установленной, но она принадлежит тюрко-греческой билингве и это очевидно. В эпоху Геродота главенствующая часть скифов Причерноморья именовалась сколотами; ученые этимологию термина «сколот» отмечают «обладающие свободным временем». Это огульное определение ни одной грамматической связью не подкрепляется. Она могла возникнуть значительно позже. На мой взгляд, термин «сколот» происходит из греческого skorpiso, означающего «рассеянные» на огромной территории, что является логичным в условиях того времени. И связана этимология с «царскими» скифами, обитавшими на этих землях. Оседлой частью скифов и первыми колонистами греками, носителями билингвы, обладавшими и письменностью они и наименованы. Первая столица скифов Ольвия (масляная), вторая Неаполь – новый город на греческом языке. Это и были племена разрозненных фракийцев. Причерноморье заселялось носителями тюрко-греческой билингвы. Этноним скифы также, как и саки, является собирательным нарицательным названием кочевников, селившихся в разных регионах Каппадокии, Фессалии, Македонии, Иллирии, Эпира, Халкидии, Фракии, и обитали они по всей Западной Европе.
В другом значении, вероятно, слово происходит из образа жизни кочевников, обитавших в шатрах и юртах. Постоянного жилища они не имели, а жили в шатрах – скини; этому благоприятствовали и климатические условия. Из-за расширяющегося хозяйства и сохранения пастбищ от истощения, они часто передвигались на новые земли; сооружая свои переносные жилища, натягивали на жерди полотна из войлока и шкур, на греческом языке – форос. Скифами было изобретено железо; об этом свидетельствует термин «акинак», в котором «ин» является семемой-указателем происхождения этого оружия. Начальная морфема «ак» свидетельствует, что этот народ изобрел железо – акан. В слове «акан» абсорбировалась морфема «ан», акинак – сложное слово. Это слово принадлежит фракийцам. Слово «пишак» также принадлежит тюркам, т. е. фракийцам и означает «сварено аком».
Железо – это корень жизни и дар Неба Ан, полагали древние народы. Этноним «аккады» означал буквально «аки грамотные, просвещенные», соблюдающие нормы поведения – када; это самоназвание пратюрков, первый шаг, который они проделывали. Оно лежит в основе происхождения названия первой империи тюрков – Аккад. Наглядно демонстрирует о скифосаках общетюркский термин «нож» – пишак, хороший конь тюрка – аргамак. Саки и скифы – это общее собирательное название оседлых и кочевых племен, которые, как показывает лингвистика, занимались выплавкой железа, бронзы, меди, серебра, золота, латуни. Их этимологии принадлежат языку пратюрков, часть этих металлов самородно лежала на поверхности земель Сарыарки. И даже научные названия некоторых металлов относятся к языку тюрков. К примеру, золото относится к тяжелым металлам «ауыр», латинское aurum, серебро – «ар гене туым», в переводе у тюрков «благородного материнского рождения», из Земли Матери или научное название argentum.
Грамматики Греции и агглютинировали фонему Ф, включив ее в корневую основу. Образовался нарицательный этноним «скиф» из двух слов «скин» и «форо». На языке греков термин «скиф» является сложным словом, в переводе означает «шатры возводящие». Эти этимологии демонстрируют, что термин «скиф» возник по социальному признаку, образу жизни кочевников, закрепившись по внешним признакам. К ним следует относить многие народы, т. е. это экзогенное наименование, к которому принадлежали и прагреки. Вторая этимология не противоречит первой. Поэтому нет надобности подразделять кочевников на саков и скифов. Их принадлежность к языковым группам следует относить в зависимости от исторической эпохи и территориальной принадлежности носителей, вникая в языки, обитавших древних народов.
Саки и скифы – неотъемлемая часть населения Фессалии, Македонии, Иллирии, Фракии в эпоху Аристотеля. Многочисленные собирательные племена кочевых и оседлых народов Балкан являлись носителями архаичного языка тюрков, они названы прагреками, а затем наименования получили и в других регионах Евразии. В такой сложной обстановке в полиэтническом обществе жил и творил Аристотель со многими перипетиями и изломами в жизни. Теперь мы понимаем, что Аристотель являлся выходцем из кочевой среды Фракии, что для кочевников неприемлем образ жизни греков, оседавших в городах-полисах. Но его предки осели на земле, и жили вперемежку с греками. Поэтому он являлся двуязычным.
Ученый глубоко переживал за то, что они теряют свою самобытность, ассимилируясь среди греков, и что его модель об умеренной демократии, как бы удачно подходила для них. Этой неразрешимой проблеме оседлого общества на Балканах Аристотель посвятил многие годы своей жизни. Вот почему Аристотель так много времени уделял модели государственного устройства, и, повзрослев, вступал в споры с Платоном. В этом этническом многообразии Аристотель сохранил прозвание своего отца, и его имя осталось в памяти благодарных потомков. Ему обязано своими знаниями все человечество. Его отец являлся образованной личностью своего времени, и сына обучал на аттическом диалекте греческого языка в смешанной среде, как и многие казахи, получали среднее образование на русском языке.
В современном ученом мире не затихают споры о языковой принадлежности скифов и саков. Эти собирательные этнонимы исчезли уже давно, оставив своим потомкам многочисленные загадки. В основном советские исследователи придерживались мнения, что они были персоязычными народами. Саки и скифы распространились на территории всей Евразии и на американском континенте, поэтому нельзя безапелляционно заявлять, что они были носителями только одного языка. Древние персы и тюрки являлись носителями одного энеолитического древа дравидийских народов, когда они не разделились на самостоятельные языки. Они являлись носителями многих наречий праперсов и пратюрков Евразии. Это были кочевые народы с близким языком. Носители языка скифов и саков обнаруживаются и за океаном. Это многочисленные индейские народы, прагреки и праславяне, прагерманские племена и прибалты, и, конечно, архаичные тюрки, многие потомки народов Евразии и Америки. Об этом и свидетельствует языковедческая дисциплина – компаративистика. Наука, которая занимается сравнением и сопоставлениям исторически обусловленных фактов во многих гуманитарных дисциплинах.
Балтабек УМИРЬЯЕВ,
исследователь исторической и лингвистической компаративистики
449 раз
показано0
комментарий