- Общество
- 20 Ноября, 2024
СЛЕДЫ КАГАНА ТОГЫМА В ЦЕНТРЕ ТУРАНА
(Краткий схематический обзор источников)
Геродот в V веке до н. э. отождествляет Посейдона с Тагимасадом, которого почитают скифы
I тысячелетие до н. э. было периодом, когда в Греции общество освобождалось от традиций. (Ян Ассман. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. 2004). Древние источники знаний переиначивались на нужный рабовладельцам лад, составлялся канон с прославлением демократии рабовладельцев, сжигались книги древних, уничтожалась историческая память. Особенно тщательно избавлялись от свидетельств былого Золотого века человечества. Те, кто пытался бороться против рабства и за справедливость – ликвидировались. Примеры: Пифагор убит в 490 г. до н. э., Сократ казнен в 399 г. до н. э., Платон за критику тирании продан в рабство в 370 г. до н. э. и этот список можно продолжать долго. И. Е. Суриков в книге «Пифагор». (М. 2013): «Античная культура была культурой стыда, понятия «совесть» не было, а суждение окружающих было главным». Т. е. «стыдились» осуждения рабовладельцами и тиранами. Если в Золотом веке главенствовала идея единства рода человеческого, то в первом тысячелетии до н. э. канонизировалась вражда между людьми и «в конце IV века до н.э. в Афинах числилось в услужении у 21 тысячи свободных граждан и 10 тысяч метеков, способных носить оружие, 400 тысяч рабов» (Андре Боннар. Греческая цивилизация. М. 1992. Стр.145).
У Геродота (484–425 гг. до н. э.), прозванного отцом истории, в его основном труде «История» также немало мест, написанных в угоду господствовавшей рабовладельческой политике, но много и ценного фактического материала. Вот, на стр. 253 «Истории» (М. 2006), говоря о тех, кого почитают скифы: «…царские скифы приносят жертвы и Посейдону... Посейдон – Тагимасат» (может быть напечатано и «Фагимасад» – «т» и «ф» обозначались раньше одной буквой). Тогым (Тагимасат) по шежiре – потомок кагана Турана Аргы Майкы (Аргы Мак в шежiре). У него и Посейдона, покровителя мореходства и коневодства, держащего в руках трезубец, – одни и те же атрибуты. Тарак (трезубец) – тамга рода таракты табын, который по шежiре возглавлял Тогым; есть в этом роде и отделение Жылкышы (Коневод) – вот тебе и «ат» (конь) в имени. «Ас» – одно из названий тюрков. О морских способностях свидетельствует тот факт, что самая северная точка Евразии на Таймыре до ХVII века отмечалась на мировых картах как мыс Tabin (сейчас мыс Челюскина), как самая восточная (сейчас мыс Дежнева). А Северный Ледовитый звался Скифским океаном. У греческого Посейдона были эпитеты-имена Гиппий («Укротитель коня», «Кыпшак»), Таврий (греческая интерпретация слова «Табын»), Тараксипп (Тарака обладатель) и др. Балтийское море в древности называлось Сарматским, а сарматская культура, как известно, формировалась на реке Илек (Смирнов К. Ф. Сарматы на Илеке), на побережье которого и родился Тогым.
2. Потерянному раю человечества Платон дал секретное имя – «Атлантида»
Философ Платон (428–347 гг. до н. э.) перед смертью написал два диалога – «Тимей» и «Критий», о том, что Посейдон владел страной Атлантидой – потерянным раем человечества. Конечно, и его труды были с немалой долей фальши того рабского времени, когда даже его, знаменитого ученого, приказали продать в рабство за критику тирании. Платону повезло, что его выкупил из рабства другой философ, Аникерид из Кирена, и дал свободу. Но он, мечтавший об идеальном государстве, не мог не написать о былом Золотом веке человечества, когда люди жили по совести, имели волю и дух – частичку духа Абсолюта. И зашифровал центр Золотого века под красивым названием – «Атлантида». И хотя добавил немало романтической выдумки, которая должна была понравиться тогдашним властям, философ знал, что вдумчивый читатель поймет, где находится настоящая Атлантида… Ведь до него Геродот уже дал сигнал, и все еще жила память в греках о самых справедливых людях на земле – о степняках Евразии – в стихах Гомера, Гесиода, Херила и других.
Платон пишет, что «Посейдон женился на Клейто (Кілейті), дочери Евенора (Епенұр) и Ливкипы (Лебқипа). У них родились 10 детей, старшего звали Атлант, его брата-близнеца звали Гадир (Қадір)… На той земле были все виды ископаемых, металлов. Корму хватало для всех живых существ (слонам тоже). 10 детей были царями в 10 областях страны, но все подчинялись Атланту. Раз в 5-6 лет они собирались и совещались, не нарушил ли кто-нибудь из них законов и всякий раз приносили клятву, что будут чинить суд (и жить) сообразно с предписаниями Посейдона. То есть цари Атлантиды жили и управляли согласно клятве, данной отцу. А что означает «Аталы ант» – «Отцовская клятва».
Отец-то – Тогым. Каган Турана.
Платон это прекрасно знал и не только из книги «История» Геродота. Древние греки не были первыми, кто обожествлял кагана Турана – Тогыма…
Диалог «Критий» обрывается там, где Платон собирался сказать, от какого природного катаклизма погибла Атлантида. Распространилось мнение, что от потопа. Конечно, потопы при таянии ледников и трансгрессиях Каспийского моря были, но Туран пал от тысячелетней засухи около 1900 годах до н. э., к такому заключению приводят исследования современных палеоэкологов и археологов.
Вывод из «Крития: «Трезво смотреть на мир, не опьяняться богатством»
В диалогах Платона описаны принципы правления в Атлантиде. Например, не поднимать оружия друг против друга, если кто подвергся опасности, прийти на помощь, советоваться о войне и прочих делах. Жить в дружбе со сродным божественным началом, что означает: человек создан Абсолютом и, значит, живи по тем божественным законам, что оставил тебе Отец Посейдон. Главное – делать добро. О правителях многих поколений потерянного рая на земле говорится: «Они не пьянели от роскоши, не теряли власти над собой и здравого рассудка под воздействием богатства, но храня трезвость ума, отчетливо видели, что и это все обязано своим возрастанием общему согласию в соединении с добродетелью, но когда становится предметом забот, гибнет и добродетель»… И все постепенно возрастало. Дальше: «…но когда унаследованная от бога сила ослабела, и возобладал человеческий нрав, тогда они оказались не в состоянии даже выносить свое богатство и утратили благопристойность. Для того, кто умеет видеть, они представляли постыдное зрелище, ибо промотали самую прекрасную из своих ценностей, когда в них кипела безудержная жадность и сила». И здесь приходит божья кара, – пишет Платон.
Такова история многих государств и цивилизаций – всего одно или несколько слабых, враждебных друг другу и жадных поколений могут быстро разрушить любую великую цивилизацию. Если первый диалог Платон назвал «Тимей» (Не трогай), то второй диалог назван «Критий» – как бы с намеком на судьбу минойской цивилизации на Крите, где около середины второго тысячелетия до н. э. произошел природный катаклизм. От войн между полисами погибла греческая цивилизация, потом римская, и этот список можно продолжать. В Золотой Орде многие чингизиды вырезали друг друга, а Тимур добил Орду, сравняв с землей ордынские города, истребив население. В результате тюрки стали колониями соседних держав. И если сегодня мир подошел к порогу ядерного самоуничтожения, причина – многие поколения разных стран были воспитаны не на лучших примерах истории Греции, Рима, Орды, а о Золотом веке человечества времен правления Аргы Майкы и Тогыма – просто не знают… Своими исследованиями и публикациями мы начинаем восполнять этот пробел. Думается, что найдутся энтузиасты и ученые, которые присоединятся к исследованиям. Недаром президент нашей страны на одном из курултаев призвал восполнять ряды исторических личностей, на которых могли бы равняться подрастающие поколения.
…Своим рассказом о Посейдоне-Тогыме, о Золотом веке, считал Платон, он помогал будущим поколениям понять, для чего создан человек. И еще: редко кто видит в посланиях гениев больше, чем они написали… Включенность человеческого инфополя в инфополе Мироздания… Имеешь совесть – идет со-ведание (связь)… Что будет, если связь оборвется? Ее же сам человек обрывает своими бессовестными поступками… Сегодня человечество уже подступило к «красным линиям» и даже уже переходит их, не замечая того… Трос обрывается, мозг морщится, сердце чернеет. Только часть духовно-физических ниточек еще держит на ветру судьбу человечества… Это оставшаяся пока часть праязыка как часть программы Жизни.
Недаром: «…в начале было слово»! Де – «говори». Де – Бог… Программа в символах… Ант – Клятва. Которую нарушили. Нужно исправляться. Восстанавливать нити.
В слове «Ар» (Совесть) звук «а» означает «Пространство», «Мироздание», «Абсолют», звук «р» – «Порядок» (рет, орда, орднунг, ордо), «Движение/Сердце» (жүрек, кардиа) и «Дух» (рух) – в трудах С. Кондыбая. До сего дня дошел обычай здороваться вопросом: «Армысыз?» и отвечать: «Армыз!.. Бармыз». Все ли мы воспитываем своих детей согласно этой формуле, сделавшей двуногого – человеком совести и чести?!
При Посейдоне-Тогыме Атлантида жила по законам Мироздания и морально-этическим принципам. Платон показывает, что отход от тех принципов ведет к краху.
Бог света Мардук в Вавилоне, Меродах и Марутук у западных семитов, алп света и тепла Мардукан (Нардуган) в булгарских летописях…
«Мар» означало «Солнце», «Свет» и Мардук считался главным богом вавилонян, а многие вавилонские цари носили имя Мардук. Вот в «Большой российской энциклопедии. 2004–2017»: «Мардук. Изображен в виде человека, в руках трезубец». Дзен. «Мардук – бог Вавилонского царства». 24.11.2021: «Мардук – «сын Солнца». Верховный бог Вавилонского царства. На западно-семитском Меродах или Марутук. Воин и мудрец. В эпосе «Энума Элиш» побеждает трезубцем тьму Тиамат».
Есть и другие страны, а также источники, но для прояснения вопроса, как и где произошел сам обряд почитания этой исторической личности, обратимся к собственно тюркским материалам.
В булгарских летописях «Джагфар тарихы» – «алп (дух) света и тепла Мардукан (Нартуган). 25 декабря каждого года в древности в Иделе (Туран) отмечался праздник «Рождество Солнца» – начала разбития стены (холода!) алпом Мардуканом/Каргой. В честь Мара закалывался белый конь. 21 марта приходил Наурыз (Новый День, Новое Счастье – Яна Ырыс). 23 июня праздник Аксу/Субаш – Иджик (Азак, Джам, Майкы!!!) вышел из чрева Байгол-праматери, сын алпа Аудана – Баяна – Биргюна». Видите, уважаемые читатели, праздники солнцестояния освящались именами аруахов – каганов Турана Майкы (Джам) и Тогыма (Мардукан). Когда же имена этих двух аруахов впервые были привязаны именно к этим двум ежегодным праздникам, проводившимся 23 июня и 25 декабря? А также празднование Наурыза (Яна Ырыс) когда началось?
Обычай праздновать весенний Наурыз, день летнего солнцестояния и зимнего Рождества Солнца начали после окончания Валдайского оледенения – в ХI тысячелетии до нашей эры
И пишется в летописях, что к первому поколению алпов (духов) принадлежали Берген (или Мерген), Биргюн, Джам и другие. Мардукан, дух света, урожая и изобилия принадлежал к алпам среднего поколения. При слове «Берген» сразу вспоминается имеющееся и сегодня казахское имя Құдайберген (Богом данный). В слове «мерген» – «мер» означает буквально «цель» (Е. Турсунов), и перевод слова «мерген» на русский язык равнозначен современному термину «снайпер». Народное наследие полно загадочных материалов под названиями «Жоя мерген», «Аргымерген», «Сурмерген» и других. Б. Тлеубердиев в книге «Қазақ ономастикасының лингвокогнитивтік аспектілері» на стр. 109 пишет, что аңшы-мерген (охотник-снайпер) был идеалом древнейших людей. Но в те времена идеалом был и Меркен/Кендігер – «Шахтер». Ведь народ центра Турана называл себя десятки тысяч лет «Кендігер қобан жұрты» (Шахтерский кыпшакский народ) (есть у А. Маргулана, в «Козы Корпеш – Баян сулу» и др.), в Авесте – Хванирата (Кобан журты). И недаром мудрый Платон не забывает упомянуть в диалоге о богатой ископаемыми земле Атлантиды. Кен – это ископаемое, копи, рудник. В наследии Кеншын (Шахтер) и Алшын – родные братья. Когда Кеншын внезапно умирает, Алшын воспитывает его семерых сыновей – тех самых, что составили Жетиру/Картказак. Как подытожил археолог Г. Матюшин, именно благодаря в первую очередь успехам в каменной индустрии люди Южно Урало-Казахстанского региона «создали всю мировую цивилизацию»... Биргюн (у русских Перун, у прибалтов Перкун, Перкунас) – предшественник Джама в первом поколении алпов. Биргюн – «Единый Солнечный».
В материалах «Джагфар тарихы» дается и датировка правления каганов Турана, сохранившихся в народной памяти. Где первый каган Турана Джам-Иджи или Иджик (Азак, Майкы, Аргы Мак) взошел на трон в начале 15-го тысячелетия до н. э., что соответствует датировкам археологов, лингвистов, палеоэкологов – о соответствующих процессах около 17–15 тысяч лет назад в Арало-Каспийском регионе с Южным Уралом (Казиев Т. Три проекта развития вида Homo sapiens за 100 тысяч лет). Согласно обычаю, на публике назывались имена, не полученные при рождении, а в ходе правления, поэтому среди других указанных каганов мы остановились еще на кагане с именем «Кар», правившем в 11-м тысячелетии до н. э. Он из среднего поколения алпов, имя близко к одному из имен алпа Мардукана – Карга, и главное, правил, видимо, сразу после схода ледника, т. е. после 10500 года до н. э. Недаром в летописях Мардукан назван как «алп света, урожая и изобилия». Тогда и началось празднование трех годовых праздников – после конца ледниковой эпохи. Ведь и имя «Тоқ» переводится с казахского – «Сытый». Технология: местные почитают аруахов, со временем происходит освящение, а в других странах, находившихся в сфере влияния Турана, они постепенно переходят в категорию божеств. В центральных областях Турана многобожия никогда не было. Все обозначения Абсолюта на планете за последние 100 тысяч лет были даны в праязыке в центре Турана, в прежних статьях приводились примеры, в т. ч. источники о том, что основы авраамических религий, буддизма и многих других учений в разных странах планеты взяты из степного тенгризма. Скажем, в оригинале Библии дано имя Его – Ал, которое при переводах стало Ел, Ил. Посмотрите названия гор, в них повсюду присутствует сохранившееся с изначальных эпох имя Его: Урал, Алтай, Валдай, Эльбурс, Альпы, Мугалжар, Гималаи и т. д.
Остались ли следы кагана Тогыма на его родине – в центре Турана?
Как мы уже указывали, источники трех групп – науки, наследия народов мира и наследия тюркских народов – говорят, что центральная область Турана находится на территории, названной археолтрех групогом С. В. Богдановым «тамаруткульской традицией», кавказскими учеными М. Г. Магомедовым, С. А. Каспаровым, Н. В. Тупиком – «Каспийской Атлантидой», историком С. Ажигали – «страной-кратером», президентом Росс.Арх.Общества Г. Матюшиным – «прародиной всей мировой цивилизации», завотделом скифо-сарматологии Института археологии АН СССР К. Ф. Смирновым – прародиной тысячелетней Сарматии, простирающейся от реки Висла в Германии до Китая... Можно добавить сюда и выводы Мэри Бойс о том, что царь скотоводов Турана Йима (Майкы), создавший Золотой век человечества, жил в каменном веке в степях восточнее реки Волга, и слова самого авторитетного дипломата современности Генри Киссинджера о том, что Казахстан – это колыбель цивилизации и мнения многих других специалистов и мыслителей...
Так, остались ли следы кагана Тогыма в топонимике Илеко-Кобдинского междуречья, где находилась столица Турана город Орнык? Ведь следы первого кагана Турана Аргы Майкы и сегодня сохранились здесь – Майкысай, Майкыбулак, Мак-Балсай, река Жем, город Жем/Йембі и другие.
В Актюбинской области РК на правом берегу реки Илек есть местность Марток, райцентр Марток, Мартукский район. Оттуда до места, где была столица Турана город Орнык, в Кобдинском районе – 80 километров, до Майкысая – 70 км. Мар Ток – «Солнечный Ток». Но, самое интересное: на карте Актюбинского уезда Тургайской области 1910 года обозначена река Мартукъ, впадающая с левой стороны в реку Илек, параллельная Майкысаю и находящаяся от Майкысая меньше, чем в 40 км. Стал искать ее, когда прочел в книге «Табын», т. 2 на стр. 225, что эта река отмечалась в переписи 1898 года. В XX веке высохли тысячи родников, озер и рек в Степи из-за сплошной распашки целины и никто из нынешних мартукчан, которых я расспрашивал, о ней ничего не знает. Кстати, в Сердце Мира немало было древних рек с «Мар», сейчас называются «Сакмара», «Касмара», «Самара» и т. д. Вот пример, как их названия образовывались: «У Урал батыра было 4 сына: Сакмар, Нугуш, Идел, Яик» (Башкирский народный эпос. М. 1075. С. 21)… Если поискать, топонимы «Марток» могут найтись в любой точке планеты, хоть в Германии (Тацит) или в Британии (сведения о короле Артуре), хоть на Ближнем Востоке (Е. Черных) или в Африке
(М. Ростовцев) – где побывали за тысячелетия жители реки Илек. Не говоря уже о Монголии, где и сейчас есть Табын богдо оло, река Уш Табын и др. – туда рванулась часть илекчан во время тысячелетней засухи (об этом в следующем материале). На правом берегу Сырдарьи также есть местность Марток в 40 км от города Перовска (Кызылорда), где была зимовка тамошних табынцев, что зафиксировано в официальных документах XIX века. Там же упоминается и о переправе Мартук через Сырдарью и т. д.
…Если река Марток протекала на древних зимниках скотоводов в Актюбинской области, то на бывших летних пастбищах в Оренбургской области до сих пор есть река Ток, город Тоцк и Тоцкий район. Табын состоит из трех родов: Тогым, Бозым и Агым. Поэтому в том же Оренбуржье, на летних пастбищах, есть и река Бузулук (Боз ұлық), город Бузулук и Бузулукский район, а в соседнем Башкортостане и Татарстане протекает река Белая (Ақ), там рядом озеро Асылы (Табынколь), село Табынск, деревни Югары Табын, Тюмян Табын и другие. Там сейчас живут башкортские и татарские табыны. Как писал археолог С. В. Богданов, те реки протекали по земле «тамаруткульской традиции»... В имени «Посейдон» (Боз-Йей-Дон) отразились все три рода и цель человеческой жизни. Боз – троичность мира (небо, земля и подземный мир). Йі – доброта/полнота (Тоқ) как принцип Мироздания. Дон (тұнық), т. е. чистота (Ақ) – проявление на свету истины, лежащей в глубине (қара). Само их общее имя Табын буквально – «найдись!», это обращение к человеку – «найди себя, свое место, в этом Мироздании». А тарак в виде лучей света выражал главный девиз единства человечества – «Солнце светит всем».
Такова была древнейшая история, направленная на восходящее развитие. И вдруг тысячелетняя засуха превратила стотысячелетнее Сердце Мира в полупустыню. Никто в мире с тех пор не смог пока снова поднять на щит идеи справедливости власти и основательности народа, завещанные основателем Золотого века Аргы Майкы – которые исполнялись до пика той засухи. В конце засухи, в 1900-е годы, в полупустыне, как зафиксировали археологи, остался всего лишь один из десяти прежних жителей...
Необходимо восстановить реку Марток в Актюбинской области, обустроить ее, чтобы миллионы туристов со всего мира могли приезжать на родину Посейдона, любоваться степью, отдыхать душой и задумываться над смыслом жизни. Туризм, в т. ч. историко-культурный, дает работу многим и занимает третье место в мире после нефти и автомобилестрония. Взгляните на страны и города, куда каждый год едут миллионы людей: Греция, Рим, Египет и пр. Древние владели технологиями восстановления водоемов, родников, озер и рек. В праязыке осталось выражение – «көзін ашу», т. е. «открыть глаза» воде… Но это возможно лишь, если «откроется душа» – у воспитанных в равнодушии к природе поколений, механистично относящихся к ней и засоряющих все, к чему прикоснутся. К примеру, в начале XX века около р. п. Акбулак была глубокая речка Карасу, с чистой как слеза водой, впадавшей в Илек. Уже в 1970-е годы ее называли Вшивкой из-за обмеления и грязной воды, где нельзя было купаться. Также в курортном Соль-Илецке, рядом с соленым озером, куда каждое лето приезжают сотни тысяч людей, рядом водоем стал называться Вшивкой. В 1972 году я попал на службу в армию в город Казань, и там, в центре города рядом с армейской казармой, гляжу – тоже обмелевшая речка «Вшивка»!.. Откройте глаза, люди!..
Говорю реальные вещи, т. к. видел лично энтузиастов, которые это сделали – бұлақтардың көзін ашты. Вот, в интернете нашел данные одного из них, т. к. из-за возраста своего не помню их имена, это А. Г. Пфейфер, депутат Верховного Совета СССР. Он был фермером в Акбулакском районе Оренбургской области. Пытаясь напоить вверенный ему скот в засушливой степи, он расспрашивал аксакалов, нет ли где былого родника? И те рассказали, что по рассказам их дедов в Степи были места, где более века назад били ключи, которые были засыпаны тщательно при уходе местных жителей из-за выдавливания царскими властями. И энтузиаст искал те места, по природным признакам, нашел, своими силами открыл их «глаза» – всего в километрах сорока от высохшей реки Марток. В 1990 году мне пришлось быть у тех родников и видеть, что может сделать всего лишь один человек. Если работает фактически мозгами и руками, а не болтает о работе.
Прочитавшие данную статью специалисты по туризму из стран, где индустрия туризма приносит десятки миллиардов долларов в год, возможно, удивятся, почему это в Илеко-Кобдинском междуречье не создают один из мировых центров международного туризма? Мэри Бойс и Г. Матюшин написали свои книги более 30 лет назад, К. Ф. Смирнов 49 лет назад, а Геродот – более 24 веков назад!.. А мэтр мировой дипломатии Генри Киссинджер самолично приехал в Астану и объявил на весь мир в 2005 году, что показывали несколько раз по телевидению, что Казахстан является колыбелью мировой цивилизации… В 2009 году я ходил на прием к областному акиму, с проектом «Кіндік-Тұран», не приняли, вышел советник, очень хороший человек, знавший меня и сказал: «Аға, все равно через 50 лет откроют же, то, что вы пишете», и – все... Я написал много статей по этой теме, публиковался в газетах, журналах, на сайтах, в том числе и за рубежом, – но продвижения нет. Встречался с историками, работниками акиматов – все хорошие наши люди, но у всех текучка расписана согласно доведенным статическим заданиям, и никакой динамики движения вперед не предусмотрено. На лицах тоска – «басымызды қатырмашыңызшы, аға, – и так зашиваемся в поручениях»...
Ояну керек қой, інілерім, қарындастарым! Направить усилия на восходящее развитие! Или и дальше глотать пыль проходящих караванов?!
...Если об именах, братцы, в казахской истории были и хан Тогым, и Токта, и прямой потомок кагана Тогыма ақын Марабай (1841–1896), о котором Абай Кунанбаев сказал: «Қазақта Марабайдан артық ақынды мен білген емеспін» (Абай. Энциклопедия)... Великий Абай считал самым сильным поэтом казахского народа акына и жырау Марабая, высокую оценку ему давали Шакарим, Сабит Муканов, Ыбрай Алтынсарин. Знают ли чудотворные стихи Марабая в казахстанском масштабе? Если прочтете, вы не захотите отрываться от них. Слова там живые, органичные, красивые и суровые – как не объясненная еще никем загадочная степная природа и сам человек.
Познание Золотого века – ключ к Нравственному Возрождению Человечества
Вот так мы кратко и схематично пробежались по очень важной теме – о чем, о ком (!!!) говорит древнее название еще одного конкретного уголка родимой нашей миллионолетней местности – Марток… В историю мира, да такой дальности, попадают только сверхдеятельные результативные личности – титаны. Это слово тоже происходит из праязыка. «Тетен» – «Равняйся»! На Абсолюта, будь соработником и сотворцом. И о реальных титанах, сохранившихся в памяти человечества, мы в дальнейшем поговорим. К примеру, есть картины, где Атлант держит на плечах Небо – это же о наших реальных предках!.. Подумайте над этим. Но не для того, чтобы попусту хвалиться, а чтобы хоть немного быть похожими на предков своими конкретными делами. История смотрит на нас. Ниеттеріміз ақ болсын! Пайғамбар айтқандай.
Торегали КАЗИЕВ,
исследователь-писатель
г. Актобе
Продолжение следует…
363 раз
показано0
комментарий