- Общество
- 20 Ноября, 2024
МАСТЕР – О МАСТЕРЕ
В Алматы издана книга писателя Адольфа Арцишевского «Шаги командора», посвященная памяти театрального режиссера, народного артиста РК Рубена Андриасяна. Выход документальной повести совпал с присвоением Адольфу Арцишевскому звания заслуженного деятеля РК. Торжественное вручение атрибутов высокой награды литератору состоялось в Союзе писателей РК, а презентации издания прошли в Национальном русском театре драмы имени Михаила Лермонтова и в Ассоциации «Мицва», при участии Института литературы и искусства имени М. О. Ауэзова и Ассамблеи народа Казахстана. В награждении Адольфа Арцишевского и во встречах с писателем приняли участие главы творческих союзов, литераторы, публицисты, литературоведы, деятели театра и кино, лидеры объединений АНК, творческая молодежь.
Во время бесед с коллегами и читателями Адольф Арцишевский отметил, что всего за свою творческую деятельность он выпустил 36 книг, в их числе художественная проза, поэзия, публицистика. По словам автора, в каждой книге он ставил задачу быть честным, искренним с читателем, а коллеги писателя в своих выступлениях подчеркивали, что книги Адольфа Арцишевского служат образцом высокой культуры, а герои его очерков – большие профессионалы, посвятившие жизнь служению своему делу. В их числе многолетний художественный руководитель Национального русского театра драмы имени Михаила Лермонтова Рубен Андриасян.
Ожившая память
Нынешнее издание представляет собой документальную повесть. В ней наряду с многолетним художественным руководителем Лермонтовки появляются образы известных литераторов, публицистов, журналистов, филологов, деятелей театра. Среди них ученый-филолог Виктор Бадиков, журналистка, мастер публицистического жанра Людмила Енисеева-Варшавская, поэтесса, драматург и публицист Светлана Аксенова-Штейнгруд и другие представители творческой среды Казахстана второй половины XX века и начала нынешнего столетия.
Ведущая встречи с писателем в Ассоциации «Мицва», заведующая отделом международных связей и мировой литературы, кандидат филологических наук Светлана Ананьева сделала акцент на уникальности книги Адольфа Арцишевского: автора документальной повести связывала с его главным героем не только совместная работа – Арцишевский был завлитом в ТЮЗе имени Н. Сац и в Лермонтовке андриасяновской поры, – но и тесная дружба. Во многом именно благодаря этому писатель смог создать живой и многоплановый образ главного героя и его коллег. Арцишевский присутствовал на репетициях спектаклей Андриасяна, вел дневниковые записи, а в последующем записывал высказывания режиссера на диктофон, что помогло живо воссоздать процесс работы над спектаклями, моменты творческого созидания.
Сам же автор, рассказывая о книге, говорил об особой способности Андриасяна собирать вокруг себя творческих людей. Он мог «заразить человека вирусом театра» и нередко, впечатленный рассуждениями о сценическом искусстве, собеседник режиссера «заболевал» театром, открывал для себя волшебство сцены. Андриасян и другие герои книги Арцишевского обладали даром создавать культурное пространство, организовывать проекты, впоследствии вошедшие в историю отечественного литературного и театрального искусства.
Арцишевский описывает творческую работу Рубена Андриасяна в разные периоды – в советское время, в первые годы Независимости, ставшие периодом небывалого творческого подъема, в двухтысячные, когда в Лермонтовский театр, знаменуя смену поколений, пришли молодые артисты – студенты андриасяновского курса в Национальной академии искусств имени Жургенова. Пережив за свою творческую жизнь немало общественных перемен, режиссер всегда стремился уловить нерв времени, смотреть на творческий процесс незамыленным взглядом. По поручению худрука завлит Арцишевский пускался на поиски актуального на данный момент драматургического материала, будь то классика или современная драматургия. Андриасян нередко обращался к Чехову, считая, что его пьесы просты только на первый взгляд и для их интересного сценического решения необходимо найти ключ. И режиссер вместе с актерами находился в поиске этого ключа. Он жил театром, был одухотворен идеями новых постановок, а в работе с актерами находил те самые, нужные слова, которые помогали им воплощать видение режиссера и самим становиться соавторами спектакля.
Писатель признался, что торопился выпустить книгу – 86-летний мастер слова стремился успеть воздать должное своему другу и коллеге Рубену Андриасяну, а потому ряд диктофонных записей остался нерасшифрованным и ждет своего часа.
Предисловие к документальной повести написал казахстанский кинорежиссер, сценарист, поэт, заслуженный деятель РК Бахыт Каирбеков. В нем он назвал автора «зерцалом чужих судеб» за галерею живых образов, воссозданных в его книгах. «Для Адольфа Арцишевского каждый встретившийся на его пути талант – благодатный материал. И чем благородней металл, из которого он выплавлен, тем блистательней отражение в этой удивительной амальгаме, – пишет Каирбеков и определяет, в чем секрет писателя:
– В любви к ближнему, достойному его пера, в благоговейном отношении к каждому виду творчества».
Литературные портреты
В ходе презентации книги в Ассоциации «Мицва» заместитель главного редактора литературно-художественного журнала «Простор», народный писатель Казахстана Любовь Шашкова рассказала, что познакомилась с книгой на недавнем чествовании Адольфа Арцишевского в Союзе писателей РК. Начав читать, она погрузилась в живой мир театра того времени, когда коллективом ТЮЗа, а затем Лермонтовки руководил Рубен Андриасян. На страницах книги перед ней предстала целая галерея литературных портретов замечательных людей.
– Тогда, на вручении, глава Казахского ПЕН-клуба Бигельды Габдуллин высказал мысль о том, как много и благодарно в своем творчестве последних лет Адольф Арцишевский обращается к памяти своих друзей – людей, с которыми его сводила судьба. Мы за суетой и бегом времени оправдываем себя тем, что нам вечно некогда, и не работаем над такими воспоминаниями, а он нашел время, издал замечательные книги, – отметила народный писатель РК.
В качестве примера Л. Шашкова привела не только презентуемую документальную повесть, но и книги Арцишевского о его друге и коллеге Викторе Бадикове (1939–2008). Доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей РК Бадиков был специалистом в области истории и теории литературы, он писал яркие критические и литературоведческие статьи, материалы на тему социальной роли литературы. Также был известен своим поэтическим творчеством. Бадиков всегда был полон планов и творческих идей, но безвременная кончина – литературовед погиб в автомобильной катастрофе – не позволила осуществить задуманное.
– По сути, в разных книгах Адольф Арцишевский собрал все статьи Бадикова – и его прозу, и поэзию. Большой авторитет в казахской и русской литературе Виктор Владимирович Бадиков погиб в 70 лет. Но Адольф Арцишевский продлил его творческую жизнь, подарив нам замечательные книги, – сказала Л. Шашкова и передала свои эмоции от знакомства с презентуемой книгой: – И вот, когда уже самому Адольфу 86 лет, мы держим в руках книгу, посвященную Рубену Андриасяну. Поскольку много писала о Лермонтовском театре для «Казправды», брала интервью у Рубена Суреновича, хорошо знаю репертуар театра разных периодов, я сразу погрузилась в текст.
Лейтмотивом повествования в повести «Шаги командора» служит репетиция драмы Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак» – ею автор начинает книгу, ею завершает.
– Я была потрясена тем, что он начинает эту книгу со спектакля «Сирано де Бержерак», который ставился в ТЮЗе, – продолжила Л. Шашкова. – Это был период, когда Андриасян позвал туда Арцишевского. Через текст писателя я увидела мир театральной кухни, мир режиссера Андриасяна и мир завлита Арцишевского. То есть мы, читатели, увидели театр изнутри!
Она подчеркнула, что присвоение Адольфу Арцишевскому звания заслуженного деятеля РК стала закономерным признанием его творческого дарования. К слову, А. Арцишевский активно сотрудничает с литературно-художественным журналом «Простор»: на страницах издания публикуются его проза, литературные переводы, рецензии, публицистика.
В продолжение темы ведущая презентации в Ассоциации «Мицва» Светлана Ананьева напомнила о вышедшем недавно двухтомном сборнике «Казахстан в моей судьбе», в котором наряду с произведениями казахстанских авторов представлена проза А. Арцишевского.
– Произведения Адольфа Арцишевского служат образцом высокой литературы, этот тот материал, на котором могут учиться молодые писатели, все, кому интересно литературное творчество, – подчеркнула С. Ананьева.
В свою очередь доктор филологических наук Алма Тусупова поделилась воспоминаниями о творческих встречах с замечательными людьми, которые на малой сцене Лермонтовки проводила одна из героинь документальной повести, журналистка, мастер публицистического жанра Людмила Енисеева-Варшавская. Часто героем встреч становился Адольф Арцишевский. На этих творческих вечерах он читал свои стихи.
– Во время моей долгой работы в Институте литературы и искусства имени Ауэзова мы постоянно ходили на творческие вечера, которые организовывала Людмила Филипповна. Я приходила вместе со студентами. На этих встречах читал свои стихи Адольф Альфонсович. Это было высокохудожественно – мы слушали как завороженные. Это было настоящее соприкосновение с поэтическим искусством, благодаря его чтению мы стали лучше понимать поэзию. Мы с нетерпением ждали эти вечера. Хочу сказать, что для студентов они были очень полезны – помогли им ощутить великую значимость поэтического жанра, – поделилась Алма Тусупова.
Глава Ассоциации «Мицва», член Совета Ассамблеи народа Казахстана Александр Барон подчеркнул символичность проведения этой творческой встречи с Адольфом Арцишевским в стенах Республиканской библиотеки имени Мориса Симашко, действующей при Ассоциации «Мицва»: в одном из библиотечных залов создан именной стеллаж с книгами Арцишевского.
– Очень важно, что книги писателя интересуют молодежь – представители юного поколения читают их, обсуждают вместе с писателем, – отметил Александр Барон. – Это та литература, которая учит честности, порядочности, доброте, потому что написана автором от чистого сердца.
Юрий КАШТЕЛЮК
319 раз
показано0
комментарий