• Общество
  • 20 Октября, 2024

ДОКУМЕНТ, ОТКРЫВШИЙ ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА

Кабдулсамих АЙТХОЖИН, 
д. ю. н., профессор Университета Кунаева, 
академик РАЕН 

 

 

Аннотация

Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР», принятая Верховным Советом Республики 25 октября 1990 г., являясь актом, имеющим особое историческое значение, заложила основы независимой казахстанской государственности. В Декларации были закреплены все атрибуты реального суверенитета Казахстана: ее собственной территории и гражданства; самостоятельности и полноты государственной власти внутри республики; верховенства Конституции и законодательства; государственного бюджета; самостоятельности республики в международных отношениях, а также классические символы государственного суверенитета: герб, флаг и гимн. 
Историческое значение Декларации о государственном суверенитете состоит в том, что она стала основой для разработки новой Конституции страны и других законодательных актов, реализовавших в полной мере статус Республики Казахстан как суверенного государства.
Ключевые слова: Конституция, Декларация, День Республики, Верховный Совет, государственный суверенитет, независимость, права и свободы человека.

Аңдатпа

1990 жылғы 25 қазанда Республика Жоғарғы Кеңесі қабылдаған «Қазақ КСР-інің мемлекеттік егемендігі туралы» Декларация ерекше тарихи маңызы бар акт бола отырып, тәуелсіз қазақстандық мемлекеттіліктің негізін қалады. Декларацияда Қазақстанның нақты егемендігінің барлық атрибуттары: оның өз аумағы мен азаматтығы; республика ішіндегі мемлекеттік биліктің дербестігі мен толықтығы; Конституция мен заңдардың үстемдігі; мемлекеттік бюджет; республиканың халықаралық қатынастардағы дербестігі, сондай-ақ мемлекеттік егемендіктің классикалық рәміздері: елтаңба, ту және әнұран.
Мемлекеттік егемендік туралы декларацияның тарихи мәні оның елдің жаңа Конституциясын және Қазақстан Республикасының егемен мемлекет ретіндегі мәртебесін толық көлемде іске асырған басқа да заңнамалық актілерді әзірлеу үшін негіз болуында.
Түйінді сөздер: Конституция, Декларация, Республика күні, Жоғарғы Кеңес, мемлекеттік егемендік, тәуелсіздік, адам құқықтары мен бостандықтары.

Annotation

The Declaration "On the State Sovereignty of the Kazakh SSR", adopted by the Supreme Council of the Republic on October 25, 1990 being an act of special historical significance, laid the foundations of the independent Kazakh statehood. The Declaration enshrined all the attributes of Kazakhstan's real sovereignty: its own territory and citizenship; independence and fullness of state power within the republic; the supremacy of the Constitution and legislation; state budget; independence of the republic in international relations, as well as the classic symbols of state sovereignty: the coat of arms, the flag and the anthem. The historical significance of the Declaration of State Sovereignty lies in the fact that it became the basis for the development of a new Constitution of the country and other legislative acts that fully implemented the status of the Republic of Kazakhstan as a sovereign state. 
Keywords: Constitution, Declaration, Republic Day, Supreme Council, state sovereignty, independence, human rights and freedoms.
 

25 октября 1990 г. – день принятия Верховным Советом Казахской ССР Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР», – безусловно, относится к неординарным страницам новейшей истории Казахстана. Нет сомнения в том, что именно с этого документа, оформившего новую веху в развитии казахстанской государственности, начинается собственно конституционная история независимого Казахстана.

 

Глава государства К.-Ж. Токаев, выступая на заседании Национального курултая 16 июня 2022 г., отметил необходимость возвращения дню принятия Верховным Советом республики Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР», как символа первого шага страны к обретению подлинной государственности, – статуса национального праздника – Дня республики, главного праздника страны [1]. 
Парламентом Республики Казахстан был принят Закон от 29 сентября 2022 г. №143-VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кинематографии, культуры и праздников», согласно которому ст.2 Закона «О праздниках в Республике Казахстан» от 13 декабря 2001 г. была изложена в следующей редакции: «Национальным праздником в Республике Казахстан является День Республики, отмечаемый 25 октября». 
В соответствии с нормами ст. 1 ­Закона «О праздниках в Республике Казахстан»: «Национальные праздники – праздники, установленные в Республике Казахстан в ознаменование событий, имеющих особое историческое значение, оказавших существенное влияние на развитие казахстанской государственности. Празднование национальных праздников сопровождается проведением официальных мероприятий в центральных и местных государственных органах».
Декларация, принятая Верховным Советом республики в торжественной обстановке, являясь актом, имеющим особое историческое значение, положила начало принципиально важному вопросу создания в Казахстане нового конституционного строя, закладывающего основные параметры независимого государства на исконной казахской земле. 
Основополагающими принципами суверенной государственности ­Казахской ССР были определены унитарная форма политического устройства, целостность, неделимость и неприкосновенность территории, возрождение и развитие культуры, традиций, языка и укрепление казахской самобытности. Бесспорно, этот исторический документ, оказавший существенное влияние на развитие отечественной государственности, является актом конституционного значения, заложившим правовую основу для разработки новой Конституции и законодательства суверенного Казахстана. Академик ­
С. З. Зиманов назвал Декларацию «О государственном суверенитете ­Казахской ССР» документом исключительной важности, имевшим особое значение и приоритет среди других законодательных актов республики [2]. Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР «была не просто «Декларацией намерений», – справедливо отмечал и академик Г. С. Сапаргалиев, – а имела нормативный правовой характер» [3, с.65]. И, по мнению академика Сартаева С. С. и Назаркуловой Л. Т.,: «Декларация стала важнейшим источником правовой системы государства … правовой основой конституционной реформы» [4, с.32, 51].
Как известно, в 1990 г. Казахстан, как и все другие союзные республики в составе Советской Федерации, согласно Конституции Союза ССР, являлся суверенным социалистическим государством. Но конституционная формула на деле скрывала подлинную сущность унитарного Советского государства, которое, опираясь на тотальную централизацию, контролировало все без исключения сферы жизнедеятельности союзных республик. О реальном суверенитете Казахстана, как независимого государства, не было и речи, т. к. в ведении имперского центра находились не только основополагающие вопросы политики и экономики, но и использования казахстанских природных ресурсов и даже организации и деятельности местных органов власти и управления. Руководство ЦК КПСС и Верховного Совета СССР всячески тормозило принятие Казахстаном Декларации о государственном суверенитете, сознательно нагнетало обстановку, пытаясь оказать нажим на его государственные органы и даже дестабилизировать межнациональные отношения в республике. 
Такой нажим приверженцев имперской идеологии сказался и на сессии Верховного Совета Казахской ССР, открывшейся 15 октября 1990 г., и начавшей свою работу с обсуждения двух проектов Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР», диаметрально противоположных друг другу. При этом в Верховный Совет поступило четыре варианта законопроекта, прорабатывавшихся в комитетах Верховного Совета и рабочих группах Президентского Совета и Правительства.
Первый проект Декларации, считавшийся основным, вынесенный Верховным Советом республики на всенародное обсуждение, был внесен на рассмотрение сессии Верховного Совета группой депутатов во главе с академиком С. З. Зимановым, одним из главных разработчиков и вдохновителей проекта исторического акта. В процессе работы над проектом Декларации поступило немало писем, коллективных обращений и телеграмм, отмечал впоследствии академик Зиманов, они детально изучались депутатами-членами комиссии, специально образованной для подготовки нового варианта этого судьбоносного документа [5, с.13]. И как показали итоги народного обсуждения, именно всенародная поддержка идеи подлинного суверенитета Казахстана позволила Верховному Совету принять Декларацию о государственном суверенитете.
Другой проект, именовавшийся «альтернативным» и опубликованный 13 октября 1990 г. в газете «Казахстанская правда», был внесен на сессию Парламента депутатской группой «Демократический Казахстан», члены которого выступали против расширения суверенных прав Казахской ССР, провозглашения права народа республики на государственное самоопределение. В этой связи согласительная комиссия, созданная Верховным Советом, проработав все предложения с учетом альтернативного проекта, повторно вынесла основной проект Декларации о государственном суверенитете на обсуждение сессии Парламента 25 октября 1990 г.
«При всех недостатках обсуждение двух проектов Декларации, – по мнению академика С. З. Зиманова, – имело положительный резонанс. Оно не только обнажило позиции отдельных групп депутатов и их политические ориентации, но и оказало определенное влияние на позиции «центристов», колеблющихся и неопределившихся депутатов» [2]. 
16 октября 1990 г. Верховным Советом Казахской ССР была создана комиссия по обобщению предложений и замечаний и доработке проекта Декларации о государственном суверенитете, которую возглавил академик Зиманов. Итоги работы комиссии с одобренным большинством членов комиссии проектом Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР С. З. Зимановым 25 октября 1990 г. были доложены на сессии Верховного Совета. После шестичасового постатейного обсуждения без существенных изменений Декларация о государственном суверенитете была принята Верховным Советом, каждая из 17 статей которой принималась поименным голосованием. За принятие Декларации проголосовал 261 депутат Верховного Совета, против – 18, воздержались – 2, один депутат не проголосовал. Депутат тогдашнего Верховного Совета, академик Оразалы Сабден вспоминал впоследствии: «Когда мы приняли Декларацию, это был триумф, радость, в глазах слезы, мы обнимали друг друга, потому что это происходило впервые. Это был исторический момент. Ведь наши предки мечтали об этой независимости. Декларация о суверенитете открыла нам путь – мы смогли принять нашу первую Конституцию, разработать свои законы».
Принятие Верховным Советом Декларации, как акта конституционного значения, также вызвало необычайно духовный подъем и восторженные отклики различных слоев казахстанского общества. «Декларация о суверенитете – победа смелости и дипломатии, разума и терпения, – отмечается в этой связи Главой государства К.-Ж. К. Токаевым. – Очень скоро мы почувствовали силу этого исторического документа. Мы обновили устои общества и устремились к новым вершинам. Пережив непростой переходный период, Казахстан пошёл по пути построения сильной ­государственности» [6].
Декларация о государственном суверенитете заложила основы независимой казахстанской государственности, став первым в отечественной истории актом, который дал целостное определение статуса Казахской ССР как самостоятельного, суверенного государства. В Декларации были закреплены все атрибуты будущего реального суверенитета Казахстана: ее собственной территории и гражданства; самостоятельности и полноты государственной власти внутри республики; верховенства Конституции и законодательства; государственного бюджета; собственных силовых структур; самостоятельности республики в международных отношениях, а также классические символы государственного суверенитета: герб, флаг и гимн. 
Согласно Декларации, единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в республике признавался народ Казахстана, осуществляющий власть как непосредственно, так и через представительные органы, что подчеркивало подлинно демократический характер формирующейся на новых принципах государственной власти, и очерчивало правовые формы ее реализации. Право выступать от имени всего народа закреплялось только за Верховным Советом республики.
Декларация о государственном суверенитете закрепила также положения о верховенстве, самостоятельности и полноте государственной власти внутри Казахстана и во внешних сношениях, что позволило нашей республике проводить в будущем независимую внутреннюю и внешнюю политику. Территория республики объявлялась неделимой и неприкосновенной в существующих границах и не могла быть использована без ее согласия. На территории республики, за исключением вопросов, добровольно делегированных ею Союзу, устанавливалось верховенство Конституции и законов Казахской ССР, которые подлежали соблюдению и исполнению всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, гражданами и лицами без гражданства. В этой связи Декларацией провозглашалось право Казахской ССР «приостанавливать на своей территории действие законов и других актов высших органов Союза, нарушающих суверенные права и Конституцию Республики».
При этом государственный суверенитет Казахстана и неприкосновенность его территории обеспечивались политическими, правовыми и экономическими гарантиями. Так, статьей 3 Декларации было закреплено, что любые насильственные действия против конституционного строя республики, публичные призывы к нарушению целостности ее территории преследуются по закону. Декларацией о государственном суверенитете устанавливалось также, что Казахская ССР самостоятельно решает вопросы, связанные с политическим, экономическим, социальным и национально-культурным строительством в республике, ее административно-территориальным устройством, определяет структуру и компетенцию органов государственной власти и управления, а также символы государства.
В этой связи Декларацией торжественно провозглашалась решимость создания демократического и правового государства в Казахстане. И, исходя из этой исторической цели, Декларация стала первым правовым актом в истории Казахстана, закрепившим принцип разделения власти. Статьей 7 Декларации провозглашалось: «Государственная власть в Республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Законодательная власть ее нормами отводилась Верховному Совету, главой республики, обладающим высшей распорядительно-исполнительной властью, объявлялся Президент. Высшая судебная власть предоставлялась ­Верховному Суду республики.    
Красной нитью через все положения Декларации о государственном суверенитете прошла идея гарантированности и защиты прав и свобод личности. В Декларации были заложены основы для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека, через все ее положения проходит идея о необходимости утверждения человека как полновластной и свободной личности. Гражданам, проживающим на территории Казахстана, гарантировались все конституционные права и свободы, безотносительно к их национальной и партийной принадлежности, происхождению, социальному и имущественному положению, полу, вероисповеданию, роду занятий и месту жительства. Равные правовые возможности участвовать в государственной и общественной жизни гарантировались также общественным, политическим и религиозным организациям, массовым движениям, действующим в рамках Конституции республики.
Представителям всех наций и народностей, проживающим в Казахстане, гарантировались все конституционные права и свободы, а также правовое равенство и равные возможности во всех сферах общественной жизни. При этом впервые на столь высоком уровне была облечена в нормативную форму и обязанность государства проявлять заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за пределами Казахстана.
Гарантирование Декларацией прав и свобод человека имело принципиальное значение в связи с трагическим опытом Советского государства, связанным с массовыми нарушениями прав граждан, и их особой значимости для построения демократической и правовой государственности.
Реальный суверенитет немыслим без реальной экономической самостоятельности государства, если бы не опирался на полновластие республики в сфере экономики. В этой связи в Декларации о государственном суверенитете было закреплено, что в исключительной собственности республики, составляя основу ее суверенитета, находятся земля и ее недра, воды, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, весь экономический, научно-технический потенциал – все национальное богатство, имеющееся на территории Казахстана. Это историческое положение подкреплялось нормой Декларации об обеспечении в Казахской ССР многообразия и равенства форм собственности и гарантировании их защиты.
Конституционное значение для обеспечения государственного суверенитета Казахской ССР имели и нормы Декларации о том, что республика вправе образовать государственный национальный банк, свою финансово-кредитную систему, самостоятельно формировать государственный бюджет, организовать налоговую и союзно-республиканскую таможенную системы. В этой связи Декларацией также провозглашалось право Казахской ССР на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно ее вкладу, в том числе в алмазном, валютном фондах и золотом запасе.
В связи с активным функционированием на территории Казахстана ядерных и иных военных полигонов СССР, наносивших огромный ущерб здоровью его населения, историческое значение имели и положения статьи 11 Декларации о том, что на территории республики запрещаются испытание ядерного оружия, строительство и функционирование испытательных полигонов для иных видов оружия массового поражения. В этой связи Декларацией провозглашалось: «Казахская ССР имеет право на возмещение ущерба, причиненного здоровью населения, природной среде и экономике Республики действиями союзных органов, союзных республик и иных государств, а также деятельностью на ее территории ядерных и других полигонов, объектов военно-промышленного комплекса».
Примечательно, что реальное действие этих норм Декларации проявилось сразу же после ее принятия, когда высокопоставленные представители Министерства обороны СССР уговаривали депутатов Верховного Совета республики дать разрешение и проголосовать еще за два испытательных ядерных взрыва на Семипалатинском полигоне, обещая выделить значительные средства из общесоюзного государственного бюджета. Такие предложения неуклонно отклонялись депутатами Верховного Совета именно со ссылкой на статью 11 Декларации, установившей запрет на испытание ядерного оружия на территории Казахской ССР. 
Декларацией также устанавливалось, что Казахская ССР самостоятельно устанавливает порядок организации охраны экологической среды республики, использования природных ресурсов, обеспечивает народу экологическую безопасность и имеет право запретить строительство и прекратить функционирование на своей территории любых предприятий, учреждений, организаций, других объектов, являющихся источником экологической опасности. 
Декларация о государственном суверенитете впервые закрепила также конституционно-правовой статус Казахстана как полноправного субъекта международного права. Ведь не может считаться суверенным государство, не обладающее полновесной международной правосубъектностью. Полнокровную основу суверенитета Казахстана в сфере внешнеполитических отношений обеспечила именно Декларация о государственном суверенитете, как самостоятельного субъекта международных отношений, вступающего в них в качестве территориально целостного, имеющего нерушимые собственные границы государства, в котором верховенствуют его собственная Конституция и законы, как основа его самостоятельной внутренней и внешней политики. 
В этой связи в Декларации устанавливалось, что Казахская ССР обладает правом выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах, участвовать в деятельности международных организаций, самостоятельно решать вопросы внешнеэкономической деятельности на основе взаимовыгодных договоров с зарубежными государствами. Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право суверенного Казахстана, расценивалось как нарушение ее суверенитета. В этой связи символы его государственного суверенитета – герб, флаг, гимн – провозглашались священными, и всякое надругательство над ними влекло наказание в соответствии с законом.
Таким образом, в Декларации о государственном суверенитете были зафиксированы исторически принципиальные положения, определившие судьбу и статус нашей республики, ее место в обновляемом Союзе ССР и в международном сообществе. Как известно, принятие Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР, наряду с аналогичными актами других республик, составлявшими тогда Советскую Федерацию, открывало пути к переустройству отношений, сложившихся в рамках Союза ССР, и разработке нового Союзного договора. Причем Верховный Совет Казахской ССР в целом вел весьма корректную политическую и правовую линию, оставаясь в конституционном поле Союза ССР. Ни один закон Казахстана, принятый в то сложное время, в условиях «парада суверенитетов» республик, не противоречил Конституции и законам СССР. 
Однако события 19-21 августа 1991 г., связанные с незаконным образованием ГКЧП и попыткой государственного переворота, устранили возможность образования нового федеративного Союза суверенных государств и в целом способствовали ускорению процесса ликвидации Советского Союза. Во второй половине 1991 г. все союзные республики, входившие в Союз ССР, включая Казахстан, провозгласили государственную независимость. Но в случае сохранения СССР о самостоятельном, независимом государстве Казахстан, – не могло бы быть и речи. 
Казахская ССР приняла Декларацию о государственном суверенитете в числе последних союзных республик, что имело свои плюсы и минусы. Была возможность руководству страны учесть опыт суверенизации других союзных республик и наиболее рациональные моменты из их деклараций, подойти более вдумчиво, с меньшими эмоциональными потерями к принятию этого исторического акта. Учитывались также нарастающие проблемы экономики, т.к. резкий разрыв хозяйственных отношений между союзными республиками мог ощутимо ослабить экономическое положение Казахстана. В связи с отсутствием полнокровно функционирующей оборонной отрасли и отечественной армии обращалось внимание и на серьезную уязвимость страны перед внешними угрозами. 
Историческое значение Декларации о государственном суверенитете ­Казахской ССР состоит в том, что она стала основой для разработки новой Конституции страны и других законодательных актов, реализовавших в полной мере статус Республики Казахстан как суверенного государства. Процессы ­суверенизации Казахстана, проявившиеся в подготовительный к провозглашению его независимости период, не прошли бесследно. Они наложили отпечаток на последующее правовое развитие Казахстана, сказавшись на ­содержании многих политических и юридических институтов, впоследствии появившихся в республике, ускорив перераспределение правотворческой компетенции Советской федерации в пользу Казахской ССР. После окончательного распада Союза ССР ­республика сосредоточила в своих руках весь необходимый объем правотворческих прерогатив на своей территории. 
Принятием впоследствии Верховным Советом нашей страны Конституционного закона от 16 декабря 1991 г. «О государственной независимости Республики Казахстан», Конституции Республики Казахстан 1993 г., а также ныне действующего Основного закона на республиканском референдуме 30 августа 1995 г., было окончательно ­завершено конституционное оформление становления Казахстана как подлинно независимого государства. Прошедшие годы после принятия Декларации о ­государственном суверенитете респуб­лики стали временем всемерного укреп­ления отечественной государственности, обретения им безусловных атрибутов современного демократического государства, признания и поддержки Рес­публики Казахстан абсолютным большинством государств мира как полноправного члена мирового сообщества. 

 

Литература

1. Выступление Главы государства К.-Ж. К. Токаева на первом заседании Национального курултая // Президент Республики Казахстан. Официальный сайт [электронный ресурс]. Режим доступа: http: // akorda. kz/.
2. Зиманов С. З. Документ исключительной важности // Казахстанская правда. – 1990. – 28 октября.
3. Сапаргалиев Г. С. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. – Алматы: Жеті жарғы, 2002. – 528 с. 
4. Сартаев С. С., Назаркулова Л. Т. Становление Конституции Республики Казахстан: проблемы и перспективы. – Алматы, 2002. – 408 с.
5. Зиманов С. З. Парламент Республики Казахстан в трудные годы провозглашения независимости. – Алматы: «Алаш» баспасы, 2011. – 288 с.
6. Выступление Президента Касым-Жомарта Токаева на торжественной церемонии вручения государственных наград и премий 22 октября 2022 г. // Президент Республики Казахстан. Официальный сайт [электронный ресурс]. Режим доступа: http: // akorda. kz/.

6261 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №9

30 Сентября, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»