- Общество
- 20 Октября, 2024
КАК РАСПОЗНАТЬ СУИЦИДАЛЬНЫЕ МЫСЛИ У ПОДРОСТКА И ПРОВОДИТЬ СВОЕВРЕМЕННУЮ ПРОФИЛАКТИКУ
Участившиеся в последнее время случаи подростковых суицидов в стране явились вызовом для нашего общества. Печальная статистика вызывает тревогу. Среди недавних и наиболее резонансных – эпизоды в Алматы. Так, 16 сентября две девочки разбились насмерть, упав с высотки, а 21 сентября, также в Алматы, случилось еще одно смертельное ЧП – в Бостандыкском районе девочка-подросток упала с высоты 13-го этажа. Оградить детей от суицидальных идей – задача взрослых, ответственных за их физическое и ментальное здоровье.
По каждому ЧП проводится тщательная проверка правоохранительными органами. Подчеркивается особая значимость блокировки интернет-ресурсов суицидальной направленности. Вместе с родителями, полицией и педагогами проблемой занимаются психиатры. Существуют специальные методики, которые позволяют вести профилактическую и лечебную работу с детьми. Об этом журналу «Мысль» рассказал генеральный директор Республиканского научно-практического центра психического здоровья Министерства здравоохранения РК Куаныш АЛТЫНБЕКОВ.
– Реально ли выделить возраст, с которого у несовершеннолетних могут возникать мысли о суициде?
– В настоящее время этот вопрос остается дискутабельным. На мой взгляд, необходимо исходить из определений суицида и суицидальных мыслей.
Если суицид – это целенаправленное действие (поведение) по преднамеренному лишению себя жизни, то суицидальные идеи – это мысли о совершении целенаправленного действия, то есть действия с прогнозируемым последствием. Основной вопрос заключается в том, с какого времени несовершеннолетний может в полной мере понимать, что такое смерть, и полностью прогнозировать последствия своих действий.
Дети отличаются по уровню развития и по жизненному опыту. На этом важно заострить внимание, так как опыт и развитие определяют способность к прогнозированию. В целом считается, что способность к прогнозированию начинает проявляться к подростковому возрасту, на сегодняшний день речь идет о 10–13 годах. Но еще раз подчеркну: все очень индивидуально.
– Какие факторы могут привести к мыслям о самоубийстве?
– Суицид представляет собой комплексный феномен, вызванный действием нескольких причин био-, социо- и психологического характера. В основе суицидального поведения лежит взаимодействие биологических факторов (генетическая предрасположенность к психическим расстройствам, суициду, злоупотреблению ПАВ и т. д.), психологических аспектов (эмоциональные, когнитивные, поведенческие реакции), социальных составляющих (социальное окружение, род занятий, социальный статус, социально-экономический статус).
Биопсихосоциальная модель позволяет выделить ряд факторов, влияющих на появление подобного поведения – это факторы защиты, риска и усиливающие факторы. Социальная и семейная поддержка, навыки поиска помощи и решения проблем, достаточная самооценка и другое относятся к факторам защиты. Факторами риска являются предрасполагающие – генетические и другие биологические аспекты, детские травмы и т. д. Усиливающие факторы – это стрессовые ситуации, рискованные стили поведения и другое.
Любая усиливающая причина, например стрессовая ситуация, при условии ослабления факторов защиты и усиления факторов риска может запустить суицидальный процесс. Именно взаимодействие всех перечисленных факторов формирует суицидальное поведение.
Таким образом, суицидальный процесс динамичен, и ни один из факторов не может рассматриваться как единственная причина суицидального поведения.
– Можно ли по каким-либо признакам определить, задумывается ли о суициде ребенок или нет?
– Мысли о суициде возникают при тяжелом эмоциональном состоянии, которое связано с безнадежностью. Именно безнадежность и будет определять поведение и порождать высказывания подростка. Это может быть прямое высказывание о нежелании жить или намерении что-либо с собой сделать, а также безрассудное поведение, например, подросток полностью замыкается, перестает следить за своим внешним видом, у него нарушается сон, аппетит.
Проявления могут быть разнообразными, и они характерны не только для суицидального поведения, но и для других эмоциональных расстройств. Однако любое изменение поведения или эмоционального состояния ребенка, особенно если оно произошло за достаточно короткий срок, должно стать поводом для беспокойства.
– Когда родители и педагоги должны бить тревогу?
– Вы задаете правильные вопросы, так как желательно, чтобы и родители, и педагоги двигались в одном направлении.
Есть избитая фраза в приветствии: «Как дела, что нового?» В случаях с детьми родители всегда должны знать, что же было «старое» в его жизни и что «нового» появилось. Необходимо быть внимательным к состоянию подростка, его интересам, эмоциональному состоянию, потребностям. Любые изменения поведения, привычек без понятных, логичных объяснений должны всегда настораживать. Если ребенок говорит: «Зачем я вообще родился?», «Я устал», то надо понять причины такого настроения, обратиться к специалисту.
– Что могут сделать родители, педагоги для того, чтобы оградить ребенка от деструктивных мыслей? Бывает ли так, что, сталкиваясь с трудной ситуацией, с психологическим проблемами ребенка, взрослые не знают, что делать? Каковы способы профилактики суицидальных настроений ребенка?
– Родители должны любить своих детей – это одна из ключевых мер поддержки. Ребенок должен ощущать эту любовь, он должен видеть в родителях надежное плечо, должен воспринимать маму и папу как друзей, которым можно довериться.
В идеальном варианте и родителям, и педагогам нужно быть позитивным примером открытого общения и готовности к конструктивному диалогу. Дома и в школе должна быть доброжелательная атмосфера, без осуждения за честное выражение своих мыслей и эмоций.
Кроме того, необходимо формировать у ребенка навыки анализа и критической оценки информации, а также совладания со своими эмоциональными реакциями. Необходимо поощрять занятия спортом, хобби, важно, чтобы ребенок общался со сверстниками.
Вместе с ребенком нужно читать книги, смотреть фильмы с разбором поведения тех или иных персонажей, помогая ребенку раскрывать характеры и поступки героев.
– Могут ли занятия в спортивных секциях, различных кружках отвлечь ребенка от негативных замыслов? Сколько кружков в день способен посещать подросток, чтобы это было ему в радость, чтобы он не устал?
– Конечно, занятия спортом при условии, что ребенок посещает их с удовольствием и перед ним не ставят задачи по достижению «сверхрезультатов», помогут укрепить физическое здоровье. В этом случае ребенок получает позитивные эмоции и позитивную коммуникацию.
Количество кружков, секций, которые могут посещать дети, зависит от возможностей ребенка и родителей. Конечно, это все очень индивидуально, и, возможно, при выборе секции, тренера, частоты занятий необходимо проконсультироваться со специалистом, чтобы выбор был сделан с учетом желаний и особенностей ребенка.
– Современные дети приобщаются к смартфону и ноутбуку едва ли не с младенчества, они заходят на различные сайты, могут сталкиваться с токсичной информацией. Реально ли уследить за тем, какие темы в интернете волнуют ребенка, и какие ресурсы он посещает?
– Действительно, в настоящее время в интернете много различной информации – как полезной, так и явно вредной. Родители, конечно, должны быть примером «правильного» использования гаджетов.
Повторюсь, необходимо быть в близком, доверительном контакте с ребенком, тогда вне зависимости от того, на какой сайт он зайдет, и в какую игру захочет поиграть, он всегда посоветуется с родителями.
В настоящее время законодательством определена обязанность родителей, других законных представителей и уровень их ответственности за осуществление контроля за использованием детьми гаджетов и посещением «вредных» интернет-ресурсов.
Конечно, это непросто, но нужно стараться.
– Как держать ситуацию под контролем, не ущемляя интересов и достоинства ребенка?
– Как уже говорилось, необходимо установить с ребенком теплые взаимоотношения, проявлять интерес к его занятиям, выслушивать его мнение, относиться с пониманием к его чувствам. Важно хвалить за стремления и достижения, предлагать ему помощь, когда это необходимо, а не просто указывать на ошибки. Необходимо быть примером спокойного и уважительного поведения, демонстрировать гибкость в зависимости от ситуации, так как дети практически полностью перенимают поведение взрослых.
Все это позволит подростку открыто говорить о том, что его беспокоит, понимать, что его любят, и он будет услышан.
– На ваш взгляд, способно ли увлечение смартфоном, многочасовое пребывание в интернете навредить психике ребенка?
– Чрезмерное увлечение гаджетами способно привести к определенной изоляции в реальной жизни, некоторому искажению реальности, снижению физической активности и интереса к другой деятельности и даже может привести к развитию зависимости. Поэтому все должно быть в меру.
– Каким образом акселерация может повлиять на склонность к суициду в подростковый период?
– Сама по себе акселерация не может иметь непосредственного влияния на суицидальное поведение. Между тем ускоренное развитие, особенно если оно только физическое, способно вызвать некоторую социальную изоляцию и вследствие этого эмоциональные нарушения. Так что и в этом случае родителям и педагогам надо быть внимательными и чуткими.
– Сегодня у школьников, в особенности у подростков, в день бывает по семь и более уроков. Реально ли детской психике выдержать такие нагрузки и может ли переутомление приводить к тревожным, негативным мыслям?
– Конечно, длительное состояние усталости оказывает влияние на все функции организма, на физическое и эмоциональное состояние ребенка, когнитивные способности. Все это может привести к снижению настроения и уверенности в себе. В этом плане педагогам необходимо внимательно подходить к составлению расписания, следить за тем, чтобы у ребенка была возможность полноценно отдохнуть. О своевременном питании, полноценном отдыхе своих детей, возможности переключиться на хобби, на спорт или просто на прогулки должны заботиться и родители. То есть, как уже говорилось, семья и школа должны действовать в унисон.
– Как поступать, если в школе ребенок сталкивается с травлей – негативным отношением к нему со стороны сверстников или учителя?
– К сожалению, в своей практике я сталкивался с такими кейсами. В целом есть универсальные рекомендации по оказанию помощи подростку в развитии коммуникативных навыков, воспитании уверенности в себе. Но в каждом конкретном случае необходимо тщательно разбираться в ситуации и в зависимости от обстоятельств обращаться в администрацию школы или правоохранительные органы.
Лучше обратится к специалисту-психологу для того, чтобы он помог разобраться в ситуации и дал свои рекомендации.
– Как помочь ребенку избежать негативных мыслей, если дома он сталкивается с равнодушием близких или семейно-бытовыми конфликтами?
– Равнодушие, пожалуй, порождает одну из самых сложных ситуаций, так как для ребенка очень важен именно эмоциональный контакт с близкими людьми. В этом случае важно, чтобы рядом с ребенком был авторитетный взрослый, человек, которому подросток мог бы доверять и с кем у него были бы доверительные отношения. Не всегда речь идет о родном человеке, иногда в этой роли может выступить педагог или тренер в спортивной секции.
В такой период одним из защитных факторов будут служить увлечения и хобби, а также дружеские отношения со сверстниками. Также немаловажно объяснить подростку, что те или иные взаимоотношения взрослых в семье не связаны с ним или его поведением.
– Существуют ли специальные медицинские программы по профилактике детских суицидов? Есть ли в Казахстане свои собственные научные разработки по этому поводу?
– Профилактика суицидального поведения должна быть направлена на усиление факторов защиты и снижение влияния факторов риска. Нашим центром при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) с привлечением ведущих международных экспертов была разработана программа по повышению грамотности подростков в области психического здоровья, раннего выявления и оказания им помощи.
Эта программа была основана на результатах проведенного в 2012–2014 годах исследования распространенности, глубинных причин и факторов риска и защиты в области суицида и суицидальных попыток в Республике Казахстан.
– Существуют ли реабилитационные программы для детей, совершивших попытку суицида?
– Ребенок после попытки суицида в зависимости от состояния может получить необходимую медицинскую помощь и в последующем наблюдаться специалистами здравоохранения и образования.
Психологическую помощь можно получить не только в центрах психического здоровья, но и в молодежных центрах здоровья при поликлиниках.
– Как должны себя вести родители с ребенком, который совершил попытку суицида?
– Это непростой вопрос. Если говорить о поведении непосредственно в момент обнаружения подростка, то необходимо соблюдать несколько правил. Главное – не паниковать и обратиться в скорую помощь. Если нет опасности для жизни и здоровья и родители отказываются от госпитализации ребенка в специализированный стационар, необходимо создать безопасную среду и не оставлять ребенка одного.
Параллельно необходимо обеспечить ему эмоциональную поддержку и быть готовым выслушивать его переживания, не перебивая и не давая им оценки. В любом случае необходимо будет обратиться к специалисту и организовать помощь в соответствии с его рекомендациями.
– Существует ли международный опыт, взятый на вооружение в Казахстане?
– Конечно, как я уже говорил ранее, с привлечением международных экспертов была разработана программа превенции суицидов среди несовершеннолетних. Этот опыт лег в основу совместного приказа министерств здравоохранения и просвещения РК по утверждению единого алгоритма выявления несовершеннолетних с признаками суицидального поведения и дальнейшей работы с ними.
– Назрела ли необходимость того, чтобы каждый ребенок, подросток посещал психолога?
– Думаю, что нам всем периодически не мешало бы посещать психолога.
Психолог может быть полезным в оказании поддержки ребенка в различные периоды его жизни. Психолог может поддержать и повысить самооценку ребенка и его уверенность в себе, что в конечном итоге повысит способность к адаптации подростка в социуме.
– Какие советы вы, как специалист, можете дать родителям, педагогам по профилактике детских суицидов?
– Здесь нет каких-либо специальных рекомендаций. Необходимо создать атмосферу, основанную на взаимном уважении и доверии. Следует поощрять и поддерживать хобби ребенка, его стремление узнать что-то новое, развивать свою личность. При необходимости можно направлять своих детей на различные тренинги по коммуникативным навыкам, умению справляться со стрессом. Также нужно внимательно относиться к изменениям в поведении ребенка, особенно к резкому снижению успеваемости, тревожности, ухудшению настроения.
Если есть необходимость, не откладывайте обращение к специалистам по психическому здоровью – психологу, психотерапевту, психиатру.
Хочу заверить, что факт обращения не является основанием для установления за ребенком динамического наблюдения, постановки на учет, но поможет подростку и родителям разобраться в ситуации и выбрать наиболее подходящее, оптимальное решение.
Юрий КАШТЕЛЮК
239 раз
показано0
комментарий