• Общество
  • 20 Октября, 2024

КАЗАХСКИЙ СОЛОВЕЙ В ПОЛОТНЕ ГУЛЬФАЙРУЗ ИСМАИЛОВОЙ

Снежана ЧЕРКАЕВА,
руководитель экскурсионно-массового отдела
Карагандинского областного музея 
изобразительного искусства

 

В Карагандинском областном музее изобразительного искусства хранятся четыре портрета кисти Гульфайруз Исмаиловой, переданные в дар музею в 1988 году Дирекцией художественных выставок города Алма-Аты. Это портреты деятелей культуры: Роза Багланова, Бибигуль Тулегенова, Дмитрий Шостакович, рассказ о которых ведется исключительно в торжественном ключе. 

 

Бибигуль Тулегенову в полотнах воспевали немало мастеров живописи, но из-под кисти ее подруги родился лучший портрет. В этом году народная артистка отмечает красивую дату – 95-летие. Для ее образа Гульфайруз Мансуровна выбрала жанр парадного портрета, ведь сцена для нее – второй дом, а сценический костюм артистка пронесла через всю жизнь.
 Живописное полотно открывает холодная лиричная цветовая гамма и семь белых астр. Черный рояль стал для букета лучшим фоном, его глянцевая поверхность отражает бутоны цветов, подчеркивая их скромное совершенство. Число семь несет в себе завершенность и досказанность – так зарождается портрет Бибигуль Тулегеновой.
 Сценический образ и парадность портрета не помешали рассказать о героине не только как о певице, но и как о человеке, о ее внутреннем состоянии. Это сила духа и закаленный характер – ключевые черты дочери казахской степи. Те качества, которые во многом сдружили двух женщин, портретируемую и автора. Поверх атласного синего платья полупрозрачный шазюбль, многослойность наряда создает воздушный полет. Декольте открывает статную осанку и длинную шею артистки. Завершают сценический образ яркие красные губы. Блики на глазах перекликаются с камнями сережек. Автор выбрала цвет изумруд для глаз артистки. Сценический грим придает лицу волевитость. Темная копна волос контрастирует с холодным фоном, а также подчеркивает выразительный лоб. Собранные высоко волосы венчает золотистая лента. Аккомпаниатор увлечен игрой, он не со зрителем, а буквально поглощен музыкой.
Весьма большой размер полотна, по формату близкий к квадрату, дарит чувство присутствия зрителя в концертном зале и акустический эффект.
Фон еле уловим, местами он уходит в глубину, создавая звуковые вибрации и простор. Воздух замер в ожидании ее голоса. Героиня, словно птица перед взлетом, еще мгновенье – и зал окрасится звуками ее удивительного голоса. Левая рука касается инструмента, этот жест дает связующую нить между тремя героями – музыка, пианист и она.       
Сценический занавес по форме напоминает радугу из семи клиньев, портрет, начавшийся с семи прекрасных бутонов, завершается тем же числом – числом исключительности.
Бибигуль Тулегенова – легендарная казахстанская оперная певица, актриса и педагог, Герой Социалистического Труда, Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор консерватории. Снималась в картинах «Дочь степей», «Наш милый доктор», «Ангел в тюбетейке», «Это было в Шугле», «Небо моего детства». 
Подруги Бибигуль Тулегенова и Гульфайруз Исмаилова, родились в один год – в декабре, их судьбы схожи во многом, тяжелое детство, творческие профессии, и даже смешение кровей: у обеих мамы – татарки с единой кухней и выпечкой, отцы – казахи. Много общались, дружили больше творчески, и долгие годы были соседями. Помимо основной профессии каждая из них внесла вклад в золотой фонд казахского кинематографа. Эти маленькие девочки сотворили себя сами, выпрыгнув из сложнейшего детства, они стали олицетворением целой эпохи в истории казахской культуры.
 

214 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми