• Общество
  • 20 Сентября, 2024

КАК ПОСТРОИТЬ ГОСУДАРСТВО НА ПРИНЦИПАХ СПРАВЕДЛИВОСТИ

2 сентября т. г. Президент К.-Ж. Токаев выступил с Посланием к народу страны «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм». 
Корреспондент журнала «Мысль» ­попросил прокомментировать выступление Главы государства политического аналитика, директора Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства науки и высшего образо­вания ­РК Айдара АМРЕБАЕВА. 

 

– В своем Послании Глава государства, помимо вопросов политического и социально-экономического характера, сделал акцент на повышении кадрового потенциала страны. Как вы считаете, что имел в виду­ ­К.-Ж. Токаев? Возможно, у нас в стране возник дефицит кадров? 
– Действительно, проблема кадрового обеспечения в стране стоит достаточно остро. Несмотря на демографический рост народонаселения и омоложение населения в Казахстане, как вы знаете, в стране происходят кардинальные политические социально-экономические изменения, меняется качество социального капитала, новые требования предъявляются к человеческим ресурсам, обеспечивающим широкомасштабную общественную трансформацию в нашей стране. 
Вопрос обеспечения качественными трудовыми ресурсами – это не только проблема системы образования страны, хотя она и является сердцевиной развития человека, но также речь идет о социальной инфраструктуре в целом. Без открытых и конкурентных социальных лифтов достаточно трудно рассчитывать на качественное управление на всех уровнях и звеньях власти. Изменение вектора экономической политики в сторону ухода от сырьедобывающей к обрабатывающей с высокотехнологичными отраслями экономики, настоятельно требует подготовки кадров высокой квалификации среди рабочих специальностей. Мировая конъюнктура предъявляет достаточно высокие требования к стандартам образования, повышения квалификации. Появилось большое число новых специальностей и траекторий образования, которые пока в Казахстане недостаточно развиты. Значителен поток молодых людей, которые хотят получить актуальное образование за рубежом. К сожалению, мы испытываем на себе издержки, связанные с невозможностью молодых специалистов устроиться на достойную и высокооплачиваемую работу на родине, в связи с чем, наблюдается «отток мозгов» за рубеж. Эти негативные тенденции необходимо остановить. Вот о чем говорил наш Президент в Послании, адресуя эти вопросы, как к Министерству образования, так и к бизнесу, имея в виду его социальную ответственность и государственно-частное партнерство в процессе строительства комфортабельных школ, профессионально-технических учреждений по повышению квалификации рабочих для новых предприятий. Думаю, что в серьезных изменениях нуждается и система подготовки управленцев высшего звена. Зачастую мы наблюдаем ситуацию, когда те или иные ведомства и национальные компании возглавляют лица без должного практического опыта работы непосредственно на производстве, в ведомствах и низовых звеньях на местах, попадающие на высокую должность на «золотом парашюте» сразу из какой-нибудь зарубежной образовательной программы… 
С моей точки зрения, нужны системные, комплексные решения. Сегодня лозунг «Кадры решают все!», актуален как никогда. Не случайно Глава государства говорит о значении интеллектуальной составляющей кадрового обеспечения громадных задач, которые стоят перед страной, повышении статуса человека труда «Еңбек адамы», морально-нравственных качествах «Адал азамат»… Без должного, высококачественного социального капитала вряд ли можно построить «Справедливый Казахстан» на совершенно новой гуманитарно-ценностной платформе. 
– 2025 год объявлен Главой государства Годом рабочих профессий. Ориентируясь на потребности рынка труда, в Казахстане назрела реформа в сфере технического и профессионального образования. Но получив профессию, у новоиспеченного специалиста должна быть возможность устроиться на работу, как думаете? У нас же зачастую нет системы прямой взаимосвязи между ними и работодателями.
– Совершенно справедливо Президент акцентировал внимание на данном вопросе. К сожалению, в предыдущий период социально-экономической трансформации многие предприятия были закрыты, произошло вымывание профессионалов из рабочей среды. В городском ландшафте страны сегодня превалируют бизнес и торговые центры, и редко можно встретить заводы и фабрики, большое число людей вынуждено было перейти в разряд самозанятых на многочисленных рынках… Старания властей оживить экономику за счет возрождения реального производства и модернизации сферы услуг требует восстановления системы профессионально-технического образования, которая была практически уничтожена в постсоветский период лихих 90-х–2000-х гг. Наряду с уничтожением средне-специальных учреждений образования, техникумов, профтехучилищ в сознании людей была девальвирована роль реального производительного труда, а статус профессионального рабочего был низведен до «лузера»-неудачника, который не смог адаптироваться к условиям свободного рынка и стать преуспевающим коммерсантом… В сознании молодых людей сформировалось представление об успешной жизненной траектории только через бизнес, в основном, торговый и чиновничью карьеру. Отсюда необоснованное количество разного рода выпускников-менеджеров управленцев, которые без поддержки со стороны родных на деле пополняли число безработных и самозанятых. Это та суровая реальность, с которой мы сегодня столкнулись. Думаю, что Президент очень точно диагностировал нынешнюю ситуацию и правильно обратил внимание на эту серьезную социальную проблему. Из своей практики могу добавить, что изучая вопрос участия Казахстана в международных проектах, процесс привлечения зарубежных инвестиций в экономику, считаю одной из ключевых проблем в этом контексте – необеспеченность этих проектов качественными человеческими ресурсами. Например, сегодня китайские предприниматели, работающие в Казахстане, обратили внимание своего руководства на отсутствие на местах высококвалифицированных рабочих для совместных предприятий. И сегодня в нашей стране появился такой интересный проект, – «Мастерские Лу Баня», где обучают рабочим специальностям, – инициированный китайской стороной. Это те же профтехучилища, которые были у нас прежде… Я считаю, что это направление требует самого пристального внимания со стороны Правительства. 
– Президент страны отметил, что «у нас общая высокая миссия – построить для будущих поколений Справедливый Казахстан, государство равных возможностей для всех и каждого». Каким, в вашем понимании, должен быть Справедливый Казахстан? Что, в первую очередь, мы должны совершенствовать? Дело же не только в одних законах (Президент в Послании упомянул, что принято 102 закона, в числе которых законы об общественном контроле, противодействии торговле людьми, науке и технологической политике, теплоэнергетике и др.). Возможно, нам нужно поменять мышление…
– С моей точки зрения, «Справедливый Казахстан» – это система ценностей, своеобразная идеология национального развития, понимание того, каким себя видит наше государство, на каких принципах оно строится, в интересах кого формируется. До ее возникновения были попытки обозначить национальное целеполагание через идею декларирования суверенности на начальном этапе обретения Казахстаном современной независимости, выбора модели развития, которая была рассмотрена в известной Стратегии «Казахстан – 2030», затем идеи «вхождения в 30 наиболее развитых стран мира», позже, в концепте «Мәңгілік Ел» (Вечный народ, Вечное государство). Однако данные идеологические конструкции исходили сверху, в тиши кабинетов и носили, в целом, технократический характер. «Справедливый Казахстан» родился из неудовлетворенных общественных надежд и ожиданий, которые в январе 2022 года привели к социальным протестам, а внесистемные игроки попытались использовать народное недовольство с целью взять реванш над новой властью. Проведенные после этого политико-правовые преобразования создали условия для принятия нового курса развития страны, который был обозначен как «Справедливый Казахстан». В этом контексте осуществляется последовательное движение в направлении большей прозрачности и доступности власти, сбалансированности ее ветвей, укоренения в сознании людей идеи создания «слышащего государства», которое по сути своей должно стать социальным и правовым. Институционально-правовая справедливость, выраженная в законах, о которых вы сказали в том числе, должна дать качественный общественный скачок из справедливости де-юре в справедливость де-факто. И в этом плане предстоит сделать очень многое. В частности, в данном Послании Президент говорит о необходимости исправления целого ряда экономических диспропорций и «несуразностей», которые дезавуируют справедливость в глазах людей. Например, в течение трех десятилетий банковская система Казахстана формировалась как своеобразная финансовая инфраструктура казахстанского олигархата. Глава государства в нынешнем Послании ставит вопрос об устранении дисбаланса между финансовой и кредитной политикой, требуя от банков кредитования реальных секторов экономики, а не поддержки олигополий. В связи с этим, он настаивает на необходимости нового закона «О банках и банковской деятельности». Это институциональное предложение, которое может привести к установлению принципов справедливости в этой чувствительной сфере…
– Президент также поднял вопросы повышения эффективности государственного управления, диалога между властью и обществом, а также внедрения прямой выборности акимов. По-вашему, какую модель, или конструкцию политической системы сегодня строит Казахстан?
– Трансформация прежней суперпрезидентской политической системы осуществляется в направлении сбалансированности всех ветвей власти по схеме: «сильный президент – влиятельный парламент – подотчетное правительство» при независимой судебной системе и свободных СМИ. В целом, это либерально-демократическая модель политической системы. Делаются определенные шаги в русле открытого и конкурентного партийно-политического пространства. Постепенно больше полномочий обретает местное самоуправление и контроль общества над процессом принятия решений, активизируется деятельность институтов гражданского общества. Регулярная сменяемость власти и открытые «социальные лифты» благотворно влияют на эффективность власти. Сохранение уникальной культурной идентичности нации и укрепление позиций государственного языка в условиях полиэтнического разнообразия и многоконфессиональности – находится в фокусе внимания Правительства. Такова в общих чертах модель политической системы, которую сегодня строит Казахстан.
 – В общественной повестке находится и тема с референдумом по строительству АЭС в Казахстане. Не слишком ли мы спешим с этим вопросом? Возможно, нам нужно глубже изучить этот вопрос, с учетом, к примеру, того же печального опыта Японии? 
– Энергетика является одной из самых важных в международной повестке дня. Особенно в контексте проблемы изменения климата на планете. Казахстан принял на себя обязательства по углеродной нейтральности к 2060 году. Для нашей страны, которая имеет значительные запасы углеродного сырья и основывает свою экономику на эксплуатации нефтегазовых ресурсов – это серьезный вызов. Необходимо искать альтернативные источники энергии для эффективной диверсификации экономики. В этом плане на мировом энергетическом рынке наиболее перспективным считается атомная энергия. Например, передовые страны мира сегодня делают ставку на энергию мирного атома. Среди них США, Франция, КНР, Южная Корея. Во Франции, к примеру, атомная энергетика вырабатывает 70,6 % электроэнергии. Эта страна имеет 56 действующих промышленных ядерных реакторов суммарной мощностью 61,4 ГВт. Турция, ОАЭ, Бангладеш, Египет и многие другие страны, в том числе, братский Узбекистан, также активно строят свои АЭС. 
Наш Президент, выступая с Посланием, отметил, что с учетом нарастания глобального энергодефицита Казахстан остро нуждается в надежных и экологически чистых источниках энергии. Это тем более необходимо с точки зрения планов по технологической модернизации экономики в самых разных отраслях. И с этой точки зрения, атомная энергетика может стать драйвером технологического обновления. Как отметил Касым-Жомарт Токаев: «Этот вид генерации способен в значительной степени удовлетворить быстро растущие потребности нашей экономики. В настоящее время в 30 развитых и развивающихся государствах действуют около 200 АЭС. Мы должны думать о будущем, учитывая долгосрочные национальные интересы и специфику нашей страны». 
Этот вопрос должен быть конструктивно разрешен и увязан с выбором технологического вектора модернизации, кто будет строить, каким образом будет осуществляться менеджмент строительства и бюджетирования, а также осуществлен общественный контроль стратегически важных для страны проектов, таких как развитие атомной энергетики. По большому счету, это может принести стране реальный технологический прорыв в группу развитых стран мира. Но для этого нужно обеспечить объективное, желательно международное, экспертное сопровождение проекта на всех этапах его реализации. Кроме того, с моей точки зрения, должен быть создан международный консорциум по строительству и обслуживанию АЭС. Процедуры, бюджетирование и оценка рисков безопасности эксплуатации должны быть максимально прозрачны и высокопрофессиональны. Кадровое обеспечение, технологическое сопровождение и управление проектом должны находится в руках Казахстана. С учетом этих аспектов по итогам референдума 6 октября должно быть принято консолидированное мнение общества и государства по данному вопросу. 

 Сауле АХМЕТОВА
 

754 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми