- Общество
- 20 Сентября, 2024
КАЗАХСТАН СТРЕМИТСЯ К БЛАГАМ МИРНОГО АТОМА
Эдуард ПОЛЕТАЕВ,
политолог, руководитель
общественного фонда «Мир Евразии»
Строительство АЭС видится верным решением для замены выбывающих мощностей и обеспечения энергонезависимости страны.
В Послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев анонсировал проведение общенационального референдума по строительству АЭС 6 октября 2024 г. «Каждый важный для жизни страны шаг необходимо совершать при поддержке народа. Так должно быть и с референдумом по АЭС. О его проведении я высказался в 2023 г., то есть эта тема находится в общественной повестке уже год», – подчеркнул он, отметив, что считает это достаточным сроком для принятия гражданами взвешенного решения.
Ранее Премьер-министр Олжас Бектенов сказал, что вопрос развития атомной энергетики в Казахстане прорабатывается давно и перспектива этой отрасли существенна. В стране освоен практически полный цикл производства ядерного топлива. Наработан опыт использования малых реакторов, есть специалисты и ученые, ведется обучение кадров. Поэтому является закономерным переход на следующий этап развития атомной энергетики на фоне растущей нагрузки на энергетическую инфраструктуру страны.
«Проведение референдума поможет принять взвешенное решение по развитию атомной энергетики и обеспечению энергетической безопасности страны, – заявил в свою очередь министр энергетики РК Алмасадам Саткалиев. – Сегодня мы стоим на пороге исторического события. Без стабильного, экологичного и рентабельного электроснабжения мы рискуем остаться на обочине истории. Нам, казахстанцам, предстоит принять важное для страны решение. Решение, которое определит наше будущее». По оценке главы профильного министерства, строительство АЭС в Казахстане – это тест на порядочность и на интеллект.
По данным министерства, к 2035 г. потребление электроэнергии в Казахстане прогнозируется на уровне 152,4 млрд кВтч. Однако выработка действующих энергоисточников по ряду причин снизится и составит менее 135 млрд кВтч. В этой связи, к 2035 г. требуется обеспечить ввод новых генерирующих мощностей.
Возрастающая с каждым годом нужда в электроэнергии является одним из важных вызовов современности для Казахстана, да и для большинства государств мира. Она осложняется геополитическими, стратегическими, экономическими, экологическими факторами, определяющими тенденции развития энергетической сферы. В числе последних такая, как диверсификация электроэнергии в сторону чистых источников, в том числе и атомной энергетики. Это, в свою очередь, призвано способствовать не только обеспечению энергетической безопасности отдельных стран, но и делу охраны окружающей среды, в том числе в плане предотвращения изменения климата.
Несмотря на долгосрочные цели достижения углеродной нейтральности Казахстана к 2060 г., энергетика страны во многом опирается на дешевый уголь. Полное прекращение эксплуатации угольных ТЭС пока нереально. Угольные станции обеспечивают 66% общей выработки, доля выработки ВИЭ достигла 5,9%, против 4,5% годом ранее. Это мало, но все же лучше, чем было.
Международные инвесторы постепенно отказываются вкладывать деньги в строительство угольных электростанций. В то же время, реализовать масштабный ввод газовой генерации Казахстан не может из-за ограниченности ресурсов газа. Постепенно страна решает задачу перехода к зеленой экономике и наращивания энергообъектов, работающих на возобновляемых источниках, в основном на ветровой и солнечной энергии. Но они не могут служить надежным базовым источником генерации из-за зависимости от природно-климатических условий, которые делают их работу непредсказуемой.
В итоге существенное увеличение электрогенерации страны без строительства АЭС представляется маловероятным. При этом атомная энергетика признана экологически устойчивым видом энергии. 70 лет назад, в июне 1954 г. была запущена первая в мире атомная электростанция – Обнинская АЭС. Академик Петр Капица мечтал, что энергетика перейдет на атом, а о сжигании угля будут говорить, как о варварстве. «То, что происходит сейчас, когда атомную энергию расценивают первым делом как средство уничтожения людей, так же мелко и нелепо, как видеть главное назначение электричества в возможности постройки электрического стула», – писал он еще в 1945 г.
Развитие мирного атома в Казахстане долгое время тормозилось по ряду причин, но благодаря широкому обсуждению, в том числе в рамках общественных слушаний, большинство населения, судя по социологическим опросам, все-таки встало на сторону научного прогресса, понимая, что вопросы энергодефицита будут нарастать в ближайшее время.
Аргументы в пользу строительства АЭС, которые были озвучены в СМИ и в рамках публичных обсуждений, ряд скептиков убедили в значимости проекта. Референдум должен подвести черту для решения задачи обеспечения энергонезависимости Казахстана.
***
В 2024 г. выработка электроэнергии на АЭС в мире вышла на наивысший уровень в истории, и за последние 10 лет около 60% вновь введенных в строй атомных реакторов пришлось на Россию и Китай. Как сообщила ведущая экономическая газета Японии Nikkei со ссылкой на собственные подсчеты и данные Японского атомного промышленного форума, по состоянию на июнь 2024 г. в мире насчитывалось 436 атомных реакторов, способных выработать около 416 млн кВт электроэнергии. Это превысило рекорд 2018 г., который составил порядка 414,5 кВт.
По сведениям Nikkei, за прошедшие 10 лет в мире было введено в строй примерно 80 новых атомных реакторов. Газета считает, что АЭС будут занимать все более заметное место в мировой экономике, в которой нарастает процесс перехода на экологически чистые типы энергии.
В 2023 г. было запущено шесть новых строительных проектов АЭС, пять из которых находились в Китае и один в Египте. Из 64 реакторов, строящихся в настоящее время, более двух третей находятся в Азии (из них 30 в Китае, который, как прогнозирует Международное энергетическое агентство (МЭА), может утроить мощности в сфере атомной энергетики в течение следующих 20 лет, обойдя США и став крупнейшим мировым производителем ядерной энергии).
Растет интерес к АЭС и в Европе. Швейцарское правительство заявило, что будет стремиться снять запрет на строительство новых атомных станций, который действует с 2018 г. Власти Польши утвердили постановление о строительстве в республике первой АЭС стоимостью около $20 млрд. Ввод в эксплуатацию первого энергоблока АЭС «Аккую» в Турции планируется уже в 2025 г. Долгосрочные планы Швеции по строительству новых атомных мощностей обойдутся в сумму порядка $38 млрд. В Армении создана государственная компания по строительству новой АЭС. В конце 2023 г. в Беларуси была принята в промышленную эксплуатацию первая в стране АЭС, а власти уже хотят строить вторую, прогнозируя увеличивающийся спрос и намереваясь стимулировать использование электроэнергии, используя ее для отопления.
В настоящее время общее количество эксплуатации атомных энергоблоков в мире составляет около 20 тыс. лет. Согласно недавнему отчету Всемирной ядерной ассоциации, на долю атомной генерации пришлось 9% мирового производства электроэнергии. Средний коэффициент мощности ядерных реакторов увеличился на 1%, достигнув 81,5% в 2023 г., как отмечается в отчете, «подчеркивая надежность, обеспечиваемую ядерной энергией в сети». Производительность реакторов остается высокой независимо от возраста.
Ядерные реакторы помогли избежать 2,1 млрд тонн выбросов углекислого газа в 2023 г. при эквивалентной угольной выработке. «Это больше, чем ежегодные выбросы почти каждой отдельной страны, причем только Китай, Индия и США имеют более высокий уровень выбросов CO2», – указано в отчете.
На конференции ООН по изменению климата (КС-28) в Дубае в декабре 2023 г. атомная энергетика получила признание на высоком уровне. Лидеры правительств 25 государств подписали министерскую декларацию, в которой обязались утроить глобальные мощности ядерной энергетики, чтобы достичь нулевого уровня выбросов к 2050 г.
«Отрасль готова к значительному расширению, и мы можем ожидать, что все больше правительств и компаний подпишут декларацию об утроении мировых мощностей ядерной энергетики. Кроме того, мы ожидаем расширения сотрудничества с другими отраслями. Сейчас настало время для атомной промышленности извлечь выгоду из этого тренда и реализовать весь потенциал ядерной энергии для людей и планеты», – заявила генеральный директор Всемирной ядерной ассоциации Бильбао-и-Леон Сама.
«Очевидно, что ядерная энергетика сегодня является проверенным, надежным и существенным источником экологически чистой электроэнергии для 36 стран, – подчеркнул Мохамед Аль-Хаммади, управляющий директор Emirates Nuclear Energy Corporation и председатель Всемирной ядерной ассоциации. – Учитывая, что много реакторов строится и находится в разработке, мы надеемся, атомные мощности удовлетворят огромную волну спроса, исходящую от энергоемких отраслей, таких как искусственный интеллект, центры обработки данных и электромобили».
***
У атомной энергетики перед углеводородами преимуществ достаточно много, и они очевидны. Во-первых, запасы органических ресурсов ограничены, а их потребление огромно. Во-вторых, объем выделяющейся энергии при работе АЭС значительно больше объема энергии, получаемой при сжигании углеводородов (1 кг низкообогащенного до 4% по изотопу урана-235, при полном расщеплении ядер выделяет энергию, эквивалентную сжиганию 100 тонн высококачественного каменного угля или 60 тонн нефти). В-третьих, при ядерной реакции энерговыделение происходит очень быстро.
В-четвертых, АЭС не загрязняют атмосферу так, как это делают энергетические объекты углеводородной отрасли (использование углеводородов приводит к ежегодному выбросу в окружающую среду до 250 млн тонн золы, при работе АЭС не происходит сжигания атмосферного кислорода, отсутствуют выбросы токсичных и «парниковых» веществ). В-пятых, больший удельный выброс радиоактивных частиц дает, например, угольная ТЭС, а не АЭС (в 1 тонне золы от ТЭС содержится до 100 граммов радиоактивных веществ, радиационное воздействие ТЭС на население примерно в 20 раз выше, чем у АЭС равной мощности).
В-шестых, в Казахстане экономические преимущества использования атомной энергетики сводятся к тому, что себестоимость производства электричества на АЭС здесь (без учета начальных инвестиций) может быть значительно ниже, чем в других странах. Для этого имеются все объективные предпосылки. Это – запасы урана и продукции его переработки, а также научная база. В-седьмых, органические ресурсы гораздо более выгодно использовать в таких смежных областях, как нефтехимия. Это может приносить значительно большую добавочную стоимость, нежели простое применение углеводородов в качестве топлива.
В-восьмых, это создание новых рабочих мест при строительстве до 8 тыс. человек и до 2 тыс. человек на период эксплуатации, при этом 1 рабочее место при сооружении АЭС создает более 10 рабочих мест в смежных отраслях экономики. По информации ТОО «Казахстанские атомные электрические станции», налоговые поступления за весь жизненный цикл АЭС составят порядка $3 млрд, поддержка местного бизнеса в период строительства будет в размере $3,5 млрд.
Таким образом, по некоторым данным, ущерб от загрязнения окружающей среды угольной энергетикой в Казахстане может составлять ежегодно до $3,5 млрд. В итоге, упор на угольную энергетику приводит к нерациональному использованию ресурсов, снижению экономичности и надежности энергоснабжения, наносит ощутимый вред окружающей среде и здоровью населения. К тому же именно эта сфера энергетики сегодня наиболее изношена.
В 2023 г. средний износ ТЭС в Казахстане составил 73%, что ставит под угрозу стабильное энергоснабжение регионов. В Экибастузе этот показатель достиг 91%, в Павлодаре – 83%, в Степногорске – 82%. Остальные города также страдают от значительного износа теплосетей.
По мнению российского исследователя Елены Кузьминой, энергетическая система страны находится в двойных тисках: с одной стороны, идет рост потребностей в электроэнергии из-за роста населения и требований экономики, с другой, ей не хватает энергетических мощностей из-за износа существующих электростанций.
В 2019–2023 гг. в Казахстане произошли крупные аварии и отключения света и тепла в Экибастузе, Рудном, Риддере, Темиртау, Актау и других населенных пунктах. Все они находятся в регионах, где достаточно суровые природные условия. Поэтому при таких авариях речь идет не только об остановке производств, как это произошло на Ульбинском металлургическом заводе в 2023 г., но и об оставлении без тепла значительной части населения, что неизбежно ведет к серьезным социальным последствиям.
Кроме того, в 2023 г. импорт электроэнергии в Казахстан увеличился на 29% и составил 4,7 млрд кВтч. Стоимость закупок возросла до $235,9 млн. Казахстан импортирует электричество из Кыргызстана и России, что подчеркивает зависимость страны от внешних источников энергии. Одновременно с этим, цена на электроэнергию для казахстанцев за прошлый год выросла в среднем на 20%, что создает дополнительные финансовые трудности для населения.
***
Еще в 2022 г. в Казахстане был составлен «шорт-лист» проверенных реакторных технологий поставщиков из таких стран, как Китай (CNNC), Россия (Росатом), Корея (KHNP), Франция (EDF). В случае положительного решения вопроса на референдуме по строительству АЭС, вскоре будут проведены работы по выбору реакторной технологии. Оптимальным районом размещения АЭС рекомендован Жамбылский район Алматинской области (село Улькен).
Что касается экологов, которые «продавливают» использование солнечной, ветроэнергетики, гидроэнергетики в качестве базовой генерации по ряду технических причин, это не представляется возможным. Эксплуатационные затраты высокие, многие возобновляемые источники энергии зависят и от времени года, и от погоды, и являются дотационными. Жизнеспособный способ развития экономики страны – это разумная комбинация разных источников энергии. То есть АЭС – не единственная панацея для Казахстана, во многих регионах будет сохраняться традиционная генерация с помощью ТЭЦ, ГЭС и т. д.
Это крупные западные страны могут свои проблемы решать за счет «зеленой» энергетики, которая требует субсидирования, экономика Казахстана сейчас не может себе этого позволить. Нужно следовать принципу эффективности. А, учитывая, что задача – почти в два раза поднять ВВП к 2029 г. (то, что в Послании 2023 г. Президент Касым-Жомарт Токаев определил) – это же требует развития промышленности, промышленного потенциала, который опять-таки нуждается в электроэнергетике. Чтобы поднять ВВП и выдвинуть экономику вперед, нужна дешевая энергия. Иначе будет невыгодно производить многое.
Если будет принято решение после референдума по строительству АЭС, пройдет еще много времени до его ввода в эксплуатацию. «Мы проводим исследования, выбираем поставщика, технологию, делаем привязку к станции и проводим конкретные экономические расчеты для проекта и площадки, – объяснил ситуацию в интервью Kazinform генеральный директор АО «Казахстанские атомные электрические станции» Тимур Жантикин. – Делается ТЭО, оно проходит госэкспертизу, затем ждем положительного решения, идем в Правительство. Решение выдается, на это где-то года два закладываем… Если будет положительное решение, это должно быть постановление о строительстве, разрабатывается ПСД, госэкспертиза – это еще года полтора-два. И дальше стройка 5 лет, в целом все растягивается на 10 лет… Значит, в 2032 году станция начнет работать. Это не большой срок, так как АЭС строится на долгие годы».
В целом, реалии настоящего времени свидетельствуют о неизбежности ускоряющегося развития атомной энергетики в глобальном масштабе. АЭС – это хорошо разработанный на основе многолетнего опыта инструмент социально-экономического развития многих стран. Причем это касается как стран с уже развитой атомной инфраструктурой, так и государств, которые только встают на путь развития атомно-энергетического комплекса.
Кроме практической пользы, которую приносит активное применение атомных технологий, обладание ими поднимает престиж государства на международной арене. Объективно мирный атом уже в самом ближайшем будущем может стать важным движущим фактором социально-экономического развития ряда государств.
771 раз
показано0
комментарий