- Общество
- 20 Сентября, 2024
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ АЛЬ-ФАРАБИ
Труды величайшего ученого Абу Наср аль-Фараби по философии, математике, теории музыки, астрономии, а также социально-этические трактаты сыграли колоссальную роль в развитии средневековой Восточной философской мысли.
В 1960-е годы прошлого столетия, именно Алма-Ата за короткий срок превратилась в подлинный научный центр по изучению наследия аль-Фараби. В 1975 году решением ЮНЕСКО Казахстан признан официальной родиной гениального уроженца Отрара. Сегодня наследию аль-Фараби в Казахстане уделяется большое внимание. Его именем названы центральные улицы многих городов и один из передовых вузов республики.
О бесценном наследии Великого учителя нам рассказал один из ведущих специалистов в области истории казахской национальной философии, изучающий актуальные проблемы фарабиеведения, читающий спецкурсы «История философии и науки», «Философия и право» магистрантам и студентам юридического факультета, научный советник Центра аль-Фараби, доктор философских наук, профессор КазНУ им. аль-Фараби Жакыпбек АЛТАЕВ.
– Жакыпбек Алтаевич, расскажите о Центре аль-Фараби, в чем заключается его работа?
– Центр аль-Фараби образован на базе Республиканского научно-исследовательского и учебно-методического центра «Аль-Фараби и духовная культура казахского народа», торжественное открытие которого состоялось в Казахском национальном университете им. аль-Фараби 1 января 1993 года.
Центр осуществляет научную деятельность уже более 25 лет. С начала своего существования Центр аль-Фараби внес значительный вклад в развитие фарабиеведения и казахстанской науки в целом. Изучение наследия аль-Фараби в контексте осмысления развития казахстанской духовной культуры чрезвычайно актуально и в наши дни.
Начиная с 2020 года в Казахстане официально дан старт празднованию 1150-летия аль-Фараби. Нашему университету выпала честь провести в этот день ряд мероприятий, начавшихся с презентации обновленного Центра аль-Фараби. Для распространения научно-философского наследия аль-Фараби на международном уровне создана сеть Центров аль-Фараби в 12 ведущих вузах мира, открыты Дома-музеи аль-Фараби в Стамбуле и Дели. Дополнительно планируется открытие таких же центров в ОАЭ, Болгарии, Японии, Литве и Египте.
Отмечу, что главная миссия Центра аль-Фараби – формирование интегральных мировоззренческих ценностей на основе изучения и популяризации наследия великого ученого Востока, формирование национального научно-образовательного и инновационного кластера на базе нашего университета.
– Каковы основные задачи этого Центра?
– Сюда входит несколько направлений, однако, самые значимые – это проведение научно-исследовательской деятельности в области фарабиеведения, казахской и тюркской философии; переводческая и издательская работа трактатов аль-Фараби; международное сотрудничество и координация усилий специалистов ближнего и дальнего зарубежья по сохранению, воссозданию и распространению наследия аль-Фараби.
– А кто был главным инициатором создания Центра?
– Идейным вдохновителем создания Центра аль-Фараби и его первым руководителем был выдающийся казахстанский ученый, чьи работы по истории казахской философии, философии Востока, исследования творчества аль-Фараби широко известны во всем мире – доктор философских наук, профессор, член-корреспондент HAH PK Агын Хайруллович Касымжанов. А мы, ученые, его ученики – продолжатели его дела.
– Не могли бы вы немного рассказать об этом человеке?
– Творческий путь А. Касымжанова начался еще в 1954 году, после окончания философского факультета КазГУ им. Кирова. Нельзя сказать, что первые шаги в изучении наследия Абу Насра аль-Фараби, расшифровке и переводе его текстов имели успех. Для Казахстана 60-х годов это была чрезвычайно сложная задача, ведь здесь при университете КазГУ им. Кирова еще не существовало отделений, где изучались бы языки, а также быт и культура Древнего Востока. Что касается факультета философии, то и там отсутствовало направление, специализирующееся на аспектах восточной и средневековой философии.
Для восполнения данного пробела нужен был прагматичный подход с выходом на ученых арабистов, востоковедов, иранистов, лингвистов и исследователей средневековой философии. Но, надо сказать, что в тот непростой период, помимо А. Касымжанова, большой вклад в развитие исследования трудов аль-Фараби внес еще один ученый – академик Акжан Машанов (который еще в 1960 году обратится с письмом к тогдашнему президенту АН Казахской ССР – академику Канышу Сатпаеву с просьбой поддержать необычный для того времени проект и получит полное одобрение и поддержку).
Свой вклад в развитие казахстанского фарабиеведения также внесут ученые из соседних республик – Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Именно благодаря их исследованиям по изучению философского культурного наследия великих мыслителей Востока, таких как Ибн Сина, Ибн Баттута, Джами, Абу Камил Шуджа, Аль-Кинди, ар-Рази, Юсуфа Баласагуни и других, отечественная школа фарабиеведения стала феноменом мирового масштаба.
После обретения независимости в 1993 году А. Касымжанов станет заведующим кафедрой философии и методологии социального познания КазГУ, на базе которой создаст научно-исследовательский Центр «Аль-Фараби и духовное наследие казахского народа». Благодаря его инициативе курсы о духовном наследии казахского народа будут читаться практически во всех факультетах передового вуза республики. В 1996–1997 годах А. Касымжанов будет приглашен в Оклахомский государственный университет (США) для чтения лекций по Центральной Азии. Прежде чем отправиться в США, ученый на протяжении трех месяцев будет усиленно изучать английский язык и вскоре без особых проблем прочитает лекции о вкладе тюрков в мировую цивилизацию на тему: «Степная цивилизация», «Введение в культуру Центральной Азии», «Единство тюркских народов и Туркестан», «Переплетение древних центрально-азиатских политических традиций», «Нравственное начало в трудах аль-Фараби и Юсуфа Баласагуни».
Труды этого выдающегося ученого вошли в золотой фонд отечественной науки. За свою профессиональную научную и творческую деятельность А. Касымжанов напишет 4 монографии, посвященных Абу Насру аль-Фараби, 10 брошюр и 50 научных статей. Лекции ученого будут слушать с большим интересом, его постоянно будут приглашать в другие страны. Он успеет выступить с ними в Бостонском университете, университете Тегерана, не говоря уже о близлежащих соседних республиках. Наладит связи со многими научными центрами и институтами стран ближнего и дальнего зарубежья.
– Знаю, что в Центре имеется музей, который реконструирует жизнь эпохи Абу Насра аль-Фараби…
– Совершенно верно. Ведь деятельность самого Центра тесно связана с работой Музея аль-Фараби в здании новой научной библиотеки КазНУ им. аль-Фараби. Деятельность Музея аль-Фараби посвящена культурному наследию великого мыслителя, чье имя достойно носит наш университет с 1991 года. Музей распахнул свои двери 13 апреля 2013 года в новом здании библиотеки аль-Фараби. Он тесно сотрудничает с научно-исследовательским центром аль-Фараби при КазНУ. Экспозиция музея разделена на следующие тематические отделы: «Древний Отрар – сокровищница памяти. Юные годы аль-Фараби», «По Великому Шелковому пути. Годы постижения мудрости, познания мира. Обучение в странах Ближнего Востока», «Аль-Фараби. Диалог Востока и Запада», «Труды аль-Фараби – золотое наследие человечества. Аль-Фараби и мыслители тюркского мира», «Духовное наследие аль-Фараби и современный Казахстан».
В основе концепции музея лежит система ценностей ученого и философа аль-Фараби, который всю свою жизнь посвятил поиску гармонии мира и человеческого счастья. В конце 2019 г. музей был переоборудован с использованием современных интерактивных технологий, LED-дисплеев, проекционных систем. Так, у каждой диорамы установлен инфокиоск, предоставляющий возможность посетителям прослушать или прочитать описание диорамы на одном из выбранных языков: казахском, русском или английском. На большом LED-дисплее в центре экспозиционного зала демонстрируются фильмы и ролики по заданной теме. Благодаря нововведениям посетители музея имеют возможность в яркой и доступной форме самостоятельно ознакомиться с наследием аль-Фараби, узнать о его жизни и творчестве.
Хотелось бы отметить, что по инициативе ректора КазНУ им. аль-Фараби Жансеита Туймебаева в нашем университете состоялся I Международный Фараби форум, в котором приняли участие генеральный консул Республики Узбекистан в Алматы Аброр Фатхуллаев, известные ученые-фарабиеведы, а также представители этнокультурных центров. Собравшиеся посетили выставку книг казахстанских фарабиеведов в библиотеке аль-Фараби, ознакомились с экспозицией художественной выставки «Традиционные ценности тюркских народов». Специально подготовленный документальный фильм «Өркениет шыракшысы» дополнил ценные сведения о великом учителе.
– Сейчас очень часто спорят о национальной принадлежности Второго учителя человечества. Представители многих центрально-азиатских народов, не только ученые-исследователи, считают, что аль-Фараби относится именно к ним по своему происхождению. А какого мнения придерживаетесь вы?
– Я считаю, что у великих умов человечества нет национальности, они никогда не живут в рамках определенных расовых, национальных предрассудков или материальных ценностей. Аль-Фараби владел в совершенстве несколькими языками. Знал культуру и быт многих народов из тех стран, куда он отправлялся в поисках истинных знаний. Разве это помешало ему стать великим человеком? Его знаниями, трудами пользуются все народы без исключения. Учение великого мыслителя давно оценено как на Востоке, так и Западе. Достаточно сказать, что переводы его трудов на латынь и иврит в средневековой Европе известны с XII–XIII веков. Аль-Фараби оставил после себя богатое научное и духовное наследие – порядка 200 трактатов. Абу Наср аль-Фараби – это, прежде всего, гордость всего Тюркского мира. Мы должны гордиться им и брать уроки из его великого наследия. Я глубоко убежден в том, что у по-настоящему великих открытий или первооткрывателей нет национальности, потому что они озаряют своим светом всю планету, имя которой – Земля…
– Спасибо за беседу!
Бахтияр ТОХТАХУНОВ
СПРАВКА
Алтаев Жакыпбек Алтаевич – доктор философских наук, профессор, Академик Национальной Академии Высшей школы РК. Родился 21 апреля 1948 года в селе Казыгурт Казыгуртского района Южно-Казахстанской области. В 1967–1972 гг. обучался на философском отделении факультета философии и экономики Ташкентского Государственного Университета имени В. И. Ленина. В 1976–1979 гг. проходил обучение в качестве аспиранта при кафедре «История философии и логика» факультета философии и экономики КазГУ им. С. М. Кирова. В 1982 году с успехом защитил кандидатскую, а затем в 1997 году докторскую диссертацию по специальности «История философии». С 1985 года являлся доцентом, а затем профессором кафедры «Философия и методология социального познания» факультета философии и политологии Казахского национального университета имени аль-Фараби. В 1998 году Ж. А. Алтаеву было присуждено ученое звание профессора.
В 2003–2013 гг. Жакыпбек Алтаев руководил кафедрой философии факультета философии и политологии КазНУ им. аль-Фараби. Вместе с тем с 2008 года возглавлял научно-исследовательский Центр аль-Фараби.
Профессор Алтаев известен в Казахстане как один из ведущих экспертов по истории казахской и тюркской философии, а также в области фарабиеведения. Его большая заслуга состоит в том, что он познакомил академический мир с достижениями казахской науки и духовности. Так, в 2010 г. он выступил в качестве основного докладчика на международном круглом столе «Аль-Фараби и Европейский Ренессанс», посвященном Всемирному дню философии, проходившего при штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. В 2012 г. по приглашению Университета Огайо (Ohio University, USA) профессор прочел курс лекций по философии аль-Фараби, истории казахской мысли и классической исламской философии.
Жакыпбек Алтаев является автором более 15 монографий, учебных пособий, учебников и более 300 научных работ. Из-под его пера вышли такие известные в казахстанской науке труды как «Введение в историю казахской философии» (1994), «Казахская философия» (1996), «Қазақ халкының рухани мұралары» («Духовное наследие казахского народа», 1998), «Исламская философия: новый взгляд» (2011), «Әл-Фараби және заманауи Қазакстан философиясы» (2012), «Исламская философия» (2013), «Аль-Фараби. Великий мыслитель Востока» (2018), монография «Al-Farabi. Philosophyofthe Second Master» (2019, Амстердам, Нидерланды), «Фарабиеведение» (2019) и др.
В качестве научного руководителя профессор Алтаев выпустил 32 кандидата наук, 4 доктора наук и 4 РhD докторов.
На сегодняшний день Ж. А. Алтаев является почетным профессором КазНУ им. аль-Фараби. Он активно участвует в научной и академической жизни нашей страны. Является постоянным почетным гостем различных научных мероприятий, посвященных истории тюркской мысли, творчеству видных казахских и исламских философов, деятелей современной казахстанской науки.
750 раз
показано0
комментарий