- Культура
- 20 Сентября, 2024
ЕЩЕ РАЗ О ТЮРКАХ И ПРОИСХОЖДЕНИИ НАЗВАНИЙ ТАЛАС И ТАРАЗ
Динамизм и консерватизм языка тюрков при глубоких исследованиях оказался благом, способным выяснить многие спорные вопросы истории народов до письменных эпох. Язык является продуктом диалектического развития цивилизации; наречия в языках неизбежно возникают у всех народов. Особую ценность они представляют в изучении происхождения названий топонимов. В их изучении, прежде всего, необходимо опираться на характерные особенности местности, закономерности развития общества и связи языка с родственными народами. Прослеживать не только исторические события, но уметь обнаруживать происходившие изменения в языках, их родственные связи в соответствии с хронологией развития культурно-исторических процессов. Только в этом случае исследователь сможет приблизиться к архаизмам в топонимии. Поэтому многие топонимы страны остаются учеными неизученными, и это касается древнейших географических наименований.
Географические наименования получают свои названия на языке народа, первыми заселившими определенные земли и сохраняются на протяжении тысячелетий. Топонимика – одна из самых консервативных наук, она является ценным достоянием культуры, и способствует выяснению многих вопросов истории прошлого народов. Труднообъяснимые и малоизученные, ранее не освещавшиеся языковедами, они ныне являются архаичными по своей семантике и фонетике. Свои наименования они получали от исчезнувших в древности народов, и для их разъяснений необходимы знания о происходивших исторических процессах, их языке и культуре.
Название реки Талас некоторые исследователи полагают происходящим от казахского термина «раздор». Ссылаются они на сражения, происшедшие у берегов этой реки, увязывают их с китайцами, арабами, причастными оказываются и римляне. Но ведь река эта протекала и до этих сражений, и имела семантику, которая оказалась забытой. Географические наименования формируются по присущим местностям характерным особенностям, а менее по следственным признакам. Река Талас наименована древнейшими жителями региона, ими названо в последующем и одноименное поселение. Прошлое региона являлось предметом изучения многих исследователей, но языковых исследований очень мало, потому как лингвистика является наукой, подверженной воздействию идеологии.
Этимология гидронима принадлежит языку тюркоязычных народов, которые заселяли этот регион еще в седую древность. Археологические раскопки городов на берегах этой реки, их материальная культура подтверждают возникновение поселений еще в эпоху бронзы. Из истории развития человечества известно, что вначале гидронимы получали свои названия, а затем поселялись первые жители, и возникали их поселения. Созвучие не является подтверждением верности в определении принадлежности тому или другому языку, но дает одно из направлений в его поисках. Если находятся идентичные морфы в изменяющихся корневых основах и в других языках, то исследователь находится на верном пути, и он сможет определить народ, который наименовал топоним.
Одним из этих народов, в древности заселившим долину реки Талас, являлись тохары. Их ученые считают исчезнувшими, а язык – «мертвым». Но, как известно, языки «мертвыми» не бывают, а сохраняются в культуре других народов. Тохары – собирательное название древних тюркских народов, подвергшиеся ассимиляции среди многих родственных племен огузов, карлуков, канглов и персоязычных народов. Особенности ведения хозяйств у тюрков таковы, что им приходилось отделяться из общины и возникали их новые кланы и поселения. Корневые основы «тал», «ас», «тар» и содержат эти топонимы, наименованные тохарами. А фонемы «с» и «з» принадлежат одной аллофоне, они альтернанты, представители одного звука. Для древних греков не имело значения его правописание, они Азией или Асией называли территорию обитания за Древней Грецией. «Тал» – означает холмы и возвышения, а «тар» – это семейные общины кланов тюрков, которые отождествлялись с благодеянием, их передвижениями на новые земли и аскетическим образом жизни. Ас или аз – собирательное название многих тюркоязычных племен.
Нельзя подходить к происхождению древних наименований с позиции современного языка. Язык не окаменелость, он динамичен и эволюционирует, как и его носитель; слова подвергаются диахронии, изменяется морфология, возникают синонимы и антонимы. Поэтому важно прослеживать грамматические и морфологические изменения в языках. Язык тохаров присутствует в лексике многих европейских народов. К примеру, «тарелка», происходит название из словосочетания «таров ел», это посуда общины древних тюрков, тархан – вождь общины тюрков. Таразо – волновать, тревожить, а тарахи – беспорядок, шум, который устраивали общины при налете на стойбища древних греков. Тардус у римлян означал «медленное передвижение», которое осуществляли тюрки при истощении пастбищ. А поселения и гидронимы, содержащие в своей основе корневую морфу «тар» распространились по всей Евразии, они во множестве обнаруживаются и сегодня. Следовательно, термин «тараз» означает – древние общины тюрков азов или асов.
Тараз – это древнее поселение, которое образовали общины древних асов, означает буквально «община асов, азов», а Талас – холмы асов. Таковы особенности рельефа, через которую протекает река Талас. Они наименованы первыми жителями региона асами или туранцами после миграции их из западных земель. К примеру, сопка на берегу реки Талас, Тектурмас, означает «родовитый тур я асов». Туры – это древние тюрки, туранцы или тохары, прежде обитавшие на Западе, вплоть до Атлантики. На месте водораздела реки построено первое поселение, а древние жители использовали особенности рельефа местности для орошения полей. Свидетельствуют об этом и археологические раскопки, центральная часть города располагалась на острове; это создавало некоторую безопасность для ее жителей. И этими жителями являлись огузы, на языке которых термин «тараз» означает «водораздел». Он являлся естественным, созданным последними сопками гор Каратау. Но название древнего поселения менялось, оно уничтожалось часто происходившими селевыми потоками и вражескими вторжениями.
Подобным образом древние народы старались строить свои поселения. К примеру, Париж строился на острове Сена древними тюрками из самана. Об этом упоминает Цезарь в «Записках о Галльской войне», он дважды пытался взять укрепление Париш. Но не смог его покорить, так жители подожгли мост, а именовал его пренебрежительно Лютеция, т. е. «грязь» (на латыни означает «грязь, ил»). Об этом упоминается и в истории происхождения столицы Франции, которая первоначально называлась Париш, «Паризи» на языке огузов – это племя огузов, парыз. Оно существует и ныне среди племен туркменов. Очевидно, что произошло объединение близких народов – огузов, парызов с кельтским племенем галлов. Термин «риш» у них означает «новые связи»; это было единственным укреплением, которое не смог взять полководец.
Ответвлением тохаров являлись массагеты, заселившие Таласскую долину. Тохары означает «сытые и достойные» на языке тюрков, это самоназвание народа, а массагеты – одно из нарицательных имен тюрков. Происходит из словосочетания «ме асса гетим» и означал у огузов «я потихоньку ушел». Это нарицательное имя вождя тюрков, переселявшего свой народ в продолжении долгих лет на новые земли. Археологические раскопки и изделия из бронзы подтверждают их возраст, им более 3 тысяч лет. Длительный период в истории Казахстана огузы обитали от Таласской долины до реки Урал, а в истории Турции прародиной современных турков считается Казахстан. И датировка города Тараза в две тысячи лет является ошибкой.
Американские лингвисты отмечают, что язык тюрков самый устойчивый на планете, с коэффициентом 0,97. Для сравнения, этот коэффициент в европейских языках равен 0,14. Почему же он оказался столь устойчивым? Потому что он развивался в замкнутых кланах, не отдалявшихся друг от друга, а постоянно объединявшихся для продвижения на новые земли. А в кланы чужой язык не способен проникнуть, как при оседлом образе жизни. Это вовсе не означает, что язык тюрков не менялся. Менялся, но знаковые термины у всех народов проявляют особую устойчивость. К знаковым наименованиям принадлежат гидронимы, термины традиций культуры и родственных отношений человека, цветовые обозначения, природные особенности региона и характерные признаки рельефа, в которых обитает человек. К ним и следует относить названия поселения и реки Талас.
У сильного доминирующего народа и производят заимствования, а тюрки главенствовали на протяжении тысячелетий в Западной Европе благодаря своей коннице и передовому бронзовому вооружению, а затем и железному; они оставили неизгладимые следы в их лексике. Например, название бронзы происходит из языка тохаров «бір өнум замджани», из него и сложилась аббревиатура, которую заимствовали древние греки и другие народы. Означает у тохаров «один из продуктов земли», потому как основой являлась самородная медь, в изобилии лежавшая на поверхности. Другой пример, у латин «caro» означает «мясо», но слово, как и у тюрков, так и у латин претерпевало эволюционные изменения, сохранив корневую основу «кар». А она свидетельствует о том, что пратюрки обитали на Апеннинах гораздо раньше латин. У них словосочетаний с нулевой формой «кар» имеется свыше пяти десятков слов.
Потому и субморфема «car» или «мясо» имеется в лексике у латин, а у казахов она имеется в словосочетаниях: «тощее мясо» – «қара борша»; «қара ет» – «мякоть без костей». А это свидетельствует о единых корнях происхождения латин и тюрков и богатстве языка последних. Следовательно, язык латин обладает родством, и они восходят к одному праязыку. А к какому именно? В этом и заключена задача компаративистики. Ну, не поехали же казахи заимствовать это слово у латин, а обитали вместе с ними их далекие предки. Следовательно, компаративистика не только лингвистическая наука, а и историческая, и культурологическая. На языке греков такого слова нет, потому что в результате проведенных реформ по искоренению языка тюрков, оно исчезло еще во второй половине I тысячелетия до н. э. Сохранился термин в древнемакедонском языке «карабос»; означает «мясо, поджаренное на углях». «Боско» означает на новогреческом языке «пасти», «боскос» – пастух, а в наречиях «чопанис», у тюрков – пастух. Это свидетельство единых корней древних греков, древних македонцев с тюрками.
Античные грамматики пытались уничтожить язык тюрков, но многие слова до сих пор живут в лексическом составе греков и латин. Их они называют азианизмами и варваризмами. Единого мнения о происхождении языка Макетии (Македоника) не имеется, но он представлял архаичный язык тюрков. Древние македонцы были ассимилированы греками после распада империи Македонского, а другая часть позже славянами Балкан. Македония на 65% стала славянской. Поэтому не утихают конфликты на Балканах на национальной почве. Дорийский диалект македнов и есть архаичный язык тюрков, поглощенный классическим языком эллин на рубеже эпох. Геродот различий не производил между македнами и дорийцами. «Дория», «дария» означает у тюрков «море».
Подобным образом связаны с языком тюрков другие европейские языки. Они связаны с доминировавшим языком тюрков, а их письменность возникла на основе письменности тюрков турдетанов. Лексика европейцев приобретала стойкую форму билингвы с тюрками. На новогреческом языке «мясная ляжка» означает «buti», а у тюрков буквально «ноги», «ляжка» – «бут», а у других народов «нога», «обувь». У многих народов сохранилась нулевая морфа «бут», но изменилась семантика слова. К примеру, футбол, боты, ботфорды, они происходят из тюркской основы «бут». Это свидетельство того, как европейцы заимствовали у тюрков праформу «бут» и многие другие термины.
Таким же образом с корневыми основами нав, кол, ер, ел, ат, ад, ор, ир, ар, се, ме, пат можно определить родство языков многих других народов с тюрками. Ну, никак европейцам не хочется иметь языковую близость с тюрками. А отечественные ученые все еще находятся в плену евроцентризма. Это стойкое наследие колониализма, от которого не так просто освободиться, на нем воспитывались многие поколения ученых. Гуманитарные науки консервативны; между прочим, они обладают такой же точностью, как основанные на математических расчетах дисциплины.
Ученые Европы считают, что язык тюрков связи с санскритом не имеет, но это ошибочное суждение. Санскрит восходит к пратюркскому языку, и развивался он параллельно с ним. Об этом свидетельствуют языковые исследования; санскрит проник во все языки народов вместе с пратюрками, которые мигрировали и в Западную Европу. Ученые признаются, что саки проникали в Европу, главенствовали на протяжении тысячелетий. Значит, они и заимствовали язык сильного народа. У казахов и сегодня «тар» означает плотную заселенность, тесноту в помещении для проживания, а в древности – разраставшуюся общину, которой предстояло разделиться и создавать новый клан. Праформа «тар» распространилась в санскрите в лексемах «vahitar», «netar», «jetar» означают «вождь», «победитель», «покоритель», а «taratamya» – степень главенства вождей.
Праформа тюрков «тар» отмечена также во многих топонимах и гидронимах Евразии: от Восточной Азии до Атлантики – от Прибайкалья до Гибралтара. В особенности насыщены подобными названиями земли Франции, Италии, Испании, Восточной Европы. Они убедительно свидетельствуют об обитании тюрков в общинах тар на этих территориях. Языковые примеры демонстрируют, что эти племена являлись носителями тюрко-санскритской билингвы; они и были первыми тюрками, представлявшими некоторую угрозу для жителей Европы. Их следует именовать первыми колонизаторами их девственных земель. На этом, миграции тюрков Востока, и возникла гипотеза ученых Запада о происхождении индоиранского типа европейцев и их языков. Эта гипотеза идеологов Европы является предположением, которое до сих пор не доказано материальными фактами. Историография не отмечает ни одного массового случая миграции индусов в Европу.
Это были племена архаичных тюрков. Они часто меняли места жительства, занимали и большие территории, обусловленные скотоводческой экономикой. Одним из этих народов, выбравших для жительства долину Таласа, являлись тохары – собирательное наименование тюркоязычных племен. Тохарами именовали историки спустя тысячелетия всех тюрков Центральной Азии до ХII века. Сведений о тохарах мало, они изучаются исследователями. Язык тохаров имел распространение до Прибайкалья, потому следы фарсизмов присутствуют в алтайской группе народов, в том числе и монгольском языке.
Языковые исследования автора позволяют говорить, что они являлись представителями смешанного языка тюрко-санскритской билингвы с элементами фарсизмов. Потому некоторая часть ученых полагает, что древние насельники Казахстана являлись персоязычными племенами. А где же в таком случае наименованные ими гидронимы и топонимы, их просто нет. Тохарам принадлежат многие археологические культуры Казахстана и южной Сибири Федоровская и Дандыбаевская, Афанасьевская и Нуринская, Атасуйская и Ботайская, Отраро-Каратауская, простирающаяся по всему Южному Казахстану, включая реки Талас и Шу.
Эти племена не появились вдруг, а прежде обитали на Алтае и в Сапта-Синдху, в оазисе Семиречья Индостана, из которого их письменность заимствовали финикийцы, древние греки, этруски, латины и многие другие народы. Из последней письменности и возникла кириллица. Эту письменность привнесли в Европу тюрки турдетаны, она дала жизнь всем письменностям народов Европы. Носителей этого региона ошибочно относили к предкам персов и носителям гебраизмов, а финикийцев просто не существовало. Все они являлись носителями смешанного языка ностратической билингвы тюрков. Но в лексике у персов содержится до 30% тюркизмов, а у тюрков не меньше иранизмов. Это не только заимствования, которые производили они друг у друга, а древнее наследие тохаров. Именовали их древние греки собирательным названием «саки, скифы, хунниты». Их потомками и являлись многие тюркские народы.
Исследования, проведенные археологами страны, показали, что представители этой культуры являлись охотниками и металлургами, изготавливавшими изделия из бронзы. Тохары обитали в обширном регионе еще
5 тысячелетий назад. Они были первыми известными науке этносами в Казахстане, оставившими после себя бронзовые ножи и плавильные шлаки. Открыв колесо и различные сплавы, обуздав лошадь, они стали лучшими воинами Евразии и покоряли новые земли. На смену первым насельникам Евразии пришли новые наименования – асы, пелазги, каспи, массагеты, этруски, хатты, парфяне, гунны, саки, скифы, галлы, кельты, геты, готы, аланы, сарматы и др. Эти этнонимы исчезли давно, но хорошо сохранился язык тохаров в лексике многих народов. Все они являлись носителями разных наречий архаичных тюрков и их билингв.
Античные историки не единожды отмечали, что от варваров «весьма подвижных», которые обитали в Фессалии, происходят эллины. «Фессал» на языке тюрков означает пять их советов, общин. Это они устраивали первые конные игры, единоборства с кулачными боями, борьбу атлетов у горы Олий в честь своих богов. Позже гора получила наименование Олимп, а игры названы олимпийскими. А провинцией тюркской Фессалии являлись Эллада (народа отец) и Халкидика (народа земли), и об этом отмечали еще древнегреческие историки. Названия земель тюркские, следовательно, их обитателями они и являлись. А название Хеллас, Древней Греции, возникло позже, ее просто присвоили древним грекам. Хеллас назван тюрками, означает «пришлый ас». Следовательно, древние греки являлись пришлыми асами, и поселялись они в Хелласе позже тюрков.
Олимп – аббревиатура, на языке пратюрков «олий ме Посейдон», и означает «верховный я Посейдон». Зевс и Посейдон соперничали друг с другом за первенство. О чем же это говорит, как не о противостоянии ли предков греков с тюрками? По мифу сначала Посейдон являлся богом землетрясения, а его сыном был Пеласг. Так кого же именовали верховным божеством фессалийцы? Посейдона, его имя на языке тюрков является аббревиатурой «по се ходай дониси», и означает «ногами ты бог горы сотрясающий». На греческом языке «дониси» – сотрясение, а у тюрков «дон» – возвышение.
Именно он по мифу приобщил греков к лошади, и научил их ездить с уздечкой. А другие сыновья Посейдона были вскормлены молоком волшебной лошади. Неслучайно его почитали фессалийцы – пратюрки Балкан. Молоко лошади потребляли только тюрки, и этот факт отмечается в мифе. Миф убедительно свидетельствует, что он тюркский, а происхождение древних греков тесно связано с тюрками. Очевидно, что общались они на одном языке, дорийском или языке македнов – архаичном позденостратическом языке тюрков шумеро-алтайской семьи прототюрков. К этой семье языков восходят многие народы Малой Азии, Балкан и Азии, в том числе и этруски.
В 1200 году до н. э. они мигрировали в Восточное Средиземноморье, и вошли в состав «народов моря». Пеласги известны филистимлянами, они также распространились на Апеннинах. Ныне их именуют палестинцами, отмечают исследователи. Их наименовала историография собирательно и уничижительно этрусками. Следовательно, пеласги-фессалийцы или этруски являлись основателями Рима и многих других городов. Оставшаяся скотоводческая часть пеласгов, двинулась на северные земли в Причерноморье, была вытеснена на Восток, и оказалась в Таласской долине и других оазисах Средней Азии. В историографии они отмечены массагетами. Миграция кочевой части тюрков происходила по проторенным маршрутам Восток-Запад и обратно неоднократно. У Птолемея, друге и авторе книги о Македонском, они отмечены скифами и массагетами Туркмении, воевавшими с великим полководцем, так и непокоренными им.
Тохары, они же пеласги, саки и скифы наименованы древними греками. Древнегреческий язык являлся билингвой тюрков, а фессаллийцы и македны многое переняли у греков, занесли грецизмы на новые земли от Сырдарьи до Шу. «Пелариос ас» означает «громадные асы» у греков, они вошли в мифологию в образе кентавров. Еще до Троянской войны, 33 столетия назад, древние македонцы, носители языка пратюрков, вели ожесточенные войны с фракийцами и иллирийцами. Потерпев поражение, часть древних македонцев мигрировала в долину реки Талас, они и значатся собирательными массагетами. На языке огузов нарицательный этноним «ме асса гетим» означает «я потихоньку ушел». Это второе имя вождя тюрков, закрепившееся в нарицательном значение, миграция их происходила в течение продолжительного времени.
Тохарами или массагетами, частью которых являлись древние македонцы и наименована река Талас. В половодье река ежегодно разливается, вырвавшаяся из теснины хребтов в долину, напоминая безбрежное море. Древнемакедонский язык растворился в дорийском диалекте греческого языка еще до новой эры, после смерти Александра Македонского. Но сохранился словарь из 150 слов лексикографа Америя, по которому можно восстановить некоторые слова пратюрков македнов. В нем и значится термин «даласса», в значение «море». В китайских анналах река отмечена Долосо.
В Средней Азии и Казахстане кочевые народы Балкан образовали союз с родственными народами и разбили войска Греко-Бактрии. Несколько позднее европейцы называли их парфянами. Этимология корневой основы «пар» означает на языке тохаров «много», «обилие». Расцвет Парфии тесно связан с династиями персов, культурой тюрков, греков. Смешение разных культур привело к образованию космополитической державы, и массагеты западной части Парфии в последующем были ассимилированы арабами. Называют их берберами, туарегами, набатеями, собирательно тюркосами, в переводе «тюрки это». Так распался союз собирательных парфян с народами Средней Азии и Казахстана.
Войска Римской империи не единожды терпели поражение от собирательных парфян или массагетов, конницу которых составляли кочевники Балкан и Средней Азии. Позорно бежал с полей сражений Марк Антоний, а Марк Красс был казнен. Его голова по традиции древних народов была отправлена на родину. Античные историки утверждают, что перед казнью рот Красса, нувориша, залили золотом. Два императора Валериан и Нумериан были казнены, а из их кожи были изготовлены дорожные коржыны. А войскам Македонского упорное сопротивление оказывали скифы и массагеты Туркмении, они так и не были покорены полководцем. Только благодаря античным источникам, мы узнаем, какими воинами являлись наши предки.
Покинув Балканы, эти племена собирательно именовались массагетами. Это уже потом они будут названы парфянами. Другие мигрировали на Сицилию, Апеннины. Так исчез дорийский диалект или язык древней Макетии (Македоники). Но закрепился он в словаре Америя, лексике народов юга нашей страны, ими и наименованы реки Аса, Аспара, возвышения Тектурмас, Талас, Тараз, Баласагун. Маска греческой демократии скрыта под эпохой классического эллинизма. Она эхом отзывается кровопролитиями на Балканах вот уже два тысячелетия. Фракийцы, фессалийцы или пеласги привнесли многие архаизмы, распространившиеся и в наречиях языка древних эллин и римлян.
Термин «таласса» также и на языке греков и римлян означает «море», и наименован он еще древними македнами Балкан на языке архаичных тюрков. Македны, тохары, массагеты Таласской долины ассимилировались среди кангюев (канглы), другие среди огузов, карлуков. В половодье бурная горная река, вырвавшаяся из теснин отрогов Каратау на просторную долину, представляла собой огромную водную акваторию. До глубокой осени в низовьях реки сохранялись соленые озерца, которые использовались кочевниками в лечебных целях – талассотерапии. Эти характерные особенности реки Талас послужили столь необычному архаичному тюркскому (тохарскому) названию обитателей долины.
Слово «талас» входит в десяток научных терминологий. У ханьцев озвучивался Долосо, это современный город Тараз, у вестготов – Толосо. Так назывался город в Галлии, в последующем он стал их столицей, сегодня это Тулуза. Рельеф местности идентичен отрогам Каратау, по которой протекает река Талас. Фессалийцы-массагеты, они же тохары или пеласги являлись скотоводами; оседлые племена занимались ремеслами, земледелием. Они обитали также в Ферганской долине, оазисах Амударьи, Мургаба, их потомки и наименовали исчезнувший город Талас, возрожденный, он именовался Тараз. Население региона занималось орошаемым земледелием, этому способствовал разлив реки, который ежегодно наносил сапропель – богатое минеральное удобрение. Из-за частых наводнений русло реки Талас проложили в обход древнего города. Оно и закрепилось в источниках. Подтверждает морфема «ас» в топонимах юга страны: Тектурмас (родовитый тур я асов), Аса (асов река), Аспара (асово изобилие), Баласагун (возвышения асов и гуннов). Следовательно, эти асы являлись массагетами или тохарами.
Лексический состав языка казахов демонстрирует, говорит о его устойчивости и связях с тохарами или массагетами: астана, асар, асхана, астау, сарбаз, когершин, дастархан. Отсюда и происходит слово «дастархан», в значении «расстилать», а буквально «пища, предназначенная вождю общины». В Древнем Риме на свадебных пирах звучал восторженный возглас: «Талассио! Талассио!» Происхождение этого восклицания осталось неизвестным, оно утерялось в культуре других народов, вместе с ассимиляцией пратюрков, фессалийцев. Его занесли первопоселенцы Рима, фессалийцы, носители языка пратюрков. Фессалийцы – это самоназвание общин тюрков, означает «пять общин», ими и основан город Фессалоники (Салоники) в Греции. Некоторая часть этого народа обитала у берегов Эгейского моря, их лексику и заимствовали римляне. Что на свадьбах желают молодоженам? Счастья, а иносказательно, в отвлеченном понятии «море счастья». Последние археологические раскопки подтвердили, что Рим основали фессалийцы. Так тюркский (древнемакедонский) термин «даласса» или «таласса» оказался имеющим связи с языком древних македонцев, греков и римлян.
Часть массагетов и других племен Балкан смешалась с представителями народов Средней Азии, выработав свои диалекты тюркских языков. В языке казахов юга страны потому и встречается язык массагетов. Ошибочно их полагают, заимствованными фарсизмами. В ДНК южан страны присутствуют 16–20% гаплогрупп обитателей народов Малой Азии. Это сарты (согды), кангюи (канглы), все вместе асы – жители древней Ассирии (асов земли, ас Сирии). Часть этой территории относится к Междуречью, из которой также мигрировали тюрки. Они были вытеснены ахеменидами, а после распада Ассирии образовали свои княжества в Средней Азии. Этимология Согдиана (согап ди ана) означает «благодеяние двух матерей» на древнетюркском языке, сохранился этот язык среди огузов и карлуков, в урезанном виде согд (сарт или сард). Согдийцы изначально являлись представителями двух языков – персидского и тюркского, это наследие их праматерей. Очевидно, в раннем обществе и у массагетов сохранялся матриархат, отмечал об этом и Геродот.
После покорения Дарием Вавилона и Ассирии согдийцы или сарды были изгнаны и поселились в Средней Азии. Это были праевреи и пратюрки, носители тюрко-семитской билингв. Вместе с ними мигрировал и пророк Даниил, который был похоронен в Самарканде, а его «Откровения» вошли в Библию. Мавзолей его сохранился и почитается всеми народами. У тюрков имеется и антропоним Даниил. Этот факт умалчивают культурологи из идеологических соображений. В Откровении Даниил и упоминает в иносказательной форме, что город Рим и воздвигли скифы. Неслучайно, что миф о тюрке, вскормленном волчицей, появился вначале в Риме, а с миграцией пратюрков и на Востоке.
На согдийцев претендуют представители двух разных народов: таджики и узбеки. Язык их представлял тюрко-персидскую билингву, поэтому некоторые ученые ошибочно полагают согдов носителями персидского языка. Косвенно о матриархате свидетельствует имя легендарной царицы Томирис. Вероятно, массагеты и занесли в регион свою письменность, ученые именуют ее Таласской. Она имела несколько разновидностей и распространилась до Иртыша. Все они восходят к первой письменности тюрков турдетанов, а в Македонии ее называли пеласгической. Турдетаны обитали в Испании, они и наименовали ее на своем языке. Этот народ прежде обитал на восточных землях Азии, в Индостане. И это демонстрирует этимология «тұрды тан» – «обитатели востока».
Это и были народы собирательно называвшимися огузами, сартами, канглами, карлуками, таранчи. В последующем они вошли в состав узбеков, таджиков, уйгуров и казахов. Вследствие этнотерриториального раздела земель, на которых проживали эти народы, наименование сарт было упразднено. Негативна роль в этом и известного ученого В. Бартольда, принимавшего активное участие в новых наименованиях народов и образовании союзных республик. В результате последние тохары или таранчи (небесные жители общин тар), состоявшие из дюжины племен Восточного Туркестана, оказались в истории большевиков уже собирательными уйгурами Китая.
Сарты Средней Азии, численность которых составляла более 1,5 млн человек и кашкарлыки, выходцы Западного Китая, натурализовались в узбеков, а другая часть рассеялась в Китае и Монголии. К моменту образования Узбекской республики узбеков было меньше сартов, но, тем не менее, большевики создали новую страну в интересах геополитики Кремля. А три ханства в Средней Азии являлись образованными потомками Чингисхана. Главенствовавшим народом в Средней Азии являлись казахи, кочевые узбеки, потомки чингизида Узбекхана. От его имени и происходит название этнонима «узбек». Он в 1500 году с 92 народами из Орды пошел на покорение распавшейся империи Тимура, и казахские племена осели в Средней Азии. Такой была политика прежней системы: древние народы должны были исчезнуть и уступить дорогу новой нации; такова была ленинская политика большевиков.
Эти народы и являлись потомками тохаров, а самих их умертвили все те же политики. Очевидно, и Чингисхан, родственники которого различались гаплогруппами от монголов, являлся потомком древних тохаров. Об этом писал античный историк Тит Ливий в своем труде «История от основания Рима». Отмечал он баргузинов, багаудов и другие тюркские племена, которые после поражения Ганнибала мигрировали в Прибайкалье. Отмечала о тохарцах и армянская летопись, хранящаяся в Матенадаране. Всех тюрков в знак былой славы именовали тохарцами до XII века, пока не появилась надуманная империя монголов.
Ученые Бурятии считают эти народы потерянными. Никогда народы не теряются, а переходят в новое качество, они сменили свои племенные имена в соответствии с закономерностями тюрков Жеты Ата. От них и происходят тюркомонголы Алтая, это современные тувинцы, буряты, калмыки и некогда могущественные мынкулы и манхолы – отважные гвардейцы правителей тюрков. И факт этот отмечен в китайской хронике за два столетия до Чингисхана.
С IV века до н. э. Таласская долина заселялась кангюями (канглы), и город Талас (Тараз) стал их столицей. Здесь и возникло первое государство казахов. Китайские источники засвидетельствовали этот факт. Возникновению государственности казахов более 23 веков. В 46–36 годах до н. э. они оказали помощь родственным племенам гуннов в борьбе с Китаем. Кангюи имели армию в 120 тысяч воинов, обладали своей письменностью, восходящей к турдетанам. Все европейские письменности восходят к ней, отмечают ученые Запада. Вместе с гуннами мигрировала часть местного населения, они продвинулись на Каспий, в Восточную Европу. Объединившись, эти народы с уграми, праславянами, кавказцами выступали против Рима и Византии. А после распада империи Аттилы, образовали многие княжества готов, вандалов, аланов, венгров, бургундов, дулатов, болгар и булгар – потомков гуннов. Таким образом, можно заключить, что тохары способствовали возникновению не только государственности казахов, а и римлян, византийцев, галлов, франков, многих государств в Европе.
Какими прозваниями только не именовали тюрков: вандалами (разрушителями), пелазгами (громадными азиатами), тиграхаудами (беглыми аками Тигра), этрусками (грубиянами), задиристыми петухами (галлов), спящими на лошадях и пашущими на волах (племена гуннов), вражьими (готов), пришлыми (кельтов), грабителями (багаудов), истинными террористами (грейтунгов), метко стреляющими (саксов) и даже поедающими старцев (массагетов). И все это было связано с тем, что Европа ничего не могла поделать с их передовой конницей. Тюрки главенствовали и являлись первооткрывателями во многих областях деятельности человека. Все, что касалось деяний тюрков в Европе, евроцентризм тщательно скрывал, стремясь стереть из истории любое упоминание о них. Потому как история, культура и язык в политике всех государств являлись инструментом формирования сознания общества, вызывая неприязненные отношения к тюркам. Потому и нет правдивой истории тюрков – одного из древнейших народов Евразии. Документы о них имеются в архивах Запада, но отечественным ученым все еще недосуг. Как отмечают ученые Запада, документы эти не просматривались еще с VIII века.
Частью этого народа, тохаров, и являются жители долин Алатау. Это также их предки, основали Карфаген и Рим, Париж и Барселону, это их полководцы Ганнибал и Цезарь, Аттила и Аспарух, Чингисхан и Тимур наносили сокрушительные поражения враждебным народам. Это общепризнанные факты, отмеченные в различных литературных источниках Запада, таковы и лингвистические исследования топонимов «Талас» и «Тараз», восходящие к древнему языку тохаров, племен тюрков Балкан и основе государственности казахов, возникшей в Таласской долине. А что означают многие другие ономастические термины на языке тюрков, можно узнать из книги автора «Влияние языка тюрков на становление индоевропеистики». Больше необходимо уделять внимания западным исследованиям, но читать между строк, а не повторять догмы авторитетов евроцентризма. Во всех извращениях истории тюрков видна их рука; а все лучшее о них присваивали другим народам. Евроцентризм надумывал даже новые названия народов, такие, как монголы, немцы, китайцы, калмыки, украинцы и другие.
Название народа не возникает вдруг из ничего, а проходит определенный и длительный путь становления, на который уходит не одно столетие. Обусловлен он многими факторами социального, исторического, культурного развития народов. Как показывают лингвистические исследования, термин «манхол» являлся социальным наименованием воинского братства тюрков различных наречий. Известен он из китайских источников, и означал «я воин». Его преобразовали согдийцы, носители окающего диалекта канцелярии Чингисхана в форму «монгол». Ни одного созвучного названия этнониму «монгол» в эпоху Чингисхана не существовало, не было и их письменности. А введенная Чингисханом письменность называлась согдийской. Ни одного источника, подтверждающего факт существования этнонима «монгол», в эпоху Чингисхана не имеется! Его и артикулировали «монгол», а в этноним он был превращен уже идеологами большевиков в интересах ее колониальной политики в 1926 году.
В коалицию Чингисхана входили более трех сотен племенных образований тюрков различных наречий. Одна седьмая их часть являлась носителями языка более древнего алтайского семейства народов, в котором содержались тунгусизмы (эвенкизмы). А лексический состав языка эвенкийского народа, от которого, собственно, и происходят искусственные монголы, восходит в Алтай. Эвенки – древнее ответвление алтайской группы народов. Это демонстрирует и лексический состав современного монгольского языка: 40–45% его лексики составляют тюркизмы, подтверждают это архетипы монгольского языка и исследования языковедов Монголии. А в языке тунгусов содержится 10% тюркизмов. Это сохранившиеся среди тунгусов следы языка алтайской группы народов или древних тюрков.
От народа мохва или мэнгу, считают российские монголоведы, происходят монголы. При этом они не разъясняют, как скоро он сумел эволюционировать. Основным занятием его являлась охота, добыча зверя и рыбы. Это народ и не ведал, с какой стороны садятся на лошадь, разводил оленей и ездил только на них, никогда не здоровался с человеком и не предавал земле умерших, не стирал белье и не мылся, не имел традиций строительства государства. А в своей жизни он прежде не сеял хлеб, не познал железо, обитал в тайге, и вдруг стал покорителем Евразии в течение короткого времени. Традиции конников приобретаются поколениями, чудеса, да и только. И в это измышление поверили наши современники и вся просвещенная Европа. Проделано это намеренно идеологами России, чтобы расколоть народы, отдалить «чистых» монголов от тюрков, чтобы не повторялся в восточных странах прецедент Чингисхана, подавить их воинственный дух, и чтобы никогда более они не покушались на завоевательные походы. Такие цели ставили колонизаторы всех времен.
Население Западной Европы, отмечают антропологи, принадлежит к долихоцефалам, а носители уральской смешанной расы исторически являлись представители финно-угорской, алтайской группы народов. Их относят антропологи к брахицефалам; показатели имеют существенные расхождения. Генетическими исследованиями было определено, что у светлых жителей северных территорий Европы и России имеется 47,5% «монгольских» генов, не путать с современными монголами. Это потомки первых тураноидов, которые 20 тысяч лет назад образовались от смешения нордической европеоидной расы с азиатами. Они относятся к евромонголоидной подрасе, из них и образовалась урало-алтайская семья народов. Потому и следует считать, что русские далеко еще не европеоиды, а тюрки еще не все монголоиды, какими их представляют различные, не подтвержденные фактами, гипотезы многих ученых о происхождении расовых типов.
Раскрыв тайны между этими двумя типами людей, антропология, возможно, раскроет еще одну загадку. Европеоиды самая молодая раса, науке происхождение остается неизвестным, имеется предположение, что они происходят от неандертальцев. Все мы в какой-то мере являемся носителями генов неандертальцев. Во многих вопросах тюркологии не могут разобраться отечественные культурологи. По языку современные монголы являются полутюрками: 40-45% лексического состава монголов являются тюркизмами. И в их жилах течет кровь древних тохаров, растворившихся среди тюрков Алтая и персов Ирана. Они ассимилировались среди буддистов Китая, это у них заимствовали буддизм современные монголы. От них и происходит Чингисхан, и это отметила армянская историография.
Потому что за три десятилетия независимости университеты страны не сумели подготовить ни одного тюрколога-языковеда, а носители таких званий – личности нелигитимные. Потому и не смогли они разобраться с родственным языком монголов. А ведь они регулярно претендуют на звание лучший ВУЗ на планете, занимая места в третьей сотне. Почему только один турецкий язык изучается в стране, а не алтайская группа языков? К ней и принадлежат монголы. Изучив эти языки, тюркологу будет понятна вся политическая подоплека истории тюрков. Только в этих случаях можно изменить сознание общества, «искривленное» евроцентризмом.
Тюрки широко распространились на Севере Африки, Балканах и в Западной Европе; сохранились не изменившиеся тюркизмы и по сегодняшний день в языке греков, несмотря на реформы древнегреческого языка по его низведению. Подтверждение можно привести и из лексики новогреческого языка – бас, гинайка, казан, каймак, капак, карбуз, килим, кокораз, леган, мармар, махала, сапун, тари, хабар, хасапис, таза, яга и др. Аналогичен лексический состав и латинского языка – абавус, атавус, мақтаныс, мөрт, мармар, сабун, жұқсыз, жігер, ұлу и другие. Многие слова претерпели изменения до неузнаваемости, оно и понятно: время берет свое, а в большей мере воздействие на язык тюрков оказало смешение народов. В результате которого произошла дефонологизация – слияние некоторых фонем, а порой их утрата и морфологические изменения. Во всех европейских языках наличествует язык тюрков, он один из древнейших языков Евразии. Не является случайным явлением то, что и континенты Европа и Евразия наименованы тюрками, а не разрушившихся их архетипов, сохраняющихся в современных языках, имеется многие тысячи.
Носителями этого языка и являлись предки родственных народов Таласской долины, их многие сотни племен. Таковы вкратце вехи 5-тысячелетней истории тюрков на основании лингвистических исследований. Городу Тараз (Талас) не менее 23 веков, здесь и возникла государственность канглов со своей письменностью на основе турдетанской; ныне канглы входят в состав казахского народа. А наши недруги до сих пор утверждают, что ни письменностью, ни государственностью казахи не обладали. Обладали, да еще какой! В то время, когда большая часть правителей Европы еще не познала письменность и грамотой не владела. Грамота в Европу пришла вместе с христианством только в IX веке. Термины «царь» и «король» принадлежат языку тюрков. Первый происходит из «зар», что значит «золото, золотой». Второй – «көр ол» означает «он неграмотный, слепой», правители Европы грамотой не владели. Правящие династии тюрков назывались золотыми, а на Руси царями стали называть своих князей в знак подражания тюркам.
Но ситуация с языками тюрков кардинально меняется в связи с их урбанизацией. Язык любого народа формируется в обществе, в котором оно функционирует. А какое направление оно приобретет в дальнейшем, зависит от развития экономики в этих странах. Язык тюрков подвергается романизации и русификации, а в будущем может и китаизироваться, если такой курс на развитие экономики будут держать их страны. Топонимы Казахстана характеризуют этногенез народов, богатство и эволюцию языка носителей. Они являются продуктом динамично развивавшейся истории и культуры тюрков и других народов. Топонимы требуют бережного к себе отношения, а не бездумных новых наименований, ибо в них заключены сведения из древнейшей истории, о которых у нас еще недостаточно знаний.
Усовершенствованный алфавит письменности турдетанов,
которому более 3 тысяч лет.
Балтабек УМИРЬЯЕВ,
исследователь исторической и компаративной лингвистики
(Фрагмент из книги «Архаичные тюрки античной Европы»)
748 раз
показано0
комментарий