- Время
- 20 Сентября, 2024
ГЕРОИЧЕСКИЙ ПУТЬ САУРЫКа БАТЫРА
Исмаилжан ИМИНОВ
Меня связывают теплые отношения с известным казахским писателем, профессором Нагашыбеком Капалбекулы, который относится ко мне как к младшему брату. Когда он позвонил и пригласил меня в очередную экспедицию «По следам акына Суюнбая», я с радостью согласился. На этот раз странствие было посвящено Саурыку батыру, которого воспел великий поэт. Общаться с Нагашыбеком аға – большое удовольствие: он не только замечательный прозаик, но и прекрасный ученый, автор множества научных и историко-популярных работ. Я писателя называю «живой энциклопедией Жамбылского района»: ученый великолепно знает летопись родного края, знаком со многими жителями региона. Мы с профессором земляки: его родное село – Каргалы, здесь веками жили предки писателя.
У монумента батырам
Группа ученых во главе с Н. Капалбекулы приехали из южной столицы, а встретились мы у памятника батырам Сураншы и Саурык, который расположен на 65 км трассы Алматы – Бишкек, недалеко от села Узынагаш. Считаю, что этот монумент работы известного скульптора Казбека Жарылгапова – один из самых грандиозных и талантливых в республике. 17-метровый памятник на фоне белоснежных пиков Заилийского Алатау удачно вписывается в окружающий ландшафт. Работы по возведению монумента начались в 2012 году. Прежде чем начать строительство, специалисты провели геодезические исследования почвы и грунтовых вод. Через полтора года возведение монумента завершилось. Хочется сказать, что строили мемориал на народные средства, был тогда создан фонд, куда вносились добровольные пожертвования. Свою маленькую долю внес и я, когда еще работал учителем.
Мы собрались у памятника, отдали должное защитникам казахской земли. А теперь наступила пора познакомиться с участниками экспедиции – это аким Жамбылского района Нурлан Ертас, секретарь Союза писателей РК, доктор филологических наук, профессор КазНУ им. аль-Фараби Кансеит Абдезулы, декан исторического факультета КазНУ, доктор исторических наук, профессор Досбол Байконаков, заведующий кафедрой КазНУ, профессор, академик НАН РК Берекет Карибаев, доктор исторических наук, профессор Ахмет Токтабаев, правнук батыра, ветеран МВД РК Смет Бакиров, Почетный гражданин Жамбылского района, Отличник просвещения РК Лайляш Бакирова, директор историко-мемориального музея Суюнбая Аяужан Садвакасова, педагог Ерлан Маженов, потомки батыра – Бауржан Бакиров и Алмас Смет.
Профессор Н. Капалбекулы напомнил нам страницы из биографии Саурыка Стамбекулы:
– Я всю жизнь занимаюсь изучением подвигов Кашке батыра (1717–1803) и его потомков. Саурык батыр – прямой потомок Карасай батыра (1598–1671) в шестом поколении. Он родной внук Кашке Даулетулы.
Саурык родился в 1798 году в ауле, расположенном в местности Салкынсаз. Большую часть времени батыр проводил в ауле недалеко от Салкынсаза, в местности под названием Тонерек-куршын в низовьях реки Каракыстак. Его родовое жайлау располагалось в горах Актасты, зимовка – в районе Мессай, что на западном притоке реки Каракыстак. В те годы река была полноводной.
Эпоха, в которой жил Саурык батыр, была тяжелейшей в истории казахского народа. Власть ханов была ослаблена или потеряна ими, но в этот момент на историческую сцену выходят батыры, истинные патриоты, чтобы защитить родные земли. Одним из самых ярких из них был Саурык батыр. В те годы соседи пытались «оттяпать» лакомый кусочек казахской земли. На казахско-кыргызской границе постоянно шли кровопролитные столкновения между сарбазами двух народов. 28-летний Саурык батыр стал известен в народе в мае 1826 года, когда со своими воинами сразился с кыргызскими манапами под предводительством Орман хана. Саурык батыр в районе водных источников Тикендысай, расположенном на равнине Каракыстака, одержал победу и обратил в бегство воинов Орман хана.
Орман хан не прекращал набеги на казахские земли, кыргызы угоняли скот и продавали пленных на базарах Кашгара, Бухары или Коканда.
В 1840 году сарбазы Саурыка батыра одержали историческую победу над кыргызскими воинами в кровопролитном сражении в междуречье рек Каскелен и Шамалган у крепости Тойшыбек. Почти все войско Орман хана было уничтожено, оставшиеся – бежали. Известно, что у кыргызов не было ханской власти, но перед войной с Кенесары ханом Орман собрал на курултай манапов и объявил себя ханом. Саурык батыр был не только воином, но и дипломатом. Историки утверждают, что еще в 1820 году молодой Саурык принимал участие в совместном курултае казахов и кыргызов, где было принято соглашение о границе между двумя соседними народами. Эта граница совпадает с современной – между двумя братскими государствами. К сожалению, нарушение границы продолжалось со стороны Орман хана. Саурык батыр в ответ делал набеги на земли Орман хана. Сохранились жалобы Орман хана русской администрации Туркестанского генерала-губернатора, где хан обвинял во всех грехах Саурыка батыра. Однако, казахский батыр не подчинился Орман хану.
Как погиб Саурык батыр? Существует об этом немало легенд. Из поколения в поколение передаются рассказы об этом. 90-летний правнук батыра Нуртлеу Бакирулы рассказывал мне:
– Кыргызские барымтачи напали на соседний аул сородичей Саурыка, он отдыхал в это время. Когда буквально через несколько минут весть дошла до батыра, разгневанный Саурык вскочил на коня и помчался вслед за врагами. Барымтачи, а их было около 50 человек, уже успели скрыться далеко. Они гнали тысячи лошадей по равнине. Один батыр на резвом скакуне мчался вслед за ними. Пришельцы увидели скачущего Саурыка, и решили устроить засаду у скалистого острога Тесиктас. Неожиданно барымтачи напали и окружили батыра. Конечно, силы были неравные. Враги пронзили Саурыка копьями, одно из них попало прямо в позвоночник батыра. Пришельцы, бросив смертельно раненого батыра, скрылись. Когда прискакали казахские всадники, батыр был еще жив.
Акыны Суюнбай Аронулы (1815–1898) и Жамбыл Жабаев (1846–1945) о Саурык батыре
В экспедиции принял участие директор историко-мемориального музея Суюнбая Аяужан Садвакасова. Это молодой, хорошо образованный специалист, который профессионально знает творчество великих акынов Суюнбая и Жамбыла. Она присоединилась к нашему разговору:
– Великие акыны были младшими современниками Саурыка батыра. Они выросли, слушая рассказы сородичей о его подвигах. Оба поэта были авторами дастанов, посвященных батыру. Суюнбай, Жамбыл хорошо знали историю родного народа. Старший из акынов в айтысе с кыргызским поэтом Катаганом говорил:
Кто же из вас мог помериться
с силами
С такими батырами, как Саурык
и Суранши?
Когда войной изгнали ханов
Кудияра с Орманды,
Не смог тот враг найти дорогу
К своим истокам…
В 1895 году состоялся айтыс между Жамбылом и Сарыбасом. Великий акын так оценил мужество Саурыка батыра:
Когти тысячи ворон
Ястреба пронзить не могут.
Всем воронам вместе взятым
Сокола не одолеть.
Батыр Саурык один такой,
Который счастьем одарен,
Врагов увидев, без раздумий
На них бросается с копьем.
О Саурыке Стамбекулы написал большой дастан и акын Абдигали Сариев. В его исторической поэме есть немало интересных фактов из жизни батыра.
В крепости батыра
В те далекие годы, когда защищал родные земли от захватчиков Саурык батыр, казахским джигитам нужны были крепости, где в трудные моменты они могли укрыться. В таких по современным меркам небольших укреплениях защитники отечества хранили оружие и продукты. Там по зову батыра собирались со всего края сарбазы, чтобы отстоять свободу и независимость народа.
Наши автомобили медленно едут по бездорожью, чтобы попасть к развалинам крепости Саурыка батыра. Дорога узкая, заросшая кураем, местами болотистая. Машины останавливаются, мы выходим из них. Дальше идем пешком к месту, где в XIX веке стояла крепость.
Наконец, мы доходим до развалин укрепления. Хорошо сохранились останки дувалов. Меня охватывает трепет, ведь здесь почти 200 лет назад собирались мои земляки, чтобы решать, как защищать Родину. В крепости проводились бурные курултаи, люди спорили, но последние слово всегда было за Саурыком батыром. Недалеко стояли котлы, варилось мясо, которое ели сотни джигитов. Одним словом: жизнь бурлила.
Нурлан Ертас с волнением говорит:
– Мы сегодня столкнулись с подлинной историей нашего народа. Здесь защищали свободу наши предки. Мы и наши потомки должны знать о подвиге Саурыка батыра и его соратников.
Профессор Ахмет Токтабаев продолжил:
– Таких крепостей было немало в наших краях. Я видел и изучил несколько подобных сооружений. Воинские соединения наших предков-кочевников были мобильными. В случае необходимости они собирались в укреплениях, где повышали воинскую подготовку, оборонялись от захватчиков или отсюда шли в дальние походы.
Писатель Нагашыбек Капалбекулы рассказывает:
– Для меня это святое место, здесь я был многократно. Крепость говорит о том, что в случае необходимости казахи издавна строили подобные оборонительные сооружения. Крепость была сооружена силами казахов из родов кашке, бессары, танатар, тайторы. Укрепление по форме было прямоугольным, толстостенным, с двух сторон протекала река, был ров, по краям возвышались сторожевые башни. Длина стен составляла 75 метров, толщина – 3 метра, высота – 7 метров. Площадь внутренней территории – 5625 квадратных метров. В самой крепости свободно могли вместиться до одной тысячи джигитов. Захватчики всегда пытались в первую очередь захватить подобные сооружения.
Профессор-археолог Досбол Байконаков подключился к нашей беседе:
– Мы должны профессионально изучить этот исторический памятник, который расположен на Великом Шелковом пути. В конце 1990-х годов здесь уже работали археологи, но, к сожалению, почему-то позже объект был законсервирован. В крепости необходимо провести археологические раскопки. Думаю, мы найдем артефакты той эпохи. Считаю, что в будущем необходимо возродить (реконструировать) героическое сооружение предков. В воссозданной крепости нужно создать музей Саурыка батыра, где бы рассказывалось не только о его подвиге, но и о героизме Кашке батыра и Сураншы батыра. Уверен, тогда музей будет местом паломничества наших соотечественников и зарубежных туристов. Главное, он будет играть большую роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
На могиле батыра
Недалеко от аула нашел вечный покой Саурык батыр. К его могиле направляются члены экспедиции. Величественный памятник, возведенный потомками героя, встречает нас на возвышенности. Мы выходим из автомобилей, к нам на встречу идут аксакалы аула во главе с имамом. Тепло здороваемся и молча идем к захоронению. Имам тихо читает суры из Корана, а мы слушаем его, поминая Саурыка. Интересна история этого погребения, с которой знакомит нас правнук батыра – Смет Бакиров. Давайте послушаем его рассказ:
– Мой прадед Саурык Стамбекулы погиб в 1854 году. Это было неспокойное время в истории нашего края. В те годы продолжались набеги кыргызских манапов, которые могли надругаться над телом усопшего, поэтому сородичи приняли решение похоронить Саурыка вдали от родных мест на территории нынешнего Сарканского района области Жетысу. В начале 2011 года в России были опубликована военно-историческая карта, где было указано захоронение батыра. Исследователи решили вскрыть погребение, вывезти останки в научные центры Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, изучить их, сделать анализ ДНК с десятью живыми потомками моего предка. Работу эту возглавляли ученые Института археологии им. Маргулана. Анализы подтвердили, что останки действительно принадлежат Саурыку батыру. Тело вновь предали земле. Старейший аксакал нашего рода Нуртлеу Бакиров решил вернуть останки батыра родной земле. Власти были не против этого, так как для этого нужно было лишь разрешение потомков, то есть наше. Утром 29 сентября 2012 года потомки Саурык батыра, во главе которых стоял я, вскрыли погребение моего прадеда. Вместе с нами находился имам Жолдасбай кажи. Останки завернули в белую ткань и в тот же день, вечером, мы уже были в родном ауле. На следующий день при большом стечении народа останки Саурык батыра были преданы родной земле. Потомки героя дали ас своему выдающемуся предку, где присутствовало несколько сот человек. В Сарканском районе, где с 1854 по 2012 гг. покоился батыр, был поставлен памятник Саурыку батыру. В 2013 году на могиле батыра был нами, потомками, сооружен этот памятник.
Большую роль в деле увековечения памяти Саурыка батыра сыграл его правнук – Нуртлеу Бакиров (1927–2020). Выпускник 1949 года Казахского горного института, он многие годы трудился на свинцово-цинковом комбинате в Текели, работал на различных руководящих должностях. Был награжден орденом Трудового Красного Знамени и двумя орденами «Знак Почета».
Хочется отметить и роль еще одного потомка батыра – Амангельды Дынбаева, 1937 г. р. Уроженец села Аккайнар, выпускник Каргалинской СШ №1 1956 года и Самаркандского сельскохозяйственного института 1962 года. Работал на руководящих должностях в Жамбылском районе. Прекрасный краевед, составитель шежере своих предков.
Уже смеркалось, когда члены экспедиции возвращались в районный центр Узынагаш. Мы долго говорили о доблестном пути Саурыка батыра, и пришли к выводу, что его имя принадлежит не только прямым потомкам, но и всему казахскому народу. О подвиге героя должны быть написаны статьи, монографии, художественные произведения, сняты фильмы…
ЛИТЕРАТУРА
1. Ағалы ордам қойған жұрт. А., 2018.
2. Нағашыбек Капалбекулы. «Кашке батыр», А., 2018.
3. Сұраншы-Саурық, А., 2013.
4. Н. Капалбек. «Туман, спустившийся с гор», Т., 2020.
5. По следам Саурык батыра, «Огни Алатау», 22.07. 24.
837 раз
показано0
комментарий