- Время
- 20 Сентября, 2024
ДАР ЛЮБВИ АУБАКИРА ИСМАИЛОВА
Сауле БЕККУЛОВА,
кандидат искусствоведения, доцент,
член Союзов художников СССР и Казахстана
В этом году великому номаду, сыну земли казахской, народному художнику Казахстана Аубакиру Исмаилову (1913–1999) исполнилось бы 111 лет. Поэзия родной земли в ее неповторимой красоте и мощи, хрупкости и прелести – главная тема жизни и творчества подлинного творца. А корни всегда ведут к истокам, где случилось тебе родиться, к Отечеству. И если живет в сердце любовь к нему, то, разрастаясь, она объемлет весь мир. Такова религия жизни номадов-кочевников с планеты Земля.
Именно так мы и воспринимаем искусство мастера кисти Аубакира Исмаилова, подарившего современникам и многим поколениям преемников свой великолепный дар любви к земле предков.
Начало
В 1913 году в семье шахтера близ Караганды родился мальчик. Очень подвижный, веселый, он с малых лет любил лепить из глины и рисовать. В 13 лет отправился учиться в Омское художественно-промышленное училище им. М. А. Врубеля. А в 1929 г. стал первым казахом, принявшим участие в выставке г. Петропавловска, в 15 лет. В 1931 г. – выставка в Москве. А в 1932 г., вернувшись домой, он уже ощущает себя состоявшимся художником.
Что же столь неотразимо привлекает в искусстве Аубакира Исмаилова?
Основные черты характера творческой личности – жизнелюбие, молодой задор, оптимизм с огромной долей энергии веры в Завтрашний день, в Будущее. Свое, своей земли, всего человечества. Глобальное приятие мира, его высокой духовности и радостного откровения каждого дня под родным небом – это философия жизни номада, свойство души личности неординарной, наделенной огромной силой жизнеутверждения.
Казах по крови и месту рождения, он всегда сохранял чувство своего высокого предназначения – нести людям радость. Поэтому его живопись необыкновенна.
Живопись
Если грохот горной реки, струящей хрустальные потоки средь величественных хребтов, доносятся до вашего слуха; если космические высоты горных вершин, облитые солнечным блеском, шлют вам струи прозрачного, наполняющего грудь ветра, если безмерное пространство неба и крошечные фигуры людей, детей этой земли, в безмолвном единении красоты и восторга трогают ваше сердце до слез – значит, вы лицезреете полотно Аубакира Исмаилова «Көртоғай», (х., м., 1955).
Безмерно пространство, охваченное глазом влюбленного художника. Он органичными, мощными аккордами поет свое Отечество, его высшие несравненные сокровища – горы.
И все оттенки синего – от ультрамарина до нежной лазури – плещутся в чистой палитре высокого неба, священных водах горной реки, отрогах грандиозных скал красного камня, ослепительной белизне снежных далеких вершин.
Монументальная, захватывающая дух беспредельность сияющего мира в этих горных панорамах – гимн жизни Аубакира Исмаилова на этой вечной Земле.
Это и в «Памятниках прошлого» (1961), и в «Хан-Тенгри» (1956), в «Жуалы» (1968), «Кызылауызе» (1944), «Керегетасе» (1978), «Разработке руды» (1961), «Ущелье Чарын» (1962), «Чарынской ГЭС» (1964) и мн. др.
Полны проникновенной теплоты и картины степей, морских далей, полей.
Эти живописные сцены мира столь величественны, стройны и гармоничны, что может возникнуть мысль о безмятежной отрешенности автора, занятого лишь собственным лицезрением и запечатлением волнующего мига бытия. Но это – заблуждение. Та бурная, переменчивая реальность, в которой творил, переживал и рос Художник, охватывает непростой период истории. Но ведет кисть художника счастливая убежденность в лучшем будущем. Отсюда – лучезарность, радость жизни и светоносная палитра каждой акварели и живописного полотна. Языческая мощь и нетленная вера!
Разные грани таланта
Пейзаж, доминирующий в живописи Аубакира Исмаилова, отнюдь не исчерпывает его интересов и деяний.
Так, в юности, вернувшись в 1932 г. из Москвы в Караганду, он много пишет и рисует сюжеты шахтерского труда, знаемого с детства. Это была графика. Бурные перемены в социальной жизни всецело захватили юношу. Много и успешно занимается он политической карикатурой и плакатами. В годы Великой Отечественной Войны небольшие плакатные композиции А. Исмаилова с образами народных непобедимых героев Кобланды, Алпамыс батыра, Кенесары стали колоссальной поддержкой воинам-защитникам Отечества.
В 1933 г. был создан Союз Художников Казахстана. Возглавил его Аубакир Исмаилов. Т. е., он – первый председатель СХ Казахстана. Первый казах – студент Московского Театрального института, первый из всех, кто всерьез занялся изучением казахской хореографии, первым организовал и возглавил ансамбль народного танца Казахстана. Неуемная энергия и пытливый ум вкупе с талантом заставляли его быть в постоянном движении и поиске – это были ступени роста сознания, мастерства, духовности. И проявлялись во всем. Прежде всего – в таланте заражать своей страстью окружающих. Так, итогом пылкого интереса к народному фольклору, музыке и танцам стал труд «Казахские народные танцы».
С 1938 г. А. Исмаилов много и плодотворно работает на театральной сцене: и режиссером-постановщиком, и художником, и актером. Так,
в 1938–1943 гг. он создает постановки классического репертуара в Казахском Академическом театре драмы. Скажем, «Отелло» 1940 года имел грандиозный успех.
Позднее, в 1948–1956 гг. – работа в Республиканском театре юного зрителя (Алма-Ата).
Будучи в одном лице режиссером, актером, балетмейстером, художником, А. Исмаилов любил музыку и фольклор. Вместе с Ахметом Жубановым и Хамитом Ергалиевым они много ездили по Казахстану, слушая кюи Курмангазы, жырау, рассказы о Кенесары, легенды древности. Впоследствии это легло в основу портретов хана Кенесары (1961), Курмангазы и др.
Кино
Спонтанно и много работая, художник не оставлял без внимания ни один из новых видов творчества. Естественно, что он увлекся киноискусством.
Еще в далеком 1931 г., в Москве фильм Н. Экка и А. Столпера «Путевка в жизнь» стал для молодого Исмаилова как бы «пробой пера». Позже, в 1940 г. он снимается в эпизодах у
И. Пырьева «Свинарка и пастух» («Мосфильм»), и в фильме М. Левина «Райхан» («Ленфильм»).
Весь 1941 год, когда в Алма-Ату эвакуировались ведущие киномастера СССР и образовался ЦОКС (Центральная Объединенная киностудия художественных фильмов), Аубакир Исмаилов был активным участником этого совместного творчества в годы Великой Отечественной войны.
Около десятка художественных фильмов киностудии «Казахфильм» обрели особый колорит и звонкую палитру цвета, музыки и движения благодаря Аубакиру Исмаилову. И актер, и консультант, и художник кино, и дублер многих ролей на казахском языке, он всегда был душой съемочной группы. Так, в фильме Жардема Байтенова «Синий маршрут» (1968) он темпераментно показывал казахский танец «Қаражорға», ныне возрожденный к жизни и популярный, а тогда не знакомый в городе.
В картине Мажита Бегалина «Возвращение на землю» (1958), фильмах Азербайджана Мамбетова «Крылья песни» (1966) и «Гонцы спешат» (1980) – «Казахфильм», Аубакир Исмаилов вновь и вновь явил свой незаурядный дар многогранной личности.
А сколько интеллекта, умной иронии и сердечности в образе Нияза в фильме «Ангел в тюбетейке» («Казахфильм»)! Эта картина в созвездии талантов: режиссера Шакена Айманова, балетмейстера Заура Райбаева, актеров Амины Умурзаковой, Бикен Римовой, Бибигуль Тулегеновой и, конечно же, Аубакира Исмаилова, стала жемчужиной казахского киноискусства на все времена.
Немного личного
Вторая половина 1970-х. Память стоп-кадром выхватывает моменты жизни. Высокий, седовласый казах, очень прямой и вальяжный, вдруг раскатисто хохочет, откинувшись всем корпусом и следом вытирая слезы; серьезно-вдумчивое, горделивое лицо с оттенком важности взирает на аудиторию, мгновение тишины, затем лукавый многозначительный взгляд – оглушительный взрыв смеха окружающей молодежи; внимательные, все замечающие, все понимающие глаза из-под густых бровей и мягкий голос… Это все – Аубакир-аға, каким я его увидела тогда, еще не ведая, что он – признанный мэтр. А к тому времени слава его была широка, знали его многие. И все – любили.
А теперь страна отмечает его более чем вековой юбилей.
110–111 лет – много это или мало?
Эпоха…
А ведь сам этот человек – личность-эпоха в истории Казахии, в истории человечества. Поистине национальное достояние.
Художник–Легенда
Имя Аубакира Исмаилова сегодня известно во всем мире. Картины его видели на всех континентах. По инициативе ЮНЕСКО почетная дата 100-летия со дня рождения народного художника Казахстана Аубакира Исмаилова внесена в анналы всемирной культуры.
В Алматы, в стенах Государственного Национального Музея Искусств им. А. Кастеева состоялась выставка произведений Аубакира Исмаилова, научная конференция и показ документального фильма режиссера Аси Сулеевой о его жизни и творчестве. Встречи со студенчеством вызвали мощный резонанс в Академии Художеств им. Т. Жургенова и в Национальной Библиотеке Республики Казахстан в Алматы.
Молодежь открывает страницы истории Родины с гордостью и восхищением. Лишь теперь, в эпоху Независимости мы, словно впервые, встречаемся с миром Аубакира Исмаилова, миром родной земли во всей полноте. Дело его жизни – рождение в душе человека высокого чувства Прекрасного, зовущего к вершинам, продолжает жить. Как в петроглифах Человека-Солнца, как в шедеврах архитектуры Мусульманского Ренессанса, как в дивных творениях самого мастера. А это – залог бессмертия.
198 раз
показано0
комментарий