- Общество
- 20 Августа, 2024
КООПЕРАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ – АКТУАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Айдар АМРЕБАЕВ,
политический аналитик,
директор Центра политических
исследований Института философии, политологии и религиоведения
КН Министерства науки
и высшего образования РК
8 августа текущего года наш Президент опубликовал в «Казахстанской правде» статью «Ренессанс Центральной Азии: на пути к устойчивому развитию и процветанию», которая является его концептуальным видением сегодняшней роли Центральной Азии и перспективным ракурсом раскрытия потенциала развития региона на будущее. Поэтому, считаю, чрезвычайно важной при разработке казахстанской стратегии по Центральной Азии основываться на положении стратегического видения Касым-Жомарта Кемелевича Токаева не только как Главы государства одной из ключевых стран нашего региона, но и как опытного дипломата мирового уровня и высококвалифицированного эксперта в области международных отношений.
Одним из важных пунктов вышеуказанной статьи является положение о том, что «регион Центральной Азии выступал» и выступает «как единое геополитическое и духовное пространство, обладающее значительными природными ресурсами, мощным человеческим капиталом, богатым культурно-историческим наследием». Что означает, что Центральную Азию нельзя рассматривать в смысле партикулярной, «колониальной парадигмы», навязанной региону внешними силами и обстоятельствами прошлого национально-государственного размежевания. Центральная Азия всегда представлялась целостным образованием с общими и взаимосвязанными цивилизационными особенностями, легко узнаваемыми не только в исторической ретроспективе, но и в «культуре повседневности» наших народов. И это не говоря о современном сходном опыте строительства систем государственного управления в странах региона, структуре и характере экономической и политико-правовой культуры населения. Позднесоветское время сформировало и единую систему хозяйственных связей и разделения труда в общей конструкции экономики СССР, где наш регион по замыслу кремлевских стратегов играл роль «сырьевого придатка» бывшего советского государства. Сегодня мы пришли к пониманию того, что подлинная суверенность и международная субъектность стран региона и Центральной Азии в целом возможна лишь в качестве внутренне интегрированной политико-экономической и культурной системы, где в полном объеме только и может быть реализован потенциал, о котором пишет Президент Казахстана. Отмечая исторически предопределенную «уникальную идентичность» Центральной Азии, Касым-Жомарт Кемелевич как политик, функционирующий в режиме реального места и времени, формирует собственную траекторию политико-экономического и культурного проектирования, которая позволяет как каждому государству, так и региону в целом стать новой точкой экономического роста, социально-политической стабильности и сохранения уникальной культурно-духовной идентичности в условиях международной турбулентности, мировой конфронтации и культурного нигилизма. На наш взгляд, это концептуальное видение Токаева становится реальной альтернативой не только существующим алармистским представлениям о Центральной Азии как пространстве «failed states», но и тем, кто склонен рассматривать регион в качестве «поля битвы» крупных геополитических игроков, где нам отводится роль объектов политического влияния и манипулирования.
Автор статьи не умаляет значения современных проектов национально-государственного строительства в республиках Центральной Азии, утверждая, что «благодаря единству и мудрости наших народов мы укрепили свою территориальную целостность, свободу и независимость». Накопленный за годы современной независимости «собственный уникальный опыт государственного строительства, развития рыночной экономики, восстановления культурного наследия, формирования национальной идентичности» является бесценным для перехода на новое качество репрезентации Центральной Азии в современных тектонических изменениях мирового порядка. Как отмечают многие современные футурологи, мир уже в ближайшие десятилетия переживет радикальные изменения и переформатирование, которые потребуют пересмотра традиционных представлений о мире и новых подходов к адаптации своих национальных и региональных систем к предстоящей «глобальной трансформации»…
С этой точки зрения, нужно уже сегодня постараться «заглянуть за горизонт» современности в перспективу постсовременного мира. Для этого у народов нашего региона есть все возможности, фактически, созданы инфраструктурные условия и функциональные возможности для решительного шага к общему проекту будущего. Президент Казахстана отдает должное тому, что в государствах Центральной Азии проделана огромная работа по структурным государственным преобразованиям, устойчивому развитию, тесным экономическим взаимосвязям и вхождению в мирохозяйственные отношения на более справедливой основе, что привело к существенному улучшению качества человеческого и социального капитала региона. Основной и общепризнанной сегодня тенденцией является тесное и скоординированное лидерами стран Центральной Азии политическое проектирование межгосударственных отношений. Как отмечает Глава государства Казахстана: «Между странами был налажен конструктивный двусторонний и многосторонний диалог на всех уровнях, развивается взаимовыгодное сотрудничество». Свидетельством позитивных изменений в межгосударственных отношениях явился значительный прогресс в разрешении общих региональных проблемных вопросов, «которые раньше нередко приводили к противоречиям, препятствовали всестороннему развитию региональной кооперации». К таким вопросам можно отнести проблемы в водно-энергетической сфере, стремление к справедливому разрешению вопросов делимитации государственных границ, расширении и взаимосвязанности транспортного сообщения, запуска новых транспортно-логистических центров и маршрутов в целях облегчения взаимных поездок граждан и перевозки грузов.
В целом, актуализация вопросов долгосрочной безопасности и устойчивого развития Центральной Азии отвечает не только интересам стран региона, но и задачам глобального устойчивого развития. Эту цель достаточно активно продвигает наш Президент.
Отмечается, что «сегодня взаимоотношения между пятью государствами вышли на уровень углубленного стратегического партнерства и союзничества, наполненного конкретным содержанием, как в политической, так и в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах». Благодаря доброй воле народов и целенаправленной деятельности, Президенты стран Центральной Азии сумели выработать «свою прагматичную стратегию внешнеполитических взаимоотношений, которая создала стабилизирующий баланс межстрановых и межрегиональных интересов, позволила нам стать полноправными участниками глобальных процессов», а также активными инициаторами многих актуальных международных площадок и организаций, среди которых такие авторитетные организации, как СНГ, ШОС, СВМДА, ОЭС, ЕАЭС, ОТГ и др.
Таким образом, регион Центральной Азии вышел из своего периферийного статуса и становится все более узнаваемым и признаваемым как целостный и миролюбивый регион с большим потенциалом социально-экономического развития. Сегодня особой популярностью и признанием пользуется среди самых авторитетных государств мира формат взаимодействия со странами региона «ЦА плюс». Благодаря скоординированной политике удается осуществлять более успешную, эффективную стратегию вовлечения региона в глобальные процессы сотрудничества на равноправной основе. Таким образом, сделан важный шаг к закреплению субъектности региона на мировой арене.
Приоритетным вектором развития Центральной Азии становится стремление стать передовым и ответственным «игроком» современных международных отношений с модернизационной повесткой дня. В определенном смысле, Центральная Азия становится важным эпицентром геополитических и геоэкономических преобразований Большой Евразии, особенно в условиях линий разломов и конфронтации между Западом и Востоком, глобальным Севером и Югом. Это предоставляет нам шанс стать одним из драйверов современного мирового экономического развития в качестве одного из состоятельных центров глобального притяжения.
По словам автора статьи, в Центральной Азии «в условиях глобальной геополитической турбулентности мы сформировали в регионе пространство доверия и общей неделимой безопасности, устранили барьеры, препятствующие региональной кооперации, создали фундамент для выведения нашего многогранного сотрудничества на качественно более высокий уровень», способный придать новую динамику опережающему региональному развитию на кооперационной основе. Это чрезвычайно амбициозная задача, требующая целенаправленных усилий и последовательных шагов по институционализации сотрудничества стран Центральной Азии.
Уверенности успеху проекта новой интегрированной Центральной Азии придает наличие доброй воли и политического диалога на самом высшем уровне, основанном на расширении взаимопонимания между народами и налаживании конструктивного взаимодействия на различных ступенях государственного управления в наших странах. Отмечается, что уже на практике реализуются институциональные шаги к объединению усилий стран. А сам формат сотрудничества основан на таких фундаментальных принципах, как взаимное уважение независимости, суверенитета и территориальной целостности, мирное разрешение возможных разногласий. Сегодня Консультационные встречи глав государств Центральной Азии требуют большей и стабильной институционализации, что постепенно реализуется на практике. Эти встречи на высшем уровне придали значительный импульс совместной практической работе по всем направлениям с формированием соответствующих Дорожных карт по реализации намеченных планов и решений. На практике наблюдается активная динамика развития торгового, инвестиционного и транспортно-коммуникационного потенциала, успешного взаимодействия с актуальными глобальными внешнеполитическими партнерами. При этом, Президент приводит красноречивые статистические данные, характеризующие эту динамику: «За последние 5 лет (2018–2023 гг.) объем взаимной торговли увеличился практически в 2 раза с 5,7 до 11 млрд долларов. По итогам прошлого года внутренний товарооборот вырос практически на 25%. При этом торговля Казахстана со странами ЦА в прошлом году выросла на 26,8%, достигнув отметки в 8 млрд долларов».
К числу ощутимых результатов можно отнести реализацию ряда проектов по расширению транспортно-логистического потенциала наших стран. Президент называет эту сферу «новой опорной точкой» для стремительного развития и открытости миру региона. Другим направлением является схожая стратегия руководства стран Центральной Азии по уходу от ресурсо-ориентированной экономики, созданию совместных кластеров в сферах промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и цифровизации, которые выступают локальными «точками роста» совместного индустриального, высокотехнологичного развития.
У лидеров пяти стран Центральной Азии сегодня существует общее видение региональной кооперации, что является важным условием реализуемости и успешности совместных проектов развития. Объективным фактором сближения является взаимодополняемость наших экономик и наличие конфронтационного, блокирующего санкционирующего режима взаимодействия прежних глобальных центров между собой, существенные ограничения и регулярные «торговые войны» между крупными, емкими рынками. В этих условиях Центральная Азия является в настоящий момент пространством нового потенциального бизнес-проектирования в интересах сохранения необходимой динамики мировой экономики, зоной устойчивого социального развития, отсутствия крупных и горячих конфликтов в регионе и т. д.
В качестве ключевых задач Президент Казахстана определяет:
– Обеспечение безопасности и стабильности в регионе и сопредельных странах, основанных на строгом соблюдении норм международного права, уважения суверенитета и неприкосновенности границ. В повестке дня Центральной Азии – кооперация в сфере оборонной политики и безопасности.
– Развитие и расширение экономического сотрудничества посредством углубления кооперационных связей. Президент Казахстана отмечает хорошие возможности для динамичного экономического сотрудничества: «Общая территория наших государств составляет 3882000 кв. км, население – более 80 млн человек, совокупный внутренний валовый продукт достигает 450 млрд долларов. В регионе сосредоточено порядка 20% мировых запасов урана, 17,2% – нефти, 7% – природного газа. По производству угля и выработке электроэнергии Центральная Азия в мире занимает 10 и 19 место соответственно».
– Актуальная потребность во взаимосвязанности рынков Запада и Востока, Севера и глобального Юга делает Центральную Азию актуальным транспортно-логистическим и транзитным хабом на планете, что требует целенаправленных действий на этом треке взаимодействия.
– Государства Центральной Азии заинтересованы в сохранении существующих ресурсов жизнеобеспечения населения, выработки общих подходов к обеспечению водной, энергетической и продовольственной безопасности, что находится в актуальном портфеле ответственных ведомств наших стран.
– Самым ценным и важным ресурсом развития региона Центральной Азии является, по словам Президента Казахстана, молодое, образованное поколение, формирующее качественный социальный капитал региона и новую модернизированную культурную идентичность региона. В связи с этим, человеческий ресурс наших стран требует особого внимания со стороны госорганов Центральной Азии.
В завершении, Касым-Жомарт Кемелевич Токаев делает очень важный вывод о том, что региональная кооперация – это не только объективная реальность, но и жизненная необходимость Центральной Азии. Парадигма «регионального единства послужит наиболее оптимальным ответом на текущие и грядущие вызовы, позволит выработать консолидированные подходы к сдерживанию негативных трендов, станет основой действенных мер для противостояния любым внешним силам».
5824 раз
показано0
комментарий