- Общество
- 20 Августа, 2024
АКЫРТАС И ТАЙНЫЙ ЛАБИРИНТ – ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ТЮРКОВ
Немало сохранилось следов пребывания тюрков западных земель в Шу-Таласской долине. Они появились после распада империи Македонского, Парфии, Аттилы из Балкан и Ближнего Востока. Это архитектурные памятники времен сирийского христианства или почитателей учения Ария, именуют их также назареями. Одним из них является незавершенное строительство сооружения Акыртас, назначение которого до сих пор не изучено наукой, не определенными являются и использование каменных ванн.
В октябре 2003 года при археологических работах на Акыртасе был обнаружен небольшой камень из яшмы диаметром 10 и длиной 14 см с загадочными надписями в трех строках из 12 знаков. При его изучении тюркологом А. Аманжоловым руническая надпись была прочитана следующим образом. Первая строка – «сизиш, сюзиш», в переводе – «растапливайся (нагреваясь) становись сладким», на языке восточных тюрков. Вторая строка – «ашар», она означала «корм». Третья строка – «ариш», слово переведено в значении «чистый».
а) верхняя поверхность отражает
план сооружения со звездой Давида.
б) лицевая сторона с рунами.
в) ночное небо над Акыртасом.
Между собой эти слова тюрколог не связал, и переведенный им текст завершения не имел. На верхней стороне камня имеются обозначения из нескольких пересекающихся линий под разными углами, они представляют звезду Давида – символику иудаизма. На камне четко проглядывается и прямоугольник, значение которого является планом сооружения. Тюрколог полагает, что эпиграфический камень служил для магического священнодействия при нагревании и растапливании питья для скота в зимнее время в близлежащих каменных кормушках – акырах. Акыры и дали наименованию близлежащему поселению. Акыртобе. Трактуя подобным образом его назначение, тюрколог допускает ошибку, не учитывая характер эпохи, особенности духовной культуры тюрков Таласской долины. Переведенный таким образом текст не содержит в себе логически завершенную мысль, и не дает представления о назначении атрибута духовной культуры древних тюрков.
Суббота – іс сенбі, иш шанба для жителей той эпохи являлся днем коллективного безвозмездного и обязательного труда на общественных работах. Традиция эта бытовала со времен общинного хозяйствования, и занесена она дравидийскими народами Индостана в Арану и Ариану. Последующие дни недели нумеровались числительными от 1 до 5 – жек, якта до пей, пайшанба и являлись трудовыми днями общины. Принимая участие в этих мероприятиях, члены общин, нравственно очищаясь, духовно возвеличивались. Труд превращался в повседневную потребность человека и формировал его самосознание. Отношение к труду являлось главным фактором в формировании общественного мнения. Труд утверждался составляющим элементом духовной культуры и бытует у многих народов в форме безвозмездной помощи – асара, хашара. Строительство жилья, оросительных каналов, уборка урожая происходили методом асара. Асар – буквально «превзойти достоинством», «ас благородный». Ныне у тюрков бытует в значении «труд». Достойным явлением в древности считался переход от кочевого образа жизни к оседлости. Изначально асар являлся культовой традицией приверженцев зороастризма и завершался праздничными угощениями. Его легко восприняли и тюрки юга Казахстана.
Формы организации общества по признакам трудовым, религиозным, территориальным, родоплеменным существуют с древнейших времен. Они веками совершенствовались, вырабатывали свои обряды и различные церемониалы. Акыртас, на мой взгляд, воздвигался подобными общинами, для которых труд являлся непременной частью их духовной жизни. Принудительный труд не применялся. Тысячами, по четко организованному графику, считая своим нравственным долгом, участие в столь грандиозном строительстве, прибывало население округи на Акыртас. Религиозные общины буддистов и несториан, общины территориальные двух десятков городов – махалля съезжались на Акыртас. Для управления такого масштаба строительством требовалась высокая организация труда. Полагаю, что его руководство осуществлялось квалифицированными специалистами из Тибета и Ближнего Востока при непосредственном контроле правителя края. Тибет и Индия до сих пор являются тайной для многих людей. Руководство строительством могло осуществляться из двух штабов с разделением функций управления. На, мой взгляд, они располагались на высотках в пределах 300-500 метров на векторах, направленных на Кайлас и Каабу – центров буддизма и иудаизма, от которого и отделились последователи учения Ария и Нестория.
Вторая строка камня акыртасского письма – «ашар» у тюрков имеет и другое семантическое значение – «труд». Это значение бытует у узбеков, прародителями которых являлись карлуки Таласской долины. Полагаю, что слову «ашар» (корм) в данном случае соответствует значение «коллективный, безвозмездный труд». Учитывая духовную культуру населения Таласской долины, и то огромное значение, которое имел труд безвозмездный в общественном сознании, в строке третьей «аришу» (чистый) следует применить другой синоним: «достойное занятие – ар иш». Тогда вторая и третья строки тюркских рун в совокупности читаются следующим образом: «коллективный и безвозмездный труд – достойнейшее занятие».
История христианства на протяжении своего развития – это вековые христологические споры между конфессиями о символах. На этой почве возникали противоречия, продолжающиеся и в наши дни. В восточном христианстве Иисус – это человек, а Бог – Отец Небесный или Аспандияр. Этимология означает «первичен Космос, вторична Земля», на восточных землях эту теофилософию именуют Тенгри. Императивные расхождения в символах христианства явились причиной осуждения и изгнания несториан из Ближнего Востока. Последователи несторианства создавали очаги культуры на Среднем Востоке, Китае, проникли на юг нашей страны. Эта религия находила понимание в исламе и буддизме.
Иисус – величайший пророк и реальная историческая личность. Будда – человек и общие символы этих религий не только духовно их единили, но и воплотились в строительство Акыртаса. Вероятно, к строительству сооружения имел отношение и ислам. На его территории обнаружен фундамент мечети. Обеспокоенные экспансией Поднебесной, миссионеры Арабского халифата проникали в Таласскую долину, приобщая тюрков к исламу. Свидетельствуют об этом и ближневосточный вектор плана сооружения, проходящий через Мекку и битва на реке Талас. На помощь к арабо-тюркским соединениям, противостоявшим китайским войскам, поспешила вторая армия арабов. Акыртас для толерантных от природы тюрков, задумываясь восточным форпостом, очевидно, на первоначальном этапе должен был представлять собой конфессиональную триаду. Несомненно, в составлении его плана принимали участие астрономы ислама, отразившие высокий уровень своего развития. На раннем этапе проникновения ислама, арабы были лояльны к другим конфессиям. Это притягивало к ним тюрков. В последующих завоеваниях Арабским халифатом Афганистана, Индии значительную часть его войск составляли тюрки.
В Византийских источниках упоминается сильное теократическое государство несториан, несколько веков управлявших огромной территорией. Сведения эти проникали через миссионеров, купцов и путешественников, побывавших в городе Таразе, который еще со II века до н. э. являлся столицей тюрков племени каныл. В различных конфессиях христиан существуют свои отличительные от других обряды. Для несториан и буддистов более всего важны достоинства личности, духовность и ценность труда. Камень с руническим письмом из Акыртаса являлся атрибутом духовной культуры тюрков-несториан. Он использовался в эзотерических действиях строительства, в обрядах приема в свою религиозную общину, освящения труда безвозмездного во благо общины. Возможно при крещении, покаянии, крестном знамении и других ритуалах. Территория, на которой располагается Акыртас, представляет собой природную аномалию. Эта зона тектонического разлома с многоярусными огромными пустотами в земной коре. В наше время они используются в качестве газовых хранилищ. Сложные процессы, происходящие в глубинных недрах земли, оказывают различные воздействия на организм человека. Последствия воздействия процессов на организм человека наукой остаются неизвестными. Тем не менее, число посетителей Акыртаса только возрастает.
В зависимости от амплитуды колебаний электромагнитных волн и эманаций, исходящих из недр земли, посетители Акыртаса испытывают различные ощущения. Они сугубо индивидуальны. Среди них расстройства систем желудочно-кишечного тракта, быстрое заживление ран, обостренные восприятия органов зрения и слуха, пребывание в состоянии транса у людей с неокрепшей психикой, а также большой физический подъем. Посетители ощущают тошноту и головокружение, возникает чувство землетрясения от соприкосновения с камнями Акыртаса. У некоторых пробуждаются экстрасенсорные способности. Восходящие лучи также концентрируются на высотах 400-500 м в шаровидную форму, вызывая у очевидцев, появление НЛО. Эффект усиливается их медленным передвижением под воздействием воздушных масс. Неизвестным остается, каким же образом ощущение землетрясения передается на расстояние по мобильной связи. Выходит, что посетитель Акыртаса поглощает электромагнитные излучения и передает их в космос. А абонент сотовой связи воспринимает исходящие из космоса сигналы, проходящие через ионизированную плазму, их испытывает центральная нервная система человека. В этом, по-видимому, заключен секрет «запоминающей памяти» электромагнитных излучений академика Тыртышного.
Западных «туристов», бессонные ночи проводивших в безжизненной степи, полагаю, более всего интересовали подобные явления и их воздействие на организм человека. Большая часть людей от пребывания в этой зоне ощущают восходящий жар в ногах, передающийся будто бы от земли. Жар растекается от ладоней по рукам при соприкосновении с валунами. Во время многолетних посещений Акыртаса, мне постоянно приходилось на себе испытывать последние два явления. Подобные чувства, по моим наблюдениям, возникают у каждого второго посетителя. Очевидно, древние служители этот эффект использовали в обрядовых действиях своего культа. Вкладывая, по их мнениям, «священный» камень в ладони строителя Акыртаса, они проводили свои «священнодействия».
Возникавший жар, будто бы исходящий от ритуального камня, растекался по рукам, вызывая чувства умиротворения и одухотворенности. Конечно, никакими волшебными свойствами сакральный камень обладать не мог, а в другой местности никаких ощущений от него не возникало. Все эти ощущения результат воздействия природной аномалии Акыртаса на организм человека. Известно, что органы человека пульсируют с определенной частотой. Очевидно, электромагнитные волны аномальной зоны распространяются на различных частотах. В результате этого происходит наложение частот с пульсирующим органом и возрастает мощь колебаний, т. е. происходит резонанс. Резонанс возбуждает клетки органов человека, находящихся в состоянии покоя. Разбуженные «спящие» клетки активизируют физиологию, которая выражается у индивида по-разному, в зависимости от того какой орган воспринял аномалию местности.
Не умаляя значения работы исследователя А. Аманжолова, следует отметить, что первая строка его перевода: «Растапливайся (нагреваясь), становись сладким!» отражает аномалию Акыртаса, но читать эту строку следует, вероятно, «истиш» – «согревающий». Объединим все три строки ритуального камня. Из уст священнослужителя, обращающегося к приверженцу несторианства, возжелавшего принять участие в столь грандиозном строительстве, возвеличивавшего его в глазах общества, одухотворенного чувством исполняемого нравственного долга, звучало бы, по-моему, следующее: «Брат мой! Ты принял верное решение. Да благословит тебя Отец Небесный!». С этими словами он вкладывал ритуальный камень в руки строителя и продолжал: «Растопи свою душу и, согревшись от тепла Отца Небесного нашего, благословен ты будешь, и станет сладостной твоя жизнь. Твой безвозмездный труд – достойнейшее занятие, угодное Создателю».* Выражение «растопи свою душу» означает духовно подготовить себя к встрече со святыней. Руны на святыне содержат в себе главные понятия религии несториан при проведении обряда освящения. Для нынешнего времени отдельные на нем слова являются непонятными. Нанести на небольшой ритуальный камень полный текст обряда священнодействия невозможно, потому он содержал в себе только отдельные слова молитвы, смысл которых был ясен служителям культа. Краткого содержания текст являлся для них своего рода памяткой.
А далее строитель, пребывая в аномальной зоне, испытывал подъем энергии. Сильное электромагнитное поле недр земли способствовало пробуждению резервных клеток организма, подключая их в орбиту жизнедеятельности, и активизировало физиологические процессы. Одухотворенный величием исполняемого долга, участник строительства испытывал эмоциональный подъем и удовлетворение. Известно, что организм человека за всю его жизнь использует только до 20% своих клеток, а остальная часть не находит применения. И Акыртас является природным генератором, вырабатывающим электромагнитные волны, за счет вращения земли, воздействующие на организм человека. На определенном этапе они, очевидно, преобразуются в лазерные лучи, способствуя подключению в сферу жизнедеятельности «спящие» клетки организма человека, благотворно воздействуя на больных страдающих недугами.
На каменных ваннах, внешне напоминающих кормушки для скота, которые якобы служили для растапливания питья и нагревании корма, служитель общины несториан, на мой взгляд, проводил обряд освящения проточной водой. В этих целях к сооружению прокладывался каменный канал от горного источника, связанный с ваннами коллектором-акведуком. В этом обряде, очевидно, также использовался ритуальный камень.
Размеры и форма святыни изготовлены так, что она удобно помещалась в ладонях. Возможно, что ритуалы несториан включали в себя целование своей святыни, прикладывание ее к ранам. Замечено, что наиболее интенсивно паранормальные явления наблюдаются в июле месяце, в самые жаркие дни. Связано это с приближением орбиты Земли к Солнцу и его воздействием на величину образования электромагнитного поля и излучений породы, которые интенсифицируются при повышении температуры. Оказывает свое влияние также орбита Луны, в последние ее убывающие дни наиболее ярко проявляются энергетические свечения.
Изучением происхождения образования подобных явлений ученые занимаются во многих странах уже в течение нескольких десятилетий. Первыми начали свои исследования ученые Норвегии. Природу происхождения паранормальных явлений выяснить им не удалось. Другие исследователи появление свечений связывают с космическим разумом. Американские исследователи полагают, что свечения энергетических сгустков – это результат образующегося огромного давления во время движения тектонических плит. В лабораторных условиях в результате сжатия горных пород им удалось получить энергетические свечения. На Акыртасе свечения образуют разные формы от светящихся неоновых шаров диаметром 1 м, проплывающих вибрируя над землей, до небольших деревьев величиной 2 м, напоминающие голубые ели, то незаметные глазу мерцающие нити, восходящие к небу, проливаются дождем. Этот фантасмагорическая картина длится несколько секунд и неожиданно исчезает. Просто фантастическая и сказочная феерия, запоминающаяся на всю жизнь.
У христиан крест – символ воскрешения и вечности Иисуса Христа. Выражение: «на тебе креста нет» – восходит к временам остракизма несториан. Для них крест – место казни своего учителя. Волею судеб на нем, как за тяжкое преступление, оказался Иисус, руководитель секты, проповеди которого находили все большее понимание в сердцах у верующих иудеев. Несторианская церковь в период своего расцвета насчитывала более 300 епархий по всему Востоку. В ходе завоевательных походов Тимура несторианство пришло в упадок. Символом веры у несториан являлось учение Иисуса и эзотерика, которой он владел. На практике у тюрков Таласской долины его воплощением являлся ритуальный камень с руническим письмом. Служители культа, осознавая огромное значение магического воздействия на людей их символа веры, определили выбор места строительства сооружения. Немаловажное значение имел и тот факт, что из Акыртаса пролегал маршрут Великого Шелкового пути на юг, в Ферганскую долину, значительно его сокращая.
Предполагаемый тюркологами план местности на поверхности ритуального камня, представляет собой высеченную рельефную выпуклость в виде небольшого прямоугольника с примерными размерами 24:28 мм, и представляет план сооружения Акыртас. Соотношение сторон прямоугольника на камне 1:1,16, и соответствует размерам сооружения 138:160 м. На темной рельефной поверхности вырезаны линии равнобедренного треугольника 18:18:22,5 мм. Соотношение сторон этого треугольника 1:1:1,25 пропорциональны малому равнобедренному треугольнику плана сооружения с размерами 110:110:138 м, стороны которого имеют направление на Каабу и Кайлас – святыни несториан и буддистов.
На рельефной поверхности ритуального камня проглядывается еще один несколько искаженный второй треугольник. Вместе два треугольника образуют шестиугольник, так называемую звезду Давида, отражающую символику иудеев. Шестиугольник подчеркивает христиан-несториан как секту, отделившуюся от иудаизма. Версия о том, что одна из загадок Акыртаса заключена в его плане, нашла свое подтверждение. Несторий и его единомышленники – истинные последователи Иисуса. Таким образом, с полным основанием следует заключить, что воздвигали сооружение Акыртас тюрки-несториане. Веских доказательств причастности к строительству буддистов пока не имеется. Полагаю, что это дело времени. Слово остается за археологами. Но, к сожалению, археологические работы на Акыртасе прекращены, а неизученный объект законсервирован.
К какой этнической принадлежности следует относить несториан долин Алатау? Полагаю к тюркам, воспринявшим учение Ария, которые образовали свои общины. В литературных источниках они именуются назареями и хорошо известно их проживание в долинах Алатау. Убедительно свидетельствует об этом современная казахская антропонимика иудейского происхождения – Жакып, Дауд, Сулеймен, Ыбраим, Муса, Смаил, Назар. Последователь Ария, Несторий, на III Вселенском соборе, проходившем в 431 году в Эфесе, был осужден своими противниками. Официальный Рим четыре столетия, преследовавший христианство, и многие годы метавшийся между восточной и западной конфессиями, поддержал сторонников Кирилла. Западное христианство, отвергая всякое материальное начало христианства в природе, провозгласило восточную ветвь еретическим учением, и на протяжении веков преследовало последователей этой конфессии назареев.
Распадающаяся Римская империя нуждалась в сильной власти, которую она связывала с западной ветвью христианства. Всем народам Европы и прежде всего антисемитам следует быть благодарным иудеям за распространение христианства с божественным началом Иисуса, вместе с которым европейцы познали письменность и просвещение. Трудно оценить вклад этого гонимого на планете народа в развитии мировой цивилизации. Оставаясь безграмотными и невежественными, молились бы стихиям природы, планетам, многим богам. Единобожие, укрепляя души многих народов, способствовало становлению государств, развернуло сознание миллионов и вывело Европу на новый уровень развития, содействуя прогрессу человечества. Правители Европы до христианства оставались неграмотными, об этом демонстрирует и этимология термина «король». На языке тюрков огузов означает «слепец, неграмотный он».
Огромной империи, к тому времени стремительно катившейся к упадку, в целях упрочения власти Рима востребовалась конфессия с божественным началом Иисуса, которая была принята в качестве государственной религии. Но христологические споры в империи не прекращались. Конфессии христиан с разными символами продолжали функционировать в Римской империи, разлагающе воздействуя на общество. В августейших семьях империи исповедовали разные направления христианства. Расхождения епархий во взглядах на Иисуса привели к падению самой могущественной империи. Отличительными для конфессий являются символы христиан и в наши дни. Потому догматами Римской католической церкви не признаются Православная и Английская церкви. В настоящее время последователи Ария и Нестория проживают в Ираке, Сирии, Иране, Индии, а также на Кавказе, России и США.
О необходимости проведений геофизических и медицинских исследований мною ранее неоднократно упоминалось в публикациях. К сожалению, отечественная наука обошла Акыртас стороной, а изучавшие его зарубежные специалисты делиться результатами своих исследований не собираются. Явления, происходящие на Акыртасе, находятся за гранью общественного сознания и окутаны мистикой, потому как наша наука природу их происхождения до сих пор еще не в состоянии разъяснить. Ни геофизики, ни астрофизики, ни ядерщики еще своего слова не высказали, потому явления, происходящие на Акыртасе, порождают всевозможные недоуменные догадки. Немало скептицизма и среди самих ученых.
Свечения, происходящие на Акыртасе, а также на других объектах, возведенных в зонах с геомагнитными аномалиями, засвидетельствованы в разные годы сотовыми телефонами и фотокамерами любителями истории и природы Казахстана. На сегодняшний день мною собрана большая коллекция фотоснимков. Тем временем ученые Запада и России добились поразительных результатов в лечении диабета и рака. Нормализуется содержание сахара в крови, уничтожаются раковые клетки. Во время сеанса лечения некоторые пациенты засыпают, и аналогично посетителям Акыртаса им видятся НЛО. По мнению академика Тыртышного, лучи проходящие через объект воздействия обладают «запоминающей памятью». Выходит, что Акыртас является природным «компьютером», выдающим из своей памяти запомнившиеся ему за многие века различные изображения, которые предстают перед его посетителями в наше время. В зависимости от частоты волн эманаций они воспринимаются ими сугубо индивидуально.
Порой на Акыртас проникали ученые Запада, ночами изучая его аномалию. Отсутствие при этом элементарных условий для туризма их нисколько не останавливало. Перефразируя известное русское выражение, следует сказать: «Что иностранцу хорошо, то и нам должно быть прекрасно». Акыртас может являться не только туристическим объектом, но и базой для подготовки спортсменов, профилактическим и лечебным центром неизлечимых болезней, реабилитационным пунктом. Необходимо сполна использовать этот уникальный объект, как исторический заповедник, являющийся природным генератором электромагнитных излучений. Гиперболоид инженера Гарина вовсе не фантазия, а реальность. И Акыртас представляет собой его модель. Недра Акыртаса – это гигантский генератор, вырабатывающий миллионы ампер и создающий мощное электромагнитное поле за счет вращения Земли. Его природная аномалия создает новую: четвертую форму вещества. Будущее науки принадлежит Акыртасу, и он требует к себе внимания отечественных ученых.
Другим объектом, требующим изучения ученых культурологов, историков и этнологов является храмовое сооружение несториан, располагающееся недалеко в Меркенском ущелье. Оно даже не зафиксировано, как сакральный объект исторического прошлого тюрков. В трех-четырех километрах от санатория «Мерке» в живописном ущелье находится неизвестное сооружение, прорубленное древними тюрками в скальной породе. В один из последних жарких августовских дней группа любителей истории и природы края пригласила меня посетить это заповедное место.
Заполненный наш микроавтобус с утра взял направление на Мерке. К обеду испепеляющая жара порядком всех утомила. Автобус въехал в ущелье, но горной прохлады не ощущалось. Журчание горной речушки манило сделать привал, но в стойком коллективе предложения ни от кого не поступало. Всем не терпелось как можно скорее добраться до заветной цели. Вдоль речушки отдыхали посетители санатория, а мы продолжали езду по петляющему бездорожью все выше вверх по ущелью. Проехав около четырех километров, автобус притормозил на небольшой площадке, и по направлению, указанному строителями, прокладывавшими трубы, мы начали подъем по крутому склону горы. Как потом выяснилось, трубы проводились от радонового источника к санаторию. Почва под ногами была глинистой, представлявшая серозем, и это несколько удивило меня, потому как склоны гор вокруг являлись каменистыми. Метров через сто крутой подъем закончился, и мы оказались на небольшой ровной площадке. Хорошо просматривалась противоположная сторона ущелья, сплошь представляющая собой каменистую осыпь.
Глинистая почва под ногами оказалась обманчивой: далее залегал скалистый грунт. Об этом говорил вход в пещеру. Слоистая скальная порода, хорошо раскалывающегося красно-бурого камня, обрамляла вход в пещеру. Слева взору открылся небольшой зияющий лаз, через который, только прогнувшись, можно было попасть в пещеру; проем оказался высотой около 80 сантиметров. Чтобы пролезть в него, нужно было спуститься в небольшое углубление. Вход в пещеру надежно был прикрыт, из ущелья он никак не мог просматриваться. Ползать в такой пещере я не собирался, поэтому был несколько расстроен. За тесным лазом проглядывал крутой пандус. Буквально сделав шаг, я встал во весь рост и последовал за впереди слышавшимися голосами. Пришлось поджидать других членов группы, отставших, охлаждаясь прохладной водой небольшого притока реки Мерке.
Небольшая группа осталась на площадке, не решаясь, последовать примеру остальных. Как впоследствии выяснилось, какая-то необъяснимая сила не позволяла им перешагнуть через пандус. Наверное, душевный склад человека виноват в этом, сделал я свой вывод. Лидирующая часть группы уже находилась внутри пещеры и с нетерпением поджидала остальных. Слышны были их громкие голоса, которые усиливались за счет хорошей акустики. В кромешной тьме цепочка двинулась и растянулась, и впереди идущие стали поджидать остальных. Появились фонарики, и вся группа, взявшись за руки, осторожно и медленно последовала вглубь пещеры. Повеяло прохладой и сыростью, на арочном каменном своде поблескивали золотистые блестки. Это мельчайшие капельки влаги конденсировались из воздуха, казавшегося в знойный день совершенно сухим.
Пещера была рукотворной и это не вызывало сомнения. Она сооружалась в сплошном скальном грунте с инженерным расчетом. Потолок везде сводчатый, высота сооружения 2,2м, а ширина 2м и отклонений не наблюдалось. Пол был неровный, иногда появлялись выступы. Держаться за руки было неудобно, и, разорвав цепочку, я медленно последовал вперед, ощущая левой рукой холодную каменную стену пещеры. «Слева и справа идут ответвления», – предупредил лидер цепочки. Метров через 20 моя левая рука провалилась в пустоту. Это было первым на нашем пути ответвлением лабиринта. Впоследствии на обратном пути мы частично, насколько было возможным, провели их поверхностное обследование. Ответвления лабиринта оказались симметричными и парными, всего шесть тупиков. Метров через 10-12 появилась вторая пара ответвлений, а еще через такое же расстояние третья пара. Еще через 10 метров мы уперлись в тупик, в котором были устроены небольшие ниши. Очевидно, они предназначались для осветительного огня. Длина лабиринта без ответвлений составляла 65-70 метров. Сфотографировавшись на память, мы последовали замыкающими в обратный путь.
Двое ребят, вооруженные фонарями, пошли поочередно осматривать боковые ответвления. Слабые лучи вскоре быстро исчезли, и, не имея даже спичек, мне приходилось в сплошной темноте дожидаться их возвращения. Чувство тоскливого беспокойства охватывало меня от кратковременного, но томительного пребывания в абсолютной темноте. Складывалось ощущение, будто кто-то держит тебя под пристальным своим взглядом. От этой жути и охватившего меня озноба, по спине пробегали мурашки. Такого ощущения со мной ранее никогда не происходило, и только теперь я понял, как важно быть подготовленным к непредвиденным ситуациям. А пожилые дамы из нашей группы никаких внешних признаков беспокойства не проявляли, и это вызывало у меня искреннее восхищение. Но неуемные и любопытствующие ребята долго не задерживались в лабиринте. Уточнив длину ответвлений, я сделал записи в блокноте. Первая пара ответвлений оказалась длиной 8-10 метров, а вторая пара примерно по 10-12 метров. Третья пара около 7-8 метров. Из расспросов я узнал, что в конце тупика был сооружен небольшой каменный стол.
У выхода из лабиринта, увлекающаяся космоэнергетикой группа обсуждала свои впечатления, и поджидала нашего прибытия. Поинтересовались моим мнением, убежденно и, без всякого сомнения, я высказал предположение, что это искусственное сооружение рук далеких наших предков культового назначения до исламского периода. По аналогии с минойским лабиринтом и катакомбами древнего Рима я сделал поспешный вывод, что подземное сооружение, вырубленное в скале, возможно, является храмовым святилищем. Однако последующие дни меня одолевали сомнения. Какому божеству служили древние жители этих мест? Какие обряды они исполняли в лабиринте? Почему тайно скрывались под горой, и к какому периоду истории относится этот культ? Эти вопросы не давали мне покоя.
Обсуждения закончились, и все начали на память фотографироваться на выходе из лабиринта. Я внимательно осмотрел вход в святилище. Древние строители намеренно устроили его небольшим, чтобы в случае опасности можно было бы быстро его засыпать и замаскировать. Очевидно, таким он и находился в течение продолжительного времени, пока не был, случайно, обнаружен. Вход в лабиринт был расчищен недавно. Свидетельствовал об этом небольшой объем каменного грунта, слегка засыпавшего кустарники и деревья на склоне крутой горы. Рассказывать о впечатлениях космоэнергетиков, пожалуй, не следует, потому что общество наше не воспримет их, и сочтет автора мистификатором. Эти явления хорошо ощущаются людьми подготовленными, и от природы осязающими неизвестные для многих ее таинства.
В числе последних членов группы я с 12-летним внуком и дочерью начали не спеша спускаться с крутой горы, оглядывая ее склоны. Они были сплошь глинистыми. «Куда же подевали строители весь объем каменной породы после завершения строительства святилища»? – рассуждал я, так и не обнаружив вблизи никаких признаков. Святилище строилось в тайне, и это не вызывало у меня никакого сомнения. Вся каменная порода после завершения работ была засыпана глиной и тщательно замаскирована древними строителями. Интересно то, что в окрестности такой глины не было. Значит, ее завозили из предгорной долины. При обзоре из ущелья небольшой лаз в храм не просматривается, поскольку он расположен торцевой частью в глубине горы. Склон горы был достаточно крут и покрыт скользкой глиной, что затрудняет доступ туда любопытствующим.
Посетив еще несколько загадочных объектов истории и культуры далекого прошлого, мы возвратились домой. На следующий день в спокойной обстановке я стал мысленно возвращаться к Меркенскому святилищу. Внезапно меня осенило. «Так это же крест», – воскликнул я, мысленно представляя план лабиринта. Рассмотрев наспех записанные цифры у святилища, составил его план и уже не сомневался. В плане четко вырисовывался христианский крест, обращенный основанием на юго-запад. Его направление указывало на Ближний Восток – регион, где возникло христианское учение, развитое Несторием. Так, древние строители увековечили память о себе, которую через тысячелетие разгадывают их потомки, мыслилось мне. Сумбур в голове начал проясняться, но ясности еще не было. Необходимо было все расставить на свои места.
В Таласской долине, Семиречье, Китае и Алтае христианство имело широкое распространение в VII–XIV веках. В начале X века в результате усиления в Средней Азии антихалифатского движения арабы вынуждены были искать пути сближения с местной знатью. Арабский халифат предоставил известную автономию областям восточной окраины империи. Возникли самостоятельные владения с династиями иранского происхождения. К концу IX века Саманидское государство захватило всю Среднюю Азию. При представителе этой династии Исмаиле Саманиде возникло централизованное сильное государство, восточной окраиной которого являлся город Тараз – процветавшая столица тюрков. В 893 году Исмаил захватил Тараз, христианские храмы в городе были разрушены, а все жители согнаны за город и насильно обращены в ислам. Большая церковь перестроена в соборную мечеть.
Исмаил Саманид на этом не остановился и, стремясь контролировать Великий Шелковый путь, совершил поход в Западное Семиречье. Продвинуться далее ему не удалось, и Тараз закрепился восточным форпостом ислама. Проповедники ислама, как правило, в начале своего пути на новых землях терпимо относились к другим конфессиям. Но в последующем верх взяли ортодоксальные взгляды. Тюрки-несториане подвергались преследованиям, изгонялись из обжитых территорий и вынуждены были уйти в горы, подальше от оживленных мест. Хорошая кормовая база благоприятствовала для занятий скотоводством большую часть года. Наиболее вероятной мне представлялась такая версия возникновения храма в Меркенском ущелье, и она давала возможность установить время его строительства X веком. Но почему святилище сооружено в форме христианского креста с тайным входом?
В верховьях реки Мерке еще в XIX веке было обнаружено большое количество святилищ с курганами и каменными изваяниями, хранящими в себе тайны тысячелетней истории тюрков. Это более древнее наследие тюрков, представляющее все этапы развития наших предков. Современная цивилизация до этого комплекса еще не дошла, поэтому сохранившаяся тюркская кочевническая культура и природный ландшафт находятся в первозданном виде. Благодаря своей отдаленности (3000 м над уровнем моря) и отсутствию дорог, чудом сохранившийся феномен культуры тюрков под открытым небом для многих оказался недоступным. В настоящее время этот объект тщательно изучается отечественными исследователями. Но сведений о крестообразном пещерном храме мне обнаружить не удалось. Неизвестным он оказался и археологам.
Западная граница государства Саманидов на древних картах обозначена территорией в непосредственной близости от села Мерке, в километрах 60 от него. Городище Акыртобе являлось пограничным поселением, недалеко от которого осталось незавершенным строительство громадного каменного комплекса тюрков – Акыртас. Не объясняется ли незавершенность строительства сооружения Акыртас проникновением ислама в долины Алатау? Очевидно, горький прошлый опыт несториан многие годы подвергавшихся преследованиям со стороны Римской империи, неблагосклонность Китая вынуждали тюрков втайне проводить культовые обряды. Духовная связь тюрков, исповедовавших христианство, наличествует как на Акыртасе, так и в Меркенском святилище, в обоих случаях происходит эманация горной породы, вызывая излучения, невидимые днем. Интенсивность их возрастает с повышением окружающей температуры, и вызывают свечения. Именно в таких местностях воздвигались культовые центры адептов несториан. Не случайно и санаторий построен с целью использования лечебных радоновых ванн небольшой радиоактивности, эманация которой и образует свечения.
Люди, воспринимающие тонкие миры, хорошо осязают проявления особой ауры в местах с аномалиями, на которых были воздвигнуты эти культовые объекты. На такой местности возникают энергетические сгустки и свечения, появление которых наши ученые пока не в состоянии разъяснить. Иисуса Христа несториане воспринимали, как человека с эзотерическими способностями, и подобно ему они практиковались этому искусству. Появление энергетических сгустков, очевидно, воспринималось верующими особым проявлениям душ людей, ушедших в другой мир. Подобная энергия возникает в местностях с геомагнитными аномалиями. Сильное магнитное поле Земли возбуждает излучения при высокой температуре. Эта энергия представляет собой ионизированное излучение породы, которое усиливается в результате летней жары. Подобные свечения наблюдаются по всей нашей планете, как правило, в сейсмически активных регионах.
Полагаю, что у исследователей святилища будут возникать и другие версии о назначении этого подземного сооружения. В период распространения несторианства в Китае на народы Востока имела широкое влияние конфессия манихеев. Учение Света и Тьмы, являвшееся одним из направлений христианства, исповедовали уйгуры. Приверженцы учения Мани в последующем также преследовались в Китае, и были вынуждены маскироваться под даосизм и христианство. Исследователь идеологии и культов Семиречья Т. Сенигова отмечала о древнеуйгурской рукописи манихеев «Священной книге двух основ». Эта книга писалась в городе Аргу-Таласе (Алтын-Аргу Таласи-улуше), «чтобы пробудить веру в стране десяти стрел». Здесь речь идет о городе Таразе, который в источниках закрепился под названием Талас, Долосо, а «страна десяти стрел» – это уйгуры Западного Китая. Очевидно, конфессия манихеев продвигалась в Среднюю Азию. Манихейские обители существовали и в других городах Семиречья, Баласагуне, Чигильбалыке. Не является ли Меркенское святилище маскировкой манихеев?
Одним из сторонников конфессии манихеев являлся хан найман Кушлык. В начале ХII века он покорил долины Алатау и насильно обращал мусульман в манихейство. Духовенство ислама он прибивал к воротам их храмов, а у каждого дома выставлял воинов для контроля над проведением обрядов манихеев. С бесчинствами найманов покончил Чингисхан, разгромив их, он предоставил конфессиональную свободу тюркам. Остается дело за исследователями, которые со временем, полагаю, установят конфессиональную принадлежность строителей святилища и время строительства таинственно возникшего сооружения в урочище Мерке. А пока главный вывод, который следует от поездки – это веротерпимость и миролюбие наших далеких поликонфессиональных предков, которое унаследовали и их потомки.
С VII по X века тюрки долин Алатау исповедовали 6 религий, а ламаизм благосклонно относился к исповеданию двух конфессий одновременно. В канонах всех религий имеются запреты. Тюрки свободолюбивые дети природы, потому не приемлют ограничений своей независимости. Фанатичными приверженцами конфессий наши предки не являлись, потому, не находя удовлетворения в религиях, из одной теофилософии переходили в другую и были веротерпимыми. Этим объясняется отсутствие религиозных войн у тюрков региона. Храм в Меркенском ущелье развенчивает представления о тюрках, как диких ордах кочевников, а является свидетельством духовной культуры, к которой многие народы Европы приобщились через столетия. Еще в раннем средневековье буддизм и восточное христианство имели широкое распространение у тюрков, а санскрит являлся своего рода латынью. Несомненно, Меркенское святилище – уникальное и бесценное культурно-историческое наследие народа. Творение рук далеких наших предков еще не изучалось учеными, и требует пристального внимания государства. По своей значимости оно должно быть включено в реестр особо важных объектов культурно-исторического наследия народа, охраняемых государством. Важно иметь в виду, что в этом храмовом сооружении проявляется аура, осязаемая при его посещении. Людям с неокрепшей психикой посещать этот объект не следует.
Балтабек УМИРЬЯЕВ,
исследователь
Примечание. *Жирным шрифтом отмечен перевод А. Аманжолова. Курсивом – трактовка автором материала значений слов: «ашар» – безвозмездный труд; и «ариш» – достойнейшее занятие.
1421 раз
показано0
комментарий