- Общество
- 20 Августа, 2024
ЗАКОН САМОРЕГУЛЯЦИИ НА СЪЕЗДЕ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ В КАЗАНИ
Годы распада СССР и соцлагеря
1980–1990-е были годами, когда состоялась сдача в небытие былой формы жизни в СССР и в части других соцстран. Кто не сдавался – наказывался. Глава Румынии Н. Чаушеску вместе с женой были расстреляны 15 декабря 1989 года, а глава Югославии С. Милошевич в 1999 году попал под суд Гаагского трибунала и умер в тюрьме. Страны сотрясали митинги, демонстрации, забастовки и вооруженные конфликты внутри и с соседями. Дабы росло недовольство советских людей, создавался дефицит (временами даже носков в магазинах не было!), поводы для демонстраций, забастовок, конфликтов, прошли бурные, подчас кровавые события в разных частях СССР и – везде был официальный след, будто кто-то специально сверху направлял события в конфликтном направлении… К примеру, Карабахская война на Кавказе началась после поддержки сепаратистов в феврале – марте 1988 г. на страницах официального органа Нагорно-Карабахского обкома КПСС и Совета народных депутатов НКАО «Советский Карабах» – при еще сохранявшейся дисциплине внутри партийных и советских органов от ЦК до самого низового парткома и сельсовета... Если Верховный Совет Эстонской ССР принял Декларацию о суверенитете в 1988 году, то 12 июня 1990 года уже в Москве Первый съезд народных депутатов РСФСР, возглавляемый вчерашним первым секретарем Московского горкома КПСС, принял Декларацию о государственном суверенитете.
Первый же официальный отказ от коммунизма прозвучал еще при жизни генсека Л. И. Брежнева в апреле 1982 года из уст секретаря ЦК КПСС Ю. Андропова, который читал доклад ко дню рождения В. И. Ленина и сказал: «строительство коммунизма исключается из практических задач государства».
Те 20 лет были эпохой хаоса в головах людей, в первую очередь – в самих компартиях. Вот пример из практической жизни: иду по улице где-то в 1992 или 1993-м, уже при Ельцине и меня останавливает Михалыч, четверть века проработавший вторым секретарем РК КПСС и спрашивает: «Губернатор Свердловской области предлагает создать Уральскую республику и наши все «за»!.. А ты как?». Отвечаю: «… татарам и другим народам республики это нужно, чтобы сохранить родной язык, культуру, традиции. А вам, русским, зачем делиться?». Михалыч: «А чтобы Ельцину было хуже!».
А в 1991 году, когда СССР был еще жив, посетил собрание демократов, смотрю – все вокруг хорошие ребята: врачи, учителя, инженеры и даже работники советской власти. А речи у них, как у Михалыча, только с противоположным знаком: «делать все, чтобы было хуже «коммунякам!». Дали брошюру Г. Попова, являвшимся в те годы одним из гуру демократов и мэром Москвы, читаю, а там пишется, что надо страну поделить на 40 или 50 государств... Спрашиваю давшего мне этот опус инженера-связиста: «зачем вам делиться-то, Александр Николаевич?». Он: «вона Швейцария какая маленькая, а как хорошо живет!». Я: «Ну, кто вам, маленьким, даст хорошо жить – посмотри какие волчьи порядки в мире!».
Куда только не толкали перестройщики…
Наше Акбулакское районное казахско-татарское культурно-просветительное общество «Достык» (Дружба), председателем которого я стал, официально стало работать с учредительного собрания 16 декабря 1989 г. И вот из протокола того собрания слова присутствовавшей там секретаря РК КПСС Р. Н. Венгеренко: «Сегодня большое событие в районе – создание вашего центра. Об уставе и программе – надо конкретно, вот у немцев в «Возрождении» все четко, надо было бы их взять за основу!».
Пришлось мне отвечать, вот в протоколе: «Мы взяли за основу документы Оренбургского татарского общественного центра «Туган тель». Они более нам подходят, т. к. главная задача – культурно-просветительная и рассчитана на многие годы. А немецкий центр «Возрождение» ставит политические задачи, т. е. создание Немецкой автономной республики, после чего их Устав и Программа утрачивают силу. Подобных политических задач «Достык» не ставит, а потому нам не подходят для основы документы немецкого центра. Все конкретные задачи у нас перечислены и в Программе сказано: «В смутное время социальных волнений будем держать молодежь в руках, не давая никому затуманить их головы, удерживая от необдуманных поступков и особо – от какого бы то ни было противопоставления между людьми разных национальностей. Дружно живут в районе русские, казахи, украинцы, татары, немцы, башкиры, мордва и другие. Пусть культура каждого из них служит опорой для всех нас в самые ответственные моменты жизни, в труде и быту».
Устав и Программа Немецкого общества тогда широко пропагандировались и печатались в «Блокноте агитатора» Оренбургского обкома КПСС.
Мало того, зимой к нам в Акбулак приезжал представитель ЦК КПСС вместе с завотделом национальностей облисполкома – членов правления нашего общества «Достык» пригласили к первому секретарю райкома партии и беседовали на тему о создании немецкой автономной республики в Казахстане и России. Спрашивал представитель ЦК наше мнение, мы отвечали, что создавать немецкую автономию нельзя. Потом вызвали на собрание в Оренбурге, где председательствовал первый секретарь Оренбургского горкома КПСС Ю. Д. Гаранькин и делились мнениями активисты немецкого общества «Возрождение» и Оренбургского областного общества «Казах тиле» во главе с председателем М. Тасмурзиным. Наш ответ был, что мы уважаем трудолюбивый талантливый дружелюбный немецкий народ, но немецкую автономную республику создавать нельзя. В Казахстане дружно живут представители 100 этносов – нельзя же создавать 100 государств на казахской земле!..
Кратко о делах нашего районного общества «Достык»
Решение о его создании созревало по мере выхода официальных документов ЦК КПСС, и мы, инициаторы, старались ориентироваться на рационально полезные никому не вредящие задачи. Я работал в районной газете, и когда речь зашла о возрождении народной культуры и языка, написал летом 1987 г. статью о необходимости изучения родного языка как предмета в школе в казахских аулах и там, где казахи компактно живут. Редактор В. С. Куксин, член бюро РК КПСС, подписал и отправил в печать, а через два часа забрал из типографии и пришел ко мне в кабинет, зачеркнул свою подпись, порвал статью на две части и хитро так буркнул: «…Больше не пиши такой национализм!». Я понял, что кто-то «стукнул» в райком и оттуда редактора «поправили». А осенью, как отклик на решения январского Пленума ЦК КПСС 1987 г. по кадрам, написал предложения о представлении казахов в аппаратах РК КПСС, райисполкоме, райкоме комсомола и в других структурах. Тут вошел замредактора Ж. Лукманов, спросил: «Что пишешь?», прочел, сказал: «Тамаша!» (отлично) и мы с ним передали по адресу свои предложения Пленуму РК КПСС. Вскоре собрался районный партактив, где разбирали Ж. Лукманова, понизили до ответсекретаря и велели готовиться парторгом в колхоз. Меня разбирали на партсобрании, куда пришли два завотделом райкома партии. Начали с упреков в национализме, а когда дали слово мне, сказал, что недавно приезжал завсектором печати обкома КПСС В. Н. Ушаков и я задал ему вопрос, имеет ли право член партии довести мнения масс до вышестоящего парторгана?.. Обкомовец задумался и через несколько минут ответил, что член партии имеет такое право. И сказал я на собрании, что при этом присутствовал редактор нашей газеты и тот подтвердил мои слова кивком… Тут заворготделом райкома партии похвалил меня: «Товарищ Казиев показал себя опытным партийцем!» И – собрание кончилось. А где-то через неделю Ж. Лукманову предложили идти редактором газеты в другой район, но он переехал в Актобе, получил четырехкомнатную квартиру и стал редактором издания Западно-Казахстанской железной дороги «Стальная магистраль». Так мы на практике узнали, что разные отделы ЦК и обкомов нередко отправляют на места разные указания – даже противоположные друг другу. Если один секретарь ЦК тянулся к «демократии», то другой возглавлял «консерваторов» и даже были те, кто курировал «распад». Хаос был управляемым, преследовавшим стратегические цели – кто подходил к пониманию этой реальности, тот старался не навредить никому своими действиями или бездействием…
Что мы успели сделать – в сентябре 1989 г. в трех школах района стал преподаваться казахский язык как предмет 4 раза в неделю, а в 1990 году уже в 6-ти школах как предмет и в 4-х школах факультативно. В школе №2 стали преподавать татарский язык. Лет 15 выпускали страницу «Вас приглашает «Достык» в райгазете и в 1991 году – четыре номера газеты «Ақбұлақ» на казахском языке (дальше денег не хватило), где помещали материалы по истории, культуре и традициям народа. Возродили проведение народных праздников, создали мусульманский приход и открыли мечеть, загородили несколько мусульманских кладбищ. В Покровской средней школе, где директором был К. Б. Рамаданов, создали учительский казахский хор под руководством Жуматая Елимисова, который ездил по селам и районам и ценители удивлялись: «Мы и не знали, что может быть такой замечательный казахский хор»!.. Где-то в 1992 г. удалось устроить на учебу в Актюбинский пединститут 11 ребят и в пединститут Уральска двоих – по специальности казахский язык в русской школе. Были и другие хорошие дела, обо всех не расскажешь.
Как теряется саморегуляция в природе, в народе, в стране и в человечестве...
Могут спросить, где мы находили учителей казахского языка?
Дело в том, что до прихода Хрущева Н. С.
к власти в СССР в 1950-х годах у нас в Акбулаке работало казахское педагогическое училище, были казахские школы по всему району и я сам успел кончить целых два класса на казахском языке в родном ауле Егенсай. Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев был троцкистом, т. е. сторонником Л. Д. Троцкого (1879–1940), который имел 50% вероятности стать во главе СССР еще при живом В. И. Ленине и реально ставил задачу отменить все местные языки, чтобы народы забыли, кто они есть и – внедрить искусственный язык эсперанто как единый язык мирового пролетариата!.. При Хрущеве же началось воплощение мечты его былого политического кумира, по всему СССР, в
т. ч. и в нашем районе: в 1950-е годы педучилище и преподавание родного языка закрыли...
И вот через 30 лет после закрытия, преподававшие уже другие предметы учителя, выпускники Акбулакского педучилища, а также закончившие факультет казахского языка пединститута в соседнем Уральске, уже в свои предпенсионные годы взялись за святое дело: сами ездили в Казахстан, на свои деньги покупали учебники, словари и прочую литературу, стали учить школьников родному языку.
Если Троцкий мечтал изжить из жизни и русский язык, то его последователь на главном посту страны, ведшей за собой полчеловечества – подрубил демографическую мощь государствообразующего народа – при Хрущеве пошло экономическое и агитационное выдавливание населения из сел Нечерноземья, тамошним колхозам не давали техники, финансов и прочих необходимейших ресурсов, вызывая людей «ехать на стройки коммунизма и целину» в Сибирь, на Урал, в Казахстан – исчезло 300 тысяч русских деревень, веками кормивших Русь, в т. ч. ржицей – выражение целинника Тимофея Петровича Кучерова, механизатора совхоза «Сагарчинский» Акбулакского района...
Слово Валентину Фалину, бывшему секретарю ЦК КПСС и дипломату: «...когда же началась агония Советского Союза?.. приглашаю вас вдуматься в последствия санирования («исцеления») Н. С. Хрущевым сельского хозяйства... Именно при нем с 1962–1963 гг. СССР стал миллионами тонн закупать зерно».
А что же распропагандированная на весь мир «целина» – оказывается, там из-за природно-климатических условий нельзя было допускать сплошной распашки почвы – степные ветра во многих местах просто унесли плодородный слой земли в воздух... Вот, из книги академика РАН, директора Института степи в Оренбурге А. А. Чибилева и О. А.Грошевой «Очерки по истории степеведения», стр. 127–132: «...за 1954 –1963 годы площадь поднятой целины превысила 42 млн га... степной ландшафт был полностью уничтожен. Только в Северном Казахстане безвозвратно утрачено за счет различных видов эрозии 1,2 млрд тонн или 28% гумуса... усыхание рек и озер... уничтожены запасы охотничье-промысловых видов фауны... природа потеряла способность к саморегуляции... Распахав целину, страна (СССР) с 1964 г. ежегодно импортировала 25–40 млн тонн зерна...».
Природа накапливала плодородный слой почвы, тысячи рек, родников и озер миллионами лет – партбоссы пустили на ветер то плодородие, реки, родники и озера – за десять лет...
Нисколько не умаляя достигнутых успехов СССР в ХХ веке, к примеру, таких как победа в ВОВ 1941–1945 гг., создание ядерного щита, полета в космос и других, необходимо сказать, что за те 74 же года был также нанесен безвозвратный урон культурам и традициям всех народов, также как и природе. Традиции и язык ведь есть сердце культуры... Надсадили сердце...
Мусульманскую общину в районе мы создали в том грозном и сложном 1991 году, и нередко возникала на первый взгляд даже комическая, а на деле, если кто понимает – очень драматическая – ситуация. Я приходил на прием к главе райадминистрации (председатель райисполкома), с протоколами собраний, где люди требовали вернуть хотя бы одно из помещений, отобранных за прошлые десятилетия в ходе закрытия мечети, медресе, казахских и татарской школ, педучилища и общежитий – нужны были помещения и территории для мечети и культурно-просветительной работы – и глава звонил первому секретарю РК КПСС, тот с грозным видом приходил и председатель райисполкома извиняющимся тоном говорил ему, что «опять пришел Казиев». Чудаки не понимали – если бы мы не открыли мечеть, ее открыли бы... ваххабиты.
В Бугурусланском районе Оренбургской же области в те годы приняли иноземные деньги и инструкторов, построили красивые мечеть и медресе, набрали молодежь на религиозную учебу, провозгласили муфтият, не подчиняющийся областному муфтияту, стали присоединять к себе верующих других районов, завели связи с забугорьем – через несколько лет их воспитанники стали отмечаться как боевики в горячих точках!.. Ясное дело – пошли суды, медресе и мечеть закрыли, кое-кто из нажившихся на вере бежал – звон стоял оглушительный...
Мы же, культпросветчики, просто помогали местным верующим в упрочении традиционной спокойной религии. Учли, что с падением социалистической идеологии подходит вал постмодернизма, содомизма, эгоизма и прямого расчеловечивания – только собственные мозги и проверенные тысячелетиями местные традиции могут удержать народы от очередного массового оболванивания. Партийные же начетчики реальности в большинстве своем уже не понимали, действовали как бумажные солдатики, как об этом пел Булат Окуджава еще при том же Н. С. Хрущеве... Советское общество потеряло саморегуляцию – как и природа всплошную перепаханных степей с рискованным земледелием, как об этом сказал академик А. А. Чибилев...
И вот, об избрании меня на тот съезд тюркских народов СССР 1991 г. в городе Казани в сообщении газеты Акбулакского района Оренбургской области «Степные зори» от 24 января 1991 г: «7 января в Оренбурге состоялся пленум правления областного общества «Казах тиле». В работе пленума приняли участие зав. идеологическим отделом обкома КПСС В. А. Меньшов, инструктор облисполкома А. М. Бобылев, представители областных отделов культуры и образования, члены руководства татарского, башкирского и немецкого областных культурно-просветительских обществ. Были избраны представители на съезд тюркоязычных народов СССР, который состоится в Казани в феврале текущего года. Ими стали М. Б. Тасмурзин и Т. А. Казиев».
16 января 1991 г. распоряжением №19 М. Тасмурзин назначил меня заместителем председателя областного правления общества «Казах тиле».
Как видите, процесс перестройки шел под бдительным оком правящей партии и органов государства, в т. ч. избрание делегатов на съезд, работа самого съезда, о котором будет дальше разговор и вот такое длинное вступление дано для того, чтобы читатель проникся пониманием обстановки тех лет, когда определенные структуры правящей партии и государства практически сами отбирают делегатов на съезд, где к ним с обращением создать халифат выступает бородач в полувоенной форме, похожий на Бен Ладена – кто мог такое ожидать?..
Под сенью Новоогаревского и халифатского проектов...
На 20 августа 1991 г. было назначено принятие Союзного Договора, который могли подписать и автономии, в результате которого автономии приобретали права выхода из существующего государства. Но, как помните, на день раньше 19 августа начался августовский путч и Новоогаревский проект провалился – и 8 декабря того же года собравшиеся в Белой Веже руководители Беларуси, Украины и России объявили о выходе своих стран из СССР, в результате чего СССР разделился на 15 государств... А Новоогаревским процессом так назвали, т. к. в Новоогареве глава государства генсек ЦК КПСС М. Горбачев собирал руководителей союзных республик, обсуждая выдвинутый им и 3 декабря 1990 г. поддержанный Верховным Советом СССР, проект Союзного Договора. В ходе процесса пошел разговор и о подписании того договора и автономными республиками, в частности Татарстаном, в результате принятия этого документа и в определенных условиях разделение СССР могло стать на большее число государств. Именно под сенью Новоогаревского процесса были многие выступления ораторов на съезде.
...Казань в тот год сотрясался митингами и перед автобусом, который вез к Дворцу имени Ленина, где проходил съезд, ходили люди с транспарантами, зазывавшие на очередную демонстрацию. В зале собраний съезда на сцене стояли флаги и знамена движений и партий, а вокруг знамени Кокандской автономии ходил энергичный бородатый парень и время от времени бросал в зал зычные призывы: «Объединимся вокруг знамени Кокандского халифата!» Как пишется в книге Р. Ф. Мухаметдинова «Зарождение и эволюция тюркизма», «в работе съезда 19-21 апреля 1991 г. в Казани принимали участие 42 организации тюркских народов: татар – 19 организаций, азербайджан – 6 организаций, узбеков – 3, казахов, башкир и якутов – по 2, у остальных народов – по одной организации. Из невосточных народов – немецкая организация «Возрождение». По типу деятельности 5 народных движений, 6 политических партий, а также культурные общества и ассоциации. Гостем был 3-й секретарь посольства Турции в СССР г-н Эрхан Озсой. Пресса и телевидение было. Приняты Программа, Устав, 20 резолюций и обращений».
Как пишет один из авторов Программы, принятой на том съезде тюркских народов в Казани 19-21 апреля 1991 г. Р. Мухаметдинов, ее главными идеями были «демократия и свобода как два главных постулата». Эти две идеи входили в унисон как раз с целями Союзного Договора, который должен быть подписан и принят 20 августа 1991 года.
Большую часть съезда председательствовал и чаще всех выступал доцент кафедры истории КПСС Казанского госуниверситета, один из организаторов Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) и его первый председатель Марат Мулюков (1930–1997).
Горячим и вдохновенным было выступление Фаузии Байрамовой, писательницы и председательницы партии «Иттифак», известной деятельницы оппозиции в Татарстане и в 1990–1995 гг. народного депутата Татарстана.
И что было совсем неожиданно для большинства – перед делегатами несколько раз выступал один из самых активных гуру того съезда – будто сам Бен Ладен, двойник или похожий на него человек (!). Мы же тогда о таком деятеле не слыхали, это потом, уже при демократии, он стал мелькать в телевизоре... А в зале Дворца имени Ленина агитировал за создание халифата лет под сорок бородач в полувоенной форме под Че Гевару, говорил по-русски с акцентом и вкрадчиво обещал, что они исламисты, светских людей не тронут!.. Надо же так постараться – привезти к нам та-ко-го кадра...
Многие читатели, конечно, не знают, что в очень даже светский Афганистан пригласили в правительство религиозников именно по предложению Кремля после прихода к власти М. Горбачева в 1985 году. В статье действ. члена Академии политических наук профессора МГУ С. Черняховского «Кто сделал Афганистан исламским государством?» говорится об этом – 4 мая 1986 г. Бабрака Кармаля освобождают с поста и главой страны становится Наджибулла, в Конституцию страны вписывается ислам на правах государственной религии и моджахеды, подготовленные службами западных стран, Пакистана и других, приглашаются в правительство! Когда же СССР вывел войска, моджахеды пошли в наступление, но откатились, т. к. военные еще были на стороне Наджибуллы. И пишется в той статье, что «весной 1990 г. Наджибулла по согласованию с Кремлем начал аресты военных-халькистов» (Хальк – фракция правящей партии НДПА). И пошел внутренний раздор, а СССР отказал в поставке оружия, боеприпасов и ГСМ... «Конец Наджибуллы был ужасен: когда моджахеды в 1992 г. взяли Кабул, его привязали к джипу веревками и протащили по Кабулу, а верные правительству военные были вырезаны. После теракта 11 сентября 2001 г. в Афганистан вошли американские войска... По сути, исламским государством Афганистан сделали не талибы и не моджахеды – его таким сделали Наджибулла, совершивший в 1986 –1987 гг. по требованию советского руководства в стране государственный переворот и объявивший своей идеей ислам, и тогдашний Кремль».
Как одному выступающему за мир и дружбу при решении острых проблем победить двадцать выступающих за конфронтацию и революции?
...В зале сидели лидеры народных движений, писатели, ученые, учителя родных языков, патриоты своих народов, работники культуры, высказывавшие боль и надежды миллионов людей. В перерывах мы знакомились, делились информацией, почувствовали себя как родные, давно не видавшиеся друг с другом. Кумыков, к примеру, поразило, что в Казахстане хорошо знают их замечательного поэта Жырчи Казака и его произведения печатаются в казахских журналах и газетах, и просили прислать те газеты и журналы им. В большинстве выступлений звучали призывы к немедленным действиям, к выходам на демонстрации и силовому решению назревших проблем. И в то же время вырисовывалась стратегия определенных, внешних сил – использовать энергию народов СССР для создания долгого хаоса и кучи горячих точек, как в Афганистане, на Ближнем Востоке и в других местах...
Рядом со мной сидел студент-казах, учившийся в Казани, он говорил: «Агай, через неделю будет демонстрация, мы тоже пойдем! Казахов в Казани – 5 тысяч человек».
А тут выступал как раз представитель Народного фронта Азербайджана, показывал на другого делегата: «...Он «кагебист», душил демонстрации в Баку в январе прошлого года!», но когда тот предложил воинственную резолюцию, закричал: «Молодец, я к тебе присоединяюсь!» Одного из делегатов я увидел после по телевизору в свите главы Узбекистана – видимо, послали для зондажа обстановки, как и таковых из других республик и зарубежных государств.
Выступил с трибуны и я, передал братский салем участникам съезда от казахского народа – такого радостного и долгого звучания аплодисментов в жизни не слыхал – чего-то хорошего эти люди ждали именно от казаха. Я предложил создать Тюркский фонд культуры, а резолюции, ведущие к конфронтации между собой и с соседями – отвергнуть. Предложил решение проблем и противоречий только мирным путем. То же самое делал при голосовании за принятие некоторых конфронтационных резолюций, вставал с места и говорил: «...Завтра нам будет стыдно за такие резолюции!». И видел гневные яростные лица членов президиума, но вслух никто из них ничего не сказал: кругом пресса, телевидение и представители республик и государств... Сидящие рядом дергали меня за пиджак, шептали: «...Зарежут же! Пышақтайды!» Но, видать, был строгий приказ кураторов – что никаких эксцессов с участниками съезда быть не должно… Құдай сақтады.
И никто не выступил с поддержкой моих предложений. Но при голосовании их поддержало большинство делегатов. Это были те, кто так горячо и долго хлопал при выходе на трибуну ақ көңілді қазақа – молчаливое большинство. Значит, народы еще имеют способности к саморегуляции!.. Тәңіріміз қолдады.
Это общение в перерывах показало, где – свои. А агитаторы конфронтации работают на чужие интересы. Просто всегда нужны люди, выражающие на деле интересы и духовные ценности народов, а не забугорных мошенников.
Братишка-студент, сидевший рядом со мной, в заключительный день съезда сказал: «Ага, я понял: на демонстрацию мы не пойдем...».
Мирные резолюции съезда тюркских народов СССР 1991 года в Казани способствовали тому, что на громадном пространстве от Алтая до Гагаузии и от Туркмении до Якутии эти 33 года многие жили мирно...
Пусть будут мир и счастье у народов! Колхоза нового не надо, ибо в нем хоть было и хорошее, но было и то, что, к примеру, половина казахов потеряла родной язык, потому нужно продолжать быть добрыми соседями, общаться, торговать, любить родные традиции и совместно искать пути движения вперед, с учетом интересов и духовных ценностей как каждой страны, так и родного всем нам человечества!
Если, уважаемые читатели, будете искать материалы о съезде тюркских народов 1991 года в Казани – можете не найти, т. к. он зашифрован как Второй съезд Всемирной Ассамблеи тюркских народов (ВАТН). А Первым съездом ВАТН назван съезд народов Востока 1990 года в Москве, проходивший под руководством Олжаса Сулейменова. Ни он сам, ни делегация из Казахстана на съезд в Казань в апреле 1991 г. не приехали, видимо, кто-то помешал приехать. Нет в материалах о Втором съезде ВАТН (тюркских народов СССР) апреля 1991 г. в Казани ни слова о горячих резолюциях и спорах по ним. Каждый материал, видимо, давался в интересах тех групп, чьи интересы как бы защищал автор того материала, а ученым, изучающим ход того съезда, достаются урезанные клочки. Только сбор множества источников может отразить весь ход того съезда. А написать эту статью меня вынудила сегодняшняя обстановка в мире, где идут войны и страшные эксцессы вроде расстрела боевиками зрителей в концертном зале «Крокус Сити Холла» в Москве и последующие события – кто-то опять хочет развязать повсеместные кровавые конфликты на одной шестой территории планеты.
Люди, будьте бдительны, берегите мир, дружбу, единство в своих странах и добрые отношения с соседями, не поддавайтесь на провокации недоброжелателей!
Торегали КАЗИЕВ,
исследователь-писатель
г. Актобе
5510 раз
показано0
комментарий