• Исторические страницы
  • 20 Августа, 2024

РАРИТЕТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АЛИХАНА БУКЕЙХАНОВА

Гюльнар МУКАНОВА,
кандидат исторических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник ИИЭ 
им. Ч. Ч. Валиханова

 

 

 «Привлечение данных археологии и палеоэтнографии о развитии материальной культуры в прошлом, в настоящее время является важным исследованием воздействия человека на окружающую среду, что приводит к ретроспективному рассмотрению экологических вопросов, то есть влияние природной среды на человеческую культуру, в частности, проблема «включения» исторического человека, конкретных этносов в природные системы, в проблемы взаимодействия природы и общества» [1]. 

 

Почему известному основателю партии и экс-главе правительства Алаш-Орда понадобилась публикация в советской газете – «Кедей» Актюбинской области?! Оказалось, что Букейханов имел непосредственное отношение к инициированию и осуществлению научной комплексной экспедиции под руководством М. П. Грязнова, уроженца Тобольского края. С Грязновым Алихан Нурмухамедович хорошо был знаком и трудился в составе этого научного «десанта» 1926 года от Академии наук СССР в западные области КазАССР. Грязнов вел раскопки совместно со своей женой, тоже археологом М. Комаровой. 
К сожалению, итоги экспедиции упоминались после ее завершения все реже, по ряду причин, а артефакты остались в коллекциях центральных НИИ [2]. Предполагая такой исход серьезной работы, Букейханов разглядел важность открытий молодого археолога для будущих научно-исследовательских работ в республике, настойчиво привлекая внимание общественности, посредством советской периодической печати, к ценным артефактам. Публикацию в прессе обычно предваряет отсылка материала и договоренность с редакцией о времени выхода материала. Авторская версия может видоизменяться под пером опытного редактора, однако в нашем случае нет сомнений, что была максимально сохранена оригинальная манера изложения, присущая Алихану Букейханову, выбравшего в качестве псевдонима емкое словосочетание «Қыр баласы».
В этой статье авторы возвращаются к недавней раритетной находке: ее ценность заключается в факте обнаружения не вводившейся ранее в научный оборот публикации 1926 года на казахском языке Алихана Букейханова под названием «Білім қыран ғой! Қыран қырағы ғой! Адам баласының тас тарихындағы қонысы». В ней казахский деятель выступает в новой для себя роли, а именно; как популяризатор исторической науки, патриот, без малого столетием ранее ратовавший за организацию Национального музея в столице республики (тогда – г. Кызылорда), где бы концентрировались артефакты, свидетельства богатой древнейшей истории края [3].

 

М. П. Грязнов с М. Н. Комаровой, вторая половина 1920-х гг.

 

Публикация лидера Алаш, Қыр баласы, отражала глубочайший его интерес к памятникам материальной культуры, найденным в Казахстане. Открытие пластов древней цивилизации на территории Казахстана имело место в 1926 году. Алихан Букейханов искренне радовался тому, что открытия дадут толчок последующему развитию гуманитарных наук в Казахском крае и позволят внести регион в разряд перспективных в мировом масштабе.
До сих пор об этой поездке Алихана Нурмухамедовича его биографами сообщалось кратко лишь то, что в 1926 г. он «участвовал в антропологической экспедиции АН СССР в Адаевском уезде КазАССР, в сентябре 1926 года арестован ОГПУ в Актобе, где проводил статистико-экономическое исследование в составе антропологической экспедиции АН СССР, доставлен в Москву и помещен в Бутырскую тюрьму, однако уже через 5 дней выпущен на свободу». 
Между тем, Букейханов, как выяснилось, успел передать в редакцию актюбинской газеты «Кедей» – орган Актюбинского губисполкома и губкома ВКП(б), эссе (опубликовано 29 июля 1926 года, графика издания – төте жазу) [4]. В увидевшей свет публикации автор с нескрываемой радостью делился последними находками археологов (а в составе отряда трудились не только приезжие специалисты, но и местные археологи) в исследуемом регионе. 
Относительно авторства археологической находки, выдвигаются разные версии. Букейханов трижды приводит фамилию археолога Булгакова (Бұлғақ баласы), тем самым подчеркивая факт приобщения отечественных молодых ученых к находкам каменного века в составе серьезной экспедиции Академии наук СССР. В этом – весь Букейханов, на тот момент шестидесятилетний (!), однако заряженный энергией Степи и как ребенок, фонтанирующий радостными эмоциями. Однако, с юмором он мог величать своего молодого коллегу Грязнова на казахский лад (от корня «бұлғау» – «грязь») – «Бұлғақ баласы». Если помнить о предусмотрительности Алихана Нурмухамедовича, что ОГПУ следило за его контактами, тем самым он намеренно скрыл фамилию Грязнова под таким творческим «псевдонимом». Да и сама статья подписана его собственным псевдонимом «Қыр баласы». Такая двойная шифрограмма использована им не случайно.
Содержание этого небольшого очерка Букейханова содержит ценные факты о находках, о которых он рассуждает профессионально (видимо, получив нужные консультации у самого Грязнова). Еще более интересна его неподдельно искренняя эмпатия (сопереживание) от находок, благодаря которым история отдаленного прошлого Казахского края, как он полагал, войдет во всеобщую историю исследований каменного века. 
Позитивные эмоции Букейханова становятся еще более понятны, если помнить, что в феврале того же 1926 года в Баку начал свою работу Первый тюркологический съезд. Именно на секциях Тюркологического форума академики из центральных НИИ СССР подчеркивали необходимость проведения комплексных археологических экспедиций, в том числе и Казахстане. Логическая связь между теоретическими выкладками ведущих ученых, и – практическими находками в ходе Западно-Казахстанской экспедиции М. П. Грязнова косвенно указывает на тесное сотрудничество интеллигенции Алаш, А. Букейханова, А. Байтурсынова, с академическим сообществом.
Открытие и раскопки в Западном Казахстане могильников Киргильда І и Киргильда ІІ, Урал-Сай, Кунанбай-сай, произведенные в 1926 г. экспедицией под руководством М. П. Грязнова, как известно, предоставили богатейший материал и в некотором роде пошатнули устоявшееся на тот момент мнение специалистов, что андроновская культура характерна лишь для региона Западной Сибири. Помимо собственно артефактов каменного века, экспедиция открывала возможность научных целевых исследований в сфере краеведения, антропологии, этнологии. Грязнов обобщит находки в научных статьях.
Примечательно, что Букейханов, резюмируя свой очерк о находках в Актюбинской области, утвердительно пишет о том, что решено находки направить в Академию наук СССР, чтобы специалисты Ленинграда идентифицировали их ценность (нужно было уточнить датировку и проч.), и затем они должны быть возвращены в Казахстан, чтобы занять почетное место в столице г. Кызылорда, в фондах Национального музея Казахстана (!). Эпилог статьи Букейханова настолько рационален, насколько пронизан гордостью и патриотизмом, за национальное достояние. Данный очерк Алихана Нурмухамедовича по праву должен занять достойное место в многотомных собраниях его трудов и как научный комментарий, или научно-популярный очерк, ведь он одним из первых стал популяризировать в средствах массовой информации археологические находки в Казахстане.
То были первые находки стоянок каменного века, при его непосредственном участии в экспедиции (особенно важно – после нескольких лет безвыездного пребывания в Москве). К сожалению, об этой публикации удалось узнать недавно, благодаря сохранившемуся экземпляру актюбинской губернской газеты «Кедей».
Также необходимо отметить тот факт, что не каждый редактор в годы опалы лидера Алаш решился бы опубликовать его, даже безобидную научную статью. Звезды сошлись так, что в тот период редакцией актюбинской газеты «Кедей» руководил давний знакомый Букейханова, также деятель Алаш, Жанузак Жанибеков. Биография Ж. Жанибекова изложена в публикациях историка-краеведа Кайроллы Муканова [5]. До этого Жанибеков имел опыт работы в редакции газеты «Қазақ» в Оренбурге, затем – редактором петропавловской газеты «Бостандық туы». Его биография и трудовая деятельность связана с Актюбинской и Северо-Казахстанской областями. Как и многие деятели Алаш, Жанузак Жанибеков был арестован по приговору «тройки» Северо-Казахстанского управления НКВД и расстрелян в 1937 году. 
Опытный публицист, Ж. Жанибеков в 1926 году переехал в Актюбинск, где работал в редакции «Кедей» до 1929 года. Приняв в работу очерк Букейханова, Жанибеков издал его в июле 1926 года, в номере 97. Выпускающим редактором номера указан Абдуллин К., с чьей легкой руки читатели прочли статью, подписанную «Қыр баласы», а этот псевдоним был узнаваем большинством казахстанцев... 
К слову, редакторы не пострадали, лишь на время Жанибеков оказался отстранен от должности, но затем в течение года вновь возглавлял редакцию «Кедей».
Стилистика статьи вполне идентифицирует стиль А. Букейханова, излагавшего мысли ясно и с большим заделом. Мы лишь переложили текст с «тоте жазу» на кириллицу, сохранив старые написания отдельных слов. Например, тогда писали «мадениат» (совр. «мәдениет»), «бұ» вместо «бұл» и др.
Так увидела свет одна из последних прижизненных публикаций в Казахстане А. Н. Букейханова. Ее содержание обращено к молодежи, нацеленной на науку и открытия, и цель той публикации, пусть регионального масштаба, была достигнута. После отъезда в Москву, Алихан Букейханов к теме стоянки каменного века, найденной в 1926 году, более не возвращался. Во всяком случае, об этом не встречается данных. Тем ценнее раритет, рожденный триадой единомышленников: автора и редакторов, рисковавших своей карьерой и даже жизнями: Букейханов – Жанибеков – Абдуллин.
Ниже приводим текст очерка «Адам баласының тас тарихындағы қонысы». Ему предшествовали два замечательных эпиграфа: «Білім қыран ғой!» и «Қыран қырағы ғой!». 
 
Газета «Кедей», 
№ 97 от 29 июля 1926 г.
Орган Актюбинского губисполкома 
и губкома ВКП(б).

«Білім қыран ғой!
Қыран қырағы ғой!
Адам баласының тас тарихындағы қонысы.
Жер білімін жердің жасын қабатын қарастырып сиырдың жасын мүйізінен, жылқының жасын тісінен табылғандай табады. Жердің тарихы бір неше мүшелге бөлінеді. Біздің мүшел он екі жыл болғанда, жердің мүшелі жүз-жүз мың жылмен саналады.
Жерге адам баласы келген мүшел жер тарихында төртінші мүшел деп аталады. Жердің бұ тарихы басталғалы екі жүз мыңға жақын жыл өткен. Жер білімі жердің қабатын кітабтың бетіндей оқыды. Жердің жаңада жас қабаты өзіміз табтаб жүрген жер. Жердің ішіне қарай қазып қабатын аша берсек, бойлаған сайны ескі қарт қабат бола береді. Жер білімін жердің қабатын теңіздің, өзенңің жарын бақылап сынап біледі. Өзенңің қабағы судан қырға сатылап, басқыштап, көтеріліп кетеді. Бұрынғы заманда мың жылма, жүз мың жылма өзен осы күнгі қыр қабаққа аққан, арнасын сойя-сойя осы күнге ұлтанға түскен.
Етікшінің жұртында былғарының кесіндісі, ойшының жұртында жоңқа, ұстаның жұртында көмір қалады. Өзенңің, теңіздің басқасы қабағында, құмында жайлаған жануарлардың, балықтың, адамның, ат аунаған жерде түк қалады. Қалдығы, ұстанған қаруы сайманы – белгісі қалады. 
Ақ-төбеден 3 шақырымда Електің құм жағында тас мүшелі адам тарихының адамының қоңысы табылды. Мұны тапқан Академия қазақ жерін, шаруасын іздеп зертте деп жіберген білгіш құстың адамы Бұлғақ баласы. 
Білім адам баласын өзге жануармен аталас деп біледі. Жер тауысып барғанда адам баласы өзге жануардан ақылы мен, ақылының, қаруы, қолының шеберлігі мен айырылады. Ақыл жетелеп жоспарлап, қол құжусырады. Адам қолынан өтіп өзгерілген зат мадениат мүшесі болады.
Алғашқы адам баласының адабиеті адам тастан қару қолданғанда басталады. Адам баласы пышақ, біз, ине, балта, масақ, қызғыш, қасықты тастан қолданып талай заманда басынан өткереді. Адам баласының тасты қару жарақ еткен тарихын тас мүшел дейді. Адамын, тас мүшелінің адамы дейді. Тас мүшелінде адам тарихы екі жүз мың жылға созылған. Таста маданиятты кулдендіріп шеберлене келе адам қару-жарақты мысқа, қолаға аударған. Адам баласының мыс қолданған тарихын мыс мүшелі дейді.
Перғауын, Мұсадан бері адам баласы қару-жарақты темірге (шойын, булат темірге жатады) айналдырды. 
Біздің заманымыз тарихта темірдің мүшелі делінеді. Осы күнгі адамды құстан ұшқыр, Сулейменнен шешен, шеберге пірі еткен маданияттың сүйенгені темірден қару-жарақ.
Тас мүшелдеде адам баласы өзінше маданиятқа ие болады. Сондада пілдей айдын, аюдай қарулы жануарды соғып етін жейді. Осылардың сүйегі тас мүшеліндегі адамның қоңысынан етінің басынан табылады. 
Електің жазасынан Бұлғақ баласы тапқан тас мүшелдегі адамның жұртынан қырғыш, пышақ, масақ тағыда неше қару жарақ аспаптар табылды. Бәріде шақпақ тастан істелген. Үйшінің жұртындағы жоңқа мен кесінді ағаштай ана қару-жарақты істегенде сынып түскен тастан жоңқа табылды. Бұ тағын бұтан алғанда қалған ағаштың томарындай жуан қалдық тас табылды. Бұған қарап бал ашсақ, Бұлғақ баласының тапқаны тас мүшеліндегі адамның қонысында ұстасының дүкеніңің орны болады, тапқан нәрселер 4 жүзден асады. Бұ нәрселер Ленинград барып сынға салынып ат қойылып Қызылордада болатын Қазақтың Ұлт музейіне тапсырылады.
Тас мүшелінің қару жарағымен аралас мыс масақ табылды. Бұ масақты мыс мүшелінің батыры ма мергені ме жоғалтты демесек, Бұлғақ баласы тапқан қоңыс, тас мүшелінде де, мыс мүшелінде де адам баласының қоңысы болған болады.
Бұ сықылды адам баласының тас мүшеліндегі қоңыс біздің қазақтың жерінде Қостанайда ғана бұрын табылған еді.
Мұндай қоңыс іздей келе қазақтың жайында талай жерден табылмақ.
Адам баласы осы біздің жайды жайлағалы 2 жүз мың жыл болған болып табылып тұр.
Қыр баласы». 
Посыл статьи лидера Алаш настраивал на дальнейшую работу по популяризации археологических открытий на территории Казахстана, – по его замыслу должна была быть организована тематическая экспозиция в Национальном музее в столице, ­
г. Кызылорде, как пишет А. Н. Букейханов. Дело в том, что музейное дело подлежало компетенции наромата просвещения, которым руководил зять Букейханова, муж его единственной дочери, Смагул Садвокасов, и проект Нацмузея вероятно уже рассматривался. Однако в 1927 году секретарь Казкрайкома Голощекин добьется ухода С. Садвокасова с должности и отъезда в Ташкент. К сожалению, то был последний приезд самого А. Н. Букейханова на Родину. Академические отчеты М. Грязнова и М. Комаровой, в которых были изложены итоги экспедиции, увидели свет спустя год, в 1927 году, и известны узким специалистам [6].
Масштабные археологические экспедиции в Казахстане, как планировалось, не были осуществлены. Музей областного значения в Кызылорде открылся лишь в конце 1930-х, столичный статус приобрел уже другой город, Алма-Ата. Надо отметить, что с обретением независимости, Национальный музей Республики Казахстан был официально открыт в столице, г. Астана, в 2015 году. 
Начавшиеся в 1930-е годы гонения на Алаш интеллигенцию заслонили тот энтузиазм, с которым выстраивались ее представителями основы музейного дела и научных изысканий, чтобы новые поколения казахстанцев с гордостью ощущали себя частью всемирного исторического процесса. В 1933 году был арестован археолог М. П. Грязнов, сотрудник этнографического отдела Русского музея, проводивший раскопки в Центральном Казахстане вместе с А. Х. Маргуланом, открытой ими Бегазы-Дандыбаевской культуры. Грязнову вменят, вместо лагерей, три года высылки в Вятку, и к научным изысканиям он вернется лишь в 1953 году, исследует знаменитый Пазырыкский курган и многое другое. В годы репрессий погибли А. Букейханов, Ж. Жанибеков, многие деятели Алаш. Государственная ака­демия истории материальной культуры (ГАИМК), где концентрировались научные результаты экспедиций по союзным и автономным республикам, будет закрыта. Большинство сотрудников, антропологов, станет жертвами чудовищных обвинений. Экспонаты из казахских степей так и останутся в Ленинграде... 
Сквозь время звучит завет Кыр баласы: «Білім қыран ғой! Қыран қырағы ғой!» Дословно его перевод: «Знание – это орел. Орел же – бдителен!» В знании заключается сила, прогнозирование, логика. Потрясающий образ окрыляющего знания, создан таким решительным и мужественным, эрудированным человеком, как Алихан Нурмухамедович Букейханов. Вдохновленный уникальными находками археологов, А. Н. Букейханов перенес на бумагу свои ощущения и энергетику степных просторов, в которой черпал желанный воздух свободы. Так, пером казаха-чингизида более ста лет назад написан завет современной молодежи – беречь как зеницу ока исторические артефакты – материальные сокровища нации, ценить ученых и науку, добросовестно служить родному народу, приобщая его к познанию. Идея открытия Национального музея республики также впервые была высказана им в этой статье на страницах «Кедей» в 1926 году, но осуществилась только с обретением Казахстаном подлинной Независимости.

 

Литература

1. Абусеитова М. Х. Предисловие // Каталог карт по истории и культуре Великой степи (древность, средневековье, новое время). Сост. Абусеитова М. Х., Табынбаева З. С., Шаймарданова Н. Ж. и др. Алматы: Шығыс пен Батыс, 2023. 284 с. С.8.
2. Отчет Казакстанской экспедиции за 1926 год: из отчета о деятельности Академии наук СССР за 1926 г., ч. І и ІІ. Ленинград: Изд-во Акад. наук СССР, 1927. 23 с.
3. Муканова Г. К. Найдена неизвестная статья А. Н. Букейханова об археологических находках в Западном Казахстане // E-history.kz, 18 марта 2024 года. https://e-history.kz/ru/news/show/339769 
4. Қыр баласы (Букейханов А. Н.). Адам баласының тас тарихындағы қонысы // Кедей (Актюбинск). 1926. 29 июля. № 97. С. 3.
5. Муканов К. Жертва времени [ко Дню памяти жертв политических репрессий] // Проспект СК. 2007. 18 мая. С.10.
6. Грязнов М. П. Погребения бронзовой эпохи в Западном Казахстане // Казаки*: Материалы ОКИСАР**. Ленинград, 1927. Выпуск 2. С. 172-219.


Примеч.
*Казахи.
** ОКИСАР – Особый комитет по исследованию союзных и автономных республик (Академии наук СССР).
 

1361 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми