- Исторические страницы
- 20 Августа, 2024
ГАЗЕТА «ҚАЗАҚ» ПИСАЛА НА САМЫЕ ЖГУЧИЕ ТЕМЫ
Новые документы о деятельности газеты «Қазақ», основанной лидерами национально-освободительного движения «Алаш», нашли работники Национального архива РК в Оренбурге.
Газета «Қазақ» была основана лидерами казахского национально-освободительного движения Ахметом Байтурсыновым, Алиханом Букейхановым и Миржакыпом Дулатовым, выходила с 1913 по 1918 годы. Во главе тех, кто помогал газете финансово, стоял Мустафа Шокай.
В качестве символа газета использовала изображение юрты. Шанырак был открыт с западной стороны, а на дверях было написано «قازاق» («Қазақ»). По задумке учредителей, это означало желание распространить среди казахов европейскую науку и искусство, чтобы газета стала для народа окном в культуру.
– Мы продолжаем поиск документов, связанных с историческим и культурным наследием казахского народа, – говорит директор Национального архива РК Сагила Нурланова. – В этой связи и была организована научная командировка работников нашего архива в Оренбург, бывший в дореволюционное время одним из центров общественно-политической жизни казахов.
Документы Государственного архива Оренбургской области свидетельствуют, что с начала открытия газету «Қазақ» взяло под наблюдение жандармское управление Оренбургской губернии.
Впрочем, жандармы не верили, что издание сможет выходить долго.
«В Оренбурге действительно издается с 1-го февраля 1913 года на казахском языке газета «Қазақ», еженедельная, со строгим беспартийным направлением», – сообщал, к примеру, руководитель особого отделения полковник Бабич директору департамента Оренбургской полиции.
По словам жандарма, пока вышел лишь первый номер и «по всему вероятию, «Қазақ» скоро прекратит свое существование за недостатком средств. Редактором ее состоит Ахмет Байтурсынов, который в 1910 году был выслан из Семипалатинска в административном порядке в Оренбург на два года».
Однако газета продолжала выходить. Оренбургский губернатор писал начальнику губернского жандармского управления, что казах аула №5 Тусунской волости Тургайского уезда той же области Ахмет Байтурсынов редактором газеты «Қазақ» состоит с 5 января 1913 года, и наблюдение за упомянутым изданием поручено наблюдающему за повременными изданиями на татарском языке, выходящими в Оренбурге, переводчику Тургайского областного правления Тунганчину.
«Газета, – как писали жандармы, – является единственным краевым органом, освещающим различные стороны обширного казахского края, распространяя среди населения полезные сведения из разных областей науки, искусства и техники, знакомит с культурой. Редактором ее состоит Ахмет Байтурсунов, бывший заведующий Каркаралинским русско-казахским училищем. Прибыл он в Оренбург 10 марта 1910 г. и вскоре же поступил по вольному найму в Тургайско-Уральскую переселенческую партию конторщиком с платой 60 руб. в месяц. Из сотрудников газеты известны, кроме редактора, Алихан Букейханов, бывший член Первой Государственной думы, который пишет статьи по аграрному вопросу степных областей. Мир Якуп Дулатов – известный романист и поэт, Абубакир Бирмухамет Алдияров – врач Троицкой городской больницы, пишущий статьи по медицине».
Однако газета оказалась не такой безобидной, как полагали жандармы. Свидетельство тому, к примеру, постановление главноначальствующего Оренбургской губернии Сухомлинова от 11 октября 1914 года за №6408. В нем указывается, что в №80 газеты «Қазақ» помещена статья по поводу выработанного правительством законопроекта взамен существовавшего Степного положения и объяснительной записки к этому законопроекту. Автор статьи сообщает: «Если бы правительство преследовало интересы казахского населения, то оно бы, несомненно, сказало ему: составьте сами новый законопроект и представьте в законодательные учреждения. Этого правительство не сделало, оно самостоятельно составило законопроект. Объясняется это тем, что правительство имело в виду не только интересы казахов, но преследовало и свою цель, в духе которой и составлен закон». В заключительных словах заметки автор ее приходит к выводу: «Зная, во-первых, сам проект нового закона, во-вторых, цель, которую он преследует, в-третьих, направление существовавших ранее законов, надеемся, что каждый безошибочно может указать на те места нового закона, которые не в пользу народа».
Власти усмотрели в этой статье намерение вызвать среди казахов враждебное отношение к правительству и решили «редактора газеты «Қазақ» Ахмета Байтурсынова подвергнуть штрафу в 1500 руб. или аресту на три месяца».
Ранее, в №22 от 23 января газеты «Речь» бывший член Первой Государственной думы Алихан Букейханов поместил «Открытое письмо членам Государственной думы», в котором резко осудил землеустроительную политику переселенческого управления в степных областях, заселенных казахами, указывая, что переселенческое управление создает крупную частную собственность, раздавая участки казенных земель в казахских степях разным титулованным и влиятельным лицам.
Это открытое письмо Букейханова вызвало появление в №48 газеты «Қазақ» статьи, подписанной Ахметом Джанталиным и озаглавленной «Почему около Государственной думы нет нашего представителя». В ней говорится, что «хотя закон 3 июня и лишил казахское население избирательного права, но не лишил права выяснять свои нужды при посредстве других депутатов, а потому казахи не должны ждать того времени, когда вновь получат избирательное право, а должны сейчас же обсуждать свои нужды в газетах и журналах. От нынешней Государственной думы нельзя ожидать издания законов в пользу казахов, но все же надо найти какой-нибудь путь, чтобы с думской кафедры заговорили о нуждах казахов, и тогда надо найти знающего казахский быт человека, который помогал бы депутатам в освещении казахских нужд, давал бы им необходимые сведения».
При этом, оренбургские жандармы указывали, что личность Ахмета Джанталина не установлена. Вероятно, это был псевдоним Ахмета Байтурсынова.
Впрочем, к чести жандармов, все поступающие жалобы на газету «Қазақ» они проверяли тщательно и в случае, если это была откровенная клевета на ее создателей, оставляли такие послания без каких-либо последствий.
К примеру, в фонде №21 ГАОО «Оренбургское губернское гражданское управление» архивисты Национального архива обнаружили секретное письмо главноначальствующего Оренбургской губернии (структура МВД) генерал-лейтенанта Сухомлинова, в котором он просит начальника Оренбургского губернского жандармского управления произвести негласное расследование по прошению киргиз (здесь и далее – казахов. – Авт.) Калия Нарумова, Досума Юсупова и других. Само прошение также сохранилось в госархиве Оренбургской области (Ф. 21. Оп. 9. Д. 4. Лл. 117-128). Собственно, прошений было два. Первое – на имя оренбургского губернатора, второе – на имя министра внутренних дел России.
В своем письме губернатору Нарумов и Юсупов пишут, что «Ахмет Байтурсунов и его помощник Мир Якуп Дулатов несмотря на то, что они преступники, отбывавшие тюремное заключение, надзор полиции и административную ссылку (по распоряжению Семипалатинского губернатора), призваны злою судьбой быть учителями киргиз. Байтурсунов и Дулатов крепко держат в своих руках цензора Тунганчина – переводчика Тургайского областного правления, незаконные действия они прикрывают через своих подписчиков. Взамен этого Тунганчин со своей стороны все более и более увеличивает число подписчиков, делает давление на несчастных киргиз своим авторитетом и не допускает никаких возражений против газеты. Помимо Тунганчина еще в окружном суде есть киргизы, работающие совместно с Байтурсуновым и Дулатовым. Цель всех их есть нажива. Достаточно на самое короткое время поставить караул из честных людей около квартир переводчика Тунганчина, секретаря суда киргиза Кадырбаева и переводчика Балгимбаева, чтобы убедиться в том, что они нагло и негласно обирают киргиз. Мало того, что они обирают, но вместе с редактором Байтурсуновым учат нас теперь, что настоящая война (Первая мировая. – Авт.) окончится победою немцев, ибо за последних заступились непобедимые турки, а потому молиться за русских, говорят, не надо. Ибо киргизы приняли русское подданство не добровольно, но что киргизы с их землею были проданы русскому правительству киргизскими дворянами».
Далее авторы послания сообщают, что Ахмет Байтурсынов заставляет их молиться за победу немцев и турок. Так как при их победе русское правительство будет вынуждено возвратить киргизам обобранную землю. Заявители также пишут, что им советуют почаще ссориться с переселенцами, живущими на киргизской земле. Такой совет, якобы, дают и лично, и через подписчиков газеты.
«Киргизы боятся жаловаться начальству, так как названные чиновники – компаньоны Байтурсунова – своим влиянием стараются замять дело, заставляя киргиз отказаться от поданных прошений», – продолжают жаловаться авторы писем Оренбургскому губернатору и министру внутренних дел.
Они также сообщают и другие, якобы, достоверные факты. К примеру, что раньше газету издавал сам Байтурсынов в кампании с названными чиновниками-киргизами, но потом передал издание другому лицу, своему единомышленнику. Названные киргизы постарались зарекомендовать русским чиновникам Байтурсынова и Дулатова как поэтов.
«Пусть же слушают этих поэтов сами, но мы не можем!» – возмущаются авторы письма.
Они продолжают: «Мы убедились, что редактор вместе со своей шайкой ведет нас к гибели!»
Далее авторы просят газету закрыть, редактора Байтурсынова и помощника его Дулатова из Оренбурга выслать. Заключается письмо признанием: «Мы, киргизы, боимся открыто протестовать против названных лиц, так как они могут устроить гонения на нас».
В послании указана дата – «1914 г., 2 сентября», стоят подписи арабской вязью.
Сходный текст с некоторыми отклонениями был отправлен и главе МВД России.
Жандармы начали расследование и сообщили руководству, что, «во-первых, авторы письма не указали своих адресов, а во-вторых, что самое важное, газета «Қазақ» ничего подобного не писала. К тому же авторов послания никто ни в Оренбурге, ни в Тургае не знает. При открытии газеты редактором ее был Мустафа Уразаев, проживавший в пределах Сыр-Дарьинской области, затем издание перешло в руки Байтурсунова, а в позднейшее время – к товариществу из 20 лиц, имеющих значение в киргизских делах. В числе их некоторое время состоял и переводчик при Тургайском областном правлении Мухамедьяр Тунганчин, участие же Кадырбаева сомнительно. Балгимбаев, указанный в прошении, должность переводчика при местном суде никогда не занимал».
Как подытожил в ноябре 1914 года начальник Оренбургского губернского жандармского управления: «Вообще же оба эти прошения сильно расходятся с действительностью и, по-моему, объясняются какой-либо местью неизвестного лица, имеющего личные счеты с Байтурсуновым».
Это была не единственная жалоба на газету. В декабре 1914 года Оренбургскому губернатору поступило заявление от Алимбая Сахимбаева и Турке Шортанова. Они сообщали, что в №77 газеты «Қазақ» появилась передовая статья под заглавием «Отмена капитуляции в Турции». Объясняя значение льгот, установленных для иностранцев победителями, автор статьи пишет, что наконец-то избавилась Турция от обидных стеснений и надзора. Словом, восхваляет вступление Турции совместно с немцами в войну. Затем, в №80 той же газеты, казахам советуют выступить против несправедливых законов, намеченных русским правительством по управлению казахами. При этом для наглядности печатается печальная картина издания обидных для казахов законов, последствием которых стало желание «окончательно обобрать киргиз в земельном отношении». Авторы этой статьи пишут, что, читая эту историю, многие ужасаются, так как правительство постепенно вело киргиз к разорению и обрусению. Затем в № 84 той же газеты печатается история отношений Турции и России, из которой следует, что враждебность России к мусульманам никогда не уменьшалась, почему и началась война (Первая мировая. – Авт.). Правда некоторые резкие высказывания были цензурой вычеркнуты, как это видно из отсутствия местами текста, но редакция нашла способ передать полное содержание статьи через своих подписчиков, лично видевшихся в Оренбурге. Часто редакция, писали заявители, вызывает наиболее влиятельных своих подписчиков-агентов для передачи желательных для распространения сведений. Авторы заявления писали: «В настоящее время распространяет, что Турцией объявлена священная война, и что каждый мусульманин должен воевать с русскими, резать их и лить их кровь, молиться о даровании победы туркам. При этом советуется быть с русскими двуличными: в лицо говорить и делать одно, а за глаза – другое… Ко всему этому прибавляют, что многие члены Государственной думы решили устроить восстание, чтобы правительство не обижало народы, и что киргизам тоже следует присоединиться к этому. Словом, страшные вещи проповедуются. Видно, недаром Байтурсунов и помощник его Дулатов отбыли наказание: тюремное заключение, ссылку и надзор полиции. И эти люди в самое тревожное время допущены руководить народом. Наложенный на редакцию штраф взыскивают с нас путем ловли приезжающих в Оренбург, и через подписчиков – агентов, и через переводчиков Тургайского областного правления, заинтересованных в издании киргизской газеты как компаньоны. Неужели не избавите нас, Ваше превосходительство, от злых дел газетчиков?» (ГАОО. Ф. 21. Оп. 9. Д. 4. Лл. 130-133).
Однако и это обращение оренбургские жандармы оставили без последствий для газеты, поскольку, проведя расследование, поняли, что это обращение – фальшивка, пустышка, а редакция газеты «Қазақ» не имеет к домыслам авторов этого послания никакого отношения.
По словам Сагилы Нурлановой, секрет непререкаемого авторитета лидеров «Алаш» заключался не только в отстаивании ими интересов казахов, но и в чертах характера, образе жизни, поведении и общении с людьми. Они не разделяли свой народ по жузам и родам, на богатых и бедных, по социальному статусу и образованию. Они хотели видеть казахов единой нацией. Имя «Алаш», которое провозгласил Алихан Букейханов, стало символом великой идеи для сплочения народа.
– Содержание газеты «Қазақ» свидетельствует о бескомпромиссной борьбе Алихана Букейханова и Ахмета Байтурсынова за права казахского народа, – говорит Гаухар Хайруллина, участник архивных поисков, руководитель Центра повышения квалификации государственных и ведомственных архивов Национального архива. – К примеру, в №91 за 1914 год в статье «Что это значит?» написано, что в 1913 году при водворении казахов Чедыртинской волости Уральской области на земельные участки в Каратаевском поселке места достались только пяти казахским семьям, которые там остались жить, остальные же земли в этом поселке не получили. «Мы получили письмо, в котором говорится, что выделенные казахам наделы будут переданы крестьянам. Когда в 1910 году Джамбейтским и Чевдарьинским казахам во главе с Бахитжаном отводили участки, газеты писали, что им дают самые лучшие земли. Если та земля была действительно хороша и отведена на преимущественных началах перед другими поселенцами, то почему же большинство казахов оставило поселок? И куда же они направились, не считая тех самых пять оставшихся семей? Не может ли кто-нибудь сообщить редакции газеты какие-либо сведения об этом?» – такие вопросы задавало на своих страницах издание «Қазақ» и надеялось получить разъяснение от чиновников Оренбургской губернии. Однако власти посчитали такие вопросы преступными и обвинили Ахмета Байтурсынова в распространении антиправительственных слухов, стремлении возбудить вражду против государства.
– В фонде 10 «Канцелярия Оренбургского губернатора» Государственного архива Оренбургской области имеются сведения об аресте в 1915 году главного редактора газеты «Қазақ» Ахмета Байтурсынова за публикации статей об изъятии земель у казахов, реформах правительства, ведущих к обнищанию народа, – говорит участник командировки, архивист Асия Айтенова. – В Оренбургском архиве сохранился важный исторический документ – постановление главноначальствующего Оренбургской губернии от 13 марта 1915 года №1481 о привлечении Ахмета Байтурсынова к ответственности – аресту или штрафу.
По ее словам, среди других, не менее важных, документов сохранились бывшие в свое время секретными дела Оренбургского губернского жандармского управления за 1916 год, в которых сообщается о полицейской слежке за Ахметом Байтурсыновым и преследовании его за политические взгляды.
«К примеру, – отмечал в своих докладах начальник Оренбургского жандармского управления, – начиная с 1905 года Байтурсынов как у себя на квартире, так и посещая аульные школы, неоднократно призывал казахов ни в коем случае не переходить на крестьянское положение, выступал против поспешного, непродуманного и грозящего бедствиями народу перехода к оседлости, внушал волостным управителям мысль о невозможности собрать недоимки (долги по налогам), поскольку казахи в это время находились в трудном материальном положении, указывал при этом, что в России за крестьянами таких долгов миллионы, но там их не взыскивают».
Также в жандармских документах упоминается, что редактор газеты «Қазақ» Ахмет Байтурсынов, бывший учитель, уроженец 5-го аула Тусунской волости Тургайской области, в 1909 году был привлечен к дознанию в порядке Положения об охране («Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 1881 года) по обвинению в противоправительственной пропаганде среди казахов. Тогда, в 1909 году, Ахмет Байтурсынов был арестован, а срок его заключения оказался неопределенным в силу чиновничьего произвола. То есть поэта держали в тюрьме, но решение по его делу не выносили.
К освобождению Ахмета Байтурсынова прямое отношение имел Алихан Букейханов. Он обратился к своим знакомым – членам ІІІ Государственной думы Николаю Скалозубову и Николаю Некрасову с просьбой вмешаться.
17 ноября 1909 года Скалозубов, а затем Некрасов обратились к заместителю министра внутренних дел Курлову с письменным запросом о судьбе Ахмета Байтурсынова. Кроме того, Букейханов в печатном органе кадетской партии – газете «Речь» от 19 ноября 1909 года – опубликовал статью под громким заголовком «Казахский (в оригинале – «Киргизский») народный поэт в тюрьме». Из ее содержания следует, что в семипалатинской тюрьме томится пятый месяц Ахмет Байтурсынов – талантливый казахский поэт, автор книги «Қырық мысал» – перевода в стихах 40 басен Крылова, которая была отпечатана в Академии наук. Так, благодаря всем этим усилиям Ахмет вышел из бессрочного заключения.
После этого распоряжением министра внутренних дел ему было воспрещено проживание в Степном крае, Семиреченской и Тургайской областях на два года, начиная с 10 марта 1910-го. Ему пришлось жить и работать в Оренбурге с 1910 года вплоть до Февральской революции 1917 года, так как над ним официально был учрежден полицейский надзор.
– В 1916 году начальник оренбургского губернского жандармского управления сообщал губернатору, что передовые элементы мусульманского населения Оренбургской губернии выражают недовольство мусульманской фракцией Государственной думы, находя, что фракция ничего не делает для мусульман, – рассказывает Асия Айтенова. – Поэтому председатель мусульманской фракции прислал Байтурсынову приглашение прибыть в Петроград для участия в совместных совещаниях, и он отправился туда 4 февраля.
Как указано в найденных нашими архивистами документах жандармского управления, «Байтурсынов является выразителем желаний казахов и поддерживает вопрос о назначении для своего народа отдельного муфтия, настаивает на урегулировании земельного вопроса и протестует против наплыва переселенцев».
Жандармы следили тогда и за Алиханом Букейхановым, выразителем интересов казахов в Государственной думе.
Еще в январе 1906 года во время поездки в Семипалатинск он был задержан полицией и заключен в тюрьму в Павлодаре, а спустя некоторое время переведен в омскую тюрьму. Освободили его лишь 30 апреля 1906 года, когда стало известно об избрании Букейханова выборщиком от Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области. На состоявшемся 15 июня 1906 года в Семипалатинске областном собрании выборщиков он был избран депутатом I Государственной думы от казахского населения этого региона.
Значительный интерес представляют его статьи в газете «Степной пионер» (Омск). В 10-м и 11-м номерах этой газеты он подробно характеризует роль войска в процессе демократических перемен в стране и, соглашаясь с социал-демократами, поддерживает необходимость агитации и пропаганды в войсках: «Я хочу сказать, что вожди революции были совершенно правы, когда указывали на войско как главное препятствие в их борьбе со старым строем. Войско в руках правительства представляет организованную силу, побороть которую революционные невоенные массы не в состоянии». В то же время для Алихана Букейханова законодательная деятельность по-прежнему являлась единственным регулятором отношений во всех сферах жизни.
В начале 1907 года, когда в Семипалатинской области развернулась кампания по выборам во II Государственную думу, Букейханов вновь активно включился в этот процесс, но вскоре сам снял свою кандидатуру, поскольку опасался, что царская администрация в любой момент может отменить результаты выборов. Причину своего поступка он объяснил в «Открытом письме киргизам Семипалатинской области» на страницах газеты «Голос степи»: «Изложенные факты решительной попытки администрации помешать моей кандидатуре в члены Государственной думы заставляют меня со своей стороны пойти навстречу желаниям конституционного правительства. Дело в том, что избрание, в чем я не сомневаюсь, поведет со стороны правительства к кассации выборов и помешает представителю от казахов Семипалатинской области своевременно явиться на сессию Государственной думы».
Представители властных структур империи отчетливо осознавали, что мнение Букейханова во многом определило результаты избирательной кампании (на выборах в Семипалатинской области депутатом II Думы от казахского населения был избран поддержанный им кандидат). Поэтому в декабре 1907 года решением суда Алихан Букейханов был приговорен к трем месяцам тюрьмы, а в 1908-м выслан из пределов Казахстана и вынужден поселиться в Самаре.
Таким образом, документы, найденные архивистами Национального архива РК в Оренбурге, отражают важный период жизни лидеров движения «Алаш» – борцов за свободу казахского народа Алихана Букейханова и Ахмета Байтурсынова.
По словам исследователей, в чуть более чем 260 номерах первого общенационального издания – газеты «Қазақ», – вышедших со 2 февраля 1913 года до окончательного ее закрытия весной 1918-го, Алихан Букейханов опубликовал более 300 различных материалов.
«Прежде всего, периодическая печать (газета, журнал) – это глаза, слух и язык народа, – говорилось в передовице первого номера газеты «Қазақ». – Насколько важны для человека зрение, слух и язык, настолько же важна печать для народа…»
«Уже три года, как издается журнал «Айқап», около года газета «Қазақ, – отмечалось в передовице, написанной Букейхановым. – Люди, которые возглавляют эти издания, не имеют возможности посвятить себя целиком газете и журналу, они заняты этим делом в свободное от основной своей работы время. Они охотно посвятили бы себя этому делу, но тогда газете потребуется больше расходов. У них нет лишних средств для газеты. У казахов мало щедрых меценатов, но немало сознательных, патриотичных граждан, готовых поддержать своими малыми средствами деятельность товарищества. Поэтому мы организовали товарищество «Азамат», чтобы впредь издавать газету «Қазақ» на средства сынов Алаш, накопленные в товариществе. Целью товарищества являются народные интересы. В частности, издание газет, журналов и книг (учебников, учебных пособий для казахских школ). Из них самое приоритетное – обеспечить стабильный выход газеты «Қазақ». Все остальное – по мере возможности. Намеченный взнос для членов товарищества – 100 рублей».
В 1916–1917 годах псевдоним Алихана Букейханова в газете «Қазақ» Қыр баласы достиг такой вершины популярности, что стал чуть ли не вторым именем, причем даже более популярным, чем настоящее.
Наряду с политической, научной, публицистической деятельностью Алихан Букейханов переводил на казахский язык и публиковал в газете произведения русских и европейских писателей, басни Эзопа, образцы индийской литературы. Он был умелым интересным собеседником, увлекательным рассказчиком, легко находившим общий язык с любым человеком.
По воспоминаниям Гульнар Дулатовой, дочери одного из близких его соратников Миржакыпа Дулатова, дед Алихан, как она его называла, был лишь по внешнему виду суровым, а на самом деле доброжелательным человеком с нежной и щедрой душой, очень любящим детей и всегда готовым прийти на помощь всем нуждающимся.
Алихан Букейханов и его сторонники с самого начала ХХ века и особенно с момента образования газеты «Қазақ» в Оренбурге сумели мобилизовать и сплотить вокруг себя казахскую интеллигенцию и, по сути дела, доминировали в общественном сознании казахов того времени.
Идеи Букейханова о необходимости создания казахского государства были настолько популярны, что после окончания Гражданской войны победившие большевики не смогли их игнорировать. Еще в 1918 году, перед началом Гражданской войны, отношение большевиков к оппонентам было категоричным. Они ни с кем не собирались считаться, а тем более делиться властью. Но уже в 1920 году отношение к казахской автономии стало другим. Большевистской властью было принято решение провести амнистию представителей движения «Алаш» и вовлечь в свою работу, в том числе в управленческую деятельность.
Кроме того, в его публикациях на страницах местной периодической печати звучали призывы к демократизации политического строя. В статьях, опубликованных в газетах «Степной край» (Омск) и «Семипалатинский листок», Букейханов называл чиновников царской администрации «могильщиками приказного строя», превратившими казахские степи в «сатрапию», и заявлял, что их «дни сочтены».
К этому времени у Букейханова появился бесценный опыт не только политической борьбы, но и публицистической, журналистской деятельности и редакторской работы. За это время он сумел приобрести весьма ценное умение – проводить через цензуру материалы на самые жгучие темы.
Игорь ПРОХОРОВ,
научный сотрудник
Государственного архива г. Астаны
1422 раз
показано0
комментарий