• Исторические страницы
  • 20 Августа, 2024

КАЗАНГАП БИ И ЕГО ИЗВЕСТНЫЕ ПОТОМКИ

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются отдельные страницы жизни и деятельности известного казахского бия, государственного и общественного деятеля Казангапа Сатыбалдыулы. На основании анализа источников и литературы автор приходит к выводу, что его влияние и авторитет среди казахского населения и чиновников сибирской администрации были обусловлены его личностными качествами и умениями: компромиссностью, честностью и справедливостью, грамотностью и образованностью, и что он внес весомый вклад в развитие края, в решение нужд и чаяний местного населения.

ANNOTATION 

The article considers some pages of life and work of the famous Kazakh Bij, statesman and public figure Kazangap Satybaldyuly. On the basis of sources and literature analysis, the author comes to the conclusion that his influence and authority among the Kazakh population and the Siberian administration officials have been conditioned his personal qualities and skills: compromise, honesty and fairness, literacy and education, and that he made a significant contribution to the development of the region and a solution needs and aspirations of the local population.

 

 

Тема возрождения имен исторических личностей, внесших определенный вклад в социально-политическое, экономическое и культурное развитие не только своего края, но и Казахстана в целом, становится особенно актуальной в связи с реализацией национального проекта «Великие имена Великой Степи». 
Одной из таких исторических личностей, который жил и работал ради блага своего народа, но в то же время понимал, что защищать национальные интересы казахов невозможно без обоюдовыгодного сотрудничества с местной сибирской администрацией, без налаживания контакта с ней, и что, когда есть необходимость, надо идти на компромисс с ней, был Казангап Сатыбалдыулы. 

 

 

Казангап Сатыбалдыулы (1771–1856 гг.) известен, прежде всего, как политический деятель, возглавлявший в 1843–1848 годах Баянаульский окружной приказ. Он происходил из рода Бөрі (Бөрі-Бәсентиін-Арғын), был старшим бием рода Бәсентиін, одного из 7 крупных родов племени Арғын (Жеті момын) и являлся правнуком Байдаулет батыра (по некоторым источникам – внуком), друга и соратника известного казахского батыра Малайсары (род Сырым – Бәсентиін) [1, с. 41, 149].
Еще в 1822 году согласно «Устава о сибирских киргизах» была упразднена ханская власть в Среднем жузе, и территория последнего стала частью общероссийской системы управления. На левобережной (реки Иртыш), основной территории казахов Среднего жуза были образованы 8 внешних округов (на правом берегу Иртыша образованы 4 внутренних округа), в том числе в 1833 году – Баянаульский внешний округ во главе со старшим султаном (аға-сұлтаном) Шон Едыгеулы [1, с. 14]. Казангап Сатыбалдыулы, как влиятельный бий, как человек, которому доверяла сибирская администрация, еще в 1820-е годы проводил работу по организации самостоятельного Баянаульского округа, когда на территории казахов Среднего жуза открывались первые внешние округа [1, с. 43]. Хотя сам Казангап Сатыбалдыулы остался без должности, однако, чтобы угодить 5 волостям подвластного ему рода Бәсентиін, его сына Бердалы избрали заседателем Баянаульского окружного приказа [1, с. 43-44]. В 1841 году Бердалы Казангапулы уже избирается старшим султаном указанного округа, а через год, после его смерти, после проведения годовых поминок по сыну на эту должность вступает сам Казангап Сатыбалдыулы, который в течение 5 лет управлял Баянаульским окружным приказом [1, с. 41, 150].
Так как Казангап Сатыбалдыулы хорошо владел русским языком, Западно-Сибирский генерал-губернатор, Омская областная администрация, знавшие его как компромиссного, грамотного человека и влиятельного среди казахов Среднего жуза бия, использовали его в качестве посредника между местным казахским населением и сибирской властью [1, с. 43]. Например, большую помощь и содействие сибирской администрации он оказал при транспортировке добываемой из озера Калкаман соли в город Павлодар [1, с. 43]. Казангап Сатыбалдыулы выступал от имени степных биев (Среднего жуза) как доверенное лицо Западно-Сибирского генерал-губернатора [1, с. 43]. Анализ источников показывает, что он, доводя до сведения Омской областной администрации и решая проблемы своего народа, внес посильный вклад в защиту его интересов, потому что он был одним из немногих политических деятелей своего времени, умевших, когда надо, идти на компромисс, благодаря чему он и завоевал особое расположение чиновников сибирской администрации [1, с. 29-30]. И в то же время он был близок народу, так как помогал людям не только советами, но и конкретными делами, о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что он добился у Омской администрации положительного решения конфликта между казахами рода Бәсентиін и сибирскими казаками в лице командиров Коряковского и Выдрина (из-за пастбищ) в пользу первых, и тем самым уберег сородичей от уплаты крупного штрафа по заявлению указанных представителей сибирского казачества [1, с. 29-30]. Следует отметить, что добиться такого положительного решения в споре со всесильными тогда сибирскими казаками, особенно в отношении болезненного для казахов-кочевников вопроса пастбищ, учитывая реалии того сложного для казахов времени, было очень трудно, что свидетельствует о большом влиянии Казангапа Сатыбалдыулы на чиновников сибирской администрации. Как справедливо отмечает исследователь Ж. Артыкбаев, становлению Казангапа Сатыбалдыулы старшим султаном Баянаульского внешнего округа во многом способствовало одинаково хорошее расположение к нему как местного казахского населения, так и сибирских властей [1, с. 116]. Русские источники, характеризуя личность Казангапа Сатыбалдыулы, используют эпитеты «умен, честен, откровенен» [2, с. 190-191].
О компромиссной натуре и мудрости Казангапа Сатыбалдыулы бия могут свидетельствовать его слова-напутствия отцу выдающегося казахского акына-просветителя Абая Кунанбаю Оскенбайулы, с которым он был в дружеских отношениях. Так, будучи старшим султаном Каркаралинского внешнего округа, Кунанбай нередко ездил по служебным делам в Омск, в областную администрацию и по пути часто заезжал к своему бывшему коллеге Казангапу Сатыбалдыулы, был его почетным гостем, делился с ним своими размышлениями, советовался как со старшим товарищем [1, с. 44-46]. Например, вследствие конфликта с Божеем Кунанбай был вызван в Омск по следственному делу и по пути навестил Казангапа Сатыбалдыулы [1, с. 44]. Кунанбай поделился с последним своими проблемами и Казангап бий дал ему дружеский совет не враждовать с Божеем, уладить конфликт мирным путем, «если победишь, то только себя, а если проиграешь, то навлечешь на себя проклятие и беду», – напутствовал гостя Казангап Сатыбалдыулы [1, с. 45-46].
Источники свидетельствуют не только о политической, но и предпринимательской деятельности Казангапа Сатыбалдыулы бия, который был известен в Прииртышье и за его пределами огромными капиталами и торговыми операциями в скотоводческой и земледельческой отраслях, а также активной благотворительной деятельностью [3, с. 208-209]. Так, свою политическую деятельность на посту главы Баянаульского окружного приказа Казангап Сатыбалдыулы начал со строительства на собственные средства мечети в Баянауле, а муллой назначил специально приехавшего из Казани татарина Габдулгафара [1, с. 150]. Прибывшего из Казани вместе с указанным муллой молодого татарина по имени Рамазан Казангап Сатыбалдыулы взял на свое попечение и сделал своим помощником в торговых делах [1, с. 150]. Рамазан объездил всю Сибирь, посещал Ирбитскую и другие крупные ярмарки, проводя торговые сделки по заданию Казангапа Сатыбалдыулы [1, с. 150]. По рассказам местных информаторов, например, Каратая Жукенова, проживающего в данное время в п. Кызылжар Павлодарской области, Казангап Сатыбалдыулы построил медресе в нынешнем поселке Ленинский, в последующие годы в его здании располагалась школа [4].
После смерти Казангапа Сатыбалдыулы Рамазан из привезенного им из Кызылжара (Петропавловска) и Омска жженого красного кирпича и белого мрамора построил на его могиле мавзолей с белым куполом. Внутри мавзолея был установлен монумент из белого мрамора, где была надпись о его трудах. При советской власти мавзолей был разрушен, а кирпичи использованы для строительства животноводческой фермы. Впоследствии (в 1905 году) внук Рамазана Абдулфаттах Рамазанов построил для мусульман города Павлодара мечеть с белым куполом в честь Казангапа Сатыбалдыулы (местные казахи и татары называли ее Акмечеть), которая по сей день служит местом отправления молитв для мусульманского населения города и области [1, с. 150-151]. Исследователь С. Мамытова, опираясь на сведения А. Гейнса и других дореволюционных исследователей, также утверждает, что Казангап Сатыбалдыулы и его потомки были крупными предпринимателями и торговцами в прииртышском регионе [1, с. 131; 3, с. 208-209].
В источниках известного собирателя казахского шежире и фольклориста Машхур-Жусупа Копейулы говорится о таких качествах Казангапа Сатыбалдыулы бия, как красноречие и ораторское искусство. По его сведениям, однажды Малайсары батыр, якобы, спросил у своего товарища и соратника Байдаулет сардара (военачальника), кому тот оставил свой «бата-кұт» [1, с. 149]. В ответ Байдаулет батыр, якобы, сказал: «мой «кұт» передастся старшему сыну моего сына Сатыбалды, а если ему не передастся, то останется в стволе моего ружья» (образное сравнение. – К. Ж. Н.) [1, с. 149]. Как говорили знающие люди, сбылись слова Байдаулет батыра и «бата-кұт» передался в наследство старшему сыну Сатыбалды Казангапу и от людей того времени, спрашивавших о Казангапе, якобы, сохранились такие слова: «когда говорит Шон (Едыгеулы. – К. Ж. Н.), он черного аргымака-скакуна утопает (своими словами. – К. Ж. Н.) на дно реки, а когда говорит Казангап, он вытаскивает (своими словами. – К. Ж. Н.) этого аргымака со дна реки» [1, с. 149]. Знаменитый казахский акын Шоже, путешествуя вдоль Иртыша по аулам рода Бәсентиін, в своих поэмах-песнях восхвалял деяния Казангапа Сатыбалдыулы бия [1, с. 42, 152]. Другой известный акын Биржан в айтысе также с известным акыном Сарой, восхваляя гражданские и личностные качества Казангапа Сатыбалдыулы, показывает его как «жемчужину» всего племени аргынов Среднего жуза. М. Ж. Копейулы в одном из записанных из уст народных масс рассказов называет его «вышедший из бөрі и своим именем содрогнувший землю Казангап», и показывает его как одно из удивительных явлений того сложного времени [1, с. 103].
Казангап Сатыбалдыулы бий за свою добросовестную и усердную многолетнюю трудовую деятельность был награжден различными званиями и подарками. Так, он первым из сибирских казахов был удостоен чести личной аудиенции царя в Санкт-Петербурге и награжден званием старшины и ежегодным денежным вознаграждением в 50 рублей [1, с. 42, 151; 2, с. 190-191]. В 1810 году Казангап Сатыбалдыулы удостоен звания капитан, а с 1817 года – звания штаб-офицер и вознагражден халатом с головным убором и 500 рублей серебром [1, с. 42-43, 151; 2, с. 190-191]. В 1825 году он получил халат из рук Западно-Сибирского генерал-губернатора, в 1833 году удостоен звания майора, в 1838 году – 300 рублей серебром, в 1842 году – золотой медали на Владимирской ленте, а в 1844 году стал обладателем покрытого позолотой серебряного бокала [1, с. 42-43, 151; 2, с. 190-191, 443].
Сегодня сохранились географические названия, связанные с именем Казангапа Сатыбалдыулы, например, – это «Қазагғаптың асуы» («перевал Казангапа») в Баянаульских горах, «Қазагғаптың қоралары» («сараи Казангапа») возле родника Толеу при въезде в Баянаул. Его летние пастбища и зимовки-стоянки (царское правительство называло последние урочищами) находились на левобережье Иртыша, на территории современного Аксуского района [1, с. 152; 2, с. 443]. Его родовое кладбище находится недалеко от Павлодара, вблизи селения Жолкудук указанного района, где в 2008 году в его честь был воздвигнут монумент из камня, а весной 2016 года в указанном селении открыта новая мечеть его имени.
Теперь кратко остановимся на известных предках и потомках Казангапа Сатыбалдыулы. Так, по нашим предположениям, прибывший 13 сентября 1716 года в Тобольск в составе посольства хана Каипа вместе с Бекболатом Екешевым Байдаулет Бориев (в источнике: Буриев) и есть выше упоминавшийся нами прадед Казангап бия Байдаулет батыр, они вели переговоры с сибирским губернатором М. Гагариным о создании совместного с Россией военного союза против джунгар, о возможности создании благоприятных условий для свободной торговли казахов-скотоводов на близлежащих рынках Сибири и заключении с Россией «вечного мира», однако сибирский губернатор отказался от предложения казахских послов создать военный союз против Джунгарского ханства [5, с. 274; 6, с. 111, 127]. 
Сын Казангапа Сатыбалдыулы Бердалы Казангапулы (1802–1842 гг.) был бием Басентиинской волости, заседателем Баян­аульского окружного приказа (1833–1837 гг.), в 1840 году – кандидатом на должность старшего султана Баянаульского внешнего округа, а в 1841–1842 годах возглавлял названный округ [1, с. 46-48, 151]. В русских источниках про него отмечается, что он был «честолюбив, честен, скромен и довольно образован, зажиточен» [2, с. 178].
Внук Казангапа Сатыбалдыулы Иса Бердалыулы (в русских источниках – Иса Бердалин) (1825–1899 гг.) был старшиной аула, управителем Алтыбаевской волости, бием [1, с. 49, 142; 7, л. 22-42]. По сведениям исследователя В. Д. Болтиной Иса Бердалин, как имеющий звание «почетного киргиза», был избран в состав первой Всероссийской переписной комиссии по Павлодарскому уезду и утвержден приказом Семипалатинского областного военного губернатора от 14 октября 1896 года [3, с. 198]. 26 марта 1894 года Иса Бердалин был представлен к золотой медали на Станиславской ленте [1, с. 142].  Согласно приказу Степного генерал-губернатора от 10 июля 1890 года «за усердную службу и особые заслуги» управитель Алтыбаевской волости Иса Бердалин награжден халатом 2 разряда [1, с. 153]. Он «участвовал в коронации последнего царя Николая II в Санкт-Петербурге» [1, с. 154]. В газете «Дала уалаяты» в номере от 14 ноября 1899 года был помещен некролог, где говорилось, что Иса Бердалыулы всегда думал об интересах народа [1, с. 49].
Мы уже писали о деятеле национально-освободительного движения «Алаш» Кабыше Исаулы Бердалине (настоящее имя – Абдулжапар, родился приблизительно в 1867 году) – правнуке Казангапа Сатыбалдыулы и сыне Исы Бердалина. Остановимся еще раз вкратце на фактах из его жизни и деятельности. Кабыш Исаулы Бердалин был председателем Павлодарского уездного Совета Алашорды и возглавлял уездный филиал партии Алаш, избирался делегатом на II Всеказахском съезде в декабре 1917 года в городе Оренбурге, был известен по всей Семипалатинской области как акын-импровизатор, исполнявший свои песни на домбре [1, с. 117-118, 121-122, 124]. Есть сведения, что его поэтическое наследие хранится в фондах научной библиотеки Академии наук Казахстана под чужим именем (псевдонимом). В 1928 году по указу «О конфискации байских хозяйств» он был репрессирован, а его родственники высланы в Актюбинский округ (его супруга Бибиханым Оспанкызы умерла по пути в Актобе от голода и болезней) [8, л. 181-182]. 7 января 1934 года по доносам шпионов он был выслежен и арестован органами ОГПУ и сначала содержался в Омской городской тюрьме, затем – в Тайгинском отделении Сибирского лагеря, где и скончался 9 апреля 1935 года [1, с. 127].
В фондах городского отдела государственного архива Павлодарской области о нем написано, что он «потомок потомственных граждан... Пользовался громадным влиянием... Представителем Центрального Духовного Управления выдвигался на должность Мухтасиба, как наиболее религиозный и авторитетный человек в округе» [8, с. 126]. Павлодарский уездный Совет Алашорды во главе с Кабышем Исаулы проводил большую работу по строительству основ казахской государственности, в частности, под руководством Совета был организован алашский отряд в количестве 150 джигитов для борьбы с большевиками, которые с самого начала прихода к власти встали на путь ликвидации Алашорды [1, с. 124-125]. Как известно, члены партии «Алаш» и правительства «Алашорда» тесно сотрудничали с Сибирским и Всероссийским правительством [9, с. 205]. Например, 7 июля 1919 года члены Семипалатинского областного Земства в составе Раимжана Марсекова, Кабыша Бердалина и Турагула Кунанбаева провели встречу с председателем Совета Министров П. Вологодским по вопросам деятельности казахского суда, административного устройства казахских земель, регулирования земельных отношений, содействия по обеспечению населения продовольствием и «... прекращения гонений на местах на казахскую интеллигенцию» [1, с. 121; 9, с. 275; 10, с. 119].
В заключение следует отметить, что на сегодняшний день остается малоизученной жизнь и деятельность влиятельного казахского бия Казангапа Сатыбалдыулы и вообще неизученной – его прадеда (деда) Байдаулет батыра, поэтому задача ближайших лет – исследовать не изученные ранее устные и архивные источники.

Асия АЙТЕНОВА, 
историк-архивист 
Национального архива РК

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Қазанғап би Сатыбалдыұлы. Павлодар: «Кереку», 2008.
2. История Казахстана в русских источниках XVI–XX веков. Часть 1. VIII том. А.: «Дайк-Пресс», 2006.
3. Среднее Прииртышье в источниках и материалах. Сборник документов и материалов (XVIII – начало XX вв.). Том 1-2. Павлодар: «Кереку», 2008.
4. Информатор Каратай Жукенов.
5. История Казахстана в русских источниках XVI-XX веков. II том. Русские летописи и официальные материалы XVI – первой трети XVIII в. о народах Казахстана. А.: «Дайк-Пресс», 2005.
6. Қазақстан тарихы. Бес томдық. 3 том. А.: «Атамұра», 2010.
7. Центральный государственный архив Республики Казахстан (ЦГА РК). Ф. 15. Оп. 1. Д. 309. 
8. Городской отдел государственного архива Павлодарской области (ГО ГАПО). Ф. 11. Оп. 1. Д. 12.
9. Аманжолова Д. А. Алаш: исторический смысл демократического выбора. А.: Изд. дом «Таймас», 2013.
10. Нұрбек Шаяхметов. Ел бүгіншіл, менікі ертеңгі үшін. А.: «АМУ», 2001.
 

3739 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми