- Общество
- 20 Августа, 2024
ВСЕЛЕННАЯ ЛЮБВИ
Нет на земле любви,
не знающей печали,
Нет на земле любви,
чтоб скорбью не жила,
И к Родине любовь
не меньше мне дала,
Чем Ты!..
Л. Арагон
Сауле БЕККУЛОВА, кандидат искусствоведения, доцент, член Союзов художников СССР и Казахстана
Много на свете прекрасных и праздных слов, живописующих это великое чувство. Говорить о нем мне хочется в связи с именем человека и художника, знаемого давно, хорошо и … всегда неожиданно нового.
Молчаливый, скромный, Калиолла Ахметжанов по-детски застенчив и простодушен. Таким был со студенческой скамьи, времени знакомства. А образование он получил в Ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. В Академии, как тогда принято было именовать сей ВУЗ. Это было в середине 80-х годов теперь уже прошлого века. Приехав по распределению в столицу, стал преподавателем Алматинского художественного училища. И начал много писать. Красками. И – сердцем.
Музыка природы
Жанр с банальным определением «пейзаж» приобрел для художника свое особое назначение. Не отдельный кадр «природы», не сказочные прелести ландшафта волновали всегда автора, хотя поводов для восторгов земля наша дает в изобилии. Так что же звучит в творчестве художника как главная тема? На этот вопрос он отвечает жизнью и творчеством в течение четверти века.
С первых выставок в Алматы в полотнах Калиоллы возникло особое пространство – бесконечное, глубокое, с первозданной чистотой – небесной. Это – «Облака и вода», «Белая симфония», «Снегопад». В нем струятся потоки света, кружатся листья, мерцают утренние и полдневные лучи солнца («Степные мотивы», «Сары-Арка»), шелестят травы и качаются кроны деревьев («Аккорд», «После ливня», «Кюй»). Или возникают мозаики из камня – лунного, золотого, искристого, кристаллизуясь в горные хребты волшебного мира («Валун», «Радужные камни»). А порой в хрупкой ночной тишине тусклый диск луны обращает все в мистическое детство, предвещающее миг чуда («Осенняя гамма»)…
Романтик по своей сути, Калиолла фантастически преображает мир реальности в видения утонченной красоты. Но всегда, в каждой картине, есть лейтмотив – познание мира природы, близкой, знакомой, любимой с детства, как ключ к познанию своего «я». А это уже разговор об истоках.
Истоки
Они восходят к детству. Тем впечатлениям, что черпает ребенок с первых лет жизни в родительском доме. Детство, родина Калиоллы Ахметжанова – это Акмолинская область. Осиротев при рождении, он воспитывался удивительным человеком, одаренным, образованным и чрезвычайно добрым. Именно родной дядя привил малышу любовь к красоте и страстный интерес к истории, будучи историком сам.
Институтские штудии работ «старых мастеров» и по сей день тревожат воображение художника. Копии рубенсовских полотен украшают домашний интерьер наравне с собственными картинами. Но лишь в зрелом возрасте, после 30-ти лет Калиолла ощутил потребность в изучении истории искусства казахов с древнейших времен, событиях прошлых эпох Востока. Это выразилось в его научных статьях, а затем в монографии «Вооружение, военное искусство и боевые традиции казахских батыров» (1996 г.). Вот когда пригодился опыт работы исследователя и реставратора в Центральном Государственном музее Казахстана. Именно тогда судьбе было угодно привести его на родину, в Астану.
Встреча в Алматы
Эта уютная мастерская, густо заставленная полотнами и подрамниками, по-прежнему просторна и светла. А Калиолла, грустно улыбаясь, признается: не остается времени для творчества. Вот уже три года, как он перебрался в Астану. Сейчас возглавляет отдел реставрации в Президентском Центре культуры. Редкие командировки в Алматы, естественно, не оставляют возможностей для творчества. Масса организационных проблем. Все время и все силы художник отдает своей работе. И радуется – иначе не умеет ни работать, ни жить, это я знаю хорошо. Оказывается, мы не виделись три года. И вот что он мне поведал.
– Знаешь, это ведь очень интересное дело – возрождение к жизни древних вещей самых разных по назначению: и оружия, и бытовой утвари, украшений, оружия, одежды, – словом, всего, что составляет картину жизни казахов. Вот только много проблем с профессионалами-реставраторами. Прежде их обучали за счет государства, отправляя на стажировки в крупные музеи и реставрационные центры, а теперь все сложнее. Нет специализации. Потому все делаем «с нуля»; обучая молодых художников, пытаясь найти выход.
– Что теперь представляет собой ваш центр?
– Он начинался с местного краеведческого музея. Затем – фонды областной библиотеки. Поступают произведения из других музеев, скажем, Государственный музей искусств РК им. А. Кастеева. Были очевидны трудности с финансированием, и чтобы помочь их решить, президент принял нас «под свое крыло». Так мы стали называться Президентским центром культуры. Конечно, нам пока далеко до Центра Помпиду, но работа ведется активно, и мы уже действуем. Что у нас есть? Отделы этнографии и краеведения, отдел «золота» – из фондов «музея золота», переехавшего из Алматы, отдел подарков Президенту, галереи с современным искусством: живописью, графикой, скульптурой, отдел современной жизни Казахстана – это по большей части, фотоматериалы, библиотека, концертный зал и кафе. Думаю, в комплексе наш Центр вскоре действительно будет средоточием культуры столицы, работа идет.
– Больше десяти лет прошло после выставки, где вы – «великолепная семерка» ровесников-единомышленников, представили свое искусство. Резонанс был мощный. Что теперь? Не пора ли выступить вновь?
– Да, я помню. Это было в 1989 году. Дулат Алиев, Гани Баянов, Кадырхан Какимов, Муса Сенсов, Аман Бахтыгалиев, Кадырбек Калитов и я. Мы показали тогда свою живопись, графику и скульптуру. Нам было под сорок, мы чувствовали себя в ответе перед народом, и все наши работы были о нем, о нашей истории, о прошлом, настоящем и будущем. И теперь, в год 10-летия независимости Казахстана, так нужно бы нам объединиться вновь на совместной выставке. И дать ответ своему времени. Попробую поговорить с ребятами. А ты примешь участие?
Конечно, я согласилась. Быть безучастной к судьбам моих художников – мне не дано. Но прежде, чем расстаться, я задала художнику вопрос, более всего волнующий меня. Неслучайно.
– А все-таки, как быть с твоим главным предназначением – Художника?
– Это – больной вопрос. Надеюсь, что в скором будущем все организационные моменты в Центре будут решены, и тогда я вновь займусь живописью. Думаю об этом постоянно. А одна из моих любимых работ, картина «Подсолнух» поможет мне сказать главное. Это растение по самой своей природе удивительное, особенное. Цветок, влюбленный в Солнце. На всех языках – «күнбағыс», «санфлауер», «зонненблум» – это звучит как «цветок солнца». И цвет, и форма повторяют объект любви: золотой шар и лучи-лепестки. Я вижу за этими повторениями сущность: постоянное стремление всего земного к небесному, т. е., к Богу. Все, созданное в природе, – божественное знание, Книга, язык, которой понятен каждому человеку. Думаю, поэтому, изображая любую частицу Природы можно выразить ее божественные законы, философские законы. В моем «Подсолнухе» основу композиции составляет солнечная красота растения. А глубинный смысл – это подсолнух, «ставший» Солнцем, благодаря Любви к нему. То есть, человек, имеющий божественное начало, постоянно стремится к свету. И тогда вся Вселенная дарит ему свою Любовь. Разве не в этом смысл жизни?
1296 раз
показано0
комментарий