- Исторические страницы
- 20 Июля, 2024
ВКЛАД ҚАЗАҚТЫҚ В ЗОЛОТОЙ ВЕК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Торегали КАЗИЕВ,
исследователь-писатель
Постановка задачи для поиска истины
В наследии народов мира говорится, что в древности существовал Золотой век человечества, основанный на морально-этических принципах, инициаторами которого явились жители евразийских степей. К примеру, древнегреческие поэты выражали свою тоску об ушедших тысячелетиях атмосферы справедливости на земле. Гесиод (VIII–VII вв. до н. э.) в поэме «Труды и дни»: «Поколение людей золотое. Жили те люди как боги, со спокойной и ясной душою, горя не зная… Стад обладатели, любезные сердцу счастливых». Гомер около 1000 годов до н. э. в «Илиаде»: «Зевс обратил свой взор вдаль/ На земли конеборных фракийцев, /Сражающихся врукопашную/ Мисийцев и дивных доителей/ Кобылиц, млекоедов и абиев, /Справедливейших из людей…».
Поэт Херил в V веке до н. э.:
«И саки, пастыри овчин,
Скифского рода, но обитатели,
Богатой пшеницею Азии,
Высланцы тех кочевых,
Что самые между людей справедливые…»
Профессор Мэри Бойс из Лондона в книге «Зороастрийцы. Верования и обычаи» пишет, что установивший Золотой век человечества царь скотоводов Йима и его последователь пророк Зороастр жили в каменном веке в степях восточнее реки Волга, т. е. на территории современного Казахстана. В индийском наследии Йима также пережил ледник.
Возникает вопрос: а почему Золотой век человечества создали в древности именно жители нашей родной казахской земли, с таким суровым резко континентальным климатом, где две трети занимают пустыни и полупустыни, пятую часть – степи с рискованным земледелием и всего 5% леса, остальное – холмисто-гористая местность?..
Какие факторы способствовали
зарождению, становлению
и расцвету справедливости?
Изучение источников приводит к выводу, что справедливый строй жизни, основанный на морально-этических принципах, пришел из древности, в первую очередь, благодаря идеологии қазақтық, называвшейся в публичном общении словом жетелік – «совершенство». Древние абызы (ученые-мудрецы) возглавили воспитание совершенного человека и создание совершенного общества. Таким образом, первым фактором рождения и развития справедливого строя жизни была цель достижения совершенства в развитии общества и человека. Под совершенством абызы понимали жизнь по морально-этическим принципам, которые они считали законами мироздания. Их мировоззрение строилось на том, что есть Мироздание, Природа и Человечество, которое является частью их и обязано жить по законам Мироздания и входящей в него Природы. Во главе Мироздания стоит Абсолют (Создатель), вдохнувший частичку своего духа в человека и человек обязан быть его соработником и сотворцом, а для этого быть совершенной личностью, чтобы соответствовать своему предназначению и фактической реальности.
Следующие важнейшие четыре фактора для справедливого строя жизни: наличие соответствующих управленческих кадров, природно-климатический фактор, способствующий достижению именно этой цели, политический и экономический факторы. В прошлых материалах мы писали о том, что в Волго-Урало-Казахстанском регионе имелся такой кадровый костяк абызов, возглавивших в начале Валдайского оледенения (около 117 тысяч лет назад – В. Мосин. Южный Урал в каменном веке) когнитивный толчок масс и многотысячелетнее строительство и восходящее развитие справедливого строя жизни.
Природа: суровые открытые пространства Степи от Дуная до Китайского моря способствовали рождению идеи единства рода человеческого. Ибо тут негде спрятаться и только человек человеку друг, кто считал по-другому – исчез в желудках хищников. Потому люди тут уж сотни тысяч лет плечом к плечу, спина к спине, и – выстоял двуногий в смертельных схватках с миллионами хищников за жизнь, пищу и жилье – мобильные охотники и скотоводы, идя по ежегодным маршрутам за пасущимися животными – радовались донельзя каждому встреченному по пути человеку! С тех изначальных пор и до сего дня казахи говорят о каждом человеке на планете Земля: «…ол да Адам баласы» – «...он тоже сын Адама».
Абызы, исходя из вышеуказанных принципов, и внедрили в фактическую жизнь политическую систему, соответствовавшую как реальностям Мироздания, так и конкретным условиям отдельных районов, регулируя соответствие политики каждому отрезку цикличного и изменчивого быстро уходящего времени. Каким же был экономический фактор?
Маркс и другие – о способах производства
В XIX веке в предисловии к «Критике политической экономии» Карл Маркс обозначал исторические – «…азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства». В XX веке к указанным прибавился социалистический способ производства в СССР и других странах.
По мнениям многих ученых, азиатский способ производства существовал с начала классового общества в древности до XX века в восточных и южных странах: в Китае, Индии, арабских и других – где была деспотическая власть, не имелось частной собственности, а сельская община выступала низовым элементом организационной структуры.
При античном (рабовладельческом) способе производства, начавшегося с рубежа II–I тысячелетий до н. э., с Финикии и Греции, раб считался «говорящим орудием». А рабовладельцы Греции даже свободных людей других стран называли «варварами» и даже Аристотель «советует монарху (Александру Македонскому); обходиться с греками как подобает отцу, а с варварами – как подобает господину, первых считать друзьями и близкими и пользоваться вторыми, как пользуются животными и растениями» (Андре Боннар. Греческая цивилизация. М. 1982. С. 212–213).
При феодализме, существовавшем в Европе с V века в поздней Римской империи до буржуазных революций XIX века, сословная структура, когда земля у феодалов с иерархической лестницей, а производители продукции крестьяне в закрепощенном состоянии и их можно было даже продать, обменять на собак и т. д.
Капиталистический (буржуазный) способ производства основан на наемном труде, частной собственности на средства производства и промышленных технологиях.
Социалистический способ производства в СССР показывают так: «Экономическую основу социалистического общества составляет социалистическая система народного хозяйства, социалистическая (государственная) собственность на средства производства, утвердившаяся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком» (Учебник политэкономии. Раздел третий. Социалистический способ производства. Глава XXVII /Сайт «Исторические материалы»). Пафосно звучит, но на факте хотя бы коллективизации видно другое: у крестьян отняли землю, самые работящие названы кулаками и после отнятия имущества сосланы в ссылки, а через 30 лет уничтожено 300 тысяч русских деревень, что в корне подорвало демографическую мощь государствообразующего народа. В Казахстане отъем земли и скота привел к массовым голоду и эмиграции, а также к смерти миллионов человек из коренного населения, которое к концу 1950 годов стало составлять лишь четверть всех жителей республики! Опять же причина не в социализме или капитализме, а в кадровом факторе – кто это сделал и в том, каковы были их политические цели – то есть в политическом факторе… Экономический фактор – оторвали каждую сельскую семью от земли, которая стала ничьей и стали они работать на ней за трудодни…
Какой же строй жизни и способ производства был в древности в Волго-Урало-Казахстанском регионе?
По датировке Ф. Г.-Н. Нурутдинова, спасшего булгарские летописи «Джагфар тарихы», первый царь Турана (Идель, Жете ел, Жидели Байсын) абыз династии Дуло (Дулат) Джам (у Фирдоуси Джем, в Авесте Йима, у многих тюркских народов Майкы, в шежире жетыру (картказак) Аргы Мак) встал на престол около 14953 года до н. э. Главным лозунгом кагана Майкы был «Хан әділ болса басынан бағы таймайды, халық табанды болса қара жермен кеме жүргізеді» – «Если хан справедлив, с его головы не соскользнет счастье, если народ основателен – и по черной земле проведет корабль» (Сказание «Бұл қазақ қай уақытты үш жүз атанған»). Эта целевая задача – власти быть справедливой, а народу основательным – была поставлена абызами десятки тысяч лет назад до кагана Майкы.
Недаром согласно тех же булгарских летописей, еще в 35 тысячелетии до н. э. «семь племен объединились в Союз Идель (Семь племен, Жете ел)». «Жеті» – «семь». «Жете» – «совершенство». На публике «Семь племен», а в священном значении Жете ел – «Совершенный народ», «Совершенная страна». Ведь абызы ставили цель воспитания совершенного человека и человечества.
Если бы вы знали, уважаемые читатели, что это название страны дошло до сегодняшнего дня – на картах прошлых веков, европейских и американских, собранных и изданных Мухит-Ардагером Сыдыкназаровым, отмечено название Казахского ханства наряду с «Land of Kassaken» (Страна Кассакия) и «Land of Jete» – «Страна Жете» – Жете елі.
И в книге российского ученого Алексея Левшина «Описание киргиз-кайсацких орд и степей», вышедшей в Петербурге в 1832 году в части второй пишется: «Страны... идущие от нее (от реки Сырдарьи) на север и северо-восток... всегда были обитаемы народами, мало известными просвещенному миру, и потому в каком смысле греки давали им нарицательное имя скифов, в таком же арабы и иногда персияне называли владения их землею Чете или Джете, Туркестаном, Тураном, Верас-Сейхуном и Кыпчаком». То есть Жете, Турк, Тур, Ас, Сей Кун, Кыпшак являются обережными именами табуированного в древности священного имени Қазақ. Археолог А. В. Пьянков в статье «Некоторые вопросы этнической истории древней Средней Азии» пишет о центральной области Турана: «Хванирата (Кендгер Кобан журты) расположена между Волгой и Аму-Дарьей». Что интересно, жетелік (қазақтық) сохранился в исторической памяти многих народов, например, в русском слове «семь я», у венгров, башкортов, татар, чувашей и других – выводящих в сказаниях истоки своих народов от древних «семи племен» и, особенно в булгарских летописях. При исследованиях могут найтись новые источники… Ведь именно в Волго-Урало-Казахстанском регионе начинался праязык ностратики (Яхонтов С.), а степной пояс от Дуная до Китайского моря практически всегда (с редкими перерывами) был единым культурным пространством с местными особенностями – благодаря тому, что мобильные охотники и скотоводы в своих ежегодных маршрутах за пасущимися животными забредали во все уголки Степи и даже не Степи. О том, что и десятки тысяч лет назад антропология населения на этих пространствах была смешанная европеоидно-монголоидная, говорят раскопки археологов, в т. ч. стоянки Сунгирь на краю г. Владимир, с останками нескольких охотников 34-тысячелетней давности и генами, соответствующими генам части сегодняшних степных племен…
Золотой век человечества, начавшийся при кагане Турана Майкы в XV тысячелетии до н. э., закончился около 1900 годов до н. э. в связи с распадом Турана в результате тысячелетней засухи (Демкин В. А. и др. Палеоэкология восточноевроп. степи в эпохи неолита и бронзы /Проблемы изуч. ям. культ.-ист. обл. О. 2006. С. 40).
Рассмотрим кратко некоторые аспекты строя жизни и способа производства соответствующих эпох.
При кагане Турана Майкы в каменном веке скотоводство подтверждается как заключением М. Бойс по Авесте, так и открытием на Устюрте каменных загонов для скота, относящихся к ледниковому периоду (Магомедов М. и др. Каспийская Атлантида/Научная мысль Кавказа. 1994. №4). Слова поэта Гесиода «жили те люди как боги» подтверждаются тем, что слово «қазақ» вначале означало «лучи солнца, само Солнце и Тангры» – люди считали себя соработниками и сотворцами Абсолюта. Для публичного произношения это священное слово было табуировано и заменялось обережными словами: казаяк, казык, азык, ас, кас, сак, турк, кыпшак, жете и др.
О фактической жизни в эпоху меди (VI–III тысячелетия до н. э.) в Волго-Урало-Казахстанском регионе пишет автор монографии «Эпоха меди Степного Приуралья» выдающийся оренбургский археолог С. В. Богданов: «Изучение социальной организации древнего населения позволило определить внесословный характер погребального обряда. До сих пор в Самарском Заволжье и Степном Приуралье не обнаружено ни одного курганного некрополя военной аристократии, жрецов, ремесленников и т. п. Анализ этих материалов приводит к парадоксальному на первый взгляд выводу: все основные подкурганные захоронения принадлежат одной социальной группе древнейших номадов. Социальный прогресс, его конкретно-исторические формы принципиально отличались... от тех, что были свойственны южным территориям Старого Света. Социальный строй древнеямной культуры был структурирован по кластерному принципу, т.е. основу социальной организации составили доминирующие семейно-родовые кланы. Определенная потомственная (семейная) специализация населения (плотники, литейщики и т.п.) наблюдались внутри кланов» (Богданов С. Вопросы культурной детерминации древнеямных памятников Волго-Уральского степного субрегиона /Проблемы ям. культ.-ист. обл. О. 2006. с. 12).
За эпохой меди идет ранний железный век (РЖВ). Приведем примеры по РЖВ Волго-Урало-Казахстанского региона с VIII в. до н. э. по IV в. н. э. на основе фолианта Института Археологии «Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время». М. 1989 г. На с. 164: «Сарматы – потомки срубников и андроновцев», т. е. исконных жителей, живших в регионе сотни тысяч лет – гены андроновцев совпали с генами сегодняшних здешних табынов, в чьем шежре Аргы Мак (Майкы). К сведению, табыны есть сегодня как у казахов, башккортов, татар, у других тюркских народов, так были и у венгров, русских, германцев (тавны Тацита) и т. д. С. 152: «Об общем устройстве предков савроматов. По инвентарю погребений не заметно существенного имущественного неравенства». С. 153: «Савроматские женщины воюют, ездят верхом, стреляют из лука, бросают дротики, вместе с мужьями выезжают на охоту, выступают в поход. Марцеллин: аланы (алшыны. – Т. К.) – это прежние массагеты (их царицей была в VII в. до н. э. Томирис, победившая напавшего на Степь персидского царя Кира)». С. 168: «Основу хозяйства савроматов и близких им самаро-уральских племен составляло кочевое животноводство, налаженное производство – ткачество, обработка дерева, камня и кости, металлургия, литейное и кузнечное дело. Сосредоточение курганов на левобережье Илека, что отображает существование определенных племенных центров».
Т. Сулимирский в книге «Сарматы». Лондон. 1970 г. отмечает: «Побывали почти во всех странах Европы, а на востоке дошли до Китая... потомки тех, кто прибыл в Англию (король Артур, рыцари Круглого стола и другие), до сих пор живут в этой стране... вся Восточная Европа была их вотчиной и носила название Сарматия... Сарматы внесли вклад в развитие искусства и традиции, которая легла в основу многих течений в искусстве средневековой Европы – меровингского, англосаксонского, романского».
В книге «Сарматы на Илеке» археолог К. Ф. Смирнов пишет, что в VIII–VII вв. до н. э. здесь, на Илеке, притоке Урала (Жайық), происходило формирование савроматской (сарматской) культуры.
Приилекские степи являлись геополитическим и духовным центром евразийских мобильных охотников и скотоводов уже в начале Валдайского оледенения (здесь у реки Кобда (приток Илека) Первый Кобыланды изготовил тогда, сидя под землей, первый испускающий свет тарак в форме трезубца со священным значением ҚАЗАҚ) – вплоть до средних веков!.. Причины: здесь центр Врат Народов между Каспием и Уральскими горами, здесь скрещение путей мобильных охотников и скотоводов, два раза в год проходивших – на летние пастбища на север до Владимира и зимние пастбища до Жидели Байсына на границе Афганистана, и третья причина – рядом Южноуральская и Мугалжарская камне-металлургические базы... Об этом в фолианте Института Археологии говорится на стр. 203: между летними северными и зимними южными пастбищами, вертикального маршрута, от Владимира до Афганистана граница по реке Урал в широтном течении. Зимники начинаются южнее реки Урал и там, «именно на левобережье Урала (Илек, район Орска, Актюбинск) обнаружены самые большие и богатые могильники, насчитывающие сотни курганов... главным образом вблизи их зимних стоянок» (стр. 204).
И там же, междуречье Илека и Кобды, между аулами Ортак и Аксай Кобдинского района Актюбинской области РК, по всей вероятности, располагалась столица Турана, о которой в казахском наследии: «Майқы атам Орнық деген қала салған» (Майқы би. А. 2014. С. 16). Знаменитый переводчик «Авесты» академик РАН И. М. Стеблин-Каменский с восхищением писал: «В разделе «Авесты» Видевдате рассказывается, как первый царь Йима, «владелец добрых стад», царь-пастух Золотого века строит первый город».
На стр. 205 дается определение известного в мире специалиста по кочевничеству А. М. Хазанова из его труда «Социальная история скифов». М. 1975. с. 93: «Становление частной собственности на скот не только предшествовало развитию кочевого скотоводства, но и было одной из его предпосылок». И дальше на этой странице фолианта: «собственность на скот и пользование определенными участками земли рода, общины и целого племени являлись основой, на которой зиждилось все хозяйство древних кочевников. Основными единицами в производственном процессе савромато-сарматских племен всегда оставались семья и род».
На стр. 203 – о том, что по Смирнову К. Ф. «савроматы-сарматы евразийских степей были полукочевниками, в составе стада имелся крупный рогатый скот, и даже, возможно, существовало полустойловое содержание части скота с заготовкой корма на зиму. Было ли земледелие, для автора осталось неясным».
Очень интересная информация на стр. 165: «Солнце – свет – огонь» – центральное место в идеологии сармат». У казахов до сих пор понятие «жить» определяется словами «күн көру» – «солнце видеть».
Выводы
Итак, в Волго-Урало-Казахстанском регионе қазақтық (жетелік) как системное мировоззрение, постоянно направленное на совершенное восходящее развитие человечества, существовало около ста тысяч лет – с начала Валдайского оледенения до распада Турана в 1900 годы до н. э. в результате тысячелетней засухи, когда и закончился тот Золотой век. В связи с потерей костяка абызов, возглавлявших процесс совершенного развития личности, общества и государства, потерялась системность, наступила деградация многих составляющих, и история человечества пошла по нисходящей. К примеру, культуролог Зира Наурзбаева применяет к разным стадиям истории термины «совершенное человечество» (к Золотому веку) и «деградировавшее человечество» (к Железному веку) ... Позже цельное тенгрианское степное мировоззрение было использовано в разных уголках мира для создания различных религий, в частности авраамических, даже с оправданием рабства и других неоднозначных вещей. Но многое еще сохраняется, хотя бы в памяти человечества.
Как видно из показанных источников, ни один из способов производства из перечисленных Марксом плюс фактически существующая с 1917 года форма социалистического способа производства – в Волго-Урало-Казахстанском регионе в соответствующие рассмотренные эпохи не применялся. Сословий и каст не было, деспотов не было, рабовладельцев не было, как не было рабов, крепостных и феодалов. Был каган из абызов, были избираемые ханы, жившие на одну зарплату, были избираемые из своей среды бии, аксакалы, мировые судьи и не было органов принуждения – а только свободные люди, на семьях которых держалось производство всех благ, и все люди старались быть совершенными.
В средние века и после сильно менялась карта мира, шло дробление и многие народы стали жить совсем в других политических, экономических условиях, религии изменили прежние мировоззрения и многие народы попали в колониальный гипноз чужих воззрений, иногда даже не будучи официально чьими-то колониями. Позабыли опыт предков, только их культурные коды спасают до сих пор, даже не осязаемые многими, все еще держат на плаву многих теряющих традиции потомков. Степняки чудом сохранили в себе имя қазақ благодаря мобильности в своей суровой степи и тому, что над ним не висели тираны, религиозные фанатики и прочие уничтожители традиций справедливости и основательности. Свободную мобильность по родному краю и семейно-родовую собственность на родную землю, т. е. казахский способ производства, экономически породивший в древности Золотой век человечества, отменили в 1867–1868 годах… Но это уже другая история.
г. Актобе
2244 раз
показано0
комментарий