• Общество
  • 20 Июля, 2024

ОТКРЫТИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ НАШУ ИСТОРИЮ

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Кемаля (Кималя) Акишевича Акишева, славного сына казахского народа, выдающегося ученого, прославившего своими археологическими открытиями Казахстан во всем мире. 

 

Жизненный путь великого археолога не был легким. О судьбе К. А. Акишева нам рассказывает супруга ученого, директор НИИ археологии им. К. Акишева, кандидат исторических наук Марал Хабдулина. Она поясняет, что по паспорту его имя Кималь, друзья звали его Кима. В годы коллективизации и голода маленький Кималь остался круглым сиротой. Его мама была старшей сестрой Каныша Сатпаева, в то время работавшего в Атбасаре в геологоразведочной партии. Каныш Сатпаев забрал Кималя в свою семью. В 1944 году Кималь вернулся с фронта. В результате ранения у него была раздроблена лучевая кость правой руки, хирурги ампутировали 7 см кости. Руку чудом не ампутировали. Он научился писать левой рукой точно так же, как правой, чинил часы, делал всю работу по дому и относился к жизни, как обычный здоровый человек.
В 1950 году Кималь Акишев окончил исторический факультет КазГУ им. С. М. Кирова, а в 1953-м – аспирантуру в Ленинграде. Он становится начальником Северо-Казахстанской археологической экспедиции – до начала распашки целинных земель нужно было зафиксировать все древние памятники. Местом становления его как ученого стал Центральный Казахстан. Здесь в конце 40-х годов прош­лого века он стал постигать археологию под руководством знаменитого ученого Алькея Маргулана, принимал участие в раскопках ныне широко известных некрополей эпохи бронзы – Бегазы, Сангру. На материалах могильников эпохи бронзы Сарыарки в 1953 году Кималь Акишев защитил кандидатскую диссертацию по археологии. В аспирантские годы он собирал сведения о древностях Сарыарки, разбросанные в письменных и архивных источниках. Они пригодились ему в годы целинных экспедиций 1954–1956 годов. Кемаль (Кималь) Акишев – заслуженный дея­тель науки Казахстана, участник Великой Отечественной войны, был награжден орденом «Знак Почета», медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», орденом «Парасат», почетной грамотой Верховного совета Казахской ССР, его имя занесено в Золотую книгу почета Казахстана.
– С 1955 по 1989 годы Кималь Акишевич возглавлял отдел археологии Института истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валиханова, – говорит Айнагуль Ганиева, кандидат исторических наук, автор ряда научных работ о Кимале Акишеве. – Огромный пласт работ под его руководством был проведен на территории Северного Казахстана в годы освоения целины. Как офицер-фронтовик, он использовал методы военной топографии при составлении карт расположения объектов археологии. Этот опыт был применен и при создании «Археологической карты Казахстана» – первого подобного издания в мировой практике, включившего в реестр более пяти тысяч памятников археологии. 
По словам Айнагуль Ганиевой, издание археологической карты Казахстана продемонстрировало высокий уровень развития отечественной археологии и позволило наметить перспективные планы фундаментальных исследований.
К. Акишев также был одним из организаторов и руководителей многочисленных археологических экспедиций и отрядов (Центрально-Казахстанская, Северо-Казахстанская, Акмолинская, Илийская, Семиреченская, Отрарская, Южно-Казахстанская, Ишимская экспедиции) во всех областях Казахстана. 
В деле разработки научных проблем ученым поставлены вопросы социально-экономической истории древних кочевников, происхождение номадизма, складывание пастбищно-кочевой системы. Блок теоретических исследований посвящен генезису и становлению государственности степных этносов древности и средневековья. Одно из последних научных направлений исследований, разработанных Кималем Акишевым, стало обос­нование значимости степной цивилизации. 
Имя Кемаля (Кималя) Акишева вписано в историю независимого Казахстана благодаря открытию и исследованию памятников, получивших мировую известность: сакским курганам, некрополю Бесшатыр, кургану Иссык, знаменитому Отрару, другим средневековым городам Великого шелкового пути. А открытие «Золотого воина» (или «Золотого человека») стало символом независимого Казахстана. Этот артефакт прославил нашу страну во всем мире. 
Кималь Акишев – автор более 200 научных трудов и 15 книг. В предисловии к первому выпуску его научного наследия, увидевшего свет в 2019 году ректор ЕНУ им. Л. Н. Гумилева Ерлан Сыдыков отмечает, что в свои последние годы Кималь Акишевич занимался исследованиями нового направления в отечественной истории и по праву считается первым ученым, сформулировавшим основные признаки степной цивилизации. При этом сам Кималь Акишев вложил немало сил в открытие и изучение ее ключевых памятников на территории Казахстана. 
«Возвращаясь к научному наследию ученого, мы задаем вопрос о том, что мы видим? Мы видим живую мысль интеллектуала, первооткрывателя, археолога, видим безупречное владение методологией, огромный багаж знаний, видим решительного и смелого человека, видим, как сквозь пыль экспедиционных дорог несутся по степи кочевые племена, видим «Золотого человека», видим Кималя Акишевича Акишева», – поясняет Ерлан Сыдыков.
В 1963 году выходит первая монография по раннему железному веку Казахстана «Древняя культура саков и усуней долины реки Или» под авторством Кималя Акишева и Гаяза Кушаева. Труд был написан на основании материалов, собранных Илийской археологической экспедицией Института истории, археологии и этнографии имени Ч. Ч. Валиханова Академии наук Казахской ССР за шесть лет (1954, 1957–1961 гг.). В книге дается характеристика царских гробниц могильника Бесшатыр, как погребальных памятников элиты сакских племен Семиречья, описываются топография, типы сооружений и обряд погребения саков и усуней долины реки Или. 
В 1967 году Кималь Акишевич, как один из авторов фундаментального коллективного труда «Древняя культура Центрального Казахстана», был удостоен звания Лауреата премии им. Ч. Ч. Валиханова АН Казахской ССР. В 1982 года К. А. Акишев становится Лауреатом Государственной премии Казахской ССР. 
В 1969–1970 годы им были проведены раскопки на могильнике Иссык. Знаменитый ныне курган Иссык дал первое в Центральной Азии неразграбленное погребение раннего железного века, получившее название погребение «Золотого воина». Парадный костюм Золотого воина плакирован четырьмя тысячами золотых пластин, выполненных в зверином стиле. Композиционно и семантически сложный головной убор, как и весь костюм Золотого воина, и сопровождающие его предметы вооружения и предметы быта уникальны по своим информативным возможностям. Они позволили Кималю Акишеву не только восстановить погребальный обряд знатного сака и все атрибуты парадного ритуального костюма, но и поставить новые вопросы относительно уровня развития социально-экономических отношений, культуры и искусства, государственного устройства, этнокультурных связей саков Казахстана. Находка полностью изменила представление о вкладе казахстанских скотоводческих племен в мировую цивилизацию.
Наследие ученого еще не полностью изучено, его дело продолжает супруга Марал Хабдулина, кандидат исторических наук, директор Института археологии им. К. А. Акишева при ЕНУ им. Л. Н. Гумилева.
– В последние годы своей жизни Кималь Акишев организовал при ЕНУ имени Л. Гумилева Ишимскую археологическую экспедицию. Благодаря ее работе начались раскопки археологического памятника Бозок, который возник на месте сегодняшней столицы в VII веке, – говорит Марал Хабдулина.
По работам археолога Алькея Маргулана и материалам российских экспедиций XVIII–XIX веков было известно о существовании многочисленных средневековых городов в Сарыарке. Наиболее близким к Астане пунктом было городище, расположенное на берегу озера Бузук (Бузыкты). К поискам его Кималь Акишев приступил в 1997 году. С переносом столицы в центр Казахстана, встала задача изучения древностей Сарыарки. Существование этого памятника известно по публикациям и архивным источникам, однако поиски его были довольно продолжительными. Руины городища, известного сегодня как «Бозок», видел в 1816 году Иван Петрович Шангин – участник русской экспедиции в Степной край. Об этом он упоминает в своих путевых заметках. Затем, в 1928 году городище было вновь найдено директором Акмолинского областного музея Леонидом Семеновым. В кратком описании он характеризует три площадки с валами и рвами, отмечает арыки и огороды, примыкающие с севера к руинам городища, и подчеркивает, что расспросы местного населения ни к чему не привели. Из этого следует, что ирригационная планировка относится к средним векам и оставлена жителями. Городище Бозок отмечено на карте, составленной А. Х. Маргуланом, но сам он в том месте не был. В третий раз памятник был открыт Кималем Акишевым осенью 1998 г. Раскопки памятника ведутся Есильской археологической экспедицией Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева с 1999 года.
Среди известных сегодня средневековых городищ Евразии нет памятника, имеющего такую форму трехчастной композиции в размещении градообразующих строений. Но именно эта планиграфия имеет особый смысл и является кодом, оставленным его строителями. Для кочевых ставок и резиденций правителей тюрко- и монголоязычных кочевников с глубокой древности было характерно особое пространственное размещение. Ставка делилась на три части: центр – орду, правое крыло – учук, левое – бузук. Ни один военачальник или аристократ не имел право ставить юрту, пока не будет установлен центр – орду. И лишь после этого начиналось размещение свиты согласно рангу и социального статуса. Такой же принцип был заложен в административном делении древних и средневековых государств: восточные владения назывались – бузук, западные – учук, центр – орду, орда. У пространственного размещения «кварталов» городища Бозок заложен смысл трехчастного деления древних резиденций кочевых племен. Создатели его на конкретной местности воспроизвели стандартную элитную ставку VIII–IX веков, композиционно подтверждающую сведения письменных источников.
– Бозок, – говорит Марал Хабдулина, – это некое послание, которое было получено в особый символический момент рубежа тысячелетий, совпавших с примечательными собы­тиями: обретением независимости, переходом к новому этапу государственного строительства, созиданием столицы. Послание из глубины веков явилось в момент нового пассионарного витка истории Казахстана и вызвано волею патриарха казахстанской археологии – Кималя Акишева.
Все эти знаковые обстоятельства получили подтверждение в открытии глубокой историчности и значимости казахских степей, как центра евразийского континента. Стало ясно, что здесь на протяжении столетий протекали события политического, созидательного свойства, шло накопление и развитие новых культурных и технологических достижений, влиявших на этногенез казахов, сформировавших генетический код и ментальность казахского этноса. 
По словам Марал Хабдулиной, Бозок как археологический памятник не принес сенсаций в виде древнего золота, обилия сказочных украшений, которые обычно привлекают внимание любопытных. Но его значение для истории нашей страны отнюдь не стало меньшим.
1998 год был объявлен Годом целостности народа и национальной истории, и археологические работы в приишимских степях стали государственной задачей. Так началась деятельность Ишимской археологической экспедиции Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева под руководством академика Кималя Акишева. Центральный Казахстан занимал особое место в научной биографии Кималя Акишева. Он оказывается здесь в рубежные моменты истории Казахстана, в периоды активных созиданий. И этот дух новаций, стремительных перемен полностью соответствовал натуре Кималя Акишевича. 
Городище Бозок было обнаружено осенью 1998 года в результате сплошного обследования археологами верховьев Ишима. Причина долгих поисков кроется в необычной топографии археологического памятника. Оно оказалось среди болот левой пойменной долины Ишима, на берегу небольшого озера Бузыкты. Озеро заросло камышом и затерялось среди низин и болот старицы. 
В течение 15 полевых сезонов городище Бозок стало основным стационарным объектом Ишимской археологической экспедиции Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева. 
Это был огромный археологический лагерь. Нередко численность его достигала 120 человек. Археологический лагерь на Бозоке каждое лето стоял полтора-два месяца. В результате масштабных исследований постепенно открывались особенности этого археологического объекта, а вместе с ним и средневековая история центральных регионов Казахстана. 
В результате первого года раскопок стало понятно, что перед учеными открылся новый, доселе неизвестный тип памятника. Внимание ученого привлекла необычная планировка городища, состоящего из трех квадратной формы площадок, составленных в виде трехлепестковой розетки. Особенно четко это было видно на аэрофотоснимке. Анализ семантики, заложенной в такой необычной планиграфии, поиски аналогий, заставили Кималя Акишева обратить внимание на название озера, на берегу которого расположены руины городища. 
На картах Целиноградского района 1963 года озеро называется Бузукты. В этом не­обычном звучании, гидрониме таится глубокий смысл. Расшифровка его возможна с привлечением разного вида источников: эпических, исторических топонимических, археологических. Известно, что этим термином бузук обозначали восточное крыло административной структуры военных ставок древних и средневековых кочевников. По письменным источникам, у тюрко-монгольских народов, начиная с эпохи пратюрков, еще хуннов и усуней, в пространственной организации военных ставок всегда выделялись центр и два крыла. Центр назывался орда, орду, восточные владения – бузук, западные – учук.
В древнетюркских эпосах и текстах термин бузук используется в нескольких значениях: как правое крыло войска; в системе титулатуры огузского каганата данный термин означал высокую статусность воинской и родовой знати. Кималь Акишев считал, что, следуя художественному содержанию эпоса «Огуз наме», вправе слово «бузук» обозначить как «небесные стрелы», стрелы, посланные с востока. Можно утверждать, что слово «бузук» закрепилось на века в названии озера в долине верхнего Ишима, потому что было принесено элитой древних тюрков, осваивавших реку Ишим как транспортную магистраль на пути их движения с востока на запад.
– Удивительно многовековое сохранение термина «бузук» и проявление его в названии небольшого, затерянного среди болот озера – маленькой точке на бескрайних просторах евразийского пространства. Наше рациональное сознание должно воспринимать его как высший знак, как послание Казахстану из глубины веков, – считает Марал Хабдулина. – По смысловому содержанию тюрко-огузский термин «бузук» может означать – проникающая, разрушающая стрела (буз ок) или если произносить боз ок, то это – светлая стрела. В древнетюркском прочтении более правомерно произносить боз ок. Таким образом, претерпев ряд изменений, получивших освещение при публикации материалов, древний памятник получил название – городище Бозок. 
В археологическом контексте городище Бозок более правильно называть Бозокский археологический микрорайон, он длительно существовал, имеет местность, жестко ограниченную природными рубежами в виде болот. Его территория изначально предполагала только размеры восточного берега озера Бузукты, ему некуда было расти. Этот фактор вне сомнения, сыграл особую роль при выборе этого места под строительство. Оно оставалось обитаемым более восьми столетий от VII–VIII до XV–XVI веков. За это время над Евразией пронеслось несколько исторических эпох и каждое из них оставило свои строения в структуре и культурном слое городища Бозок.
– Для нас ясно, что территория городища Бозок – только часть обширного урбанизированного пространства, включавшего поселения, караван-сараи, культовые строения. К сожалению, не все это сохранилось. Удивительным образом до нас дошла самая сокровенная, сакральная часть сложной городской структуры, специально «спрятанная» среди болот левой пойменной долины реки Ишим, – говорит Марал Хабдулина. – Городище Бозок – это был особый церемониальный центр общегосударственного значения. Существование таких городов в кочевых империях хуннов, тюрков, киданей, монголов подтверждается письменными и археологическими памятниками, исследованными на территории Восточной Европы и Центральной Азии. 
Городище Бозок по архитектуре и планировке относится к особой категории памятников, известных в археологии Евразии как культово-поминальные комплексы древнетюркской эпохи.
Сама идея зародилась у древних тюрков и получила наиболее яркое претворение в конструкции и планировке княжеских мемориа­лов Монголии. Среди них наиболее полно исследован комплекс Кюльтегина. Один из таких ансамблей был раскопан в 1959 г. Л. Р. Кызласовым в урочище Сарыг-Булун в Туве. Сарыг-Булун сходен с Бозоком не только по внешним архитектурным деталям, но и присутствию на его территории «храма-юрты», деревянного столба. Поминальный комплекс Сарыг-Булун представлял собой четырехугольную площадку, окруженную валом и внутренним рвом. Размеры вала – 36х29 м. В центре площадки возле столбовой ямки найдены разрозненные предметы и кувшин среднеазиатского облика. Во рву обнаружены две каменные статуи людей в сидячей позе. Памятник датирован VI–VIII веками. Близкие по архитектуре и назначению объекты открыты далеко на западе, в Восточной Европе, и объединены в группу памятников так называемого «перещепинско-вознесенского типа». Памятники датируются по вещам концом VII–VIII вв. Функциональное назначение их до конца не выяснено. Поэтому их называют то городищами, то погребально-поминальными комплексами.
Наиболее ярким объектом является Вознесенка на Нижнем Днепре. Вознесенка была раскопана в 1930 г. Памятник имеет вид прямоугольной площадки размерами 62х31 метр, окруженной каменно-земляным валом. В восточной части площадки обнаружено выложенное камнем кольцо диаметром 8-9 м. Рядом с ним две ямы, забитые десятками единиц предметов вооружения, конской узды, пережженными костями лошади. Комплекс вещей датирует памятник первой половиной VIII века. Интерес представляет круглое кольцо, обнаруженное на внутреннем пространстве площадки, которое, как пишет С. А. Плетнева, могло быть: основанием легкого сооружения типа шатра или юрты». Неоднократно отмечалось, что архитектура поминальных храмов Нижнего Днепра, особенно Вознесенки, имеет аналогии в Сарыг-Булуне, теперь к ним можно добавить и Бозок. Общим является обнесение площадок валом-стеной, рвом, расположение на площадке постройки типа «юрты», установка деревянной стелы 
(в Сарыг-Булуне и Бозоке).
Таким образом, такие детали архитектуры городища Бозок, как планиграфия оборонительных укреплений, «юрта», вертикально вкопанный столб находят аналогии в конструкции культово-мемориальных комплексов древнетюркской эпохи.
Не случайно расположение городища оказалось знаковым и на современной географической карте. Из этого следует, что в появлении города, как и в выборе местообитания нашими далекими предками, особую роль сыграло его срединное положение в центре восточной части евразийского пространства. Здесь пересекается пучок торговых караванных, следовательно, и военно-миграционных путей древнего населения Евразии. Здесь, у древнего брода Караоткель, можно было контролировать и организовывать этот поток.
В настоящее время городище Бозок оказалось в черте городской застройки. За озером Бузыкты проходит внешнее объездное кольцо столицы. Территория древнего городища оказалась на главной оси Астаны и удачно вписалась в архитектурную трактовку столицы: прошлое (Бозок), настоящее (центральная площадь с Ак-Ордой), будущее (университетский городок). 
Первооткрыватель Бозока Кималь Акишев заложил основы Ишимской археологической экспедиции. До получения первых радиоуглеродных дат, определил дату городища Бозок. Он утверждал, что самые древние его строения появились в VII, возможно, даже в VI веке. При нем был создан новый археологический коллектив в Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева и его ученики продолжают ныне работать здесь по направлениям, намеченным Кималем Акишевичем.
Масштабные раскопки средневекового степного памятника, активное внедрение полученных результатов в научное пространство Казахстана и Евразии, неустанная дея­тельность по пропаганде и популяризации истории и культуры степной Евразии получили претворение в создании музея-заповедника «Бозок». 
– Только с 2021 года идея Кималя Акишева по созданию археологического парка на основе городища Бозок начала претворяться в жизнь, – говорит Сауле Бурбаева, директор государственного историко-культурного музея-заповедника «Бозок». – Великий ученый оставил свои эскизы, планировку, научные данные, которые стали основой для реализации этого проекта. Сегодня, благодаря поддержке государства, идеи Кималя Акишева получают свое воплощение. Проект археологического парка под открытым небом объединил усилия не только археологов, но и культурологов, этнографов, художников-дизайнеров. 
Центральный Казахстан, с изучения которого начался его самостоятельный научный путь, стал и венцом его археологических успехов. Став знаменитым ученым, открывшим миру древнюю историю саков, усуней, исследовав жемчужину Великого Шелкового пути – город Отрар, он обратился к археологии кочевых цивилизаций Сарыарки и открыл Бозок. Великий ученый доказал, что степные регионы Казахстана имеют славную историю. Здесь на протяжении столетий протекали важнейшие политические и экономические процессы.

Игорь ПРОХОРОВ, 
научный сотрудник государственного историко-культурного
музея-заповедника «Бозок», 
кандидат исторических наук 

 

1981 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми