• Общество
  • 20 Июля, 2024

УЧЕНЫЙ, ЧЕЙ ТАЛАНТ МНОГОГРАНЕН

Каждый человек, который любит своих близких, свой народ, хочет внести свой вклад в их благополучие и процветание. Это правильно. К этому надо стремиться постоянно и оно должно быть смыслом жизни каждого человека. Ведь истинное счастье заключается в умении бескорыстно служить своей родной земле, родному краю, своему народу. Это доказано историей. Поэтому, когда мы говорим о человеке, то, в первую очередь, думаем об этом, начинаем оценивать, насколько он честно и искренне служит своей Отчизне, что он сделал во имя процветания общества, родного края и Родины.
Вся жизнь видного общественного деятеля, известного ученого-экономиста, профессора, академика Международной Академии информатизации, академика Международной Академии науки и практики организации производства Рашита Саттаровича Каренова является примером беззаветного служения на благо Отечества, на благо будущего молодого поколения.

 

Доктор экономических наук, профессор Р. С. Каренов внес большой вклад в развитие отечественной экономической науки и внед­рение научных разработок в практическую сферу народного хозяйства. Им в новой постановке решались задачи органического сочетания ускоренной индустриализации, модернизации и инновационного развития, исследованы проблемы регулирования и совершенствования рыночной модели экономики Казахстана в условиях мирового кризиса. Ученый участвовал в разработке научной программы исследования рыночного преобразования экономики республики, путем формирования собственной научной школы по экономической теории и практике, составления принципов и методов современного менеджмента и маркетинга. 
Вместе с тем несколько в тени остается тот факт, что Рашит Каренов – не только ведущий ученый-экономист Республики Казахстан, но также являлся специалистом, системно и последовательно занимающимся литературоведением. Он концептуально осмысливал литературный процесс и являлся автором ряда трудов (монографий, персонографий, указателей, статей) по истории казахской литературы и библиографии. Свидетельством продуктивной научной дея­тельности профессора Каренова являются изложенные в его работах идеи, которые способствуют фундаментальным и прикладным исследованиям в литературоведении. Поэтому настоящая статья посвящается нами этой стороне творческой деятельности труженика-ученого. 

Неутомимый исследователь, активно 
занимающийся литературоведением
Рашит Саттарович не жалел ни душевных сил, ни времени для восстановления истории казахской литературы. Он принимал участие в разработке новой концепции ее изучения и преподавания, для издания творческого наследия ярких представителей отечественной интеллигенции; на протяжении многих десятилетий ученый скрупулезно изучал различные материалы по истории отечественной литературы, публиковал работы, посвященные анализу отдельных проблем казахской поэзии. В следующих своих трудах талантливый исследователь неизменно отмечает богатство, содержательность и глубину отечественной поэзии, имеющей многовековую историю и высокие традиции: 
1. В двухтомнике «Алаштың жиырма жыр алыптары». – «Двадцать великих поэ­тов Алаша» (Первая книга. – Караганда: Издательство Казахстанско-Российского университета, 2012, 470 с.; вторая книга. – Караганда: Издательство Казахстанско-Российского университета, 2013, 400 с.) неутомимым литературоведом проанализировано развитие жанров и стилей, а также место двадцати видных поэтов в истории казахской литературы. В двух томах соб­рано ожерелье воспоминаний о дорогих, прекрасных, незабываемых Мастерах слова, чьи имена стали гордостью отечественной поэзии и культуры. В изданиях автором выделены художественно творческие порт­реты выдающихся поэтов – Махамбета Утемисова, Шакарима Кудайбердиева, Султанмахмута Торайгырова, Машхура Жусупа Копеева, Дулата Бабатаева, Шоже Каржаубаева, Орынбая Байкожаулы, Суюнба́я Аронулы, Шортанбая Канаева. 
Тепло и высокопрофессионально писал Р. Каренов об Биржан сале Кожагулове, Ахан серэ Корамсине, Укили Ыбырае Сандыбаеве, Нарманбете Орманбетове, Касыме Аманжолове, Мукагали Макатаеве. Исследователь отмечает, что казахская поэзия тяготеет к музыке, необычны ее ритмико-мелодическая система и звуковые законы, многообразны и богаты формы, своеобразна поэтика казахского стиха.
Во втором томе двухтомника (С. 11–92) профессором Кареновым рассказано об актуальности идей родоначальника казахской письменной литературы Абая Кунанбаева, об их созвучии сегодняшнему дню. Подчеркивается, что мыслитель сумел объять умом и познать специфику складывавшейся веками духовной культуры народа и прежде всего – его фольклора, был хорошо знаком с передовыми идеями своего времени, глубоко знал и высоко ценил русскую литературу, обладал колоссальным творческим потенциалом. Отмечается, что своей лирикой и назиданиями великий Абай учил людей различать добро и зло, высказывал мудрые мысли, делился накопленным опытом, всецело служил своему народу, думал о его дальнейшей судьбе. Доказывается, что непревзойденный поэт был истинным представителем передовой интеллигенции, пропагандировавшей гуманизм, человечность и духовную культуру. 
Учитывая, что в поэзии Абая прослеживаются удивительные художественные мотивы, секреты красоты, индивидуальность литературно-эстетического мировоззрения, образно-символические оттенки, Рашит Саттарович старался максимально углубиться в творчество гениального мыслителя, в его светлые идеи. Он старался проникнуться ими, чтобы донести их до читателя. 
2. Важным объектом научно-исследовательской деятельности талантливого литературоведа стало богатейшее творческое наследие Магжана Бекеновича Жумабаева. Яркой, незаурядной личности посвящена книга Р. С. Каренова «Алдаспаны Алаштың ақын Мағжан» (Магжан – акын Алаша, дос­тигший недосягаемых небесных вершин». – Караганда: Издательство КарГУ, 2013, 235 с.). По мнению автора, становление Магжана как поэта проходило под влиянием поэзии Абая и Махамбета. В написанном в ранней юности стихотворении «Великому хакиму Абаю» Магжан Бекенович назвал своего знаменитого предшественника и учителя «царем поэтов» и в то же время легко и органично воспринимал поэзию поэта-бунтаря Махамбета Утемисова. Пройдя эти две школы, он, тем не менее, остался самим собой – гениальным поэтом тюркского мира: 

«Ты видишь лежащую перед тобой степь, 
Покрывшие ее, как шелк, зеленые травы, 
Величественная гора. Слаще меда ее воды, 
Вот мать, которая меня родила».

Не случайно классик татарской литературы Галымжан Ибрагимов поместил эти строки юного 14-летнего Магжана на первую страницу своего романа «Казахская дочь». 
Как подчеркивается в монографии, судьба М. Жумабаева олицетворяет сложную судьбу нашей нации за последние 100-130 лет. Так, одно из стихотворений непревзойденного поэта «Күншығыстан күн келеді – мен келем» («С восхода солнца утро идет – я иду») можно назвать воплощением мечты и идеалов современного независимого Казахстана:

«Утро идет с восхода солнца – я иду,
Небо волнуется, я тоже волнуюсь, 
Темнота укутала землю, 
Земле я даю сияние, солнце даю».

Исследователем делается вывод, что именно такие произведения способны ­объединять людей и заряжать их на самоотверженный труд во благо нашей страны. 
3. Талантливому сыну Сарыарки, известному поэту-импровизатору Култуме Утемисулы посвящена книга Р. С. Каренова «Ойы ұшқыр, өлеңі сұлу Құлтума ақын» («Култума акын – поэт с широким дыханием и виртуозно владевший искусством импровизации». – Караганда: Издательство КарГУ, 2011, 176 с.). В монографии указывается, что большинство своих произведений акын писал экспромтом, был большим мастером поэтических состязаний, часто и с успехом участвовал в айтысах. Утверждается, что песни и сказания Култумы характеризовались философским осмыслением явлений жизни. Доказывается, что лирические произведения самородка поэта покоряли глубиной и искренностью. 
В своем исследовании о жизни и творчестве Култумы, Рашит Саттарович особо выделил то, что гордый поэт никогда не склонял голову перед баями, ни к кому не подлаживался, ни перед кем не заискивал и не сдерживал свой острый язык. Самобытный акын честно прожил жизнь. И в этом был секрет широкой популярности его стихов, громкой посмертной славы. 
4. В интересной книге Р. С. Каренова «Әке рухымен сырласу» («Сокровенные мысли, с которыми я делился с отцом». – Караганда: Издательство КарГУ, 2015,185 с.) представлены мысли и идеи, с которыми ученый-литературовед делился с отцом в течение продолжительного времени: о тенденциях в отечественном и мировом литературном процессе; о трудах и взглядах на художественную литературу; о роли личности в филологической среде и т. д. Из многочисленных доверительных бесед Рашита Саттаровича с отцом (Саттаром Караулы), нашедших отражение в монографии, следует вывод, что ученый-литературовед открыт для философского осмысления, как собственной жизни, так и новых веяний в мировой и отечественной науке, в развитии общественно-политических процессов. Оглядываясь на свой путь, он в беседе с отцом восклицает: «Возможно, я бы не выдержал трудностей, если бы не глубокая вера в добро, вера в силу справедливости, а самое главное – чувство ответственности перед потомками!» В этих словах – кредо Каренова как Человека и Ученого с большой буквы. 
5. За все годы неустанной творческой работы Р. С. Каренов опубликовал множество книг, эссе, и статей различных жанров и тематической направленности. Среди них, кроме вышеназванных работ, следующие книги: 
– «Творцы немеркнущих ценностей». – «Мәңгілік құндылықтар саңлақтары» (Караганда: ОАО» Карагандинская полиграфия», 2000, 224 с.) – монография о людях с их индивидуальными и неповторимыми чертами, и вместе с тем о людях, объединенных единой целью служения Отечеству, делу Мира, научно-технического и социального прогресса;
– «Көмейінен жыр төгілген Ахметбек ақын» («Ахметбек акын – одаренный поэт, с полной отдачей сил занимавшийся литературным трудом». – Караганда: издательство Казахстанско-Российского университета», 2008, 78 с.) – монография, посвященная Ахметбеку Байсалбаеву (1878–1937), который своей знаменитой поэмой «Қанды жорық» («Кровавый поход») подверг резкой критике трагедию, которая произошла в Казахстане в начале 1930-х годов, навсегда изменившая казахское общество. В книге констатируется, что бесстрашный поэт своими произведениями открыто выступил против страшного потрясения (голодомора), когда в короткое время были разрушены социальная организация и привычный образ жизни коренного населения; 
– «Ақын-ақ еді» («Талантливый поэт, покоривший всех глубокой лиричностью и задушевностью своими стихами». – Караганда: «Гласир», 2012, 212 с.) – исследование жизни и творчества карагандинского поэта Максута Байсеитова (1927–1972), который всю жизнь сочетал стихотворчество с работой корреспондента в газете, редактора на радио и телевидении в Центральном Казахстане. В книге подчеркивается, что лирика, эпические вещи Максута Ибраевича были посвящены современности, раздумьям о высоком призвании человека (первый сборник стихов поэта «Өмір оттары» («Огни жизни») вышел в свет в 1953 году, а второй сборник лирических стихов и поэм «Қарқаралы басында» («У Каркаралинских высот») издан в 1977 году. Отмечается, что М. И. Байсеитов был известен также как переводчик классиков русской литературы на казахский язык. 
Таким образом, подводя итоги уместно заметить, что за годы творчества профессор Каренов сумел создать весомое художественное наследие. Взятые вместе эти книги – свидетельство его необыкновенного таланта, необычайной широты творческих замыслов. 

Характеристика, данная исследователем облику жырау
Прежде чем продолжить разговор о путях дальнейшего развития казахской поэ­зии, Рашит Саттарович полагал необходимым дать характеристику поэтическому и гражданскому облику жырау, самобытным особенностям его творчества. В монографии «Ұрпақтан – ұрпаққа жеткен ұлы жыраулардың толғаулары» («Толгау – раздумья великих казахских жырау, передававшиеся из поколения в поколение». – Караганда: ТОО «Арка и К», 2016, 328 с.) им обосновывалась мысль, что творческий облик жырау связан с положением, которое они занимали в обществе. Жырау не говорил не по существу, не вмешивался в будничные дела, по мелочам, не поднимал голоса. Только в военное время, на великих сборищах и празднествах или в дни больших смут выступал он перед своими собратьями, воздействуя на них силой своего поэ­тического слова. 
На основании изучения жизни и творчества крупнейших представителей поэзии жырау (Асан Кайгы, Казтуган, Шалкииз Тленшиулы, Доспамбет, Жиембет, Ахтамберды, Умбетей, Бухар жырау, Нысанбай, Базар жырау и др.) автором делается вывод, что в условиях самостоятельной государственности, необходимости ее защиты и укрепления заметно возвысилась роль жырау, которые поставили поэзию на службу государству и правителю, сформировали литературу государственного служения. Подчеркивается, что свои непосредственные обращения к правителю, панегирические стихи, философские размышления о бытии и думы о народе, дидактические толгау-раздумья о добре и зле, о дружбе и вражде, выдающиеся жырау излагали языком высокохудожественной поэзии, с использованием метких сравнений, ярких метафор, синтаксических и психологических параллелизмов. 
В книге Р. С. Кареновым повествуется о том, что коренные изменения в социально-экономической и политической жизни во второй половине ХIХ – начале ХХ веков определили формирование новых идей, мыслей, взглядов в обществе. Новизна эпохи стала выражаться и в том, что поэты – жырау, как носители идеи казахской государственности, постепенно стали уходить с исторической арены. Теперь на арену вышли акыны, которые прежде занимались импровизацией на семейно-бытовые и другие различные темы народной жизни, участвовали в поэтических состязаниях – айтысах, устраиваемых на свадебных пирах, годовых тризнах – поминках по умершим, и прочих торжествах. 
Однако было бы неверным думать, что акыны вовсе отошли от традиций старой поэзии. В монографии исследователем высказывается идея, что многие лучшие черты поэзии жырау все-таки были сохранены. Но и они обогащались и развивались акынами в иной среде в соответствии с другими требованиями, принесенными новой эпохой, в корне отличной от предыдущих времен.

Изучение ученым-литературоведом творчества бия, сыгравшего неоценимую роль в истории Казахского ханства
В казахском обществе функцию судей выполняли бии, которые хорошо знали степные законы и нормы обычного права (адат). Бием становился уважаемый в народе человек, показывавший такие качества, как честность, рассудительность, благородство. Бии были выходцами из народа (қара сүйек) и часто являлись советниками при ханах. 
Рашитом Саттаровичем еще с детства собирались истории, легенды, что рассказывали аксакалы о знаменитом бие и ораторе Байдалы Бекшеулы, который жил во времена ханов Абылая и Уали. Богатое наследие в виде крылатых выражений и эпических высказываний, оставшееся от Байдалы бия помещено в различных сборниках. 
В начале 2000-х годов была издана книга Р. С. Каренова «Әрі көсем, әрі шешен Байдалы би» («Байдалы би – выдающаяся личность своей эпохи, одаренный оратор». – Караганда: изд-во «Болашак – Баспа», 2002, 104 с.). Литературоведом была опубликована также фундаментальная статья на казахском языке в одном из авторитетных казахстанских журналов (Каренов Р. С. Байдалы би Бекшеулы // «Таң – Шолпан», 2008, №3, 166–183 беттер) и статья на русском языке (Каренов Р. С. Непререкаемый авторитет // «Индустриальная Караганда», №27 (22865), 10 марта 2022 года, с. 6). Кроме того, вышли в свет многочисленные статьи ученого об известном бие на страницах газеты «Орталық Қазақстан» и журнала «Азия – Транзит» (№4(13) 2001 года, с. 33–45; №7 (28) 2002 г., с. 4–12).
В изданной книге, опубликованных статьях на страницах журналов и средств массовой информации вкратце освещаются следующие основные сведения о Байдалы Бекшеулы:
– родился в 1727 году, ушел из жизни в 1822-м; 
– с юных лет был вовлечен в управленческие дела, состоял членом совета биев, который руководил Средним жузом, координировал политику ханов Абылая и Уали; 
– знаменитый бий остался в памяти потомков как блестящий знаток степного права. Он справедливо решал, как внутренние проблемы народа, так и различные споры и тяжбы между людьми и родами – о земле, о вдовах и т. д. Поэтому к нему приходили за судом и советом люди от разных племен. Байдалы был известен как влиятельный бий, который мог найти выход из любой ситуации; 
– согласно народным сказаниям, однажды, довольствуясь советами Байдалы бия, Абылай хан сказал: «У меня восемь биев, из тех восьми он самый особенный». Хан всегда особо выделял его среди советников – биев, дававших определенные направления в политике и при вынесении конкретных решений для всего Среднего жуза; 
– еще при жизни бия считали аулие – ­целителем, святым. Его благословения ­и предсказания всегда сбывались; 
– мавзолей Байдалы Бекшеулы находится у возвышенности у реки Шидерты близ села Родниковского Осакаровского района Карагандинской области. Интересно отметить, что во время строительства канала «Иртыш-Караганда» эта местность была затоплена. Однако именно захоронение святого бия осталось нетронутым. В настоящее время мазар, в котором покоится выдающаяся личность своей эпохи, одаренный дипломат и оратор, занесен на карту сакрального Казахстана;
– представляется важным указать, что мавзолей Байдалы бия является священным местом паломничества. К нему тянутся люди, которые находят там покой и утешение, восстанавливают душевное равновесие. Местные жители уверяют, что приходящие к могиле бия паломники, испытывающие психологически подавленное состояние, быстро поправляются и приходят в себя. 
В 2004 году решением ХVII сессии ­Карагандинского областного маслихата сельский округ «Дружба» был переименован в «Байдалы би». В районном центре – поселке Жанаарка теперешней Улытауской области – в его честь названа одна из улиц. 

Изыскания литературоведа 
по раскрытию ярких личностей 
отечественных ученых
Профессор Каренов является автором ценного издания «Қазақ елінің жиырма ұлы ойшылдары мен ғалымдары» («Двадцать великих мыслителей и ученых казахской земли». – Караганда: ТОО «Арка и К», 2016, 500 с.). В представленной монографии прежде всего отмечается, что целую плеяду гениев подарила человечеству «золотая эпоха» исламской науки: аль-Фараби, Махмуд Кашгари, Юсуф Баласагуни, Ахмет Ясауи, Мухаммед Хайдар Дулати, Кадыргали Жалаири. Подчеркивается, что ученые-энциклопедисты средневековья составили настоящее созвездие на небосводе мировой мысли. И кажется, они заставили ярче сиять само Солнце и ночные светила, пролив лучи знаний на их сущность.
Утверждается, что помимо уникальной многогранности и колоссального цивилизационного вклада, отмеченных выше великих мудрецов роднит их принадлежность к Центральной Азии, где они родились и провели большую часть жизни. Указывается, что тогда многие нынешние нации только формировались, и потому казахи, узбеки, таджики и другие народы, населяющие регион, небезосновательно гордятся ими как земляками и соплеменниками. 
В книгу ученого-литературоведа вошли также очерки-исследования о жизни и творчестве выдающихся деятелей науки Казахстана ХIХ и ХХ столетий, которые могут служить примером для молодежи. Рассказывая об отечественных ученых, Рашит Каренов постоянно подчеркивал, что основа их ярких достижений в науке – всегда талант, помножественный на большой и упорный труд. 
На базе выполненного исследования автор монографии пришел к заключению, что жизнь и творчество таких выдающихся ученых, как Ш. Уалиханова, И. Алтынсарина, К. Сатпаева, Е. Букетова, А. Маргулана, К. Мынбаева и других – это пример полной самоотдачи и абсолютного служения истине. Обосновывается, что их тяга к знаниям была неутомима, поглощала всецело, требуя постоянной сосредоточенности. 

Служение обществу
Великие немецкие писатели Герман Гессе и Томас Манн так писали о судьбе и талантливых личностях: «Истинное признание каждого состоит только в одном – прийти к самому себе, найти собственную судьбу и отдаться ей внутренне, безраздельно и непоколебимо. Талант есть способность обрести собственную судьбу». На самом деле служение обществу всегда должно быть для всех священным долгом. И здесь личности уровня Рашита Каренова – отличный пример. Он – крупный ученый-экономист, высокий профессионал своего дела, яркий публицист, талантливый ученый-литературовед, который обрел себя и собственную судьбу. 
Время, пожалуй, единственное, что способно рассудить все происходящее, и потому оно неподвластно человеку. Но оно созвучно откликается тому, кто чувствует ему отведенное время – пытается понять его ритм, умеет его ценить, относится бережно. 
У каждого человека наступает время, когда он, прожив определенную жизнь, оглядываясь в прошлое, осмысливая настоящее, по-своему, чаще сакрально, переоценивает все то, каким временем вознаградил его Создатель и как он в нем прожил, живет и хочет жить.
Не зря лауреат Нобелевской премии, физик Альберт Эйнштейн как-то заметил: «Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами». Это в полной мере относится к нашему современнику Р. С. Каренову. Из под его пера вышли большое количество монографических исследований и около 500 статей, которые были опубликованы на страницах журналов – «Жұлдыз», «Ақиқат», «Мысль», «Кокшетау», «Айқап», «Алаш», «Қауырсын», «Таң-Шолпан», «Жаңа Сарыарқа», «Мағжан», «Мұқағали», Вестник КарГУ (в сериях: «Филология», «История», «Педагогика»), «Найзатас», «Сыр мен Сымбат», «Азия-Транзит»; газет – «Қазақ әдебиеті», «Казахстанская правда», «Егемен Қазақстан», «Индустриальная Караганда», «Орталық Қазақстан», «Жас Алаш», «Zaman – Қазақстан», «Замандас-Современник», «Қазақ», «Саран газеті», «Абай-Ақиқат», «Шипагер», «Вечерняя ­Караганда», «Қазақ үні» и др.

Мухамедкали АБДУОВ, 
доктор филологических наук, профессор 
Қойлыбай АСАНОВ, 
доктор филологических наук, профессор,
поэт, член Союза писателей РК
Сүйіндік ЖАНЫСБАЙ, 
писатель, член Союза писателей РК, 
почетный журналист Казахстана

 

 

1828 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми