- Общество
- 01 Июля, 2024
МУЛЬТИЛАТЕРАЛИЗМ – ЭТО НЕ КОНКУРЕНЦИЯ, А ПОИСК КОМПРОМИССА
Асхат АСЫЛБЕКОВ,
политик и общественный деятель
Статья Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в «Евроньюс» о значении средних держав в изменившейся геополитической ситуации поднимает много острых проблем современности.
В первую очередь, необходимо констатировать ослабевшее влияние Организации Объединенных Наций на недопущение военных конфликтов и их прекращение. Когда постоянные члены Совета Безопасности ООН, обладающие ядерным оружием и правом вето, блокируют инициативы противодействующей стороны, трудно найти консенсус. Кто-то видит в этом гарант стабильности, дескать, система сдержек и противовесов помогает в глобальном плане избежать третьей мировой войны, она же ядерная, тем самым спасая планету от уничтожения. Но статистика военных конфликтов, начиная с развала СССР в 1991 году, говорит о другом. США и блок НАТО стали участниками военной агрессии на многие государства в разных частях света, в результате чего исчезло государство Югославия, возникла нестабильность в Ливии, Ираке, Сирии, Ливане и других государствах африканского и азиатского регионов. Результатом стал миграционный кризис в Европе, голод и нищета миллионов людей. Их соперник за влияние на мир, Российская Федерация, также оказалась участницей военных конфликтов с соседними государствами Молдовой, Грузией, Украиной, а также активно действовала в Сирии на стороне правительства. В настоящий момент продолжается военный конфликт между Израилем и ХАМАС в Секторе Газа. Политика двойных стандартов в международной политике видна невооруженным взглядом, но каждый раз мировое сообщество сталкивается с реальной политикой, где международное право перестало действовать.
Сама ситуация неспособности Совета Безопасности ООН воздействовать на страну-агрессора говорит о необходимости изменения состава постоянных членов Совета Безопасности ООН и новых правил контроля за возникновением военных конфликтов, мер воздействия на участников конфликта. Идея усиления роли средних держав давно витает в воздухе, но нужны критерии определения средних держав. Это количество населения, размер экономики, военная мощь, нейтральный статус, географическое расположение? Но по количеству населения Казахстан далеко не в первых рядах. Есть такие страны как Индонезия и ряд азиатских и африканских стран, где население далеко опережает нас. По размеру экономики даже соседняя Россия со своими 1,5% от мирового ВВП должна стоять в сторонке. Но у нее есть самый большой запас ядерного оружия в мире. Значит, критерием является военная мощь? Но и в этом плане Казахстану нечем похвастаться, ведь долгие годы обороноспособность страны держалась на обязательствах мировых держав после вывода ядерного оружия с территории Казахстана. Военный конфликт Украины и России показал, что Будапештский меморандум не стал твердой и надежной гарантией сохранения суверенитета и территориальной целостности.
Нейтральным статусом в Центральной Азии обладает официально лишь Туркменистан, закрывшийся в своем авторитарном изоляционизме. Казахстан является членом и военного блока ОДКБ, и экономического союза ЕАЭС, членом которого является Россия, находящаяся в жесткой конфронтации с ведущими странами мира. Географическое положение Казахстана, лишенное выхода к морю, уже говорит об ограниченности в экономической цепочке поставок и прямой зависимости от соседних государств. Если же мы берем пример Израиля, который в силу многих причин является влиятельным мировым государством, идущим в настоящий момент против всего мирового сообщества, осуждающего военную операцию в Cекторе Газа, то Казахстан не обладает ни технологической мощью, ни влиятельной диаспорой в мире.
Исключив все возможные факторы, мы подходим в сухом остатке к такому выводу: Казахстан претендует и считает себя средней державой в силу следующих исторических фактов:
1. Казахстан первым закрыл свой ядерный полигон и стал инициатором ядерного разоружения в мире;
2. Казахстан – является инициатором создания организации Совещания по мерам безопасности и доверия в Азии (СВМДА);
3. Казахстан – единственная страна, проводящая съезды мировых религий, признанные лидерами всех конфессий;
4. Казахстан первым из постсоветских государств председательствовал в ОБСЕ;
5. Казахстан десятилетиями проводит многовекторную политику, позволяющую ей извлекать экономические выгоды от своего географического положения и иметь авторитет страны с хорошим инвестиционным климатом;
6. Казахстан первым на постсоветском пространстве решил все вопросы по делимитации и демаркации границ со своими соседями;
7. Казахстан стал инициатором множества форумов и стратегических союзов, результатом которого являются Таможенный Союз, ЕАЭС, ШОС и другие;
8. Казахстан стал важным транспортно-логистическим хабом между Европой и Азией;
9. Сам Президент Токаев многие годы работал министром иностранных дел и потому имеет прямое отношение ко всем международным инициативам и успехам Казахстана, является проводником многовекторной политики и потому имеет заслуженный авторитет в международной политике. Тому подтверждением является его деятельность на посту заместителя Генерального секретаря ООН и Генерального директора ООН в Женеве в 2011–2013 гг.
Теперь возникает вопрос – сколько еще государств мы можем назвать средней державой? И какие критерии будут использованы в отношении них? Будут ли это представители разных частей света для соблюдения баланса интересов или же на первое место выйдет размер экономики и количество населения? Необходимо как можно скорее дать ответы на эти вопросы, чтобы можно было дальше переходить к следующему этапу – конкретному участию средних держав в мировой политике.
Также есть вопрос к определению «держава». Держава – это самостоятельное, сильное, независимое государство. В стандартном понимании державой являются те страны, которые доминируют в чем-либо или являются в одном ряду с самыми крупными государствами. Когда-то Англия и Испания, Португалия и Голландия были морскими державами, что привело к их соперничеству за новые территории. На современном этапе есть категория ядерных держав. Но мы избавились от своего ядерного оружия (четвертого по запасам в мире) и активно выступаем за ядерное разоружение. Какой именно аспект вкладывает Президент Токаев в определение средней державы? Тут мы можем говорить о большой территории Казахстана, влиянии на продовольственную и энергетическую безопасность, имея в виду сельское хозяйство и уран. Одним из новых факторов является цифровизация Казахстана и появление единорога в лице Каспий-банка, который смог опередить многие ведущие финансовые учреждения мира по степени разработанности и интегрированности услуг для населения. Немаловажным является логистическая роль Казахстана в реализации китайской концепции «Один пояс и один путь».
Слова Токаева о политике мультилатерализма отсылают нас к речи председателя КНР Си Цзиньпина на Всемирном экономическом форуме в 2021 году «Пусть факел мультилатерализма осветит путь продвижения человечества вперед». Тогда Си Цзиньпин констатировал, что проблемы, стоящие перед миром, сложны и запутаны, для их урегулирования необходимы поддержание мультилатерализма и формирование сообщества с единой судьбой для всего человечества. Председатель КНР призвал «сохранять приверженность открытости и инклюзивности, отказаться от закрытости и изоляции; сохранять приверженность международному праву и правилам, отказаться от стремления к собственному превосходству; сохранять приверженность консультациям и сотрудничеству, отказаться от конфликтов и конфронтации; стремиться идти в ногу со временем, а не отвергать перемены».
Напомню определение: «мультилатерализм – организация международных внешнеэкономических отношений, основанных на механизмах, позволяющих каждой стране пользоваться привилегиями в отношениях со всеми партнерами» (Википедия).
Предложение Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева о создании Международного агентства по биологической безопасности, «деятельность которого будет направлена на предотвращение разрушительных последствий рукотворных пандемий и биологического терроризма в глобальном масштабе», говорит о готовности партнеров Казахстана бороться с подобными вызовами. Токаев, как выдающийся дипломат, признанный в этом качестве ближайшими партнерами, наверняка выражает не только собственную позицию в этом важнейшем вопросе. Избегая любой конспирологии, необходимо признать наличие различных сценариев развития будущего всего человечества, где биологическое оружие является одним из регуляторов численности населения.
В то же время мы должны отчетливо понимать, что мультилатерализм подразумевает не только сотрудничество. Мир полон примеров антагонизма различных союзов и блоков друг против друга. Поляризация мира привела к формированию условной оси Москва – Пекин – Тегеран, куда вполне может вписаться и Пхеньян. Бряцание оружием является поражением дипломатии, последним доводом в битве идей о формировании мира. Американское и европейское понимание мультилатерализма, основанное на ценностях поддержки демократии, прав человека и верховенства закона вступает в противоречие с российской повесткой. Еще до начала пандемии COVID-19 министр иностранных дел РФ Сергей Лавров описывал международные организации, будь то ООН, БРИКС или G20, как инструменты, при помощи которых Россия отстаивает свои интересы. В прагматичном понимании мультилатерализма, предлагаемом Лавровым, «нет места для идеализма и мессианства», под которым понимается «стремление распространять ценности по всему миру».
Мы видим, что обострившаяся международная ситуация дополнена борьбой за традиционные ценности, которых придерживаются многие государства. Если отойти от западного подхода с акцентом на права человека и проанализировать азиатские ценности, то в большинстве азиатских стран следуют традиционным семейным ценностям. Следование законам Природы, соблюдение гармонии и сочетания различных энергий инь и янь, избегание противоречия с историзмом любого процесса заставляет общества и государства ответить на новые вызовы, формируемые западной повесткой прав человека. Это напрямую влияет на семейные ценности, вызывая дискуссии в обществе и реакцию государств в виде принятия поправок в законодательство о запрете пропаганды ЛГБТ.
Предлагаемая Президентом К.-Ж. Токаевым миролюбивая повестка, предложение Казахстана в качестве площадки для переговоров не только в сирийском, афганском или армяно-азербайджанском конфликтах, но потенциально и в российско-украинском конфликте, делает нашу страну особенной. В условиях международных санкций и жесткой риторики, проведения учений с нестратегическими ядерными боеприпасами, Казахстан является одной из редких стран, которая одинаково хорошо сохраняет отношения и с Россией, своим стратегическим партнером, и с Украиной, также братской республикой.
Важно вернуть истинное понимание мультилатерализма, как формы сотрудничества и нахождения компромисса в самых острых вопросах и конфликтах. Поляризация мира не должна ломать мосты сотрудничества в международных организациях, как Организация Объединенных Наций. Конкуренция между разными полюсами, переходящая в конкуренцию между союзами и блоками, может привести в конечном итоге к проигрышу всего человечества. Борьба многосторонних форматов, приводящая к конкурентному мультилатерализму, искажает саму природу переговоров и поиск консенсуса. Лидерам всех государств важно осознавать, что доверие их граждан нужно оправдывать, борясь за мир во всем мире, а не обостряя обстановку.
Казахстан отлично понимает влияние географических факторов на ее политику. Как говорил Наполеон, «география определяет политику». В то же время ХХI век дает шанс на укрепление отношений не только с соседними крупными ядерными державами, но и на возрождение братского союза тюркских государств. Оформление организации тюркских государств, наполненное соглашениями в вопросах интеграции экономики, обороноспособности и культурного единства, даст больше гарантий для безопасного существования республики. В то же время важно понимать тектонические процессы, происходящие на данном историческом этапе. Последствия политических ошибок особенно заметны при несоблюдении международного права. Поэтому укрепление международных институтов, одинаково легитимное для всех государств, важно для всего населения планеты.
В своей статье Президент Токаев напоминает о грядущем в следующем году 50-летии Хельсинского заключительного акта. «Мир преодолевал разногласия в прошлом и может сделать это вновь через дипломатию и диалог», – подчеркивает Глава Казахстана. Он готов, как руководитель средней державы, возглавить этот процесс. Его опыт на посту заместителя Генерального секретаря ООН позволяет говорить ему об этом. «Такие страны, как Казахстан, должны сделать решительный шаг вперед и принять на себя роль не только участников, но и ответственных мировых игроков. На этом решающем этапе мы призываем всех наших международных партнеров присоединиться к нам в укреплении духа многосторонности – реанимировать и инвестировать в глобальную систему, которая позволила нам так далеко продвинуться», – обратился Токаев.
Сейчас, когда противостояние мировых держав достигает апогея, крайне важно услышать голос разума и отойти назад. Важно понять, что все человечество оказалось на краю пропасти. Будем надеяться, что голос Казахстана будет не просто услышан, но и учтен при формировании геополитических процессов.
6810 раз
показано0
комментарий