• Общество
  • 01 Июля, 2024

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ГЕРБ КАЗАХСТАНА?

Каждый год 4 июня в Казахстане отмечается День государственных символов. Государственные символы – одна из незыблемых основ государства. ­К ним относятся государственный флаг, государственный герб и государственный гимн. Флаг, Герб и Гимн – отличительные государственные знаки, законодательно закрепленные в Конституции РК. В них заключается основа нашей государственности и национальной идентичности. Государственные символы Казахстана были приняты 4 июня 1992 года. День государственных символов в Казахстане празднуется с 2007 года. 

 

Национально-культурный код

Для каждого гражданина Республики Казахстан государственная символика является своеобразным идентификационным маркером, национально-культурным кодом, по которому мы можем оценивать не только наследие предков и историю, культуру страны, но и созидать настоящее и будущее. Потому что государственные символы являются ярким отражением исторической преемственности между прошлым, настоящим и будущим государственности нашей страны.
Для нынешнего поколения это важно и актуально, потому что история государственных символов Республики Казахстан тесно связана с новейшей историей нашей страны, и мы были свидетелями становления нашей государственности и символики. И общее уважение к гербу, флагу и гимну является залогом единства, сплоченности и взаимопонимания нашего народа, так как они отражают нашу независимость – плод вековых устремлений и борьбы наших великих предков. 
Государственные символы являются неотъемлемыми атрибутами нашего Государства, олицетворяющие идентичность и суверенитет страны. 
Но они по разным причинам порой нуждаются в изменении, улучшении, модернизации, обновлении и т. д., например, в 2006 году был принят новый государственный гимн РК взамен прежнего гимна 1992 года.
Выступая 15 марта на третьем заседании Национального курултая в Атырау, Президент Касым-Жомарт Токаев, отмечая необходимость осознать масштаб национальной истории, по которой Казахстан является прямым преемником Улуса Джучи – Золотой Орды, предложил изменить нынешний герб страны. 
«В отношении же Государственного герба полагаю целесообразным принять во внимание резонные доводы профессионалов и неравнодушных граждан, в том числе молодежи, о том, что герб Казахстана слишком сложен для восприятия, в нем присутствует эклектика и признаки советской эпохи.
В случае общего согласия можно было бы создать специальную комиссию, которая предметно рассмотрит все аспекты, проведет общественные дискуссии. Затем – объявить открытый конкурс на лучший эскиз нового Государственного герба Казахстана», – заметил Касым-Жомарт Токаев, добавив, что необходима и стандартизация символики городов и областей, которые должны не только отражать региональную специфику, но и сочетаться с ключевыми элементами образа страны.

Тамга как эмблема-герб

У каждого народа есть своеобразные культурные традиции, коды древних мудрецов, сокровенные знаки, позабытые или непонятные в современное время. Например, у тюркских, монгольских и других народов использовались тамги, имеющие древние корни, но не очень актуальные в наши дни.
Эти знаки нуждаются в изучении с точки зрения исторической, символической, эстетической и смысловой значимости. Не­смотря на многочисленность, они лаконичны, не повторяются, недаром есть версия о том, что древнетюркская письменность берет начало из таких знаков. В них много эстетики и информации. Как известно, краткость – сестра таланта. 
Например, есть тамга «косеу» (кочерга), смысл которой современному человеку малопонятен, но в историческом контексте, скорее всего, эта тамга указывала на почетную профессию кузнеца – «хозяина огня», представителей древней металлургии, двигателей прогресса. Тамга «балға» (молот) – тоже символ кузнечного ремесла. 
Тамга – родовой фамильный знак, печать, который ставился на родовое имущество, в том числе и скот, выжигаемый на коже или рогах домашних животных как отличительный знак. По тамге можно было определить, из какого рода человек. Тамга наносилась на разные материалы – камень, металл, кожа, дерево и т. д., поэтому уделялось большое значение ее простоте, чтобы было легче нанести знак. 
Если говорить о времени появления тамги, то принято считать, что в Евразии ее распространение началось с бронзового века.
Вот что пишет «Большая российская энциклопедия 2004–2017» по этому поводу: «тамга» (тюрк. «клеймо», «печать»), знак семейно-родовой идентичности, личной собственности, принадлежности, сопричастности, эмблема-герб политических и др. объединений. Тамги могут иметь геометрические формы, вид схематических изображений животных или предметов, знаков алфавитов и т. п. Ими маркировали границы пахотных земель, пастбищ, помечали наиболее ценные личные вещи, домашних животных, монеты, документы правителей и др. В ряде случаев при заключении договоров наносились на камень или др. крупный предмет, означая подпись, скрепление клятвой. Могли иметь магические защитные и др. сакральные функции. В Евразии широко распространены с бронзового века» (https://old.bigenc.ru/ethnology/text/4181131).
В этой энциклопедии отмечена характерная особенность тамги – ее многофункциональность. Например, в Великой степи тамга была и священным символом рода или племени, и одновременно знаком, используемым в политических и торговых отношениях. Родовые знаки также наносили на боевые знамена – выполняли функции современных флагов, вырезали на печатях и камнях на границах расселения племен. Ими нередко украшали исторические памятники, объекты: караван-сараи, мавзолеи, а также они встречались на кладбищах, отдельно стоящих скалах и др. Например, в западных регионах Казахстана на кулпытасах (надгробных сооружениях, надмогильных стелах) ХIХ века встречаются родовые тамги.
Ученые насчитали 84 тамги казахских родов, произошедших от 43 племен.
Действительно, у жителей Степи богатая знаковая культура – это родовые тамги, древнетюркские руны, не говоря о древних первобытных петроглифах. 
В энциклопедии также упоминается тамга как эмблема-герб политических и др. объединений. Это очень интересная тема, которая тоже мало изучена. 
Например, символ Золотой Орды: тамга «босага» (порог, боковая стойка дверной рамы) дома Бату вместе с полумесяцем, Казахского ханства – тамга «тарак». 

Тамга «тарак» как символ власти

Необходимо подчеркнуть, что Казахское ханство было родоплеменным государством, как и другие политические объединения в Степи до него. Эта особенность проявляется и в использовании возможного общего государственного герба в современном значении: ведь номады ассоциировали себя со своими родами и племенами, которые имели свои тамги, выполнявшие и роль эмблемы-герба. 
Функции возможного общего герба Казахского ханства, скорее всего, выполняла тамга чингизидов «торе тамга», тарак-тамга («тарақ» – каз. «гребень»), «трезубец», «ханская» тамга казахских торе.
Об этом писал известный писатель Мухтар Магауин: «Общенациональным кличем единого казахского народа (зов, призыв) был «Алаш!» Государственный герб – это «торе тамга» (значит «главная тамга» чингизидов), знак, ведущий свое происхождение со времен древних тюрков, закрепившийся в эпоху Золотой Орды и изобра­жающий единство трех ветвей, исходящих из общего ствола. Главным знаменем являлся красный стяг с «торе тамгой».
Один из родов – толенгит, туленгут, который состоял на службе у ханов и султанов, тоже имел тамгу «тарак». 
Скорее всего, тамга «тарак» («гребень», «трезубец») с незапамятных времен была символом привилегированного положения рода, политического объединения, имевшего большой вес, «царского рода» ­и т. д. По крайней мере, несколько известных и древних родов имели эту тамгу: таракты аргыны, табыны, жалайыры, которые в древности имели свои государственные образования. 
Как пишется в Википедии, «Таракты (каз. Тарақты) – род в составе казахов. Также род имеет статус «Ноқта аға», что определяет его самым главным в иерархии среднего жуза. При отсутствии Торе (потомки Чингиз хана) окружение должно подчиняться старшине рода Таракты. Аналогичный статус имеют род Табын в младшем жузе, а в старшем – Жалайыр». Здесь имеется в виду род таракты в составе аргын. (Ноқта – недоуздок, аға – брат. Обычно так называли ведущего, лидера аула во время кочевья, который впереди вел верблюда за повод.) 
Недаром тамга «тарак» состоит из ствола с тремя зубьями – в трех жузах имелись три рода с этой тамгой, а ствол составлял род торе. Возможно, «торе тамга», «ханская» тамга казахских торе как символ власти отличался деталями, дизайном от других родовых тамг «тарак».
Этот знак получил большое распространение в древнем мире и встречается у разных народов.
Например, в Древней Греции что-то вроде государственной эмблемы трезубец встречается у мантинейцев. И таких примеров немало.
Трезубец являлся символом некоторых славянских князей времен Киевской Руси.
Трезубец изображен на гербе Украины и ведет свое происхождение от личного знака князя Святослава Игоревича.
Тамга Гераев (крымскотат. taraq tamğa «Тарак-тамга») – родовой знак правившей Крымским ханством династии Гераев, используемый сегодня крымскими татарами в качестве национального символа.
Сегодня мы можем видеть эту тамгу на национальном флаге ногайцев, на котором изображен белый круг, внутри которого размещается красная тамга.
Трезубец изображен на флаге Барбадоса.

Герб – это символ

Если рассматривать современные гербы, то можно заметить наличие нескольких геральдических традиций и влияние европейской геральдической системы. Можно говорить и о национальных особенностях геральдики во многих странах. 
Герб – это символ государства. Термин «герб» происходит от немецкого слова «erbe» (наследство) и означает наследственный отличительный знак – сочетание фигур и предметов, которым придается символическое значение. В переводе на казахский он означает понятие «таңба» (тамга, знак). 
И в каждой стране стараются передать этот наследственный знак не только с позиции своей истории, особенностей географии страны, менталитета народа и др., но и художественных традиций, дизайна, национальной знаковой системы и т. д. 
По этой причине у государств – разные по композиции, цветам, сложности, исполнению и другим признакам гербы. В итоге у некоторых стран гербы в виде иллюстрации, у других – образа, у третьих – эмблемы или знака, есть как старинные, так и новые гербы, есть с названиями государств и т. д. 
Конечно, герб – это не рисунок к «информации о родине», не «рассказ» посредством иллюстрации, к которой иногда еще пишут название. Герб – это только символ. 
Вот, к примеру, японский флаг и герб. Красный круг на белом фоне флага – самый эффектный минимализм по дизайну. В итоге по этому символу все знают Японию как страну Восходящего Солнца – само название страны пишется двумя иероглифами, что означает солнце и начало, источник. То есть Япония в буквальном переводе означает «источник солнца», «родина Солнца». 
Этот же источник повлиял и на герб Японии. Императорская печать Японии (яп. 菊の御紋 кику-но гомон) – символ в виде стилизованной желтой или оранжевой 16-лепестковой хризантемы. Функцию национальной эмблемы выполняет изображение императорской печати. Знак в виде золотой хризантемы издавна ассоциируется с правящей династией. Для японцев национальный цветок – олицетворение государственности и древний символ счастья и благополучия (https://ru-royalty.livejournal.com/8541055.html). 
В сознании японцев неразделимы хризантема и Солнце. Обозначающие эти понятия слова звучат одинаково – «кику» и изображаются одним иероглифом. Так что главный цветок Японии назван именем светила, от которого, по легенде, ведет свою историю японский народ. В переводе с японского языка название хризантемы – значит «Солнце», поэтому она символизирует это небесное тело.
Герб и флаг должны быть такими знаками, которые легко запоминаются, и их невозможно спутать, как отпечатки пальцев, но только целого народа, государства. Это символ потенциала государства, будущего развития, код и информация прошлой его истории. Это отпечаток души народа, его история, мечты, вера в будущее. 
Любой знак – это код, программа для будущего, установка на успех, на развитие, прогресс. 
Эмблема на то и эмблема, чтобы вызывать ассоциации с определенным государством при условии общего знания об истории этой страны.
 
Эклектика и признаки советской эпохи

Герб СССР как нового государства создавался по новым правилам. К эмблеме добавили идеологию, в частности, ввели лозунг «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» – цитату Карла Маркса, серп и молот – символы рабочих и крестьян – на фоне карты мира как обозначение нового строя, как и кумачовая лента, которая 15 раз обвивает пшеничные колосья по количеству республик. Все это озаряют лучи восходящего солнца, вверху – пятиконечная звезда. 
В итоге получился не лаконичный символ государства, а стилизованная «иллюстрация», с помощью которой «шершавым языком плаката» поведали миру о новом государстве. 
По этому лекалу был создан и герб Казахской ССР без карты мира. Единый лозунг на лентах и аббревиатура республики на двух языках.
Если сравнивать гербы Казахской ССР и Республики Казахстан, то обнаруживается не только композиционная схожесть, но и «рассказ» с помощью иллюстрированных деталей, где надпись с аббревиатурой «ҚССР» и «КССР» заменили на «ҚАЗАҚСТАН», а в 2018 году на «QAZAQSTAN». Хотя символ должен быть без названия – на то и символ, чтобы заменить надпись. Ведь несовершенная по дизайну надпись – не символ.
В сравнении выявляется повтор композиционных элементов: солнце с лучами – шанырак с лучами (уыки), по бокам колосья – по бокам крылья тулпара, по очертаниям они напоминают в большей степени сплетенные колосья пшеницы, внизу – надписи республик, вверху – звезда на обоих гербах. 
Даже сама техника исполнения герба РК была не новой – эскиз герба был выполнен из пенопласта, то есть герб получился громоздким, объемным, монументальным, как было принято в наружной рекламе, художественном оформлении советского периода. 
В итоге в гербе РК тот же «рассказ» из комбинаций распознаваемых номадических сюжетов: цель – подчеркнуть историческую связь с древними кочевыми цивилизациями на территории Казахстана, например, изоб­ражение тулпаров взято из образа Золотого человека, жившего задолго до нашей эры, шанырак – это извечный символ казахов. Крылья мифических коней символизировали процветающее будущее, рога оберегали шанырак, а пятиконечная звезда олицетворяла стремление к возвышенному и вечному. И так далее. 
Есть понятие «литературщина в искусстве». Литературщина – это вид слабой живописи, возникающей, когда художник не в состоянии подняться до большого обобщения художественного образа и подменяет его удачно найденной темой, когда недостаток эстетического, художественного уровня наполняют содержанием нехудожественного характера, надуманным символизмом. 
Например, про рога из герба: «семь колец на каждом из рогов обозначают традицию «жеті ата», согласно которой казах должен знать семь поколений своих предков». Никогда традицию «жеті ата» не связывали с рогами животных, но вот придумали новый «образ» этой традиции.
Получилось нагромождение различных разнородных элементов, которые к тому же не доведены до образа. Действительно, Президент Касым-Жомарт Токаев правильно отметил, что государственный герб Казахстана слишком сложен для восприятия, эклектичен и содержит признаки советской эпохи. 

Каким должен быть Герб Казахстана?

Конечно, закономерен вопрос, а каким должен быть Герб Казахстана, какой должна быть его основа как символа? 
В Степи богатая знаковая культура: тамговая система, древнетюркская руника, петроглифы, знаменитый звериный стиль и ­т. д. И эта знаковая система может быть основой для создания нового герба. Имея такую богатую культуру, мы не смогли ее показать в полной мере, реализовать на практике, в том числе в государственных обозначениях и символах.
К тому же герб в нашей истории был в виде тамги «тарак». Кстати, в древнетюркской письменности тоже есть стилизованная буква в виде трезубца. Осталось этот знак обновить с позиции дизайна, чтобы придать образность, оригинальность и неповторимость.
Основой для герба могут быть и стилизованные древнетюркские руны.
Есть также изображения солнцеголового человека, встречающиеся в наскальных рисунках – петроглифах, их ошибочно принимают за изображения божества. В те времена еще не было религии, божества. Это были изображения абызов (мудрецов, учителей). И абызы взяли в качестве образца жизни Солнце – символ Создателя. Это был символ реальной меритократии, древнего справедливого общества, «степной демократии».
Изображение солнцеголового человека – уже готовый образ, это символ древней Степи. И таких символов Степи немало в древней знаковой системе. Например, высеченный на камне образ матери Умай, которая является покровительницей семьи и детей, относящийся к периоду Тюркского каганата. Ее женский образ был характерен для древнетюркских каменных изваяний. Его отличительной особенностью является венец на голове, который представлен в виде трезубца, символизирующего трехвершинность.

Таңба как основа европейских гербов

Оказалось, сейчас родовые гербы набирают все большую популярность в Казахстане – казахские семьи все больше стремятся к своим истокам. Казахские родовые таңба стали основоположниками европейских гербов, об этом рассказал мастер геральдики Александр Кондрашов. Александр Анатольевич давно занимается родовыми гербами, а символику и этнографию стал изучать еще в 70-х годах. «Аналогов уникальной казахской геральдической системе нет больше ни у одного народа. Похожая есть у народов Северного Кавказа, но она уступает казахской» (https://www.nur.kz/society/1388521-kak-vyglyadyat-rodovye-gerby-kazakhstan/).
По его исследованиям, система геральдики сложилась в казахском обществе уже в XII–XIII веках. В Европе, отмечает мастер, ничего подобного еще не существовало. «Племена саков, которые жили на территории современного Западного Казахстана, соприкасались с племенами персов, ассирийцев, и через них система плавно перешла на Ближний Восток, а затем, во времена крестовых походов – и в Европу. Геральдика вошла в быт, а гербы стали опознавательной системой для рыцарских турниров. Более того, в гербах европейских дворян и государств появились такие персонажи, как единорог, грифон, тигр и лев, которые на территории Западной Европы не водились, а первые два – это вообще мифические существа. Причем грифон был «распространен» в прикаспийском регионе и характерен для саков, а единорог – на юге и юго-востоке Казахстана», – объясняет Кондрашов. 
В целом знаковая основа для Государственного герба у нас очень богатая, в том числе и народное декоративное творчество, знаменитый степной звериный стиль, древние орнаменты и т. д. Чтобы создать полноценный государственный герб, надо изучить историю, знаковую культуру, этнографию, искусство Степи, провести колоссальную работу, чтобы возродить преемственность степной геральдики. 

 Дастан ЕЛЬДЕСОВ,
лингвист

 

 

1800 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми