- Общество
- 01 Июля, 2024
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОГРАНИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Представление о границах неразрывно связано с понятием национальной безопасности. Граница – естественное место дислокации пограничной, таможенной и других служб, повышенной концентрации войсковых частей, особенно на угрожаемых, по общественному мнению, направлениях.
Изучение государственных границ имеет богатые традиции. История человечества – это история войн, а большинство войн имело целью пересмотр границ. Чтобы оправдать территориальные притязания и требования изменения границ, правительства и политические деятели нуждались в их обосновании. Пересмотр границ всегда влек за собой потребность в прикладных исследованиях для их делимитации на карте и демаркации на местности, и здесь географы были практически незаменимы. Международные организации и правительства мировых держав и в наши дни приглашают крупных географов в качестве экспертов для делимитации границ.
Безопасность – многоаспектное понятие. Различают безопасность военную, пограничную, экономическую, экологическую и т. д. Восприятие безопасности конкретной границы населением и политиками зависит от ее символической роли, исторических традиций, имиджа, современного дискурса. Традиционное понимание роли Государственной границы в обеспечении безопасности основано:
– во-первых, на предотвращении военной угрозы. Приграничные районы становятся милитаризованной зоной особого режима, в которой главный приоритет – боеготовность соединений, готовых отразить нападение потенциального противника;
– во-вторых, при традиционном подходе к обеспечению пограничной безопасности в пограничной зоне одна из главных задач – возможно более полный контроль любых трансграничных потоков. Граница понимается как передовая, на которой нужно остановить проникновение вглубь страны нежелательных лиц, товаров, информации и т. д. Контролировать трансграничные потоки легче там, где меньше жителей в пограничной зоне, где ниже хозяйственная активность. Поэтому такие зоны превращаются в территории экономического застоя;
– в-третьих, одна из особенностей традиционного подхода к безопасности границы заключается в попытке государственных органов предусмотреть любые возможные осложнения ситуации и подготовиться к принятию ответных мер;
– в-четвертых, этот подход основан на обеспечении безопасности государства, и эта задача решается только государством. Предполагается, что интересы безопасности приграничных регионов полностью тождественны с общегосударственными, то есть геоэкономика подчиняется геополитике.
Проблемы обеспечения пограничной безопасности и, одновременно, эффективного регулирования все более интенсивных трансграничных потоков стоят перед многими государствами. Неудивительно, что в последние десятилетия отмечается высокий интерес политиков и экспертов к различным аспектам пограничной безопасности. Однако такой интерес пока слабо подкреплен теоретическими изысканиями: количество подобных трудов относительно незначительно и они, как правило, охватывают лишь частные проблемы. Еще меньше внимания специалисты по изучению границ уделяют сравнительному анализу политики обеспечения пограничной безопасности различных государств.
Пограничная безопасность определяется как сносное для политических элит и общественного мнения страны и ее приграничных территорий состояние защищенности пределов территории данной страны от серьезных трансграничных потоков и неблагоприятного развития ситуации в прилегающей к границе зоне, как правило, подразумевающих обстоятельное нарушение устанавливаемого государством пограничного режима и/или территориальной целостности страны. Такое состояние достигается, главным образом, путем мероприятий, осуществляемых силами, которые сознательно ответственны за охрану границы и контроль над трансграничными потоками. Например, в Казахстане широко распространено мнение о том, что резкий рост количества мигрантов из Центральной Азии разъясняется «прозрачностью» рубежей страны, и что их упрочение должно стать одной из главных мер по борьбе с нелегальной миграцией. Однако подавляющее большинство граждан государств СНГ встречаются в Казахстане легально и через пункты пропуска, так как пользуются правом безвизового въезда.
В ХХI веке приоритеты обеспечения пограничной безопасности изменились. Значение ее военной составляющей для многих успешных стран уменьшилось, хотя в государствах «третьего мира», особенно участвовавших в приграничных конфликтах, оно по-прежнему велико. При этом границы почти неспособны быть ограничителем информационных потоков, так как существуют интернет, спутниковая связь, даже если последние объективно представляют угрозу национальной безопасности.
Важнейшее место в повестке дня пограничной безопасности занимают проблемы транснациональной преступности и незаконной миграции. Несмотря на применение более совершенных технических средств пограничного контроля, достижения сил правопорядка в нашей стране остаются скромными. Это объясняется не только возрастающим профессионализмом нарушителей закона, но и интенсивностью проходящих через границу потоков. Ради избегания задержек сообщения, пограничники и таможенники вынуждены контролировать основную часть людей и грузов менее тщательно, чем это требуется для полноценного контроля. Вероятность задержания наркотиков и других видов контрабанды на границах с интенсивным трансграничным потоком минимальна. Вот почему контрабандисты предпочитают ввозить нелегальные товары, особенно крупные партии, не в обход пунктов пропуска (что увеличивает время и расходы и грозит практически неминуемым арестом при обнаружении), а через них.
С точки зрения пограничной политики остро стоит дилемма между приоритетами обеспечения пограничной безопасности и созданием благоприятных условий для трансграничного сообщения. С одной стороны, эффективность контроля и выявления наркотиков, оружия, террористов и жертв торговли людьми можно повысить за счет тщательного и продолжительного досмотра людей и грузов, с другой стороны – подобные меры ведут к снижению доходов от туризма, международной торговли. Особую роль играет этический аспект проблемы: среди пересекающих государственные границы людей доля опасных преступников составляет менее 1%, административных нарушителей – вообще считанные проценты. Если пойти на резкое ужесточение пограничного режима, то жертвами таких мер станут большинство ни в чем не повинных путешественников. Тезис о том, что граница должна быть проницаемой для законопослушных людей и непроницаемой для нарушителей, банален. В конкретных ситуациях все происходит наоборот: от ограничений страдают законопослушные люди, а убежденные нарушители прекрасно пользуются изъянами систем пограничного и таможенного контроля. Возможно, это противоречие в перспективе удастся отчасти разрешить за счет использования на границе новейших технических средств. Набор таких средств постоянно пополняется: в настоящее время он включает в себя беспилотные летательные аппараты, системы спутникового наблюдения, инфракрасные и сейсмические датчики, тепловые сенсоры, сканирующие устройства, газоанализаторы и т. д. Эти технологии обеспечивают эффективный контроль над трансграничными потоками даже в условиях террористической угрозы и позволяют сохранить высокую пропускную способность границы.
На фоне интенсификации трансграничных потоков усиление пограничного контроля создает проблему развивающегося по спирали противостояния между контролирующими границу государственными структурами и нарушителями. Такое противостояние начинается с усиления государством мер пограничного и таможенного контроля в ответ на активность наркоторговцев, других контрабандистов и нелегальных мигрантов. Эти меры способны отпугнуть часть потенциальных нарушителей, но другой части удается приспособиться к новым условиям. Преступники даже получают дополнительные стимулы для своей деятельности: государство «освобождает» поле от конкурентов. Кроме того, ввиду повышенного риска возрастает стоимость переброса контрабанды. Прибыль, вырученная от продажи наркотиков (превышающая 1000 %), других предметов контрабанды или поставок нелегальной рабочей силы, превышает, в глазах нарушителей закона, риск или дополнительные затраты на преодоление пограничного контроля.
Контрабандисты, подобно пограничникам, применяют современные технические достижения – мобильную связь, транспортные средства, приборы ночного видения, размещенные в интернете видео снимки места в режиме реального времени. Однако гораздо большее значение имеют для них обнаружение и использование уязвимостей в пограничном контроле. Ставка делается на помощь местных жителей, проведение «экспериментов» по определению слабостей пограничного режима. Особая роль отводится коррупционным связям, которые трудно отследить, ибо от коррумпированного представителя власти в критический момент нередко требуются лишь бездействие или недостаточно активные действия по обнаружению запрещенных грузов. Контрабандистов и нелегальных мигрантов не останавливают технические новшества и трехметровые заборы усложненной конструкции. Нарушители преодолевают препятствия за счет быстроты или скрытности, перелетая через заборы или вырывая под ними тоннели. В более уязвимых местах (вдали от населенных пунктов) часть конспиративных потоков переориентировалась на каналы, проходящие через пункты пропуска.
Сложившаяся ситуация оказывается, тем не менее, на руку силовым структурам. Во-первых, вместе с ростом интенсивности нелегальных трансграничных потоков увеличиваются количественные показатели задержаний, что позволяет пограничникам и таможенникам говорить об успешности своей работы. Во-вторых, у пограничных служб возникают основания претендовать на дополнительные полномочия и увеличение финансирования. Ситуация нарочито драматизируется чиновниками, политиками и журналистами посредством нетактичной интерпретации статистических данных и необоснованных «авторитетных экспертных оценок». Обеспечение пограничной безопасности преподносится как универсальное средство решения любых проблем безопасности, в том числе социальных, таких, как снижение потребления наркотиков на границе, но, на самом деле, задерживается только ничтожная часть этих наркотиков.
Охраняющие границу службы и трансграничные преступники, находясь в конфронтации, оказываются, вместе с тем, в сложной и двусмысленной взаимозависимости. Нарушители закона извлекают прибыль из закрытости границы, а государственные структуры разрастаются и получают дополнительную помощь в силу роста числа нарушений. Эскалация этой связи идет по спирали, но перелома в пользу правоохранительных органов не происходит.
В начале ХХI в. ответ на угрозу терроризма следовал новый раунд мероприятий по ужесточению пограничного контроля на базе внедрения современных средств наблюдения, идентификации и анализа информации. Укрепление границ стало одним из основных мероприятий по противодействию этой угрозе. Поток террористов через границы в среднем собирает незначительную долю трансграничных потоков. При этом руководители и непосредственные исполнители терактов часто не приезжают из-за границы, а постоянно проживают в странах, которые избираются мишенями террора. Следовательно, ужесточение пограничного контроля в качестве ответной меры противодействия терроризму не во всех случаях бывает оправданным и действенным. Но и этот аргумент легко оспорить: проникновение в страну даже нескольких приезжих террористов может вызвать непрогнозируемое подавление действий доморощенных террористов. Выбор оптимального варианта противодействия терроризму основывается на анализе закрытой информации, что затрудняет адекватную оценку гражданскими экспертами результативности мер властей. Террористы или наркоторговцы могут сосредоточиться на поиске уязвимостей в системе пограничной безопасности или заняться построением альтернативных схем с применением других каналов проникновения в страну.
Субъективный фактор играет заметную роль в определении режима применения мер контроля над трансграничными потоками. Пограничные и таможенные службы интуитивно стараются выявлять потенциально подозрительных (по внешним признакам и поведению) людей. Со своей стороны, контрабандисты и нарушители стараются создать о себе благоприятное психологическое впечатление. Для перевоза наркотиков и запрещенных товаров применяются люди, относимые к «не вызывающим подозрения» категориям: инвалиды, дети, священники. Разыгрывается своего рода сложная партия. Анализ ее неписаных правил заслуживает специального исследования.
Роль пограничной безопасности нельзя оценить при помощи формальных количественных критериев. В ней есть много неизмеримых аспектов, связанных с имиджем власти и государства. Демонстрация способности контролировать свои границы должна успокаивать население, прежде всего, ту его часть, которая ощущает исходящую со стороны внешней среды опасность. Вместе с тем необходимо и устрашение потенциальных нарушителей, многие из которых могут воздержаться от противоправных трансграничных операций. Необходимо описать круг проблем, с которыми реально и систематически имеют дело структуры, несущие ответственность за пограничную безопасность.
Казахстан располагает довольно обширными ресурсами для решения проблем безопасности своих границ. Однако в настоящее время на километр границы приходится в среднем лишь один пограничник, финансовые и технические ресурсы госструктур, занятых охраной границы, пока не отвечают масштабности вызовов. Учитывая, что в аналогичном положении находятся практически все сопредельные страны, хотя бы относительно эффективное решение проблем пограничной безопасности республики может быть достигнуто лишь при условии развития сотрудничества со всеми соседними государствами и эффективного использования потенциала приграничных территорий.
Проблемы пограничной безопасности стали для Казахстана одним из важнейших аспектов национальной безопасности. Данные проблемы касаются развивающего большинства регионов страны и, по крайней мере, трети населения, которая обитает в административных районах, непосредственно примыкающих к границе. Следует также учитывать, что разнообразные участки пограничья находятся в разных, часто контрастирующих, ландшафтных, экономических, социальных и других условиях, что поддерживает выработку национальной пограничной политики.
Пограничная безопасность РК обеспечивается в пограничном пространстве, пограничной зоне и пограничной полосе, в территориальных водах, континентальном шельфе, внутренних водах Республики Казахстан.
Ардак АЙТБАЕВА
ассоциированный профессор,
кандидат философских наук,
ПА КНБ РК, г. Алматы
Кайни ШАЙМЕРДЕНОВА,
ассоциированный профессор,
кандидат исторических наук,
ПА КНБ РК, г. Алматы

4258 раз
показано0
комментарий