• Общество
  • 01 Июля, 2024

КАЗАХСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Торегали КАЗИЕВ, 
исследователь-писатель

 

Термин «цивилизация» широко распространен и в то же время многозначен. Ведь говорят и о мировой цивилизации, и о европейской, о шумерской, египетской, китайской и других, а также о государствах-цивилизациях, традициях-цивилизациях и т. д. К примеру, колыбелью европейской цивилизации считают греческую цивилизацию. 
 

Греческая цивилизация основывалась на рабстве 

Вот, держу в руках книгу (третий том) швейцарского ученого Андре Боннара «Греческая цивилизация», где автор восхищается достижениями Древней Греции, но и переживает факт его падения. На стр. 145 пишет, что по переписи в конце IV века до н. э. из 431 тысячи человек населения Афин 93% были рабами: «…греческая цивилизация была рабовладельческой. Не нужно бояться правды… без такого огромного количества рабов Афины никогда не возвели бы Парфенон и не достигли бы величия в остальном… Эта же цифра привела Афины и Грецию к неизбежной гибели».
Краткая хронология: 
1.Зарождение греческой цивилизации в конце III–II тысячелетие до н. э. 
2. Расцвет в VI–V века до н. э. 
3. В 150–30 годы до н. э. – кризис и распад эллинистической государственности.

Информация от Г. Киссинджера, от палеолингвистов, археологов, из наследия народов мира, в т. ч. тюрков и из других источников…

Патриарх мировой дипломатии Генри Киссинджер по приезду в Астану в 2005 году сказал, что Казахстан является колыбелью цивилизации. 
Ранее лингвисты также объявляли, что Волго-Урало-Казахстанский регион является прародиной ностратических языков, и, может быть, и праязыка человечества. Гуру росслингвистики С. Е. Яхонтов: «Наиболее вероятной прародиной ностратических языков является Южный Урал и соседние районы»». Один из авторов теории палеолитической непрерывности Марио Алинеи утверждает, что в каменном веке на Урале и вокруг него было непрерывное развитие, и развился праязык, от которого позже произошли тюркские, уральские, индоевропейские и прочие языки. Член-корр. РАН лингвист С. Старостин (1953–2005) также имел такое мнение (Знание – сила. М. 2003. № 8//Philologi. Ru) и даже начал реконструкцию праязыка, сказав, что ближе всех к нему уральские и алтайские языки, но не успел – умер.
 Что интересно, каждый второй казах, не будучи лингвистом, знает поговорку: «Түгел сөздің түбі бір, түп атасы Майқы би» – у всех слов основа одна, праотец (слов) Майкы би» – пример сохранения историчес­кой памяти народа. В прошлых материалах мы говорили о том, что в 15-м тысячелетии до н. э. каган Турана Майкы (Джам, Йима, Аргы Мак) провел реформу праязыка, словарный состав которого сохранился, в разной степени, у народов мира.
Археологи находят материальные следы колыбели мировой цивилизации. Вот строки из книги «У истоков цивилизации», М. 1992. Президента Российского археологичес­кого общества академика РАЕН Г. Н. Матюшина: «По определению классиков археологии Гордона Чайльда и Грехема Кларка те люди, которые делали такие микролиты, создали всю мировую цивилизацию». И пишется там, а также в книге профессора А. Нарымбаевой «Туран – колыбель древних цивилизаций», что микролиты – это маленькие камни, по заключениям специалистов в 100 раз острее современных хирургических инструментов. Они вставлялись в пазы костяных и деревянных ножей, кинжалов, копий, стрел, жатвенных ножей, сох и других орудий, повысив производительность труда древнего человека в 60 раз!..
Археолог Г. Матюшин показывает адрес тех новаций: «...обнаруженные в Зарзи (Месопотамия) изделия изготовлены из яшмы, которая залегает только в яшмовом поясе в Южном Зауралье, в Северном Казахстане (Атбасарском районе Кокшетауской области и в Актюбинской области) и в Центральном Казахстане (сопки урочища Коскудук и Шабынды сложены из яшмы, на этих стоянках все микролиты из яшмы. Из озера Карабалыкты распространялись яшмовые микролиты по всему свету».
В казахских эпосах и прочем наследии этих предков-мастеров звали кендігер қобан жұрты (шахтерский кыпшакский народ). К примеру, в эпосе «Козы Корпеш – Баян сулу» о Сарыбае: «оның тегі кендігер қобан жұрты», а о его свате Карабае – что он из огузов. В иранской «Авесте» Кобан журты называют – «Хванирата». Археолог А. В. Пьянков в статье «Некоторые вопросы этнической истории древней Средней Азии» о центральной области Турана: «Хванирата расположена между Волгой и Амударьей». Профессор Мэри Бойс в книге «Зороастрийцы. Верования и обычаи» также пишет, что создатель Золотого века человечества каган Турана Йима (Майкы, Джам, Аргы Мак) и его последователь Зороастр жили в каменном веке в степях восточнее реки Волга, т. е. на территории современного Казахстана. В индийских древностях говорится, что Йима (Яма) пережил ледник. На стр. 588 первого тома сочинений академика А. Маргулана кендгер кобан журты также упоминаются как древнейшие жители казахской степи, в т. ч. и жившие на Сырдарье, проводившие лето на жайляу на Урале и в Зауралье. В моей статье «Каган Турана Майкы – основатель Золотого века человечества» (журнал «Мысль, №4, 2023) есть о том, что возможная столица Турана город Орнык располагался между аулами Ортак и Аксай Кобдинского района Актюбинской области.
 О том, что 16 или даже 20 тысяч лет назад в Южно-Урало-Казахстанском регионе во всю мощь работали заводы по производству высокопроизводительных орудий труда и оружия, в т. ч. на экспорт по всему земному шару, в книге Г. Н. Матюшина: «В палеолитической стоянке Ямазы Таш пещере в 14–13 тысячелетиях до н. э. микролиты составляли половину орудий. На стоянке Янгелька их было 7000, Мысовая (Урта Тюбе) 5411, Суртанды 4238, Мурат – более 4000 и т. д.». Это же чудом сохранившиеся остатки материальных свидетельств древнейшего прошлого...
Прочтите вышедшую в 1973 году книгу «Джезказган – древний металлургический центр» Алкея Маргулана, четверть века, возглавлявшего Центрально-Казахстанскую археологическую экспедицию и другие его труды – он убедительно показывает, что металлургию подарили миру древние евразийские охотники и скотоводы и все (!) древние металлургические термины из тюркского языка.
Дольше всех в массовом порядке сохраняли свои непрерывные многотысячелетние металлургические традиции башкорты. В 1830 году российский академик Д. И. Соколов писал: «...башкирцы были виновниками нашего просвещения в деле горном». Знаменитый Горный институт в Санкт-Петербурге, второй в тогдашнем мире, построил в XVIII веке башкорт Исмаил Тасимов, у которого имелось несколько заводов и 234 рудника – и еще 19 лет содержал институт на свои деньги. Указом Екатерины II были разрушены кузницы в башкортских аулах, но рудники еще разрешали – постепенно и их отобрали. У казахов и башкортов и сегодня немало одних и тех же племен, которые в древности имели общую историю – ведь предки обоих народов были в составе кендгер кобан журты – центра Турана. И если здесь мы рассматриваем тему большей частью на казахском материале, то не меньше свидетельств о древности у других народов. К примеру, я не раз натыкался на сведения, что Русь существовала и в период Валдайского ледника, но пока никто не берется за изучение этой темы, хотя я не раз высказывался об этом при общении с официальными историками и в комментариях – молча слушают, читают и ни одного отклика. Наверное, нужно, чтобы об этом какой-нибудь древний грек или китаец, немец Миллер, араб или Рашид ад дин написал, да нет и знаний у многих о тонкостях древнего обычая обережных имен… Вот, из булгарской летописи: «…в одном месте алпа (первого духа) Бир Гюна называют Бай Тереком, в другом – Кара Багом (Аргы Мак. – Т. К.), в третьем – Джамом, в четвертом – Кыш Тарханом, в пятом – Кермесом, в шес­том – Ауданом, в седьмом – Маром, в восьмом – Рыштау, в девятом… Но все (во время сборов) должны молиться одинаково». Ну, кто из тех, кто не изучал наследие ледовой эпохи, поймет, что разговор идет о лице, которого на Руси в конце 15 тысячелетия до н. э. называли именем Перун, в Прибалтике Перкун, Перкунас и т. д. – пример обожествления степных аруахов в разных странах мира, здесь – кагана Майкы. У Геродота, жившего в V веке до н. э., есть о божестве моря и коневодства Посейдоне, прообразом которого был реально живший таракты табынец Тогым, потомок Аргы Мака, при котором широкое развитие получило коневодство и мореплавание (Геродот. История. М. 2006. стр. 253) – напечатано в разных изданиях Тагимасат или Фагимасад, поскольку «т» и «ф» в древности отмечались одной буквой. Сведений много, к примеру, самая северная точка Евразии и самая восточная – носили имя «мыс Tabin» на мировых картах вплоть до XVII века (есть в интернете). По книге Ш. Тернера «История англосаксов» степняки вначале из талы сплетали қорап (короб), затем оборачивали шкурами и получался корабль – поняли, откуда пошли первые морские термины? Кстати, «судно», «суда» – от степного «су» (вода)... Было бы время – об этом пару томов бы написал.
 ...Не говоря уже о приученном степняками коне, об изобретенном ими колесе и телеге, проф. А. Нарымбаева на стр. 116 своей книги о Туране говорит, что «коза и овца одомашнены в Восточном Прикаспии раньше, чем на Ближнем и Среднем Востоке» и приводит соответствующее обоснование. Стыкуются с этими фактами и сведения кавказских археологов на Арало-Каспийской конференции в Актобе о том, что сог­ласно открытых на Устюрте каменных загонов для скота, на территории Казахстана и Средней Азии скотоводство существовало еще в ледниковом периоде» (Магомедов М. и др. Каспийская Атлантида. //ж. Научная мысль Кавказа. 1994. №4).
 Г. Н. Матюшин: «Янгелька (11–9 тысячелетия до н. э.) – зернохранилище и жатвенный нож – говорят о земледелии на 4 тысячи лет раньше, чем в Чатал Гуюке (Турция). Из озера Зюраткуль в жилище 9–6 тысячелетий до н. э. нашли мотыгу из кварцита», т. е. 13 тысяч лет назад, может и раньше, земледелие в Волго-Урало-Казахстанском регионе уже было.
Факты о непрерывности эволюционного развития каменной индустрии в Урало-Казахстанском регионе: «...в Муллине (Южный Урал), Мысовая (Урта Тюбе у оз. Карабалыкты), где слои энеолита, неолита, мезолит, мустьерские, еще ниже каменные орудия, которым сотни тысяч лет» (Матюшин Г. Н. Археологический словарь. 1996).
Профессор Жумажан Байжумин в книге «Туран. Взгляд на историю человеческого общества» на стр. 107 – о том, что на территории Турана, «центральной частью которого является Урало-Казахстанский регион, было найдено более 800 стоянок верхнего палеолита. Больше, чем в других странах мира, вместе взятых». 
 Л. Н. Гумилев, имя которого носит университет в Астане, говорил: «История есть описание собственных предков». Сегодня уже 32 года независимости и необходимо самим досконально изучать прошлое своих предков и родной земли, начиная с самых изначальных эпох. В книге «Археология Казахстана» от 2006 года стр. 40: «Раньше большинство ученых считало, что прародиной тюрок был Алтай. В настоящее время растет число сторонников Ю. Немета, А. Зайончковского, М. Ширалиева, считавших, что прародиной тюрок был Волго-Уральский регион». В народной памяти все сохраняется и об этом стихи Магжана Жумабаева начала XX века, обращенные к Уральским горам: 
«Анамыз, бізді өсірген қайран Орал,
Мойның бұр тұңғышыңа» – 
«Мать наша, нас вырастившая 
удивительная Орал,
Повернись к своему первенцу…»
Ученые из братских Карачая и Балкарии Кази Лайпанов и Исмаил Мизиев очень хорошо обосновали утверждение о Волго-Уральской прародине тюрков – в своей работе «О происхождении тюркских народов». Данный факт подтверждается и генетикой. К примеру, раскопки на стоянке Сунгирь на краю города Владимира, где нашли кости нескольких охотников, живших 34 тысячи лет назад: «Все четверо принадлежали одной популяции с эффективной численностью 200–500 человек, но при этом не являлись близкими родственниками. Гаплогруппа игрек-хромосомы у всех четверых оказалась одна и та же: С1а2» – пишет Александр Марков. Оказалось, что сунгирцы избегали «близкородственных скрещиваний» и придерживались обычая жеті ата, а гены совпадают с генами части степных родов. Антропология сунгирцев смешанная – европеоидно-монголоидная, как и сегодня у казахов, башкир, татар, чувашей и других народов, живущих в Волго-Урало-Казахстанском регионе.

Казахская цивилизация основывалась на морально-этических принципах, 
исходя из единства человеческого рода, как неотъемлемой части 
Мироздания и Природы

Когнитивным толчком для зарождения цивилизации было суровое начало Валдайского оледенения, продолжавшегося с 117 тысяч лет назад по 12,5 тысяч лет назад (Мосин В. Южный Урал в каменном веке. Ч. 2019) – множество людей погибло в том начале от внезапно наступившего холода и зубов миллионов хищников. Даже при сегодняшнем уровне материального, технологического и интеллектуального развития климатические потрясения оказываются неожиданными. Выжили только сильные, умелые, думающие круг­лые сутки над решением возникающих жизненных задач и не оставляющие на потом выполнение работы, которую необходимо делать сейчас, те, кто умеет идти впереди времени. Цивилизация как раз и есть уровень духовной, материальной, экономической, интеллектуальной, научной, образовательной, воспитательной, технологической, оборонной, социальной культуры – который соответствует реальности Мироздания, Природы и Человечества – и позволяет динамично развиваться по восходящей...
О начале казахской цивилизации также имеются тучи источников, особенно в языке и словах, которые оставили абызы (ученые люди), как раз и возглавившие процесс восходящего развития сапиенса. Об этом так пишет замечательный татарский лингвист академик Мирфатых Закиев: «Язык – основное средство организации социальной жизни. Поэтому он может дать сведения о самом древнем периоде племени, народа» (Закиев М. Происхождение тюрков и татар. М. 2002).
К примеру, в эпосе «Қобыланды батыр» варианта кобдинца Айсы Байтабынова, жившего на берегу реки Кобда, что в Актюбинской области Казахстана, говорится о том, как сидя под землей батыр, он же абыз и мастер из кендгер кобан журты, изготовил из рога животного тарак (трезубец), издающий свет. В прошлых материалах уже говорилось, что абызы, в т. ч. каганы, называли себя, свое племя/народ и асатаяк в форме трезубца словом қазақ, который был табуирован для публичного произношения и заменялся обережными словами: казаяк, казык, азык и многими другими. Первоначально же слово «ҚАЗАҚ» означало «лучи солнца, само Солнце и Тангры» (булгарские летописи «Джагфар тарихы»).
То, что абыз/мастер/барс/батыр/змей (Коб жыланды – Солнце змеиное) сидит под землей как раз и показывает начало оледенения – когда люди жили в пещерах и под землей, как змеи и выходили на свет только для добычи пищи. О пещере напоминает имя аула/местности Жирен копа (Рыжая пещера), на краю которого похоронены этот самый Кобыланды Первый около 100 тысяч лет назад и его же потомок Кобыланды батыр в XV веке. Слова «жирен» и «кызыл» (красный) означают здесь – «изначальная). В тех пяти строках информации на 600 страниц, вот эти простые на первый взгляд строки:
«Қобыланды өзі тым шебер еді,
...серкенің мүйізінен
Тарақ істеп береді.
Ай қараңғы, бұлт күні тарақтың сәулесі
Сәскелік жерге түседі»
 С того времени Первого Кобыланды тарақ – символ қазақской цивилизации – не покидал нас никогда! Он есть и сегодня как тамга племен ноқта аға жузов (трех составляющих народа): жалайыра, таракты и табына. Тарак является одним из самых загадочных знаков рунического письма, тоже первого по рождению в мировой письменной отрасли. Письмо-то, братцы и сестренки, тоже ведь началось с древнейших охотников Евразии, которые, подражая волкам, львам, тиграм, барсам – оставляли по пути своих охотничьих маршрутов знаки, что это их рабочая территория. Взгляните на рисунки на древнейших камнях: люди, от голов которых отходят солнечные лучи – это абызы, у кого молотки в руках – мастера каменного дела, у кого оружие – охотники и воины. И в эпосе: «жөргекте Қозы жатыр, айдай болып» – «в пеленках Козы лежит, излучая свет» – о том, что Козы Корпеш рожден был, чтобы стать абызом. Но был убит и на место абызов встали деловые люди, лишенные морали, способные убить беременную мать-олениху, но имевшие по 90 тысяч лошадей и умевшие прорыть 40 колодцев сквозь пустыню...
 С той реки Кобды, что в центре Турана, тамга тарак распространилась по всему миру: в правящем племени Ашиде Тюркского каганата, на Руси, в Кушанском царстве, у Чингисхана, у крымчан и ногайцев, у древнегреческого бога Посейдона, в Индии, в Шумере, у хеттского бога Тешуба, в Минойской цивилизации, у скифов, сарматов, народов Кавказа, у литовцев и многих знаменитых фамилий Европы, в Египте, у мордовского племени кокон, у сибирских кетов, у царей Боспорского царства, у скандинавских правителей, в Волжской Булгарии и т. д. – не названных больше осталось. А. Леонов в статье «Под знаком трезубца» пишет, кроме этих, и о китайских, японских применениях данного знака в значении «гора», в клинописи Месопотамии и т. д. 
Схема хронологии казахской цивилизации: 1. Рождение и Становление – с около 100 тысяч лет назад до 17 тысяч лет назад. 2. Высший расцвет с 17 тысяч лет назад до 5 тысяч лет назад – это время Золотого века человечества, созданного каганом Турана Майкы (Йима, Джам, Аргы Мак). 3. Угасание с 5000 лет назад и Распад Турана около 1900 гг. до н. э. О причинах распада Туранской конфедерации заключение палео­экологов: «Около 5000 лет назад началась аридизация (иссушение) климата, продолжавшаяся на протяжении тысячелетия и достигшая максимума на рубеже III–II ты­сячелетий до н. э. Около 4000 лет назад в восточноевропейских степях возник самый масштабный палеоэкологический кризис за последние 6000 лет» (Демкин В., Соловьева У., Демкина Т., Борисов А. Палеоэкология восточноевропейской степи в эпохи энеолита и бронзы //Проблемы изучения ямной культурно-исторической области. Оренбург, 2006). Профессор Н. Л. Моргунова в книге «Археологи Оренбуржья» (стр. 68) пишет, что в XX–XVIII вв. до н. э. в Поволжье и Приуралье происходили бурные события, которые археологи называют «смутным временем» по причине насыщенности серьезными потрясениями. Историк металла Е. Н. Черных пишет о распаде в 1900 гг. до н. э. империи евразийских кочевников, простиравшейся от Сибири до Персидского залива, которую он назвал Циркумпонтийской металлургической провинцией, центр коей был Каргалинский металлургический центр под Оренбургом. 4. Посттуранские государства и культуры региона. Среди них Скифия, Сарматия, Алания, гунны, Тюркские каганаты, Кыпшакия, Булгария, государство Чингисхана и Золотая Орда, постордынские государства, в т. ч. Казахское ханство и другие. Современный Казахстан и другие государства.
Мировоззрение людей в казахской традиции-цивилизации основывалось на том, что есть Мироздание, Природа и Человечество, как часть Мироздания и Природы. Процессы Мироздания регулируются Абсолютом (Создателем) и человек рожден для соработничества и сотворчества с Абсолютом, который вдохнул в него частичку своего духа. Человек обязан жить согласно закономернос­тям Мироздания, то есть, соблюдая морально-этические нормы. При соработничестве, сотворчестве и соблюдении морально-этических норм идет восходящее развитие человечества, а при отказе от этих своих обязанностей человечество обрекается на деградацию, и гибель, как и уже исчезнувшие виды.
Суровые открытые пространства Степного пояса от Дуная до Китайского моря, где негде спрятаться и только человек человеку друг, товарищ, брат, сестра, воспитали принцип единства человеческого рода, и казах до сих пор говорит о каждом человеке на планете: «ол да Адам баласы» – он тоже сын Адама». Л. Гумилев писал, что тюрки не знали понятия «раб» до VIII века, когда пришли арабы и персы и слово «гул», «кул» имело другое значение. Русские еще в начале XVII века звали себя отроками Божьими». Архетипы на Руси воспитывали древнейшие община, обчество, род, артель. Автор монографии «Эпоха меди Степного Приуралья» С. В. Богданов о социальном строе в Волго-Урало-Казахстанском регионе с 6-го по 3-е тысячелетия до н. э.: «…до сих пор в Самарском Заволжье и Степном Приуралье не обнаружено ни одного курганного некрополя военной аристократии, жрецов, ремесленников и т. д. Изучение социальной организации древнего населения позволило определить внесословный характер ранжированности погребального обряда. Анализ материалов приводит к парадоксальному на первый взгляд выводу: все основные подкурганные захоронения принадлежат одной социальной группе древнейших номадов. Социальный прогресс, его исторические формы принципиально отличались от тех, что были свойственны более южным территориям Старого Света. Социальный строй был структурирован по кластерному типу, т. е. основу социальной организации составляли доминирующие семейно-родовые кланы (ру. – Т. К.). Определенная специализация населения наблюдалась внутри семейных кланов». (Проблемы изуч. ям. культ. ист. области. О. 2006, с. 12). Т. е. археология на фактах подтверждает, что никаких каст и рабства в Степи не было. Ханы при выборах раздавали свое имущество малоимущим (обычай «хан талапай») и жили на одну зарплату, а каганы следили за справедливостью их власти и стремились повысить основательность (образование, воспитание и динамичность) народа. Что выражено в словах кагана Турана Майкы: «Хан әділ болса басынан бағы таймайды, халық табанды болса қара жерден кеме жүргізеді» (из сказания «Бұл қазақ қай уақытта үш жүз атанган»).
Справедливость и основательность торжествовала и в странах, находившихся в сфере влияния Турана. Во «Всеобщей истории» Н. Иванова изд. РАН, 2005, с. 36 о III тысячелетии до н. э.: «Классическая модель развития – Шумер 3-й династии Ура. От нее дошло 100 тысяч клинописных табличек. Однако в предшествующий период все элементы этого общества были в нем заложены. Этот тип организации общества обос­новывался морально-этическими принципами… закон, что главная цель – защитить слабого от сильного… Древний Египет… Принцип организации общества был близок к шумеро-вавилонскому… все равны… общие черты ранней древности – отсутствие рабов». Пример того, что в сфере влияния Турана до 1900 гг. до н. э. поддерживалась социальная справедливость на уровне того, что было в метрополии.
 В 1900 годы до н. э. на планете Земля все изменилось. Золотой век человечества кончился.

г. Актобе

Продолжение следует…
 

 

1715 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми