• Общество
  • 01 Июля, 2024

СТРАНИЦЫ ОТКРЫТИЙ

Книга – незаменимая вещь в процессе воспитания ребенка. С ее помощью он может найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, сопереживая героям художественного произведения, фантазируя и преду­гадывая развитие сюжета. Книга обладает способностью воспитывать душу, начиная с того момента, как ребенок делает первые шаги в чтении, и на протяжении всей жизни человека. Об этом не уставали пов­торять классики мировой и отечественной литературы. «Человек, запомнивший слова мудрых, сам становится благо­разумным», – говорил Абай, рассуждая о значимости книг, а Ибрай Алтынсарин подчеркивал, что чтение книг так же, как и учительский труд, лежит в основе воспитания ребенка. В июне – месяце, когда отмечается День защиты детей, – о значимости литературы для подрастающего поколения, ее развитии на современном этапе мы поговорили с автором детских книг, ­поэтом, прозаиком, профессиональным педагогом, отличником образования РК, членом Союза писателей РК, лауреатом и дипломантом литературных конкурсов Александрой Сусловой. 

 

– Пожалуйста, расскажите о себе. Как и когда вы стали писать, с какого произведения начался ваш путь в поэзию и в детскую литературу?
– По образованию и многолетней деятельности я педагог. Окончила историко-филологический факультет Кустанайского педагогического института и на многие годы заняла прекрасное место у школьной доски.
Стихи стали появляться в моей голове еще в детстве, но, к сожалению, память их не сохранила. Возможно, мой детский интерес к стихосложению был закономерным, так как в доме всегда были книги.
Мои родители, приехавшие из Ленинградской области в Казахстан целинники, жили небогато, папа работал в строительстве, мама была билетером, кассиром и техничкой в сельском клубе. Каких-то дорогих игрушек у нас не было, а вот на книги мама и папа денег не жалели, можно сказать, привозили их из поездок чемоданами. Так что мне и моим братьям было чем заняться. Родители были наставниками в чтении. Они читали сами и читали с нами.
В двенадцать лет я решила, что напишу книгу о судьбе моей мамы. И написала, в 2009 году. Повесть «Тетя Женя всех поженит» (в журнальном варианте название изменили на «О маме и остальном») была опуб­ликована в журнале «Простор».
Если вернуться к ранним опытам по стихосложению, то вспоминается, как я отправила свое стихотворение в детскую республиканскую газету. Я отважилась на это по совету классного руководителя. В ответ на отправленное стихотворение из редакции пришло письмо. Внимательно прочитав слова литсотрудника газеты, я поняла, что творение стихов – процесс слишком ответственный и мне пока не по размеру. Приш­лось поработать и серьезно подготовиться к следующей попытке. Подготовка продолжалась почти до 40 лет, пока я не вступила в зрелый возраст.
Одно из первых стихотворений было посвящено маме. Позже появились книги: «Прикосновение», «Рябиновый привкус», «С кем поведешься», в издательстве готовится к выходу книга избранного «Мелодии дождя». К детским стихам проявился интерес с родившимися детьми, а потом и с внуками – я читала им прекрасную детскую литературу, и за этим занятием у меня стали появляться творческие идеи. 
– Существует ли ответ на вопрос – как писать для детей? Важно ли для этого мыслить, как ребенок?
– Литературное сообщество бурно обсуждает эту проблему. Точно знаю, что писать для детей сложнее, чем для взрослых: шесть моих детских книг стихов и прозы стали для меня временем постоянного ученичества. Мыслить, как ребенок, не у каждого взрослого получается. Подчас взрослый человек уже находится под грузом житейских проблем и теряет желание постоянно удивляться самому простому, радоваться малому. Однажды, когда мы были на даче, я увидела, как моя младшая дочка что-то разглядывает на ладошке. Оказалось, что это дождевой червяк. Он свернулся колечком, а моя девочка нежно гладит его – то ли по спинке, то ли по брюшку – и приговаривает: «Красавец ты мой». Вот и тема для стихотворения!
Погрузиться в область интересов ребенка автору помогают знания педагогики и психологии, а также наблюдательность. Всю свою жизнь я общаюсь с детьми разного возраста – от первоклассников до старшеклассников, когда-то отработала семнадцать смен вожатой в пионерских лагерях области, полгода – в знаменитом Артеке. Также по роду педагогической дея­тельности общаюсь с будущими коллегами-учителями. Этот немалый опыт позволяет вновь и вновь убеждаться в том, что дети являются лучшими учителями взрослых. Для авторов детских стихов и сказок это свежий воздух – именно то, что надо. 
Недавно «абсолютно взрослая» шестилетняя выпускница детского сада задала мне вопрос и одновременно дала мне совет: «Тетя, у вас такая чистая речь, вы случайно не блогер? У вас бы получилось!»
Старшая дочка с рождения дружила с книгами, рано научилась читать и проводила долгие часы за этим занятием. Отвечая ее потребности в познании, мы собрали хорошую детскую библиотечку, которую потом, когда три дочери выросли, перевязали в стопки и подарили соседским детям. 
– В одном интервью Джанни Родари рассказывал, как, идя по рынку, он видел в овощах и фруктах живые образы и у него рождались истории. А как происходит в вашем случае, как у вас складываются сюжеты?
– Фантазия Джанни Родари в «Приключениях Чиполлино» неисчерпаема. Мои сюжеты стихотворений и сказок для ребят тоже рождаются из всего. Источником для сюжета могут послужить песни дождя, мягкость тополиного пуха, скрип дверцы шкафа, шепот секундной стрелки, скромность поседевших одуванчиков, шум березовых листьев на ветру, писк комарика. Давным-давно, еще в детском саду, один мальчик мне подсказал, что у всего в мире есть свой язык – разговаривают даже облака и снежинки. Я ему поверила и до сих пор верю тому, что если не совершать плохих поступков, то окружающий мир подарит множество интересных историй. 
– Читаете ли вы свои стихи и сказки в детской аудитории, учитываете ли реакцию юных читателей при сочинении новых произведений?
– Так сложилось, что я дружу со многими библиотеками, их читателями, мои книги есть в школах и детских садах города, области; на мои стихотворения юные таланты создают видеоролики, мультфильмы, буктрейлеры. Ребята из музыкальной школы написали музыку к моим стихам – и получились песни о городе и стране. 
В сотрудничестве с неправительственными организациями я каждый год провожу по 70–80 и более литературных встреч с юными и взрослыми читателями области: читаю и стихи, и сказки, и повести. «Два Даньки, Буран и скрипка» ‒ повесть для подростков стала призером Республиканского конкурса имени Ибрая Алтынсарина в 2021 году. На встречах ребята задавали вопросы по тексту книги, расспрашивали о героях, а один мальчик попросил написать продолжение повести, в которой бы папа Данилки не уходил из семьи. Возможно, подросток, высказавший такую просьбу, столкнулся с похожей проблемой. Продолжение было написано – новая повесть получила название «Пацаны дружить умеют». В ней папа остается в семье. 
Осенью прошлого года в конце литературной встречи со школьниками один мальчик сказал мне: «Писатель, знаешь, что – спасибо тебе большое за рассказ. Дай пять». Мы с ним ударили по рукам – ладонь к ладони, как это принято у современной молодежи. 
Учительница извинилась передо мной за такое смелое обращение ребенка, а я ответила, что ради таких моментов учителю и автору стоит жить! 
– Сегодня литературу способен создавать искусственный интеллект. На ваш взгляд, нейросеть – это вызов для писателя?
– Искусственный интеллект активно внедряется во все направления человеческой деятельности. Уже не удивляют «умные» дома, интернет вещей. Но думаю, что литераторам пока не стоит бояться: нейросети могут составлять прекрасные тексты, переводить с иностранного языка, но искусственный интеллект не может чувствовать, жить в буре человеческих эмоций. Взять хотя бы пример того, как искусственный интеллект озвучивает текст – эту речь сразу можно отличить от человеческой, ведь в ней совсем нет жизни.
«Писателям» с искусственным мозгом и сердцем пока сложнее, чем живым, реальным людям, но это пока, на сегодняшний день…
– В наше время – и это подтвердит любой родитель – дети начинают осваивать различные гаджеты с двухлетнего возраста, а то и раньше. Они открывают для себя безграничный мир игр и развлечений. Как в этой ситуации приобщить ребенка к чтению литературы?
– Думаю, что самая важная задача для родителей – читать самим, читать с детьми и в дизайнерском обустройстве жилища находить место для книжной полки. В связи с этим вспоминаются слова журналиста и публициста XIX века Джозайя Холланда: «Душа, как и тело, живет тем, чем питается».
– Есть авторы, которые считают, что современная детская литература должна идти в ногу со временем – в произведениях должны фигурировать смартфоны, компьютеры и так далее. Но существует и другое мнение: в детской литературе нужно создавать вечные образы, не связанные с развитием технологий. Что вы думаете об этом?
– В моих книгах очень мало стихотворений и сказок, в которых гаджеты присутствуют или просто упоминаются. Это я обнаружила, готовя к изданию свои книги «Хороводы природы», «Я в этом мире новенький», с удивительными рисунками художника-иллюстратора Нины Олексюк, и перелистывая ранее изданную книгу «Солнце на ресничках». Не гаджеты, конечно, играют первостепенную роль в этом мире эмоций, отношений, образов – они лишь необходимые средства коммуникации, которые органично живут вместе с книгой. К слову, функции гаджетов разнообразны. Важно помнить, что они служат также огромным собранием литературы, и в несколько кликов человек может найти нужную для себя книгу и прочитать ее. 
– Когда-то было широко распространено семейное чтение. Сегодня библиотечные сети стремятся возродить эту традицию. По вашему мнению, насколько важно семейное чтение для развития ребенка?
– Семейное чтение всегда было и будет необходимым. Неважно, с какого носителя вы будете читать. Семейное чтение – это соучастие, содружество, сотворчество, сотрудничество, соприкосновение душ, совоспитание, сострадание. Совместное домашнее чтение укрепляет семейный дух.
Именно поэтому библиотекари сегодня ищут и используют очень интересные формы работы с читателями.
– Нынешнее столетие стало временем социальных сетей, ресурсов, где практически каждый может опубликовать свое произведение. Также любой человек имеет возможность издать книгу за свой счет. На ваш взгляд, какие плюсы и какие риски несет в себе эта реальность?
– Да, сегодня мысли каждого человека могут стать достоянием всех через социа­льные сети. Сама возможность быть услышанным радует. Но содержание мыслей, облаченных в слово, хочется просеять через многослойное сито: ужасная информационная перегруженность социальных сетей, небрежно написанные тексты, разрушительное использование одного из главных творений человека, слова, – все это негативно влияет на сознание читателя, а если говорить о подрастающем поколении, то на его образовательный уровень, на его мировоззрение. Именно поэтому очень важно воспитывать детей на хорошей литературе.
Возможность издания книги за свой счет, безусловно, радует. Но если в маленьких редакциях нет худсовета, то у ответственного автора должен быть внутренний редактор. Важно помнить, что со словом надо обращаться трепетно. Здесь, как в медицине, главное – не навредить. Автор должен использовать слово для созидания. 
Мой старший товарищ и наставник, прекрасный поэт и переводчик Казахстана, ушедший от нас летом 2021 года, не уставал повторять, что книга – замечательный инструмент созидательного познания. Я абсолютно с ним согласна.
– Дина Рубина как-то сказала, что печатное издание – это живой организм. Как вы смотрите на это?
– Полностью поддерживаю это утверждение. Каждая книжка ‒ твой ребенок. Он родился и растет вместе с тобой. У каждой книжки особенный запах, книги отличаются и по тактильным ощущениям, и по характеру, и настроению. 
Я свои книги обнимаю, глажу, прижимаю к себе. Следую совету Дины Рубиной, творчество которой я очень уважаю: «Читайте свой текст – тысячу, три тысячи раз! До тошноты, до ненависти, уверяю вас: каждый раз там есть что делать». Читаю свои тексты.
– Согласитесь ли вы с мнением, что критерием качества произведения служит его публикация в литературных журналах или выход в свет в крупном издательстве? С какими издательствами и толстыми журналами сотрудничаете вы?
– Нет, не соглашусь. Опыт показывает, что причины публикаций работ того или иного автора в литературных журналах бывают разными, так же как и сами произведения. Выход произведений в известном издательстве не всегда является залогом высокого качества.
Говоря о своем опыте публикаций, отмечу, что мои стихотворения печатались в коллективных сборниках Астаны, Костаная, Москвы, Керчи, Красноярска, Нижнего Новгорода, в казахстанских журналах «Нива», «Простор», журналах Калининграда, Санкт-Петербурга… Стараюсь и далее налаживать сотрудничество с литературными журналами, литературными сетевыми ресурсами, сделала аудиокнижку для незрячих и слабовидящих детей, пытаюсь определить ее уровень соответствия требованиям и опубликовать.
– Насколько, по вашему мнению, полезны писательские семинары, литературные конкурсы для развития литератора? Посещаете ли вы такие конкурсы, участвуете ли в них как преподаватель?
– Семинары и конкурсы бывают разной степени полезности. Мне повезло принимать участие в нескольких интересных литературных праздниках: пять раз в доковидное время я выезжала на фестиваль иронической поэзии в город Кстово Нижегородской области, стала серебряным призером этого уважаемого мною международного конкурса, опубликовалась в шести сборниках. Керченский фестиваль 2016 года подарил мне диплом лауреата Гомеровской премии. Творческие знакомства с удивительными авторами привели в Москву на фестиваль «Умный смех» в 2019 году, где стала лауреатом в номинации «Крупные формы». Опубликовалась в двух сборниках фестиваля. В том же году в редакции прекрасного журнала «Невский альманах» состоялась моя творческая встреча с писателями Санкт-Петербурга.
Благодарна судьбе за такие подарки. Эти встречи предоставляют возможность знакомиться с писателями и поэтами, которыми хочется восторгаться и у которых есть чему учиться. Это встречи с людьми, которые создают современную литературу.
У нас дома, в Казахстане, я еще в 2011 году впервые участвовала в конкурсе «Бабушкины сказки», проводимом журналом «Открытая школа». По его итогам моя сказка вошла в коллективный сборник. Желание писать сказки сохранилось до сих пор. Так, в книгу стихотворений для детей «Солнце на ресничках» (2018 год) включила и четырнадцать иллюстрированных сказок, позже появилась пара сказок для взрослой аудитории. Очень рада была участвовать в республиканском конкурсе «Дарабоз» в 2015 году, стала победителем в номинации «Сатира» республиканского конкурса «Алтын калам» в 2017 году. Были и сетевые конкурсы, в которых меня привлекала возможность получить от жюри обзоры моих стихов, их плюсов и минусов. Участвую как педагог в семинарах литобъединений об­ласти и учусь постоянно.
– Вы приняли участие в конкурсе литературной сказки имени Лазаря Лагина в Беларуси. Какое произведение вы представили? Удалось ли вам пообщаться с другими конкурсантами и почитать их сказки?
– Я очень рада, что в мае этого года поучаствовала в конкурсе литературной сказки имени Лазаря Лагина, подарившего миру Хоттабыча. Местом проведения конкурса стал Витебск – родина Лазаря Лагина.
Участниками конкурса стали авторы из семи стран – Беларуси, России, Казахстана, Молдовы, Нидерландов, Китая, Израиля. Всего было прислано 86 сказок. Моя «теплая» (педагогическая) сказка ­«О капризной булочке, которая хотела встретить принца» позволила мне стать финалистом конкурса. Конкурс и фестиваль были проведены умно, легко, красиво, вдохно­венно. Возможность творческого общения с авторами, чтение сказок для воспитанников детского дома, другие события конкурса вдохновили на дальнейшую «сказочную» работу. До сих пор перечитываю подаренные участниками фес­тиваля книжки сказок.
– Что бы вы, как автор, пожелали начинающим писателям, тем, кто хочет попробовать свои силы в литературе. С чего начинать? И что бы вы пожелали юным читателям и их родителям? В чем, по вашему мнению, состоит важность чтения?
– Начинающим авторам – побольше читать лучшую литературу и писать, писать, писать, исправлять, рвать, удалять и снова писать. Помнить, что слово, сказанное писателем, должно нести добро людям. Казахский поэт Жумекен Нажимеденов, автор текста гимна нашей страны, оставил нам наставление, в котором говорится о значении каждого слова, сказанного автором:

Поваленный дуб не выше степной травы,
Для человека бессмертия нет, увы.
Но солнечный свет даже 
после гибели солнца
Будет литься на нас 
из распахнутой синевы.

По переписи 2021 года, средний возраст казахстанцев составляет почти 32 года. Фактически это молодые родители. Они очень многое могут и должны сделать, чтобы подружить своих детей с великим творением человека – книгой!

Юрий КАШТЕЛЮК
 

 

732 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №9

30 Сентября, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»