• Общество
  • 20 Июня, 2024

МОЛОДОСТЬ МИРА

Сауле БЕККУЛОВА,
кандидат искусствоведения, доцент,
член Союзов художников СССР и Казахстана

 

 Дебют

Новое имя на горизонте изобразительного искусства Казахстана – всегда праздник молодости и духовной наполненности. «Debut» – так и назвал свою первую персональную экспозицию живописи автор. Он – профессионал по образованию и призванию. Выпускник Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова. Там же окончил магистратуру. Ныне преподает в Алматинском колледже декоративно-прикладного искусства им. Орала Тансыкбаева. Здесь он начинал постигать азы, приехав из аула.
И ворвался в поле творческой деятельности страны – и не только! Убеждена в этом! – с огромным запасом энергии и страсти. Глубоко и остро переживая проблемы и перспективы родного Отечества. То, что отличает большое искусство во все времена. В данном случае, – монументальное.

Сила искусства

Речь не идет об оформительских композициях, коими изобилует ныне поле деятельности художников. В частности, в Алматы. Те муралы, которыми пытаются «облагородить» или «раскрасить» серые стены типовых построек – 70-80-х годов прошлого века – отнюдь не повод и не пример для подражания истинным мастерам.
Их творчество в контексте архитектуры и окружающей среды необходимо создавать еще на стадии проектирования сооружения. Поле деятельности художника монументального плана – их примеров во всемирном масштабе не счесть! – это большие плоскости интерьеров, экстерьеров, огромного окружающего пространства при создании крупных сооружений. Они в своей основе несут идеи гражданственно-пафосного, высокого звучания. Они формируют облик города и страны руками, глазами, духовным настроем авторов-художников и архитекторов. Ведь недаром Ахмет Байтурсынов создал термин «сәулетші», обозначающий этот род деятельности. А перевод слова: «озаряющий солнцем». Это было век тому назад! Какие личности творили нашу историю, слагая головы за счастье будущей нации!
Но возрождается история, возрождаются светлые имена. А усилиями художников возникают монументальные скульптуры, монументальные росписи, витражи, рисунки, формирующие в зрителе – повседневно, постоянно! – чувство Прекрасного, входя в сознание и жизнь.
Так, духовно возрождаясь, монументальное искусство молодых вносит свою лепту в строительство стройного, мощного, молодого и вечного здания независимого Казахстана. Так программа «Рухани жаңғыру» – «Духовное возрождение» высвечивает главные грани морального, этического, эстетического плана в облике и сущности современника – казаха, человека с планетарным мышлением, нацеленным в Завтра.

Психология борца

Именно такими качествами обладает герой холстов – монументальных по композиции, динамике, ритму построения и скупому цвету – Алмаса Нургожаева. Главная его особенность – пространственное мышление и психология борца.
Давая фигуру своего героя крупно, фронтально, близко к переднему краю холста, он намеренно деформирует пропорции, фокусируя внимание зрителя на главном: экспрессии духа и замысла. Цвет скупо и жестко «высекает» объемы фигуры, акцентируя главное: кисть руки, сжимающей, точно боевое оружие, кисть живописца. Пронзая, рассекая пространство, круто разворачиваясь и выбрасывая в мир свою идею – цель, автор возникает как феномен не­коего ­«воина света».
Помните Паоло Коэльо, с восторгом встретившего просторы и глубины нашей молодой страны? Известный всему миру писатель о себе сказал: «Кто я такой, чтобы учить?»
Вот это скромность и достоинство вкупе с яростной жаждой поединка и победы над косностью и невежеством царят и в творчестве нашего героя. Таков его «Автопортрет». Намеренно, спонтанно и дерзко автор «взрывает воздух пространства» заставляя дрожать и вибрировать. А в эпицентре – крупная, масштабная, всемогущая и прекрасная фигура главного героя – современника.
Таковы полотна «Диалог» и «Пост», «Защитник семьи» и «Разговор по душам». Эти произведения проникнуты глубоко личными переживаниями. И точно соотносятся с «ветром перемен», тем духовным состоянием, эпохой, что составляют главный нерв этих холстов. И – точное обозначение цели – в названиях картин: вслушайтесь! – «С небес», «Перед согласием», «Красная книга», «Взлет», «Пробуждение», «Новая мелодия», «Путь художника».

Времен связующая нить

Мне близко это творчество по духовному настрою и форме воплощения в реальность.
Помните молодых Диего Риверу, Сикейроса, Ороско? Минул век, как усилиями этих пылких мексиканцев юная столица Мехико обрела свое неповторимое лицо, ультрасовременное и глубоко национальное? И вошла в мировое искусство, став стержнем архитектурной и общенациональной культуры своего времени.
И как близко, сходно по идее и выразительно по духу творчество нашего юного современника Алмаса Нургожаева!
Нет сомнений, что такими мастерами в близком будущем станет гордиться наша Родина. А теперь их имена – как Димаш Кудайберген! – открывают эпоху стремления к совершенству не только в национальном самоутверждении, но в глобальном, всечеловеческом масштабе.
Видится закономерным это раскрытие молодых талантов вслед за поколениями мастеров живописи, графики, скульптуры, монументального творчества 1960-х, 70-х, 80-х годов. Их имена стали вершинами национального самосознания и могучим примером для подражания.
Потому нынешним первооткрывателям так дороги и близки европейски образованные и традиционно воспитанные Макум Кисамединов и Салихэтдин Айтбаев, Толеген Досмагамбетов и Еркин Мергенов, Токболат Тогысбаев и Абдрашит Сыдыханов, Шаймардан Сариев и Оралбек Нуржумаев. Вслед пришли интеллектуалы: Есим Едгебаев и Нурлан Далбай, Ерболат Толепбай и Темирхан Ордабеков, Дулат Алиев и Калиолла Ахметжанов.
А им предшествовала плеяда художников 50-х годов, тоже выпускников лучших художественных ВУЗов советской страны, Москвы и Ленинграда. Это – Гульфайрус Исмаилова и Евгений Сидоркин, Канафия Тельжанов и Сахи Романов, Сабур Мамбеев и Жанатай Шарденов… Их много больше названных. А первыми были братья Ходжиковы и Абылхан Кастеев, М. Черкасский и П. Бортников, Н. Н. Хлудов.
Это стройное здание культуры, что воздвигалось десятилетиями на земле Казахстана и поддерживает фундамент тысячелетней культуры, со времен палеолита с их наскальными гравюрами, с культурами Культегина, первого властителя тюркского каганата, с открытиями скифов, саков, гуннов… Тех номадов-кочевников, что совместно с жителями древних царских городищ Отрара, Ургенча, Сузака, многих других подарили миру неповторимое искусство тюрков, предков наших. 
Так нынешние первопроходцы обретают крылья веры и победы, обладая знанием о своих корнях. О подлинном, глубоком, мощном искусстве, ведущем из глуби веков в день нынешний, в день грядущий.
Вся мировая история культуры сопряжена с именами молодых, что прокладывают новые пути в поисках истины и новых идеалов жизни.
Но у человечества, при всей разности характеристик, всегда было, есть и будет нечто самое важное, общее для всех: Любовь к родной Земле, к Отечеству, к матери, детям. И все нововведения, и поиски, как в вечном колесе, устремляются ввысь к небесам, чтобы затем по кругу вернуться на «круги своя», но уже по новой орбите, с осознанием истины.
И всегда искусство молодых, их вдохновение и пламенный порыв питают искусство родного Отечества, стремясь в будущее с безграничными вселенскими горизонтами.

Палитра Алмаса

Эта пульсирующая в такт с дыханием палитра Алмаса Нургожаева полна высоких вибраций – от священного гнева защитника-освободителя до смиренного поклонения святыням родной земли – взывает к сердцу. И нет в ней ни намеренного подражания предшественникам, гениям живописи, ни желания «выделиться» или «быть непохожим». Он искренен и честен сам с собой. Исповедально открыт перед миром – зрителем. А потому сразу берет в плен силой чувства, ведущего его руку. И – побеждая. Вот она, молодость века и тысячелетия!
Через полвека после «шестидесятников», романтиков-бойцов, пришла новая генерация победителей.
Поэт Олжас Сулейменов сказал о сельской молодежи: «Это – культурный сок казахского народа. Уважение к традициям, почитание старших – в их крови». Истинный патриотизм молодых людей рождается на примерах выдающихся личностей. В истории земли казахской, в современности, их немало. И все они ведут начало от родного очага.
Таков и Алмас Нургожаев. Уроженец села Кеген Алматинской области, он пришел в мир большого искусства «от земли». Сберегая в себе все лучшее, что дарит родной дом.
Полагаю, неслучайно эта встреча со зрителем художника Алмаса Нургожаева состоялась именно в Алматы, в стенах старейшей сокровищницы национального и мирового искусства – Государственном музее искусств им. Абылхана Кастеева. Здесь – квинтэссенция всего лучшего из созданий художников Казахстана и шедевров мировой классики. 
А потому «Debut» Алмаса Нургожаева – начало большого творческого пути и, несомненно, серьезных достижений и славы. 
 

712 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №9

30 Сентября, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»