- Время
- 20 Мая, 2024
ФРОНТ БОЛЬШОГО ТВОРЧЕСТВА
Вторая мировая война стала мощным катализатором развития изобразительного искусства – живописи и скульптуры. Трагическое противостояние, в которое были вовлечены миллионы людей, побуждало художников – в окопах и в тылу – к творческому осмыслению происходящего. Вслед за живописцами роковых сороковых к военным сюжетам не переставали обращаться художники мирного времени. Через творчество они выражали свои размышления и оценки жестоких испытаний Второй мировой.
Произведения художников-фронтовиков и живописцев послевоенных поколений были представлены в мае этого года на выставке Государственного музея искусств имени Абылхана Кастеева «Победы звездный час». Экспозицию составили более 60 картин и скульптур из коллекции музея. Выставка была посвящена майским датам, связанным с воинской доблестью, а также 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза, Народного Героя Казахстана, ветерана ВОВ, первого министра обороны независимого Казахстана, генерала армии Сагадата Нурмагамбетова.
Художественная правда
В 1941 году на фронт отправились художники из Казахстана. В это же время в республику были эвакуированы известные живописцы и монументалисты из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова. Их расселили в Алма-Ате, Талгаре, Караганде, других городах республики. Некоторые из этих мастеров, например профессор живописи Абрам Черкасский и ленинградская художница Регина Великанова, остались и после войны жить и работать в Казахстане.
В 1940-х творческая работа кипела. Живописцы военного периода опровергли расхожее мнение, что для творческого осмысления крупного исторического события нужно время: они без устали творили, создавали работы, посвященные героической борьбе за мир, утверждая таким образом, что, когда грохочут пушки, музы не молчат.
Оказавшиеся на фронте художники рисовали огрызками химических карандашей на бумажных обрывках и на полях газет. Иногда перед ними стоял выбор – использовать драгоценный листок для творчества или пустить его на самокрутку… И зачастую выбор делался в пользу первого. Впоследствии выжившие художники возвращались к своим военным наброскам, на их основе создавали картины, графику и скульптурные композиции.
Если основной темой воевавших живописцев были сражения на фронтах, то эвакуированные художники отображали на полотнах самоотверженную работу тружеников тыла – детей, подростков, женщин, заменивших мужчин у заводских станков и на колхозных полях. Они писали картины на тему эвакогоспиталей, концертов мастеров искусств у прифронтовой полосы. Потом, спустя годы эти работы стали восприниматься не только как художественные произведения, но и как живописные документы эпохи.
Творческая память
Живописцы послевоенных поколений предложили изобразительные средства, раскрывающие сюжеты военного времени – чем дальше уходила война, тем острее художники ощущали великий подвиг фронтовиков и тружеников тыла.
У живописцев первого послевоенного десятилетия реалистичность сочеталась с патетикой, шестидесятники искали новые формы в отражении темы войны – часто героями их работ выступали обычные люди, которые под давлением обстоятельств преодолевали себя. Раскрывая военную тему, шестидесятники обращали внимание на простые человеческие ценности, такие как доброта и милосердие, они подчеркивали, что предназначение человека заключается в мирной жизни – созидании, труде, воспитании детей: именно испытания войны позволили человечеству остро ощутить эти истины.
В семидесятые и в последующие десятилетия вплоть до начала 1990-х создавалось множество монументальных произведений, эпических полотен, панно с изображением батальных сцен, с гигантскими фигурами воинов-освободителей. Эти произведения были посвящены героизму воинов, их необычайным силе воли и мужеству, которые позволили одолеть фашизм.
В 1990-х настало время открытости, рассекречивания архивов. Без обиняков стало возможно говорить и создавать работы на темы, которые раньше замалчивали, в частности о сталинских репрессиях, не прекращавшихся в период военного времени – сдавшихся в плен неминуемо ждали советские лагеря.
Тем не менее, все работы объединены идеей мира и справедливости, торжества добра над злом.
Летопись в красках
В экспозиции ГМИ имени Кастеева были представлены не только работы казахстанских художников, но и произведения живописцев республик бывшего СССР, находящихся в музейной коллекции.
В частности, выставку составили произведения художников Беларуси, Литвы, Грузии, Татарстана. Широкий охват работ позволил продемонстрировать разнообразие творческих методов.
В беседе с журналистами заместитель директора по научной работе Музея имени Кастеева Светлана Кобжанова отметила, что готовить выставки ко Дню Победы – музейная традиция, каждый год в преддверии 9 Мая искусствоведы музея стараются как можно шире раскрыть тему, подчеркнуть многоплановость творческих взглядов.
– Для нас было важно продемонстрировать работы, которые ранее не звучали в музейной экспозиции. С 25-летия Великой Победы, с 1970 года, у нас ежегодно организовываются экспозиции, посвященные этой дате. Нынешний канун 9 Мая – не исключение. Собранием работ на этой выставке мы стремились подчеркнуть, что в годы войны все народы объединились в борьбе за мир, и напомнить том, какой невероятно тяжелой ценой далась эта победа, – поделилась заместитель директора по научной работе Музея имени Кастеева.
Среди произведений в экспозиции были представлены работы живописцев с мировым именем. В частности, экспонировалось полотно «Дорогами войны» Ильи Глазунова. Светлана Кобжанова подробно остановилась на этой картине: работа Ильи Глазунова выставляется редко.
– Эту картину Илья Глазунов начинал создавать как дипломную работу в 1950-е годы. Ее сюжет не вполне вписывался в формат социалистического реализма. Глазунов показал отступление 1941 года. В его сюжете была не лакированная война, а правдивая история, где рассказывается о человеческой трагедии. Именно поэтому к дипломной работе Глазунова отнеслись критически. В 1950-м ему так и не удалось завершить полотно, а в 1980-х он уже создал новую работу по мотивам той, – пояснила Светлана Кобжанова.
Продолжая обзор, она обратила внимание на произведения художников-фронтовиков: они представляют особый интерес, так как их авторы были непосредственными участниками событий.
– Живописцы-фронтовики не любили рассказывать о войне, но благодаря своему таланту, через художественное осмысление тех трагический лет смогли передать свои мысли, свои эмоции, свои переживания, – продолжила искусствовед.
В завершение обзора Светлана Кобжанова отметила большую значимость таких выставок – они раскрывают историю через изобразительное искусство. Посредством своих работ авторы словно общаются с нами. Наряду с Ильей Глазуновым своим творчеством говорят со зрителями об ужасах войны и о ценности мира такие мастера, как Амандос Аканаев («Плач»), Николай Гаев («Прощание») и другие художники и скульпторы. Это то наследие, которое составляет значимую страницу изобразительного искусства.
Наряду с живописью и скульптурой большой интерес у посетителей экспозиции вызвал генеральский мундир Героя Советского Союза, Народного Героя Казахстана, первого министра обороны РК, ветерана-фронтовика Сагадата Нурмагамбетова. Содействие в предоставлении этого экспоната оказала директор Военно-исторического музея Алуа Байкадамова.
Через этот экспонат экскурсоводы осветили перед посетителями выставки замечательный жизненный и воинский путь генерала армии Сагадата Нурмагамбетова, отметив, в частности, его стремление рассказывать о фронтовых страницах, чтобы нынешнее поколение казахстанцев ценило мир.
К слову, в книге «А в памяти нет тишины» Сагадат Нурмагамбетов написал, что уроки минувшей войны научили многому.
«Главное, надо ценить то, что завоевано старшим поколением. Нынешней молодежи – беречь и приумножать его боевые традиции. Идти вперед, дальше и дальше по мирным дорогам», – писал Народный Герой Казахстана.
Фронтовик подчеркивал, что с годами память о войне не угасает – напротив, у потомков фронтовиков и тружеников тыла возникает все больше желания раскрыть страницы того трагического и в то же время героического времени.
Георгий ХИНИЧ,
журналист
Фото Юрия Беккера
3187 раз
показано0
комментарий