• Исторические страницы
  • 20 Мая, 2024

ТВОРЧЕСТВО КАРАГАНДИНСКИХ ХУДОЖНИКОВ, ПРОШЕДШИХ ВОЙНУ

Айгуль ОМАРОВА, 
научный сотрудник 
Карагандинского областного музея 
изобразительного искусства

 

Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне досталась большой ценой, тысячами жизней, отданных в боях против гитлеровской Германии. В общую победу свою достойную лепту внесли казахстанцы – каждый четвертый житель республики был отправлен на фронт. Наши земляки проявляли небывалое мужество, защищая необъятную страну, на всех фронтах и передовых линиях. И мы – нынешнее поколение – должны помнить об их подвиге, и не забывать какой ценой далась победа! 

Музейная исследовательская работа в поисках восстановления биографических сведений авторов тех или иных произведений проводит кропотливую работу в раскрытии героического вклада и подвигов людей, избравших для себя самую творческую, мирную и созидательную профессию – профессию художника.
В фонде Карагандинского областного музея изобразительного искусства имеются картины и скульптуры художников, участников Великой Отечественной войны, и музей решает задачу сохранения не только их произведений, но и исторической памяти героических личностей Центрального региона нашей страны. Биографии и подвиги на войне художников-фронтовиков, чьи работы составляют культурное наследие Казахстана, были составлены на основе поисковых исследований.
Художнику свойственно в любых условиях творить, писать то, что видит, чувствует, переживает, поэтому и художники-фронтовики не расставались с карандашом и бумагой и на линии фронта, делали наброски портретов своих однополчан, зарисовки в минуты затишья. Многие использовали впоследствии эти наброски и этюды для написания больших тематических полотен о Великой Отечественной войне
На полях сражений Великой Отечественной воевали: карагандинский талант-самородок Р. Есиркеев, будущий участник Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве П. Антоненко, моряк П. Реченский, подводник Н. Бакланов, командир автоматчиков М. Подлесных, П. Андреюк, Н. Бакланов, В. Ворохобин, а также попавшие в плен и репрессированные за свое «предательство», ставшие «врагами народа», но реабилитированные: С. Саносян, С. Шкурацкий, Н. Рыбецкий, Г. Крейн. 
Их художественный вклад в развитие искусства неоспорим и имеет высокую оценку значимости, но до сих пор остается неоцененным их вклад в Победу в Великой Отечественной войне. Автор статьи хотела бы восполнить недостающие звенья биографий некоторых художников, прошедших войну, так как не каждый ветеран рассказывал о войне, стараясь стереть с памяти ее ужасы, лишь позволяя порой сделать это кистью на холсте. 
Творить красоту, несмотря на горечь и боль прожитых военных лет, стать после войны творцами – создавать прекрасное руками посредством средств выражения изобразительного искусства стало смыслом их жизни после отдачи посильного долга служения защите Родины в борьбе против гитлеровской Германии. Исследование их судеб помогло раскрыть то, что умалчивалось самими ветеранами, не желавшими вспоминать ужасы войны, потери соратников, жестокие бои и даже собственные подвиги. 
Раскрытие подробностей некоторых особенностей военной службы, описание героических подвигов, данное в статье, дает возможность приблизиться к пониманию творчества ветеранов через их биографическое прошлое. Не только через изобразительное искусство, созданное художниками, прошедшими войну, но и через их подвиги военных лет связывается судьба каждого из них с народом и будущими поколениями, для которого они не жалели свои жизни и отдавали свое творчество.

РАИМКУЛ ЕСИРКЕЕВ (1921–1980) 

Живописец. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР. Член Союза художников СССР (1964). Один из первых организаторов Карагандинской областной организации Союза художников. Участник Великой Отечественной войны. Награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией», «20 лет Победы в Великой Отечественной войне» от 7 мая 1965 года (вручена 26.01.1974 г.), «За Доблесть и Отвагу в Великой Отечественной войне», «30 лет Победы в Великой Отечественной войне» от 25 апреля 1975 года (вручена 21.12.1976 г.), «50 лет вооруженных сил СССР» от 26 декабря 1967 года (вручена 26.01.1974 г.)., «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, 27.03.1970 г., награжден Постановлением Президиума ВЦСПС от 27.02.1974 г. Знаком «Победитель социалистического соревнования 1973 г.», Знаком «25 лет Победы в Великой Отечественной войне».    
Раимкул Есиркеев родился в 1921 году в ауле №10 (пос. Набережный) совхоза «Коунрадский» Коунрадского (ныне Актогайского) района Карагандинской области. Отец умер совсем молодым в 1924 году, мать воспитывала Раимкула одна с трехлетнего возраста. С 1938 года маленькая семья проживала в городе Балхаше, где будущий художник учился в казахской школе. В 1941 году пошел работать на завод обжиговщиком.
 Был призван в ряды Красной Армии с Балхашского военкомата 22 января 1942 года. С 16 июля 1942 года сражался на Северо-Западном фронте.
Служил стрелком в рядовом составе 70 стрелкового полка в составе 24-й гвардейской стрелковой дивизии, 5-й стрелковой роты, 2-го батальона. 70 стрелковый полк был введен в действующую армию с 17.03.1942 г., пополнившись рядами новобранцев из Центральной Азии, в которые и был зачислен красноармеец рядовой Раимкул Есиркеев. С 8 сентября 1942 Раимкул служил в составе 904 стрелкового полка 245-й стрелковой дивизии, где в боях получил ранение 20 сентября 1942 года. 
По воспоминаниям самого Раимкула Есиркеева, записанным со слов сына Мейрама, хотя о своем участии на войне ветеран не любил рассказывать, но однажды поведал с горечью о полученном ранении в ложном маневре – имитации подготовки наступления, использовавшимся бездарным командованием Красной Армии, не считавшимся с потерей людских ресурсов и легко жертвовавших человеческими жизнями. Выходцев из Центральной Азии, не владевших русским языком, отправляли без оружия на ложный маневр, скрывая это от бойцов, заставляя идти несколько часов длительный и утомительный пеший путь, подводя к оборонительному рубежу противника на линии фронта. В начале пути командиры шли впереди, по мере приближения к позициям противника, начинали незаметно отставать и с наступлением темноты отступали и скрывались позади бойцов, оставляя их на верную гибель от жесточайшего артиллерийского обстрела. Большая часть погибала, выжившие получали осколочные ранения, как Раимкул. Ему удалось быстро упасть и прикрыться рукой, осколок попал в предплечье. Такое ранение считалось легким. Утром вернувшиеся командиры смеялись и насмехались над уцелевшими солдатами: «Ну что, живы?». 
Лечился Есиркеев в эвакуационном госпитале 1146 в Едрово в Ленинградской области. Продолжил лечение в госпитале-лагере Воронежского фронта для легкораненых №1, созданного 24 января и расформированного 30 июня 1943 года. Отсюда младший сержант Есиркеев выбыл в часть 11 марта 1943 года. Затем был участником І-го Прибалтийского фронта с 1943 года, служил в 140 запасном стрелковом полку 22-й армии между 1 января 1943 года и 24 мая 1943 года. 
Фамилия Есиркеева встречается в военно-полевой документации военно-пересыльный пунктов в списках запасных полков. «Запасные стрелковые полки и бригады входили в состав общевойсковых армий, фронтов и военных округов. Записи сделаны чернилами на листах учетных книг, предназначенных для торговли на литовском языке. 
В зсп направлялись следующие категории военнослужащих:
1) призванные военнообязанные запаса;
2) выздоровевшие военнослужащие из госпиталей;
3) военнослужащие, отставшие от своих частей и команд;
4) военнослужащие, освобожденные из немецких концлагерей и проверенные НКВД;
5) военнослужащие, прибывшие из запасных стрелковых полков внутренних военных округов;
6) военнослужащие, прибывшие из военных учебных заведений;
7) граждане, вновь призванные на освобожденной территории;
8) личный состав расформированных частей и др.;
9) вновь призванные лица, ранее в армии не служившие.
В запасных полках производилось обучение, формирование маршевых подразделений и направление на фронт в действующие части по специальности. Время нахождения военнослужащего в запасном полку обычно составляло от нескольких дней до 5-6 месяцев». 
140-й армейский запасный стрелковый полк (азсп) Северо-Западного фронта дислоцировался в октябре-декабре 1943 года в деревне Тимково Бологовского района Новгородской области (18 км северо-восточнее г. Бологое). Командир полка – полковник Александров Семён Александрович. 
140 азсп с 20-го октября 43 года подчинялся командующему 2-го Прибалтийского фронта (10-го октября Решением Ставки Северо-Западный фронт преобразован в Прибалтийский, а с 20 октября 1943 года Прибалтийский фронт переименован во 2-й Прибалтийский). 03 июля 1944 года 140 азсп вошла в состав 22-й действующей армии по приказу № 074. 
С 16 по 17 октября 1944 Р. Есиркеев значился в составе 194-го армейского запасного стрелкового полка, сформированный из армейского запасного стрелкового полка 51 армии, прибыв из 91 стрелковой дивизии. 
91 стрелковая дивизия держала оборону на территории Литву близ города Паланги на территории Литвы. По-видимому, 
Р. Есиркеев тяжело заболел в сырую непогоду, так как в октябре с 26 числа 1944 года Р. Есиркеев находился на лечении в терапевтическом полевом подвижном госпитале № 5493, откуда вернулся с армейского запасного стрелкового полка.
После победы над Германией продолжал служить и стал участником Советско-японской войны с 9 августа по 30 сентября 1945 года, но в сражениях и боевых действиях не участвовал. 
Был демобилизован только в 1946 году.
После демобилизации Р. Есиркеев вернулся в Балхаш. Сначала поступил на работу на завод в механический цех, став учеником токаря. Через некоторое время, в 1948 году, уже стал художником завода, заново вливаясь в мирную жизнь родного края, утверждаясь через творчество. Он не получил специального художественного образования, но у него был желание рисовать и огромный талант. Занятия в изостудиях, хотя и время от времени, но зато постоянное саморазвитие, требовательное отношение к себе и, конечно же, богатое природное дарование позволили ему перешагнуть грань самодеятельности и приблизиться к многогранности профессионального искусства. Обладая незаурядными способностями, без профессионального образования Р. Есиркеев мог органично оперировать цветом и линией, формой и пространством, осваивая законы композиции, рисунка и живописи, самостоятельно познавал тайны мастерства и проникал в глубину искусства и расширяя свое творчество. С 1948 года Раимкул Есиркеев, переехав в Караганду, поступил на работу художником в облсовет «Динамо», затем работал в художественных мастерских производственно-творческого объединения художников Казахстана «КазИЗО» в Караганде, позже ставшим художественным фондом с 1957 года. А в 1964-м стал членом Союза художников Казахстана. С 1957 года – активный участник областных и республиканских выставок. 
Коллекцию работ Р. Есиркеева в Карагандинском областном музее изобразительного искусства составляет 33 живописных полотна. Живописные полотна Р. Есиркеева на любую тему просты и бесхитростны, они открыты взгляду внимательного зрителя, потому что наполнены любовью к человеку, к родной земле, своему народу. 
Р. Есиркеев в жизни был чрезвычайно застенчивым, скромным человеком. Эта черта характера присуща и его живописи: сдержанно-скромная с преобладанием зеленых, охристых и синих цветов. Писал Есиркеев широкими и уверенными мазками. Объема в изображении добивался за счет сочетания цветов, близких по тону. Крупными мазками художник передавал дух степного края, неяркое, порой грубоватое очарование Сарыарки, отраженное в описаниях природы и портретах близких людей. Но основа творчества Есиркеева – это человек. Портрет – любимый жанр в творчестве Раимкула Есиркеева. Как живописцу, ему лучше всего удавалось раскрыть образы простых людей в портретах – это рассказы о людях, которые жили и творили в ту эпоху, к которой сам принадлежал. В портретной галерее художника есть место и деятелям культуры, самобытным талантам, ставшим украшением и гордостью казахского народа: портреты Таттимбета, акынов Доскея, Шашубая и т. д.
Среди работ Р. Есиркеева из фонда музея особое значение имеют портреты, относящиеся к тематике военных лет. Среди них выделяется серия живописных портретов Героев Советского Союза, написанных с фотографий. В них художник показал образ людей, совершивших героический подвиг во имя своей родины. Небольшая серия из среднего размера полотен, воссоздающая мужественные образы героев-казахстанцев войны, была написана художником в 1960-х годах. В нее вошли следующие картины, выполненные масляной живописью на холсте: «Портрет ГСС Н. Абдирова»; «Портрет Алии Молдагуловой»; «Портрет ГСС Н. Г. Подсадника»; «Портрет ГСС М. Мамраева»; «Портрет ГСС Корниенко»; «Портрет ГСС Ф. И. Ульянина»; «Портрет ГСС Колбасова»; «Портрет ГСС В. Е. Бреусова». 
В портрете героической девушки-снайпера художник сохранил реалистичный облик мужественной воительницы. На ее лице нет страха или сомнения. Автору удалось передать самоотверженность девушки, ее чувство долга перед Отчизной: на полотне рука Алии напряженно сжимает снайперскую винтовку, глаза словно в прицел смотрят пристально вдаль под сведенными бровями, подчеркивая ее решительность. На ее лице нет страха или сомнения. Общий колорит картины тревожный, складывается в единую гамму из зеленых цветов цвета военной формы и заднего фона.
«Портрет ГСС Н. Абдирова» кисти Раимкула Есиркеева воссоздает облик героя, земляка художника. Летчик Сталинградской битвы, которому установлена мемориальная плита на Мамаевом кургане, карагандинец Нуркен Абдиров (1919–1942) пробыл на фронте всего 52 дня. За 16 боевых вылетов сержант Абдиров со своим экипажем уничтожил 12 танков, 28 автомашин с войсками и грузами, 18 повозок с боеприпасами, 3 цистерны с горючим и разбил 3 дзота противника. 19 декабря 1942 года пилот сержант Нуркен Абдиров и стрелок-радист Александр Комиссаров, выполняя приказ по бомбардировочно-штурмовому налету на сильно укрепленный рубеж противника и большое скопление танков направив свой горящий самолет на скопление вражеской техники [1, т. 1, с. 43–44]. 
Нуркен писал своим родителям 23 октября 1941г. в Караганду из авиационного училища: «Мама! Время боевой учебы пришло к концу. Сегодня или завтра отправляемся туда, где разворачиваются жаркие схватки... Нет, даром своей жизни я не отдам. Молодость моя будет со мной и в смерти…» [2, с. 6–10]. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 31 марта 1943 г. за образцовое выполнение боевых заданий  командования и проявленные при этом отвагу и геройство Н. Абдирову присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Карагандинские шахтеры в этот же год собрали деньги для постройки самолета, который назвали именем героя. 
Среди портретов героев Советского Союза выделяются портреты сухой кистью: портрет летчика Н. Абдирова и героя Советского Союза П. Корниенко, но это уже более камерные портреты, передающие облик героев так, словно эти люди живут среди нас. 
В серию военных портретов Р. Есиркеева входит «Портрет солдата». Автору всегда удавалось передать настроение и характер портретируемого. В данном портрете в глазах молодого неизвестного человека видны искорки радости, переполняющее его чувство гордости от сознания того, что он солдат. Именно таким представляет образ солдата Раимкул Есиркеев. Также в фонде музея имеется несколько портретов карагандинцев-тыловиков Героев Социалистического Труда, написанных Р. Есиркеевым: «Портрет Почетного шахтера Аманжолова», «Портрет ГСТ комбайнера Б. Нурмагамбетова», «Портрет ГСТ М. Мамраева». Портретов Героя Мартбека Мамраева в музее имеется несколько, в каждом из которых художник раскрывал новый образ своего современника, почетного жителя Караганды в силу его меняющегося возраста. В своих портретах художник предельно приближает лица портретируемых к зрителю, позволяя вглядываться в лицо, заглянуть в глаза, и увидеть, что люди на его полотнах, обретшие вечную жизнь благодаря мастерству живописца, разделяют с нами, с современным поколением, своим пониманием высокого предназначения человека и исполнения его долга. 
В 1975 году Раимкул Есиркеев участвовал в областной выставке, посвященной 30-летию Победы над фашисткой Германией, которая была для него особо важной, как для ветерана войны. На выставке он представил свою тематическую картину «Солдат-освободитель», в которой использовал собирательный образ советского воина, олицетворявшего собой всех защитников Отечества.
Картины Раимкула Есиркеева всегда будут служить в качестве примера для нового поколения, так как ему удалость в своем искусстве отразить образ человека своего времени. Одним из первых художников Карагандинской области Р. Есиркеев внес огромный вклад в духовное становление нашей области, оставив после себя свои бесценные полотна. Ему удалось привить любовь к искусству и своим детям – известным карагандинским художникам Куанышу и Мейраму. Куаныш Есиркеев – выдающийся, всемирно известный казахстанский художник, чьи работы находятся в музеях Германии, Великобритании, Швеции, России и т. д. И уже третье поколение Есиркеевых, выбрав главным занятием своей жизни творчество, заявило о себе: внук Еркен работает в книжной графике, создает прекрасные иллюстрации к казахскому эпосу, продолжая династийную линию художников отца и деда.

ВОРОХОБИН ВЛАДИМИР КУЗЬМИЧ (1923–1989)

Живописец, график, член Союза художников СССР (1975). Ветеран-инвалид Великой Отечественной войны, награжден Орденом Отчественной войны І и Орденом Отчественной войны ІІ степени, № наградного документа 85 от 06.04.1985 г. и многими юбилейными и памятными медалями Советского Союза.
Ворохобин Владимир Кузьмич родился в Черниговской области, с поселке городского типа Добрянка, рано остался без родителей и воспитывался в детском доме. После окончания 8-го класса поступил в Днепропетровское художественное училище на отделение живописи, которое окончил перед самой войной.
Призывался в ряды Красной Армии в июне 1941 года с военкомата Ленинского района города Запорожье, Украина. С 1942 года на фронте, воевал на Воронежском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. 
Старший лейтенант 2-го батальона 375 стрелкового полка, 219 стрелковой дивизии 6-ой Армии Юго-Западного фронта Владимир Ворохобин награжден 1 февраля 1945 года Президиумом Верховного Совета Союза СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Орденом Отечественной войны II степени за подвиг, совершенный с 5 по 6 марта 1943 года. 
В марте 1943 года при отходе 219 дивизии 375 полк на г. Чугуев, часть попало в окружение противника в районе Кигичевка Харьковской области, товарищу Ворохобину было дано задание от командира дивизии пробить кольцо для выхода с окружения. Задание было выполнено, автоматчики противника были уничтожены, часть окружения вышла. 5 марта 1943 года дивизия вторично попала во второе кольцо в районе Алексеевка Харьковской области. Старший лейтенант Ворохобин прорвал кольцо своим подразделением и вывел с окружения 100 человек бойцов и одного лейтенанта товарища Поцелуева. В ночь на 6 марта 1943 года с остатком подразделения 60 человек подошли вплотную к обороне противника и завязали неравный бой, впоследствии чего прорвав оборону противника, двинулись на село Каменка. В селе также завязался бой, группа, человек 30, вышла благополучно с окружения. Старший лейтенант Ворохобин был ранен при обстреле танка противника в обе ноги, где на поле боя пролежал 8 суток. Лично со снайперской винтовки образца 1891/30 уничтожил 105 немцев и лично подготовил снайперскую группу красноармейцев и сержантов 50 человек, которые в течение 6-ти месяцев уничтожили 1500 солдат и офицеров противника. 
Ранение, полеченное в этом бою в марте 1943-го года старшим лейтенантом Вадимиром Ворохобиным, было очень тяжелым. Он перенес ампутацию обеих ног, долго лечился в госпитале.
Но вернулся на фронт в свою же дивзию. В 1944–1945 гг. служил в должности старшего адъютанта 2-го батальона, начальником агитпункта военной комендатуры в г.Лозовая Харьковской области, начальником штаба дивизии. 
В 1947 году В. К. Ворохобин приехал в Карагандинскую область, жил в шахтерском городе Сарань, где после профсоюзной работы преподавал рисование в школе.
С 1950 года В. Ворохобин активно участвовал в выставках. В своей творческой деятельности пробовал себя в разных жанрах, но отдавал предпочтение пейзажу, являясь продолжателем реалистических традиций в изобразительном искусстве. В своих работах он опирался только на непосредственное восприятие реальной природы и жизненных явлений. Излюбленной темой художника стали индустриальные пейзажи родного края, сильные и мужественные люди рабочих профессий – шахтеры, строители.
Теме Великой Отечественной войны художник повятил одну из лучших своих картин «На прорыв» из серии полотен «По дорогам войны», которую художник подготовил к 40-летию Великой победы. В этой серии картин он с максимальной достоверностью и реалистичностью постарался передать увиденное своими глазами во время войны. Будучи пейзажистом, он писал природу с большой любовью, и в картинах этой военной серии описана природа, но со следами сражения, искореженной техники, телами убитых, и представляется жестокость войны. 
В фондах Карагандинского областного музея изобразительного искусства хранится 22 работы художника, из них 15 живописных картин и 7 графических.

БАКЛАНОВ НИКОЛАЙ ТИМОФЕЕВИЧ
(1926-2006) 

Скульптор. Участник Великой Отечественной войны. Награжден медалью Нахимова (1945), орденом «Красной Звезды» (1945), медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (от 17.09.1945), орденом Отечественной войны II степени (1985), знаком «Ветеран-подводник». 
Вглядываясь на совсем еще юное, еще мальчишеское лицо в морской бескозырке на пожелтевшей от времени фотографии в ордерной книжке, датированной 1945 годом, вдруг ясно осознаешь все бесстрашие и мужественность тех, на чью долю выпало служить на фронте, участвовать в боях с немецкими захватчиками в тяжелейшей, жестокой войне. Понимаешь мальчишескую удаль, незнание страха и непонимание, и непринятие смерти в решительном вызове, как сделал этот рыженький мальчик-матрос из Караганды, получивший орден Красной Звезды в свои 18 лет за героический подвиг: он утопил подводную лодку врага из корабельной пушки калибра 45-мм. Тогда, делая серьезное лицо для фотокарточки, украсив грудь двумя наградами: медалью и орденом, он и предположить не мог, что судьба ему уготовит другую стезю, не военную, а связанную с искусством. Бакланов Николай Тимофеевич станет карагандинским скульптором. 
Родился Николай Бакланов на хуторе Бакланов в с. Солодовка (Царицынская губерния, ныне Волгоградская область). В 1937 году был выслан вместе с раскулаченными родителями в Караганду, где окончил 7 классов в 1941 году, затем учился год в карагандинском ФЗО на профессию плотника, был принят в ряды комсомола, затем работал на алматинском военном заводе, откуда был направлен в 1942 году в школу подводного плавания в г. Аральск – Краснознаменный учебный отряд подводного плавания им.С.Кирова, через два месяца перевели в Махачкалу, где освоил специальность комендора-подводника.
В рядах Красной Армии с 5 июня 1943 года, призывался с реввоенкомата Сталинского района города Алма-Ата в Казахской ССР, служил комендором (артиллерия) в звании краснофлотца в легендарном Кронштадте на Балтийском флоте.
 Краснофлотец Н.Бакланов в возрасте 18 лет был комендором артиллерии 2-го Дивизиона подводных лодок (ДПЛ) на боевой подводной лодке К-56, являвшейся последней из выпущенных 12-ти типа «Крейсерская», под командованием Героя Советского Союза капитана 1-го ранга И. П. Попова. Здесь Н. Бакланов овладел смежными специальностями: трюмного электрика по готовности №2 и рулевого сигнальщика. Участвовал в 2-х боевых походах из трех лодочных в кампанию 1944–1945 гг. В 1944 году немецкие войска увеличили интенсивность морских наводных и подводных перевозок между портами Германии и Швеции, таким образом, перекрыв Финский залив на всю его глубину. Первый боевой поход новой подводной лодки К-56 закончился неудачей, когда краснофлотец Бакланов по прозвищу Рыжий не был взят на борт в силу возраста. ПЛ К-56 вышла к шхерным фарватерам южной части Балтийского моря для поиска и потопления немецкого транспорта. На переходе в назначенный район лодка ударилась об острый подводный пик. Авария была с трудом устранена, Молодой рыжий матрос уверил тогда капитана 3-го ранга Ивана Петровича Попова, что рыжие, как сам Бакланов, приносят везение и, получив 45-дневный паек, ушел в море, запомнив свой первый поход на подводной лодке навсегда, став командором. 
В его первом походе К-56 было потоплено три корабля противника, за что Бакланов подучил медаль Нахимова. В представлении к медали Нахимова записано: «участвовал в 1-м боевом походе на п/л «К-56» в кампании 1944 г. В осенне-зимнем боевом походе 
с 17 декабря 1944 года по 5 января 1945 года проявил себя стойким и мужественным краснофлотцем. Отлично подготовил матчасть своего заведывания к походу. В боевом походе, как молодой краснофлотец-командор, показал себя отличным наблюдателем на мостике п/л, обеспечивавшим командиру своевременное обнаружение противника и тем самым содействовал боевому успеху п/л, потопившей три транспорта противника общим водоизменением 24 тыс. тонн». 
О втором походе сам Николай Тимофеевич рассказывал так: «11 апреля 1945 года я нес наружную вахту. Стою рядом с командиром. А у него была привычка вешать мне на шею большой немецкий трофейный бинокль. Как бы доверие оказывал, на подлодке я был младше всех лет на пять. Значит, смотрю в оба. Заметил на горизонте мелькнувший огонек. Ага, думаю, попался. Присмотрелся, а это по приметам тральщик. Доложил командиру. Он дал команду торпедистам. Те промазали. Две торпеды прошли под килем. Попов кричит: «Арттревога! Из обоих калибров!» На лодке у нас было четыре пушки. Две 199-миллиметровые до этого вышли из строя. Одна надежда на мою «сорокапятку» (имеется в виду полуавтоматическая универсальная пушка 21-К калибра 45 мм, стоявшая на вооружении Военно-Морского Флота СССР в 1930-е – 1950-е годы. – Прим. автора). Пока не прибежали ребята из расчета, заряжаю пушку, завожу. А сам боюсь – вдруг ствол улетит за борт. Случалось такое на флоте. Дал залп. Вроде все получилось. Как потом оказалось, первый снаряд я всадил прямо в пушку немецкого корабля. Обезоружил, одним словом. Выстрелил еще пару раз, а тут расчет подоспел. Мы из немецкого тральщика решето сделали, а сами ходу. Нас засекли фашистские противолодочные корабли. Стали атаковать глубинными бомбами. Преследовали 20 часов, сбросили на К-56 110 бомб. Но мы оказались хитрее и удачливей». Бакланову вручили орден Красной Звезды. 
 В представлении на награждение орденом Красной Звезды записано: «Краснофлотец Бакланов участвовал в 2 боевых походах на ПЛ «К-56» в кампанию 1944/45 гг. В весеннем боевом походе с 29 марта по 26 апреля 1945 года показал себя смелым и мужественным краснофлотцем в условиях сильного противодействия ПЛО противника, когда на ПЛ было сброшено более 200 глубинных бомб. Отлично подготовил мат.часть своего заведования, что послужило быстрому потоплению арт.огнем тральщика противника, и как командир орудия действовал решительно и быстро. Отлично нес вахту наблюдателя на мостике ПЛ, и тем самым способствовал боевому успеху корабля, потопивший крейсер и тральщик противника» за подписью капитана К-56 И. П. Попова от 7 мая 1945 года.
После войны служил на флоте в течение 7,5 лет, был при штабе чертежником, также посещал курсы в качестве вольнослушателя Рижской академии художеств в течение 1,5 лет, вспомнив детские увлечения рисованием. Демобилизован в 1953 году. 
По возвращении в Караганду, работал мастером на кирпичном заводе, с 1954 года работал в художественных мастерских производственно-творческого объединения художников Казахстана «КазИЗО». Оформлял вместе с карагандинским скульптором Ю. Гуммелем здание железнодорожного вокзала лепниной и скульптурой. Ездил в творческие командировки по области, где фотографировал первоцелинников и писал их портреты, легшие в основу многих его работ. Участвовал в выставках с 1954 года, работал в самых разных материалах, но увлекся скульптурой. Хотя специального художественного образования не имел, считался лучшим скульптурным портретистом на тот период. Николай Тимофеевич любил музыку, по самоучителю научился играть на фортепиано, исполнял классические произведения: «Лунную сонату» Бетховена, произведения Чайковского, С. Прокофьева, С. Рахманинова.
В 1970 году его имя было внесено в первый том из шести биобиблиографического словаря «Художники народов СССР», изданном в Москве издательством «Искусство». В 1979 году решением Совета ветеранов-подводников при Центральном Военно-Морском музее Вооруженных сил СССР выдан Н. Т. Бакланову нагрудный знак «Ветеран-подводник». В 1982 году заместитель министра Внутренних дел СССР генерал-полковник милиции Юрий Михайлович Чурбанов вручил Николаю Тимофеевичу почетный знак «За культурное шефство над органами внутренних дел» за создание скульптурной работы Ф. Дзержинского.
В одной из скульптурных работ Николая Тимофеевича Бакланова, отлитой из алюминия и тонированной патины, воссоздан образ краснофлотца в морском берете, возможно, это образ конкретного человека, который служил и командовал на подводной лодке, и он остался таким в памяти скульп­тура, каким он смог выразить его в металле через много лет после войны. В области, в селе Осакаровка установлен памятник Н.Т.Бакланова в память павшим в Великой Отечественной войне на средства, собранными местными жителями
Карагандинский областной музей изоб­разительного искусства гордится, что в его коллекции имеются две работы скульптора Н. Т. Бакланова – это отлитые в металле, юбилейные, настольные медали в память всемирно известного художника Г. Фогелера и карагандинского скульптора А. Билыка.

ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ РЕЧЕНСКИЙ (1924–1999)

Живописец, график. Один из создателей Карагандинской областной организации Союза художников Казахстана. Член Союза художников СССР (1961). Участник Великой Отечественной войны. Награжден: орденом Отечественной войны II степени № наградного документа: 85 от 06.04.1985 г., орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За Победу над Японией», «Ветеран Труда».
Родился в селе Бобово в Саратовской области, в семье коммуниста, командира Красной Армии, направленного в родное село организовывать колхоз. В сентябре 1931 года семья была выслана в село Осакаровка Карагандинской области за «контрреволюционную деятельность». Любил рисовать с детства. Окончил 7 классов. С 1940 года жил в городе Караганде. В рядах Красной Армии в Военно-Морском флоте СССР с 1942 года, служил на Дальнем Востоке в Порт-Артуре.
Во время службы на Тихоокеанском Военно-Морском флоте Реченский увлекся рисунком и живописью. В Порт-Артуре руководил изостудией для старшин и матросов. В звании старшины второй статьи ВМФ СССР демобилизован в 1950 году. Вернулся в Караганду, вплотную занялся живописью. Был принят в художественные мастерские, при этом специального художественного образования не имел. С ноября 1955 года принимал участие в выставках разного масштаба от городских и региональных до международных: Караганде, Алма-Ате, Москве, Севастополе, Кызыле, Гурзуфе, Польше. В 1994 состоялась его персональная выставка в Москве. В 1997 его работы были представлены на Международной выставке наивного искусства «INSITA» в Братиславе (Словакия). В том же году состоялась его персональная выставка в Музее наивного искусства в Москве. 
В работах Павла Ивановича Реченского гармонично слились православная иконопись и русская лубочная картинка, обогатившие друг друга своей уникальностью и первозданностью образов, которые не спутаешь ни с какими другими. В собственной подаче извечных общечеловеческих тем веры и надежды, света и тьмы, любви и жизни в своем искусстве через архетипы русской культуры художник Реченский создал свой неповторимый, всегда узнаваемый стиль. Тонкий художник в своих работах создал в своем видении много евангельских образов в теме борьбы Добра и Зла, являющейся основной темой творчества П. Реченского, открывшие путь к эзотерике. Его работы становятся своеобразными сказками и притчами, в которых сложная философская этика, морально-нравственные устои становятся доступными и понятными для любого человека. 
Участник Великой Отечественной войны, П. Реченский не мог обойти эту тему стороной. Гневное обвинение захватчикам предъявляет он в своей работе «Памяти жертвам 43 года». Человеческие лица, высветленные «костром надежды» на фоне сумрачного ночного пейзажа. Близка к этой работе и «Ночной дозор». Воспоминания автора о буднях войны перерастают здесь в страстный протест против нее. Второе название «Им любить дано» расшифровывает мысль художника, что Любовь, а не Смерть должна быть уделом юности. И в подтверждении этого сам художник говорил: «В данное время над миром сгущаются грозные темные стихийные силы зла. Против них я восстал в своих произведениях. Я всегда с твердой убежденностью верил в то, что Добро и Красота победят Зло!» 
Доброта художника наполняло смыслом жизнь художника и его творчество. Она сквозит в его работах и определяла его поступки. Павел Иванович Реченский, убежденный в добром начале земных истоков и человеческой души, безвозмездно передавал в дар свои работы самым различным музеям, какие соглашались их принимать. Павлодарскому музею художник подарил более 80 картин. Карагандинскому музею ИЗО также собственноручно автором были переданы в дар картины. Всего в коллекции Карагандинского областного музея изобразительного искусства насчитывается 109 произведений художника, из них 82 графических листа и 27 живописных полотна.

ЛИТЕРАТУРА
1. Герои Советского Союза – казахстанцы: в 2-х т. – Алма-Ата, 1968.
2. Қарағандылық Совет Одағының батырлары/Герои Советского Союза – Карагандинцы. – Қарағанды, 1990. 

4021 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми