- Общество
- 20 Марта, 2024
ПИСЬМО СВЕТЛАНЫ НАЗАРОВОЙ
23 февраля этого года известной казахстанской поэтессе, писателю, Светлане Николаевне Назаровой исполнилось бы 75 лет (Светлана Николаевна ушла из жизни в 2016 году). Всю свою жизнь она посвятила журналистике и литературе.
В литературу я пришел неожиданно, с семнадцати лет работал в школе, занимался любимым делом, изредка писал статьи в районную или областную газету. Вот и все. Все началось случайно, в 2012 году. В тот год я побывал на исторической родине уйгуров, съездил в родной город отца Кашгар. Впечатлений было много, познакомился с родными, увидел дом, где родился и вырос отец, вынужденный покинуть свою родину в 1934 году.
Вернувшись в родной Казахстан, написал заметки об увиденном. Я не думал их публиковать. Они предназначались, в первую очередь, для моих детей и внуков, чтобы они знали, откуда родом были наши предки. Но в том же году в альманахе «Литературная Алма-Ата» был опубликован один из первых моих рассказов «Последний музыкант села», и в редакции этого альманаха я познакомился со Светланой Николаевной. Как-то я позвонил С. Н. Назаровой и рассказал о своей поездке и записках. Она неожиданно попросила прислать свои путевые заметки «Моя Кашгария» и буквально на следующий день получил от нее теплое письмо, которое никогда не забуду. Сегодня хочу опубликовать это письмо.
«Впечатления от прочитанного
nazarovasvet@mail.ru
11 января 2013, 10:22
Уважаемый Исмаилжан ака! Сегодня отложила все свои дела для того, чтобы прочесть Вашу повесть «Моя Кашгария» и рассказ «В древнем Турфане». Получила большое удовольствие – как будто побывала сама в Кашгарии. Закончила чтение недавно, и сразу пишу Вам – как обещала.
Кроме того, что написаны путевые заметки хорошим, ясным языком, они еще и очень познавательны для меня, русского человека. Ведь, проживя более полувека в Алма-Ате, я мало знала уйгурскую культуру и обычаи. Конечно, знала, кто такой Баласагуни, знала, что есть великий музыкально-поэтический памятник «Двенадцать мукамов». Знала, что уйгуры трудолюбивы, отличные земледельцы, садоводы, что у них есть талант к ведению торговли и бизнеса. Сталкиваясь с уйгурами в быту и по работе, видела, насколько это чистоплотный народ, уважительный к старшим. Еще с советских времен полюбила уйгурскую кухню – мне как раз и нравится она тем, что много в блюдах острых специй, овощей. Лагман – одно из любимых блюд, готовится по-разному везде (в Киргизии, у нас в Алма-Ате и под Алма-Атой дома готовим по всяким рецептам с разными добавлениями-приправами). Но больше всего полюбились уйгурские хошаны с давних пор (приходилось много лежать в больнице, и там одной девушке-уйгурке, соседке по палате, принесли хошаны. Она угощала всех – было принято делиться той едой, которую приносили нам родные, со всеми в палате. Эти хошаны – просто объедение, произведение кулинарного искусства. Я дотошно расспросила ее, как они готовятся, но так вкусно, как готовят хошаны уйгуры, у меня ни разу не получалось. Еще доводилось отведать в уйгурской семье санзу – тоже вкуснейшая вещь). Ну вот и все, пожалуй, мои познания.
А здесь в Ваших заметках узнала о древних городах Кашгарии, архитектурных памятниках, быте, природе, обычаях гостеприимства, умении так трогательно поддерживать родственные связи и дорожить ими. И это несмотря на расстояния, разделяющие родственников. Узнала о рукоделиях уйгурских женщин – Вы так хорошо описали их талант к вышиванию, пошиву красивых тюбетеек, изготовлению атласа и шелковых ковров.
Совершенно поразил меня рассказ о карезах – это же надо найти такой гениальный выход, чтобы превратить обреченную быть пустынной природную область в дивный цветущий оазис! И это сохранилось до наших дней! Все это, безусловно, свидетельство древнейшей культуры, и выдумывать никаких не существующих фактов не нужно: вот она, изумительная ирригационная система, придуманная древними, вот они – религиозные храмы, расписанные художниками прошлого, вот они – все ремесла, выжившие с древних времен и не утраченные нынешними поколениями.
Но главное – это Ваше личное трепетное, любовное отношение к своему народу, его истории, местам рождения Вашего отца, бабушки Сакинахан, дяди с интереснейшей судьбой – Таваккулахуна дады, Ваша благодарная память о выдающихся людях из своего народа и посещение Вами этих святых мест. Ваша нежная, любящая свой народ душа смотрит из каждой строки этих заметок, и это не может оставить равнодушным чистого душой читателя. Это тот патриотизм, которому нельзя научить – он бывает в крови человека или отсутствует вовсе. И это относится ко всем – уйгур ты или русский, казах или татарин, немец или кореец. Красота жизни в том, что на Земле есть столько народов, чья культура и традиции не похожи друг на друга, и это здорово! Я противница глобализации. Мне так от всего сердца хочется, чтобы сохранились все неповторимые этносы со своим, только им присущим типом лица, традициями, обычаями, привычками, ритуалами. Чувствую – вы мой единомышленник.
Спасибо Вам за не зря потраченные часы чтения! Теперь и у меня есть мечта – посмотреть Кашгарию, в которую Вы для меня проложили свою, такую теплую, выложенную любовью к уйгурскому народу тропинку. С уважением и признательностью – Светлана Назарова».
Светлана Николаевна Назарова – интернационалист, человек с чистым сердцем, она поняла боль и трагедию уйгурского народа, его тоску по потерянной родине. Это письмо сделало нас близкими друзьями. Ее поддержка помогла мне: я стал писать, первым моим читателем, редактором была Светлана Николаевна. (Она являлась редактором книг многих авторов, среди них немало известных имен.) Мы почти ежедневно разговаривали по телефону, я часто ее навещал. Но если я ей не звонил, то звонила она и говорила: «Исмаилжан, я понимаю, у вас не всегда найдется время для беседы со мной, но вы позвоните хотя бы на минуту, чтобы я знала, что у вас все нормально. Помните, что я к вам отношусь, как к сыну. Ведь вы лишь немного старше моего старшего сына».
В памяти многочисленных своих читателей С. Н. Назарова останется, в первую очередь, большим поэтом, талантливым прозаиком, замечательным журналистом. У нее был еще один огромный талант: она умела дружить, своих друзей она любила всей душой, всегда заботилась о них. За годы нашей дружбы, поэт мне много рассказывала о себе.
Светлана Николаевна родилась в 1949 году в Караганде. В 1957 году, когда маленькой девочке Свете исполнилось семь лет, семья переехала в Алма-Ату, и этот город стал для нее родным: здесь она окончила школу, стала писать свои первые стихи. Выпускница редакторского факультета Московского полиграфического института и Высших курсов по пропаганде культуры средствами кино при Московском ИПКИР. В 1970–1980-х годах молодая журналистка публиковалась во многих журналах и газетах республики, включая «Казахстанскую правду». Светлана Назарова стала известна широкому кругу казахстанцев, когда с 1994 по 2001 гг. работала на радиостанциях «NS», «Сити», «Тотем», «Хабар», где вела авторские тематические, социальные и культурные программы как радиоведущая, журналист и автор программ. В те годы ее голос узнавали многие радиослушатели, и особой популярностью среди них пользовалась программа «104 параллель», посвященная авторской песне, где впервые в прямом эфире звучали песни алматинских бардов. Но любовь к печатному слову взяла свое: с 2001 года С. Н. Назарова работала журналистом, литературным редактором глянцевых журналов «Рандеву», «Казахстан» (издавался на русском и английском языках), «Шоколад». Специалист высочайшего уровня (таких редакторов можно было по пальцам пересчитать по республике), она отличалась невероятной работоспособностью, успевала везде: с 1998 года вела литературные вечера в Алматы, которые стали популярны среди любителей поэзии, где можно было услышать авторские песни, стихи поэтов-классиков и начинающих литераторов. Несколько лет являлась заместителем главного редактора альманаха «Литературная Алма-Ата». Конечно, талантливый писатель и поэт, она все эти годы продолжала публиковать свои произведения в литературных журналах Казахстана и России, являлась постоянным автором журналов «Простор», «Нива», альманаха «Литературная Алма-Ата», ее статьи можно прочитать и на страницах журнала «Мысль». Ее литературный дар высоко оценивали многие поэты и писатели, среди них были Олжас Сулейменов и Бахыт Кенжеев. Последний говорил о ее творчестве: «Доброта, непосредственность, сердечный жар, беспокойство пытливой души – вот отличительные качества стихов Светланы Назаровой. Это очень женские и притом очень человеческие стихи. Светлана Назарова пишет на понятном языке для широкого читателя, как бы открытым текстом обнажая и обсуждая его повседневные тревоги, которые в ее стихах, однако, обретают связь с вечностью, с мировыми вопросами». Член Союза писателей Казахстана. Автор книг «Я доверяю вам…», «Не оставляйте на потом…», «Вечная Ева», «Избранная проза». Уверен, что стихи и рассказы Светланы Назаровой будут еще в школьных хрестоматиях по русской литературе Казахстана и войдут в антологию русской словесности, а мы, ее друзья и поклонники таланта, навсегда сохраним ее светлый образ в своих благодарных сердцах.
Исмаилжан ИМИНОВ,
писатель
3069 раз
показано0
комментарий