• Общество
  • 20 Ноября, 2023

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Гайнил ДАНИЯРОВА, 
учитель русского языка и литературы

 

 Как отмечал Президент К.-Ж. Токаев в своем выступлении на XXXII сессии Ассамблеи народа Казахстана «Справедливый Казахстан: единство, стабильность, развитие», «общенациональная гражданская идентичность не отвергает этнические особенности, она нацелена на формирование фундамента новой модели гражданского общества. Каждый этнос в Казахстане имел и будет иметь возможность развивать свои традиции, культуру, язык. Это, по сути, основа общенациональной идентичности. При этом все граждане Казахстана должны чувствовать свои сопричастность к прошлому, настоящему и будущему нашего государства, символам нашей нации и ее культурному ядру. Принципы «мы разные, но мы равные», «единство в многообразии» должны красной нитью проходить через систему дошкольного, среднего и высшего образования». 

 

Президент РК К.-Ж. Токаев назвал одной из главных задач национальной идентичности – знание и применение в повседневной жизни всех положений и статей, прописанных в Конституции РК. Уровень влияния любого государства, считает Президент, во многом определяется силой национального бренда, для эффективного продвижения которого важно придерживаться единой стилистики и общих стандартов. Иностранные фильмы в социальной сети заменили идеологическое воспитание, а псевдоблогеры породили иждивенчество. Сегодня многие страны пытаются навязать свою идеологию, свои стандарты в повседневной жизни индивида, пагубно влияя на мировоззрение молодежи, которые создают хаос в обществе и ведут к негативным последствиям в ущерб идентичности народов Казахстана. 
Национальная идентичность является непременным фактором стабильного и устойчивого существования государства. В современном обществе проблемы идентичности и национального интереса в условиях всеобщей глобализации становятся главным вопросом для сохранения национальной культуры.
В эпоху глобального переустройства мира актуальными становятся вопросы защиты своей культуры, которые связаны со стремлением народов к самоопределению и самобытности, с желанием сохранить свою идентичность. Широкий размах вторжения глобализации во все сферы жизни влекут за собой межрелигиозную и межнациональную напряженность, которая чревата конфликтами в обществе и негативными факторами, влияющими в целом на политику страны.
Процесс глобализации в сфере культуры способен динамично протекать в форме межнационального взаимодействия, учитывающего национальные особенности культур всех слоев населения.
Транснациональные корпорации являются главными проводниками культурной глобализации. Понятно, что глобальные коммуникации создали глобальный рынок, главной чертой которого является конкуренция между идеологиями, культурными ценностями.
Целью проводников глобализации является культурное опустошение народов и максимальная манипуляция ими. Противостоять этому может, прежде всего: национальное телевидение и национальная литература.
Ученые часто называют способами корректировки национальной идентичности всевозможную рекламу и нескончаемые боевики по ТВ. Безусловно, низкий уровень образования в стране, низкий уровень социа­льной жизни приводит общество к потере национальной идентичности.
В ближайшем будущем миграция и экономическая стабилизация будут нарастать, в этой ситуации надо стремиться сохранить культурную идентичность наций и вместе с этим культурное многообразие народностей.
В современном мире успешное развитие государства зависит от способности его интеллектуальных элит и политических лидеров, которые смогут поддерживать оптимальный баланс между сохранением культурной самобытности и в то же время приобщать народ к передовым достижениям мировой культуры в целом. Наиболее удачными примерами такого подхода являются Япония и Южная Корея, Китай, Малайзия, Сингапур, где сохраняются гармония национальной традиционной и современной культуры. Гармоническое сочетание культур будет происходить при правильном взаимодействии. Сохранение разнообразия культур является одним из самых важных результатов для достижения социальной интеграции. Культурная идентичность в Казахстане представляет собой проблему, связанную с проникновением в общество западной массовой культуры и ее стандартов, основанных на индивидуализме. Надо учитывать, что отрицательное влияние всевозможных развлекательных программ в Интернете и бесконтрольность со стороны всего общества над деятельностью молодежи – прямая дорога в криминальную группировку и мещанскую секту, отрицающие национальные традиции и культуру своего народа. В настоящее время непосредственную активность проявляют салафиты, идеология которых противоречит менталитету и многовековым традициям казахского народа. Салафизм рушит вековые духовные устои и ценности нашего общества. 
 Казахстан, как и многие страны СНГ, в перспективе сможет приспособиться к постоянно меняющимся условиям жизни, как в стране, так и за ее пределами, что приведет к изменению мышления народа, способности мыслить масштабно, но при этом позитивно действовать, т. е. сохранить свою идентичность. Для того, чтобы идентификация человека носила толерантный характер, нужно добиться в стране высокого уровня образования, повысить благосостояние общества, утвердить достойный язык, иметь авторитет государства на международном уровне. Все национальности должны равнозначно развиваться во всех сферах жизни, быть ответственными за свою деятельность для формирования казахстанского народа. Проявление чувства национальной гордости при уважении других народов, сохранение своих духовных ценностей и традиций всех национальнос­тей и их культивирования во всем мире, могут стать основой культурной идентификации на всей планете.
«Казахстан является средоточием и мес­том пересечения разных культур, которые органично вплетены в наш национальный код. Мы высоко ценим свою историю, связанную с именами выдающихся представителей многих народов… Из-за непрерывного обмена товарами, достижениями культуры и идеями сложилась уникальная идентичность Казахстана и его особый бренд многостороннего сотрудничества…», – неоднократно говорил Президент РК ­­К.-Ж. Токаев. 
Национальная идентичность имеет различные аспекты: политический, государственно-правовой, социально-экономический, культурно-цивилизационный, исторический, философский. Национальная идентичность является культурной средой, формирующей сознание народа, его героических событий, на основе понимания опыта прошлого для создания прекрасного будущего. Чтобы сохранить государственную идентичность, необходимо гармонично соединить национальные особенности и общечеловеческие императивы. Для Казахстана главным принципом национальной государственной политики стало культурное единство, которое влияет на сохранение этнической индивидуальности с целью создания единого культурного пространства. Национальная идея, черты национальной, социокультурной идентичности не могут быть основаны на идеологической монополии. Национальные идеи, способные придать народу духовную силу составляют синтез национального опыта и духовно-культурных и политических традиций и ценностей.
«Важной задачей является воспитание подрастающего поколения. Нам надо укрепить свою национальную идентичность. Каждая нация в мире по-своему уникальна. Уникальность нашей нации должна заключаться в успешности…», – говорил Глава государства. 
В своих выступлениях Президент неоднократно подчеркивал, что наша страна стала известной во всем мире как яркий пример межэтнической толерантности, что казахстанский паспорт – это символ справедливости и устремления нации в будущее. «Мир и согласие должны восприниматься не только как государственная идеология, но и как составная часть нашей жизни... Наш народ не понаслышке понимает подлинный смысл единства и спокойствия. Это непреходящие ценности для представителей всех этносов, переживших тяжелые времена и нашедших приют на казахской земле. Благодаря признанию и уважению этих ценностей наш народ живет в мире. Это беспрецедентное достижение!».
Строительство демократического общества основано на благосостоянии всего государства. Об этом говорил немецкий социолог Ульрих Бек: «Люди, у которых есть дом и надежная работа, то есть материальное обеспеченное будущее, являются гражданами, способными воспринимать демократию и воплотить ее в жизнь». Для того, чтобы сохранить государство, нужно ускорить развитие собственной экономики, увеличить инвестиционный и научный потенциал. Сила современного государства заключается в компетентности и гибкости политики страны. Каждый гражданин страны должен неустанно трудиться и быть ответственным в своей деятельности во имя укрепления нашего государства. 

г. Астана

ЛИТЕРАТУРА
1. Лысак И. В. Проблема сохранения культурной идентичности в условиях глобализации. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2014, №4, с. 91-93.
2. Семененко И. С. Глобальный кризис идентичности: личность, общество, культура. Глобализация и Россия. М., 2004.
3. Гаджиев К. С. Национальная идентичность: концептуальный аспект. Вопросы философии. 2011, №10.
4. Левашов В. К. Глобализация и социальная безопасность. Социс., 2002, №3 с. 19-20.
 

2496 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №1

20 Января, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»