• Исторические страницы
  • 20 Октября, 2023

РОДОПЛЕМЕННАЯ СТРУКТУРА И РАССЕЛЕНИЕ КАЗАХОВ СРЕДНЕГО И МЛАДШЕГО ЖУЗОВ

Рашит КАРЕНОВ, 
доктор экономических наук, 
заслуженный профессор КарГУ
им. Е. А. Букетова, 
Почетный работник образования РК

Развитие русско-казахских отношений, особенно в первой половине XVIII века в связи с вступлением казахов в русское подданство, оставило для истории документальные сведения о существовании на территории Казахстана трех жузов. А уже в начале ХIX века все казахское население точно подразделялось на три жуза, представлявших собой своеобразные историко-географические области.

По данным проведенных исследований (Артыкбаев Ж. О. История Казахстана: Учебник-хрестоматия. – Астана: ИКФ, «Фолиант», 1999, 284 с.), на территории Среднего жуза, занимавшего огромное пространство, начиная от Китайской границы на востоке до Тургайской впадины на западе, и от Ташкента на юге до кожно–сибирской лесостепи на севере проживало до 1269 тысяч человек, входящих в состав шести древних племен. На указанной выше территории постоянно обитали следующие племена Среднего жуза: Кереи, Найманы, Кипчаки, Уаки, Аргыны, а на кожной ее границе, в районе Каратау, в долинах рек Боген и Арысь – Конраты, состоящие в союзе с пятью названными племенами Среднего жуза.
Ниже нами делается попытка высказать точку зрения о происхождении племен и родов Среднего и младшего жузов.

Кереи (Кереиты, Кераиты)


Одним из крупнейших в Среднем жузе является племя Керей (Кераиты). О происхождении (этнического имени) «Керей» существует несколько разноречивых мнений. 
Шакарим Кудайбердыулы в работе «Родословная тюрков, казахов, киргизов. Династии ханов» (Алма-Ата: СП Дастан, 1990, 120 с.) приводит следующие сведения: «Летописцы Рашид-ад-дин, Абулгази, Наджип Гасымбек утверждают, что Керей означает «черный» («қара»). У одного уйгура восемь сыновей были черными (черноволосыми), и их прозвали по-монгольски – Керейт, т. е. черными. Профессор Березин считает, что Керей – ветвь манчжурского племени Кари. Аристов предполагает, что свое этническое название Кереи получили по притоку реки Оде, что на севере Саянских гор. Приток тот так и называется – Керей. Я отдаю предпочтение первой версии, т. е. тому, что Керей от слова «қара» («черный»)…
Род Керей известен практически среди всех тюркских народов. При Чингисхане кереями правил Он-хан. Настоящее имя Тогрул. Когда Чингисхан завоевал его ханство, он бежал, но был пойман. Найманские беки – Сомаджи и Танеке – отрубили ему голову и доставили к хану найманов Тан-хану, тот сказал-де: «Зачем было убивать старика, надо было доставить живым», затем приказал оправить череп серебром и украсил оным свой трон (таг)».
В книге М. С. Муканова «Этнический состав и расселение казахов Среднего жуза» (Алма-Ата: «Наука», КазССР, 1974, 200 с.) подчеркивается, что, согласно полевым материалам этнографических экспедиций (1956–1973 годов), Кереи подразделялись на два крупных родовых объединения: Ашамайлы и Абак.
В брошюре «Қазақ руларының шежіресі» (на казахском языке) – «Шежире казахских племен и родов» (Целиноград: Издательская группа «Каламгер», 1991, 92 с.) представлена родословная племени Ашамайлы кереев: из Ашамайлы – Шимойын, от него – Танаш. Танаш состоит из родов: Сибан (Сыбан), Балта, Кошебе, Тарышы.
Род Сибан (Сыбан) подразделяется на подроды: Еримсары, Кунгене, Коркыт, Шокматор, Жылыбай, Косай, Досай.
Род Балта состоит из трех подродов: Жадык, Байгожа, Карасары.
Род Кошебе включает подроды: Жоламан, Таузар, Альмамбет, Шаукер.
Род Тарышы (Смайыл) подразделяется на подроды: Аксары, Кулсары, Токымбет, Матакай, Самай, Еменалы (Семеналы), Нуралы, Нурумбет, Акымбет.
Что касается Абак-кереев, то дополнительные сведения о них содержатся в выше упомянутой книге Шакарима Кудайбердыева: «Предки Абака-Сары уйсуни. Его род получил название «Двенадцатиколенные Абак-кереи». Это роды – Жантеке, Жадик, Жастабан, Шубарайгыр, Шоруши (Шереушы), Ители, Итемген, Молкы, Меркит, Сарбас, Каракас, Кенсадак (Консадак).
Из племени Керей (Ашамайлы Керей) произошли видные казахские писатели. Так, из рода Сибан (Сыбан) – Косай (шестым поколением Косая) вышел Сабит Муканов.
Из рода Сибан (Сыбан) – Коркыт – Токпанбет (седьмым поколением Токпанбета) вышел Габит Мусрепов.

Найманы


 Одно из древнейших и многочисленных племен, сыгравшее в истории Казахстана, Монголии и Средней Азии большую роль. Слово «найман», по мнению русского ученого Аристова, происходит от названия реки Найма (приток реки Катуни на Алтае).
На основе обобщения имеющихся литературных источников историко-исследовательским центром «Алаш» подготовлена и выпущена в свет книга «Қазақ ру – тайпаларының тарихы». Найман X том. Үшінші кітап (на казахском языке). – «История родоплеменной структуры казахов». Найман Х том. Книга третья (Алматы: Историко-исследовательский центр «Алаш», 2008, 430 с.). В ней утверждается, что племя Найман состоит из десяти родов: 1. Каракерей; 2. Матай; 3. Садыр; 4.Тортул; 5. Сарыжомарт; 6. Кокжарлы; 7. Бура; 8. Балталы; 9. Баганалы; 10. Терстамгалы.
При этом племя Найман предлагается делить на четыре крупных родовых объединения. Первое родовое объединение «Толегетай», которое состояло из родов: Каракерей, Матай, Садыр, Тортул. Известный казахский языковед-тюрколог Сарсен Аманжолов в учебном пособии «Вопросы диалектологии и истории казахского языка» (Алматы: «Санат», 1997, 608 с.) отмечает: «…Мы нашли два источника. Первый из них – запись автора книги «Тауарих Хамсе» Курбангалия Халитова. Будучи в центре найманов, в районе Аягуза еще в 1910 году он записал, что «От Наймана идет Сугурше, а от него – Толегетай, от Толегетая – Кытай, от него – Матай, Каракерей, Садыр и Тортуыл».
Второе родовое объединение – Иргенекты (Ергенекты) найманы. К нему относятся роды: Сарыжамарт, Кокжарлы и Бура. В книге С. Аманжолова подчеркивается: «Состав современного найманского племенного союза по родословной Мусы Шегенева следующий: от Наймана три сына: Токпан, Ель-ата и Окреш. От Ель-ата: Кельбуга и Кетбуга. От Окреша: Толегетай и Сугуршы... От Сугуршы: Ергенекты, Баганалы и Балталы; от Ергенекты: Бура, Саржомарт, Кокжарлы и т. д.».
Третье родовое объединение – это Улытауские найманы. К нему относятся роды Балталы и Баганалы. В книге «Үш жүздің шежіресі» («Родословная казахов трех жузов». Составитель Изтурган Сариев. – Алматы: Өлке, 2010, 136 с.) род Баганалы включает подроды: Актаз, Кзылтаз, Шегедык, Шегелик. От Актаза: Бодене, Тиней, Сейт, Котан (Кожан). От Кзылтаса: Сары. От Шегелика: Саргалдак, Сары, Карабала. Род Балталы состоит из подродов: Мардан (Марлан) и Бегыс. От Мардана (Марлана): Тажы.
Четвертое родовое объединение – Терстамгалы найманы. В «Шежире» («Родословной летописи») Шакарима Кудайбердыулы представлены такие данные: «По нашим сведениям, прародителем найманов Среднего жуза является Софы мырза. От него – Окиреш. У Окиреша было три сына – Домбаул, Сугирши, Саржомарт. Потомки Домбаула ставили тамгу (тавро) на лошадей с другой стороны (бока), потому и прозвали их – теретамбалы».
По данным историко-исследовательского центра «Алаш», Терстамгалы (Терстамбалы) найманы из родов: Кетбуга и Келбуга. Кетбуга включает подроды: Мамбет и Рыскул. Род Келбуга распадается на четыре подрода: Алсейт, Жансейт, Нурсейт, Шуршейт.
Разговор о племени «Найман» представляется уместным завершить рассуждениями Сарсена Аманжолова, представленными в его учебном пособии: «Из народных устных произведений среди найманских племен, кроме прочих, складывалась знаменитая поэма о «Козы Корпеше и Баян-сулу». Тексты этой поэмы на казахском языке впервые записаны в районе Аягуза, где находится легендарная могила героев поэмы, и опубликованы академиком Радловым (1870 год). Другой вариант поэмы опубликован профессором Березиным (1876 год). На русский язык впервые поэма переведена профессором Саблуковым и опубликована в 1830 году. Эта поэма среди казахов распространена в семи основных вариантах. Замечателен перевод на русский язык Г. Н. Тверитина (издан в 1927 году)».
История найманов, как и история кереев, сыгравших большую роль в жизни казахов, далеко еще не изучена.
Из племени Найман вышли такие выдающиеся личности, как:
1. Каракерей Кабанбай (Ерасыл) Кожагулулы (1691–1769 годы) полководец, народный батыр, один из организаторов борьбы за освобождение казахского народа от джунгарских захватчиков. Был во главе найманского ополчения в обороне Туркестана (1724 год), Алакульском (1725 год), Булантинском, Анракайском, Шаганакском и других сражениях. Кабанбай назван ханом Абылаем Дарабозом, то есть штурмующим небо.
2. Ахтамберды жырау Сарыулы (1675–1768 годы) – народный трибун, призывавший к смертельной схватке с врагом, джунгарскими захватчиками. Он не только храб­ро сражался, но и в своих произведениях раскрывал народный характер Отечественной войны. В своем творчестве выражал мечты казахского народа о мирной и свободной жизни, мечты о времени, когда будут побеждены социальные противоречия и сбудутся благие надежды народа.
3. Дулат Бабатаев (1802–1871 годы) – участник самых известных айтысов XIX века, известный как один из глубоких знатоков истории и современности. Его творчество было популярно в степи. Он высоко нес свое призвание, смело вскрывал социальные противоречия. Призывал к критическому осмыслению каждым своего места в обществе.
4. Мухамеджан Тынышпаев (1879–1937 годы) активно участвовал в работе казахских съездов, на обсуждение которых выносились самые животрепещущие вопросы о казахской автономии, о решении аграрного вопроса, национальные проблемы (о языке, школе) и т. д. В самых трудных условиях жизни М. Тынышпаев верно служил своему народу, отдавая ему свой талант высокопрофессионального железнодорожного инженера. Одновременно его одаренная натура и многогранная эрудиция позволили также на профессиональном уровне исследовать историю казахского народа и оставить богатейшее наследие. Как и все бывшие алашордынцы, он критиковал голощекинские методы конфискации имущества, насильственной коллективизации и оседания кочевых хозяйств, теории «малого Октября», которые привели в 30-е годы к гибели более половины казахского народа в результате голода и вынужденной эмиграции. Как следствие, выдающийся сын казахского народа в 1937 году был реп­рессирован и расстрелян.

Кыпчаки (Кипчаки)


Они сыграли важную роль в истории народов Евразийского материка в XI–XV веках. Кыпчаки принимали активное участие во всех крупных событиях мирового значения, происходивших на широких просторах от Балканского полуострова до Китая, от Египта и Индии до Руси и Сибири. В Византии и Венгрии их называли команами, в Русских землях – половцами, в тюркоязычной среде – кыпчаками (кипчаками). В эпоху Средневековья этот народ не только был известен всему цивилизованному человечеству, но и, благодаря своей особой исторической активности, оставил след в этногенезе и культуре всех народов, взаимодействовавших между собой в центре Евразии.
В раннем Средневековье особую известность приобрела центральная часть Великой степи, известная у историков под названием Дешт-и Кыпчак (Кыпчакская степь), которую с VI века (со времени создания Тюркского каганата), на просторах от Китайской стены до Черного моря, населяли тюркоязычные племена. Об этом известный историк и археолог С. М. Ахинжанов в своем фундаментальном труде (Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Издание исправленное. – Алматы: Гылым, 1995, 296 с.) пишет так: «Дешт-и Кыпчак в переводе с персидского – степь кыпчаков. Именно так в XI веке персоязычный автор Насир-и Хусрау в своем «Диване» именовал степи, примыкавшие к северо-восточным границам Хорезма. В дальнейшем так стали именоваться степные пространства к северу от озера Балхаш и реки Сырдарьи, от Иртыша до Волги».
В учебном пособии С. Аманжолова «Воп­росы диалектологии и истории казахского языка» приведены самые ценные и характерные сведения о кыпчаках:
1. Если академик Бартольд утверждает, что в древности кыпчаки и канглы (древнее племя Старшего жуза) являлись одним и тем же племенем, а слово «кыпчак» употреблялось как синоним слова «канглы», то Аристов предполагает, что кыпчаки происходят от канглов или они родственны. Мотивом его служит тамга канглов (изображение одной палки), а тамга кыпчаков – две палки.
2. Более подробное сведение о кыпчаках дает Н. Аристов. Он писал: «Кыпчакское поколение киргизов (казахов), относящееся к Средней Орде, разделяется на восемь родов: Торы-айгыр, Туючка, Кытабак, Бултунг (Бултул), Карабалык, Колдененг (Кундялян), Танабуга, Кокборон и Узун.
3. В родословной кыпчаков, кыпчак имеет трех сыновей: кара (черного), кула (смуглого) и сары (желтого или белого). Потомки желтого назывались «Кытай-кыпчаками», подразумеваются кидане, которые господствовали в Китае (в X-XII веках); потомки смуглого называются «Кулан-кыпчаками», что означает «степные кыпчаки». От черного, говорят, родился Кобланды, от него родился Токтор, от него пять сыновей: Бултунг, Торы, Узун, Кара-балык, Колденен.
Обзор имеющейся литературы показал, что родословная племени Кыпчак наиболее полно описывается в книге Кенеса Жалмуханбетова «Ғасырлар белесі» («Трудности (преграды) веков». – Астана: «Акарман-медиа», 2010, 278 с.). Отмечается, что Кыпчак родился от Актам сопы (Актам кожа). От него – Кыпчак би. Далее родословная складывается так: Кыпчак би – Сулималып (Саулим батыр) – Кобекалып (Аккобек батыр) – Муйзды – Сарыабыз. От него племя Кипчак делится на четыре основные родовые группы: Када-кипчак, Кулан-кипчак, Сары-кипчак и Китай-кипчак. Шежире о родовых объединениях Сары-кипчак и Китай-кипчак отсутствуют.
Самой разветвленной и многочисленной является первая группа. Родовое объединение Кара-кипчак состоит из следующих родов: Кольденен, Узун (Тарыузун), Карабалык, Торы (Торайгыр), Бултун. 
Род Кольденен включает подроды: Мамык, Сасык, Алтай, Шандаяк, Былгаши, Кеккоз, Таскор, Кыжык, Арык.
Род Узун (Тарыузун) состоит из подродов: Алтыбас, Алтыс. От Алтыбаса: Тней, Кармыс. От Алтыса: Келимбет, Сагай, Кулдербис, Озден, Самар, Бокей.
Род Карабалык распадается на подроды: Карсак, Танабука, Шуманак, Жантлес, Карта.
Род Торы (Торайгыр) складывается из следующих подродов: Кокмурын, Шашты, Китаба, Туйшке.
 Род Бултун включает подроды: Орыс, Бегис. От Орыса: Тобет, Култай (Куяс), Сандык. От Бегиса: Жолоба, Курлеут.
Родовое объединение Кулан-кипчак состоит из родов: Пусырмайкул, Куйдауыл, Кырымкожа, Бугаз, Жадик.
Выходец из кыпчаков первый казахский ученый-педагог Ыбрай Алтынсарин (1843–1889 гг.) является одним из создателей основы современного казахского литературного языка. Его сородичами являются поэты Нуржан Наушабаев (1859–1919 гг.), педагог и писатель Спандияр Кобеев (1878–1956 гг.).
Истинным хранителем, защитником веры и настоящим проводником ценностей и культуры мусульманского мира был великий сын казахской степи Султан Бейбарс. Он родился в Дешт-и Кипчаке и прошел путь от раба до властителя Египта и Сирии. Несмотря на то, что страны, в которых он правил, были очень далеко от мест, где он родился, духовную связь с родиной Султан Бейбарс хранил всегда.

Уаки


Племя «Уак» не упоминается в ранних источниках. Это говорит о его позднем образовании. Существуют различные мнения о происхождении Уаков:
1. Н. Аристов, согласно сообщению М. Чорманова, доказывает древность Уаков и ведет их происхождение от незаконной жены Акжола, основателя Среднего жуза.
2. Развивая мысль о позднем появлении племени Уак, Ч. Ч. Валиханов пишет, что в сказании об Уракмурзе из рода Караул упоминаются Ир-Кокше и Ир-Кушай, как богатыри времен Золотой орды. Названные богатыри Еркокче и его сын Еркосай, как известно, происходят из племени Уак, и ишимские уаки считают Еркокче основателем своего рода. Здесь же указываются время жизни этих лиц, а именно: период существования Золотой орды. Однако в киргизском эпосе «Манас», где описываются события более ранние, чем период Золотой орды, упоминаются Еркокче и Еркосай как сподвижники Манаса.
3. По мнению А. Х. Маргулана, Уаки происходят от древних Кереев, сведения о которых относятся к ХIII веку. В казахской родословной указывается, что Уак по отношению к Керею был младшим братом. И действительно, близость налицо: там, где живут кереи, по соседству находятся уаки, и наоборот. Перекочевка на сезонные пастбища совершались представителями этих племен совместно. П. И. Рычков, говоря о племенном составе Среднего жуза, также объединял уаков и кереев под общим названием «Уак-Гирейцы».
4. Шакарим Кудайбердыулы в своем широко известном труде утверждает: «Мне же думается что слово «уак» происходит от слова «усак», означающее «мелкий», т.е. малый народец. Они гораздо малочисленней аргынов, найманов, кереев. Все, что мы знаем о них: предки уаков – Сарман и Шога. От Сармана было двое – Карагоз и Кокчекоз. У Шоги – пятеро: Сарбаян (Сарбагыш), Сарша, Беимбет, Мурат, Сргели».
5. Большой знаток истории, культуры, быта казахов, генеалогии казахских родов Мухамеджан Тынышпаев в учебном пособии «История казахского народа» (Алма-Ата: «Қазақ университеті», 1993, 224 с.) обосновывает свои доводы о рассматриваемом племени так: «Уак в истории не упоминается; среди узбеков, ногаев, башкир, татар крымских и казанских имя «уак» также не встречается. Есть одно географическое имя, напоминающее уак, – это гора Увек в 9 верстах от города Саратова на берегу Волги… Слово «уак» я понимаю в смысле «мелочь» или «смесь», даже и то, и другое вместе, т. е. смесь – назначительная по количеству и разнородная по составу; и действительно, Уак в Средней Орде самый малочисленный род и в него входят: 1) багыс – без сомнения оторвавшаяся часть от каракиргизских багишей; 2) сргелы из сргелинцев Старшей орды; 3) ергенекты потомки ергенекты найманов (или сары жомартов)».
6. Собственное мнение о происхождение Уаков представлено также в книге М. С. Муканова «Этнический состав и расселение казахов Среднего жуза». Исследователь подчеркивает: «Родословные схемы племени Уак даны во многих работах и значительно отличаются одна от другой. В одном случае, как это делает М. Красовский, не соблюдается родственная преемственность, нет преемственности поколений. Более близки к нашим полевым материалам данные Н. Коншина, но, однако, и его схема неполная. Например, такие крупные подроды как Ажибек и Абрай, расселенные большей частью на северо-востоке Казахстана, у него отсутствуют. У всех авторов нет промежуточных звеньев между Уаками и их основными родами. Поэтому приведем родословную, записанную нами во время полевых исследований».
По мнению М. С. Муканова, племя Уак включает два родовых объединения: Жантелы и Жангельды. Жантелы состоит из следующих родов: Шога, Сарман, Ергенекты-уак.
Род Шога подразделяется на подроды: Елис и Мулкис.
Род Ергенекты-уак состоит из следующих подродов: Баржаксы, Шайкоз, Караша, Ажибек, Абрай, Малай, Кудайкул, Токай, Самай, Курай, Ктай, Киндикей.
Главным ураном племени Уак был «Жау­басар». Из племени Уак вышел один из выдающихся казахских полководцев XVIII века Баян батыр. Известно, что, прогнав остатки джунгар за пределы казахских земель, с победой возвращался прославленный батыр Баян, но прямо в пути он скончался от внезапной болезни. Его имя стало известно народу по произведениям Чокана Валиханова и знаменитой поэме Магжана Жумабаева.

Конраты 
(Коныраты, Конграты)


На сегодняшний день основные сведения об этом племени содержатся в работах следующих крупных исследователей.
 Во-первых, М. Тынышпаев в своем учебном пособии предлагает следующие сведения о Конратах: «По свидетельству монгольского историка Санан-Сесена Конраты происходят от группы «Великих Монголов», поколения «Кок-Монгол», что обычно переводят – голубые монголы. По-видимому, слово «Кок» можно понимать в этом смысле, так как Чингисхан в письме керейскому Ван-Хану назвал конратов, катаганов, дурменов журавлями с голубыми лапами. Но «Кок» имеет еще другое значение – «небо». Среди наших конратов есть подрод «коктын улы», т. е. сын неба».
Во-вторых, М. С. Муканов в своем фундаментальном труде доказывает: «Конраты, вошедшие в состав казахского народа, обосновались на юге Казахстана. В период летних кочевок они уходили далеко на север, достигая озера Кургальджино. В XVIII веке конраты Каратау и найманы Семиречья составляли основную военную силу хана Аблая. В «Песне об Аблая», например, говорится о «многочисленных кунратских мергенах и войске Аблая». Из этой песни мы узнаем, что конраты вместе с семиз-найманами обитали на Аксу, Коксу, под Сайкал-тереком у Муздыбулака. Во времена Вали-хана (вторая половина XVIII – начало XIX веков) Конраты отделились от Среднего жуза и стали кочевать в пределах Ташкента, Бухары, Коканда и «всего более в горах Каратау и по реке Талас (в соседстве с узбекскими родами)». Конраты кочевали также в окрестностях Туркестана. Подобное расселение Конратов сохранилось и в позднейшие времена».
В-третьих, С. Аманжолов в учебном пособии выделяет: «Во всех казахских родословных это племя показано потомком Жанарыса, родственников Аргына, Наймана, Керея и Кыпчака. То же самое говорится в записях Левшина, Гродекова и др. У Рашид-Эд-дина Конграты отнесены прямо к монгольским племенам. Однако самое название Конграт (конгр – караковый, ат – конь) показывает, что это одно из древних тюркских племен, носящее тотемическое название».
По Радлову и древним казахским преданиям, предками Коныратов являются Коктенши и Кок (Коктынулы).
В книге К. К. Томпиева «Еуразиялық түркі шежіре аңыздары» (Легенды шежире тюркских племен и народов Европы и Азии. – Алматы: «Полиграфсервис», 2012, 238 с.) предложена родословная племени Конырат, состоящей из двух крупных родов: Коктенши и Кок (Коктынулы).
Род Коктенши делится на подроды: Сангыл, Амантай, Божбан, Жетымдер. Сангыл включает в свою очередь подроды: Мангытай, Самай, Нурсай (Нурбай), Кошкар, Агысай (Акпай), Каратилес, Тиес, Бокай, Каракемпир. Амантай состоит из подродов: Жаманбай, Куйыскансыз. Божбан делится на подроды: Жумук, Кожагул, Жаукум, Кулум, Итемген, Бекарыстан, Токпак, Карашор (Карасор). Жетымдер распадается на подроды: Есалы, Досалы, Мамитек, Суркиик.
 Род Коктынулы включает такие подроды: Байлар (Байдар), Жандар, Карасирак, Токболат, Кулуншак. Байлар (Байдар) состоит из подродов: Алга, Оразкелды, Каракосе, Кайрак. Жандар распадается на подроды: Кошик, Кобек, Кулшыгас (Кулшыгаш).
 Древнейшими литературными памятниками Конратов (Конгратов) являются:
1. Сочинение поэта Мухаммеда Хауарезми «Махаббатнама», написанное в XIV веке. Причем автор сам причисляет себя к племени Конграт. В основном сочинение это написано на языке очень близком к языку Ходжа Ахмеда Ясави («Хикмет»), т. е. промежуточном между узбекским и казахским языками.
2. Богатырский эпос «Алпамыс», местом возникновения которого является Узбекистан (так называемый «Жидели Байсун»). Данный эпос состоит из четырех частей:
– вымаливание у Всевышнего сына;
– поездка за нареченной и увезенной в чужой мир невестой;
– поездка в чужой мир и женитьба на его представительнице;
– возвращение неузнанного героя на родину.
 Эпос «Алпамыс» является одним из самых архаичных в казахской традиции. Архаичность его подтверждается и его распространенностью, и многовариантностью, и образом главного героя, имеющего параллели в целом ряде эпосов тюркских народов Сибири, Средней Азии и Закавказья.

Заключение


На грани XV–XVI веков в силу экономически сложившихся особенностей кочевого хозяйства и территориальной обособленности на территории Казахстана сложились три группы племен, или так называемые жузы: Старший, Средний и Младший.
Средний жуз охватывал территорию от рек Иргиза и Тобола на востоке до горных систем Алтая и Тарбагатая; южная граница проходила по Сырдарье, реке Чу и северному побережью Балхаша. В состав Среднего жуза вошли следующие племена: Керей, Найман, Кипчак, Уак, Конрат, Аргын.
Основное содержание этнической истории XV–XVII веков заключалось в завершении формирования казахского этноса, определении территориальных границ, упрочении этнического состава жузов, а также оптимальных моделей генеалогической истории.
В конце XVII – начале XVIII веков над казахским народом нависла реальная угроза порабощения Джунгарией. Джунгарские феодалы стремились к захвату всех казахских жузов, которые между тем раздирали внутренние межродовые распри и потому они не могли противостоять нашествию. Перед лицом порабощения Средний и Младший жузы вступили в подданство своего сильного северного соседа – России.
В 1745 году смерть Галдан Церена (предводитель джунгар) освободила казахов от опеки Джунгарии. При этом во всех перипетиях XVIII века выступил Абылай хан как поистине великий предводитель казахского народа. В 30-х годах он участвовал во всех военных походах казахов и переговорах с соседними народами. В 40-50-х годах он наладил мир с Джунгарским государством и вернул казахам присырдарьинские города. В 60-х годах XVIII столетия он установил непосредственные дипломатические связи с Россией и Китаем, одновременно используя их друг против друга. В 1771 году на общеказахском курултае в Туркестане был избран ханом.
Вокруг Абылай хана во всех его мероприятиях сосредоточились самые известные казахские батыры, бии, жырау и другие одаренные личности. Его большая политика позволила казахам стать доминирующим кочевым этносом XVIII века. Доминирование казахов во второй половине XVIII века на свободных просторах Средней Азии способствовало увеличению их благосостояния и численности. Как указывает в своем учебнике-хрестоматии профессор Ж. О. Артыкбаев, по самым приблизительным подсчетам, численность казахов в конце XVIII века достигла 3 млн человек.
Никогда в истории еще ни один кочевой народ Центральной Азии не достигал этой отметки. Вместе с тем, следует сказать о том, что в XVIII столетии эра кочевничества закончилась. Казахи были последним независимым кочевым этносом Евразии и последними носителями культуры кочевничества.
Отличие XIX века от предыдущих эпох заключалось в общественно-политическом статусе Казахстана. На территории Среднего жуза в соответствии с положениями «Устава о сибирских киргизах» (1822 года) отменялась ханская власть. Вместо нее были созданы внешние и внутренние округа. В течение 1822–1838 годов было образовано семь округов – Каркаралинский, Кокчетавский, Акмолинский, Баянаульский, Аягузский, Кушмурунский, Кокпектинский. Во главе округов стояли окружные приказы, где сосредотачивались администрация, полиция и суд. Приказы возглавляли ага-султаны из числа знатных чингизидов и родовых биев. В округ входило от 15 до 20 волостей. Каждая волость составлялась из 10-12 аулов.
До 1867 года существенных перемен в административной структуре Казахстана не произошло. Основная цель реформы 1867–1868 годов («Временное положение») – «объединение подвластных России народностей под одно управление, устранение от власти местных аристократов, ослабление родовых начал, чтобы добиться слияния казахских степей с прочими частями России» была успешно выполнена во второй половине XIX века.
На основании реформы на территории Казахстана были образованы шесть областей. Из них две – Семиреченская и Сырдарьинская вошли в Туркестанское; Акмолинская и Семипалатинская – в Западно-Сибирское; Уральское и Тургайская области вошли в состав Оренбургского генерал-губернаторства. Каждая область состояла из определенного числа уездов. Уезды делились на волости. Волости состояли из административных аулов. Во главе области стояли военные губернаторы. Уезды возглавляли российские офицеры, назначаемые генерал-губернатором по представлению областного начальства. «Степное положение» от 1891 года внесло некоторые изменения в ранее существовавшие административно-судебную и налоговую сис­темы, упрочив еще сильнее иго царизма в казахской степи.
К сожалению, колониальное господство, особенно после реформы 1867 года, приостановило общественное развитие этноса. Были деградированы традиционные социальные институты.
Антиколониальное движение конца XIX – начала XX веков, которое возглавили небольшие кружки интеллигентов, стало определенным стимулом национального развития. Оно охватило все социальные группы казахского этноса. Однако национальное пробуждение казахского народа в зародышевом состоянии было прервано Октябрьской революцией 1917 года, ввергнувшей Казахстан в состояние хаоса. А затем наступили десятилетия террора и геноцида, приведшие к страшным трагедиям казахского этноса.
Ввиду многочисленности Аргынов, было решено, что родословная данного племени Среднего жуза заслуживает отдельного рассмотрения.


МЛАДШИЙ ЖУЗ, ЕГО ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ И РАССЕЛЕНИЕ ПЛЕМЕН


Белая орда, возникшая на грани XIII-XIV веков в результате распада Золотой орды, была непрочным государственным образованием. И в начале XV века она, в свою очередь, распалась на несколько феодальных владений. Среди них наиболее крупными были Ногайская орда и Узбекское ханство. Ногайская орда занимала территорию между Яиком (Урал) и Волгой, то есть регион, где позднее сформировался Младший жуз.
Ядро Ногайской орды составляли тюркские племена, т. е. те же племена, что вошли в состав казахской народности. Не только языковая близость, но материальная и духовная культура роднила казахов и ногаев. И территории этих этносов были смежны. Междоусобицы в Ногайской орде во второй половине XVI века привели к ее распаду, откочевке части их на Кавказ (Малая Ногайская орда или Кизиев улус), а оставшиеся на реке Урал ногаи вошли в состав казахского народа и его этнотерриториальной части – в Младший жуз.

Образование Младшего жуза в составе Казахского государства
 В начале XV века территорию Казахстана населяли племена, известные под собирательным названием «ногайлы». Ногайская (или Мангытская) орда представляла объединение кочевых тюркоязычных племен в западной части империи чингизидов. Ее обособление как самостоятельного союза племен и государственного образования произошло в начале XV века, в период распада Золотой Орды и Моголистана.
К концу XV – началу XVI века разрозненные ногайские племена стали подчиняться частью Московскому государству, частью крымскому хану и турецкому султану. Пользуясь сложившейся обстановкой, Хакназару хану удалось расширить границы Казахстана далеко на запад. В частности, ногайские улусы, оставшиеся в раздробленном состоянии после распада Ногайской орды, присоединились к казахам. Поскольку в этнический состав казахов вошли многочисленные племена Западного Казахстана, то из них образовался Младший жуз. Это событие произошло в середине XVI века.
В учебнике-хрестоматии «История Казахстана» доктором исторических наук Ж. О. Артыкбаевым (Астана: ИКФ «Фолиант», 1999, 284 с.) сформулирован следующий вывод: «В казахских исторических преданиях Хакназар (Акназар) проявляется как – хан объединитель казахских земель. На наш взгляд, присоединение им территории Западного Казахстана и включение в этнический состав казахов ногайских племен, под общим названием – Алшын баласы окончательно определили трехсоставную структуру казахского общества. Таким образом, этнотерриториальная основа казахов определилась при Хакназаре, при нем же окончательно сформировалась жузовая система. Племена Могулистана вошли в нее как Старший жуз, а узбеки-казахи составили основное ядро – Орта жуз, а на правах младшего в генеалогическую структуру были включены ногайские племена».
В книге Хамита Маданова «Кіші жүздің шежіресі» (Родословная (шежире) Младшего жуза. – Алматы: Атамұра – Казақстан, 1993, 168 с.) отмечается, что Младший жуз включает племена (союз родов) – Алимулы (составляет шесть родов), Байулы (составляют 12 родов) и Жетыру (составляют семь родов).

Племя (родовое 
объединение) Алимулы
Данное родовое объединение составляют такие шесть родов:
1. Шекты (Жаманак) включает подроды: Орыс, Баубек, Жакайым. От Орыса отделения: Есеналы, Болек. От Баубека отделения: Жангылыш, Кокбура, Тамырбакты. От Жакаима отделения: Акбура, Кокбура, Агыс, Когыс, Шынгыс, Айдос. От Есеналы – Кишкене – Шекты.
Из данного рода происходит Жанхожа Нурмухамедов (из Кишкене-Шекты), который являлся крупной исторической личностью, посвятившей всю свою жизнь независимости приаральских казахов. Завоевание Россией Приаралья не облегчило участи народных масс. Увеличение налогов в два раза, изъятия у казахов поливных земель в пользу переселенцев и чиновников все больше убеждали казахских шаруа, что российский колониализм нисколько не лучше, чем колониализм хивинских сатрапов.
 В декабре 1856 года началась вооруженная борьба сырдарьинских казахов. В числе восставших были Карасакаловцы, Кишкене-шектинцы и часть Турткаринцев. Эти роды относились к Алимулинскому племени. К повстанцам почти накануне боя присоединились несколько сот казахов из рода Шекты. Во главе повстанцев стоял крупный родовой вожак Кишкене-Шектинского рода, престарелый батыр Жанхожа Нурмухамедов.
Обеспокоенный вспыхнувшим восстанием, оренбургский генерал-губернатор Перовский отдал распоряжение командующему Сырдарьинской линией Фитингофу немедленно выслать в поход войска на подавление восстания. В результате столкновения повстанцы потерпели поражение. Их аулы были жестоко разграблены. Причиной поражения повстанцев являлась плохая вооруженность и устаревшая военная техника. После подавления восстания сырдарьинских казахов царская администрация направила специальный карательный отряд для уничтожения Нурмухамедова. В 1860 году этот отряд внезапно окружил аул Жанхожи, находившийся в Кызылкумах, недалеко от Джакаринского озера. 80-летний Ж. Нурмухамедов, который отличался своим непримиримым отношением к иноземным колонизаторам, был убит на месте. Его аул был разграблен.
2. Торткара (Карамашак) включает подроды: Караш, Оразгелди, Ораз, Жаншукир.
От Оразгелди отделения: Каракиси, Сексен. От Ораза отделения: Акбан, Токбан. От Токбана – Сейткул, а от него – Жалантос батыр. Знаменитый батыр (1576–1656 гг.) родился в низовьях Сырдарьи. Со временем его семья вместе с аулами хана Шигая откочевала к горам Нурата, в район Бухары. Бухарский хан Иманкул с целью поддержания дружбы и с согласия с Казахским ханством в 1612 году назначил Жалантоса правителем города Самарканда, эмиром которого он оставался до своей кончины. Жалантос еще в молодости был признан батыром. За ратные подвиги в борьбе с джунгарскими захватчиками в 1625 году он был наделен почетным званием «Аталық». В 1640 году Жалантос бахадур во главе 30-тысячного войска дал отпор значительному войску джунгар под предводительством Батур хонтайши. Жалантос батыр проявил себя не только как видный военачальник, но и оставил заметный след в истории архитектуры и искусства. При нем были возведены в Самарканде величественные мечеть Тилля-Кори и медресе Шир-дор, являющиеся «шедевром Самаркандского зодчества», и занимающие важное место в культурном наследии народов Центральной Азии. Имя Жалантоса увековечено в надписи на внутренней стороне портала Шир-дор (История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Том 2. – Алматы: «Атамұра», 1997, 624 с.).
Внучатым племянником Жалантос батыра был знаменитый би Младшего жуза – Айтеке (родовое объединение Алимулы, род Торткара). Как признанный бий и предводитель Младшего жуза Айтеке Байбекулы входил в совет при хане Тауке. Вместе с Толе бием, Казыбек бием и другими биями Айтеке принимал участие в составлении свода законов «Жеті Жарғы», в решении государственных дел, а также некоторых крупных споров между Старшим и Средним жузами, между родами Младшего жуза.
 Народный батыр, родственник Жанхожи Нурмухамедова, Есет Котибаров (1807–1888 гг.) являлся потомком батыра Котибара. Он пользовался большим авторитетом не только среди своего рода Улкен-Шекты (род Шекты делился на две части: Улкен-Шекты и Кишкене-Шекты. Первой руководил Есет Котибаров, а второй – Жанхожа Нурмухамедов), но и в соседних казахских родах Адай, Табын, Шомекей, Торткара, Кишкене-Шекты и др.
В 50-х годах XIX века Есет Котибаров вел активную борьбу против русской колонизации, оказав сильное сопротивление продвигавшимся к Аральскому морю российским войскам. Оренбургские власти поставили перед собой цель, во что бы то ни стало поймать Есета и заставить его признать царское правительство. Русские карательные отряды разгромили несколько родов, поддерживающих Котибарова, угоняли их скот, забирали материальные ценности. Но Есет все-таки продолжал борьбу с карательными силами оренбургского ведомства. Только в 1858 году он добровольно принял мирные условия царской власти. Прожив более 80 лет, Есет Котибаров скончался и был похоронен на родовом кладбище в местности Шолакжиде недалеко от станции Шалкар в Актюбинской области.
3. Шомекей включает в свой состав четыре подрода: Конек, Тока, Асбан, Бозгыл. От Конека двое: Байконек и Басконек.
4. Кете. В данный род входят подроды: Аккете, Каракете, Мамбет-Тюйте, Токкожа, Тегинболат, Бозаншы. От Тегинболата двое: Бусырман, Шегир. От Бозаншы: Адальхожа.
Выходцем из данного рода является известный акын Шернияз Жарылгасулы (1817–1881 гг.), поэтический талант которого проявился очень рано. Стихотворения Шернияза были широко распространены среди народа благодаря доброжелательному сочувствию акына народно-освободительному восстанию под предводительством Исатая Тайманова, вдохновенному воспеванию им руководителей данного восстания, беспощадной острой критике его противников. Шернияз спасается от неминуемой казни только благодаря своему высокому поэтическому мастерству и таланту. В творениях типичного представителя степной поэзии Шернияза Жарылгасулы нашли отражение традиционные для казахских импровизаторов качества: прямота, находчивость, смелость, красноречие.
5. Каракесек (Уланак) состоит из двух подродов: Асыл, Тепер. От Асыла-Унгут, а от него – Жакау. От Тепера: Алжан.
6. Карасакал (Айнық) включает подроды: Сарбас, Бусырман, Шингир. Сведения об этнической территории и населявших ее племенах в Младшем жузе содержатся в «Представлении о состоянии киргиз-кайсацких орд…» оренбургского генерал-губернатора Г. Волконского. В «Представлении…» даны сведения о родах, племенах Младшего жуза с указанием мест кочевок, количества кочующих во второй половине XVIII века. Так, 18500 юрт Алимулинцев (шесть родов племени Алимулы) кочевали по реке Иргиз до гор Каратау, зимовали на Сырдарье, по Кувандарье и Жандарье. 11 тысяч юрт кочевали за Каракумами при озерах Кулакши, Барбы-Кайракты, по реке Иргиз и другим местам. 22 тысячи юрт различных родов племени Алимулы кочевали летом у урочищ Каспийского моря, по рекам Эмба, Темир, Сагыз, Уил, Хобда до реки Урал. А зимовали в урочищах по Сырдарье, по берегу Аральского моря, в камышах Каракумов, по Эмбе и других местах. 2200 юрт рода Шомекей племени Алимулы кочевали летом в верховьях рек Илек и Ори, а зимовали по реке Урал до ­Верхнеозерной крепости.

Племя (родовое объединение) Байулы

В данное племя входят 12 родов:
1. Серкеш (Черкеш). Является старшим по возрасту в родовом объединении Байулы. Включает подроды: Койыс, Жаукашты, Шумак. От Койыса: Каракемпир, Сакау, Шуйыш, Камкыншы, Еламан. От Жаукашты: Батыр-хожа, Курмас, Кулан, Андакул, Кара, Тума, Аманай и Жатай. От Шумака: Токымбет, Шерубай, Бессары, Жанбыршы.
Видным представителем данного рода является крупный ученый-правовед академик Салык Зиманов. В 1958 году в Алма-Ате вышла в свет его книга «Общественный строй казахов первой половины XIX века», внесшая определенный вклад в изучение социальной структуры и хозяйственной деятельности казахского населения в период господства традиционных отношений в республике. Ученым были изучены производительные силы в условиях казахского скотоводческого хозяйства, определена специфика владения основными средствами производства, выявлены формы зависимости и принципы использования старшинами родовых институтов в своих интересах.
В конце 1970-х годов академик С. Зима­нов отмечал, что необходимо глубже разобраться в противоречивой роль национальной интеллигенции и их лидеров в национально-освободительном движении, в пробуждении национального самосознания казахского народа. По мнению ученого, их мировоззрение сформировалось под мощным воздействием просветительских идей. Будучи интеллигенцией инородцев, они становились идеологами антиколониализма.
2. Ысык (Есык) включает два подрода: Аксары и Тагашы. От Аксары отделения: Мамбетали, Кедей, Хангелди, Камай, Толеке, Сарыысык. От Тагашы – Кадыркул, а от него – Жиен, Самей, Сейтек.
3. Берш (Бериш). Мухамеджан Тынышпаев на странице 99 своей книги «История казахского народа» (Алма-Ата: «Қазақ университеті», 1993, 224 с.) приводит такие интересные сведения: «Леп-Пуль-Стенли приводит две династии египетских мамелюков – «бахри» (династия «реки» – 1250–1390 г.), «бурджи» (династия «Крепости» – 1390–1517 г.). По словарю Л. Будагова «берж» на языке тобольских татар обозначает – крепкий, неломкий, а «бурдж» – башня, вал крепости. По-киргизски «берш» – затвердение в теле... Из сопоставления указанных слов надо думать, что наименование династии «бурджи» произошло не от слов «башня», а от рода «бердж» или «берш». 
От Берша два подрода: Байбакты и Байсеит. От Байбакты отделения: Жанбыршы, Себек, Есен, Кулкеш. От Байсеита отделения: Жаик, Каратокай, Есенгул.
Род Берш представляют ряд известных личностей. Это, прежде всего, Исатай Тайманов (его родословная выглядит так: Берш – Байсеит – Жайык – Даулет – Дюсе – Агатай – Бокай – Бегалы – Тайман – Исатай) и Махамбет Утемисов (его родословная может быть представлена так: Берш – Байсеит – Жайык – Даулет – Тумаш – Ерназар – Кулмали – Утемис – Махамбет), ставшие руководителями крестьянского восстания в 1836–1837 гг. в Букеевской орде.
 Народно-освободительное восстание 1836–1837 годов под предводительством И. Тайманова может показаться внешне выступлением, поднятым только против личного господства хана Жангира. Однако на самом деле, оно было направлено против колониальной политики царизма. Имевший мощную поддержку со стороны царского самодержавия, Хан Жангир пользовался неограниченной властью в Букеевской орде. Он самовольно раздавал своим родственникам и приближенным всю самую плодородную землю, пастбища с сочными травостоями и богатые водой. Таким образом, 25-30 семьям ханского клана принадлежало 85 процентов этих земель. Одна треть населения вовсе лишилась земли.
Как следствие, народ был доведен до обнищания. Царили беззаконие и беспредел. Эти негативные события, начавшиеся с 1830 года, достигали своего апогея, и перешли в народно-освободительное восстание. Против восставших выступили хорошо вооруженные царские войска, которые с особой жестокостью подавили восстание. В одном из сражений погиб Исатай Тайманов. Многие участники восстания были осуждены, сосланы в ссылку.
Ближайшим соратником Исатая Тайманова, талантливым акыном и певцом был Махамбет Утемисов (Каренов Р. С. Последний поэт-трибун // Мысль, 2022, №11, с. 55-59). В стихотворениях Махамбета с особой впечатляющей силой нашли свое художественное воплощение цель народно-освободительной борьбы под предводительством Исатая Тайманова. Пламенный поэт страстно воспевал тему свободы для угнетенного народа.
М. Утемисов после гибели вожака восстания И. Тайманова и поражения ударных сил повстанцев скрылся в степи. Однако спустя некоторое время вновь взялся за агитацию среди народных масс против хана и всей процарски настроенной знати. В 1846 году пламенный певец восстания, знаменитый батыр Махамбет Утемисов погиб от рук вражеского лазутчика.
Представителем рода Берш является также талантливый поэт Мурат Монкеулы (1843–1906 гг.). Его творчество тесно связано с событиями, происшедшими в Западном Казахстане. Он стал мощным глашатаем, рупорам борьбы народа за свою независимость, за перекочевку в благодатный край. В стихотворении «Три эпохи» (Үш қиян) М. Монкеулы обрисовал картину горькой жизни казахов в условиях завоевания и колонизации Казахстана.
 Из рода Берш произошел видный ученый, алашординец Халел Досмухамедов. Как известно, на рубеже XIX-XX веков наблюдался рост национального самосознания казахского общества. Именно в этот исторический отрезок времени народ выдвинул из своей среды ряд выдающихся личностей. Среди них был Халел Досмухамедов, который получил высшее медицинское образование и стал почетным членом Петербургской академии медицинских наук. Продолжая работу по пробуждению своего народа, начатую предыдущим поколением казахских просветителей, Х. Досмухамедов полагал, что сущность завоевательной политики России состоит в том, чтобы использовать казахские земли как плацдарм при продвижении в Азию. Окончательное «подчинение Россией» Казахского края он считал результатом поражения национально-освободительной борьбы казахов в конце XVIII – первый половине XIX веков. Ученый доказал, что хан Абулхаир и небольшая кучка старшин родов пошли на сговор с царизмом и вынудили страну принять подданство. Халел Досмухамедов на примере неравномерного представительства родов Младшего и Среднего жузов в переговорных процессах аргументировал, что основная масса народа не принимала участия в акте подчинения казахов российскому государству.
4. Есентемир включает в свой состав подроды: Тагашы, Кон, Каратамыр, Сулыкоз. От Тагашы следуют отделения: Ажимбет, Бердимбет, Кожамбет.
5. Таз состоит из подродов: Жастабан, Шарга, Абдал. Жастабан подразделяется на отделения: Байсары, Суирбас, Болек. Шарга включает отделения: Асан, Жаксыбай, Сырлыбай, Кунбас, Жанбай, Аксерке, Жолым, Жиен. От Абдала отделения: Жанак, Келдибай, Кошей, Бессары, Отес.
6. Адай является многочисленным родом племени Байулы. Род Адай распадается на два крупных подрода: Кудайке и Келимберды. От Кудайке отделения: Тазике, Косай. Келимберды состоит из шести отделений: Кунанорыс, Акпан, Шыбынтай (Балыкшы), Бузау (Жеменей), Тобыш, Мунал.
Представителем данного рода является известный писатель Абиш Кекилбаев.
7. Байбакты включает три подрода: Батак, Жанбакты, Тынбакты.
Во второй половине XVIII века (1783–1797 гг.) в Младшем жузе произошло национально-освободительное движение под предводительством Сырыма Датова. Он был выходцем из рода Байбакты, который входил в родовое объединение Байулы, одно из мощных объединений Младшего жуза. В казахской традиционной культуре Сырым стал известным как знаменитый бий и «шешен». Он решал многие важные вопросы внутренней жизни, а его ораторское искусство оставалось непревзойденным и через годы после его смерти. Личные отвага, мужество, стойкость и незаурядные физические данные снискали ему славу батыра. И все свои лучшие качества С. Датов проявил в движении, лидером которого он стал. Борьба народных масс в 1783–1797 годы под руководством Сырыма Датова была важным событием в истории казахского народа. Она расшатывала устои ханской власти, подрывала ее престиж. В целом, движение способствовало росту национального самосознания. Восстание носило народно-освободительный характер.
8. Алаша (Алача) включает два подрода: Барамык и Айтемис. Барамык состоит из отделений: Токбас, Агалак, Шагалак, Кублей. Айтемис включает в себя два отделения: Акберлы и Токберлы.
9. Маскар состоит из двух подродов: Куттыкадам и Масак. Куттыкадам включает отделения: Утебай, Курман, Бабаназар. Масак состоит из отделений: Атойнак, Жадик, Толеке, Канай, Кадыркул, Кырык-садак.
Выходцем из данного рода был государственный деятель Сейткали Мендешев. В архивных документах имеется ходатайство С. Мендешева о желательности открытия ремесленного училища в Букеевской орде. Он писал о тех ремеслах, которые очень необходимы для казахского народа. Вскоре вопрос о ремесленных отделениях был заслушан на специальных совещаниях по народному образованию. В результате, к началу 1917 года, в крае было 31 ремесленное училище, а классы ручного труда существовали в 257 начальных школах (История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Том 3. – Алматы: «Атамұра», 2000, 768 с.).
10. Тана сформирован из следующих подродов: Жиембет, Караман, Калкаман, Асан, Бессары, Жолымбет, Акымет. Подрод Караман состоит из отделений: Сугир, Кожамкул, Игилик, Курман, Есенгул, Мендигул, Умбет, Мамбет, Косдаулет, Копен.
11. Кызылкурт состоит из двух подродов: Аманша, Жаксылык. От Аманши – Аликей, а от него – Сокыр. От Сокыра трое: Балтабай, Кара, Барлыбай.
От данного рода происходит выдающийся композитор Курмангазы Сагырбаев (1806–1879 гг.). Он родился в урочище Жидели Букеевской орды в семье бедняка. В юношеские годы талантливая игра Курмангазы стала привлекать внимание людей. И он полностью отдался деятельности профессионального кюйши. Сохранилось более 60-ти его кюев. Большинство из них совершенны по художественной выразительности и многогранности содержания.
Одно из своих первых сочинений – кюй «Кішкентай» (Малый) Курмангазы посвятил восстанию Исатая Тайманова. Являясь участником восстания, начинающий в те годы творческий путь, будущий народный композитор Курмангазы Сагырбаев воплотил в этом кюе порывы народа к освобождению от феодально-байского гнета и пут колониализма. В нем звучат отголоски народной скорби, горечи поражения.
Феодалы, баи и царские чиновники, не без основания усматривая в действиях и произведениях Курмангазы Сагырбаева призывы к сопротивлению, преследовали и томили его в тюрьмах.
12. Жаппас (Джаппас) включает шесть подродов: Сумурын, Жансары, Киякы, Шалтак, Танке, Унгит. В некоторых шежире данный род представлен под названием Алтын-Жаппас (Тынышпаев М. История казахского народа. – Алма-Ата: «Қазақ университеті», 1993, с. 68).
Согласно сведениям Г. Волконского, 1200 юрт Байулинцев имели летние кочевья в западной части Каракумов, а зимовали на Сырдарье, 7200 юрт – около Троицка и Орской крепости. 13 тысяч юрт Байулинцев и 28 тысяч юрт племени Жетыру кочевали по рекам Тургай, Караскай, а зимовали на левобережье Сырдарьи и урочищах Тумарлык, Кызылтал и по Жанадарье. 10 тысяч юрт Адаев, 3 тысячи юрт рода Маскар и других родов племени Байулы числом 10 тысяч юрт имели летние кочевья между реками Урал и Эмба, на реках Булдурты, Жусалы, Чингирлау и другие до реки Хобды. Зимовали они на Мангыстау, в устьях Урала, Эмбы, по Уральской казачьей линии и других местах.
Племя (родовое объединение) Джетыру (Семиродцы)
Это племя объединяет следующие 7 родов:
13. Джагалбайлы включает в свой состав два подрода: Мырза, Лез. Подрод Мырза состоит из отделений: Ормантай, Балхожа, Бозбет, Билис, Малатау, Сиракты. Подрод Лез включает отделения: Бескурек, Караша, Болды, Бедес, Акхожа.
М. Тынышпаев в своем известном учебном пособии замечает: «Джагалбайлы некогда, по-видимому, жил где-то около Хорезма: Джагалбайлы встречается в Крыму, у ногайцев, в Хорезме, среди каракалпаков, бухарских и ферганских узбеков и курама. И повсюду в небольших количествах. По-видимому, Джагалбайлы пережил какой-то разгром (не 1625 года ли, когда из Хорезма бежали Найманы)».
14. Кердери объединяет два подрода: Жабагы и Смайыл. Жабагы охватывает отделения: Кусюек, Бердимбет. Подрод Смайыл включает отделение Жанбас, а от него – Култай.
Мухамеджан Тынышпаев, касаясь названия рода Кердери, дает следующее пояснение: «В 1000 годах Аральское море называлось Кердерийским; часть Хорезма направо от Аму-Дарьи называлось также Кердерийским. Существовало два города с именем Кердерийский, один на правой стороне Аму-Дарьи, другой – на левой».
15. Телеу включает в свой состав четыре подрода: Ажиахмет, Ногай, Самат, Керейлы. От Ажиахмета – Кулеке, а от него – Шошы. По мнению М. Тынышпаева, род Телеу в истории не упоминается; прежнее место жительства было на юге (Телеу встречается среди узбеков и курама; у ногаев и далее на запад и север не встречается).
16. Керейт обьединяет 11 подродов: Едик, Жартыай, Ашамайлы, Саймак, Арбалы, Ершок, Жастабак, Шайкоз, Сарман, Конакбай, Обаган. 
М. Тынышпаев в своей работе пишет: «Относительно Керейта было сказано, что он, по-видимому, представляет собою часть Кереев, оторвавшуюся во время бегства от Чингисхана и ушедшую вместе с меркитами».
17. Табын. В этот род входят подроды: Жаманкерей, Бозым, Бегим, Шомишти табын. Жаманкерей состоит из отделений: Акдаулет, Кадырумбет, Амандаулет, Туатай, Жылкышы табын. От Бозыма отделения: Айдар, Кожантай, Хожабай, Таушан, Карамонке. От Шомишты табына два отделения: Асан и Сарайсарт.
Из рода Табын выдвинулись две исторические личности:
а) Бокенбай батыр – один из крупных вождей Младшего жуза. Известно, что звание «батыр» никогда не было наследственным. Его приобретали только личными подвигами. Но вместе с тем, нередко возникали ситуации, когда батырами становились сын и внук того или иного батыра, заметно проявившего себя на военном поприще. Примером этого может служить история наследования данного титула потомками влиятельного батыра Бокенбая (умер в 1741 году) – его сыном Тленши Бокенбайулы и внуком Жоламаном Тленши, возглавившим народно-освободительное движение западных казахов в 20-е – начале 30-х годов ХІХ века;
б) Бухарбай батыр, который прибрел авторитет как храбрый воин и сподвижник хана Кенесары, возглавившего народно-освободительную борьбу казахов всех трех жузов в 1837–1847 гг. Всеобщая борьба против военной колонизации казахских земель, засилья кокандских беков придала восстанию под предводительством Кенесары Касымова освободительный характер.
18. Рамадан. В этот род входят подроды: Алтай, Мусак, Каракабат, Тасжарган, Акборик, Караборик.
19. Тама. Данный род включает один подрод – Карабура, от которого – Нарик. От последнего – известный Шора батыр.
В 28 песнях-толгау знаменитый Бухар жырау, говоря об Отечественной войне 20–40-х годов XVIII века с джунгарами, называл имена батыров Тама Есета, Каракерея Кабанбая, Канжыгалы Богембая, Шакшака Жаныбека, Шапрашты Наурызбая и других. Все они возглавляли казахские сотни и тысячи ополченцев.
Среди этих полководцев особо можно выделить старшину рода Тама – Есет батыра Кокеулы. Он был удостоен звания Тархан (фельдмаршал), как один из активных организаторов народно-освободительной войны с джунгарами. Тама Есет батыр командовал крупным подразделением всеказахского ополчения (до 4000 уланов) во многих сражениях с захватчиками.
Шакарим Кудайбердыулы в своей «Родословной тюрков, казахов, киргизов. Династии ханов» (Алма-Ата: СП «Дастан», 1990, 120 с.) делает такой вывод: «У казахов Младшего жуза сохранилось предание, что при неком кане Алаше было принято: новорожденного с признаками болезни алапес (проказа) отвозили далеко в степь и там оставляли. Когда же у хана самого родился ребенок прокаженный, то он также отвез в степь свою жену с ребенком и оставил ее там со свитой (прислугой) из сорока девушек. От них, мол, и пошли потомки киргизов (киргиз – кырк кыз, т.е. сорок девушек) – Алшыны. Это неверно. Алшыны известны были еще в древности. Китайцы их называли фома. Они из тех же корней, что и енисейские кыргызы. Возможно, даже их прямые потомки».

Заключение
К рубежу XV-XVI веков казахские жузы пришли уже сложившимися, как в их родоплеменном составе, так и по занимаемой территории. Например, Младший жуз занимал Западный Казахстан, земли от низовьев Сырдарьи, Аральского моря, северную часть Прикаспийской низменности.
Реальным историческим следствием развития казахской государственности в политических рамках Казахского ханства явилась единая казахская народность. Вместе с укреплением Казахского ханства и ускорением процесса консолидации народности в ее состав вошли казахские роды и племена, находившиеся в подчинении правителей Могулистана, Сибирского ханства, Ногайской орды. Распад Ногайской орды, территориальная и этническая близость ногайцев к казахам послужили предпосылками присоединения восточной группы ногайских улусов к Казахскому ханству и вхождения этой части ногайцев в казахский этнос в составе Младшего жуза.
Шакарим Кудайбердыулы в своей книге «Родословная тюрков, казахов, киргизов. Династии ханов» пишет: «По мнению Аристова, Младший жуз –это отколовшиеся от Среднего жуза алшынские роды. Левшин тоже утверждает, что основную часть Младшего жуза составляют Алшыны. (Гораздо позже) к ним присоединил племена, называемые Жетыру, знаменитый хан Тауке».
Мухамеджан Тынышпаев в учебном пособии «История казахского народа» приводит такие сведения: «В середине 16 века Алчыны входили в состав так называемых, «больших ногаев». Как пишет Соловьев, часть ногаев (наших Алчынов) ушла к киргизам в 1555 году, когда Исмаил, приверженец русских, убил своего брата Юсуфа. Наконец, последняя группа (более значительная) ушла к киргизам по смерти Ормамбета (около 1600 года). Через какие-нибудь 10-20 лет после этого с востока появились новые враги – джунгары, которые, двигаясь по Сибири, в 1643 году дошли до Волги. Алчыны ушли на юго-восток от Эмбы: 17-ый и первую четверть 18 века провели в этих местах. Калмыкский разгром остался в памяти, и выражение «Сауран Айналган» относится к этому времени.
В освободительной войне 1725–1726 годов Алчыны сыграли выдающуюся роль: это видно из того, что главнокомандующим всеми киргизскими силами был избран их хан, престарелый Абулхаир. Но в разгар победоносного шествия в сердце Джунгарии киргизские ханы рассорились до того, что Абулхаир во главе своей Младшей орды и Самеке с Кыпчаками, Найманами и частью Аргынов ушли к русской границе, и тем приняли русское подданство».
Видный фольклорист, этнограф А. Диваев донес до наших дней немало исторических преданий. В частности, одно из преданий гласит, что три рода Младшего жуза с частью Старшей орды (жуза) воевали на северных границах Сарыарки с джунгарами. Отличились в боях знаменитые снайперы Тайлак (из Младшего жуза) с племянником, мергеном Санрыком (Старший жуз, Ошакты, род Тасжурек). На горячий призыв сбросить джунгарское иго откликнулись все казахи.
В начале XIX века на территории Младшего жуза, занимавшего земли Западной части Казахстана, начиная от низовьев Сырдарьи до рек Яик и Тобол, обитало 25 крупных племен, объединенных в составе трех поколений – Алимулы, Байулы и Жетыру. По утверждению русского историка А. П. Левшина, в начале XIX века, в Младшем жузе было 190 тысяч кибиток (предположительно, около 1,5 млн человек). При этом тонкая, изощренная политика Российской империи, проводимая на местах колониальными властями, привела к целой цепочке антиколониальных выступлений казахов Младшего жуза. Одним из первых эпизодов в антиколониальной войне стали военные действия под руководством Сырыма Датова. Это крупное выступление последней четверти XVIII века продлилось на более чем 13 лет активных действий. Руководство антиколониальной войной Сырыма Датулы помогло казахам вернуться на земли междуречья Урала (Жаик) и Волги (Едил), вынудило царизм к совершенствованию ханской власти в Младшем жузе. Воинственный и в то же время, дипломатичный склад ума С. Датова сыграл важную роль в его контактах как с народом, так и с колониальными властями и ханско-султанской верхушкой.
Кроме восстания под предводительством С. Датова в 1773–1791 годы, можно выделить народно-освободительное движение в Младшем жузе под руководством Арынгазы хана в 20-х годах XIX века, а также восстание племени Адаев в 1870-1871 годях:
а) Руководитель движения казахов за независимость Арынгазы хан воспитывался в семье, тесно связанной с господствующими домами Средней Азии (Хива, Бухара). Казахи называли его «Тыным-хан», что означает хан-миротворец. В течение нескольких лет Арынгазы удалось восстановить порядок в Младшем жузе, приостановить агрессию со стороны Хивы. Но русское самодержавие видело в нем своего врага и, пригласив его, якобы для переговоров, задержало в Санкт-Петербурге. Здесь он в полной изоляции умер в 1833 году;
б) 11 июля 1867 года император Александр II подписал Указ об утверждении проекта «О временном положении управления Сырдарьинской и Семиреченской областями», а 21 октября 1868 года – проект другого «Временного положения об управлении Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областями». «Временное положение…», в основу которого был положен территориальный принцип взамен родовых отношений, прочно сохранившихся в жизни казахского общества до этого, хотя и ускорило проникновение рыночных элементов в жизнь местного населения, однако углубило острые противоречия, вызвавшие политические движения казахов против реформы 1867–1868 годов. Особенно развернулись они на территории Младшего жуза. Подчеркивалось, что царская администрация ввела новые административно-территориальные преобразования казахской степи силовыми методами. К тому же, в отличие от других регионов Казахстана на полуострове Мангышлак фактическое ведение «Временного положения…» запоздало на два года. Адаевцы – это древнее племя Младшего жуза, состоявшее из 27 отделений, испокон веков, населявших полуостров, были последними носителями независимости. Проведение среди них «Временного положения…» означало ликвидацию последнего очага независимости народа. Поэтому в течение двух лет адаевцы упорно сопротивлялись многочисленному контингенту русских войск. Однако силы были неравны, и восстание было подавлено. После поражения восстания некоторые аулы адаевцев прорвались в пределы Хивы, а оттуда в Иран и арабские страны. Многие аулы были уничтожены карательными войсками. Стремясь удержать в повиновении народ, правительство наводнило полуостров военными отрядами. Так, в 70-х годах XIX столетия Россия окончательно утвердилась в Казахстане.
В целом, во второй половине XIX века в степи развертывается этническая борьба. Традиционная этническая структура казахов, основанная на генеалогических иерархиях племен и иерархиях сословных ценностей, уходит в прошлое. К концу XIX столетия внутренняя консолидация приобретает более динамичный характер (антиколониальный фактор, средства массовой информации). Несмотря на явно приниженное социально-политическое положение, казахам удалось нести на себе груз структурообразующего, ведущего этноса, 
В начале XX века территория Казахстана была одной из колоний царской России. В конце же прошлого столетия республика обрела независимость. История этого столетия была насыщена трагическими событиями. Тягот пережитого хватило бы на несколько веков. На этом мрачном фоне, круто замешанном на людской крови, слезах и страданиях, независимость Республики Казахстан с 1991 года – это божье знамение, подарок судьбы народу, пережившему тяжкое иго колониализма и большевизма.

3782 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

МЫСЛЬ №9

28 Сентября, 2023

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»