- Геополитика
- 20 Сентября, 2023
О КУЛЬТУРНОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ

На Национальном курултае в Туркестане Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев назвал казахский народ наследниками кочевой цивилизации, и это, по словам Главы государства, является отличительной особенностью и брендом нашего народа. Огромное наследие предков нужно последовательно модернизировать и продвигать во всем мире, – отметил Президент.
Мы поговорили с известным казахстанским общественным деятелем, культурологом Муратом Мухтаровичем Ауэзовым о сложных поисках и самоопределении казахского народа в истории конно-кочевой цивилизации, о великом культурном наследии и миссии унаследования этих духовных богатств современным обществом.
Мурат Ауэзов: «Без «унаследования» культурное наследие народа теряет свой смысл»
– Мурат Мухтарович, известно, что вы стояли у истоков масштабной государственной программы «Культурное наследие», которую разработали и реализовывали в начале 2000-х годов. Расскажите, с чего вы начинали свой «поход» за историческими трофеями?
– Вообще программа «Культурное наследие» – одна из немногих удачных программ Правительства Казахстана, которая была результативно осуществлена, хотя и наполовину. Мы не должны забывать о тех уроках, тех трофеях, которые в ходе этой большой работы были добыты.
Мне предложили возглавить одну из комиссий этой программы по культурному наследию. Мы, человек 15-20 ученых и исследователей нашей культуры и истории, объединились. Все пишут свои предложения, а я суммирую и делаю итоговый документ. Мы решили разделить программу на два этапа. Первое – обнаружение всего, что касается нашей прошлой истории, это надо собрать и осмыслить по возможности. А второй этап – обнаруженное наследие сделать достоянием современного сознания граждан нашего общества. Отсюда понятия – «наследие» и «унаследование».
– Почему возникла необходимость в разработке программы культурного наследия?
– Сама программа была очень востребована для молодого независимого государства. Я имею в виду идеал самой этой программы. Мы знаем, что такое великая Алаш-Орда начала XX века, это последователи великого Абая. Сам Абай – преемник великих традиций эпохи Зар заман («Эпоха скорби»). Это печальники земли казахской, они предчувствовали те трагедии, которые произойдут на казахской земле в ХХ веке. Как из рога изобилия бед обрушились страдания на эту землю, на этот народ.
То знание, которое накопили и могли дать, оно не было донесено, потому что во времена тоталитарного режима были физически истреблены и алашординцы, и их последователи, были и репрессии 1937 года. Надо было восстановить некую целостность нашего дробного общественного сознания. Тоталитарный режим, что хотел от своих граждан? Вот это помни, а об этом «не моги», не смей помнить. Голод 1930-х годов унес жизни больше трети казахов, живых людей. Они ушли в небытие, как табор уходит в небо. Рухнула конно-кочевая цивилизация и культура, накопленные тысячелетиями традиции, в том числе и великое казахское слово, и музыка, и орнаментика. Все это просто ушло из жизненного обихода.
Вопрос стоял так: четко понять, что преподносимая нам история – не наша история, это навязанная история. Она нацелена на то, чтобы разоружить наш разум, чтобы мы потеряли историческую волю, и чтобы на этих навязанных нам побрякушках мы строили свое представление о сегодняшнем дне и о будущем.
Надо было преодолеть то тоталитарное, попранное имперской системой сознание, нужна была кардинальная перестройка. И тогда на помощь первым делом пришла культура. Поэтому реализация программы «Культурное наследие» было делом чрезвычайной важности.
– Как начиналось возвращение потерянного наследия?
– Мы столкнулись с тем, что начали потихоньку узнавать: то археологи иссыкский курган и «Золотого человека» подарят, то академик Акжан Машанов оказался в арабских странах и привез оттуда первую информацию о нашем великом земляке аль-Фараби. «Второй учитель Востока» – вот так еще называли аль-Фараби. Каныш Сатпаев – геолог, а он изучал и исследовал великий эпос об Едыге. Болату Сарыбаеву для того, чтобы собрать казахские музыкальные инструменты, пришлось ехать за свой счет в Монголию. Казахи, которые бежали туда, сохранили те инструменты, которые бережно собрал Болат Сарыбаев. В это время историки начали хорошо работать: из Отрара был добыт сазсырнай – великолепный духовой инструмент. Все это аккуратно собрали, вдохнули жизнь в эти музыкальные инструменты, и потом гениальный Нургиса Тлендиев создал ансамбль народных инструментов потрясающей силы воздействия на сознание и душу. Вот такие замечательные люди никогда не переводились на казахской земле. Гражданское сознание продолжало работать.
Все чувствовали, что здесь великолепная и богатейшая история. Мы понимали, что «сидим» на огромном хранилище памяти. Мы, как туристы, которым никогда не дано подняться на альпийские высоты, дано только понемножечку пройти, немного подняться, искать эмпирически.
Тогда же появилась новая казахская литература исторического жанра. Замечательные имена – Ануар Алимжанов, Олжас Сулейменов, Мухтар Магауин, Ильяс Есенберлин и еще много имен. Они писали не просто художественную литературу, через художественную литературу они возвращали историческую память народу о его собственном прошлом. В 1960-е годы поднялось движение интеллигенции. Тогда люди с симпатией относились друг к другу, когда они видели, что у другого такой же интерес к родной истории. Началась солидаризация и формирование интеллектуальной состоятельности нас как народа.
Итак, мы обращаемся к истории. А каковы ее форматы? С чего начинать? Когда начинается наша история? Надо было ответить на такой философский вопрос – проблема начала. Как некое искупление за все страдания, которые достались казахскому народу и народам, которые были депортированы, сосланы, все эти бесконечные расстрелы, унижения, ядерные испытания, гибель Аральского моря – перед нами открылась удивительная панорама событий, как только мы сделали один шаг, глотнув свободного, суверенного понимания нашей истории. Надо было только определиться, какая у нас актуальная временная дистанция.
Мы пришли к единому мнению в Общественном совете, что самой страшной трагедией для казахов в ХХ веке является голод 1930-х годов. Это был трагический финал конно-кочевой цивилизации. А когда она началась? Надо было найти ответ и на этот вопрос. Ну, а тут добросовестное обращение к истории – и стало понятно, что это середина I тысячелетия до нашей эры. Это время, когда завершается эпоха бронзы, наступает эпоха железа. Простой факт: на место бронзовым удилам одомашненной лошади приходят железные удила. Они не окисляются, и конь становится средством покорения больших пространств. И вот тогда на евразийские просторы выходит совершенно новая историческая сила – это динамичные конные кочевники, которые могли пересекать большие пространства. Они стали соединителями традиционных очагов мировой цивилизации – Китай, Иран, античный мир. За счет конных кочевников, которые обратились в динамичную силу, стали связующим фактором, образовалось евразийское пространство.
– На ваш взгляд, что мы должны взять с собой в настоящее и будущее из богатого культурного наследия казахского народа?
– То, что наши предки, совершенно доказательно мы об этом говорим, явились инициаторами и творцами евразийского пространства, о котором писал Лев Николаевич Гумилев. Произошло это в середине I тысячелетия до нашей эры. Эта эпоха называется «осевой». Осевая эпоха – это одновременный «взрыв» потрясающей энергии, образовавшийся в евразийском пространстве. В этот период истории происходит бурное движение: Конфуций и Лао-цзы – это великие философы в Китае, «Дхаммапада» в Индии – это буддийские тексты, зарождается буддизм, зороастризм. В греко-античном мире происходят большие перемены: философия и история приходит на смену мифам. И вот наши предки, конные кочевники, явились активными участниками этого процесса, стимулятором этого диалога народов и культур. Одновременно возникает Великий шелковый путь. В это же время китайцы отгораживаются от мира и строят Великую Китайскую стену. В это же время Библия зарождается. В это же время появляется ниневийская версия эпоса о Гильгамеше, в это же время Гомер создает поэму «Одиссея». Через всю историю мировой литературы идет история конфликта двух начал – статики и динамики. И мы должны понимать, что это непосредственно связано с нашей культурой.
Конные кочевники – это не просто механические переносчики информации или товаров из точки в точку, это огромное новое пространство, философия дороги. К этому причастны наши предки, и мы сами как их потомки. Важно только памятью уметь вернуться к этим историческим реальностям и не быть носителем обезволенного сознания.
– Как вы оцениваете результаты работы, проделанной по поиску и сохранению культурного наследия казахского народа? Что еще предстоит сделать современному обществу и государству?
– И деньги были выделены, и серьезных ученых у нас много было, экспедиции создали. Было два шага в реализации программы «Культурное наследие»: нам надо было узнать, что мы имеем в прошлом, какое имеем культурное наследие. Но еще более важный шаг предстоял на второй стадии: мы должны были это найденное сделать составной частью нашего сегодняшнего сознания. Первое – это наследие, а второе – унаследование. Первый шаг был очень результативный. Теперь предстоял второй шаг – сделать ряд конкретных мер для того, чтобы это наследие унаследовать – ввести в школьные и вузовские программы, популярно рассказывать об этом. И вдруг говорят, что денег нет. В нашем случае получилось, что нога поднята, чтобы идти, но так и зависла в воздухе. Без «унаследования» наследие теряет свой смысл.
Сейчас много отдельных увлеченных людей – историки, философы, разные гуманитарии. Они в этот процесс втянуты, но пока это частные индивидуальные инициативы, частенько эмпирические. Государство должно свою функцию исполнить и помочь растущему знанию, нужно регулировать процесс.
– На Национальном курултае в Туркестане Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что мы являемся наследниками кочевой цивилизации и это одна из отличительных особенностей нашего народа, которая известна всему миру. По инициативе Президента в следующем году в Казахстане пройдут V Всемирные игры кочевников. Как вы оцениваете роль культуры, наследия в интеграции народов и стран мира?
– Феномен конно-кочевой цивилизации – это миропонимание, мирочувствование, отношение к большому пространству и многим другим вещам. В одной связке должны быть прошлое и современный поиск. То, о чем мы говорим, очень сопрягается с фундаментальными интересами и задачами курултая. Здесь заложено начало взаимопонимания не только племен и народов, но и целых цивилизаций.
Общество имеет право констатировать наличие ситуации, давать ему оценку. Иногда эти оценки могут быть очень жесткие и конфронтирующие. И тогда во спасение доброго зерна идет культура. Культуру надо понимать и чувствовать, в ней есть спасительное. Недаром говорят: «Мы спасем культуру. Культура спасет нас».
Культура не может жить в стиснутых условиях, она требует свободы, широкого дыхания. Взамен культура бережно хранит такие интереснейшие свидетельства того, что род человеческий не зря существует на этой Земле и что можно найти выходы из любых конфликтов и тупиков.
Таир Каратаев: «Нашей культуре нужна маркетинговая составляющая»
В своем выступлении на Национальном курултае Президент страны обратил внимание на то, что «наша молодежь, растущая в свободной и независимой стране, достигает больших высот в науке, образовании, музыке, кино, спорте и других сферах, показывая миру уникальность нашей страны, наше мировосприятие и нашу самобытность». Эти вопросы мы обсудили с директором Государственного академического театра танца Казахстана Таиром Каратаевым, обладающим хорошим опытом и современным подходом к руководству знаковыми концертными коллективами в Алматы. Он подробно остановился на теме государственной и коммерческой поддержки молодых дарований в сфере искусства нашей страны.
– Казахская культура многогранна, от наших предков нам досталось огромное наследие, которое нужно последовательно модернизировать и продвигать во всем мире, – рассказывает Таир Каратаев. – На сегодняшний день существует несколько республиканских проектов в поддержку молодых исполнителей. Каждая организация в сфере культуры ежегодно проводит гастрольные поездки для своих артистов. Сам Закон РК «О культуре» регулирует общественные отношения в сфере сохранения, развития, использования и распространения казахской национальной культуры Казахстана как внутри страны, так и за ее пределами. Как известно, в настоящее время подана транснациональная заявка на включение нескольких объектов в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, на постоянной основе проходят республиканские и международные конкурсы и фестивали среди детей и молодежи при поддержке Министерства культуры и спорта РК, городских и областных акиматов. Также идет государственная поддержка для частных организаторов и продюсерских центров, которые стараются вывести юные дарования на профессиональный, международный уровень, помогая им в реализации своего потенциала за пределами нашей страны. Мы можем говорить и о частных инициативах в сфере культуры, музыкального искусства – например, республиканский детский конкурс-фестиваль Prima Nota Fest, художественным руководителем которого является оперная исполнительница Зарина Алтынбаева. В июне проходил фестиваль классического искусства DalaFest, организаторами которого выступила компания DALA Classic, музыкальное агентство по развитию международных отношений в сфере классической музыки при поддержке акимата Алматы. Академические театры, Казахская государственная филармония имени Жамбыла и Государственный ансамбль классической музыки «Камерата Казахстана» каждый сезон проводят бесплатные показы спектаклей, благотворительные вечера для многодетных или малоимущих семей, привлекая ребят в ряды культурных посещений театра, имеются абонементы для детей и студентов. Проводятся конкурсы в образовательных учреждениях, где талантливые дети из музыкальных школ, пройдя через отбор с участием профессиональных специалистов, имеют возможность сами участвовать в различных концертах на знаковых площадках и сценах республики. На сегодняшний день помимо государства существуют и коммерческие компании, которые активно помогают молодым дарованиям в их профессиональной реализации. Некоторые из них дарят инструменты музыкальным школам, сертификаты на участие в концертах в качестве конкурсных призов, бесплатные билеты ученикам музыкальных школ и колледжей на концерты с участием мировых звезд классического музыкального искусства, балета, оперы, а также поддерживают организацию мастер-классов с приглашенными мэтрами мирового уровня. Есть и отдельные меценаты, которые оказывают поддержку конкретным музыкантам, исполнителям.
– Какие способы продвижения творчества являются самыми действенными и эффективными среди молодых талантов?
– На сегодняшний день наша молодежь пользуется разными методами для продвижения своего таланта, начиная с социальных сетей и заканчивая официальными прослушиваниями, которые проходят постоянно как в продюсерских центрах, так и в государственных организациях. Существуют различные коммерческие проекты, ТВ-шоу, к которым привлекаются спонсоры, меценаты, имеющие желание продвигать отечественные таланты. Наш театр сотрудничает со многими профильными колледжами, школами и следит за успехами талантливых выпускников. Соответственно, уже после выпускных экзаменов мы предлагаем талантливым ребятам контракты и охотно принимаем их в свой коллектив. Если говорить о специальных программах, то есть ТЮРКСОЙ и ЮНЕСКО, которые реализуют проекты, поддерживающие нашу перспективную молодежь.
– Мы часто живем по принципу «нет пророка в своем отечестве». На ваш взгляд, почему казахстанцы начинают обращать внимание на наших музыкантов, артистов только после того, как они завоевывают призовые места на крупных конкурсах, фестивалях, проектах за рубежом?
– Мне кажется, что каждой организации в сфере культуры как частной, так и государственной, стоит обратить внимание на продвижение и популяризацию именно своей уставной деятельности. Например, оперный театр должен продвигать оперное искусство, руководители оркестров народных инструментов – фольклор, филармония – классическое искусство. Тогда у молодежной и взрослой аудитории будет мультижанровый выбор. Любое искусство сейчас не существует без маркетинговой составляющей, и каждая организация должна работать в направлении выявления талантов, молодых дарований, в продвижении повышения квалификации. Без ложной скромности скажу, что мы, действительно, проводим большую работу для того, чтобы о нашем Государственном академическом театре танца РК говорили и знали наших солистов, таких как Айнур Мукашева, Диар Акенев. Да, в нашем классическом музыкальном мире есть имена, которые все знают, например, Марат Бисенгалиев, Айман Мусаходжаева, Жания Аубакирова. Но, есть и молодые таланты – Еркебулан Сапарбаев, Балуан Беркенов, Медет Чотабаев и многие другие. Нам необходимо учиться продвигать своих артистов не только внутри страны, но и за ее пределами. Куда бы та или иная концертная организация со своими музыкантами, танцорами, исполнителями не ехала на гастроли, ее главная задача – постараться «продать» своих солистов. В большинстве стран мира наши артисты дают концерты для казахской диаспоры, представителей дипломатических миссий, но могу точно сказать, что уже сегодня мы готовы представлять отечественные мировые бренды из числа своих артистов, завлекать на их концерты мировую публику. В каждой стране есть свои агенты, с которыми можно работать, сотрудничать, проводить переговоры. С некоторыми из них у нас уже есть опыт работы – они помогают нам с организацией концертов наших мастеров в своей стране, а мы предоставляем им все необходимые условия для представления их деятелей искусства в Казахстане. Сегодня основной задачей любого проекта является наличие идеи, идеологии. Если раньше людей можно было звать на имена, то сегодня – на концепцию, а имена становятся именно ее частью.
– Не секрет, что молодые таланты появляются не без участия хороших специалистов, преподавателей. Существует ли у нас сегодня преемственность поколений? Сохраняются ли педагогические традиции, улучшается ли уровень образования новых представителей культуры?
– Нашим педагогам, любящим и болеющим за развитие культуры в стране, к счастью, самим есть чем поделиться с коллегами из-за рубежа. Существует ряд государственных программ по обмену опытом, постоянно идет работа над привлечением иностранных специалистов. Проводятся мастер-классы, онлайн-обучение, приглашаются профессионалы в разных областях искусства, что дает плоды развития качества образовательной системы. Все это сказывается на деятельности педагогов. На мой взгляд, нам удалось сохранить хорошую отечественную школу во многих видах искусства. Но нельзя не отметить и проблемы, связанные не с качеством обучения и преподавательской компетенцией, а с постоянными реформами и модернизацией в сфере образования.
– Таир, на ваш взгляд, что необходимо сделать для того, чтобы популяризировать искусство, культуру в разных ее областях среди молодежи, чтобы творчество молодых дарований было интересно, прежде всего, их ровесникам?
– Во все времена искусство позволяло людям находить духовное равновесие и гармонию, оказывая влияние на личность и мысли, на формирование мировоззрения. Искусство было, есть и будет одним из объединяющих людей источником сил, поиска духовности, внутреннего роста. Сегодня вы можете заметить, особенно после пандемии, постоянно растет количество самых разных событий в сфере культуры, помимо академических организаций открываются арт-пространства, проводятся камерные спектакли и выставки, художественные галереи. Это рождает выбор зрителя и здоровую конкуренцию между представителями культурных сообществ и организаций. Формируется определенный рынок культуры. Каждый артист или культурный деятель, если он будет верен своему делу, выполняя свою работу качественно, обязательно найдет свою преданную аудиторию.
Историк Жаксылык Сабитов: «Все новые открытия должны быть встроены в академическую историю»
Выступая на втором заседании Национального курултая 17 июня 2023 года, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев перечислил восемь задач национальной идентичности нашей страны и ее общества.
В их числе Глава государства указал на историческое самосознание. По его словам, все развитые страны уделяют особое внимание формированию канонического образа своего прошлого. В этом ключевую роль играет многотомное научное издание по истории страны.
«Необходимо, чтобы семитомник исключил концептуальные ошибки и недочеты прошлых изданий, охватывал все последние открытия по истории Казахстана, представлял собой цельную и объективную летопись страны без нагромождения противоречивых фактов и мифотворчества», – подчеркнул Президент.
К.-Ж. Токаев поручил завершить подготовку семитомника до середины следующего года. При этом он заявил, что принципиально важно сделать текст легким и интересным для восприятия читателей всех возрастов. После завершения подготовки многотомника, отметил глава Казахстана, следует провести его широкое обсуждение в научной среде.
«Этот труд внесет большой вклад в укрепление нашей государственности и исторического самосознания нации. Наша многовековая история – это предмет нашей национальной гордости, важная составляющая культурного кода нашего народа. Поэтому одной из первостепенных задач государства является создание необходимых условий для ее всестороннего изучения, осмысления и популяризации», – считает Токаев.
Президент Казахстана особо отметил необходимость определить единый ряд выдающихся фигур в истории.
«Они станут одним из ключевых «маркеров» нашей общенациональной идентичности внутри страны и за рубежом», – считает Президент.
Важные моменты семитомника перечислил ведущий научный сотрудник ГУ «Институт истории государства» Комитета науки МОН РК, доктор PHD Жаксылык Сабитов.
«Один из важных моментов семитомника – это то, что академическая история определяет государственный стандарт. А госстандарт в последующем определяет школьные учебники. И это очень важный момент, потому что он говорит о многом. А предыдущая академическая история Казахстана была написана фактически в 90-х гг. Пятый том был написан в 2001 году. Поэтому здесь можно говорить, что на самом деле из-за того, что академическая история была написана в 90-х годах, она негативно влияет на государственные стандарты, а это влияет на школьные учебники», – отметил эксперт.
Он объяснил, почему академическая история, написанная в конце прошлого столетия, может отрицательно сказаться на госстандартах.
«Дело в том, что, во-первых, получается так, что государственный стандарт не учитывает все научные открытия, которые были сделаны в нулевых, десятых и даже уже в двадцатых годах. Поэтому необходимо написать новую академическую историю. Это в последующем повлияет на школьные учебники. Поэтому много научных открытий должны попасть в академическую историю», – подчеркнул Жаксылык Сабитов.
Он напомнил, что, к примеру, в Казахстане доминировала концепция о том, что была откочевка Жанибека и Керея в 1450-х годах по направлению в Могулистан.
«И научное открытие, например, в переводе китайского источника, говорит о том, что этой откочевки, как минимум, в 1450-ых годах точно не было. Потому что в 1447 году местоположение Керея и Жанибека зафиксировано на реке Или, где они и проживали. В советский период говорили, что было некое государство Ак Орда, которое принадлежало сыну Джучи Ардайжену, и казахские ханы – потомки этого государства. Однако, научные дискуссии привели к тому, что эти утверждения были опровергнуты. Это первый момент. Второе – казахские ханы не являются потомками Ардайжена. Они являются потомками Тука-Тимура, сына Джучи. Также можно привести в пример Орбулакскую битву. В 90-х сложилось неправильное, ненаучное понимание Орбулакской битвы, которой якобы руководил Карасай батыр, остальные версии тогда не рассматривались. Но, согласно историческим источникам, предводителем в этом сражении Карасай батыр точно не был. Плюс еще можно сказать, что эта битва была, скорее всего, не в Алматинской области, как считают, а в другом месте», – отметил Ж. Сабитов.
Поэтому, резюмировал Жаксылык Сабитов, все новые научные открытия должны быть встроены в академическую историю. «Это повлияет на государственный стандарт, и сделает более адекватными учебники по истории. В этом и есть важность академической истории Казахстана», – считает он.
Подготовил
Семен КЛИОНСКИЙ

6552 раз
показано0
комментарий
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *