- Исторические страницы
- 20 Сентября, 2023
КТО ТАКИЕ ТЮРКИ? И ОТКУДА ОНИ ПОЯВИЛИСЬ?

Нурлыбек БРМАНОВ,
исследователь
Ближе к середине первого тысячелетия на просторах от гор Алтая до Каспийского моря начинает складываться союз древнетюркских племен и появление государственности. Встает вопрос: кто такие тюрки? И откуда они появились?
Согласно тюркской легенде, записанной в VI в. китайскими историками, предки тюрков, «жившие на краю большого болота», были истреблены воинами соседнего племени. Уцелел лишь изуродованный врагами десятилетний мальчик (ему обрубили руки и ноги), которого выкормила волчица, ставшая впоследствии его женой. Скрываясь от врагов, в конце концов, убивших мальчика, волчица бежит в горы севернее Турфана (Восточный Тянь-Шань). Там, в пещере, она рожает десятерых сыновей, отцом которых был спасенный ею мальчик. Сыновья волчицы женятся на женщинах Турфана. Один из ее внуков, по имени Ашина, стал вождем нового племени и дал ему свое имя. Позднее вожди из рода Ашина выводят своих сородичей на Алтай, где они, возглавив местные племена, принимают имя тюрк.
На самом деле – легенда и миф. Если опереться на исторические факты и археологические исследования, то они свидетельствуют о том, что тюркоязычные племена существовали испокон веков, имея какой-то начальный общий язык общения, каждая семья, род и племя продолжали называться по имени какого-то общего предка или социальной сутью, названием местности, откуда они первоначально вышли. Это характерно не только азиатам, но и европейцам.
По мере разрастания населения могли принять какое-то общее наименование, которое устраивало всех участников этого сообщества.
Сделаем некоторое отступление, прояснив территории первоначального развития тюркоязычных семей, родов и племен, вышедших из Азии, выше Китая и Центральной Азии.
Археологические исследования и письменные источники многих путешественников, историков и писателей предыдущих тысячелетий и современности показали, что прародиной тюрко-язычных народов является территория, ограниченная: с Запада чуть выше низовья Уральских гор, охватывая возвышенность Сырт до Приволжской возвышенности, спускаясь ниже по Волге до Каспия, далее по его восточной части вниз до хр. Копетдага, захватывая Туранскую низменность включая низовья бассейна рек Аму-Дарья и Сыр-Дарья.
Далее на восток по северной части Тянь-Шаня, захватывая Семиречье, проходит мимо озер Сасыкколь, Алаколь, Эби-Нур выходит на пустыню г. Урумчи, соприкасаясь с долиной Турфана, захватывая Монгольский Алтай, хр. Хангай поднимаясь выше западнее г. Улан-Батор, доходит до Байкала, далее по левой стороне реки Лена доходит до Среднесибирского плоскогорья, окаймляя его через Западно-Сибирскую равнину, выходит к середине Уральских гор. Как видно из вышеприведенного, огромная территория, начатая с западной части, делая большое кольцо, заканчивается восточной частью Уральских гор, и она является прародиной тюркоязычных народов.
Сведения некоторых Европейских и Российских историков позднего средневековья, да и отдельных современников излагающих, что территория, начиная выше Волги, охватывающая современную территорию Запада Казахстана занимали ираноязычные кочевники, сильно политизировано и несостоятельна. Археологические и генеалогические исследования показали, что древние скифы, саки, сарматы, массагеты, заселявшие эти территории, являлись тюркоязычными и никак не принадлежали к ираноязычным.
Как было сказано выше в легенде, происхождение тюрков связывают с Восточным Тянь-Шанем. О том же сообщают китайские исторические хроники, согласно которым группа позднегуннских племен в конце III – начале IV вв., переселившаяся в местность севернее Нань-Шаня, была вытеснена в конце IV в. в район Турфана, где продержалась до 460 г. В том году на них напали монголоязычные жуань-жуани (авары), уничтожили созданные ими владения и переселили покорившихся гуннов на Алтай. В числе переселенцев было и племя потомков Ашина.
Происхождение слова Ашина многие лингвисты и историки с чем только не связывают. Отдельные, изучив легенду, склонны думать, что оно произошло от монгольского слова шоногино – означает «волк». Тогда почему не назвать «Ашоногино» вместо сокращенного «Ашина». На стоящую впереди букву «А» указывают, как на китайский префикс, дающий уважительное отношение к слову, то есть «благородный волк».
Все это происходит от незнания основ тюркских языков.
Тюркские народы, в том числе и казахи, при наречении имени обращают серьезное внимание на происхождение, условия жизни и быта. А также стараются названным именем предопределить ожидаемую судьбу и будущие деяния человека и народа.
Коренное тюркоязычное, казахское слово «Алшын», которым до сих пор по прошествии двух тысячелетий называют себя часть казахов – и есть основа слова «Ашина». Так как в разговорной речи, когда выговаривают слово «Алшын», буква «л» многим слышится плохо.
На самом деле слово «Алшын» означает ал – бери, добивайся; шын – пик, вершина, наивысшее достижение. В целом означает – человек или народ, который «добьется наивысших достижений».
Разве не так вышло? Потомки Алшынов (Ашинов) стали вождями многих народов и государств.
В своей книге («История Отечества». Алматы: Иль-Дан, 2000 г.) Калибек Данияров пишет: «О древности происхождения алшинов находим в книге замечательного ученого С. А. Плетневой «Хазары»; «Вторая половина VI в. ознаменовалась созданием на Азиатском континенте великой державы, Тюркского каганата, возглавляемого одним из самых сильных тюркских родов – Алшина (Ашина. – К. Д.)».
…Мы узнаем, что в Тюркском каганате, образованном в VI веке, главную роль играли казахские племена Алшын и Дулат (Дулу). Алшыны, проживая в столичном аймаке, играли большую роль в Улусе Джучи и в Казахском Ханстве.
На самом деле, слово «Алшын» – это общее наименование нескольких близкородственных родов, считавших себя казахами, которые под давлением жуань-жуаней после 460 г. были вытеснены с Восточного Тянь-Шаня на Алтай. На новом месте, чтобы отличать себя от местных схожих (единоязычных) родов и племен, приняли имя «Алшына».
Красивая легенда о происхождении рода Алшин от матери-волчицы, думаю, была сложена, чтобы придать храбрость, исключительность, особую связь с матерью природой, придающей стойкость перед всякими невзгодами.
Археологи тоже подтверждают, что Восточный Тянь-Шань и Алтай являются прародиной тюркоязычных племен.
Племена и народы, говорившие на каком-то общем языке, избрав имя тюрки в VI веке н. э., стали тюркоязычным народом.
Кононов Андрей Николаевич (1906–1986) – тюрколог, академик АН СССР (1974) в трудах по тюркологии, в том числе о древних тюркских языках, истории востоковедения утверждает, что первоначально это был политический термин, означавший членов семьи степной аристократии, составляющей господствующий род племени Ашина, и лишь затем стал названием всех племен, подчиненных тюркскому кагану. И он в этом прав.
У казахов, как и у многих других кочевых народов, в прошлом названия родам (тайпам), племенам, подродам часто давались по примечательным чертам их жизни, быта, военной стратегии и тактики, по именам вождей родов, а также имена давались объединяющими, желаемыми и определяющими словами, чтобы он стал таким или чтобы он добился результата, соответствующего своему имени.
Казахское слово «төркін» – означает этнический отцовский род.
Казахи всех потомков какого-то конкретного человека называет төркіндер. Значит, мы – родственники.
Естественно, племена, роды и семьи, имеющие общие корни происхождения и языка, – төркіндер (родственники).
Слово «төркін» способствовало сплочению людей и способствует во все времена. Со временем слово «төркін» трансформировалось в слово төрк (тюрк).
Первое упоминание этнонима «тюрк» встречается в китайских летописях и относится к 542 году. В европейских хрониках о тюрках впервые сообщают византийские историки Менандр и Феофан, когда тюркский каган Сильзибул (Истеми) в 568 году отправил посольство к Юстине.
Значит, до этого времени в исторических хрониках слово тюрк не было известно. Оно появилось вслед за словом Алшын, которое появилось уже в V веке, как политическое объединение племен, вышедших из Запада современного Казахстана.
Алшыны, и далее вовлекая в свою среду, роды и племена, имеющие общие корни происхождения, образа жизни и языка, находят более веское объединяющее слово төркіндер (родственники) – мы тюрки (мы родственники) и это слово оказалось всем – очень близким.
В это же время каждое племя и каждый род могли оставаться со своим именем.
Поэтому слово «тюрки» стало объединяющим названием многих тюркоязычных народов, имеющие общие корни происхождения, образа жизни и языка.
К моменту прихода переселенцев, назвавших себя «Алшынами», на Алтай из Турфана в этой местности и ранее проживали многочисленные тюркоязычные племена, остатки от гуннского переселения.
«Алшыны» в том числе шеркеши (черкесы) начали интенсивно осваивать новые территории, организовали добычу руды и обработку металлов.
Свидетельством тому является река Черкеш – правый приток Катуни и рядом село Коюс. Один из пяти подродов Черкешей, который до сих пор существует, называется Коюсом. Хотя черкеши сейчас на Алтае почти не проживают, но название реки Черкеш (Чечкеш) и села Коюс до сих пор там сохранились.
Потомки Алшынов, имея общие корни происхождения и язык с местными тюркоязычными племенами, все больше вовлекая их в свой состав, переходят к более общему и создают крупное объединение племен с названием «тюрки», о чем было подробно сказано выше.
Наиболее крупным объединением племен, говоривших на языках, впоследствии названных тюркскими, был огузский племенной союз. Их главной территорией были Джунгария и Хангайское Нагорье.
Алшыны, подчинив некоторые огузские племена и усилившись за их счет, восстали против своих жуань-жуаньских правителей. Последний каган жуань-жуаней Ана-хуань, разгромленный в битве, покончил жизнь самоубийством.
Последние его слова были адресованы Бумыну: «Ты был моим оруженосцем».
В 551 г. Бумын (Момын), разгромив жужаней, принял титул «Ильхан» (правитель народов), затем титул кагана. Это было началом Тюркского каганата.
Далее хочу привести выдержки из статьи о казахах в книге «Большая энциклопедия народов» (г. Москва 2007 г. ЗАО «Олма Медиа Групп»).
«Казахи» (самоназв. – казах) – народ, проживают в основном в Республике Казахстан и соседних странах (Российской Федерации, Монголии, Китае, Кыргызстане, Узбекистане, Афганистане, Туркменистане, Таджикистане). Верующие – мусульмане-сунниты.
Происхождение казахов связано с древним ираноязычным населением Средней Азии и Казахстана и кочевыми тюркоязычными племенами – пгуннами, жуань-жуанями, теле, тюргешами, азгешами и др. Тюргеши и родственные им азгеши (по-тюрк. азкиши) проникли, по данным арабских авторов раннего Средневековья, в горы Кавказа и расселились рядом с абхазами.
Ведущую роль в их образовании сыграли кипчакско-кимакские племена. В IX-Х вв. кимакские ханы, захватив земли кипчаков, образовали Кимакский каганат. В этот же период происходит захват кипчаками куманских и печенежных земель. Куманские племена сиру-калпеев, боро и др. переселяются в Восточную Европу, занимают в т. ч. степи Северного Кавказа.
В Х в. происходит вытеснение из Приуралья огузских племен, которые были вынуждены перекочевать в места кочевья печенегов и куманов. Смешение огузских (или узских) племен с куманами и печенегами привело к образованию в южнорусских степях тюркоязычных племен – берендеев, черных клобуков и тюрков, сыгравших большую военно-политическую роль в истории древнерусского государства. Некоторая часть этих племен в начале позднего Средневековья известна под именами черкасов, бурчевичей и др. Оставшиеся в казахской степи племена кимаков, кипчаков, куманов, огузов и др. дали начало древнеказахской народности. Окончательное же формирование казахского народа падает на 15 в., когда образовалось Казахское ханство, которое включило в свой состав три кочевых объединения (жуза) – Старший, или Большой (Улы жуз), Средний (Орта жуз) и Младший (Киши жуз).
Несмотря на образование государственности, представители казахских родов хорошо помнят, к какому племени принадлежали их предки. Исследователю истории казахов это во многом облегчает определить народы, которые участвовали в их становлении».
Думаю, написать так лаконично и хорошо вряд ли у кого получится.
В статье сказано, что наряду с другими племенами, которые исконно проживали на территории современного Казахстана, племена черкесов и бурчевичей – в те давние времена, то есть до X века, называвшие себя казахами, проживавшие в южнорусских степях, были одним из тех, которые заложили начало древнеказахской народности.
«Большая энциклопедия народов», написанная составом маститых ученых-академиков, профессоров, докторов и кандидатов исторических наук, написана не для того, чтобы угодить казахскому народу, а на основе фактических данных, сохранившихся с первого тысячелетия нашего времени.
Продолжая тему происхождения слов «казах» и «шеркеш», надо сказать: название слова «казах» возникло и имело применение в середине первого тысячелетия до н. э.; слово «казах» является природным, самобытным названием народа, что вполне соответствует смысловому переводу кипчако-арабского словаря (1245 г.): «получивший свою долю наследства и выделившийся в самостоятельную семью (род, племя, народ), возглавляемый истинным хозяином «қазақом» – «добытчиком».
Слово «Қаз» (копай) синоним слова «Табу» одним словом «Табушы» (Добытчик). «Ақ» (Белый) синоним слов «Нағыз» и «Қас» смысл их в русском языке «истинный», «настоящий», в целом означает «Истинный добытчик», т. е. подготовленный, воспитанный для содержания семьи, рода, племени; человек-мужчина. Об этом хорошо и точно написал Николай Ульянов в своей книге «Происхождение украинского сепаратизма» М: Центрполиграф, 2017 г.
«В глазах современников, как отдельные казаки, так и целые их объединения носили характер «добытчиков». Жен не держат, землю не пашут, питаются от скотоводства, звериной ловли и рыбного промысла, а в старину больше в добычах, от соседственных народов получаемых, упражнялись». Казакование было особым методом добывания средств к жизни, сабля приносила больше барышей, чем хозяйство.
Думаю, хорошо отмечено слово «добытчики», что подтверждает мои слова о происхождении слова «казах».
До сих пор в народе, когда выражают восхищение перед личностью мужчины, говорят: нағыз қазақ екен (оказывается, настоящий казах).
Нағыз қазақ (истинный добытчик) занимается добычей средств к существованию и лучших условий жизни для своей семьи, рода, племени и народа. Это может быть освоение новых земель (пастбищ и лугов), охота и промысел, захватнические и грабительские войны, угон скота и пленение людей.
Их этому обучили с детства, об этом мы говорили раннее.
Не зря многие путешественники, летописцы и историки Китая, Персии (Ирана), Аравии, Европы и России, писали, что казахи не любят и не могут заниматься рутинной работой (земледелием, ремеслом и т. д.), дай им только поохотиться и повоевать.
Первые тюркоязычные степные кочевники на заре своего развития, при самоотождествлении своей личности с другим человеком, группой, родом, племенем могли именовать (называть) свою семью, род и племя именем отца, деда, другого знатного предка, местности, где они обитают или обитали, то есть могли называться кем угодно.
Надо отметить и то, что отдельные роды, племена и народы получили свое наименование от других, дружественных или наоборот, враждебных сообществ людей. В зависимости от них отношения получали как положительные, так и отрицательные наименования.
Однако все тюркоязычные кочевники, обитавшие от Алтая до Дона и Днепра, никогда не забывали свою социально-групповую принадлежность, имеющие общие интересы, ценности и нормы поведения свойственные только «қазақу».
Хочу завершить высказыванием отца русской истории Н. М. Карамзина, который в своей книге «История государства Российского» (Москва, «Олма-Пресс», 2003 г.) отмечает: «В истории следующих времен увидим козаков Ордынских, Азовских, Ногайских и других: сие имя означало тогда вольницу, наездников, удальцов, но не разбойников, как некоторые утверждают, ссылаясь на лексикон турецкий: оно без сомнения не бранное, когда витязи мужественные, умирая за вольность, отечество и веру добровольно так назывались».
Эти слова могу подтвердить, тем что в 1887 г. в Турано-Уюкской котловине недалеко от г. Туран на Алтае был обнаружен каменный столб с текстом из 6 строк датируемый VII–VIII веках. Его расшифровал великий казахский лингвист Алтай Сарсенович Аманжолов, который гласит «Қазқағым оғлым» что означало мои сыновья – добытчики, «Қазғақ» – добывать, «оғлым» – мои сыновья. В 1974 г. в ущелье «Оозақ» в русле реки Уюк на том Алтае находят еще одну каменную плиту с древнетюркскими надписями – «Қазғақ», которым называют уже целый народ, которое из всех тюркских народов наиболее ближе к слову «қазақ».
Теперь об этнониме «черкеш». В большинстве исторических источников, начиная с Х века, когда пишут о черкасах, обозначают их казахами и наоборот. Как до Х века, так и после, для всех проживающих на юге современной России и Украины, тюркоязычных племенных групп обобщающим названием, был этноним girgaz – «черкес».
Назывались черкасами в силу известности этого племени издревле, благодаря своим полководцам (батырам и биям), и где бы они ни жили, часто добирались до высоких властных вершин, вплоть до султанов Египта и однажды Хана Золотой Орды (Хаджи Черкес).
В начале образования российского казачества первоосновой стали казахи-черкеши.
Некоторая часть адыгов-абазов (бесленеи), отделившись от своей основной массы, стали называться черкешами, благодаря принадлежности своих князей казахам-черкесам по этносу.
Первоосновой слова «черкеш», «шеркеш» является «жеркез», жер – земля; кез – ищи, поиск. То есть Іздеуші (Аңшы) – Искатель (Охотник), (конкретно Землепроходец),обходя земли, ищи в пути, где лучше для проживания и развития. Уделом скотовода-кочевника во все времена оставался поиск лучших земель для развития животноводства.
Свидетельством тому являются топонимы местности, рек и т. д. от Алтая через Евразию до Африканского Египта, называемых черкесом. Об этом конкретно и хорошо сказано в книге Бекмухамедова Е. Л. (Потомственный дворянин Мухамеджан Бекмохоммедов; Алматы, 2018 г. «Zaman Print»).
«Надо полагать, что если на Алтае мы встречаем древние топонимы, которые соответствуют наименованиям родов Бериш, Кете, Алтын, Чомекей, Кердери и другим, то и приток Катуни-Черкиш, упомянутый Тынышпаевым М., в книге «История казахского народа» (Алматы, «Санат», 1998 г.) тоже есть не что иное, как древнее место обитание черкесов (шеркешов). Путь продвижения черкесов с востока на запад, точно также, как и беришев, географически зафиксирован очень четко: Шерегеш (Кемеровская область), Чаркеса (Ферганская долина, Узбекистан), Черкасское, Черкесовский (Саратовская область), Сердекс (Кировская область), Сергач (Горьковская область), Черкассы, Новочеркасск (Украина), Черкесск (Карачаево-Черкесская автономная область, Ставрополь), Шеркеш (город на территории Турции). А сколько еще топонимов было переименовано, стерто из памяти и географических карт?
Все эти топонимы говорят об однозначном феномене: Черкешы – древнее племя тюрков, проделавшее свой длительный и далекий путь от Алтая до Египта и Турции вместе с другими племенами тюрков – туркменами, кыныками, каиками и др.
В переводе с тюркского Черкеш – словосочетание из двух частей чер-кеш, где ЧЕР (шер, жер, кир) переводится как земля, а слово «кеш» означает «обойди», «пройди». Таким образом, слово «черкеш» переводится двояко – «обойди землю» (дословный перевод); «землепроходец» (смысловой перевод).»
В шежире (родословная) казахов отцом Шеркеша (Черкеса) являлся Кыдырсыйық. Слово «қыдыр» означает – разъезжать, обходить, находиться в поисках, что подтверждает вышесказанное.
Мои высказывания о конкретном смысловом переводе слово «шеркеш» имели основания и раньше, что свидетельствует о том, что племена шеркешей конкретно знали смысл своего названия. Вопрос: почему историки и ученые-лингвисты не обратили внимание на это?
Для наглядности хочу привести давнишнее стихотворение черкешского племени:
Шеркештің жайығы емес Жайқысымыз,
Қылыштың түзуі емес қайқысымыз.
Алашқа қазақ атын таратқан біз,
Келіспес дұшпандармен айтысамыз.
А теперь уделим внимание к книге Н. И. Ульянова преподавателя исторической кафедры Иельского университета, США «Украинский сепаратизм в желто-голубом тумане», где он пишет: «Из-за их воинственности их еще называли – «черкес»; «чири киши» или «чирикиси», с тюркского – «люди-воины», отсюда и происхождение этнонима черкес. Через влияние тюркоязычных племен оно распространилось и на адыгские народы Северного Кавказа; этнонимы скиф, гунн, татар, и черкес иногда распространялись и на не родственные им народы, в силу их доминирования над окружающими народами в определённый период времени. Со временем термины казак и черкес стали синонимами и стали обозначением предков современных казаков!»
О том что, слова қазақ и черкес стали синонимами, говорит не только Н. И. Ульянов, но и многие авторы, о чем вы уже читали в этой книге.
Все это свидетельствует о том, что многие историки и ученые давно заметили, что слова қазақ и черкес взаимозаменяемы в силу их тождества в выражении определенной социальной сути рода, племени и народа. Слово қазақ и черкес не являются конкретным именем какого-то предка, а являются социальной сутью, это относится и к словам тюрк и алшын.
То есть, тот кто может обходить земли в поисках лучшего – черкес (искатель-охотник) и есть истинный добытчик – қазақ.
Можно сказать и наоборот только истинный добытчик – Қазақ может быть искателем лучших земель – Черкесом.
Таким образом, Искатель (Черкес) и есть Добытчик (Қазақ) и наоборот Добытчик (Қазақ) всегда является Искателем (Черкесом).
Как видно из вышеперечисленных материалов, термины казах, казак, черкес в анналах истории находят свое место до и после Х века нашей эры. Как видно из раннее приведенных ссылок и работ Европейских и Российских ученых и историков, словосочетания тюрки-казахи-черкеши часто произносится как единое целое.
Мне, представителю казахского народа, принадлежащего роду черкеш (шеркеш) очень обидно, что наши ученые-историки до сих пор не могут хорошо исследовать этот вопрос и вынести твердый вердикт, на основе многих вышеперечисленных материалов, что слово «казак» было заимствовано только от казахов и более ни от кого.
Во-вторых, надо заявить конкретно, что название нашего народа (этноса) на нашем языке должно писаться словом қазақ, а не казах. Это советское руководство в 30-е годы настоятельно попросило местные власти нашей республики пересмотреть данный вопрос. В связи с чем появилось соответствующее постановление.
Думаю, давно настало время отменить это постановление и вернуть имя народа «Қазақ».
Надо твердо заявить о том, что действительно наименование российского казачества было заимствовано у казахского народа, который был зачинщиком образования данного сословия военных людей в низовьях Дона и Запорожья в XIII веке.
Потомки саков, массагетов, кассаков, гуннов, канглов, уйсунов, тюрков, кипчаков, половцев, алшынов, черкешов (серкессутов), аргынов, найманов в ходе цивилизационного развития, не имея единой, большой, значимой государственности, в то же время, находясь в составе других крепких сильных государств, не потеряли своей идентичности, сохранили свое имя и статус крепкого воина, рода и народности на всем Евразийском пространстве, вплоть до образования Казахского ханства в 1465–1466 годах.
Об этом и о других вопросах из истории казахского народа написано в моей книге «Большой путь славного народа», вышедшей в типографии ТОО «Полиграфсервис» г. Уральска в 2021 г.
г. Уральск, ЗКО
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КАЗАССР
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ КАЗАССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 1936 года
О РУССКОМ ПРОИЗНОШЕНИИ И ПИСЬМЕННОМ
ОБОЗНАЧЕНИИ СЛОВА «КАЗАК»
Президиум Центрального Исполнительного Комитета Советов и Совет Народных Комиссаров Казакской АССР постановляют:
1. Для более правильного произношения на русском языке слова «Qazaq» и в соответствии с казакским произношением этого слова в производных от него последнюю букву «к» в русском произношении и письменном обозначении слова «казак» заменить буквой «х», в соответствии с этим писать не «казак», а «казах», не «Казакстан», а «Казахстан» и т. п.
2. Предложить всем советским, хозяйственным и общественным организациям точно руководствоваться данным постановлением.
Зам. председателя ЦИК КАССР А. Джангильдин

8748 раз
показано4
комментарий