• Исторические страницы
  • 20 Сентября, 2023

ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИИ КАЗАХОВ СТАРШЕГО ЖУЗА

Рашит КАРЕНОВ, 
доктор экономических наук, 
заслуженный профессор КарГУ
им. Е. А. Букетова, 
Почетный работник образования РК

Вопросы этнического состава и расселения казахов являются частью общей проблемы решения этногенеза казахского народа. Сознавая всю важность и сложность этой проблемы, автор данной статьи ограничивается выяснением лишь этнического состава казахов Большой орды (Старшего жуза), а также районов расселения его родов и племен. На основе критического использования всех доступных источников, архивных документов, а также отечественной и зарубежной литературы, в настоящей работе поставлена цель: дать по возможности полное представление об этническом составе казахов Старшего жуза, а также выяснить картину расселения племен и родов на протяжении XVI и начала ХХ веков.

Значимость памятников народного творчества (шежире) для разработки проблемы этногенеза и этнической истории казахов
В стремлении сберечь суверенное достоинство народа, тревожась о его завтрашнем дне, мы сегодня невольно обращаемся к урокам своей исконной истории. В последние годы растущее внимание к собственной истории, к именам и жизни предков, острое желание знать прошлое своего народа мы воспринимаем как добрые приметы пробуждения национального сознания. 
При таком интересе ко вчерашней особой ценности в наше время обретает летописное наследие, дошедшее до сегодняшних дней и в устных пересказах, и в рукописях. Представляя собой своеобразное сплетение фольклора и документальных слепков былого, которое содержит в себе всю родословную народа, они служат живыми памятниками старины. И наверняка без этого богатейшего материала нам не воссоздать истинно научной истории. Как показывает опыт исследования ряда генеалогических преданий, метод сопоставления шежире с данными письменных источников может оказаться весьма плодотворным. Генеалогические предания трех жузов казахского народа представляют собой кладезь ценной информации по истории, расселению и культуре различных этнических компонентов, вошедших в состав народа. Основная трудность введения в научный оборот шежире казахов заключается в выработке методики их обработки и интерпретации.
В целом память народа, отчеканенная в веках, впитавшая в себя особенности его бытия, его духовного возвышения, хранит не только великолепные, нескончаемо-долгие поэмы – дастаны, не только мифы, легенды и предания, но и все летописные истории, множество родословных. Конечно, то, что мы именуем народной летописью, складывается из родословных племен и родов, а потому, возможно, кое-кто выразит некоторые сомнения – не приведет ли все это, дескать, к возвеличиванию архаичных родоплеменных отношений?
Такие опасения, по-видимому, не столь значимы. Особенно в нынешний период, когда обеспечивается незыблемость суверенного государства, когда крепнет уверенность в том, что казахский народ, как нация, избавляется от перспективы своего окончательного исчезновения, когда мы с хорошей надеждой смотрим в будущее. А если в нашем сознании и проявляется какая-то червоточина, то, наверное, не от того, что мы стали больше понимать свое прошлое, не от того, что мы только теперь узнаем своих славных предков, а как раз наоборот – от того, что мы не прошли во всей полноте путь истины, не усвоили по-настоящему уроков своей собственной истории.

Происхождение и сущность казахских жузов


К началу XVI века развитие экономических и политических факторов привело к сложению казахской народности. Этому в значительной степени способствовало образование и развитие казахских ханств.
Несмотря на сложение казахской народности, Казахстан в этот период был феодально-раздробленным. Экономические и политические связи между отдельными ханствами и даже владениями султанов были непрочными и слабыми. Управление в ханствах осуществлялось через патриархально-феодальные институты. Законодательная и управленческая деятельность не фиксировалась документально, а оставалась устным каноном степного обычного права. Даже «Жеты-Жаргы» – первая в казахском обществе кодификация существовавших правовых норм (начало XVIII века), известная в русских источниках как «законы хана Тауке», – передавалась устно из поколения в поколение и не дошла до нас в полном объеме. Подобное положение наблюдается и в вопросе о происхождении и времени появления казахских жузов. Из поколения в поколение передавались предания, большей частью легендного характера, о делении казахов на три сотни.
Исследователи истории Казахстана пришли к заключению, что периодом образования казахских жузов следует считать начало XVI века. При этом жуз – это хозяйственно и географически относительно обособленный район, населенный группой казахских племен, который до образования казахских ханств и народности являлся территорией племенного союза. Само слово «жуз» означает «часть», «сторона». В основе образования жузов лежало объединение отдельных и племен в племенные союзы.
Как утверждают специалисты (Муканов М. С. Этнический состав и расселение казахов Средного жуза. – Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1974, 200 с.), совокупность экономических, социальных, военно-политических факторов явилась причиной обособления трех групп племен и образования в начале XVI века на их основе трех казахских жузов: Старшего, основные кочевья которого находились в Семиречье; Среднего, расположенного севернее оз. Балхаш, горной гряды Каратау с кочевьями в степях Центрального и Северо-Восточного Казахстана, и Младшего – в Западном Казахстане.
В ханстве казахов одним из основополагающих принципов общественного устройства была иерархия родов и племен. Наличие трех жузов делало сообщество казахов глубоко ранжированным сообществом. Согласно этнографическим наблюдениям, порядок старшинства соблюдался: а) при определении места в боевом порядке; б) при делении военной добычи; в) при вступлении в дом и рассаживании по местам; г) при открытии торжества; д) при распределении по количеству кушанья, предлагаемого в гостях и на пирах.
Кстати, развитие русско-казахских отношений, особенно в первой половине XVIII века в связи с вступлением казахов в русское подданство, оставило для истории документальные сведения о существовании на территории Казахстана трех жузов. К сожалению, ни один из документов не говорит о времени разделения племен и об образовании Старшего, Среднего и Младшего жузов.

Видные отечественные ученые, исследовавшие проблемы этногенеза казахов, образования жузов, родоплеменного состава 
и их расселения
Залежи казахской народной летописи мы находим в различных источниках – в сочинениях «отца истории» Геродота, в древних китайских и арабских письменах, в трудах М. Кашгари, Абулгази Бахадурхана, Наджипа Гасымбека, в исследованиях известных российских ученых (В. Радлова, Н. Аристова), в рукописном наследии тюрков, а также в произведениях следующих знаменитых отечественных исследователей истории тюркских и прежде всего казахского, народов:
1. Чокан Чингисович Валиханов – выдающийся ученый и просветитель – демократ. Неоценимый вклад внес он в развитие различных отраслей науки своего времени. Замечательный ученый дал массу блестящих работ по географии, этнографии, истории, философии, социологии и т. д.
Ч. Ч. Валиханов знаменит как выдающийся мыслитель, внесший крупный вклад в передовую социально-политическую и философскую мысль своего времени. Он исследовал вопросы истории Казахстана, Средней Азии, Восточного Туркестана, историю киргизов, ногайцев, узбеков, уйгурского народа. Проблемы этногенеза казахов, образования жузов, родоплеменного состава, расселения казахов исследованы Ч. Ч. Валихановым во многих его работах: «Киргизское родословие», «Записки о киргизах», «О кочевках киргиз». Он высказал мнение об этнической близости казахов и ногайцев. В ряде работ дана историко-этнографическая характеристика казахов Старшего жуза («Очерки Джунгарии», «Предания и легенды Большой киргиз-кайсацкой орды»); писал он также о генеалогии казахских ханов, политических отношениях Казахского ханства и Ногайской Орды.
В своих исследованиях Ч. Ч. Валиханов широко использовал казахский и ногайский эпос, легенды, исторические предания, разнообразный фольклорный материал. Он придавал большое значение письменным восточным источникам, первым, еще до издания работ В. В. Вельяминова – Зернова, обратился к важнейшим из них для исследования истории позднесредневекового Казахстана. Им сделаны выписки из «Жами ат-таварих» Кадыргали Жалаири, «Тарих-и-Рашиди» Мирзы Мухаммед Хайдара. Русское Географическое общество выпустило в 1904 г. сборник произведений Ч. Ч. Валиханова. 
2. Шакарим Кудайбердиев (Кудайбердыулы) нигде не учился. Все его знания приобретены путем постоянного и систематического самообразования. Литература, история, философия, география, естественные науки, физика, риторика, музыка – все входило в круг его интересов и занятий. Овладел арабским, персидским, турецким и русским языками. 
Широко известный труд выдающегося поэта и философа – «Родословная тюрков, казахов, киргизов. Династии ханов» (Алма-Ата: СП Дастан, 1990, 120 с.). По признанию самого Шакарима, это – первая попытка в казахской историографической литературе воссоздать этническую историю образования казахского народа. Можно смело назвать Ш. Кудайбердыулы первым казахским ученым-историком, который подверг научной критике известные к тому времени сведения, как устные, так и письменные, о происхождении тюркских народов.
У гениального поэта, который всю свою жизнь отстаивал интересы народа, досконально изучил его духовное наследие, есть такие строчки:
«Ненавидя друг друга, втаптываем в грязь,
А что из этого вышло, пришло ли на ум?»
Трагический вопрос. Не зря, критикуя пессимистические концепции философа Артура Шопенгауэра, Шакарим Кудайбердиев утверждал: «Мир – не ад, а наоборот, является раем. Если бы люди не преследовали, не притесняли и не вредили друг другу, а жили б в братском единстве и бескорыстно использовали бы своим честным трудом природные богатства, то, безусловно, мир превратился бы в рай».
Ш. Кудайбердыулы побывал в Турции, Аравии, Франции. Работал в библиотеках и архивах Стамбула и Парижа. Совершал паломничество (хадж) в Мекку. Состоял в переписке с великим русским писателем Львом Толстым.
3. Мухамеджан Тынышпаев – один из выдающихся сынов казахского народа, первый железнодорожный инженер из казахов, депутат 2-й Государственной Думы, строитель Турксиба, автор многочисленных исторических работ.
В 1925 году была издана работа М. Тынышпаева «Материалы к истории киргиз – казахского народа», а в 1926 году Обществом изучения Казахстана издана его работа «Киргиз – казаки в XVII и XVIII веках (Тынышпаев М. История казахского народа. – Алма–Ата: «Қазақ университеті», 1993, 224 с.). Труды являются историческими, поэтому никакие коррективы не вводились, а были оставлены так, как было у автора (например, слова «казах», «казахи», «казахский» Тынышпаев писал через «к» – казак, казаки, казакский).
В указанных книгах ученого даны этнический состав казахских жузов, легенды и предания о происхождении казахов, тамги и ураны казахских родов. Для характеристики истории каждого из племен им подобран исторический материал. Следует отметить, что образование казахских жузов М. Тынышпаев относил ко времени Батыя и Орда – Ичена (соответственно их владения, – по его мнению – это Старший и Средний жузы). Младший жуз, по мнению большого знатока генеалогии казахских родов, связывается с именем младшего сына Джучи, Тука – Тимура, а территориально – с Кавказом, Крымом и западными землями улуса Джучи. 
Начальник пути Турксиба инженер М. Тынышпаев неожиданно был арестован 22 апреля 1932 года. Он был сослан в Воронеж, в ссылке работал инженером проектного отдела железной дороги Москва – Донбасс. 21 ноября 1937 года больного Тынышпаева арестовали вновь. Только в 1970 году он был реабилитирован. Как значиться в официальном документе – посмертно. 
4. Санжар Асфендиаров – крупнейший казахский историк 30-х годов ХХ века, обосновавший ряд важных положений о происхождении казахской народности и делении казахов на три жуза. Он с середины 20-х годов занимался историей, был организатором науки, возглавлял ряд научных структур на этапе становления исторической науки в Казахстане. Первый казах – профессор истории, был заместителем председателя созданной в марте 1932 г. казахстанской базы Академии наук, до этого возглавлял историко-археологический сектор Казахского НИИ национальной культуры, позднее был ректором Казахского педагогического института им. Абая. Вместе с профессором П. А. Кунте С. Д. Асфендиаров подготовил и издал в 1935 г. сборник материалов из античных, восточных и летописных источников, содержащих сведения по истории Казахстана и Средней Азии. Сборник дополнил известные к тому времени сведения об историческом прошлом казахов, их экономических, политических и культурных связей с соседними народами и государствами. Описание истории казахов, попытка решения этих проблем осуществлены ученым.
В монографии С. Д. Асфендиарова отвергнута концепция о неисторичности кочевых народов, их отсталости, оценка их общественного строя как родового. Общественная структура казахского кочевого общества показана как классовая, феодальная присущая и другим народам, оседлым и кочевым. Особенностью феодальных отношений у кочевых народов автор считал сохранение родовых пережитков, используемых в целях классовой эксплуатации, по мнению автора, тип хозяйства не дает возможности развиваться индивидуальному хозяйству; при частной собственности на скот сохраняется общинная форма пользования пастбищем. Хозяйственная необходимость ведет к сохранению рода, родовой общины, патриархальной семьи. Но эти родовые институты в корне изменились, они отражали давно народившиеся классовые отношения.
Точка зрения С. Д. Асфендиарова на общественный строй кочевников – казахов находила многих последователей, хотя на нее не ссылались, поскольку книга на долгие годы оказалась в спецхране. Проблемы происхождения казахского народа и возникновения казахского государства С. Д. Асфендиаров рассматривал в связи с такими же проблемами в развитии других тюркских народов. Образование трех жузов он доказательно объяснил историческими условиями кочевого хозяйства, развивавшегося в трех естественно-географических областях, что мешало политическому объединению.

Уйсыны как ведущий племенной союз Старшего жуза

Как отмечается в книге М. Тынышпаева «История казахского народа», Уйсыны первоначально кочевали на северо-запад от Тяньшанских гор. Царь Уйсынов погиб в сражении с гуннами. Гуннский царь взял его малолетнего сына себе на воспитание; впоследствии, когда он отличился в походах, поставил его царем над своим народом – Уйсынами. На запад от Уйсынов жили юечжи (юз) и се (сак). Гунны и Уйсыны разбили юечжи, которые передвинулись на запад, вытеснили саков и заняли их кочевья. Уйсыны заняли равнины нынешнего Семиречья. Скоро Уйсынский царь Лосцо-ми, носивший титул гунь-мо, перестал подчиняться гуннам. По определению китайского писателя VII в. Шы-гу, Уйсыны имели голубые глаза, рыжие бороды, что в глазах китайца делало их похожими на обезьян. Одни считают Уйсынов за тюрков, другие за арийцев. Численность их определялась в 120000 семейств (630000 душ).
В 1725–1726 годы Уйсыны приняли деятельное участие в победоносном наступлении на джунгар, когда удалось отбросить последних за реку Или. Уйсыны окончательно освободились от джунгар в 1757–1758 годах.
Старшую Орду (жуз) составляют следующие крупные племенные союзы: I. Уйсын. В него входят племена: Албан, Суан, Дулат, Сары-уйсын. К ним пристали племена Шапырашты, Ошакты, Ысты и Сргели; II. Джалаир. В древние времена Джалаиры были могучим и знатным племенем. Объединив многие племена тюрков, они образовали целое государство; III. Канлы, к которому присоединился племя Шанышкылы (Катаган).
Сведения об этнической территории и населявших ее племенах Старшего жуза
Как подчеркивается на странице 304 второго тома «Истории Казахстана» (Алматы: «Атамұра», 1997. 624 с.), наиболее интересные сведения об этнической территории и населявших ее племенах содержатся в «Представлении о состоянии киргиз-кайсацких орд» оренбургского генерал-губернатора Г. Волконского. Согласно его сведениям, Большая орда (Старший жуз) состоит из шести племен: Дулат, Сргели, Сары-уйсын, Жалаир (Джалаир), Канлы и Шанышкылы. У Г. Волконского нет сведений о крупных племенах Старшего жуза: Албан, Шапырашты, Суан, Ысты, Ошакты. Это объясняется тем, что не все родоуправители желали вступить в подданство России. К тому же сложной была в то время военно-политическая обстановка на юго-востоке Казахстана. Исходя из этого, мы задались целью вкратце изложить генеалогии всех 12 племен, входящих в состав Старшего жуза. 

1. Албаны
У казахов, так же, как и у многих других народов, культ святых сложился под влиянием архаичных идей, связанных с традиционными доисламскими культами. В культе святых можно обнаружить проявления местной традиции почитания родоначальников племен и родов. В разных местах Южно-Казахстанской области находятся мазары святых Домалак-ана и Байдыбек-ата, которых предание представляет родоначальниками трех казахских племен: Албанов, Суанов и Дулатов. Как известно, Албаны, Суаны и Дулаты (Дуглаты) являются крупными племенами в составе населения Старшего жуза.
Родословная племени Албан подробно излагается в монографии О. Х. Халидуллина «Қазақтың біртұтас шежіресі: Албан» («Единое Шежире Казахов: Албан»), опубликованной в Алматы ТОО «Трансинтер» в 2005 году (132 с.). Как подчеркивается в этой книге, племя Албан состоит из двух родов: Сары и Шыбыл.
Род Сары подразделяется на подроды: Суйеркул и Суйменди. От Суйеркула – Сегизсары. От Суйменди – Айт, Бозым, Кыстык.
Род Шыбыл состоит из подродов: Кызыл-борик, Коныр-борик, Курткамамай. От Кызыл-борик (настоящее имя Боде) двое: Молболды и Жолболды. От Коныр-борик (настоящее имя Утей) трое: Калкаман, Бойдак, Жарман.
Выходцем из племени Албан является один из выдающихся казахских полководцев XVIII века Райымбек батыр – организатор многих побед в казахско-джунгарской войне. Его имя известно народу по поэме Мукагали Макатаева – яркого поэта ХХ века, поднявшего отечественную поэзию на новую высоту.
В поэме «Райымбек! Райымбек!», повествующей о периоде великого всенародного бедствия «Актабан шубырынды» в 1723 году, о нашествии джунгар, М. Макатаев ближе всего к средневековым степным сказителям жырау, вдохновляющим воинов на борьбу с захватчиками, отметил:
«По склонам черных 
гор спускается кочевье…»
И черный иноходец бредет без седока,
Под тяжким черным днем, 
землей своей плачевной
Идут мои казахи, идут издалека. 
И черная тоска не даст им облегченья, 
Враг черный подрубил их сильные крылья, 
Для девушек и женщин 
черна заря вечерняя 
Мужей и женихов к себе смерть забрала.
По склонам черных гор 
спускается кочевье…»

2. Суаны
В книге М. Тынышпаева представлены следующие сведения: «В начале VII века народы западно-тюркской империи рекой Чу были разделены на две группы: к западу от нее жили Дулу, к востоку – Нушиби. В имени Дулу мы имеем без сомнения предков Дулатов, ныне самого многочисленного и самого сильного племени Уйсынов… Рядом с Дулу упоминается Чубань, в котором узнается другое племя Уйсына – Суан».
По мнению специалистов, в племя Суан входят роды: Байтугей (Байтугел) и Тогарыстан, Байтугей включает подроды: Жылгелди, Елтынды, Тогарыстан состоит из подродов: Мурат, Орыс, Турлыбек (Турлембет).

3. Дулаты
В Старшем жузе самое многочисленное племя – Дулаты. В него входят роды – Ботбай, Шымыр, Сикым, Жаныс. Согласно сообщению Г. Волконского, племя Дулат в количестве 40 тысяч юрт кочевали около границы с Китаем, в районе Кульджа, Кашгар, Кукон, а также по рекам Талас, Ангрен, Чирчик, в горах Чингис-Чаган.
Знаменитый историк Мирза Мухаммед Хайдар Дуглат (Дулати), автор «Тарих-и Рашиди, происходил из племени Дулат. Он был курегеном, т. е. был женат на принцессе чингисовой крови. «Тарих-и Рашиди» («Рашидова история») Мирза Мухаммед Хайдара является важным источником по истории казахского народа. Ученый основывает свой труд на устных преданиях, известных среди могулов, и в частности, среди его предков – дуглатских эмиров, официальных государственных документов, к которым имели доступ улусбеки – дуглаты. Важное место среди источников «Тарих-и Рашиди» занимают рассказы «заслуживающих доверия лиц» – свидетельства современников и участников событий. Мухаммед Хайдаром использованы многие исторические труды его предшественников – Джамаль ад-дина Карши, Джувейни, Рашид ад-дина, Хамдаллаха Казвини, Абд ар-Раззака Самарканди, Шараф ад-дина Али Йазди и многих других.
«Тарих-и Рашиди» – основной первоисточник по истории не только ханов – чагатаидов Могулистана второй половины XIV – начала XVI в. и Кашгарии первых десятилетий XVI в., но и по истории правления знатных лиц из дуглатов в части Восточного Туркестана (Манглай-Субе), Это сочинение содержит уникальные материалы по истории могулов, других племен и народов, населявших в позднее средневековье Жетысу, Восточный Дешт-и Кыпчак, регион Тянь-Шаня, Восточный Туркестан, а именно – киргизов, уйгуров, узбеков, ойратов и других. В нем впервые в историографии сообщается об откочевке казахских ханов Жаныбека и Керея, (откочевка – своеобразная форма самоопределения, волеизъявления нового казахского ханства), высказывается суждение о причинах принятия казахами их этнического самоназвания, рассказывается о взаимоотношениях казахских ханов с Шайбанидами, могульскими ханами, правителями киргизов, ногайцев, калмаков (ойратов).
На странице 71 книги М, Тынышпаева излагается такая информация: «Один из знаменитейших биев киргизского (казахского) народа Толе бий Алибеков (племя Дулат, род Жаныс), фактически повелевавший Старшей ордой, жил у самого Ташкента; в 10 верстах от Ташкента по Чимкентской дороге, в местности Каракамыс мальчик – бродяга, впоследствии знаменитый Аблайхан пас в 1725 году верблюдов Толе бия, На месте нынешнего кишлака Кыбрай жил родственник Толе бия Кыбрай-батыр».
Дулаты владели Ташкентом. Но в 1798 году были изгнаны коалицией горожан и племен Канлы, Чаншкылы.

4. Сары-уйсыны
Племя древних Уйсынов Сары-уйсын жили в верховьях реки. Или на севере. В данное племя входили роды – Калша и Жакып. От Калши – Кайкы и Сопы. От Жакыпа четверо: Баба, Жаулантай, Жанай, Солтанкул.
Племена Сары-уйсын и Джалаир в количестве 70 тысяч юрт кочевали с племенем Сргели. Сведения о племени Сары-уйсын встречаются в трудах известных этнографов: П. И. Рычкова, А. Левшина, Ч. Валиханова, Н. Абрамова, В. В. Радлова, Н. А. Аристова.

5. Шапырашты
Племя Шапырашты включает в свой состав роды: Асыл, Шыбыл, Екей, Емил, Ескожа, Айкым. Племена Старшего жуза – Шапырашты и Ысты (Ести) – жили вокруг Алматы. Представителями данного племени являются известные акыны: Жамбыл, Суюнбай, Умбетали.
6. Ошакты
В данное племя входят роды: Байлы (Байназар), Тасжурек (Акназар), Коныр (Койназар), Аталык (Бекназар). От Байлы (Байназара) подроды: Кабыл, Созак, Байсары, Каска, от Тасжурека (Акназара) 12 подродов: Токтаул, Косак (Касак), Таз, Караман (Карасак), Кайкы (Кайгы), Солагай (Суатай), Болек, Сейт, Тилеугабыл, Кенже, Тас, Келимбет (Келмембет). От Коныра (Койназара) подроды: Шуылдак, Алданар, Жамантумак, Туликши. От Аталыка (Бекназара) подроды: Жолмамбет, Бидалы, Курман, Бекили.
Племена Ошакты и Сргели жили ближе к Сырдарье.

7. Ысты
В племя Ысты (Ести) входит род Жауатар, который подразделяется на два подрода: Ойык и Тилек. От Ойыка: Кызылкурт, Кокшекоз, Сатек, Ауызусиген. От Тилека: Коныр, Тасша.
Данное племя был включен в состав Казахского ханства в XV веке. Видным представителем этого племена считается знаменитый шешен (оратор) Болтирик би Алменулы, который принимал деятельное участие в борьбе против джунгарских захватчиков. Кроме того, из данного племени происходит крупный государственный деятель Д. А. Конаев.

8. Сргали
От племени Сргали происходят три рода: Отеп, Байлы, Бораш. От Отепа трое: Карабатыр, Батыри и Айткозым. От Байлы – Рысби. От Бораша двое: Кенирдек, Кайшылы.
Племя Сргали в составе 20 тысяч юрт кочевали летом от Туркестана к Акмечети, в верховьях Сырдарьи и Кувандарьи, в окрестностях озер Алакуль и Аунамаз. Зимовки кочевников этого племени были по рекам Сарысу и Карача.

9. Джалаиры
По свидетельству монгольского историка Санан-Сесена, Джалаиры происходят из многочисленной и сильной группы монголов, известных под имением Еке – монгол (великие монголы). С самого начала деятельности Чингисхана, Джалаиры приняли его сторону и участвовали в походах его в Китай, Тибет, Туркестан и Персию. Знаменитый полководец Чингисхана Мукулы – Гован, покоритель Китае, происходил из племени Джалаир, Во времена Чингисхана и позднее Джалаиры были разделены на четыре группы: первая – оставалась в Монголии и Китая; вторая – передана детям Джучи и по всем преданиям поселились на восток от среднего течения реки Чу и называлась Чу-манак; третья группа утвердилась в долинах Чирчика и Ангрена и известна в истории под именем Джалаирской Орды (другое название Сыр – манак); четвертая группа с Гулагу-ханом ушла в Персию.
Представителем казахского племени Джалаир является известный ученый средневековья Кадыр Али-бек (Кадыргали – би Косымулы Жалаири). Он создал первый дошедший до нас исторический труд, условно названный «Жами ат-таварих» («Сборник летописей»). Это сочинение составлено на основе устных исторических преданий и исторического свода Рашид ад-дина (XIV в.). Известный бий Кадыр Али-бек служил Ондан-султану, а затем его сыну Ураз-Мухаммаду. После смерти Ондан-султана от рук калмыков Кадыргали вместе с Ураз-Мухаммадом переселились в Сибирское ханство под покровительство Кучум-хана. Здесь он служил советником сибирских ханов. В 1588 г. сибирский воевода Д. Чулков обманным путем пленил Ураз-Мухаммада со всеми его родственниками и свитой и отправил их вместе с Кадыргали в Москау в качестве аманата. В 1592 г. царь Федор Иванович выделил Ураз-Мухаммаду земли в Касимовском ханстве. А в 1600 г. Борис Годунов поставил его ханом – правителем города Касимова, где Кадыргали в 1602 г. написал свое произведение, в котором приводится краткое изложение отдельных разделов труда Рашид ад-дина, связанных с историей Чингиз-хана и его преемников. Самостоятельное и весьма ценное значение имеет вторая часть книги, которая во многом проливает свет на историю казахских ханов. Значительный интерес представляют данные о Казахском ханстве XV–XVI вв., основанные на надежных местных источниках, указывающие на существование в Казахском обществе изустной историографической традиции, живого интереса к генеалогиям и вопросам политической истории.
В «Родословной» («Шежире») Шакарим пишет: «Другой многочисленный род в Страшем жузе после Дулата – Джалаир. В него входят роды: Андас, Мырза, Карашапан, Оракты, Акбуйым, Калпе, Сыпатай, Арыктыным, Сиырши, Байшегир, Балгалы, Кайшылы, Кушик».
Установлено, что во время нашествия калмаков Джалаиры бежали в Бетбак-дала. Поэтому пострадали сравнительно меньше. Джалаиры приняли деятельное участие в изгнании джунгар.

10. Канлы (Канглы)
Древнее племя Старшего жузе. Еще в VI веке у Канлы были четырехколесные арбы. В Х веке из среды Канлы выдвинулся некто Сельджук. Он считается основателем знаменитой Сельджукской династии, повелевавшей во второй половине XII-го и в первой половине XIII веков от верховьев Сырдарьи до Малой Азии.
На странице 73 книги М. Тынышпаева «История казахского народа» представлены следующие данные: «Главную массу тюрок, наводнивших в 10 веке Мавереннахр, составляли Канлы; с этого времени Мавереннахр стал называться Туркестаном. Во времена возвышения хорезмшахов (Мухамед – Хорезмшах) гегемония в Туркестане принадлежала Канлы; мать Хорезмшаха Туркен-Хатун происходила из Канлы. Ее племянник Гаир-хан, начальник крепости Отырар, был, по мнению некоторых виновником нашествия Чингисхана. Главные силы Хорезмшаха против Чингисхана состояли из Канлы».
В книге М. Даутбаева «Шежіре: қазақтың ру- тайпалық құрылысы» (Шежире: родо – племенной состав казахов. – Шымкент: ТОО «АТБИ – принт», 2012, 96 с.) приводится родословная племени Канлы: подразделяется на два рода – Канкожек, Келдибек. От первой жены Келдибека – подрод Сары (Желтый) Канлы, а второй жены – подрод Кара (Черный) Канлы. В Сары Канлы входят: Омыртка, Кумырска, Алимбет, Акбарак, Султаным, Токай. В Черный Канлы входят: Тогызбай, Онбай, Караманас, Каспан, Бадырак, Кызылканлы.
Как указывается в «Родословной» Шакарима Кудайбердыулы, всю обширную территорию от реки Каратал, что впадает в Балхаш, до Сырдарьи и Чирчика занимали племена Канлы (Канглы) и Дулат.

11.  Шанышклы (Чанышклы)
В книге И. Сариева «Үш жүздің шежіресі» (Родословная (Шежире) казахов всех трех жузов. – Алматы: Өлке, 2010, 136 с.) ­утверждается, что данное племя включает всего один род: Сымыршык. От него – Айырылмас, который включает подроды: Корбака, Дархан, Кырыксадак, Бектау, Жонсын, Богыс.
Племена Канлы и Шанышклы в количестве трех тысяч юрт кочевали от берегов Сырдарьи в сторону Ташкента. В монографии М. Тынышпаева даются сведения о том, что Есим-хан Храбрый убил Турсына и разорил подвластных ему Канлы и Катаганов. Большая честь последних бежала на Сырдарью на запад. А оставшиеся под именем Чанышклы присоединились к Канлы.

12. Катаганы
Особо следует сказать о племени Катаган. Ч. Ч. Валиханов в «Записке о Кокандском ханстве» отождествлял племена Шанышкылы (у Валиханова «чанчкылы») и Катаган. Он писал, что племена Большой орды Катаган и Канглы (Канлы) кочуют в окрестностях Ташкента и составляют «основу войск ташкентского наместничества». Причем Канглы платили зекет и в случае надобности давали вспомогательные войска. Значит, Катаганы были привилегированной частью войска, и это сыграло роковую роль в истории этого племена.
Еще в конце XVI века казахи племени Катагане во главе с Султан Гази-султаном ушли в Кашгарию. Потомки Гази-султана занимали важные государственные посты в Кашгарии, а Катаганы принимали участие в войне кашгарцев против казахов во главе с ханом Есимом. В первой четверти XVII века остатки казахов – катаганов были в подчинении Турсуна – Мухаммада, захватившего власть в Ташкенте. В 1628 году Есим умертвил Турсун – Мухаммада и перебил его Катаганов. Писатель Мухтар Малауин на странице 52 своего документального повествования «Азбука казахской истории» (Алматы: Қазақстан, 1997, 224 с.) это побоище повествует так: «Есим-хан… приговаривает к смерти весь Катаган, который служил опорой мятежнику и поднял меч на своих единокровников. Все мужское население, включая детей, кто ростом выше ступицы арбы, до единого было заколото пиками, женщины полностью розданы как военная добыча, лишь отдельные группы, по тем или иным причинам прощенные ханом, распределены по другим родам; Есим не тронул только тех катаганов, которые вместе с ним воевали против калмаков. Прежние казахские историки считают, что род Шанышкылы на юге является остатком именно рода Катаган…
Катаганское побоище явилось не победой Есим-хана, а поражением, большой трагедией всей Казахской Орды. Два из восьми улусов, составляющих основу могучей державы, исчезли с лица земли. С тех пор в составе Казахского государства называются алты алаш (шесть алашей). После следующего грандиозного потрясения откололись киргизы, каракалпаки и курама. Название «казахский народ» продолжали носить лишь три алаша – три жуза. Если бы не катаганская катастрофа, наверняка, нас было бы пять алашей – пять жузов».
Шанышкалы, которых Ч. Валиханов отождествлял с Катаганами, не составляли отдельной волости среди казахов. Их единичные юрты были вкраплены в общины других племен. Так же, как и в случае кочевания их с племенем Канлы.

Заключение
Согласно сведениям Г. Волконского в Большой орде (Старшем жузе) было 133 тысяч семейств. Однако его сведения нельзя причислить к разряду исчерпывающих, несомненно, количество юрт и проживавших в них казахов в Большой орде было гораздо больше. Нет также сведений по таким крупным племенам Старшего жуза, как Албан, Шапырашты и другим. 

5781 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

МЫСЛЬ №9

28 Сентября, 2023

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»