• Исторические страницы
  • 20 Августа, 2023

ИСТОКИ КАЗАХСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Государственность – состояние развития нации или другого крупного общественного образования, сумевшего создать собственное государство. Понятия «государство» и «государственность» напрямую взаимосвязаны с территорией и пространством. Политическая организация общества и существование государства неразрывно связаны с определенной территорией и пространством. 

Например, экономическая модель функционирования государств кочевых народов требовало огромной территории по сравнению с экономической моделью государств оседлых народов. В начале прошлого века казахская интеллигенция, обосновав данный факт перед молодым Советским правительством с научной точки зрения наряду с демографическим фактором, добилась сохранения своих обширных, исконно исторических территорий в составе Казахского края и автономной республики. В 1920–1925 годах Оренбург являлся столицей казахов. Согласие и признание Советского правительства города Оренбурга столицей казахов определялось под непосредственным влиянием исторических и демографических факторов. 
Жизнь народа связана с определенным пространством (территорией), государством. Государство и территория являются неотъемлемыми друг от друга понятиями, которые формируют современное представление той или иной нации о государственности. Предки азербайджанцев, башкир, казахов, киргизов, турков, узбеков, уйгуров и остальных тюркских народов в древние времена четко знали о неразрывности понятий «пространство» и «государство». 
Так, например, предки современных казахов и тюркских народов – гунны, в 200-годах до нашей эры были объединены в одно мощное государство Модэ-шаньюем и соседние государства стали устанавливать с ними дипломатические отношения. Послы соседнего государства попросили Модэ подарить им своего скакуна и другие ценности. Советники Модэ предложили ему отказать послам в их просьбе. Однако Модэ сказав: «Стоит ли отказывать хорошим соседям в этой просьбе?», – отдал им своего скакуна и другие ценности. В следующий раз послы соседнего государства попросили Модэ отдать им заброшенную, непригодную для обработки полосу земли, лежавшую между двумя государствами. Советники Модэ под предлогом невозможности ведения на той земле хозяйства предложили отдать ее соседям. Модэ заявил им в ответ, что: «Земля является основой государства, как же ее можно отдавать?», и наказал советников предложивших отдать землю. Этот факт, приведенный в исторических материалах, свидетельствует о формировании и неразрывности у кочевых тюркских народов понятия о государственности и территории еще в древнем мире. В истории государств казахского и тюркских народов не имеется фактов продажи или дарения земель другим государствам. Причина этого заключается в четком понимании правителей казахского и тюркского народов в неразрывности понятий «земля» и «государство». 
Ученые называют искусство управления пространством, в котором живет нация, геополитикой или геостратегией. Для описания традиций казахской государственности необходимо обратить внимание на ее геополитический опыт в историческом контексте. 
Геополитический опыт казахского народа берет свое начало не с периода образования Казахского ханства или Республики Казахстан, а со времен древних государств кочевых тюркских племенных объединений, которые в наши дни входят в состав государствообразующих наций, таких государств как Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Турция, Узбекистан и других тюркских государственных образований. Традиции государственности древних тюркских кочевых государств оказывали большое влияние на соседние народы и государства. 
Например, при изучении истории формирования, традиций государственности Российского государства следует обратить внимание на этимологию терминов, которые непосредственно связаны с государственным управлением – «деньги», «казна», «казначейство», «тюрьма», «таможня» и другие, которые дают четкую картину о времени и условиях формирования русской государственности. 
Во времена распада Золотой Орды начинают отделяться татары, ногайцы, башкиры, узбеки и казахи. Абулхаир хан, откочевав от Золотой Орды, объявляет себя узбеком, ханы Керей и Жанибек объявляют себя казахами. К этому времени приходится массовое проявление такого этнокультурного явления как «қазақылық» – «казачество». Пример ханов Керея и Жанибека повлиял на широкое распространение этого явления – «қазақылық» как среди тюркских, так и кавказских и славянских народов. Этим и объясняется общность значения и смысла слова «қазақ» на казахском и русском языках.
Использование казаками таких слов, как «атаман», «есаул», «ертаул», «хорунжий», «станица» и других терминов для обозначения социально-политической иерархии в своем обществе, предоставляют нам объективную и исчерпывающую информацию о традициях государственности того периода. 
О глубоком проникновении тюркской культуры в русскую свидетельствует известный памятник литературы Древней Руси «Слово о полку Игореве» (ХII в.), в котором тюркизмы используются также легко и непринужденно как славянизмы в сегодняшнем быту многих тюркских народов. 
Геостратегический опыт начал формироваться с древнейших времен. К первоначальным проявлениям такого опыта можно отнести различные формы идеологической и экономической экспансии, искусства ведения войны и политики. Последние два из перечисленных, несмотря на развитие науки и техники, не сильно изменились по своему содержанию и методам реализации с древнейших времен по сей день. 
В VIII–III вв. до нашей эры в Древнем Китае сохранились значительные исторические материалы по основам «геополитики» и «геостратегии». В этот период «Поднебесная империя» находилась в состоянии раздробленности и враждовала между собой и с другими соседними государствами. Были написаны трактаты по военному искусству. В трактатах «Сунь-цзы» и «У-цзы» были изложены основные пути завоевания и управления пространством. 
Например, Сунь-цзы, обозначив основные приоритеты государства при ведении войны, закладывает в их основу пять явлений. Первое – Путь, второе – Небо, третье – Земля, четвертое – Полководец и пятое – Закон.
Путь – это достижение единства мыслей и целей правителя и народа, готовность народа быть вместе с правителем, отсутствие страха и сомнений у народа в достижении поставленных целей. Таким образом, Сунь-цзы, выдвигая на первое место единство мнений и целей правителя и народа, превозносит над остальными факторами идеологический, как основной фактор управления государством. То есть, это говорит о необходимости единства не только в периоды военных действий, но и в мирное время для достижения всеобщего блага. 
В VIII в. на необходимость и важность единства целостности мысли правителя и народа при управлении государством также указывали тюркские каганы. В памятниках древнетюркской письменности (VIII в.) отмечается обеспокоенность тюркских правителей об единстве народа и преемственности поколений при достижении поставленных целей: «… Изголодав ты забываешь о сытости, раз насытившись ты не помнишь о голоде. Поэтому ты был обманут, не послушав своего Кагана…», «… Стали каганами младшие братья и сыновья. Но младшие братья не стали как старшие братья, дети не стали как отцы…». 
В VIII в. идеологический и связанный с ним демографический факторы оказывали большое влияние на экономику и политическую жизнь тюрков. Тюркский правитель Билге каган, одержав ряд побед над соседними государствами, решил поделиться со своим советником Тоныкоком намерением воздвигнуть храмы Будде и Лао-цзы, построить город и обнести ее высокими стенами. Его советник Тоныкок, который вырос в Китае и получил там образование, на это заявил, что «население государства не составляет и сотой части населения Китая: сила тюрков заключается в кочевом образе жизни и постоянном обучении военному делу. Когда мы сильны – мы воюем, когда слабы – кочуем. Кроме этого, учения Будды и Лао-цзы не сделают из людей воинов…». 
Данный отрывок из историй тюрков свидетельствует о препятствовании идеологических и демографических факторов изменению образа жизни кочевников. Действительно, город стал бы легкой добычей для превосходящего количеством населения соседнего государства. 
В этой связи уместно отметить негативный административный опыт Советского правительства по изменению образа жизни казахов на Севере, Востоке и в Центре страны в первой по­ловине ХХ в., который привел к катастрофе и демографическому дисбалансу жизненного пространства казахов на протяжении многих лет. Геополитические последствия этого опыта удалось остановить лишь в конце ХХ в. с переносом столицы государства глубоко на Север страны, тем самым дав начало восстановлению исторического демографического баланса на исконных землях казахов. Перенос столицы на Север страны не только упрочил основу казахской государственности, но и обеспечил расширение жизненного пространства тюркского, исламского мира. 
Исторической колыбелью и центральной Ордой казахского и тюркских народов является – Алтай. Обеспечение дальнейшего духовного, социально-экономического и культурного развития Алтайского региона может стать сакральной миссией каждого тюркского этноса и народа. В этой связи было бы целесообразным предложить государствам Организаций Тюркских Государств (далее – ОТГ) рассмотреть вопрос и принять решение о строительстве нового города – новой столицы ОТГ и передислокаций постоянной штаб-квартиры ОТГ в Алтайский район Восточно-Казахстанской области. Данное предложение важно озвучить и перед исламскими государствами. Строительство столицы ОТГ с привлечением капитала из соседних государств и исламских стран придаст дополнительный импульс духовному и сбалансированному социально-экономическому развитию Центральноазиатского региона. 
Геополитика как наука об управлении пространством наряду с идеологическими и демографическими факторами рассматривает влияние географии, экономики и политики на пространство. «Небо» и «Земля», по Сунь-цзы, означают влияние географического фактора на управление государством и ведение войны. «Небо – это свет и мрак, холод и жар, это порядок времени. Земля – это далекое и близкое, неровное и ровное, широкое и узкое, смерть и жизнь» – определяет Сунь-цзы различные климатические и географические условия. Например, кочевники начинали военные действия в период конца лета и начала осени, после того как приплод животных становился более-менее самостоятельным и лошади набирали необходимую силу для длительных походов. В настоящее время также нельзя отрицать значимость факторов «неба» и «земли». В качестве примера можно привести вой­ну США в Ираке. Климатические условия таковы, что в Ираке высокая температура и пыльные бури, которые препятствуют эффективной работе военной техники, снижается в феврале и марте. Этим объясняется стремление военных США начинать наземные военные действия в эти месяцы. 
Из истории государств Древних и Средних веков также можно обнаружить взаимосвязи между экономической политикой и географическим факторами. Конкретно на эту взаимосвязь указывают политики таких государств как – Тюркского каганата, Ирана и Византии, через которые проходил Шелковый путь. 
Касательно влияния экономического фактора на управление государством и ведения военных действий Сунь-цзы отмечает следующее: «Если у тебя есть тысяча легких колесниц и тысяча тяжелых, сто тысяч солдат и если провиант надо отправлять за тысячу миль, то расходы внутренние и внешние … составят тысячу золотых в день… Во время войны государство беднеет оттого, что возит далеко провиант. Когда провиант нужно возить далеко, народ беднеет. Те, кто находятся поблизости от армии, продают дорого; а когда они продают дорого, средства у народа истощаются; когда же средства народа истощаются, выполнять повинности трудно». Сунь-цзы рассматривает войну как средство достижения выгоды, «выгода – это и есть победа», он говорит: «Поэтому сто раз сразиться и сто раз победить – это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего – покорить чужую армию, не сражаясь. Поэтому самая лучшая война – разбить замыслы противника; на следующем месте – разбить его союзы; на следующем месте – разбить его войска». Таким образом, древние знали, что, уничтожая идеологические основы враждебного государства, извлекая экономическую выгоду, можно достичь поставленных целей без военных действий. 
Для увеличения богатства и экономической мощи государства Сунь-цзы определил следующее: «…по правилам ведения войны наилучшее – сохранить государство противника в целости…», то есть, предлагает сохранить экономический потенциал государства противника, и пользоваться им. Поэтому он считает, что, «война – это путь обмана». 
Определяющую роль экономического фактора в функционировании государства можно проследить из истории государств гуннов и тюрков. Тюркские правители уделяли особое внимание торговле с Китаем. Бессистемная торговля приводили отдельных князей и племена к зависимости от Китая. В Орхонских письменах говорится об этом следующим образом: «Табгачи слали золото, серебро и злаки в больших количествах, изделия их были из драгоценностей, речи сладкими. Они сладкими речами и одаривая драгоценностями, кочевавший народ приблизили к себе ... Обманувшись их сладким речам и драгоценностям Тюркский народ ты потерпел крах …». 
В 160 гг. до н. э. гуннский правитель Лаошан-Гиюй, установив тесные торговые связи с Китаем, получал от них много шелка и других товаров. По этому поводу его советник Юе заявил ему следующее: «Количество гуннов не может сравниться с населением даже одной провинции Китая, но сила гуннов заключается в особенностях одежды и еды, в которых они независимы от Китая. А сейчас, Шаньюй, проявляя интерес к китайским товарам, ты меняешь традицию. Если Китай применит одну десятую часть своего богатства, то до последнего гунна все перейдут на сторону династии Хань», – тем самым указывая на то, что экономическая зависимость приведет к политической, и упадку государства. Далее Юе продолжает: «При получении шелка и бумажных тканей из Китая, надо пройти по зарослям и колючим кустарникам в одеждах, сделанных из этих материалов, тем самым показав, что одежда из шерсти и кожи лучше. При получении продуктов питания из Китая покажите, что предпочитаете им творог и молоко», – и призывает принять протекционистские меры.
Основным важным фактором при управлении государством является роль правителя. Политика и работа политического лидера направлена на регулирование внутригосударственных функций различных структур, на установление внутреннего и внешнего равновесия между ними. Правильно выработанная политика позволяет контролировать и управлять пространством с наименьшими затратами ресурсов.
В истории немало примеров искусного достижения политических целей в, казалось бы, безвыходных ситуациях. К наглядному примеру политического искусства можно отнести следующий эпизод из истории отношений кочевников и древнего Китая. В 200 гг. до н. э. Модэ, объединив гуннские племена, часто организовывал военные кампании в Китай. Китайская армия терпела поражение за поражением. Император Гао-цзу, созвав совет, приказал дать дельные предложения по выходу из сложившейся ситуации. Один из советников предложил следующее: «… Войсками усмирить гуннов пока невозможно… Если послушаете мой совет, то отдайте старшую принцессу с богатым приданым Шаньюю. Если Шаньюй будет жив, то будет чтить вас как тестя. Если умрет, то ваш внук станет Шаньюем. Где это было видано, чтобы внук бился с дедом на стременах? Таким образом, вы смогли бы без войны подчинить гуннов…». Древние китайцы применили политические приемы для победы. Установление родственных отношений между гуннскими, тюркскими правителями и китайскими династиями было распространенным явлением в древние века.
В историко-литературном произведении «Го юй» (Речи царств) до Цинского периода Китая можно увидеть, что китайцы придавали большое политическое значение установлению родственных отношений. В летописях царства Чжоу говорится: «Заключение брака – является ступенями, которые ведут к счастью или погибели государства. Когда поднимаются по ним, если выгода приносится домой, то это ведет к счастью, если выгоду получают другие, то это ведет к погибели». 
В древние века также были распространенным явлением заключение браков между тюркскими и славянскими аристократиями. Это означало возникновение военных союзов: родственные беки и князья не только не нападали друг на друга, но оказывали военную помощь, выступая союзниками. В средние века один из русских князей Александр Невский, установив родственные отношения с правителями Золотой Орды, успешно побеждал немцев и шведов. Русские князья-родственники помогали Золотой Орде в подавлении мятежника Мамая и других непокорных. 
В новое время канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк в своих мемуарах следующим образом описывает влияние Англии на Прусскую, затем на Германскую политику по вышеописанному пути: «Инициатива каких-либо перемен в ведении войны исходила обычно не от короля, а от генерального штаба или верховного главнокомандующего кронпринца. Что эти круги были доступны английским влияниям, если они облекались в дружественную форму с человеческой точки зрения, понятно: кронпринцесса, покойная жена Мольтке, жена начальника генерального штаба, впоследствии фельдмаршала Блюменталя, и жена наиболее влиятельного после него офицера генерального штаба фон Готберга были все англичанками». Такие приемы влияния на политику государств часто встречаются в политической истории народов Евразии. 
С позиции «пространства» и «времени» раздробленность современных тюркских государств и внутригосударственных образований можно сравнить с положением Германских государств в XVI–XVII веках. В этот период существовало большое количество германских государств. Сами же германцы про количество их государств говорили, что «сколько на небе звезд, столько же немецких княжеств на земле». Язык германских народов также отличался как у современных тюркских народов. Западные немцы не полностью понимали речь восточных немцев, как и южные немцы – северных. Политическая раздробленность германских государств усугублялась языковой разобщенностью. Такая ситуация не могла оставить равнодушными немецких просветителей и ученых. В этом периоде в германских государствах функционировало около сорока университетов. Для сравнения в Англии, Голландии и Франции были по одному или два университета. С целью объединения германских народов ученые германских университетов, собравшись, создали единый немецкий литературный язык. Вначале литературный немецкий язык изучался в университетах, затем после спада феодальных отношений и развития промышленности начал широко использоваться в городах. Таким образом, «сконструированный» в XVI–XVII веках германскими учеными немецкий литературный язык укрепил идеологическую основу германских государств и создал благоприятные условия для их объединения в конце XIX века О. фон Бисмарком.
Таким образом, история освоения и контроля больших пространств тюркскими народами до сих пор не потеряла свою актуальность при изучении традиций государственности казахов. Вышеприведенные исторические факты свидетельствуют о глубинных исторических корнях, которые питают традицию государственности и государственного строительства казахского народа. История кочевых тюркских народов и племенных объединений, которые на сегодняшний день являются составной частью казахского и других тюркских народов, есть неиссякаемый источник по исследованию традиций государственности и государственного строительства на Евразийском пространстве.

Жангали ДАДЕБАЕВ, 
кандидат политических наук 

4218 раз

показано

1

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми