• Общество
  • 20 Августа, 2023

ШКОЛА РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Юрий КАШТЕЛЮК,
журналист

В республике развиваются новые формы поддержки людей с инвалидностью. По всей стране созданы центры Ten Qogam. Это государственный проект, оказывающий многостороннюю помощь казахстанцам с особыми потребностями. Программы центров призваны содействовать социальной адаптации, трудоустройству, приобретению востребованных профессиональных навыков, в них обучают английскому и казахскому языкам. В центрах проводятся консультации юристов и психологов, можно получить информацию о государственных социальных программах, пособиях, проконсультироваться на предмет прохождения медико-социальной экспертизы и по ряду других волнующих посетителей вопросов. 

Центры поддержки


В крупнейшем мегаполисе республики, Алматы, отделения Ten Qogam действуют в семи районах города. Операторами центров на грантовой основе стали общественные организации для людей с инвалидностью, известные своей продуктивной работой. В их числе – ОО «Общество инвалидов ALTYN TIME», Центр поддержки глухих инвалидов «Умит», ОО «Ассоциация женщин с инвалидностью «Шырак», ОО «Inclusion.kz», ОО «Общество лиц с инвалидностью «Кедергісіз KZ».
Подробно о целях и задачах центров социальной поддержки людей с инвалидностью журналу «Мысль» рассказали эксперты в области инициатив поддержки людей с особыми потребностями – исполняющая обязанности председателя ассоциации женщин с инвалидностью «Шырак» Татьяна Баклажанская, председатель общества лиц с инвалидностью «Кедергісіз KZ» Меруерт Кулахметова и заместитель председателя «Кедергісіз KZ» Сабина Абдрахмет. 
В 2020 году вместе со своими коллегами по ассоциации «Шырак» Татьяна Баклажанская стала одним из первых организаторов проекта в Алматы. Она подчеркнула, что созданные при содействии Министерства труда и социальной защиты центры Ten Qogam стали важным ресурсом поддержки. Проект помогает казахстанцам с инвалидностью поверить в себя, интегрироваться в социальную среду, открыть новые перспективы трудоустройства и почувствовать себя равными среди равных.
– Первый центр Ten Qogam в пилотном режиме заработал в столице в 2019 году. Довольно быстро проект доказал свою востребованность. Людям с инвалидностью стало понятно, что появилась качественно новая структура, непохожая на то, что было раньше. Здесь можно получить разнообразные виды поддержки, и все они направлены на то, чтобы не на словах, а на деле вывести жизнь человека с особыми потребностями на качественно новый уровень, в частности помочь реализовать себя в профессиональной сфере, – пояснила исполняющая обязанности председателя ассоциации «Шырак».
Вслед за столичным центром офисы проекта появились в Алматы и других регионах. Сегодня структуры Ten Qogam действуют в штатном режиме. Согласно статистике, за 2022 год только в Бостандыкском районе Алматы услугами центра воспользовались порядка 3,5 тысячи человек. 
– Если точно сфор­му­лировать задачи про­екта, то это оказание поддержки лицам с инвалидностью в области трудоустройства через информирование, консультирование по вопросам социального обеспечения, правовой информации, а также юридической и психологической помощи. За этой формулировкой стоит конкретная работа. Наши специалисты стараются оказать обратившимся максимальную поддержку, – рассказала Татьяна Баклажанская. 
Сабина Абдрахмет уточнила, что услугами центров социальной поддержки можно пользоваться вне зависимости от географии проживания – двери открыты не только для горожан, но и для иногородних казахстанцев с инвалидностью. 
– Каждый центр располагает примерно одинаковым пакетом услуг, но бывает, что человеку комфортнее посещать офис не по месту жительства, а в другом районе. С этим нет никаких проблем, – отметила зампредседателя «Кедергісіз KZ» и добавила, что для обращения в центр достаточно предоставить справку о наличии любой из трех групп инвалидности. 

Алгоритм работы


Развивая тему, Меруерт Кулахметова рассказала об алгоритме взаимодействия центров Ten Qogam с получателями услуг. 
– Чтобы стать участником проекта, необходимо позвонить в один из центров, сформулировать свой вопрос или сообщить о проблеме. После этого сотрудник центра предложит варианты решения проблемы. Возможно, человек нуждается в индивидуальной консультации юриста, психолога или же ему нужно записаться на тренинги, которые проводятся в Ten Qogam. Как правило, обращающийся к нам человек записывается на занятия, например, начинает посещать языковые курсы или тренинги по профессиональной ориентации, – пояснила Меруерт Кулахметова.
К слову, курсы казахского и английского языков пользуются особой популярностью. По наблюдению Сабины Абдрахмет, люди понимают, что языки очень важны для успешного трудоустройства в частные и государственные компании.
– Буквально после нескольких занятий посетители курсов уже стараются здороваться на языке, формулировать несложные фразы. Чувствуется, что у людей есть интерес, и это внушает оптимизм, – поделилась Сабина Абдрахмет. 
К поддержке людей с инвалидностью в Ten Qogam подходят комплексно. Главное, – как отметила Абдрахмет, – помочь человеку поверить в себя, в свои силы. И здесь на помощь приходят эксперты по социальной адаптации, преподаватели востребованных на рынке труда дисциплин, психолог.
– С обращающимися по вопросу трудоустройства беседует наш сотрудник. Задача собеседования в том, чтобы определить навыки человека, узнать о его образовании, возможностях, мобильности в прямом и переносном смысле – какова его моральная, профессиональная и физическая готовность к работе. После этого мы начинаем думать, как оказать ему содействие, в каком направлении необходимо двигаться, чтобы помочь ему в трудоустройстве, – рассказала об алгоритме работы центров Татьяна ­Баклажанская. 
Зачастую в центр обращаются люди без образования, это вполне объяснимо: колледжи и вузы долгое время были малодоступной средой для людей с инвалидностью, особенно для тех, кто взрослел в советские или первые постсоветские годы.
– У каждого приходящего к нам человека своя судьба, кто-то получил инвалидность уже взрослым, за его плечами хорошее образование, стаж работы, он коммуникабелен, готов к изменениям, и наша задача – помочь ему освоиться в новых условиях. В других случаях люди мало социализированы, полжизни они провели дома, почти не покидали квартиру, и здесь все гораздо сложнее. Но наши специалисты искренне пытаются помочь людям, открыть им дверь в мир, чтобы они не боялись других людей, выходили на улицу, общались, старались чему-то научиться, – сказала Татьяна Баклажанская, добавив, что при желании можно добиться результатов. 

Готовность развиваться


Между тем отсутствие образования, как подчеркивают эксперты, не является нерешаемой проблемой. Случается, что недостаток компетенций замещается коммуникабельностью человека, его усидчивостью, готовностью учиться. Но бывают и другие случаи, когда человек не выражает готовности развиваться и охвачен иждивенческими настроениями. Между тем и это не приговор – важно поработать с этим человеком, помочь ему изменить свое восприятие. 
– Порой работодатели не проявляют энтузиазма в приеме людей с инвалидностью. Аргументируют свое нежелание тем, что такие сотрудники часто уходят на больничный, отпрашиваются, их выработка невысока. Действительно, такие случаи бывают. Однако есть и совершенно другие ситуации, когда человек с инвалидностью ничем не отличается от других сотрудников, прекрасно справляется со своими обязанностями, – поделилась наблюдениями Сабина Абдрахмет. 
Как показывает практика, скептицизм работодателей может быть связан с необходимостью создания специальной инфраструктуры, например обустройством пандуса, кабинки санузла, специального рабочего места.
– Но все эти вопросы можно решить. Сейчас во многих организациях имеются пандусы, а при желании вполне возможно оборудовать и другую инфраструктуру. Нужно учитывать, что новый сотрудник будет не единственным человеком с инвалидностью, переступающим порог организации. Например, если это банк или другое публичное учреждение, то такая инфраструктура будет важна для посетителей. Создание доступной среды будет говорить о современном подходе к работе организации, – добавила Меруерт Кулахметова. 
Между тем люди с инвалидностью трудоустраиваются в центры Ten Qogam. В их должностные обязанности входит помощь посетителям в работе с порталом электронного правительства, в частности создание электронной цифровой подписи. Кроме того, они обзванивают людей с инвалидностью, рассказывают о программах центра, приглашают их в Ten Qogam, публикуют материалы о работе центра в социальных сетях, выкладывают фотографии с тренингов и различных встреч.
Понять друг друга
Периодически в центры Ten Qogam приходят представители HR-служб предприятий. Они знакомятся с центром и его посетителями. 
Проводят встречи с потенциальными работниками. Этот диалог помогает двум сторонам лучше понять друг друга. 
– Такие беседы очень полезны. С одной стороны, работодатели рассказывают о своих требованиях к будущим работникам, о порядке трудоустройства, существующей в компании корпоративной культуре, с другой – посетители нашего центра высказывают свои пожелания, например по вопросу создания доступной среды. В результате некоторые компании становятся более открытыми к людям с особыми потребностями, – отметила Татьяна Баклажанская.
Сабина Абдрахмет также считает, что работодатели и работники должны стремиться к взаимным компромиссам: в одночасье невозможно добиться перемен, но последовательными шагами можно улучшить ситуацию.
– Мы говорим, что важно искать точки соприкосновения с работодателем, с коллегами, не идти на обострение ситуации – сдерживать свои эмоции, ведь им нужно время, чтобы понять: работник с инвалидностью – это точно такой же сотрудник, как и другие. В свою очередь, работник должен это подтвердить своим примером: нужно соблюдать трудовую дисциплину, стараться не отпрашиваться, часто не брать больничные листы. Тогда руководитель будет доволен работником. В противном же случае новый сотрудник задержится на своем месте не более одного-двух месяцев, ¬– пояснила Сабина Абдрахмет. 
Татьяна Баклажанская также отметила важность диалога и компромиссов – такая тактика при трудоустройстве и дальнейшей работе, по ее мнению, помогает прийти к положительному результату. По словам эксперта, примеров успешного трудоустройства немало.
– Мне известны случаи, когда педагоги с инвалидностью были приняты на работу и успешно занимаются своим делом. Работодатель, в данном случае директор школы, понимает очень важную вещь: не имеет значение, как передвигается человек – на ногах, с тростью или в кресле-коляске, – важно, что у него есть знания и профессионализм, который требуется в этой работе. Что же касается кресла-коляски, то это всего лишь средство передвижения, – отметила и. о. председателя ассоциации «Шырак». К тому же, как правило, директора школ стараются идти навстречу таким педагогам и предоставляют им кабинеты на первом этаже. 
Работа в школе педагога с особыми потребностями важна и для воспитания детей – общаясь с учителем, они приходят к пониманию, что мир населяют разные люди. Т. Баклажанская убеждена, что будущее образования за инклюзией – системой образования, где обычные школьники учатся с особенными детьми. 

Уроки толерантности


Исполняющая обязанности председателя Ассоциации женщин с инвалидностью «Шырак» подчеркнула: воспитывать человека надо с детства, что заложат в ребенка родители, педагоги, то и будет составлять основу его менталитета уже во взрослом возрасте.
– Много лет назад я прочитала стихотворение молодого человека с церебральным параличом из Англии. Автор задавался вопросами: почему, когда он идет по улице, на него оглядываются, показывают пальцем или стараются дистанцироваться? Почему он не может устроиться на работу, хотя обладает хорошими профессиональными навыками? И сам себе отвечает: потому что, когда он был ребенком, родители одергивали его сверстников, когда они пытались приблизиться и заговорить с непохожим на них человеком, – поделилась Баклажанская.
Она рассказала, что полное понимание этого стихотворения пришло к ней, когда она сама столкнулась с похожими случаями на улице. 
– Несколько лет назад я ездила на занятия после работы. Путь пролегал через частный сектор, на улице играли дети. Выйдя из такси, краем глаза увидела, как дети меня разглядывают. Сначала они не решались подойти, но все-таки интерес пересилил. Они приблизились, мы поздоровались. Один из ребят спросил, почему я на коляске. Я объяснила, что у меня болят ноги и коляска помогает мне передвигаться. Ребенок ответил: «А, понятно!» После этого дети вернулись к своим играм. На следующий день я опять приехала, дети поздоровались как знакомые, и никто из них никаких вопросов не задавал, ведь они уже все знали и понимали, – рассказала Татьяна.
Но был и другой случай, когда чья-то мать, указывая на нее, сказала своим детям: если они не прекратят хулиганить, то станут такими же, как «тетя на коляске, которая в детстве не слушала своих родителей».
– Это были очень обидные слова. Я попыталась объяснить родительнице ее неправоту. Уж не знаю, восприняла ли она мои слова о недопустимости таких сравнений, но надеюсь, что дети поняли все верно, – завершила рассказ Татьяна Баклажанская.
Открытые возможности
Сабина Абдрахмет также отметила важность открытого диалога со взрослыми и детьми, именно разговор помогает людям лучше узнать и понять друг друга. Она вновь обратила внимание на проект Ten Qogam как на важный ресурс взаимопонимания обычных и особенных людей. Там можно получить важные навыки, включая умение разговаривать с людьми на значимые темы, в том числе по вопросам толерантности к людям с инвалидностью. 
– У нас, в Турксибском районе Алматы, проходят очень интересные психологические тренинги. Их ведет опытный специалист, кандидат психологических наук, доктор PhD Сауле Идилева. На занятиях она моделирует различные ситуации, в том числе прохождение собеседования при приеме на работу, беседы в социуме. Они способствуют коммуникабельности, снимают зажатость. Человек становится более уверенным в себе. Кроме того, психолог работает и с родными имеющего инвалидность человека, это способствует созданию в семье благоприятной обстановки: поддержка близких помогает вселить оптимизм в человека с инвалидностью, – пояснила С. Абдрахмет. 
Эксперты сошлись во мнении, что за более чем 30 лет Независимости в Казахстане проведена большая работа по созданию доступной среды и организации социальной поддержки людей с инвалидностью.
– Сегодня акиматы становятся открытыми для людей с особыми потребностями, они отвечают на запросы общественных организаций, помогают создавать доступную среду. Кроме того, коммерческие организации, в частности, в сфере досуга организовывают отдых людей с инвалидностью на безвозмездной основе, – сказала Кулахметова.
По словам Сабины Абдрахмет, сам факт открытия центров Ten Qogam подчеркивает внимание государства к людям с инвалидностью. Наряду с этим важным ресурсом стала парламентская поддержка – в прошлом году указом Президента РК Касым-Жомарта Токаева известный общественный деятель, организатор ряда общественных структур по социальной поддержке людей с инвалидностью, в частности ассоциации «Шырак», Ляззат Калтаева назначена депутатом сената. Она проводит большую работу, направленную на дальнейшую поддержку казахстанцев с особыми потребностями.
– На сегодняшний день Казахстан находится в авангарде проектов поддержки людей с инвалидностью по сравнению с другими республиками Центральной Азии. Так, недавно к нам приезжали представители Таджикистана перенимать опыт, и они отмечали, что таких центров, как Ten Qogam, в Таджикистане нет, и было бы хорошо организовать у них что-то подобное, – поделилась Сабина Абдрахмет.
В свою очередь Татьяна Баклажанская призвала особенных казахстанцев пользоваться услугами центра, посещать занятия, которые помогают стать успешнее в жизни, получить важные навыки: 
– Конечно, предстоит еще многое сделать для развития системы поддержки людей с инвалидностью. В то же время надо ценить то, что уже создано. Ten Qogam – это значимый ресурс, помогающий создавать равные возможности. 
Фото предоставлены центром 
Ten Qogam Алмалинского района

г. АЛМАТЫ
 

1254 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми