- Исторические страницы
- 20 Августа, 2023
ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ ЗАРУБЕЖНЫХ КАЗАХОВ: НАСРОЛЛА МУБАШИР АТ-ТАРАЗИ
В этом году (15 марта) исполнилось ровно 100 лет, как родился известный Египетский ученый, ориенталист, этнический казах Насролла Мубашир, всю свою сознательную жизнь проживший в Египте и посвятивший свою жизнь науке и обучению молодежи [1, с. 4–5]. Поэтому выбор темы статьи обусловлен этим юбилеем известного ученого. Во-вторых, несмотря на отдельные публикации, прежде всего в республиканских и областных газетах (Жамбылской области), до настоящего времени мало изучены жизнь и научная деятельность известного ученого, его научные труды в Казахстане.
Целью статьи не является исследование жизни и научной деятельности Насроллы Мубашира, мы лишь попытались восполнить пробел о неизвестных широкому кругу читателей зарубежных казахах, исторических личностях, внесших достойный вклад как в развитие страны, в которой они проживали и трудились, так и прославивших свою историческую родину, Казахстан.
Прежде чем начать статью, хотелось бы отметить, что судьбы почти всех зарубежных соотечественников, покинувших свою страну в годы советской власти так сложились, что они оказались на чужбине в результате различных репрессивных кампаний советской власти, и в этом плане не исключением является и семья Насроллы Мубашира, отец которого Шейх Мубашшир ат-Тарази аль-Хусейн, один из руководителей национально-освободительного движения Туркестана, исследователь и пропагандист религии ислама, опасаясь наказания коммунистов-большевиков и за жизнь своей семьи, родственников, вынужден был в 1930 году бежать в Афганистан вместе с сыном Насроллой, которому на тот момент было 7 лет [1, с. 4–5].
В Афганистане Насролла получил хорошее образование, там он провел свое детство, юношеские и молодые годы, сначала отец его отдал в лицей французского языка, а затем он окончил факультеты химии, биологии и физики также на французском языке в городе Кабуле. Во время проживания в Афганистане Насролла в 21-летнем возрасте женился на дочери последнего эмира Бухары Мухаммеда Алимхана [1, с. 4–5].
Но вновь из-за вмешательства СССР в дела Афганистана и оказанного давления на руководство этой страны Насролла вместе с отцом и другими 52-мя туркестанцами были обвинены в антисоветской деятельности и заключены в тюрьму, и освобождены в 1948 году. В течение 5 лет отбывания наказания в тюрьме Насролла обучался у отца и получал уроки по религии ислама и восточной литературы [1, с. 4–5].
В 1949 году Насролла был удостоен звания «Доктор наук персидского языка и литературы» Кабульского университета и в сентябре следующего года он вместе с семьей и родственниками через Пакистан переехал в Египет, в Каир, где провел всю свою жизнь вплоть до своей смерти в 2002 году [1, с. 4–5].
Судьба так распорядилась, что только через 66 лет после ухода из родных мест, в 1996 году, в октябре месяце Насролле Мубаширу удалось побывать на своей родине, уже в суверенном Казахстане [1, с. 5]. В этот раз он посетил город Туркестан, а через 2 года, в 1998 году [1, с. 5], уже в почтенном возрасте Насролле Мубаширу посчастливилось ступить на священную землю своих предков, и как он впоследствии отмечал в своих воспоминаниях, «поблагодарить Аллаха за то, что увидел надпись с названием родного города Тараза, и вытереть глаза песком родной земли» [2, с. 31].
С 1950 года начинается научная и преподавательская деятельность Насроллы Мубашира в Египте, сначала в качестве библиографа в отделе древних тюрко-персидских рукописей центральной библиотеки Каирского университета, затем с 1970-го до 1982 года главным специалистом, начальником названного отдела [3, с. 5–6].
В результате более чем 30-летней плодотворной научно-исследовательской деятельности Насроллы Мубашир достиг значительных успехов. К примеру, он подготовил 16 каталогов из всей совокупности 23 тысяч рукописей из фондов названной библиотеки, изданных в период 1870–1980-х годов. Им были изданы около 20 статей и труды, посвященные исследованию османо-турецких и персидских рукописей, а также написаны учебники для магистрантов и студентов Каирского университета, изучавших турецкий, персидский, узбекский языки [3, с. 5–6].
Среди множества его исследований особо следует отметить труд под названием «Әмір Темір және Темір әулеті хақында Мысыр қолжазба қорлары мен кітапханаларында сақтаулы қолжазбалар каталогы», копия которого в настоящее время хранится в фондах Национального архива Республики Казахстан, и в котором имеются ценные биографические и летописные сведения об эмире Темире и его потомках (на арабском языке) [4, л. 1–8]. Кроме этого, в фондах указанного архива имеется каталог материалов также на арабском языке об эмире Темире и его потомках, их искусстве и научных трудах, сохраненные в библиотеках Египта [5, л. 1–246].
В своей научно-исследовательской деятельности Насролла Мубашир неоднократно выступал на международных научных конференциях с докладами, в частности, его доклад, посвященный герою казахских преданий Алпамыс батыру (на арабском языке), также хранится в фондах Национального архива Республики Казахстан [6, л. 1–20]. Отдельное место в его деятельности занимают собранные им поэтические произведения, стихотворения и поэмы, написанные на чагатайском, турецком и персидском языках [7].
Здесь необходимо отметить, что все копии документов о жизни и деятельности Насроллы Мубашира, хранящиеся в фондах Национального архива РК, были переданы в 2004 году его сыном Мубараком в ходе организованной Комитетом информации и архивов Министерства культуры и информации РК экспедиции в Египет в рамках государственной программы «Мәдени мұра». Добавим также, что у Насроллы Мубашира есть две дочери.
Насролла Мубашир, являясь всю жизнь гражданином Египетской Арабской республики, всегда гордился тем, что он казах, о чем еще в 1995 году писал он в своей статье, опубликованной в газете «Егемен Қазақстан» [8]. В своей статье автор приводит интересные исторические факты, касающиеся тюркских народов Туркестана, их языкового деления, о других нетюркских этносах региона, сведения о известных и неизвестных широким народным массам древних ученых Туркестана [8]. В указанной статье Насролла Мубашир совершает заслуживающие внимание читателя экскурсы в древнюю историю Казахстана и, в частности, он пишет об Улу Улусе (Золотой Орде. – А. А.) как Казахском государстве [8]. Далее он отмечает, что казахи на протяжении столетий несколько раз создавали могущественные государства на территории Центральной Азии и Восточной Европы, и в качестве примера приводит факты о создании ими Улу Улуса [8]. В статье говорится и о его родном городе Таразе, в частности, о том, что в древности город был центром несторианской религии (одно из вероучений в христианстве. – А. А.) [8].
Автор статьи затрагивает и несколько актуальных на сегодняшний день проблем, например, он писал, что казахский народ должен сохранить и приумножить свои национальные самобытность, традиции и обычаи, он писал о необходимости укрепления позиций государственного языка, расширения сферы его употребления, отмечая, что без развития государственного языка ни один народ, ни одно государство не достигнут полной независимости [8]. Насролла Мубашир как истинный патриот своего народа и своей страны через свою статью обращается к тогдашнему Президенту Казахстана с просьбой помочь вернуться на историческую родину зарубежным казахам, вынужденным в годы советской власти уйти из родных земель от притеснений и преследования коммунистического режима [8]. Автор все время употребляет для казахов эпитеты «свободолюбивый, храбрый народ», что свидетельствует, несомненно, историческую реальность и мнение человека, хорошо знающего историю своего народа [8].
В заключение статьи хотелось бы отметить, что, во-первых, на сегодняшний день имя Насроллы Мубашира известно всему арабскому миру как ученого, просветителя, востоковеда, знатока тюркского (чагатайского, казахского, узбекского, турецкого), арабского, персидского языков. Среди тюркских стран особенно он почитаем в Турции и Узбекистане, чего нельзя сказать о Казахстане, где он родился. Поэтому следует возродить его имя как казахского ученого-исследователя, внесшего большой вклад в изучение истории и культуры казахского народа за рубежом и в целом – изучение истории и культуры тюркских народов.
Во-вторых, Насроллу Мубашира по праву можно назвать общетюркским просветителем, ученым, педагогом, трудившимся на благо этих народов, ради их духовного возрождения. Так, известный духовный просветитель Казахстана Әбсаттар қажы Дербісәлі, встречавшийся в Египте в 2001 году с Насроллой Мубаширом, в статье о нем, характеризуя его многогранность как ученого, педагога и просветителя, ссылался на его собственные слова «түркітектімін, бәріне ортақпын», свидетельствующие, что Насролла Мубашир являлся общетюркским ученым-просветителем [9, с. 29].
Асия АЙТЕНОВА,
сотрудник Национального архива РК
Литература
1. Тарихпен тамырлас өмірбаян // Насролла ат-Таразидің жеке мұрағаты. Танымдық анықтамалық. Астана: Археография және деректану ұлттық орталығы, 2016 ж.
2. Қазақ топырағынан шыққан дін ғұламасы // Насролла ат-Таразидің жеке мұрағаты. Танымдық анықтамалық. Астана: Археография және деректану ұлттық орталығы, 2016 ж.
3. Абырой тағына көтерген қызмет // Насролла ат-Таразидің жеке мұрағаты. Танымдық анықтамалық. Астана: Археография және деректану ұлттық орталығы, 2016 ж.
4. Национальный архив Республики Казахстан (далее: НА РК). Ф. 166. Оп. 1. Д. 37.
5. НА РК. Ф. 166. Оп. 1. Д. 51.
6. НА РК. Ф. 166. Оп. 1. Д. 40.
7. НА РК. Ф. 166. Оп. 1. Д. 10–29.
8. Түркістан түркілері тарихынан // Егемен Қазақстан. 27 қыркүйек. 1995 жыл.
9. Мұнарасы биік Мысыр // Насролла ат-Таразидің жеке мұрағаты. Танымдық анықтамалық. Астана: Археография және деректану ұлттық орталығы, 2016 ж.
4127 раз
показано0
комментарий