• Исторические страницы
  • 20 Августа, 2023

КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ВИДА Homo sapiens

Торегали КАЗИЕВ,
писатель-исследователь

В статье «Откуда пришел Homo sapiens?» академик РАН А. Деревянко и доктор исторических наук М. Шуньков пишут о двух ответах-гипотезах на этот животрепещущий вопрос – в сегодняшних условиях, когда из-за внутривидовых распрей этот сапиенс доходит до такого рискового состояния, что вполне может уничтожить себя и планету в возможной термоядерной войне…

Объясняют историки, что принято датировать возникновение в Африке около 2,6 млн лет назад Homo habilis (человека умелого). И что оттуда, считается по первой гипотезе, было три исхода. И распространился трижды афророжденный по Земному шару: около 1,8-2,0 млн лет назад – Homo ereсtus (человек прямоходящий) либо Homo ergates (человек работающий), а около 1,5 млн л. н. гейдельбергский человек и в третьем исходе около 80-60 тысяч лет назад – человек современного анатомического вида.
Это моноцентристы держатся мнения, что именно при третьем исходе из Африки распространился по планете и создался Homo sapiens, т. е. человек современного анатомического вида – человек разумный. 
А. Деревянко и М. Шуньков отрицают такое «всеобщее распространение по планете» «африканцев третьего исхода»: «…на земном шаре существовало несколько зон, в которых шел самостоятельный процесс эволюции популяции Homo ereсtus и развития технологий обработки камня»!... И дальше о том, что в результате развития материальной и духовной культуры сформировался человек современного анатомического вида Homo sapiens, включавший четыре формы, которые можно именовать Homo sapiens africaniensis (Восточная и Южная Африка), Homo sapiens orientaliensis (Юго-Восточная и Восточная Азия), Homo sapiens neanderthalensis (Европа), Homo sapiens altaiensis (Северная и Центральная Азия). Это – полицентристская концепция, – пишут ученые.
Оглядываясь на «третий исход» нередко многие датируют и позднее возникновение человеческой речи: 50-40 тысяч лет назад, мол, возник язык…
Праязык – из Волго-
Урало-Казахстанского региона?! 
Не входя в академические споры, предложим третий ответ, в рамках полицентрической концепции и взглянем на «говорящие» источники трех групп: науки, наследия народов мира и наследия тюркских народов. Касающиеся еще одного района планеты.
…Волго-Урало-Казахстанский регион, самый устойчивый на планете по климату за 2,4 млн лет антропогена, рассматривается как прародина ностратических языков (С. Яхонтов, 
М. Алинеи и др.). И даже праязыка человечества: «Түгел сөздің түбі бір, түп атасы Майқы би» – «У всех слов основа одна, праотец (слов) Майкы би» (сказание «Бұл қазақ қай уақытта үш жүз атанған»). Майкы – это каган Турана, известный в наследии многих народов как Йима, Джам, Джем и т. д. 
...Член-корреспондент РАН С. Старостин: «Структура ностратической семьи. Это прежде всего ядро, в которое входят уральские, алтайские и индоевропейские. Последние чуть дальше от уральских и алтайских... Человеческие языки имеют абсолютно сходную глубинную структуру» (У человечества был единый праязык. Знание – сила. М. 2003. №8). Дальше: «...языки – на начальном уровне изучения... 90% занимаются индоевропейскими. Уралистов на порядок меньше, алтаистов еще меньше, афразистов можно пересчитать по пальцам... У меня нет оптимизма, что мы быстро дойдем до праязыка человечества... Наиболее вероятная теория – моногенез, т. е. то, что язык произошел из одного источника».
Это сказано палеолингвистом С. Старостиным двадцать лет назад, вывод: «никто не хотел изучать»?! Т. е. выделять финансы на исследования. Почему так? 

Зачем палеолингвистов доводили до инфаркта?


С. Старостин мечтал реконструировать праязык, не успел – умер через два года, от инфаркта. Как и член-корреспондент АН КазССР С. Аманжолов, умерший в январе 1958 года от одновременного инфаркта и инсульта через 6 дней после написания книги по истории и диалектологии казахского языка – его успели за несколько дней выгнать из академии и пединститута и обвиняли на собраниях в национализме, не давая слова. За то, что исследовал развитие казахского языка с первобытных времен, тогда как большевистская установка была: «казахи появились в XV веке»!..
Основатель ностратической теории языка В. Иллыч-Свитыч погиб в 31 год от наезда машины – через 8 лет после С. Аманжолова. Тюркологу Е. Турсынову тоже не повезло – перед защитой диссертации о древностях родного народа на него было совершено покушение, и он годами лежал на койке, заново учился говорить. Автор науки о казахской мифологии С. Кондыбай писал свои труды, 9 лет лежа на койке после аварии в ауле Шетпе Мангистауской области – умер в 36 лет в 2003 году... Опасно, оказывается, заниматься всерьез древностью – не лезть бы вперед со своими исследованиями, повторять бы то, что уже принято – больше бы прожили... Кто же так сильно боялся и боится – открытия завес изначальных эпох?
 «...Среди языковедов, тюркологов, этнографов, историков появился ряд исследований, посвященных древним корням одних из многочисленных народов на земле – тюркских и тюркоязычных. В них на основе лингвистики, топонимики, ономастики, фольклора, этнографических и археологических материалов прослеживаются все этапы развития истории тюркских народов. Раньше большинство ученых считало, что прародиной тюрков был Алтай. В настоящее время растет число сторонников Ю. Немета, А. Зайончковского и М. Ширалиева, считавших, что прародиной тюрков был Волго-Уральский регион». Хорошо обоснована теория о Волго-Уральской прародине тюрков в работе К. Лайпанова и И. Мизиева «О происхождении тюркских народов» (Археология Казахстана. 2006 г. стр. 40). 
Археологи и фольклористы глубину исторической памяти азиатских народов определяют в 40-60 тысяч лет. При всех испытаниях память о прародине чудом сохраняется и вот, стихи расстрелянного в 1938 году большевиками Магжана Жумабаева, обращенные к Уральским горам:
«Анамыз, бізді өсірген қайран Орал,
Мойның бұр тұңғышыңа» –
«Мать наша, нас вырастившая удивительная Орал,
Повернись к своему первенцу».

Технологические гении Урало-Казахстанского региона вытащили человечество из каменного века


Высокоуважаемые А. Деревянко и М. Шуньков особо упомянули в своей статье о самостоятельном процессе развития технологий обработки камня, видимо, это было очень важно для самостоятельного процесса эволюции древнего человека. 
Урало-Казахстанский регион-то был единственным лидером планеты Земля десятки тысяч лет в технологиях каменного века человечества!..
Ни жаркая Африка, ни великая восточная и юго-восточная Азия, ни дающая веками всевозможные «научные и технологические моды» «неандертальская» Европа, названные вышеуказанными историками, не могли равняться с Урало-Казахстанским регионом даже близко в развитии технологий обработки камня! 
Ведь каменный век закончился не оттого, что кончились камни..., а оттого, что технологические гении Урало-Казахстанского региона с помощью микролитов и вкладышевых орудий и оружия повысили производительность труда древнего человека в 60 раз (Нарымбаева А. Туран – колыбель древних цивилизаций. С. 637).
Британский ученый Дж. Мелларт писал, что 12 тысяч лет назад на Ближнем Востоке, считавшемся ранее родиной мировой цивилизации, начали применять новые орудия, микролиты, часто геометрической формы и пользоваться луком и стрелами. И пришла та микролитическая культура с севера, из казахстанских степей, по-восточному Прикаспию (Дж. Мелларт. Др. Цивилизации Бл. Востока. М. 1982). Примеры: «...обнаруженные в Зарзи (Месопотамия) изделия изготовлены из яшмы, которая залегает только в яшмовом поясе в Южном Зауралье, в Северном Казахстане (Атбасарском районе Акмолинской области и в Актюбинской области) и в Центральном Казахстане (сопки урочища Коскудук и Шабынды сложены из яшмы). На этих стоянках все микролиты из яшмы. Из озера Карабалыкты распространялись яшмовые микролиты по всему свету... По определению английских классиков археологии Гордона Чайльда и Грехэма Кларка, те люди, которые делали такие микролиты, создали всю мировую цивилизацию» (Матюшин Г. Н. У истоков цивилизации. М. 1992).
Археолог Г. Матюшин: «Микролиты – это маленькие камни... в 100 раз острее хирургических инструментов... были вставлены в пазы, идущие вдоль лезвия костяного кинжала... в другие орудия из дерева и кости. На стоянке Янгелька найден жатвенный нож с микролитами... В Ямазы таш пещере в 14–13 тысячелетиях до н. э. микролиты составляли половину орудий... На стоянке Янгелька их было 7000, Мысовая (Урта тюбе) 5411, Суртанды 4238, Мурат – более 4000 и т. д.». Он же: «Янгелька (11–9 тысячелетия до н. э.) ...зернохранилище, жатвенный нож – говорят о земледелии на 4 тысячи лет раньше чем в Чатал Гуюке (Турция)... Из озера Зюраткуль в жилище 9–6 тыс. до н. э. нашли мотыгу из кварцита». 
Слои каменных изделий на отдельных стоянках, в сотни тысяч лет, к примеру, на стоянке Мысовая (Урта тубе у озера Карабалыкты) – говорящие о преемственности мастеров этого дела (Матюшин Г. Археологический словарь с. 160–161).
Куда там восточно-африканцам до кыпшакских мастеров – в тюркском наследии их звали кендгер кобан журты, в Авесте их область – «Хванирата».
На Устюрте археологи нашли каменные загоны для скота времен Валдайского ледника (Магомедов М. и др. Каспийская Атлантида//Научная мысль Кавказа. 1994, 4). Такие факты, а их много, требуют анализа и переделки многих учебников, как мировых, так и страновых, но кому это надо?
На территории Турана, «центральной частью которого является Урало-Казахстанский регион, было найдено более 800 стоянок верхнего (позднего) палеолита. Больше, чем в других странах мира, вместе взятых» (Байжумин Ж. Туран. Взгляд на историю человеческого общества. С. 107).

Қазақ Майкы построил Золотой век Человечества


 Профессор Мэри Бойс определяет, что основатель Золотого века Человечества царь Турана Йима жил в степях восточнее реки Волга (Зороастрийцы. Верования и обычаи. 1985). У Фирдоуси в «Шахнаме» это царь Джем, в булгарских летописях – основатель государства Туран (Идель, Жеті ел) царь Джам, в шежре казахов, башкортов, татар, узбеков и других народов – Майкы, Аргымак (Древний Мак). При рождении ему дали священное имя Мак (Волк), которое по древнему обычаю, дошедшему до сего дня, нередко заменялось обережными именами.
Йиму (Майкы) также называют Учителем всех последующих пророков: Заратустры, Моисея, Рамы, Иисуса и других (Шюре Э. Великие посвященные). Факт, отмечаемый специалистамии: из тенгрианства вышли зороастризм, иудаизм, христианство, ислам (Касымжанов А. Рухани тамырлар//Қазақ. 1994). С веками в религиях изменили многое из основ – в угоду царям, папам, султанам и прочим. И разбиты религии на десятки направлений… 
Главный девиз кагана Майкы был: «Если хан справедлив, с его головы счастье не соскользнет, если народ основателен – и по черной земле проведет корабль»... Справедливость и основательность – главный лозунг Золотого века.
По оценке спасителя булгарских летописей Ф. Г.-Х. Нурутдинова, первый каган Турана Джам (Майкы) начал править около 14953 года до н. э., т. е. в период Валдайского ледника, начавшегося 117 тысяч лет назад и закончившегося 12 тысяч лет назад (Мосин В. С. Южный Урал в каменном веке). Индийские источники также называют Йиму – пережившим ледник. 
Туран был лидером планеты, имевший высший духовно-образовательный, культурный, научный, технологический, экономический и военный уровень, руководствовавшийся морально-этическими принципами как внутри страны, так и во взаимоотношениях со всеми странами мира, которые были в сфере его влияния. Непосредственно в Туран перед его распадом входили территории как Сибирь с одной стороны, так и Шумер с Египтом с другой – по археологическим и другим источникам… Посмотрите в Интернете об истории трезубца – тамга «қазақ» была практически у управленческой и духовной элиты всех стран мира, просто не везде сохранилась тамга после известных и не очень известных событий в мире и в отдельных странах... 
О древних евразийских степняках в наследии многих народов мира остались воспоминания как о справедливейших из людей. 
Около 1900 гг. до н. э., после тысячелетней засухи, Туран пал. 

В ледниковую эпоху на просторах Северной Евразии двадцать тысяч лет существовал Союз «Жете» – Союз тех, кто придерживался правил сапалы адама, т. е. «жете», «казактык»...


 В булгарских летописях «Джагфар тарихы» пишется, что сто тысяч лет назад север Европы накрыл ледник, Волго-Уралье не накрыло. Климат был суровым и люди жили в пещерах Уральских гор. Сорок тысяч лет назад климат потеплел и люди спустились с гор. Тридцать пять тысяч лет назад создали Союз Идель (Семь племен, Жеті ел). Пятнадцать тысяч лет назад семь племен создали государство Идель (Жеті ел), называвшееся и Тураном. Здесь нужно сказать, что приводимые даты есть ориентиры, а каждый источник фрагментарен и истина (дела мать) приближается при сравнении вышеуказанных трех групп источников. К тому же древние источники имеют много пластов разных времен, урезания, добавки и нужно уметь выделить нужный пласт. Если ориентироваться на датировку начала государства Туран, данную Ф. Г.-Х. Нурутдиновым, то создание Союза Идель (Жеті ел) состоялось около тридцати семи тысяч лет назад. И тут возникает интереснейшая ситуация!
 Дело в том, что слово «иде», «жеті», «жете», «ети» и другие акцентации этого слова тысячелетиями являлись и являются одним из обережных имен (жанама ат) священного имени «қазақ». Даже в XIX веке это имя широко применялось в таких целях. Вот, в книге «Описание киргиз-кайсацких орд и степей» СПб. 1832 г. А. Левшин пишет: «...земли, идущие от реки Сыр на север и северо-восток (кроме прибрежных городов), всегда были обитаемы народами, мало известными просвещенному миру и потому в каком смысле греки дали им имя скифов, в таком же арабы и иногда персияне называли владения их Землею Чете или Джете, Туркестаном, Тураном, Верас-Сейхуном и Кыпчаком».
Тут нужно сказать, что термины «скиф» и «сак» иностранцы «смастерили» из слова «кыпшак» («киф-сак»)... В тексте же А. Левшина Қазақия именуется как Туркестан, Туран и Кыпшак, так и «Земля Джете». Это также иностранные написания местных казахских наименований!.. 
Почему древние усиленно берегли священные имена, особенно от иностранцев и даже от своих сородичей, которые не прошли абызовского обучения и не сдали экзамен посвящения в истину? Абызы знали, что в реальной жизни нередко часть людей начинает терять свои лучшие качества и отказываться от священных понятий, придавая им плохое значение. Используя в корыстных целях… К примеру, что означало вначале русское слово «поганый»? «Бог ан» буквально «бог небесный». Или вот, сохранилось древнее имя птицы счастья Гамайун. Где «гам» – «солнце»; «ай» – «луна»; «ун» – «небо». Во что превратили слово «гам»?.. Также и в казахском языке слова «күндеу», «айдау», «оттау» в древности означали почитание солнца, луны, огня – не потому, что считали их богами, как сегодня представляют это многие, а показывали свое уважение к тем природным силам, которые помогали жить. Огонь, к примеру, давал тепло при холоде и помогал обороняться древним от хищников...
…Недавно Мухит-Ардагер Сыдыкназаров опубликовал книгу «Непрерывная государственность Казахстана в потоке истории. Казахское государство на европейских и американских картах XVI–XIX веков». Там дано более 130 карт казахского государства, напечатанных в разных странах. К. Калижанов об этой книге: «Ардагер Сыдыкназаров установил, что одним из автоэтнонимов (самоназваний) казахов было слово «жете» (jete или gete – в европейских картах). И писалось как «страна казахов», так «Land of Kassaken и «Страна Жете» (Land of Jete). Так и в английском: «Country of Jete». «Жете» же буквально – «основательный», «ведущий», «достаточный», «понимающий», «знающий», «сведущий», «способный», «качественный», «разумный», «компетентный», «зрелый», «развитый», «совершенный».
Получается, что в тексте А.Левшина Туран, Туркестан, Кыпшак, Жете (Джете) – это Казакия (Қазақия)!.. Как и Туран в Авесте, в булгарских летописях и в других древних источниках... Идель, Жеті ел булгарских летописей – Қазақ елі. Қазақ – это совершенный человек, соблюдающий правила Жете, қазақтық. В том числе в Союзе Идель (Жеті ел, Жете!) – 37-тысячелетней давности...
Но были ли тогда казахи?

Наименование «Туран» было обережным именем государства «Қазақия»


На стр. 24 книги Н. Мынжани «Қазақтың қысқаша тарихы»: «слово «қазақ» не сразу стало именем народа, сначала это имя было именем рода-племени, потом объединения племен... в составе кіші жуза объединение жетыру (кердери, кереит, табын, тама, жагалбайлы, телеу, рамадан) звались қартқазақами. Со временем имя «қазақ» стало именем народа, именем нации».
О жетыру-қартқазақе писал и безвременно погибший член-корр. АН КазССР лингвист С. Аманжолов в книге «Вопросы истории и диалектологии казахского языка».
В булгарских летописях абызы во главе с каганом Турана Джамом (Майкы) звали себя, свое племя и асатаяк в руке абыза в форме трезубца священным словом «қазақ». В сказании «Бұл қазақ қай уақытта үш жүз атанған» говорится, что и до Алаша хана, которого каган Майкы сделал первым собственно казахским ханом, народ казахский жил, но своего ханства не имел. Ведь казахи были государствообразующим народом, в большинстве своем мобильными охотниками, скотоводами, пронизывавшими своими ежегодными маршрутами весь Туран. При подсыхании и потеплении на востоке Степи население там стало увеличиваться и каган Майкы послал Алашу осваивать те территории и тогда на основе трех маршрутов мобильных охотников и скотоводов создались три жуза, как лица Степи и само собственно Казахское ханство – одно из 40 ханств Турана… Тут опять же нужно иметь в виду, что казахами в древности могли себя называть только те люди, кто соблюдал в жизни правила сапалы адама (сапиенса)…
В союзе Идель (Қазақ елі, Жеті ел, Жете) 35-го тысячелетия до н. э. тоже, помните, казахи были – об этом говорит само название Союза. 
Были ли казахи до Союза «Жете»?

Древнейшие сапиенсы превосходили современных людей в интеллекте и мозг древнейших был больше, чем у нынешних 


Слово «қазақ», как описывается в булгарских летописях, «первоначально означало лучи солнца, само Солнце и Тенгри»… Это в начале Валдайского оледенения оставшиеся в живых люди обратили свои взоры к Солнцу, дающему тепло и свет, саму жизнь. Ведь по-казахски понятие «жить» определяется и сегодня выражением «күн көру» буквально – «солнце видеть». При наступлении ледника трехкилометровой толщины вплоть до Валдая, Смоленска, Орши и резкого похолодания в остальных областях Северной Евразии погибло много людей, как от внезапного холода, так и от зубов масс хищников, с которыми началась война за жилища, питание и жизнь. Кто не знал, как их отразить, был неумел, растерян, не собран, слабо вооружен – исчезал в желудках львов, тигров, волков, гиен и шакалов. Самыми опасными оказались гиены – они стаей нападали на многотонного слона и спокойно его съедали…
Выжили из людей только мыслящие, сумевшие найти выход, имевшие сноровку и изготавливавшие лучшее оружие, отражавшие атаки хищников и главное – сплачивавшие людей в один кулак ради жизни на этой прекрасной и суровой земле. На открытых пространствах Северной Евразии негде спрятаться и древние люди ценили друг друга, плечо к плечу, спина к спине отражали напасти, и зародилась тогда универсальная идея единства рода человеческого! В жесткой борьбе за жизнь человек эпохи Валдайского оледенения не только физически сохранил себя, но и поднялся на высшую ступень в своем развитии, стал видом Homo sapiens, т. е. человеком разумным, совершенным, качественным («сапа» – «качество»!!!).
Возглавили восхождение к новому качеству абызы – ученые люди. Большинство сегодняшних привыкли считать прошлые поколения, особенно древних, отсталыми и неучеными. Увы, древнейший человек, оказывается, превосходил нынешних в интеллекте и даже в весе мозга – пишут исследователи (Ной Ю. Х. Краткая история человечества). 
 С. Дробишевский, кандидат биологических наук, доцент МГУ в материале «Ученые узнали, почему за последние три тысячи лет наш мозг уменьшился в размерах» (Антропология РУ): «…выяснилось, что уменьшение нашего мозга произошло около трех тысяч лет назад»…
В статье «Почему у древних Homo sapiens мозги были больше, чем у нас» от 5.05.2020 г. Дзен: «В среднем мозг современного мужчины весит 1375 гр., женщины – 1275 гр. Согласно антропологам, исследовавших почти 1500 черепов людей, живших между 30–2 тысячелетиями до н. э. масса мозга тогда составляла – 1500 гр. у мужчин и 1400 гр. у женщин. Уменьшение на 100–165 кубических сантиметров».

Эволюция имени «қазақ» с начала Валдайского оледенения и до падения Турана около 1900 гг. до н. э.


Абызовский феномен готовился с начала дуального общества, т. е. в период среднего палеолита – задолго до Валдайского оледенения. Это показал тюрколог Е. Турсынов (Турсынов Е. Происхождение носителей казахского фольклора) – во избежание близкородственных браков роды обменивались невестами – дуальность... Во время сватовства происходил айтыс, позволивший обществу вырастить слой акынов и абызов с их искусной и мастерски продуманной речью… Примеры дуального общества зафиксированы в эпосе: сваты Сарыбай (кендгер кобан журты – кыпшак) и Карабай (огыз) в «Козы Корпеш – Баян сулу», Кобыланды (кыпшак) и его супруга Кортка (огыз) в эпосе «Кобыланды батыр» и т. д.. В топонимике: Кобда («Кыпшаков река») и Ыргыз («Река Огызов») в Актюбинской области и т. д… В исторических источниках: в древности по левому берегу Волги больше жило кыпшакских племен, по правому – больше огузских племен (Закиев М. История татарского народа). Археология: на реке Илек сходились андроновская культура (кыпшаки) и срубная (огузы) и т. д…
Археологи и генетики также подтверждают наличие у палеолитических охотников Волго-Урало-Казахстанского региона обычая жеті ата (избегание близкородственных браков), например, на стоянке Сунгирь на краю города Владимира, по костям 4-х охотников 34-тысячелетней давности (Марков А. Геномы людей из Сунгиря рассказали о репродуктивном поведении верхнепалеолитических охотников). Антропология сунгирских охотников оказалась европеоидно-монголоидная, гены С1а2. Нашли там 65 тысяч предметов, в т. ч. тысячи украшений. Охотники почитали Солнце – выводы исследователей.
…Интенсивно думающие над решением различных проблем знают: в какой-то момент приходит озарение!.. Древнейшие мыслители нашли формулы всеобщего успеха. Заключавшиеся в соблюдении закономерностей мироздания. Трудиться, напрягая мозг и дух. Уважая Создателя, Природу и Человечество, то есть, соблюдая морально-этические нормы – как Закон Жизни. И взяли в качестве образца жизни Солнце – символ Создателя. Солнце светит всем, дает тепло и жизнь. И стали абызы звать себя «қазақ» – «потомками Солнца». Обучали сородичей и те становились казахами, күн текті адамами, как выражается С. Кондыбай, создавший основы науки о казахской мифологии.
О том, что слово «қазақ» было и в начале оледенения, когда люди жили в пещерах и под землей, свидетельствуют сливающиеся в один образы Кубыра пайгамбара, тысячу лет просидевшего под землей и вышедши на землю, установившего справедливость, спасшего людей от слепоты, глухоты и болезней (записи сказания и дастана «Кубыра» Т. Асемкуловым), царя подземного мира Куберы в индийских источниках и Кобыланды Первого, изготовившего сидя под землей из рога – тарак-трезубец («қазақ!»), излучающий свет – в варианте эпоса, записанном от жырау Айсы Байтабынова. Куб-ыр-а и Куб-ер-а означают «Солнца порядок в пространстве»; Коб-ыланды – «Солнечный змей». Змей-то живет под землей и на землю выходит только на охоту. Добывать пищу. Образная информация об изначальных временах.
В ледовую эпоху время имелось: добыл мамонта и обучайся: воинству, охотничеству, собирательству, добыче камня, изготовлению орудий и оружия, одежды, украшений, строительству, врачевательству, ориентировке в разных климатах. В центре – умение быть человеком! С первосапиенских пор степняк здоровается: «Армысыз? – Честны ли вы, благородны, достойны, справедливы, основательны, совестливы, стыдливы?»… Отвечает: «Армыз. Бармыз. – Да, мы честны, благородны, достойны, справедливы, основательны, совестливы, стыдливы. Мы есть»…
Без чести и совести улетучивается частичка духа, которую вдохнул в человека Создатель, разум уходит, мозг теряет вес, его обладатель попадает в плен темных инстинктов и темных поступков… Если и потомки такого индивида или даже целых групп продолжают по наследию темные неблаговидные дела, их называют «жеңілтек» – «легковесный род» – имея в виду показатели элементов триады: духа, разума, совести. В словаре Майкы все написано – абызы понимали и познавали мироздание, оставили человечеству ключи к этому в праязыке...
В открытой степи и в тундростепи мобильные охотники шли родами за пасущимися животными по ежегодным маршрутам, поэтому қазақтық, как мировоззрение, распространялся быстро и все новые роды и племена по пути принимали его и называли себя этим солнечным именем. Это время с принятия имени «қазақ» абызами с около 100 тысяч лет назад или раньше вместе с присоединением все новых племен и родов протянулось до 35-тысячелетия до н. э., когда был создан Союз Идель (Жете, Казакия). В 15-м тысячелетии до н. э. создано государство Туран (Идель, Жете, Казакия). Нужно сказать, что здесь нельзя подходить с узкими мерками, которые нередко применяются при определении этничности. Скажем, собственно, Туран временами содержал в себе территории от Дуная до Китая и от Ледовитого океана до Индийского океана – в индийском наследии Древнюю Индию называют и Южным Тураном. Не говоря уже о том, что были времена, когда от Чукотки до Персидского залива простиралась юрисдикция его каганов. Принцип идентичности был – признаешь и живешь по сапиенски (казактык), значит – туранец. Как сейчас, скажем, во Франции: живешь в этой стране и признаешь конституцию Франции – ты француз!
Таковы ориентиры, основанные на источниках науки, наследия народов мира и наследия тюркских народов. Во всех странах, находившихся в сфере Турана до 1900 гг. до н. э., например, в Шумере, Вавилоне, Египте и других, «тип организации общества обосновывался морально-этическими принципами... главная цель – защитить слабого от сильного» (Иванов Н. А. Всеобщая история. РАН. 2005. С.36).

О большой разнице между мировоззрением первых сапиенсов и нынешними религиями, как и между «совершенным человечеством» Золотого века и «деградировавшим человечеством Железного века»


Каган Турана Майкы в 15 тысячелетии до н. э. проводит реформу праязыка, чтобы в языке не было плохих слов и значений, как в организме нет плохих органов.
Мировоззрение древнейших не имело никакого отношения к религии. Его можно было бы назвать, как сказано выше, «қазақтық», «жете». Если же для широкого пользования сегодня (чтобы недоброжелатели не осквернили) – «сапалық» (качественность), т. е. по современной русской терминологии – «сапаизм», «сапиенство». Ведь сегодня в мире стоит вопрос, будут ли люди оставаться сапиенсами или согласятся на биороботство и раздел на несколько видов, реально продвигаемый отказавшимися от идеи единства человеческого рода и от морально-этических принципов «прогрессистами»… Возможно, одной из целей эксперимента с сапиенсом было распространение развившегося высокоморального человека по космосу, но поскольку уровень соблюдения им закономерностей мироздания приближается к критически низшей точке, видимо, в какой-то момент перехода через красные линии всевселенный компьютер может включить команду «Стоп!».
Древнейшие соблюдали морально-этические нормы, исходя из своего понимания и познания закономерностей мироздания, а религии пропагандируют моральные заповеди, пугая человека адом за грехи…
С распадом Турана абызовский слой исчез, некому стало освещать путь, эгоисты во власти отвернулись от морально-этических принципов. И побрели люди в темноте, справедливость и основательность стали уменьшаться, а людской мозг сморщиваться – как шагреневая кожа… Университетские города, дававшие универсальные и специальные знания, а также понимание мира, такие как Аркайым, были покинуты…
Имя «қазақ» периода древности относится к предкам многих сегодняшних народов. С тех пор прошли тысячелетия и множество перемен. Степняки сумели сохранить в наибольшей мере как праязык, так и само имя тех, кто создал когда-то Человека Разумного. Культуролог Зира Наурзбаева применяет в отношении древнейших термин «совершенное человечество», а в отношении последующих людей термин – «деградировавшее человечество»: «...тенгрианская мифология сформировалась задолго до Железного века или Кали-Юги, она предназначалась для более совершенного человечества. Религия же представляет более позднюю стадию оформления традиции, данную деградировавшему человечеству в низшей стадии его деволюции в Железный век»... 

Археолог Г. Б. Зданович: «...историю Турана, Казахстана и казахов в первую очередь обязаны исследовать и писать сами казахи»


Эти слова Геннадий Борисович сказал весной 2006 года, когда в Оренбурге несколько дней шла научная конференция по ямной культуре Бронзового века. Я тогда подарил ученому свою книгу «Акбулак – прародина скифских царей», открыватель Аркайыма обрадовался и сказал: «Над этой вашей маленькой книжкой спорят в наших кругах!». Он был одним из кураторов конференции и с трибуны очень тепло говорил о казахах и их истории. И у меня при нашем коротком разговоре вырвалось: «Вот бы вы написали об этом!..» Г. Б. Зданович призадумался и огорченно ответил: «О казахах должны писать вы сами!..» 
Выдающийся археолог был прав. Вот, книга лондонского профессора Мэри Бойс, которая вышла в Москве в 1985 году, где говорится о том, что Йима (Майкы) родился, жил и трудился в казахских степях, – за прошедшие 38 лет кто заинтересовался этим, исследовал, написал о кагане Майкы свои труды? В 2005 году при приезде в Астану мэтр мировой дипломатии Генри Киссинджер назвал Казахстан колыбелью цивилизации – а тут, в этой колыбели, тогда шли разговоры, будто казахи впервые обрели государственность только в 1991 году... Хорошо, что Мухит Сыдыкназаров 15 лет ездил по странам мира, за свой счет, копался в библиотеках, архивах, музеях, нашел карты за несколько веков, издал книгу с этими картами казахского государства – хоть об этом знают сегодня имеющие глаза и способности к прочтению.
Нередко сетуют, что была, мол, колонизация и выросли на учебниках истории, написанных чужими людьми, потому мы, мол, такие... Так сегодня же уже 32 года независимости – исследуй, познавай и пиши настоящую историю своих предков, кто мешает?.. Профессора истории Амангельды Нарымбаев и Жумажан Байжумин исследовали, написали, издали с помощью неравнодушных наших же сограждан свои книги о Туране в 2006 г. и в 2012 г. – почему их книг нет в каждой библиотеке, школе, колледже, вузе страны? О книге Ж. Байжумина знаю, ее перевел на казахский язык Омирзак Акжигит и оба варианта помог издать по 2000 экземпляров настоящий сын нашего народа Жаугашты Набиев. Было бы больше таких подвижников – дело восстановления исторической памяти пошло бы скорей...
 Сейчас государство начинает по-настоящему браться за воспитание подготовленного к суровой жизни ответственного гражданина и в следующем году выйдет новая семитомная история Казахстана. Об этом очень хорошо сказал на прошедшем в июне 2023 года Курултае Президент РК Касым-

Жомарт Токаев. Человечество подступает к грани расчеловечивания?..


Великие государства создаются веками и даже тысячелетиями, а разрушиться могут и за одно поколение. Мы это видели на примере СССР. Поэтому нужно принимать все возможные меры, чтобы быть всегда сильными, работящими, целеустремленными, соответствующим­и вызовам времени. Собственное историческое самосознание есть одна из составляющих силы, качества и духа народа, позволяющая быть на уровне требований прошлого, настоящего и будущего. В этом гибридно сотрясающемся, теряющем некоторые главные ориентиры, мире, который почему-то подступает к грани опасности расчеловечивания. Над этим необходимо думать и искать пути улучшения ситуации.
Таковы схематические очертания темы. В дальнейшем по возможности рассмотрим детали, начиная с устройства древнейших обществ. А также эволюцию имени «қазақ» с 1900 гг. до н. э. до сегодняшнего дня. Наследие предков позволяет оставаться людьми и учитывать опыт, достижения и ошибки прошедших поколений – при строительстве настоящего и будущего. Вот, из стихов Магжана Жумабаева (1893–1938 гг.), о том, что он – «сын Солнца»: «Күннен туған баламын». И стихи Султанмахмута Торайгырова (1893–1920 гг.) о том, что он готов стать Солнцем для казахского неба – вопреки темноте:

«Қараңғы қазақ көгіне,
Өрмелеп шығып, күн болам!
Қараңғылықтың кегіне
Күн болмағанда, кім болам?..»

Магжана Жумабаева большевики расстреляли в 1938 году, в те годы наш народ лишился почти всей своей мыслящей интеллигенции и некому стало показывать путь. Если основной абызовский слой был потерян около 1900 гг. до н. э., то после этого тоже были потери остатков абызов. Таким путем выбивалась из умов историческая память, но она еще жива, хотя многое потеряно. Но даже после самой темной ночи наступает рассвет. Солнце светит всем. Еліміз аман болсын! Жаңа абыздарымыз өссін! Адамзат тура жолға шықсын!
P.S. Недавно я беседовал с несколькими молодыми людьми с высшим образованием на данную тему. И один из них задал вопрос: «А сумели бы нынешние люди создать вид Homo sapiens, если бы оказались в условиях начала древнего оледенения и при тогдашней вооруженности»?.. Прошлись по странам и континентам и их общий ответ был: «Нет»!..
Задали ребята и второй вопрос: «Почему вы говорите, что сапиенс создан – может быть, он создался в процессе эволюции»?.. Ответ мой был: «Вы же видите, что процесс деволюции идет из-за сознательного отказа многими от правил жизни, благодаря которым появился человек разумный. Да и нынешние начала расчеловечивания продвигаются некоторыми группами вполне сознательно. Видимо, человечество держится пока из-за срабатывания правила мироздания, формулируемого в религиях так: «…один праведник спасает тысячу грешников»…
Об этих вопросах подробнее – в следующих моих материалах…

г. Актобе

1357 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми