• Культура
  • 20 Августа, 2023

ПРИЗВАНИЕ ВАЯТЕЛЯ

(Скульпторы Казахстана – выпускники Санкт-Петербургской академии художеств)

Сауле БЕККУЛОВА,
кандидат искусствоведения

 

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные позывы!  
   

 А. С. Пушкин

К числу лучших скульпторов Казахстана относится плеяда мастеров, что по праву гордится своей школой – Петербургской академией художеств. Сегодня речь об одном из самых ярких. 

Нурлан Далбай – скульптор, уроженец Алматы, выпускник Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (ныне – Санкт-Петербургская академия художеств). Учился у М. К. Аникушина. Там же, в числе аспирантов был удостоен медали. В 1999 г., вернувшись домой, год преподавал в Алматинском художественном училище. Затем – годичная стажировка по приглашению Дрезденской Высшей школы изящных искусств. Заметим, единственный случай в практике казахстанских скульпторов! Произведения скульптуры Нурлана Далбая этой поры находятся в кругу проблем общечеловеческих, понятных и близких каждому землянину, но лишь отдельные заставляют сжиматься  сердце,  они «национальны по форме», как выражались некоторые критики советского периода. Скажу иначе. Образы, рожденные духовно и кровно близкими автору героями, всегда имеют национальное лицо, это естественно и закономерно. Достаточно пролистать всемирную историю искусства. А в творчестве тогда еще совсем молодого Нурлана Далбая это нашло выражение в работе «Желдыкара» (1995 г.). Мощный наездник, слитый с могучим конем, медлительными ритмами крупных форм рождает жгучее чувство неохватности окружающего пространства вкупе с нежностью к земле, на которой он восседает в этот конкретный миг бытия. Это – время многочисленных выставок, интересы частных коллекционеров к его творчеству, время становления. В 1996 году – участие во всегерманском конкурсе скульптуры в Пулснитце. Вернулся с почетным дипломом и медалью. Но не знаки внимания такого порядка трогают душу художника. Важнее – процесс творчества. Здесь бесценную роль сыграла школа, полученная в мастерской выдающегося ваятеля ХХ века, петербургского скульптора Михаила Аникушина,  о котором Нурлан Далбай отзывается  с восхищением и благодарностью. Как и родном своем дяде, неповторимом Есиме Едгебаеве, скульпторе «от Бога», которого по сей день зовет небожителем, как в детстве и в студенческие годы. 
Бесспорно, одного дарования недостаточно, чтобы воплотить в жизни мечту, а в материале – скульптуру. Эту истину Нурлан Далбай постиг уже в юношестве. Но лишь в возрасте от 30 до 40 лет, он в полной мере оценил и уроки учителя, и данные судьбой возможности. 
Эти дары нерасторжимо слиты с именем и сутью Отечества. Речь – об участии в создании Монумента Независимости Казахстана. На главной площади Алматы осенью 1998 г. вознесся над городом «золотой воин» на каменной стеле, а в изножье, утверждая вертикаль обелиска, возникли прекрасные фигуры «Мудреца» и «Матери-Земли», созданные Нурланом. Замыкая квадрат, фланкируют постамент воина два юных наездника, мальчик и девочка на грациозных жеребятах. Замысел художника прочитывается сразу, с первого взгляда. Он в образе старца сумел запечатлеть мудрость и благородство, силу и мужество народа, тогда как женский облик полон обаяния молодости и женственности. Легкие фигуры детей всю композицию превращают в цельное зрелище, ставшее ныне украшением города и священным местом обрядов и празднеств. В немыслимо краткие сроки исполненная работы потребовала от авторов колоссальных усилий,  а наградой стала безмолвная благодарность всех казахстанцев. 
Именно тогда и освоил технику литья художник, проведя два года создания Монумента в Риге, в заводских цехах. Это умение проявилось скоро и мастерски, при создании памятника Дине Нурпеисовой для г. Атырау. Вновь – предельно сжатые сроки, работа на пределе возможностей. Итогом – вдохновенный облик горделиво восседающей на возвышении любимой дочери народа, ласково улыбаясь всему окружению. Руки ее, тонкие, трепетные, словно крылья лебедя, нежно касаются драгоценного инструмента – домбры, материнским бережным движением. Город получил дорогой подарок  в  образе знаменитой певицы-импровизатора, имя которой носит музыкальный колледж. 
Год, завершающий тысячелетие и ХХ век, стал для художника ориентиром зрелости. Но подлинный рост дарования несоизмерим с возрастом. И, думаю, тому подтверждением другая скульптура Нурлана Далбая.
Родина моя знает немало имен, память о которых тревожит сердце и пробуждает дух. Имя Кенесары Касымова восходит в сердцах и умах современников яркой звездой лишь теперь, сегодня, возвращаясь из плена забвения символом чистой и страстной любви к Отечеству, к каждой пяди земли, именуемой дорогим словом Казахстан. О свободе народа своего мечтал  человек, чьи корни уходят во времена рождения казахов как нации, а родословная ведет отсчет от аристократов крови и духа. Одаренный политик и дипломат, Кенесары Касымов вошел в историю как несгибаемый борец, сумевший раздробленное междоусобицами огромное пространство Казахии объединить под знамена борьбы за свободу. Возглавляя войска, он пересек всю страну, очищая землю от врагов. А их было немало, желавших обратить в своих вассалов народ, живущий на прекрасной древней земле Срединной Азии. Российский царизм, оснастив мощную армию и заручившись поддержкой ближайших южных соседей, потопил в крови непокорных.
Эти события произошли в первой половине ХIX века. Только теперь, когда эпоха «умалчиваний» позади, мы смогли узнать подлинную историю казахов. Читая книгу Е. Б. Бекмаханова, выдающейся личности, первого историка-казаха, создавшего фундаментальный труд  «Казахстан в 20-40-е годы ХIХ века», мы воочию убеждаемся в бесстрашии и мудрости народа, ведомого ханом Кенесары. Автор, защитив докторскую диссертацию в Москве, за эту работу был репрессирован и подорвал здоровье в лагерях. 
Сегодня к нам возвращаются великие деяния и имена сынов и дочерей Отечества в сиянии славы и бессмертия. А чтобы помнили уроки живой истории, к нам на помощь приходит Искусство. И самые драгоценные даты сохраняют вместе с письменными источниками рукотворные создания ваятелей. 
Весной 2001 года, на набережной Ишима, на высоком  мраморном постаменте вознесся  на бронзовом коне Кенесары Касымов. Новая столица Казахстана Астана, с каждым днем обретающая новые краски и  необыкновенный облик евразийского центра, где Восток и Запад идут навстречу друг другу, стала обладателем и живой плотью памятника, которому на сегодняшний день в Казахстане аналогов еще нет. Европейская школа пластики, помноженная на генетику автора и его знание истоков, дали уникальный результат. Благодаря прозорливости и вкусу главы государства состоялось авторство Нурлана Далбая. Остальное – провидение и озаренность художника, нашедшего себя в этой работе. Вся страсть и пыл, мудрость и неукротимость, вся гордость нации воплощены скульптором в образе выдающегося сына народа. Таким мечтает стать всякий малыш и джигит, лицезреющий чеканный профиль и гордую стать хана Кене.
Это произведение – подлинное достижение современной скульптуры Казахстана. И не только в пределах страны. Ведь творчество Н. Далбая представлено в музейных и частных коллекциях мирового масштаба.
Одним из лучших монументальных сооружений г. Алматы стал памятник Мукагали Макатаева в центре города. Принципиально новым и в творчестве художника, и в жизни национальной культуры стал монумент  первому казахскому художнику, чьим именем назван Государственный музей имени Абылхана Кастеева.
Лиричен и обаятелен Шакен Айманов восседающий на скамье в центре Алматы. Монументально велик и благороден великий наш войн Бауыржан Момышулы в Парке героев-панфиловцев. 
И в каждом создании автора живой пульс Времени, острое чувство сопричастности к судьбе Родины. Галерея монументальных памятников Нурлана Далбая, живая летопись нашей земли, запечатленная в бронзе и граните.
Известно о великой роли скульптуры – недаром ведь их называют памятниками, в городах всех времен и народов. Незаметно и верно они формируют у своих обитателей-горожан представление о непреходящих ценностях: чести, совести, красоте, вере, доброте, присущих всему человечеству.  А образы Нурлана Далбая, несущие эти простые истины, рождены на этой земле. Имя ее – Казахстан.
 

 

 

3311 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми