• Культура
  • 20 Июля, 2023

КАЗАХСКАЯ ДОМБРА ШАГАЕТ ПО МИРУ

В 2018 году в Казахстане учрежден новый праздник – Национальный день домбры, который отмечается в первое воскресенье июля. А в 2019 году Президент К.-Ж. Токаев поддержал идею введения факультативного изучения, уроков игры на домбре в школах.
«Наша молодежь про­должает традиции, которые когда-то заложили Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбет, Дина Нурпеисова. Домбра получила признание во всем мире и стала достоянием. Это заслуженная оценка нашему инструменту в мире. Важно продолжать популяризировать среди молодого поколения знания о наших традициях, домбре. Я считаю введение уроков игры на домбре в школах – важной и необходимой инициативой. Мы должны и дальше уделять важное внимание поддержке наших ценностей», – отметил Глава государства. 

 

«Это очень важный государственный шаг поддержки нашей культуры и искусства», – считает известный художник-прикладник, мастер по изготовлению музыкальных инструментов Жолаушы Турдугулов.
– Президент прав, сейчас очень важно продвигать наши национальные ценности в сознании молодежи. А уроки на домбре, безусловно, вдохновляют, способствуют любви к Родине, природе, укреплению патриотизма и национального духа казахов, – говорит Жолаушы Абулгазинович. – В школах нужно обязательно прививать нашим детям любовь к народному творчеству, казахским традициям и обычаям. А так как в традиционной культуре казахов значительное место занимает музыка, то было бы правильным с ранних лет приучать их к игре на наших музыкальных инструментах – кобызе, домбре, дауылпазе, жетыгене и др. 
Как отмечает Ж. Турдугулов, чтобы осуществить задуманное, необходимо работать не только над сохранением, но и над улучшением, развитием казахского народного творчества. Надо правильно направлять наших детей: воспитывать в них чувство прекрасного, прививать им правильные понятия о красоте, обучать их хорошим манерам. Приучать их к музыкальному искусству, к нашим казахским кюям, которые зачастую исполняются на домбре. Кюи на музыкальных инструментах воспитывают больше, чем слова. Они очень трогательны для души человека, – отмечает мастер. 
– Чтобы осуществить идею введения уроков игры на домбре в школах, хочу привести в качестве образцового примера частную школу «Көкіл», которой руководит Абдулхамит Раимбергенов. Желательно, чтобы и во многих других школах был такой же стиль работы и такое же отношение к искусству, как в этом учебном заведении, особенно по части обучения игре на домбре. 
Говорят, «домбра – душа казаха». И за каждый свой инструмент Жолаушы Турдугулов действительно болеет душой. Его работы высоко ценятся на международном уровне. Им изготовлены инструменты для многих народных оркестров областей, в том числе для Казахского государственного академического оркестра народных инструментов им. Курмангазы. Его ученики являются победителями республиканских и международных конкурсов «Үкілі домбыра», «Дана қобыз», «Шабыт», «Ортеке», «Шебер» и др.
Как же «рождается» домбра? Мастер поделился с корреспондентом журнала «Мысль» некоторыми секретами изготовления казахской домбры. 
– Казахские музыкальные инструменты очень разные как по форме, так и по звучанию. И домбры тоже между собой различаются на несколько видов, – отмечает Ж. Турдугулов. – Технология их изготовления почти у всех одинаковая. Есть только небольшие различия по выбору материала. В изготовлении музыкальных инструментов главным компонентом выступает материал. Затем выбор соответствующего лака, красителя. Также немаловажен и дизайн. Но самый главный критерий – это, конечно же, звучание. 
– На изготовление и оформление одной домбры может уйти от двух-трех недель до нескольких месяцев. Все зависит от материала и предпочтений заказчика, – отмечает мастер. – В моей мастерской музыкальные инструменты готовят из ели, красного дерева, клена, палисандра, ореха и др. Мы покупаем материалы высокого качества, после чего древесина подвергается сушке, что занимает от года до трех лет. 
– По части технологии изготовления домбр у меня нет никаких секретов, я с удовольствием делюсь своим опытом с молодежью, своими учениками, –продолжает Ж. Турдугулов. – А вот дальше все зависит от них, их таланта и умений, как они сами почувствуют материал, дерево, звук инструмента (в этом деле нужно чувствовать материал, «разговаривать» с ним). Мастер подбирает нужные звуки, красивый тембр. Их качество зависит не только от умения мастера, но и от его настроения. 
Качество звучания домбры зависит от многих критериев. Одним из таких критериев является – «тиек» (деревянная подставка под струны). К сожалению, многие мастера не отдают должного внимания тиеку, из какого дерева он сделан, так как от его качества, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания домбры. В целом, структура, конструкция домбры: голова, шея, шанак (корпус), ішек (струны), қақпақ (дека домбры) и т.д. играют особую роль в изготовлении качественно звучащего инструмента. 
Качественные струны – тоже залог успеха. К примеру, раньше казахи в качестве струн использовали бараньи или козьи кишки (их растягивали, обрабатывали и просушивали), сегодня же это леска, натягивающаяся вдоль грифа. Однако хороший звук зависит не только от струн, но и от деки (лицевая крышка домбры), – подчеркивает мастер. – Я придумал свой способ украшения домбры. Когда все части домбры собраны, подготавливаю краску. Высушенные бараньи кости измельчаются в порошок, затем смешиваются до однородной массы с клеем. Затем я заливаю ее на вырезанные узоры и закрепляю лаком…
Домбры с разных регионов различаются по звучанию. Это зависит от материала, из которого сделан инструмент. Техника игры на домбре в каждом регионе Казахстана тоже существенно отличается. Также по форме инструмента можно определить его географию, – подчеркивает Ж. Турдугулов. – У нас в Казахстане очень большое расстояние между областями. И представьте, в каждом регионе – свой вид, форма домбры. 
– В чем особенности исполнительских традиций разных регионов? К примеру, домбра в Восточном Казахстане плоской и удлиненной формы, если смотреть на деку, она может быть треугольной или четырехугольной, – рассказывает мастер. – Здесь играют очень душевные, свободные, неторопливые шертпе кюи (в отличие от западного региона страны, где практикуется более виртуозная игра). Раньше в той местности музыкальные инструменты были маленькими, плоской формы и с коротким грифом. Это было связано с их песенным стилем. На них хорошо исполнялись алтайские кюи. 
В Западном Казахстане изготавливают домбры в виде капли, каплевидные домбры (с длинным грифом от 40 до 60 мм, их домбры больше схожи с туркменскими или узбекскими музыкальными инструментами). Поэтому у них звучание более открытое, высокое. И токпе кюи там играют быстро, темпераментно (казахские кюи в основном подразделяются на два вида – токпе кюи и шертпе кюи). 
В Центральном Казахстане в форме домбры что-то есть от западного и восточного регионов. Инструменты по корпусу и по длине больше восточных, и сравнительно глубже, 70-80 мм в глубину. Но здесь практикуют разные виды домбр – двусторонние, широкие и узкие. 
– На юге используются инструменты уже ближе к современным, они округлые по форме. Плюс в Кызылординской области развито горловое пение, их музыкальные произведения о чем-то извещают, либо носят назидательный характер, – говорит Ж. Турдугулов.
Планов у «казахского Страдивари», как говорится, громадье. В будущем мастер собирается изготавливать скрипки. Он строит грандиозные планы, открыт к сотрудничеству. Как настоящий патриот в своих зарубежных поездках он всячески популяризирует наше художественно-прикладное искусство и казахские национальные инструменты. Недавно он вернулся из Америки, где знакомил искушенную публику с символом музыкальной культуры казахов – домброй. 

Сауле АХМЕТОВА
 

4580 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми