• Время
  • 20 Апреля, 2023

ДВА ВИКТОРА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КАЗАХСТАНА

Асия ТУРАШКЫЗЫ, писатель

В восьмидесятые-девяностые годы ХХ века и двухтысячные ХХI века в культурном пространстве Казахстана два известных писателя, Виктор Владимирович Мосолов и Виктор Владимирович Бадиков, играли заметную роль. Они оказывали существенное влияние на творческую атмосферу не только Алматы, но и всего Казахстана.

Сегодня, вспоминая литературное творчество этих замечательных людей, хочется в своем небольшом эссе, отразить особенности их мировидения, неповторимые черты их творчества. Виктор Мосолов по профессии ученый-зоолог. Он объездил весь Казахстан в процессе изучения животного мира страны. Виктор Владимирович всегда говорил, что чувствует себя наиболее счастливым, когда находится наедине с природой. Мир природы ближе ему, чем мир человека с его бесконечными противоречиями и раздвоенностью. Горы, леса степи и пустыни вселяют в него покой и гармонию. Наблюдает, дышит, а затем сливается с этой благословенной тишиной и красотой. Он ощущает свою духовную близость с миром животных. Они для него такие же живые, полнокровные существа, как и он сам. В своих рабочих поездках он постиг красоту разнообразной природы Казахстана – красоту лесов, полей, степей, гор и пустынь. И кто знает, может, в эти минуты единения, близости и родства с природой родились его чудесные маленькие рассказы о жизни животного мира, о растениях и деревьях. С какой любовью он описывает жизнь змей, ящериц, тушканчиков, волков, медведей. Ведь животные – наши братья. Они наделены зрением, обонянием, эмоциональностью, разумом, позволяющим выжить в тяжелых условиях. В издательстве «Балауса» в 1996 году вышла книга «Кто живет в пустыне?» с фотографиями автора. Книгу предваряет небольшое вступление писателя, в котором он пишет, что раньше боялся пустыни – безводье, а среди песков живут ядовитые змеи и пауки. Но познакомившись ближе с ней, он узнал и полюбил ее: «В пустыне все так естественно. Медленно течет здесь время, неторопливо живут ее обитатели. Кажется, что даже деревья, кустарники и трава пустыни стоят, задумавшись о чем-то. Так легко здесь дышится и думается, будто сам становишься частицей большой и грустной пустыни».

 

И в текстах этих рассказов, и в профессиональных художественных фотографиях раскрывается жизнь животных. Их борьба за выживание, их смелость и находчивость, и их хитроумные приемы защиты от хищников. В рассказе «Заморозок» писатель рассказывает, как по заданию института, он с коллегой отправился на ловлю змей. Отловили, сложили в ящики, а наутро ударил мороз, и змеи закоченели и перестали двигаться. Чтобы спасти их, они засунули их себе под куртки. Вскоре змеи отогрелись и зашевелились. Несмотря на то, что змеи были ядовитыми, ученые не побоялись согреть их своими телами. И этот, казалось бы, обыденный случай приобретает символически обобщенное значение. Человек и мир природы неотделимы друг от друга. Они родственны. И потому нужно бережно к нему относиться, а не расхищать и уничтожать его. Рассказ проникнут искренним, глубоким гуманизмом. Воплощенный в простом, ясном, но вместе с тем образном и поэтичном языке, он трогает нас до глубины души. Он еще раз напоминает о законе взаимозависимости и всеобщего равенства, который незримо царит на Земле. В традициях великой русской литературы всегда было бережное отношение к миру животных. «Холстомер» Л. Толстого, «Каштанка» А. Чехова, есенинские стихи, в которых он пишет, «что никогда не бил братьев наших младших по голове» и другие произведения утверждают эту глубокую мысль. Эту же мысль почерпнет читатель из рассказа «Ак баур», напечатанный в «Литературной Алма-Ате». Какой пронзительной тоской и любовью веет от этого поэтичного повествования о горькой судьбе собаки. Писатель изумительно тонко передает мир животного и свою привязанность к нему. «Ак баур, ак баур», – тоскует автор-рассказчик о погибшем псе. Рассказ «Песчаная акация», которая то утопает в барханах, то стоит оголенная, ветры, дожди не могут ее погубить. Она мужественно сражается за свою жизнь. Застывшие стрекозы вечером светятся огоньками, а на утреннем солнце начинают сверкать, как алмазы. Писатель не устает наблюдать за жизнью природы. Рассветы и закаты в степи и пустыне, тихая, а подчас и шумная жизнь животных, насекомых и птиц в ореоле его зрения. Трясогузки, бакланы, синицы, ящерицы, вараны, каракурты, шакалы и медведи – все находится под пристальным взглядом писателя-натуралиста. Но это не простое описание их жизни, в каждом небольшом повествовании всегда содержится емкая мысль: животные – такие же живые существа, как и люди, и их надо понимать и любить. У писателя простой, ясный, точный и образный язык. Это природный дар – уметь с помощью всего нескольких слов создать художественный образ. Мы читаем – «теплые глинистые берега» и воочию видим эти казахстанские реки, бегущие по степи и обрамленные в некоторых местах именно вот такими берегами. В рассказе «Крылатые тени» этот образ повторяется по-новому: «Среди деревьев течет река в желтом обрывистом русле». А вдоль берегов заросли тамариска, таволги, джиды. Читатель невольно узнает в этих пейзажных набросках родные, знакомые до боли пейзажи Казахстана. Автор не ищет специальных образов для выражения своих впечатлений. Они сами рождаются в процессе написания рассказа, в процессе вживания в жизнь своих персонажей. В рассказе «Найя» фраза: «Змея лианой, извиваясь, поплыла по реке», – создает образ гибкой, подвижной и пластичной рептилии. В рассказе «Заморозок» вновь появляется образ змеи: «И вот под кустом с рубиновыми ягодами костяники промелькнула маленькая блестящая головка с раздвоенным язычком. Скользит долгое стальное тело с черным зигзагом по всей длине упруго извилистой спины». Афористичны и в то же время просты, кратки фразы о сути жизни, о сущности человека и явлений жизни. Они воссоздают перед нами образ человека думающего, глубоко размышляющего о смысле жизни человека, о смысле всего живого в природе: «Когда мы любуемся цветами или красивым закатом, или купаемся в теплом море, кажется, что природа создана для того, чтобы радовать и ласкать человека. Но природа одинаково добра и жестока для всего, что живет на земле, никого она не спасает и никому не мстит. Каждое существо выживает, как может и умирает, когда не остается сил жить», – пишет он в рассказе «Медведь». В нем он повествует, как спасся от медведя, взобравшись на высокое дерево. В мире есть и добро, и зло. Придет момент – и человек, и животное уйдут из жизни – так устроена природа. Выжить в ней поможет ему только собственная воля, находчивость, труд и разум. После рассказов о природе писатель берется за историческую тему. Роман «Зов степи» повествует о событиях в казахской степи в ХIХ веке. Впечатляет вступление, взволнованное и искреннее. Автор находит рукопись Вощанова в старинной крепости в городе Шевченко. Она погружает его в далекие дни исторического прошлого Казахстана. В ней упоминается ученый-путешественник Карелин Г. С. Далее, опираясь на историческую литературу, писатель пытается воссоздать и картины исторического прошлого киргиз-кайсаков. Но тут автора ждут большие трудности: писателю, даже и обладающему большим даром воображения, трудно представить и передать быт и нравы тех людей, которые исторически удалены от него. С этой задачей справился А. Толстой в романе «Петр Первый». Тем не менее, обращение к истории Казахстана вызывает глубокое уважение к автору романа. Более удачным оказался роман на современную тему «Черная роза», опубликованный в журнале «Простор» в 2000 году (№ 1). Перед нами раскрывается сложный внутренний мир мыслящего, тонко чувствующего человека. Его мысли о современном мире, его рассуждения о рыночном времени, судьбах людей, брошенных в рыночную стихию скоротечной прибыли, в «денежное» существование. Его рассуждения поражают своей открытостью и искренностью. Он огорчен теми переменами в обществе, которые одних привели к богатству, а других к существованию на грани выживания (90-е годы). Автор раскрывает противоречие между законами, создаваемыми государством и неспособностью человека обеспечить себя минимальным, для того чтобы нормально существовать. Эта повесть – приговор собственническому аморальному миру, в котором юные девушки вынуждены стать содержанками, торговками и прочее. Миру, в котором властвуют рэкетиры, унижающие достоинство честных тружеников. В мире рыночной экономики, подвластной прибыли в виде денег и золота, только любовь, как истинная ценность, спасает человека. Любовь пожилого мужчины и юной девушки. Он – покровитель и защитник, спаситель ее чести и достоинства. Приютил, обул, одел, вложил средства в ее музыкальное образование, И, как порядочный человек, отпустил, предоставил ей свободу выбора. Особенно ярко и впечатляюще выписана сцена в поезде. Герой, он писатель и в прошлом боксер, не побоявшись рэкетира, нагло претендующего на его спутницу-подругу, смело вступает с ним в бой и сбрасывает с поезда. Не поступи он так, сам бы оказался на насыпи с размозженной головой. «Я обязан был бить насмерть. Инстинкт выполнил свою функцию, сработал на самосохранение. О милосердии забываешь, когда идет биологическая борьба за жизнь», – восклицает автор, он же главный персонаж повести. Автобиографический герой предельно искренен в своих чувствах и мыслях. Он преодолевает свои страхи – ведь на карту поставлена жизнь. «Бороться, искать, найти и не сдаваться», – строка из стихотворения А. Тениссона, ставшая девизом повести «Два капитана», была и жизненным кредо писателя Виктора Мосолова. Сколько бы интересных, творческих удач ожидало талантливого, ищущего писателя, если бы не скоротечная смерть в первый день весны 2012 года. Она явилась подтверждением когда-то изреченных им печальных строк: «Каждое существо выживает, как может и умирает, когда не остается сил жить».

 

Виктор Владимирович Бадиков известен в Казахстане, как ученый-литературовед, преподаватель, критик и писатель. Виктор Владимирович обладал широкой эрудицией, глубоким знанием литературного процесса, тонким проницательным умом. И был при этом очень скромным, добрым и отзывчивым человеком. Его педагогическая и научная деятельность не раз освещалась в научных изданиях, так и в СМИ. Студенты любили лекции своего профессора, а аспиранты считали за честь, когда Виктор Владимирович руководил их научными работами. Бадиков является автором учебников по русской литературе для старших классов средней школы. А писатели Казахстана благодарны ему за те рецензии и отзывы, которые он посвятил их творчеству. В их числе Д. Исабеков, Д, Досжан, Г. Бельгер и другие. Особое внимание Виктор Владимирович уделял русскоязычным авторам. Он считал, что они пропагандируют казахскую культуру в мире посредством русского языка. Всем известны статьи В. Бадикова о М. Ауэзове, О. Сулейменове, Б. Канапьянове, Б. Каирбекове и других. Он был одним из первых, кто подметил феномен маргинальной литературы – жизнь казахской культуры на другом языке, т. е. ее инобытие, обогащенное скрещением двух культур. Здесь можно сказать, что он продолжил традиции своих предшественников, вложивших немалый вклад в развитие культуры Казахстана – Г. Потанина, А. Затаевича, З. Кедриной, Н. Ровенского и других. В чем же был талант В. Бадикова, как критика? Он умел тонко проникнуть в замысел писателя, выделить в творчестве авторов их индивидуальные, неповторимые черты и выразить их в точных, емких словах. Может ли быть критика эмоциональной как художественное произведение? Может ли она задевать самые тонкие струны души? Вспоминая статьи В. Белинского, Л. Выготского можно сказать, да. Стиль В. Бадикова в статьях об авторах то строгий, сухой, научный, то неожиданно прорвется тонкой лирической нотой. В творчестве. Н. Черновой он подметил тесную связь ее поэзии с казахской культурой. Здесь и «белая юрта, кочующая по степи белой птицей», и «тонкий профиль молодой газели в домбре, что чутко замерла» и «горы в чалмах, покоящие на груди своей облака». Л. Шашкову все знали, как прекрасного журналиста и публициста, а В. Бадиков раскрыл перед нами все обаяние ее прекрасной музыкальной поэзии, сочетающей белорусские и русские образы. В поэзии Р. Ахтямовой он выделил ее романсовую основу. Стихи эти, действительно позже зазвучали в прекрасном музыкальном сопровождении. А вот какие проникновенные слова он нашел для автора этих строк (Асии Турашкызы. – Авт.): «Трепетная лирико-философская рефлексия на всегда неожиданные человеческие характеры и типы, а также случаи жизни, на сферу прекрасного в искусстве и природе (о книге «Друг – это другой я»). «Эта женщина, героиня писательницы (из повести «Мелодия разлуки») вызывает у читателя не просто житейский интерес, а глубочайшее волнение, сочувствие и сопонимание». Эти статьи о женщинах-писателях свидетельствуют о необычайной тонкости и глубине духовного мира критика. Мировосприятие, близкое к женскому восприятию мира, подмечающее все нюансы, все тонкости окружающего мира, отражающее его ярко и полнокровно, было свойственно всем великим творцам искусства – художникам, композиторам, поэтам. Научная работы, кандидатская и докторская диссертация, тоже вызвали большой интерес в научном мире. Название докторской диссертации звучит так: «Авторское сознание и социальный заказ (запрещенная советская литература 20-х годов)». Традиционную проблему «художник и власть и историческая эпоха» В. Бадиков предлагает рассматривать по-новому: как сложное взаимодействие авторского сознания, выраженного в его миросозерцании, и социального заказа. А социальный заказ понимается двояко: и как веление исторической эпохи и как идеологический заказ партии большевиков, пришедших к власти. «В революционные эпохи политика приходит в наиболее ощутимое соприкосновение с культурой и искусством», – отмечает В. Бадиков. Миссию духовной совестливости и свободы выполняла в переломные исторические моменты творческая интеллигенция. Ведущую роль играли писатели, явно или неявно отвергнувшие компромисс с Советской властью. «В. Бадиков в своей монографии всесторонне изучает проблему творческой самостоятельности, идейной независимости – той творческой неподкупности, благодаря которой голос художника становится эхом социального заказа истории, а не власти (Пушкин)», – пишет ученый-литературовед С. Ананьева. В работе выделяются проблемы: Авторское сознание, его мировидение, социальный заказ партии на воспевание революции и социализма. Рассматриваются запрещенные про­из­ведения: «Красное дерево» Б. Пильняка, «Чевенгур» А. Платонова, «Собачье сердце» и «Дни Турбинных» М. Булгакова, роман «Мы» Е. Замятина. И они классифицируются автором, как наиболее верные и точные картины тех тревожных дней. Я вижу эту проблему иначе. Писатель – человек, тонко чувствующий время, почву под собой. Он, как и все искусство, как и религия, создает идеал истины, добра и красоты. Видя в жизни зло, уродство, отклонение от моральных норм, он, естественно, старается изобразить это в своем творчестве. В этом его свобода – смело показать жизнь и стать ее судьей. Писатель всегда в оппозиции к злому, темному, тому, что не способствует жизни. Это так. Действительно, эти писатели отразили некоторые негативные стороны революции – жестокость, насилие, некоторую бюрократизацию власти (швондеры, шариковы), т. е. черты казарменного коммунизма, которые действительно имели место на первых этапах строительства социализма. И которые впоследствии были изжиты (60-80-е годы). Отрицательно относясь к советскому прошлому, судя по диссертации, В. Бадиков не приветствовал и рыночный строй, называя его «бандитским капитализмом». Он писал в своих статьях: «Рыночный циничный меркантилизм раскалывает как мужскую, так и женскую душу». Как тонкий, думающий человек, как человек здоровой нравственной основы, наблюдая усиливающее духовное оскудение людей, растущую коррупцию в обществе, мне думается, он бы пересмотрел свои взгляды на историческое прошлое нашей страны. И третья ипостась творчества В. Бадикова – его художественная проза и поэзия. Прозе Бадикова свойственен великолепный русский язык, психологизм в изображении своих персонажей. Но в то же время этим текстам недостает искренности и эмоциональности, глубокого проникновения в мир героев, свойственное великим творениям. Недостаточно разработана и художественная, образная структура рассказов, что делает простое, казалось бы, на первый взгляд, произведение подлинным шедевром слова, вызывающим смятение чувств, восторг и глубокие размышления над жизнью. А именно – в недостаточном, а иногда и полном отсутствии ярких художественных деталей. Так, в рассказе «Забока» мысль автора понятна читателю. Хрупкий лед на реке, камнепад, опасности, вызванные волнением во время поездки в горы, перекликаются с чувством и волнением, вызванном близостью любимого человека. Но не достает красок и эмоций в пережитой опасности, в описании тонкого любовного чувства. Более удачен рассказ «Кырмызым» – о влюбленности юной девушки-казашки в своего преподавателя, о ее драме, связанной со здоровьем. Это повествование можно было углубить описанием первого любовного чувства девушки, переливов ее настроений и трагическим осмыслением своей физической неполноценности. В повести «Ищу тебя» автор вспоминает свою юность. Ему удается передать то огромное психическое и нервное напряжение, в котором он пребывает, когда ищет в далеком городе юности свою первую любовь. Но опять не раскрывается, почему он полюбил Н. Троицкую. В чем был аромат ее личности. Не раскрывается и почему он с ней расстался, и почему связал жизнь с другой женщиной, которую называет «мадам». Впечатляет только стихотворение обо всей этой истории, завершающее рассказ «Эхо любви», который, собственно и был первоосновой повести «Ищу тебя»: Я совершил повторный хадж, Как в Мекку, в этот город. И понял: он давно не наш. И я здесь никому не дорог.

И с горьким ужасом узнал, Друзей покойных «выкликая тени», Что сын отца из памяти изгнал И дочь для матери не выкроит мгновенья.

Что никакого дела нет Сестре до брата, пусть и неродного, И у живых свидетелей тех лет Не выпросишь ни памяти, ни слова. Что обещанья их пусты, Слова – подменного значенья И что посмертно даже ты Заключена здесь в немоту забвенья.

Но вопреки всей черствости людской, Угрюмой, косной и несметной Открылся мне могильный Памятник простой, И просиял на нем твой лик бессмертный!

Чувствуя недосказанность, недовоплощенность своих прозаических произведений, В. Бадиков подарил свою книгу «Эхо жизни» В. В. Мосолову с надписью: «Мастеру от подмастерья». Как человек, неустанно работающий со словом, несомненно, обладающий тонким поэтическим даром, о чем свидетельствует не только это стихотворение, но и другие, опубликованные в сборнике «Есть беспокойство…», он доработал бы и усовершенствовал свои повести и рассказы. Но этому не дано было случиться. Он трагически погиб в 2008 году в автокатастрофе, находясь в творческой командировке в городе Актау…

1281 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми