• Геополитика
  • 05 Апреля, 2023

КОГДА ВЕРНУТ ИСКОННЫЕ КАЗАХСКИЕ НАИМЕНОВАНИЯ?

 С обретением Независимости проблемы ономастики в Казахстане вышли на первый план. Наименования городов, областей, районов, улиц, водоемов и т. д. дают разностороннюю информацию. В том числе и по истории, языку, географии государства. 

Еще в 2005 году бывший госсекретарь США, мэтр мировой дипломатии Генри Киссинджер во время посещения нашей страны в интервью агентству «Хабар» заявил: «Казахстан является колыбелью цивилизации». Люди такого уровня имеют соответствующую информацию и просто так ничего не говорят. В этих словах влиятельного политика и большого ученого – оценка вклада нашего народа в мировую цивилизацию. 
Однако в местной топонимике этот вклад и роль казахов никак не отражается.
Между тем по историческим и археологическим данным, по древним картам открываются отдельные фрагменты той цивилизации, о которой говорил Киссинджер. Например, на мировых картах до ХVII века самая северная точка континентальной суши планеты Земля и самая восточная точки Евразии носили название Таbin по названию рода Табын, сейчас переименованы в мыс Челюскина на полуострове Таймыр и в мыс Дежнева на Чукотке.
Впрочем, эта была общемировая практика – многие завоеватели на новых землях редко оставляли старые, древние наименования и давали свои названия. Между тем нынешней человеческой цивилизации – несколько десятков тысяч лет, но в итоге от древнейших наименований не осталось и следа. 
Если историки, краеведы знают древние названия местности, водоемов, городов и т. д., то надо восстанавливать историческую справедливость и возвращать исконные наименования. В этом плане показательно возвращение исторического названия «Тараз» городу Жамбыл, в котором – тысячелетняя история древнего города и края. Тем самым подтверждая ценность ономастики, ономастической комиссии для государства и народа по восстановлению истории города, местности, края.
А история казахов не только богатая, но и древняя. Так почему нет имен в обозначениях, как Майкы би, Асан Кайгы, Сапура Матенкызы, Шалкииз и др.?
В царское и советское время планомерно проводилась русификация топонимов Степи, втиснув в этом плане ее историю в пределах от одного до трех веков. И наши историки, археологи, лингвисты должны проводить большую работу в плане восстановления исторической справедливости. 
Однако из-за отсутствия научного и государственного подхода переименование порой носит популистский и поверхностный характер. К примеру, были тенденции, чтобы давать имена героев войны, местных малоизвестных деятелей или матерей, воспитавших десятерых детей. Недавно в СМИ объявили о том, что в Казахстане планируют сменить 3 тысячи идеологически устаревших названий городов и улиц. Об этом заявил заместитель Премьер-министра Алтай Кульгинов. По его словам, с прошлого года реализуется дорожная карта по переименованию идеологически устаревших наименований на 2022–2025 годы. В 2021 году изменены названия 68 населенных пунктов и их 572 составных частей. «Всего в рамках дорожной карты планируется заменить около 3 тысяч устаревших наименований. При присвоении названия обязательно учитывается мнение местных жителей и изучается история предлагаемого наименования», – говорится в документе.
Эта новость по ономастике требует не повторять старые ошибки, чтобы вернуть проверенные исторические названия. Государство должно пересмотреть работу ономастической комиссии, разработать новые правила ономастики. 
Оказалось, что до сих пор не принят специальный закон об ономастике. О проблемах в этой сфере мы поговорили с известным общественным деятелем, филологом, членом Республиканской терминологической комиссии при Правительстве РК, заслуженным деятелем Казахстана Досом Кошимом.
– Дос аға, несколько лет назад вы рассказывали мне о своих поездках по русскоязычным регионам нашей республики, чтобы пропагандировать казахский язык, необходимость изучения государственного языка и т. д. Знаю, что вы давно занимаетесь и проблемами ономастики. Как вы оцениваете нынешнее состояние в этой сфере?
– Есть две проблемы, которые не одобряют большинство русскоязычных граждан, в том числе представители славянских этносов. Первая из них – современное состояние казахского языка, а вторая – ономастика, замена названий населенных пунктов, улиц, площадей и т. д. 
По этим двум вопросам в русскоязычной аудитории я хотел бы дать некоторые конкретные рекомендации государственным органам и общественным организациям, работающим в этом направлении. При этом в качестве практика, который за последние шесть-семь лет провел более двухсот встреч с местными жителями русскоязычных районов.
Например, толчком к обсуждению этих проблем послужили собрания в июне 2022 года в 24 населенных пунктах Северо-Казахстанской области (села Краснознаменное, Воскресеновка, Буденное, Чапаевка, Благовещенка, Чапаево, Ленинское, Рублевка, Келлеровка, Кременчуг, Драгомировка, Иван-город, Чкалова, Ильичевка, Ленинградское, Боголюбово, Корнеевка, Советское, Сергеевка, Тимирязево, Комсомольское, Буденное, Рузаевка, Кирилловка, Саумалколь, Петропавловск, Октябрьское, Советское) и встречи в июле 2022 года в 14 населенных пунктах Западного Казахстана (Алгабас, Бударин, Чапаев, Чиров, Раздольное, Макаров, Мичурин, Жалпактал, Казталов, Долинное, Богдановка, Яик, Юбилейное, Таскала).
– Какие были аргументы у ваших оппонентов?
– Должен признать, что встречи в Северном Казахстане были очень тяжелыми и сложными. Передо мной сидели обездоленные жители, которые начали лишаться своих былых привилегий, в результате чего в их душах кипел ураган эмоций, но средств бороться у них не было. И они думали напугать власти своими выступлениями и шумихой. Не хочу обобщать и грести всех под одну гребенку, но на каждой встрече заметно было, что сидят три-четыре активиста, а остальные жители – это те, кто поддерживают их, добавляют свой голос в общую шумиху.
Их «доказательства» везде одни и те же. Первое – «ни угля, ни интернета, ни дорог, ни работы и т. д. Вы решили все проблемы, кроме изменения названия поселения?», превращение темы в социальную проблему. Второе – «когда мы пришли сюда (пришли наши деды), людей не было, мы построили свою деревню и назвали ее, и теперь какая необходимость ее менять?». Третье – «в Буденном мы родились, в Буденном и умрем. Что вы будете делать?! Мы его не изменим, вот и все!» – без каких-либо доказательств абстрактное, грубое возражение и сопротивление. 
– Каковы причины их выступлений?
– Люди на таких позициях не слышат о «идеологически устаревших названиях», необходимости «возвращать исторические названия местностям», о том условии, что при наименовании местности и улиц человек должен иметь заслуги перед этой страной, этим государством. А для них полководцы Российского государства Суворов и Кутузов выше героев казахской страны Кабанбай батыра и Богенбай батыра, а такие поэты, как Пушкин и Лермонтов, должны быть выше Абая и Шакарима.
– Как исправить создавшуюся ситуацию?
– Главное, мы должны объяснять им ономастическую политику. Иногда в конце бурной дискуссии, сидящие перед нами жители, невольно принимали наши доводы, а иногда и мы невольно соглашались с их «вдумчивым взглядом». Однако за 24 встречи, проведенных в Северном Казахстане, кажется, мы убедили жителей 3-4 населенных пунктов изменить названия своих сел. По моему мнению, если учесть, что это впервые произошло в «русскоязычном» регионе, в который входят шесть областей (Костанайская, Северо-Казахстанская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Акмолинская), то работа по разъяснению политики ономастики дала неплохой результат.
– Как прошли ваши встречи в Западном Казахстане?
– Проходившие в Западном Казахстане встречи на тему «Ономастика – это идеология...» не вызвали затруднений, за исключением двух-трех аулов, где было «молчаливое сопротивление». Я считаю, что основными причинами этого является единая платформа постоянной и планомерной работы по разъяснению проблем ономастики в республике и мнений местных исполнительных органов и гражданского общества. Согласно отчету Управления языков, в 2020 году в области переименованы 13 населенных пунктов и 241 улица, а за шесть месяцев прошлого года изменено 12 населенных пунктов и 120 улиц.
Я считаю, что пропагандистская работа Управления языков по привлечению детей в казахские школы по области под лозунгом «Ұрпағыңа ие бол, ағайын!» («Будем ответственны за новое поколение!») будет образцом такого начинания.
Здесь казахскоязычные жители сел активно участвовали в собраниях, поддерживали вопрос о смене названия сел, приводили свои аргументы и дискутировали, не опасаясь большого количества русскоязычных соседей. К сожалению, в северном регионе мы редко видели такую поддержку. Если хотите знать, то после встреч были даже такие ответы казахскоязычных жителей – «после того, как вы уедете, нам житья не дадут» на наши вопросы «почему вы не участвовали во встрече?».
– Кстати, вы упомянули о местных исполнительных органах. Какова их роль?
– Я бы сказал, что деятельность заместителей акимов районов, которые находились с нами на встречах в Западно-Казахстанской области, заслуживает отдельного внимания. Особое впечатление произвело спокойное и серьезное поведение на этих встречах заместителя акима района «Байтерек» Е. Бисакаева, его умение найти общий язык с местными жителями, и тем самым объяснить изменения в вопросе ономастики. Лично я видел, что некоторые руководители боятся возмущенных жителей (со страхом, что завтра на них подадут жалобу) и отступают. А этот чиновник показал, что умеет политически реализовывать позицию государства.
– Какие еще проблемы имеются – ведь нет специального закона об ономастике?
– Я бы отметил еще одну проблему в Западном Казахстане – присвоение районным объектам имен граждан, внесших большой вклад на местном уровне. В нескольких населенных пунктах (Казталовка, Таскала и др.) этот вопрос был поднят вновь. Местные жители рассказали, что хотят назвать школы, библиотеки и улицы именами людей, проделавших важную работу на местном уровне, и заявили, что их инициатива не нашла поддержки у местных властей. 
К сожалению, многие не знают, что на государственном уровне принят специальный список под названием «Исторические личности», «Названия местностей и водоемов». Одним словом, имена людей, не вошедших в этот список, не могут быть закреплены за населенными пунктами, улицами, школами, садами и другими объектами. 
Прежде всего, инициаторы должны доказать, что предложенный ими вариант наименования, является «лицом, имеющим особые заслуги перед историей Казахстана» (основное условие нормативного документа «Методические рекомендации по организации ономастической работы в РК»).
Так же необходимо создать правовые условия для поддержки такой инициативы (присвоение некоторым объектам фамилий лиц местного уровня) на областном и районном уровнях. 
– Вы сказали о конкретных рекомендациях государственным органам и общественным организациям.
– Да, теперь перейдем к предложениям. Занимаясь вопросом смены названий населенных пунктов, в первую очередь, лучше провести всестороннюю разъяснительную работу. В результате этих работ можно избежать многочисленных возражений, разногласий. Главное, чтобы разъяснительная работа проводилась заранее, пока вопрос о переименовании этого населенного пункта не стал неизбежным.
Русскоязычное население, когда речь идет о проблемах ономастики, пытается обратить ее в национальный или межнациональный вопрос, чего нельзя допускать. Следовательно, роль ведущего собрания уникальна. Он должен быть не просто предоставляющим слово участникам, а человеком, умеющим вовремя останавливать неуместные возмущения, не давая поворачивать тему в другое русло.
– Вы сказали о представителях исполнительной власти. А как же представители законодательной власти? 
– Да, по разъяснительной работе, по вопросам ономастики стали выступать представители местной исполнительной власти, но почему-то мы редко видели депутатов областного, районного маслихата и членов областной Ассамблеи народа Казахстана, являющихся представителями местного самоуправления. Только на трех-четырех встречах в Северном Казахстане мы увидели одного районного депутата. 
Активное участие депутатов маслихата и членов Ассамблеи в вопросах ономастики, являющейся государственной политикой, привело бы к снижению возражений местных жителей и свидетельствовало бы о том, что данный вопрос находится на контроле государства. 
– А какие права у местных жителей в этой сфере?
– Подавляющее большинство жителей думает: «оказывается, если мы против, то власти не осмеливаются изменить наименования». На всех встречах я говорил о положении: «Закон должен учитывать мнение местных жителей». В нашем Основном законе не предусмотрено проведение местного референдума. Поэтому не думайте: «если мы все против, то название нашего села или названия улиц не изменятся». Я не устану повторять: Казахстан имеет свою политическую направленность, свою идеологию, свою историю, свои исторические личности.
– Есть ли рекомендации по визуальному оформлению названий?
– Необходимо решить вопрос своевременного ввода новых наименований в Google Карты, навигационные инструменты. На многих картах нет новых названий. Необходимо определить ответственных за это, и наказывать нерадивых исполнителей за несвоевременное внесение в них новых наименований. 
Например, во время поездки в прошлом году мы были удивлены, увидев на обочине дороги указатель с названием села «Федоровка», которое было изменено несколько лет на «Теректы». Следовательно, учреждение, отвечающее за придорожные указатели, либо не знало, либо небрежно отнеслось к этим изменениям. А администрация района не имеет полномочий вмешиваться в их работу.
– Какие есть законодательные основы в сфере ономастики?
– В свою очередь, на встречах с населением, при разъяснении им ономастической политики в Казахстане я основываюсь на принятый в 2021 году документ «Методические рекомендации по организации ономастической работы в РК». Однако это только «методичка». На каком уровне документ имеет юридическую силу, честно говоря, я не знаю. Мне кажется, что Парламент должен либо дать четкое, юридическое определение термина «идеологически устаревшие наименования», либо утвердить список этих «идеологически устаревших наименований». Только тогда местные власти смогут без лишних споров менять названия. 
– Большое спасибо, Дос аға, за интересное интервью и за ваши рекомендации!

Дастан ЕЛЬДЕСОВ,
лингвист

 

3324 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми