- Общество
- 05 Апреля, 2023
РАЗВИТИЕ АЛМА-АТЫ В 1940–1950-е ГОДЫ
Ринат ШАЯХМЕТОВ,
исследователь
В послевоенный период в Казахстане формируются архитектурные ансамбли и жилые комплексы в стиле сталинского монументализма с элементами национального декора. Активно застраиваются крупные промышленные центры – Караганда, Усть-Каменогорск, Чимкент, Павлодар, Актюбинск и др. Заметную роль в этом сыграл Жумабай Шаяхметов, первый секретарь ЦК КП Казахстана в 1946–1954 годы, а в 1939-1946 годы – второй секретарь ЦК.
Особая забота уделялось Алма-Ате, как столице Казахской ССР. На заседаниях бюро ЦК партии регулярно рассматривались вопросы развития города, жилищного и промышленного строительства, шли дискуссии об основных направлениях и стилях, о функциональном размещении правительственных, общественных зданий, жилых районов, промышленных предприятий, магистральных линий транспорта и др.
Большую роль в развитии и становлении города, как столицы, сыграл Генеральный план развития Алма-Аты, разработанный в 1951 году ленинградским отделением Гипрогора по инициативе Жумабая Шаяхметова (ЦГА НТД РК, Фонд 142. Опись 1-4. Д. 211) и утвержденный в 1953 году. Год издания на нем стоит 1951-й. Расчетное население города составляло тогда 350 тысяч человек.
Были учтены топографические, инженерно-геологические, гидрологические характеристики, климат, роза ветров, динамика роста населения, промышленности, развитие и совершенствование городской инфраструктуры, инженерного оборудования, водоснабжения, канализации, энергоснабжения, озеленения, очистки города, благоустройства, а главное – вопросы развития жилого фонда столицы, с учетом ее динамичного роста населения, транспорта – общественного, железнодорожного, воздушного, был обновлен аэропорт, который связал Алма-Ату воздушными линиями со всеми районами Казахстана, со столицами союзных республик, Москвой и курортами Советского Союза.
Большое внимание уделялось учреждениям культуры, науки, образования и спорта. Это было время, когда архитекторы перешли к классической архитектуре с элементами национального стиля. Проектирование центральной части города вели группы архитекторов Ленгорпроекта и Казгоспроекта, архитекторы которого вносили много своих идей в развитие города.
В 1930–1950-е в Алма-Ате были построены основные правительственные и общественные здания, постепенно формировался центр города между площадью железнодорожного вокзала и проспектом Абая (Арычной). Это Дом правительства №1 (Академия Жургенова), Дома правительства №2 (КБТУ), Верховный Совет, Академия наук Казахской ССР, здания Горсовета, ВАСХНИЛ, Дворец культуры (Киностудия), столовая Казкрайкома (ресторан №1), здание аэропорта (снесено), Министерство легкой, пищевой и мясомолочной промышленности, Горисполком, Министерство совхозов, Госбанк (снесен), Госплан республики (снесен), городок НКВД, Высшая партийная школа (КИМЭП), Оперный театр, гостиницы Дом Советов (снесена), Дом делегатов, гостиница №4, вокзал Алма-Ата-2, пожарные депо, больницы Турксиба, «косые дома» (снесены), жилкомбинаты №№ 1-9, жилой Дом ученых на Жибек жолы, жилые дома завода Кирова, кинотеатры, трест КазПиво (ТКО) на К. Маркса (Кунаева) – Калинина (Кабанбай батыра), ТЮЗа (снесен), Союз писателей Казахстана, Гидрометцентр на Абая-Сейфуллина и др. В 1951 году был открыт каток Медео, санатории и дома отдыха, обновлены стадионы «Динамо» и «Спартак», построен студенческий стадион «Медик» (1952) на Шевченко-Масанчи, введены в эксплуатацию городские трамвайные и троллейбусные линии, таксомоторы.
В послевоенные годы появились здания со шпилями и классическими образными характеристиками – новое здание аэропорта (1947), здание Казпотребсоюза (1953) на Комсомольской (Толе би)-Панфилова, Дом железнодорожников (1953) на Фурманова (Назарбаева)-Калинина (Кабанбай батыра).
Улицы строились широкими, с удобными тротуарами, бордюрами из гранита, обновленной арычной сетью, которая снабжала водой деревья, посаженные на центральных улицах в четыре ряда. Высота общественных и жилых зданий определялась в три-четыре этажа, со-масштабных человеку и с учетом сейсмических условий. Кроме того, здания не закрывали движение воздушных потоков по улицам и красивый в любое время года вид на горы Заилийского Алатау – визитной карточки Алма-Аты.
Центр внимания руководства республики был направлен на строительство жилья, в котором город испытывал острую необходимость. В качестве стенового материала использовался кирпич, дерево и каркасно-камышитовые плиты. В основу планировочного решения кварталов был положен принцип застройки кварталов отдельными жилыми комплексами, состоящими из группы домов, объединенными общими хозяйственно-бытовыми и социальными объектами. В качестве примера комплексной жилой застройки Жумабай Шаяхметов на встречах с градостроителями отмечал дома завода имени Кирова (АП РК, Фонд 708) в квадрате улиц Гоголя – Уйгурская (Байтурсынова) – Горького (Жибек Жолы) – Мечникова (Шарипова). На центральной арке одного из этих домов видны даты его строительства – 1946–1949. Комплексная застройка также началась за Никольским базаром по улице Калинина (Кабанбай батыра). На проспекте Сталина (Абылай хана) появились первые корпуса жилого дома ЦК напротив Консерватории, в декоре которых были богато использованы казахские орнаменты. Корпуса по ул. Мира (Желтоксан) и Кирова (Богенбай батыра), построенные позже, этого декора уже не имели, так как Хрущев объявил в 1955 году борьбу с архитектурными излишествами.
Согласно Генплану 1951 года, в условиях города ориентация домов в экваториальном направлении стала наиболее благоприятной – с обращением фасадных сторон домов к югу и северу, так как не позволяла летом помещениям перегреваться, учитывая, что город южный. При этом вокруг жилых домов высаживались высокоствольные деревья. Предусматривалось создание больших озелененных дворов, которые бы обеспечивали укрытие жителей безопасной зоной в случае землетрясения. В этом отношении показательным стал жилой Дом ученых, построенный в 1950 году в районе Зеленого базара, по улице Горького (Жибек жолы), между улицами Пушкина и Красина (Валиханова), в котором квартиры получили академики и члены-корреспонденты учрежденной в 1946 году Академии наук Казахской ССР. Науке уделялось большое внимание.
В то время зарплата академика превышала зарплату первого секретаря ЦК и когда дочь Жумабая Шаяхметова Алма попросила отца разрешения сшить пальто, как у ее подруги, Шаяхметов сказал: «Доченька, у твоей подруги отец – академик, и его зарплата выше моей, поэтому надо жить по средствам».
Украшением города стали здания учреждений науки и образования. К 1950 году в Алма-Ате действовало 12 вузов, 18 техникумов, Академия наук Казахской ССР и 12 научно-исследовательских институтов. Строились или уже введены в строй здания Алма-Атинского мединститута, Казахского госуниверситета, Казахского сельскохозяйственного института, КазПИ имени Абая, Госконсерватории, Казахского горно-металлургического института, Зооветеринарного института, Юридического института, Института иностранных языков, Института физической культуры, Женского педагогического института, здание президиума Академии наук республики по проекту выдающегося архитектора Алексея Щусева. Средним школам выделялись лучшие участки в центре города, удобно расположенные в шаговой и транспортной доступности.
Развивалась сеть медицинских учреждений. К 1950 году увеличилось количество специально построенных для лечебных целей зданий – городская клиническая больница, две детских больницы, психиатрическая больница, две инфекционных, больница Совета министров, три новых больницы у Ботанического сада, рощи Баума и Тастаке, а также санатории и дома отдыха в предгорьях Заилийского Алатау. В городе стала развиваться широкая сеть поликлиник, амбулаторий, диспансеров и детских консультаций.
Промышленные предприятия, хаотично построенные в годы войны, когда в Алма-Ату были срочно эвакуированы военные предприятия с западных территорий СССР, предполагалось перенести в северную и северо-западную части города, ближе к железнодорожным вокзалам Алма-Ата 1-2-3.
Особое внимание уделялось развитию железнодорожного транспорта, в частности, пригородного, строительству линий Алма-Ата-Каскелен, с перспективой на Чемолган, Алма-Ата – Жалыбай, с перспективой продолжения на Чилик.
Станция Алма-Ата-2, ограниченная жилой застройкой, выполняла в основном роль пассажирской станции. Станция Алма-Ата-1, как основная грузовая, сортировочная, транзитная и пассажирская станция была ограничена рельефом, поэтому Генпланом 1951 года предполагалось строительство станции Алма-Ата-3 к западу от станции Алма-Ата-2, как товарной и грузовой на территории промышленной зоны, находящейся вдоль Ташкентской аллеи (пр. Райымбека) на запад, для создания необходимых условий обслуживания большой группы существующих и планируемых промышленных предприятий, обеспечив их удобными железнодорожными путями к новым производственным корпусам, складам и базам. Эти железнодорожные узлы должны были иметь перспективу расширения депо и мастерских и быть готовы для значительного увеличения транзитных перевозок.
С начала 1950-х годов расширились трамвайные пути, троллейбусные линии и автобусные маршруты, особенно в новые районы, которые начали строиться в западном и северном направлениях. Намечались новые трамвайные линии от площади вокзала Алма-Ата-2 по Иссык-Кульской (Желтоксан), Пастера (Макатаева), Арычной (Абая) западнее Уйгурской (Байтурсынова). Проектом также предусматривалась связь трамвайных путей с железнодорожными к проектируемой товарной-промышленной станции Алма-Ата-3. Спроектирована троллейбусная линия по ул. Узбекской (Сейфуллина) на всем ее протяжении и новые линии по улицам Гоголя, Арычная (Абая), 13-я линия (Гагарина). Автобусные маршруты организовывались по основным улицам и магистралям, параллельно трамвайному сообщению для усиления провозной способности, а также по второстепенным, на которых строительство трамвайных линий было не оправдано.
Отличительной чертой города стало разнообразие зеленых насаждений. Среди городов Советского Союза Алма-Ата по насыщенности был одним из самых зеленых. Большинство улиц было засажено 3-4 рядами деревьев вдоль тротуаров. В центре города было около 50 тысяч деревьев. Их орошение осуществлялось через арычную систему, гидротехнические водозахватные, распределительные сооружения и поливочную технику. Наиболее крупным зеленым массивом стал расширенный Центральный парк культуры и отдыха на правом берегу Алматинки. Согласно Генплану расширялась сеть скверов и бульваров. Кроме того, город был хорошо озеленен за счет внутриквартальных и уличных посадок деревьев, которые давали зонтичную тень в жаркое время года. В соответствии с рекомендациями ученых, в городе хорошо росли и приживались дуб, клен, сосна крымская, ель различных видов, пихта, тополь, белая акация, карагач, вяз обыкновенный, береза, липа серебристая, крупнолистная, платан, ясень американский, орех черный, грецкий и др. В то время завозились и иноземные растения, кустарники и деревья, при активной научной поддержке ученых Академии наук, Казахского государственного университета и Ботанического сада. Система широколиственного озеленения защищала город и его жителей от прямой радиации в жаркое летнее время и снижала скорость ветра в зимние месяцы.
В конце 1940-х начале 1950-х годов в Алма-Ате велось активное строительство фонтанов у правительственных и общественных зданий, в парках, скверах и бульварах. Например, у нового Дома правительства (КБТУ) были построены большие гранитные фонтаны со стороны пр. Сталина (Абылай хана) и ул. Панфилова, в скверах у Оперного театра, Главпочтамта, у Площади цветов, в Центральном парке культуры и отдыха, Парке панфиловцев, привокзальной площади, у некоторых научных учреждений и высших учебных заведений. Кроме того, с учетом уклона города с юга на север, было начато строительство новых коллекторов, дренажных галерей вдоль ул. Ташкентской (Райымбека), узлов гидротехнических сооружений, отводных/сбросовых каналов и дамб от ливней, грязекаменных/селевых потоков рек Малая Алматинка (в горной части), Весновка (Есентай) и Большая Алматинка.
К 1950-м годам в архитектуре сформировался национальный стиль, набирали творческий потенциал первые казахские архитекторы, получившие образование в лучших вузах страны – Мендикулов, Капанов, Басенов и др. Алма-Ата приобрела столичный вид, был сформирован центр города, и застройка стала постепенно развиваться в западном направлении, в сторону «линий» и будущих микрорайонов. Генеральный план развития Алма-Аты 1951 года стал основой для интенсивного развития города, а также архитектурный идей и воплощений в 1960–1970 годы.
4956 раз
показано0
комментарий