• Общество
  • 24 Февраля, 2023

ГОД РЕФОРМ ТОКАЕВА. ЭКОНОМИКА И СОЦИУМ

В феврале-марте исполняется год программному выступлению Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании Правительства РК и Посланию Президента народу «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации», в которых Глава государства выдвинул комплексный план реформирования экономической, социальной и политической сфер и дал целый ряд первоочередных заданий Кабмину. Что из намеченного сделано за год?
Начнем с выступления Президента 8 февраля 2022 года перед министрами, руководителями ведомств и областей, которым были поставлены важнейшие задачи в экономике и социуме.

ГЛАВНЫЙ ФАКТОР КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

«Все мы должны работать на благо страны, поэтому необходимо остановиться на конкретных задачах, – отметил Токаев. – Первая задача – повышение доходов населения и снижение неравенства, так как получение дохода – главный фактор улучшения качества жизни граждан и укрепления веры в будущее. К сожалению, в последнее время доходы населения увеличились за счет со­циального трансферта, а не экономического роста. За пять лет в общих доходах населения доля трудовых доходов сократилась с 80 до 67%, а социальных трансфертов выросла с 17 до 29%...  В настоящее время оклад порядка 1 миллиона граждан не доходит до прожиточного минимума. Это самый худший показатель за последние 10 лет».

Иначе говоря, доходы граждан стали зависеть главным образом не от получаемой зарплаты, а от расходов бюджета. Причем она растет гораздо медленнее, чем прибыль работодателей и цены на рынке. Из-за этого увеличивается количество беднеющих людей. Говоря об этом, Президент сообщил, что по его поручению уже разрабатывается Программа повышения доходов населения. Она была обнародована Министерством национальной экономики через месяц, в марте 2022 года, на заседании Правительства и рассчитана до 2025 года. Основное внимание в документе уделено рабочей молодежи, трудоустройству социально уязвимых слоев населения, окладам бюджетных работников, устранению дисбаланса в зарплатах и стимулированию предпринимательских доходов.

Программа увязана с национальными проектами и содержит в общей сложности 80 мер, нацеленных  на стимулирование заработков населения за счет роста зарплат, занятости и защиты покупательной способности. В том числе для повышения трудовых доходов предусмотрено 22 меры, включая увеличение зарплат работников здравоохранения, образования, культуры и науки. На повышение занятости направлена 41 мера, в том числе  реализация проектов «Первое рабочее место» и «Молодежная практика для выпускников», а также внедрение механизма трудоустройства социально уязвимых лиц.

Стимулирование доходности малого и среднего бизнеса предусматривает предоставление субсидий из местных бюджетов для кредитов в рамках Ре­гиональной программы поддержки предпринимателей, внедрение льготного микрокредитования и нового инструмента гарантирования в моно- и малых городах, а также сельских населенных пунктах.

Особое внимание в программе уделено защите покупательной способности доходов (17 мер). В данном направлении планируется увеличить производство продовольствия, обеспечить на внутреннем рынке импортозамещение основных промтоваров народного потребления и принять индивидуальные планы банков по работе с проблемными займами населения.

По расчетам Правительства, выполнение Программы повышения доходов населения позволит к 2025 году довести долю оплаты труда в ВВП страны  до 34,5% и трудовых заработков в общих доходах до 76,2%. В течение реализации программы будет также создано свыше 2 млн рабочих мест. Кроме того, через три года доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, не должна превышать 5,2%,  а уровень безработицы – 4,7%.

 

УВЕЛИ У НАРОДА? ВЕРНИТЕ

Говоря о необходимости дальнейшего реформирования агрокомплекса и сельхозотношений, Касым-Жомарт Токаев выдвинул важнейшей задачей в рациональном использовании земли предотвращение ее концентрации узким кругом лиц. Он отметил, что государство не против больших наделов в одних руках, так как в экономический оборот вовлекается больше земель, работает эффект масштаба, повышается конкурентоспособность. Однако должны быть жесткие встречные обязательства, ответственность за фактическое использование угодий.

«Говорю именно о непроизводительной концентрации – когда берут земли побольше, но не вкладывают инвестиций, – уточнил Президент.  – В некоторых регионах решениями маслихатов размеры наделов утверждены без научно-обоснованных подходов: в Атырауской – 98 тысяч, Алматинской – 96 тысяч, Восточно-Казахстанской области – 69 тысяч гектаров. Между тем Минсельхоз разработал проект постановления, разрешающий иметь в одних руках до 98 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель. Это выглядит, как попытка закрепить непомерные земельные владения людей, которые ими владеют, то есть зафиксировать их в качестве нормативной базы».

В связи с этим, Правительством дано задание создать рабочую группу с учас­тием экспертов и научных институтов для определения предельных размеров земельных участков, а также активизировать возврат государству неисполь­зуемых или незаконно полученных в частную собственность сельхозугодий.

В результате проведенной работы с участием ученых и аграриев-практиков Правительство утвердило предельные площади земельных участков сельхозназначения, которые могут находиться на праве временного землепользования у одного гражданина или хозяйства. Размеры различаются в зависимости от региона, но в целом для юридических лиц не превышают 51 тысяч, а для крестьянских хозяйств – 35 тысяч гектаров.

В то же время за 2022 год в Казахстане было изъято в пользу государства 5,2 млн гектаров сельхозземель, не используемых по назначению либо выданных с нарушением закона. В том числе, как сообщил в начале февраля председатель Республиканского общественного совета по развитию государственного управления и противодействию коррупции при партии Amanat  Ерлан Саиров, государству возвращено 239 тысяч гектаров в Мангистауской области и 60 тысяч гектаров земли в Жамбылской области, собственником которых являлись компании, подконтрольные Болату Назарбаеву. В сотрудничестве с Генеральной прокуратурой были выявлены 59 земельных участков площадью 244 гектаров, владельцем которых при сомнительных обстоятельствах фактически становился брат первого Президента.

«Главной миссией нашей партии является возвращение государству национальных богатств, незаконно перешедших в частные руки, – отметил ­Саи­ров. – «Знатность» фамилии, прошлые заслуги и толщина кошелька не препятствие для восстановления справедливости. Увели у народа? Верните».

До конца 2023 года в Казахстане планируется вернуть государству еще 5 млн гектаров земли.

По инициативе Касым-Жомарта Токаева начался также возврат в страну незаконно выведенных за рубеж денег и других имущественных активов. Впервые он выдвинул эту задачу вскоре пос­ле известных трагических событий января 2022 г. и повторил ее на расширенном заседании Правительства в феврале. Глава государства отметил, что эта работа должна вестись по двум направлениям: возврат капитала на основе международных правовых норм и стимулирование его возвращения в страну, а также создание барьеров для оттока финансов в офшоры.

В июне прошлого года Президент создал межведомственную комиссию по возврату в Казахстан финансовых средств, незаконно выведенных из страны, а также выявления монопольной (олигопольной) концентрации экономических ресурсов, полученных незаконным путем, и их возврата государству. О первых результатах этой работы в декабре 2022 г. доложило руководство Генеральной прокуратуры РК.

По словам начальника Службы международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры Артура Ластаева, за второе полугодие    2022 г. удалось вернуть государству 631 млрд тенге. Из них 421 млрд в порядке возмещения ущерба по уголовным делам, в том числе 314 млрд в денежном эквиваленте и 107 млрд в виде драгоценных камней и металлов.

«К борьбе с отмыванием преступных доходов и возврату активов активно подключаем иностранных партнеров, – сообщил первый заместитель генерального прокурора Тимур Ташимбаев. – В частности, в октябре с Кипром подписаны договоры о выдаче преступников и правовой помощи по уголовным делам. Всего Казахстан в уголовно-правовой сфере заключил договоры с 34 странами. Среди них такие крупные державы, как Китай, США, Индия, Бразилия и другие государства».

Кроме того, из владения олигополий возвращено 398 тысяч гектаров земли на сумму свыше 6,5 млрд тенге. По протестам Генпрокурора Верховный суд отменил 17 судебных актов, ранее вынесенных в пользу субъектов олигополий. Это позволило вернуть более 600 подъездных железнодорожных путей, снизить тарифы на проезд, защитить интересы государства на 21,1 млрд тенге.

 

НАМ ПОЗАРЕЗ НУЖНА ЧИСТАЯ ЭНЕРГИЯ

«Мы столкнулись с регулярными перебоями в работе системы энергоснабжения, – обозначил Касым-Жомарт Токаев другую слабину, не только тормозящую экономику, но и раздражающую общество. – Проблему энергетической безопасности страны нужно срочно решать. Я не понимаю, почему ответственные лица дипломатично уходят от ответов на вопросы о строительстве атомной станции. А ведь нужно прямо сказать: без чистой атомной энергии мы потеряем всю экономику, не говоря уже об инвестициях, утратим региональное лидерство. Нам позарез нужна электроэнергия, причем атомная чистая энергия. Нельзя идти на поводу у популистов, которые не разбираются в экономических реалиях. Нужно профессионально разъяснять значение атомной энергетики».

Действительно, вопрос об АЭС в Казахстане муссируется уже не одно десятилетие, но избыток чего в этих словопрениях, так это непрофессионализма и популизма при пассивности исполнительной власти. Чем это чревато, наглядно демонстрирует в последние годы Западная Европа, сделавшая главную ставку на технологически зависимые от капризов погоды возобновляемые источники энергии (ВИЭ, которые далеко не настолько экологически безопасны, как вещают их адепты, замалчивающие затопление и отчуждение больших территорий, травмирование, гибель и нарушение миграционных путей птиц и зверей, другие негативные последствия роста «зеленой» энергетики). Например, Германия, закрывшая все свои АЭС, была вынуждена вскоре после этого стыдливо, втихомолку расконсервировать немецкие станции, вырабатывающие электроэнергию на угле  – самые грязные из существующих.

В июне 2022 года, выступая на заседании Совета иностранных инвесторов, Касым-Жомарт Токаев сообщил, что Казахстан определился с местом для строительства АЭС. А министр энергетики Болат Акчулаков уточнил в разговоре с журналистами, что станцию планируется построить в районе озера Балхаш в поселке Улкен Алматинской области в 365 км от Алматы. Это место для строительства АЭС еще в 1997 году предлагал тогдашний глава Академии наук РК, ныне президент Ядерного общества Казахстана Владимир Школьник, но тогда  дело заглохло из-за отсутствия у государства денег на такой дорогостоящий объект и под напором экологов.

В сентябре 2022 года стало известно, что проект сооружения первой казахстанской АЭС может стать интернациональным. «В целом у Правительства сформировалось мнение, что данный проект должен быть реализован международным пулом инвесторов, который должен максимально учитывать все лучшие технологии», – сообщил на брифинге в Астане председатель правления фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» Алмасадам Саткалиев. Он пояснил, что рассматриваются предложения южнокорейской компании KHNP, китайской CNNC, американской General Electric, французской EDF и российского «Росатома».

По данным Минэнерго РК, стройка может занять до 10 лет. Стоимость одного энергоблока в среднем составляет 5 млрд  долларов. В прогнозном энергобалансе страны до 2035 года в качестве одного из вариантов рассматривается ввод в эксплуатацию АЭС суммарной мощностью 2,4 ГВт.

На стыке 2022–2023 годов в СМИ замелькали сообщения, что основным партнером Казахстана в создании первой АЭС будет «Росатом». Но эту информацию в январе 2023 г. опроверг глава Правительства РК Алихан Смаилов. «Мы хотим, чтобы этот объект мы построили совместно с различными компаниями, которые имеют самые передовые технологии во всем мире, – сообщил Премьер-министр. – То есть мы хотим, чтобы это был многосторонний проект. Что касается определения «Росатома» в качестве основного поставщика – такого решения пока не было. Это решение мы будем принимать в текущем году с учетом проработки с международными экспертами».

Глава Кабмина уточнил, что совместно с «Росатомом» лишь  составлена специальная Дорожная карта. «Мы должны провести такую подготовительную работу, – сказал Смаилов. – По итогам этой работы будет конкретно определено, кто будет поставщиком непосредственно ядерного острова, другого оборудования. Это требует экспертной проработки, решения пока еще нет».

 

КОНЕЦ БЕСПРЕДЕЛУ КРИПТОВАЛЮТЧИКОВ

Неожиданно для многих дополнительной головной болью энергокомплекса республики стал майнинг (деятельность для добычи криптовалюты и оперирования ею). Хотя удивляться нечему. К августу 2021 года Казахстан взлетел по объемам чрезвычайно энергоемкого майнинга на второе место в мире после США. Причем подобный оборот в этой сфере ее аналитики прогнозировали заранее. Она стала возможной, во-первых, в результате перебазировки в Казахстан мощностей майнеров из Китая (там, в результате жестких ограничений властей майнинг упал до нуля), во-вторых, благодаря относительно низким тарифам республики на электроэнергию в сравнении со многими другими странами, в-третьих, из-за практического отсутствия у нас регулирования криптовалютной деятельности.

Между тем, как отметил Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании Правительства в феврале 2022 г., социа­льно-экономический эффект от производства криптовалют минимален. Это, мягко говоря, потому что массовых рабочих мест не создается, и продукции как таковой нет вообще. При этом майнеры нелегально пользовались тарифами, которые ниже, чем для населения, не платили налоги и пошлины на ввозимое оборудование.

Главное же в том, что эти дельцы потребляли электроэнергии как несколько казахстанских областей (!), максимально используя отечественный базовый ресурс, но монетизируя выгоду от этого за пределами Казахстана, фактически превращенного в сырьевой придаток используемых в майнинге технологий блокчейна.  «Прошу Агентство РК по финансовому мониторингу детально разобраться в этой ситуации, – потребовал Президент. – Необходимо выявить все майнинговые фермы, проверить налоговые и таможенные вопросы, тщательно изучить договоры, на основании которых получены техусловия, а также другие аспекты их деятельности».

Выполнение этого поручения Главы государства вылилось в разработку нового законопроекта и корректировку ряда действующих законодательных актов. Принятый в конце 2022 года Закон «О цифровых активах Республики Казахстан», а также сопутствующие изменения Налогового и Административного кодексов,  законов «О разрешениях и уведомлениях», «Об информатизации» и «О Международном финансовом центре «Астана» положили конец беспределу криптовалютчиков. Если они хотят работать в Казахстане, то обязаны становиться легальными, полноценными участниками отечественного рынка. В том числе проходить лицензирование и исправно платить все установленные налоги.

 

ТРЕБУЕТСЯ МАКСИМАЛЬНАЯ СОГЛАСОВАННОСТЬ

К сожалению, позитивная результативность не достигнута в реализации ряда других поручений Касым-Жомарта Токаева год назад. Прежде всего, это касается выполнения второй по значимости после повышения доходов населения задачи  – обуздания инфляции.

«Цены массово растут по всей стране, тем не менее мы сдержали инфляцию до 8,4%, – говорил Глава государства на расширенном заседании Правительства в феврале 2022 года. – Чтобы не повышать цены, часто использовались нехарактерные для рынка методы. Все это шаги, предпринятые от безысходности, и такая позиция может привести к резкому росту инфляции. Поэтому важно самостоятельно перейти от контрольно-регулятивных мер в пользу системно-распределительных мер.  Национальный банк должен проводить независимую и адекватную денежно-кредитную политику для достижения целевого коридора инфляции 4-6% в 2022 году и 3-4% в 2025 году».

Похоже, безысходность продолжала довлеть над исполнительной властью, поскольку переход от контрольно-регулятивных к системно-распределительных мерам практически не состоялся. В результате от значительного удорожания львиной доли продовольствия, промтоваров народного потребления и услуг не спасли ни пересмотр Нацбанком РК базовой процентной ставки, ни заморозка коммунальных тарифов, ни запреты на вывоз из республики части ее продукции, в том числе бензина, дизтоплива и прочих нефтепродуктов, ни установление предельных цен на горюче-смазочные материалы и другие товары, ни другие по-прежнему преимущественно административные меры.

Итог безрадостный: инфляция за 2022 год составила в Казахстане 20,3%. Это в 3-5 раз превышает требование Главы государства, кратно расходится с целевыми индикаторами принятого в 2021 году Комплекса мер антиинфляционного реагирования самого Правительства и оказалось худшим результатом в СНГ, сопоставимым со странами Балтии, европейскими аутсайдерами в противостоянии с ростом цен.

Выступивший в январе на первом в 2023 году заседании Правительства глава Нацбанка РК Галымжан Пирматов связал неудачу с резким обострением геополитической ситуации, обусловленным нарастанием противостояния Запада и России, подвергнутой многочисленным санкциям, которые не могли не сказаться на ее экономическом сотрудничестве с Казахстаном.

В ответ Премьер-министр Алихан Смаилов заявил, что в 2023 году предстоит сократить инфляцию вдвое  и удержать ее в пределах 9,5%. По словам главы Правительства, это очень сложная задача, требующая максимально согласованных действий Нацбанка и всех звеньев исполнительной власти по ее вертикали сверху донизу. Остается лишь надеяться, что эта работа будет более успешной, чем в минувшем году.

 

* * *

В отличие от выступления Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании Правительства в феврале  2022 года мартовское Послание Президента народу «Новый Казахстан: пути обновления и модернизации»   посвящено в основном  комплексной модернизации политической системы страны. Что в этом направлении сделано, делается и предстоит сделать – в следующем, мартовском, номере журнала «Мысль».

Андрей ЖДАНОВ

 

 

2687 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №2

20 Февраля, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»